Уэк что это в госуслугах
Как получить УЭК через ГосУслуги
Универсальная электронная карта – это государственный документ, подтверждающий право человека, являющегося гражданином Российской Федерации, пользоваться государственными услугами разного плана. Также УЭК используется для того, чтобы оплатить купленные вещи, полученные услуги и прочее. Люди, которые задаются вопросом о том, как получить УЭК или электронную подпись, должны знать, что описываемый документ может предоставляться в качестве электронной цифровой подписи гражданина, которая позволяет получать юридическую помощь.
Получение УЭК
Получение карты на руку осуществляется только при личной подаче прошения в специальное учреждение по месту жительства. Как получить УЭК через Госуслуги и можно ли это сделать? Ответ – нет. Пройти полную процедуру оформления УЭК с помощью посредника или на государственном онлайн-портале невозможно.
Также важно отметить, что с 1 января 2017 года в России больше не действуют специализированные пункты, осуществляющие выдачу универсальных электронных карт. Теперь этот документ либо выдается обязательно, либо человек своевременно оформляет отказ от выдачи карты на свое имя.
Универсальная электронная карта российского гражданина оформляется бесплатно. Срок ее действия – пять лет.
Для чего нужна карта
УЭК – это важный документ, который дает возможность пользоваться различными госуслугами. Его возможности практически неограниченны, а на выполнение процедур уходит не так много времени, как при использовании иных способов. На территории России с помощью УЭК можно оплатить следующие услуги:
Помимо этого, на документе размещены приложения, предназначенные для получения разноплановых услуг в конкретных регионах РФ.
Место получения УЭК
Где получить универсальную электронную карту гражданина РФ? Сделать это можно исключительно в специализированных ведомствах по месту регистрации. Заявление подается только при личном присутствии, на портале Госуслуг такая процедура отсутствует. Подача заявки по договоренности также невозможна. Для оформления карты нужны следующие документы:
УЭК представляет собой носитель подписи российского гражданина, которая равна обычной физической подписи. Так как документ предназначен и для оплаты различных услуг, сразу необходимо выбрать банк (перечень учреждений, входящих в программу УЭК, пока невелик). К данному вопросу следует отнестись серьезно и подобрать надежную финансовую организацию, так как именно банк в дальнейшем будет определять правила выдачи таких документов.
Открытый в банке счет также привязывается к карте только лично, через пункт выдачи это сделать нельзя. Работником пункта выдачи УЭК клиенту выдается порядковый номер его заявления, по которому и узнается статус оформления документа. Оформленную карту забирают там же, где и подавалась заявка. Каждый документ защищен индивидуальным паролем.
Использование УЭК
Использование этого документа немногим отличается от использования обычной платежной карты, но вот информации о гражданине на УЭК намного больше. Карту активируют при помощи пароля, а в дальнейшем применяют для оплаты. Основной ее плюс – это то, что она не только является платежной картой, но и полноценным документом, подтверждающим личность человека. Ею можно воспользоваться:
Отказ
До 2015 года УЭК можно было получить только добровольно. 1 января 2015 года Указом Правительства РФ было установлено, что должен быть налажен выпуск данных документов без заявок от граждан, желающих их получить. В такой ситуации может появиться вопрос, как же все-таки можно отказаться от универсальной электронной карты? Если гражданину не нужно получать и использовать документ, то заявка на отказ принимается точно так же, как и на получение. Такой документ составляется по специальному образцу, получаемому в пункте выдачи по месту регистрации гражданина Российской Федерации.
Что такое УЭК для моментального подтверждения. Универсальная электронная карта: зачем нужна, где получить и как использовать
УЭК – это универсальная электронная карта, включающая в электронной и печатной форме информацию о своем держателе. Владельцем такого носителя может быть как гражданин Российской федерации, так и гражданин иных государств или не имеющий гражданства человек в тех случаях, когда это предусмотрено законами РФ.
Для чего она нужна?
УЭК может служить документом, удостоверяющим личность при ОМС (медицинская страховка) и при пользовании на относительно недавно открывшемся портале государственных услуг, может выступать в качестве проездного документа при проезде в общественном транспорте, а также позволяет совершать юридические действия в электронном виде.
