Укажите что имеет в виду некрасов говоря порвалась цепь великая
Жданов В.: Некрасов
Часть вторая. IV. «Порвалась цепь великая. «
«ПОРВАЛАСЬ ЦЕПЬ ВЕЛИКАЯ. «
В те годы два политических направления противостояли друг другу в русской жизни. Одно из них представляли крепостники и либералы, заботившиеся прежде всего о соблюдении помещичьих интересов и допускавшие возможность половинчатых реформ только ради того, чтобы избежать худшего, то есть революции.
Сторонниками второго направления выступали революционные демократы, лагерь «Современника» во главе с Чернышевским, Добролюбовым и Некрасовым; они выражали интересы закабаленных масс, отстаивали идею безвозмездной передачи помещичьей земли крестьянам, свободного развития крестьянского земледельческого хозяйства. В одном из обращений «От редакции» (1858, №4), написанном Некрасовым совместно с Чернышевским, говорилось: «Все внимание России устремлено теперь на дело отмены крепостного права, начатое волею государя-императора».
Деятели «Современника», отказавшись к тому времени от каких-либо иллюзий, поняли, что реформа готовится руками крепостников и в интересах помещиков. Например, Добролюбов, критикуя в письме к писателю Славутинскому непоследовательность его позиции, писал: «Точно будто в самом деле верите вы, что мужикам лучше жить будет, как только Редакционная комиссия кончит свои занятия. » Не очень-то верил в реформы и народ, во всяком случае, число крестьянских волнений в стране возрастало но мере приближения «воли». В это время в условиях жестоких преследований со стороны цензуры в некрасовском «Современнике» появились лучшие статьи Добролюбова, в которых шла речь о скрытых силах народа, о необходимости пробуждать его к действию, об отношениях между народом и демократической интеллигенцией, о приближении революционных событий. В статьях Чернышевского («Июльская монархия», «Антропологический принцип в философии») поднимались острые политические вопросы, получало философское обоснование материалистическое мировоззрение революционной демократии.
Какие журналы того времени могли бы похвалиться такими авторами, таким уровнем критики и публицистики? А в других отделах «Современника» печатались сатиры Салтыкова-Щедрина, деревенские рассказы Н. Успенского, очерки М. Михайлова, ставшего постоянным сотрудником журнала, и, конечно, стихи Некрасова.
С другой стороны, журнал приобретал все большую популярность среди демократических читателей. Тираж его возрастал год от году.
Некрасовские стихи этого времени полностью соответствовали общему духу и направлению «Современника». Разнообразны их темы, но почти в каждом стихотворении угадывается настроение горечи, затаенного гнева, тревожного ожидания. Мысль поэта постоянно привязана к деревне, к тяжбой жизни крестьянства. Вот трагический в своей реальности «Плач детей». Тема его подсказана одноименным произведением английской поэтессы Э. Б. Браунинг, но во всем остальном это совершенно самобытное произведение. Некрасов и сам указал, что он «очень мало держался подлинника». И мы вправе видеть в этих стихах едва ли не единственную в русской поэзии картину рабского труда детей, «измученных в неволе», на примитивных крепостных фабриках, каких тогда было уже немало <В английском стихотворении речь шла о детском труде на шахтах.>:
Духом осуждения крепостничества, дикости крепостного быта веет и от других стихов 1860 года, в том числе сатирических. Так, в сатире «Первый шаг в Европу», напечатанной в «Свистке» (раздел «Современника», который вел Добролюбов), описана некая русская барыня, оказавшаяся в берлинской гостинице (можно предполагать, что Некрасов имел в виду какой-то известный ему «случай), Забыв, что она не в своем отечестве, помещица ударила горничную Луизу, а та взамен оттаскала ее за волосы. Вот какая свобода в Европе! После этого расстроенный супруг замечает, что было бы лучше «в деревне девок стричь да надирать виски безгласному холопу!».
Ты нам тогда предскажи нашу долю,
Как от господ отойдем мы на волю!
