Учкудук что это такое и почему три колодца
Легендарный Учкудук
Тем, кто бывал в Таджикистане или Иране, песни из магнитол учкудукских таксистов покажутся очень знакомыми. По всему Узбекистану, даже за сотни километров от таджикской границы, немало мест, где говорят по-таджикски. В их числе и древняя Бухара, выходцы из которой главным образом населяют Учкудук сейчас вместо уехавших русских.
Город расположен в местах, где никогда не было людских поселений и не ходили караваны. Кызылкум — не степь, а настоящая пустыня, пространство потрескавшегося камня и сморщенной глины с редкой и чахлой растительностью.
Порой пейзаж разнообразят чинки — высокие глинистые обрывы, и соры — белые пятна высохших солончаков.
А иногда в мареве дрожит фата-морганой городок мавзолеев или белеет в необозримом пространстве далекая юрта. Коренные жители Кызылкума — казахи — лучше сохранили кочевой уклад по сравнению со своими соплеменниками из Казахстана.
Кызылкум не отнести к древним цивилизациям Средней Азии — ни к Согдиане, ни к Хорезму: пустое пространство, где не остался бы жить никто, кроме кочевников и рудокопов. Моногорода пустыни, степи или тундры похожи на россыпь вагончиков, которые можно погрузить да увезти в другое место.
Именно так выглядит пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявого саксаула. И больше ничего.
На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью города.
А вот теперь на его месте довольно невразумительный монумент «Три колодца».
Дорога от «Солнышка» спускается в город, и новый въездной знак стоит с другой стороны. В 1958 году Учкудук официально возник как поселок, а позднее, в 1978 получил городской статус.
В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка обнаружила в Кызылкуме крупное урановое месторождение, вместе с другими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.
На доразведку, подготовку и проектирование ушло еще четыре года, а в 1956–1958 годах в центре пустыни, где никогда не было городов и сел и не ходили караваны, «под ключ» выросли поселок, аэродром, железная дорога и рудник. Впоследствии, впрочем, главным богатством Кызылкума оказалось золото, и центр рудничной жизни сместился к месторождению Мурунтау, близ которого вырос город Зарафшан.
Пустыню буквально пронизывает Навоийский горно-металлургический комбинат, столь огромный и сложный, что в 1982 году специально под него была учреждена Навоийская область.
Церковь среди саксаула
В самом центре Учкудука — белая православная церковь Всех Святых, построеная в 2001–2007 годах.
В 2001 году хоким Учкудука Эргашев А. И. выделил участок земли в центре города под строительство храма. 12 марта 2002 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир совершил чин закладки камня в строительство нового храма.
В воскресенье 28 октября 2007 года митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир с духовенством из Ташкента, Самарканда, Бухары, Кагана, Навои, Зарафшана и Учкудука совершил Великое Освящение храма. На богослужении присутствовал хоким города Учкудук Умаров И. С. и руководство Навоийского Горно-Металлургического Комбината
Последних русских здесь можно встретить у «трех колодцев». Но это — другие русские, которым пустыня знакома лучше, чем лес. Их осталось очень мало. И для кого же тогда этот храм?
Учкудук прошел типичный путь моногорода, построенного на недружелюбной земле для добычи ее ресурсов. Первыми его жителями были ученые и спецпоселенцы, многие объекты строили «зыки» (так здесь называли заключенных), а от донецких шахтеров в местный сленг вошли «тормозок» и «дух подземелий Шубин». Но уже в 1960-х годах к «Трем Колодцам» активно поехала советская молодежь: кто за романтикой пустыни, кто просто за длинным рублем.
Первым капитальным зданием города было Северное рудоуправление Навоийского горно-металлургического комбината (НГМК). Подобно всем правительственным зданиям в Узбекистане, оно обнесено мощной оградой. Не стоит объяснять, что в этих краях этот монстр влиятельнее, чем хокимият.
В советском Учкудуке шутили, что надо бы привезти в город хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов напоминает человеческую жизнь, состоящую из неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости и мучительной старости.
Учкудук одновременно напоминает города и Средней Азии, и Крайнего Севера. От последнего — общее ощущение необжитости: пятиэтажки и «свечки» улучшенных серий многоэтажек стоят тут как россыпь вагончиков и времянок. Их дворы вполне типичны для бывшего СССР, вот только не растет в этих дворах даже трава, а вровень с горками детских площадок торчит из красноватой земли саксаул.
При СССР в Учкудуке сложилась своя неповторимая среда, где люди понимали друг друга с полуслова. Распад этой среды произошел не с распадом Союза, а уже в начале XXI века. Первые годы в независимом Узбекистане НГМК руководили люди старой закалки, и его города представляли собой своеобразный архипелаг, живший иной жизнью, чем остальная Средняя Азия.