Потенциал УЭК
В карте соединены такие важные функции, как идентификация и возможность оплаты услуг в сфере социального обеспечения, здравоохранения, в образовательной и налоговой сфере, в ЗАГСе и т.д. С ее помощью можно узнать о состоянии своего пенсионного счета без обращения в Пенсионный фонд. Она обеспечивает более простую оплату коммунальных услуг, получение льготных лекарств и выплату пособий.
Как было сказано выше, УЭК способна заменить и карту банка. Иными словами, с её возможно снимать наличные средства, делать вклады и переводы денег. Карта идентична по размерам банковской. Ее удобно носить в обычном портмоне. Где получить универсальную электронную карту? Об этом далее.
Помимо всех очевидных преимуществ, УЭК имеет и еще одну характерную особенность – наличие электронной цифровой подписи, что является аналогом ручной росписи, только ставить ее можно без личного присутствия.
В планах на будущее запланировано расширить функционал УЭК, чтобы она стала также электронным ключом, кошельком, платежной системой для осуществления переводов средств между клиентами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Итак, что такое УЭК. Для моментального подтверждения операций подходит ли она? Давайте вместе в этом разберемся.
Как это работает?
Данные УЭК существуют в двух видах:
УЭК (расшифровка представлена выше) действует во всех регионах Российской Федерации. Но воспользоваться некоторыми услугами, к примеру, оплатить поездку в общественном транспорте, удастся далеко не на всей территории нашей страны, а только в некоторых областях.
Также могут возникнуть проблемы при использовании платежной системы. Дело в том, что УЭК прикреплена к системе ПРО100, а эта система еще не распространена повсеместно. Но такая проблема разрешается обращением в любой крупный банк, где банкомат позволит как снять деньги с карты, так и пополнить ее счет.
Кто несет ответственность?
За внедрение УЭК несут ответственность специальные организации, созданные в каждом регионе. Разработчики системы УЭК утверждают, что она полностью безопасна, так как создана с помощью новейших технологий, основанных на сохранности и недоступности данных. Получить доступ к конфиденциальной информации всех пользователей невозможно в силу отсутствия единого хранилища данных УЭК. На самой карте минимум информации. Есть список карт, который составляется федеральными органами, но в нем отсутствует конкретная информация о владельце. Что такое УЭК для моментального подтверждения операций, мы пояснили.
Электронная цифровая подпись
ЭЦП является абсолютным аналогом рукописной подписи, она подтверждает подлинность документа в цифровом формате. При этом бумаги оберегается от незаконного редактирования. При внесении корректировок подпись теряет свою законную силу, и документ необходимо будет подписать еще раз.
Получение ЭЦП в комплекте к универсальной карте процедура бесплатная, в то время как в отсутствии УЭК за цифровую подпись нужно будет заплатить. Лучше всего оформить ЭЦП сразу при получении УЭК, так как она позволяет быстро и просто получить многие госуслуги.
Как оформить?
Когда все формальности будут соблюдены, вам выдадут специальный номер вашего заявления, с помощью которого вы сможете проследить все этапы оформления и готовности карты. В конверте с УЭК будут также и пин-коды, которые необходимо сохранить для дальнейшего использования изделия.
В среднем от подачи заявления и до выдачи универсальной электронной карты проходит 30 дней.
Получив карту, вы должны решить, нужна ли вам электронная цифровая подпись и привязка карты к банковскому счёту. Не забывайте, что договор на обслуживание УЭК подписан только крупными банками. Соответственно, привязать счет к карте получится не везде. Для его открытия необходимо обратиться в обслуживающий вас банк. Плата за обслуживание карты не взимается. Но при наличии привязанного к УЭК банковского счета придется платить комиссию за предоставляемые по счету услуги. Стоимость соответствует тарифам, установленным непосредственно банком.
Универсальная электронная карта подлежит замене в случае, если данные на карте теряют свою актуальность. К примеру, были изменены Ф.И.О владельца или банк, а также были подключены новые приложения. Обмен происходит также в центрах обслуживания УЭК. Срок действия изделия 5 лет. По истечению этого срока карта также должна быть заменена.
