Угли дроковые что такое
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 119:4
Свт. Афанасий Великий
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными
Свт. Иоанн Златоуст
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными
«Стрелами» здесь опять он называет наказания. Другой переводчик говорит (Симмах и Феодотион): «стрелы сильного изощрены, с углями, собранными в кучу» (μετὰ ανθρα᾿ κων εστοιβασμένων). Третий (Акила): «с углями можжевеловыми» (σύν αθρακίαις ὰρκευθίναις), – такими переносными выражениями увеличивая страх наказания. И то – с собранными в кучу, и это – с можжевеловыми – заключает в себе одну мысль; только там представляется количество, а здесь качество и сила наказания. То же выражают и семьдесят толковников словами: со угльми пустынными, т.е. опустошительными, разрушительными, истребительными. Вещами, страшными для нас, Писание означает и Божии наказания, называя их стрелами и огнем. А здесь, мне кажется, указывается также на иноплеменников, потому что другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.), выражая это, говорит: «избавь душу мою от уст лживых» (απο χείλους ψευδους). Таковы их слова, таковы козни и злоумышления, исполненные лжи и всякого нечестия.
Беседы на псалмы. На псалом 119.
Блж. Феодорит Кирский
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными.
Евфимий Зигабен
Стрелы сильного изощрены со (вместе) угльми пустынными (опустошающими).
И сии слова сказаны Давидом в утешение того, который выше просит о избавлении от языка льстивого. Он советует ему не печалиться, потому что стрелы у крепкого Бога изощрены против беззаконных и льстивых людей и вместе с ними (приготовлены) истребительные и опустошительные угли, дабы в одно и то же время и стрелы поражали и угли жгли и истребляли. А стрелами и углями назвал различные наказания. Некоторые же под сильным разумеют диавола; потому что он побеждает ленивых и нерадивых и владеет ими; а под изощренными стрелами вместе с истребительными углями разумеют страстные помыслы, влагаемые диаволом, которые весьма скоро входят в душу и сожигают и истребляют добродетель, как говорит Григорий Нисский. Их то и Павел называет раскаленными стрелами лукавого (Еф. 6,16).
Слова Василия: Домогается изощренных стрел сильного для уврачевания льстивого языка; желает также, чтобы возгорались и опустошающие угли, чтобы, если кого не тронут по причине сердечного ожесточения стрелы словесные, было для них готовое наказание, которое назвал опустошающими углями. Ибо те, которые удалили себя от Бога и сделались пустынею, имеют нужду в уготовлении для них опустошающих углей. Феодорита: Итак, не унывай, когда тебя поражает стрела льстивого языка: ибо готовы наказания, посылаемые от праведного Судии, которые по своему действию подобны самым острым стрелам и опустошающим углям. Итак, чего ты еще более желаешь, чтобы тебе дано было? И какого другого прибавления для себя требуешь после такого приготовления со стороны сильного против нечестивых? Другой перевел так: С углями можжевеловыми или можжевельника; так как сии угли сильнее других и не загаснут весьма долго. А можжевельник по виду похож на кедр; листья же у него подобны кипарисным. А преподобный Никита изощренными стрелами сильного называет четыре главные добродетели: благоразумие, правду, мужество и целомудрие, а под углями предварительно разумеет тело и кровь Господа, которых мы причащаемся, а за сим и огненные слезы, пламенные воздыхания сердца и молитву с умилением, которыми уязвляется и поражается диавол и опустошается вся бесовская сила и уста злых помыслов.
Еп. Ириней (Орда)
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными
В ст. 4 он отвечает на это: есть такое наказание! Оно состоит в строгом, внезапном наказании от всемогущего (сильного) Бога. Со угльми – имеет значение: равно как, так же как и угли; стрелы достанутся тебе, равно как и угли… Пустынные – т.е. угли опустошающие, истребляющие все, к чему ни прикасаются вследствие сильного в них жара. Некоторые разумеют здесь дроковый или можжевеловый кустарник, растущий в пустыне, из которого пустынные жители Аравии приготовляют уголья. Дроковые угли дают очень сильный жар, долго тлеют под пеплом и служат здесь, как и стрелы, образом сильного наказания.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Прот. Сергий Терновский
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными
Псалом говорит, что израильтяне просят Господа об избавлении от языка льстива, от людей, которые обманывали народ пустыми обещаниями; потом обращается к сим людям и говорит: какая польза в неправедном и льстивом языке? Что приобретешь ты льстивым языком? Гнев Божий, который, как стрелы сильного с углями пустынными, поразит тебя.