К Навоийской области в Узбекистане относились, примерно как в России к Югре и Ямалу: край тяжелого труда и невыносимой природы, но высоких зарплат и развитой социальной защиты. Потому и построили в Учкудуке большую церковь, что русские в те годы не спешили уезжать. Но в 2008-м на комбинате сменилось руководство, а с ним, за считанные месяцы, — и жизнь в рудничных городах.
Новые люди и старые руды
В пустыне помимо казахских юрт в последние годы можно увидеть шатры, похожие на декорации к сказкам Шахрезады. Бухара как родина великих богословов и суфийских орденов хорошо известна в исламском мире, и с 1990-х годов влиятельные бухарцы, совершая хаджи, нашли себе новых друзей среди арабских шейхов. И вот теперь популярная забава аравийской аристократии — соколиная охота в Кызылкуме.
Но в первую очередь Учкудук, как и раньше, — центр добычи урана и золота. НГМК по-прежнему входит в первую десятку мировых производителей этих металлов. Для молодежи из перенаселенных оазисов вокруг Бухары Кызылкум — по-прежнему край тяжелого труда и больших доходов. Иначе в таких местах не бывает: без своих рудников Учкудук неизбежно стал бы городом-призраком, а трудолюбивые узбеки не замедлили бы разобрать его руины подчистую.
Владимир Высоцкий в Учкудуке
Владимир Семенович Высоцкий в рамках своего турне по Узбекистану, которое прошло за год до его смерти, посетил и Учкудук.
Полноценный восьмичасовой рабочий день с гитарой. Но на сцене он работал без скидок на усталость и самочувствие.
История песни «Учкудук»
История песни началась с того, что в 1980 году ВИА «Ялла» приехал на гастроли в закрытый городок «Учкудук» в то время, когда у него готовилась новая программа. В помощь музыкантам пригласили режиссеров и поэтов из Белокаменной, что придавало предстоящим концертам солидности. В составе столичного десанта был Юрий Энтин, в то время уже классик и автор большого количества детских хитов. Достаточно вспомнить, хотя бы песенку «Антошка,Антошка, пойдем копать картошку!».
И надо же такому случиться, что серенький промышленный городок из Узбекистана на мэтра произвел огромное впечатление. И родилась песня «Учкудук», которую в тот же день исполнили на концерте в одноименном городе, вызвав небывалое ликование горожан. Артистов благодарили не только девушки и женщины, которые традиционно были самыми преданными поклонниками «Яллы». После концерта к артистам подходили группы суровых мужиков-шахтеров, которые со слезами на глазах выражали свое восхищение.Успех был ошеломляющим.
Можно сказать, что песня «Учкудук» установила своеобразный рекорд на пути от написания до завоевания зрителя. Всего за один день были написаны стихи, положены на музыку и исполнены. Собственно, то первое публичное исполнение песни стало предопределяющим для будущей популярности и востребованности.
А где- же три колодца?
Самое интересное, что знаменитые колодцы, которые якобы в количестве трёх штук были здесь когда-то, в городе толком никто и показать не может. Хотя говорят, что ы подробные описания их местонахождения встречали в первых геологических отчётах.
Сейчас жители считают, что три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого брали воду для купания, из третьего — для технических нужд. Старожилы даже могут показать их оплывшие ямы на окраине. вот только практически не осталось в Учкудуке старожилов.
Учкудук ― город песня, город тайна
В начале восьмидесятых годов прошлого века в СССР приобрела популярность песня узбекского ВИА «Ялла» ― «Учкудук ― три колодца». Именно благодаря этой песне, жители Советского Союза впервые услышали о существовании таинственного города Учкудук.
Символ Учкудук – стелла три колодца
Однако, большая часть населения страны воспринимало «город ― красавец» из песни, как вымышленный сказочный град, родившийся в богатом воображении поэта, но никак не обыкновенный, заштатный, промышленный городок, возникший в безжизненной пустыне Кызылкум Узбекской ССР. О создании города и его истории пойдет речь в этой статье.
История песни
Появлению на свет песни «Учкудук-три колодца», мы обязаны гастролям легендарного ВИА «Ялла» в 1980 году в закрытый промышленный город. Для подготовки новой программы в помощь музыкантам отрядили творческий десант из столицы, состоявший из поэтов и режиссеров.
Одним из членов московской поддержки, был поэт Юрий Энтин, на то время уже маститый классик и автор многих хитов. Поэт прошелся по городу, и ничем не привлекательный промышленный город произвел на него огромное впечатление. Под впечатлением от прогулки Энтин написал замечательные стихи и тут же предложил музыкантам из «Яллы» написать музыку. Музыкальный руководитель ансамбля Фаррух Закиров в течении 40 минут набросал мелодию к песне, которую и назвали «Учкудук-три колодца».