Плюсы и минусы
Из очевидных достоинств УЭК следует особо выделить возможность избежать долгого стояния в очередях и непосредственных контактов с органами власти при оформлении государственных услуг. Карта позволяет существенно сэкономить время и снизить количество бюрократических проволочек, с которыми сталкивается каждый.
УЭК расширяет количество услуг, которые можно получить в электронном формате, повышает уровень и качество государственной поддержки граждан в сфере обслуживания. Особенно популярна система УЭК в области проведения торгов, так как она сильно упрощает процесс покупки того или иного товара.
К сожалению, помимо неоспоримых преимуществ, карта имеет и не менее неоспоримые недостатки. К примеру, она действительна только на территории нашей страны. То есть при выезде за границу, воспользоваться картой уже не удастся. Отнюдь не все магазины поддерживают систему ПРО100. Поэтому расплатиться ей будет не везде возможно, даже если карта привязана к счету в банке.
Закрытие системы УЭК
Изначально планировалось выдать карты всем гражданам РФ, за исключением тех, кто отказался от ее получения. Но оформить карту без личного присутствия гражданина оказалось неосуществимо, ведь необходимо сделать фотографию и запись ЭЦП. Личное присутствие неизбежно во время получения карты и пин-кодов, так как они должны быть вручены непосредственно в руки гражданину, на которого оформлена карта при предъявлении паспорта. Передавать УЭК по доверенности или отправлять по почте никак нельзя.
К сожалению, плохая осведомленность граждан о системе УЭК, а также сложность и необходимость личного присутствия при оформлении и получении карты, привели к отказу от проекта. В конце декабря 2016 года был принят закон об отмене УЭК. Оформление и выдача карт прекратилась с 1 января 2017 года. Выданные до этого срока карты продолжают функционировать до истечения срока действия.
Универсальная электронная карта: отзывы
Отзывов о данной карте большое количество. В основном, они положительные. Но в нашей стране многие отнеслись с недоверием к возможностям УЭК. Люди боятся мошенников.
Альтернатива УЭК
На смену УЭК по задумке правительства должны прийти электронные паспорта, с дальнейшим постепенным отказом от бумажных идентификационных носителей. Граждане РФ будут иметь возможность получить такой документ в любом отделении ФМС. При оформлении и обслуживании будет использоваться инфраструктура, созданная под систему УЭК. Планируется значительно расширить и дополнить функционал УЭК при внедрении электронных паспортов. На данный момент законопроект находится в стадии разработки. Будет ли будущее за электронными носителями или привычными нашим гражданам бумажными? Узнаем совсем скоро.
Мы рассмотрели, что такое УЭК. Для моментального подтверждения операций она подходит идеально.
Универсальная электронная карта гражданина РФ: текущая ситуация
Давно в умах нашего правительства планируется замена стандартных главных бумаг гражданина РФ – паспорта, СНИЛС и медполиса. На замену всему этому должна прийти Универсальная Электронная Карта (УЭК). О реалиях внедрения нового электронного документа читаем в этом обзоре.
Внимание! С 2017 года карта не выпускается.
УЭК – о чем идет речь?
УЭК сейчас – это не вера в светлое будущее, а большие несбывшиеся мечты. Планировалось, что УЭК станет универсальной заменой основных документов гражданина – паспорта, СНИЛС, медицинской страховки, а заодно и прекрасным платежных средством. Бонусом ко всему это должно было оперативно решать проблемы по идентификации личности. Но мечтам пока не суждено сбыться.
Проект был запущен в 2013 году.
Основные варианты использования карты:
Но самое интересное – выпуск карты гражданина действительно производился. Получить ее мог любой гражданин России по заявлению. Срок действия карты – 5 лет. Для обслуживания карты можно было пользоваться банкоматами и терминалами с обслуживающей системой «Про100». Но самое интересно, что применять ее можно было даже дома – для этого нужно было купить считыватель карт для своего компьютера (подключается по USB).
Электронная подпись
В настоящее время на картах эта опция не поддерживается.
Ранее же карту можно было использовать в качестве электронной подписи и проходить идентификацию там, где это было необходимо. Вот некоторые примеры былого использования карты:
Планируемые введения
Все что было написано выше, уже было как-то реализовано. Но планы на одну удобную чипованную карту строились гораздо шире. Вот еще раз кратко о планируемом пакете приложений:
Пожалуй, летали и еще какие-то мысли по расширению, но оставим их лишь в голове разработчиков.