Стрелы разженные встречаются и у св. апостола. Говорят, что в древности к стрелам присоединяли горящий можжевельник, дабы горящие иглы делали раны неисцелимыми.
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Лопухин А.П.
Стрелы сильнаго изощрены, со угльми пустынными
Псалтирь 119 псалом
Псалтирь
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри
Данный псалом — первый из пятнадцати, объединенных общим названием «Песни восхождения». Хорошо, что значение этого названия не существенно, ибо какого-либо объяснения сами записавшие псалмы иудеи не предложили, существуют лишь гипотезы. Непохоже, чтобы все эти псалмы были написаны рукой одного человека, еще меньше вероятность их появления в одно и то же время. Четыре из них определенно приписывают Давиду; об одном сказано, что он посвящен Соломону и, возможно, им же был и записан. Псалмы 125 и 128, скорее всего, — более поздние. Некоторые из псалмов (такие, как 119 и 129) предназначены для уединенного поклонения, некоторые (126 и 127) — для семейного, некоторые (121 и 133) — для общего богослужения, некоторые (123, 131) приурочены к какому-то событию. Похоже, что название «Песнь восхождения» принадлежит не автору, а издателю. Существует гипотеза, согласно которой название несет в себе идею уникальной изысканности данных произведений (подобно «Песни Песней», «Песни восхождения» — самые возвышенные). Другие гипотезы связывают название с мелодичностью данных псалмов, с музыкальными инструментами, их сопровождавшими, высотой голоса при исполнении. Существует мнение, что каждый псалом исполнялся на отдельной ступени 15-ступенчатой лестницы, ведущей вверх из внешнего двора храма во внутренний. Согласно еще одной точке зрения, каждый псалом исполнялся на отдельном этапе возвращения народа из плена. Могу только заметить, что:
1) Это короткие псалмы; все, кроме одного, довольно небольшие (три из них состоят всего из трех стихов), и все они находятся после самого длинного Псалма 118. Там мы имели дело с одним псалмом, разделенным на много частей, а здесь — со множеством псалмов, которые, будучи короткими, зачастую исполнялись все вместе и превращались в один псалом, между каждой частью которого делалась пауза, подобно тому как из многих ступенек складывается лестница.
2) В композиции данных псалмов часто встречается кульминационный момент, или подъем, предшествующее слово повторяется с последующим развитием мысли, как, например, в Псалме 119: «…с ненавидящими мир. Я мирен …»; в Псалме 120: «… откуда придет помощь моя. Помощь моя …» и «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя; не дремлет и не спит хранящий Израиля»; в Псалме 121: «… во вратах твоих, Иерусалим, — Иерусалим, устроенный …»; в Псалме 122: «… доколе Он помилует нас. Помилуй нас …» Подобный прием характерен для большинства, если не для всех этих псалмов. Возможно, по одной из упомянутых выше причин они и названы «Песнями восхождения».
Предполагают, что Псалом 119 был записан Давидом, когда Доик Идумеянин донес о Давиде и священниках Саулу. Предположение основано на том, что данный псалом перекликается с Псалмом 51, написанным по упомянутому случаю, и Давид сетует на свое изгнание из собрания Господня и на то, что вынужден жить среди варваров.
I. Псалмопевец молится, чтобы Господь избавил его от зла, причиненного «устами лживыми и языком лукавым» (ст. 1,2).
II. Давид угрожает злодеям Божьим судом (ст. 3,4). III. Сетует на своих соседей — неприятных и задиристых (ст. 5−7). Если мыпопали под плети злых языков, то, воспевая этот псалом, находим утешение: всякий раз осознаем, что хорошо нам, что мы пострадали.
Стихи 1−4. В этих стихах:
I. Утверждается, что избавление от лукавого языка достигается молитвой. Давид убедился в этом на собственном опыте.
1. Его постигла скорбь, великая скорбь, от уст лживых, от языка лукавого. Его стремились уничтожить и почти добились того посредством лжи.
(1) Обманывая самого псалмопевца. Лжецы льстили Давиду, притворяясь товарищами, заверяя его в своих дружеских чувствах, обещая ему милость и службу для того, чтобы более уверенно, не вызывая подозрений, осуществить свои коварные замыслы, а также иметь возможность, предавая интересы псалмопевца, причинить ему зло. Они улыбались ему в лицо и целовали, даже когда намеревались поразить в самое сердце. Наиболее опасным врагом, против которого трудно найти защиту, оказывается тот, кто прячет свои коварные замыслы под маской дружбы. Благочестивого человека от таких лживых уст избавит Господь.