В состоявшемся в тот же день концерте, солисты ансамбля исполнили новую песню, вызвав бурю ликования у местной публики. Благодарили артистов как ярые поклонники ВИА – девушки и женщины, так и суровые мужчины-работяги. Они выражали свое восхищение и благодарность за песню, прославляющую их город. Народ с восторгом принял новый хит музыкантов, а вот реакция властей была противоположной.
В связи с тем, что Учкудук был засекреченным городом, специализирующимся на производстве стратегического сырья для атомной промышленности, власти не хотели популяризовать даже песенную версию о городе. Исполнение песни «Учкудук- три колодца» притормозили на целый год. Как ни странно, но песня появилась в эфире благодаря вмешательству председателя Центрального телевидения Лапина, и в дальнейшем имела ошеломляющий успех.
Что придало песне о простом промышленном городе такую популярность, загадка до сих пор. Думается, что решающую роль в популярности песни, сыграли замечательные стихи поэта Энтина, удивительная мелодия музыкантов ВИА «Ялла» и таинственные слова «Учкудук-три колодца».
История Учкудук
В 50-е годы прошлого века в связи с быстроразвивающейся в СССР атомной промышленностью, страна остро нуждалась в уране. Государство поставило геологам задачу по разведке новых месторождений урановой руды. Самолет геологоразведочной экспедиции, оснащенный геофизической аппаратурой, производил разведку урановой руды над пустыней Казылкум.
В центральной части пустыни аппаратура зафиксировала мощный сигнал всплеска излучения, о чем срочно было доложено в Москву. Для более детального изучения характеристик месторождения была создана геологоразведочная экспедиция. Для обеспечения экспедиции водой выкопали 3 колодца: для питья, купания и технических нужд. Отсюда и появилось название три колодца ― Учкудук.
Далее на этом месте до середины 1960-х годов обосновалась стационарная геологическая партия №54. Затем поселение геологов становится поселком городского типа в Бухарской области. В конце 60-х годов в связи с увеличивающимися объемами добычи руды урана как открытым, так и закрытым способами, а далее и методом подземного выщелачивания ― поселок требовал расширения.
Первые жилые постройки Учкудука
Для дальнейшего развития месторождения требовались рабочие-горняки, инженерно-технические специалисты. На рудник потянулись люди со всего Советского Союза, посёлок разросся и в 1978 году получил статус города.
Железнодорожный вокзал Учкудук, расположенный в 12 км. от жд. ветки.
До 1979 года Учкудук имел статус секретного стратегического объекта. 20 апреля 1982 года он вошел в состав новообразованной Новоийской области, Узбекской ССР. Город Учкудук географически расположен в центральной части пустыни Казылкум, в 12 км от ж.-д. станции «Учкудук».
Улицы Учкудука
Очень компактный, в 13 сжатых микрорайонах город, на площади где-то 2,5 ×1,5 километра. Как в моногородах Крайнего Севера, так и Средней Азии в Учкудуке чувствуется ощущение необжитости. Коробки пятиэтажек и современных высоток горстками разбросаны по микрорайонам города. Дворы типичны для постсоветского периода, только вот кроме саксаула в этих дворах ничего не росло.
Дворы Учкудука
Самое популярное место в городе ― базар.
Учкудук – базар
В огромной, безжизненной, песчаной пустыне образовался крохотный обитаемый островок. Численность населения города, по данным переписи, в 1991 году составляла порядка 24 тыс. человек.
Первый символ Учкудук – холм Солнышко, ныне отсутствующий
С 1958 года градообразующим предприятием является Новоийский горно-металлургический комбинат (НГМК), работниками которого и являются в основном жителей города.
Северное Управление НГМК
В 1995 году в Учкудуке заработал золотоизвлекающий комплекс, с проектной мощностью 20 тн золота в год. В 2001 году в Узбекистане открыта ж.-д. ветка Учкудук-2 ― Мискин.
ГМЗ-3. Гидро-металлургический завод
Учкудук сейчас
В период СССР, численный состав города был многонациональным, с преобладанием русскоязычного населения. В связи с распадом страны и приходом в 2008 году к руководству НГМК новых руководителей из местных, на руднике резко упала зарплата, исчезли социальные льготы.
Русскоязычное население стало массово покидать город, а их место заняли в основном выходцы Бухары, зарплата и здешние условия труда которых устраивала, потому что на родине, в перенаселенных аграрных районах Узбекистана, работы совсем не было. Не помогла оттоку русских, построенная в 2001-2007 году в центре Учкудука, белая православная церковь «Всех Святых».