Информация и безопасность
Один из главных механизмов безопасности – чип карты, на котором и хранится вся информация. Кроме того, на обратной стороне выгравированы личные данные, номер карты, СНИЛС и ОМС. Все это можно увидеть на изображении ниже:
Кроме того, предоставляемые функции можно было ограничить, процесс оформления записывался на видео, а сама карта и пин-код доставлялись в разных конвертах. Короче говоря, с безопасностью подзаморочились неплохо, ведь речь шла о единой карте, которая по сути являлась электронной юридической копией гражданина.
Ожидания
А для чего все это предназначалось? Для того, чтобы избежать бюрократических моментов на подаче заявок и сэкономить много времени – теперь ведь не нужно держать с десяток подтверждающих документов, а многие операции можно провести и вообще дистанционно. Сама идея-то великолепная, но видимо не в свое время не в том месте.
Недостатки карты
В ходе использования был выявлен ряд недостатков, которые в итоге и поставили крест на саму идею. Вот некоторые из возникших проблем:
Как получить?
По информации выше – в настоящий момент НИКАК.
А вот раньше получить карту можно было примерно вот так:
Карта изготавливалась в течение 20 дней. А в комплекте в конверте поставлялось аж 4 пин-кода:
Использование сейчас
В настоящий момент проект закрыт. Владельцы уже выпущенных карт могут пользоваться ими до окончания срока действия за небольшими ограничениями вроде описанной ЭЦП.
Если появятся новости о возобновлении обслуживания УЭК для россиян или нововведениях – мы обязательно здесь об этом сообщим.
Что может универсальная электронная карта
«Руководитель бюджетной организации», 2013, N 1
С 1 января 2013 г. жители России начнут получать универсальные электронные карты (УЭК). Система УЭК входит в инфраструктуру создаваемого в России электронного правительства. Карта открывает гражданам доступ к широкому спектру государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде. Нововведение также повышает эффективность работы органов исполнительной власти как на региональном, так и на федеральном уровне.
Что такое универсальная электронная карта
УЭК имеет встроенный микрочип для хранения данных и электронных приложений (идентификационное, банковское, страховое, региональное, муниципальное).
Одновременно УЭК является удостоверением на получение государственных и муниципальных и коммерческих услуг, в том числе для совершения юридически значимых действий в электронной форме. В частности, владелец УЭК может получать услуги в области образования, здравоохранения, соцзащиты, ЖКХ, имущественно-земельных отношений.
Структура УЭК
Поскольку УЭК имеет функции платежной карты, она может использоваться в Интернете, банкомате, банковском платежном терминале, общественном транспорте для оплаты проезда (при установке специальных устройств), сетях быстрого обслуживания, государственных, муниципальных и коммерческих системах управления доступом, а также в магазине для оплаты покупок. Используя идентификационное приложение, владельцы УЭК могут получать и оплачивать государственные, коммерческие и банковские услуги дистанционно, находясь в любой точке России, в том числе и те услуги, которые раньше предоставлялись только при личной явке (например, оформление документов на недвижимость), поскольку УЭК подготовлена для формирования электронной цифровой подписи непосредственно на карте по российским стандартам.
Услуги, получаемые с помощью УЭК
Как видите, УЭК более функциональна по сравнению с обычными документами и банковскими картами.
Как подать заявление на выдачу УЭК
Согласно ст. 25 Закона N 210-ФЗ УЭК выдаются гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты. Для подачи заявления гражданину необходимо личное посещение пункта приема заявлений на получение УЭК.
Возможность отказа от получения УЭК предусмотрена ст. 26 гл. 6 Закона N 210-ФЗ.
УЭК выдается гражданам РФ, достигшим 14 лет. Выдача УЭК гражданину осуществляется на бесплатной основе уполномоченной организацией субъекта РФ.
Примечание. Согласно ст. 24 Закона N 210-ФЗ универсальная электронная карта не является собственностью гражданина, ее получившего. Она является собственностью субъекта РФ.