(2) Говоря ложь о самом псалмопевце. Враги придумывали обвинения против Давида и, о чем он не знал, о том допрашивали его. Такова зачастую участь не только невиновных, но и лучших из людей — они сильно страдают от уст лживых, ибо чернят не только их имена, оболгав в клеветнических измышлениях, но и саму их жизнь и все, что им дорого в этом мире, осмелившись выдвигать ложные свидетельства в суде. Здесь Давид выступает прообразом Христа, тоже пострадавшего от уст лживых и языка лукавого.
2. В скорби своей Давид просит о помощи Господа, молясь Ему с верою и усердием: «К Господу воззвал я…» Не имея защиты от лукавых языков, псалмопевец взывает к Тому, в Чьей руке сердца всех людей, Кто обладает властью над совестью нечестивых и может, если Ему угодно, обуздать их язык. Давид молится: «Господи! избавь душу мою от уст лживых, дабы враги не погубили меня своими достойными проклятиям ухищрениями». Тот, кто так усердно молился об удалении от пути лжи (Пс 118:19) и так ненавидел ложь в собственном сердце (Пс 118:163), может с большей уверенностью молиться об избавлении ото лжи других людей и ее последствий.
3. Давид обрел благодатный ответ на свою молитву. Господь услышал его. Так что псалмопевец, в конечном счете, обрел защиту от врагов, столь далеко зашедших в своих замыслах, — теперь им, со всем их коварством, не одолеть Давида. Бог истины защищает и будет защищать Свой народ от лживых уст (Пс 36:6).
II. Предсказывается по вере участь лукавых языков (ст. 3,4). Господь не только защитит Свой народ от рода лукавого, но и накажет его врагов (Пс 11:4,8). Данная угроза обращена к самому грешнику для пробуждения его совести, если таковая у него осталась: «Подумай, что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый. Как поступит с тобой праведный Судия неба и земли?» Несомненно, грешники не отважились бы на свои злодеяния, если бы знали и призадумались о том, что их ждет в конце. Так пусть же лжецы учтут, что они получат: «Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми», то есть они попадут и навеки останутся под гневом Всевышнего, будут страдать от знамений Его недовольства, летящих быстро, подобно стрелам, и поражающих грешника, прежде чем он узнает и увидит пославшего их. Вот как звучит угроза, обращенная ко лжецам: «Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут уязвлены» (Пс 63:8). Нечестивые держали Господа на расстоянии, но стрелы Всевышнего настигнут их издалека. Стрелы острые, стрелы сильного, Всемогущего; ибо они пронзают самую крепкую броню и проникают вглубь самого жесткого сердца. Стрелы Господа — это «Его ужасы» (Иов 6:4), и гнев Вседержителя подобен горящим углям дроковым, которые не просто воспламеняются и потрескивают, как колючки под котлом, но горят неистово сильно и долго поддерживают огонь (говорят, круглый год), даже если кажется, что они уже сгорели. Таков удел лукавого языка; ибо участь всякого любящего и говорящего неправду — в озере, горящем вечно (Откр 22:15).
Стихи 5−7. Здесь псалмопевец сетует на то, что ему довелось попасть в плохое окружение. Есть мнение, что данные стихи являются непосредственным продолжением мысли двух предыдущих: «Что даст тебе язык лукавый? Что случится с тем, кто откровенно лжет? Что обретет человек, живущий в окружении таких злых и лживых людей? Ничего, кроме изощренных стрел с горящими углями дроковыми», — все зло, которое способен причинить язык лживый и язвительный (Пс 56:5). «Горе мне, — восклицает Давид, — что я вынужден жить среди таковых, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Речь идет не о действительном проживании Давида в стране Мосоха или Кидара; мы нигде не находим упоминаний о том, чтобы Давид так удалялся от своей родной страны; однако он жил среди людей грубых и диких, похожих на жителей Мосоха и Кидара: так, если мы хотим описать дурное окружение, то говорим, что живем среди турок и язычников. Именно это и побудило Давида воскликнуть: «Горе мне!»