Русская православная церковь Всех Святых
Основная масса русскоязычных перебралась в Россию. Кто-то устроился работать на подобное производство на Югре и Ямале, кто-то нашел себя в другой сфере.Теперь коренное население Учкудука преобладает над русскоязычным в соотношении примерно 95% к 5%. В настоящее время в городе Учкудук проживает около 30 тысяч человек.
Облики современного города
Сейчас город и комбинат НГМК живут своей жизнью, имея свои рудники, не развалились, по-прежнему в обойме крупных мировых производителей урана и золота. Так сложилось, что уран насыщавший российский ВПК, идет теперь на благо американской атомной промышленности.
Жаль, но участь всех моногородов прогнозируема. Закончится руда, закончится жизнь города. Знаменитый Учкудук превратится в пустынный призрак – мираж, когда-то давно предсказанный российским поэтом Энтиным.
Три колодца в Кызылкумах: каков на самом деле Учкудук из известной песни
«Учкудук — три колодца, защити, защити нас от солнца…» — всем известные строки из красивой и наивной песни ВИА «Ялла». Менее известно то, что город Учкудук существует на самом деле и находится он в Навоийской области Узбекистана, в самом сердце «красных песков» Кызылкума — великой пустыни между Сырдарьей и Амударьей.
Сердце пустыни
Здесь мало кто отважился бы жить по доброй воле. Зимой или осенью лирический герой песни ВИА «Ялла» мог бы просить Учкудук о защите не от палящего солнца, а от пронизывающего ветра и лютой стужи. Покинув поезд на станции Учкудук II, я хорошо понял значение английской идиомы in the middle of nowhere («посреди ничего»).
Именно так расположен пристанционный поселок: новый вокзал да десяток белых домиков среди корявых саксаулов. На горизонте — невысокие горы, дымящие цеха большого завода и рудничные отвалы, столь бескрайние и разнообразные, что многие жители Учкудука всерьез считают их главной достопримечательностью своего города.
Три колодца до урановой руды
В 1952 году то ли экспедиция, искавшая в пустыне воду и проводившая в скважинах плановые замеры радиации, то ли новая для тех времен аэрогеологическая разведка нашла в Кызылкумах крупное урановое месторождение, вместе с еще несколькими подобными находками полностью изменившее возможности советской ядерной индустрии.
Ну а три колодца Учкудука — это три бассейна, вырытых в лагере первых строителей: из одного пили, из другого мылись, из третьего брали воду для технических нужд. Старожилы даже смогут показать их оплывшие ямы на окраине… вот только почти не осталось в Учкудуке старожилов.
Церковь среди саксаулов
Учкудук разом напоминает города и Средней Азии, и Крайнего Севера. От последнего — общее ощущение необжитости: пятиэтажки и «свечки» улучшенных серий многоэтажек стоят тут как россыпь вагончиков и времянок. Их дворы вполне типичны для бывшего СССР, вот только не растет в этих дворах даже трава, а вровень с горками детских площадок торчат из красноватой земли саксаулы. И все дороги, конечно, ведут на базар.
Но в самом центре Учкудука — белая православная церковь Всех Святых, в Земле Российской просиявших. Она была построена в 2001-07 годах, а ее резные двери делал узбекский усто. Здесь можно встретить последних русских людей у Трех Колодцев. Но это — другие русские, которым пустыня знакома лучше, чем лес. Их осталось очень мало. И для кого же тогда этот храм?
Судьба моногорода
В тогдашнем Учкудуке шутили, что надо бы в город завезти хоть пару стариков, потому что подраставшие дети вообще не знали, как выглядит старость. История многих моногородов напоминает человеческую жизнь, состоящую из неустроенной юности, счастливой молодости, профессиональной зрелости и мучительной старости.
К Навоийской области в Узбекистане относились примерно как в России к Югре и Ямалу: край тяжелого труда и невыносимой природы, но высоких зарплат и развитой социальной защиты. Потому и построили в Учкудуке большую церковь, что русские в те годы не спешили уезжать. Но в 2008 году на комбинате переменилось руководство, а с ним, за считанные месяцы, — и жизнь в рудничных городах.
Новые люди и старые руды
В пустыне помимо казахских юрт в последние годы можно увидеть шатры, похожие на декорации к сказкам Тысяча и Одной ночи. Бухара как родина великих богословов и суфийских орденов хорошо известна в исламском мире, и с 1990-х годов влиятельные бухарцы, совершая хаджи, нашли себе новых друзей среди арабских шейхов. И вот теперь популярная забава аравийской аристократии — соколиная охота в Кызылкумах.