Статья 24 Закона N 210-ФЗ.
Узнать, где находится пункт приема заявлений, гражданин может, обратившись в уполномоченную организацию своего региона.
Порядок подачи заявления устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Пункт 4 ст. 25 Закона N 210-ФЗ содержит перечень сведений, которые гражданин должен указать в заявлении о выдаче УЭК: фамилия, имя, отчество, дата, место рождения и пол заявителя, а также иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении должна также содержаться информация о выборе гражданином банка, обеспечивающего предоставление услуг в рамках электронного банковского приложения.
Приказ Минэкономразвития России от 22.07.2011 N 363 «О перечне иных сведений, которые указываются в заявлении о выдаче универсальной электронной карты, и о типовой форме заявления о выдаче универсальной электронной карты».
Данным Приказом утверждена и форма заявления о выдаче УЭК.
После того как сотрудник распечатает заполненные документы на бумажном носителе, гражданин должен заверить их личной подписью.
Как получить УЭК
Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию УЭК осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 24 Закона N 210-ФЗ.
Изготовленные УЭК уполномоченная организация региона доставляет в пункты выдачи, распределяя в соответствии информацией, указанной при подаче заявления.
По мере поступления сотрудники данных пунктов уведомляют граждан о готовности карты.
Карта выдается гражданину лично в руки под расписку в получении в комплекте с конвертом, содержащим ПИН-код, и пакетом документов. Порядок подключения и использования дополнительных сервисов владельцу карты обязан разъяснить сотрудник пункта выдачи.
Сроки выдачи УЭК
Подготовка к запуску проекта УЭК прошла в большинстве регионов России. До конца 2011 г. более 30 регионов РФ должны были выпустить пилотные партии универсальных электронных карт. В субъектах РФ, готовых к старту, с начала 2012 г. уже была введена выдача универсальных электронных карт в тестовом режиме и прошла испытания инфраструктура приема заявлений на выдачу УЭК.
Пункт 16 ст. 22 Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Отстающие регионы получили возможность завершить все необходимые подготовительные работы. К 2013 г. должна была завершиться синхронизация данных всех ведомств, предоставляющих услуги в электронном виде.
Выдача карт гражданам по заявлениям началась с 1 января 2013 г. Если граждане не подали заявление о выдаче УЭК и не отказались от ее получения, они смогут получить ее с 1 января 2014 г. в порядке, установленном Законом N 210-ФЗ.
Об инфраструктуре УЭК
ФУО в процессе предоставления сервисов по УЭК отвечает также за обработку запросов по федеральным, региональным и муниципальным услугам, заказ которых осуществляется по трансрегиональной схеме (поставщик услуги принадлежит региону, отличному от региона, в котором формировался запрос), то есть несет значимую нагрузку в сервисной части.
К ФУО присоединяются прочие организации, осуществляющие предоставление других, в том числе коммерческих, услуг в инфраструктуре УЭК на федеральном уровне.
Обработка запросов по региональным государственным, муниципальным и коммерческим услугам относится к зоне ответственности уполномоченных организаций субъектов РФ (УОС). УОС организуют инфраструктуру по обслуживанию граждан и организации поставки региональных и муниципальных услуг в своем регионе. При этом УОС может инициировать исходящие запросы граждан по оказанию услуг в других регионах (в том числе федерального уровня) через ФУО. К ним присоединяются прочие организации, которые на региональном уровне осуществляют предоставление и/или процессинг прочих, в том числе коммерческих, услуг в инфраструктуре системы УЭК.
Согласно ст. 28 Закона N 210-ФЗ уполномоченная организация субъекта РФ осуществляет следующие функции:
Участниками инфраструктуры УЭК являются также банки, подписавшие соответствующее соглашение с ФУО. Банки выполняют следующие функции:
Об «электронном правительстве»
Инфраструктура универсальной электронной карты должна активно взаимодействовать с создаваемой инфраструктурой «электронного правительства».
Одновременно в рамках системы УЭК Правительство РФ будет получать информацию от федеральной уполномоченной организации и уполномоченных организаций субъектов РФ об услугах, предоставленных с использованием карт УЭК, для принятия управленческих решений на базе достоверных сведений.