1. Псалмопевец был вынужден жить вдали от Божьих таинств. Во время своего изгнания он чувствовал себя скитальцем; домом он мог считать лишь место у алтаря Господня. Поэтому Давид и восклицает: «Горе мне, что скитания мои так долго длятся и я не могу прийти домой, к месту покоя моего, но все еще пребываю вдали!» Есть такая точка зрения на данные стихи. Заметьте: благочестивый человек не может чувствовать себя как дома, если он удален и пребывает вне досягаемости Божьих таинств. Для всех любящих Господа всегда большое горе — остаться без средств благодати и без общения с Богом: когда они оказываются в такой ситуации, то им ничего не остается, кроме как восклицать, подобно Давиду: «Горе мне!»
2. Псалмопевец был вынужден жить среди нечестивцев, доставлявших ему множество беспокойств. Он жил у шатров Кидарских, где у пастырей, возможно, была плохая репутация за их сутяжничество — вспомните спор между пастухами стада Авраамова и стада Лотова. Для благочестивого человека слишком тяжкое бремя — попасть и долго пребывать в сообществе людей, с которыми он надеется быть разлученным в вечности, как это было с Лотом в Содоме (2Пет 2:8); долго жить с таковыми — настоящая мука, ибо они как жало во плоти — досаждают, зудят и терзают, и вражда с благочестивыми у них давняя — как у семени змея против семени жены. Те, с которыми довелось жить Давиду, ненавидели не только его, но и мир, поэтому объявляли войну и писали на своих щитах не «Sic sequimur pacem — Так мы стремимся к миру», но «Sic persequimur — Так мы преследуем». Возможно, Мосохом и шатрами Кидарскими стала для Давида жизнь при дворе Саула, а под ненавидящими мир псалмопевец подразумевал самого царя, которому старался угождать, но так и не угодил; и чем больше служил Саулу псалмопевец, тем сильнее приводил его в ярость. Здесь обратите внимание:
(1) Давид по характеру — человек добрый, который, хотя и был воином, мог правдиво сказать: «Я — за мир», за то, чтобы жить в мире со всеми людьми и ни с кем не воевать. «Я — мир», — так это звучит в подлиннике и подразумевает: «Я люблю мир и к нему стремлюсь; я желаю мира и нахожу в нем наслаждение. Я молюсь и борюсь за мир и готов сделать что угодно, пожертвовать чем угодно ради мира. Я мирен и уже доказал, что это так». Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна.
(2) Враги Давида по характеру — худшие из людей, ищущие повод для ссоры с тем, кто настроен самым миролюбивым образом: «но только заговорю, они — к войне, и чем настойчивее они навязывают войну, тем больше миролюбия они во мне видят». Давид говорил со всем уважением и добротой, предлагал прийти к согласию, приводил аргументы, говорил с любовью; враги же не склонны были его терпеливо выслушать, но сразу восклицали: «К оружию! К оружию!», — такими свирепыми и неумолимыми они были, а также склонными к злодеяниям. Такими же были и враги Христа: они стали противниками любви нашего Господа, за благие слова и добрые дела возненавидели Его и побивали камнями. Если мы встречаем подобных врагов, то не должны удивляться, как и не должны утратить миролюбия, почитая его напрасным. Не будь побежден злом, никаким злом, но настойчиво старайся побеждать зло добром.
Псалом 119 «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя»
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Псалом 119 читать:
1 Ко Го́споду, внегда́ скорбе́ти ми, воззва́х, и услы́ша мя. 2 Го́споди, изба́ви ду́шу мою́ от усте́н непра́ведных и от язы́ка льсти́ва. 3 Что да́стся тебе́, или́ что приложи́тся тебе́ к язы́ку льсти́ву? 4 Стре́лы си́льнаго изощре́ны, со у́гльми пусты́нными. 5 Увы́ мне, я́ко прише́льствие мое́ продолжи́ся, всели́хся с селе́нии Кида́рскими. 6 Мно́го прише́льствова душа́ моя́, с ненави́дящими ми́ра бех ми́рен: 7 егда́ глаго́лах им, боря́ху мя ту́не.
Рукописная Псалтирь из собрания РГБ. XVI–XVII вв.
Собрание рукописных книг архим. Амфилохия
https://lib-fond.ru
Псалом 119 на русском:
1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.
2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.
3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?
4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.
5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.
6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.
Псалом 119 слушать:
Блаженны, говорит, и счастливы те христиане, которые читают закон и слова Божии с последованием, вниманием и прилежанием и постигают духовное сокровище, скрывающееся в них; потому что вместе с сим исследованием они станут всем сердцем своим искать Бога, увидев мысленно красоту Его и постигнув сладость света Его. Посему-то они устремляют к Богу все свое желание, и, минуя и презирая житейские дела мира сего, стараются и подвизаются познать Бога посредством благоугождения Ему. А ищет Бога усердно тот, кто идет путем заповедей Его, которые ведут к Богу. (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена)
Вопрос 2272: 9 т.
Пс.119:4 – «Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми». Что такое дроковые угли и какой духовный смысл мы можем в них увидеть?
Это слово встречается в Библиитолько в этом месте и одинраз. И нетобъяснения этого слова ни в одном словаре.У о.Григория Дьяченко поясняется о дроковом дереве, что оно хвойное. Но что есть угли? Приходится исходить из содержания псалма. Это долго не потухающие угли. Как трут, как головки камыша – бальки, могут тлетьмногие дни. Весь псаломсоставляет вопль к Господу о защите от мстительных и злопамятных, которые по слову Златоуста подобны диаволу. Они стреляли языком как стрелами на далёкое расстояние, распускали молву из своих шатровчерноты. На стрелы надевались эти тлеющиеугли, чтобы зажечь противника, его постройки – зажигательные бомбы. Ст. 2, 6-7 – «Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Долго жила душа моя с ненавидящими мир.Я мирен: но только заговорю, они — к войне».
В духовном плане это среди верующих не должно даже именоваться. Но по отношению нас – это злобная и ядовитая клевета в печати, по телевидению или по радио. Язвительные стрелыразума врагов Божиих. Они ненавидятдетей Божиих и стараютсяочернить и испепелить их доброе имя.
День завтрашний так многое покажет,
Откроет, расшифрует по деталям:
Как, почему Бог допускает кражи,
Чтоб на тебя хулы камней метали.
Привычная, рутинная дорожка –
По ней мой дед ходил, сновала бабка;
Её расширить? Разве это можно
Без стопочки с друзьями и с устатку?
Не просто поломать, переиначить
К тому, что приедались сотни лет.
Всю жизнь держу, любуясь, голубей,
Купаюсь в воркотне пижона при голубке.
Кошачье наважденье, хотьубей,
Со всех сторон мяуканье на сутки.
Гоняю кошек и, похоже, злюсь;
Забрёл щенок приблудный и… за птицей,
И спрятался за орхидеи куст.
Три дня его гонял… подумал, кстати,
А, может, Бог мне сторожа послал?
Усердно помолясь, щенку меняю статус,
Несу ему поесть, чтобы не помнил зла.
От скольких сторожей привычно отрекались,
А именно они вдальнейшем так нужны.
Не мне, так, может, детям, для жены?
Что воспоследствует за засухой и ливнем,
Какой рассвет или зима настанет,
Поможет ли в беде, кто в счастье к телу липнет?
Кормлю вчерашнего нахального щенка,
Не затаившего на прошлое обиду;
Моих сапог боялся и пинка,
Теперь ласкается,не подавая виду.1.6.04 ИгЛа
Онтологические прогулки
Восхваления (22)
Глава двухчастная: 1. мольба спасти от уст лживых (1-4); 2. жалоба на жизнь в изгнании (5-7). Надписание «песнь ступеней» — в главах 120-134.
Тема главы, которая, вероятно, была древней дорожной молитвой, — Господь-Хранитель.
Глава трехчастная: 1. веселье при восхождении в Иерушалаим (1-3); 2. Иерушалаим — город всего Израиля, правосудия дома Давида (4-5); 3. благословение жителей города покидающим его паломникам и благословение паломников Иерушалаиму (7-9).
Глава — мольба об избавлении от позора.
• Главы 121-124 в соответствии с сефардским обычаем читают в утренней субботней молитве в составе Псукей дезимра.
Глава двухчастная: 1. «если бы не Господь» (1-5); 2. благословение Всевышнего за спасение (6-8).
• Главы 121-124 по сефардскому обычаю добавляют в утренней субботней молитве в раздел Псукей дезимра.
Глава — выражение уверенности: злодеи не будут властвовать над праведниками.
Глава двухчастная: 1. Господь возвратил Свой народ (1-4); 2. притча о сеющем в слезах и пожинающем ликуя (5-6).
(а) Потоками в Негеве. В пустыне Негев (юг Израиля) нет постоянно текущих рек, есть сухие русла, которыми в период дождей, неожиданно прорываясь, бурно течет, сметая всё на пути, вода.
Бессмысленность усилий человека, которого не поддерживает Господь.
Благословен страшащийся Господа.
Глава двухчастная: 1. страдания, которые претерпевал Израиль (1-4); 2. враги Израиля подобны траве на крыше (5-8).