Ради этих двух строк Некрасов и написал «Знахарку» со слов «умного мужика», И надо сказать, что не только «умный мужик» (он-то, видимо, и назван в стихах Пантелеем), но и сам поэт был бы не прочь узнать от знахарки, какова же будет доля деревни после объявления долгожданного манифеста.
Сходится в хате моей
«Ну, говори поскорей,
Что ты слыхал про свободу?»
Попав в родные места (летом 1860 года он гостил в Грешневе), поэт узнает эти новости от старых своих друзей, бывших товарищей детских игр, про которых он имел право сказать: «Что ни мужик, то приятель». Они-то и хотят услышать от него рассказы «про свободу».
— Останови же лошадок!
Видишь, из каждых ворот
Спешно идет обыватель.
Все-то знакомый народ,
Что ни мужик, то приятель.
Приезжий меньше всего похож на помещика, вернувшегося в усадьбу. Свой дом он, зазывая гостей, даже называет хатой (может быть, из нежелания подчеркивать свои преимущества перед теми, кто живет в избах и хатах). Приезжему без церемоний выкладывают все новости (кстати, куда менее горестные, чем, например, в «Знахарке»); кума показывает ему крестника Ваню, а он не забыл привезти для него игрушку; земляки как родные сокрушаются, что столичный житель плохо выглядит:
Вишь ты лядащий какой,
Мы не таким отпускали:
Словно тебя там сквозь строй
В зиму-то трижды прогнали.
По всему видно, что среди мужиков этот горожанин свой, между ними достигнуты полная близость, взаимное понимание. После этого уже не кажется странным доверительный вопрос, увенчивающий стихи: «Что ты слыхал про свободу?»
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки
И в первый раз ее назвал
Все ту же песню ты поешь,
Все ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Все та ж покорность без конца.
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
в постели (Некрасов вставал поздно и часто работал лежа). В правой руке он держал газету с манифестом. На лице, вспоминает Чернышевский, выражение печали, глаза потуплены, настроение явно подавленное. Увидев вошедшего, он встрепенулся, поднялся на постели, скомкал газетный лист и с волнением сказал:
Когда он остановился перевести дух, Чернышевский сказал:
— А вы чего же ждали? Давно было ясно, что будет именно это.
«Заметках» о Некрасове. А в другой раз, в беседе с Л. Ф. Пантелеевым, он передал те же слова Некрасова еще более резко и, вероятно, более точно: «Да разве это настоящая воля?! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Некрасов, по словам Николая Гавриловича, был так взволнован, что ему пришлось успокаивать его.
В то же время в официальной печати в либерально-дворянских кругах, в салонах и гостиных манифест вызвал приступы восторга. Александра II немедленно возвели в сан освободителя. Аполлон Майков в сусальных стихах описывал, как ликует деревня. Катков, редактор «Русского вестника», писал: «Великое, величайшее слово в русской истории произнесено».
Конечно, отмена крепостного права была уступкой, которую «. отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска» <В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 5, стр. 33.>. И репрессиями, и уступками «. правительство защищалось от натиска революционной «партии» <Там же, стр. 28.>. И тем не менее падение системы рабства, права владеть людьми, само по себе не могло не восприниматься как крупное событие в жизни страны. И не удивительно, что первое известие об этом произвело впечатление и на автора «Записок» охотника», и на старых декабристов, многим пожертвовавших во имя дела освобождения.
Лишь немногие в то время (если исключить круг «Современника») поняли истинный смысл реформы, ее половинчатый, антинародный характер. И никто, кроме Некрасова, не воскликнул с горечью: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»
«Современник»? Преимущественно демонстративным и многозначительным молчанием. Именно это имел в виду В. И. Ленин, когда писал, что руководители «Современника» «умели говорить правду то молчанием о манифесте 19 февраля 1861 г., то высмеиванием и шельмованием тогдашних либералов. » <В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 30, стр. 251.>.
В этом же номера читатели прочли «Песни о неграх» Г. Лонгфелло в переводах М. Л. Михайлова, руководившего в это время иностранным отделом журнала. Эти песни об ужасах рабовладельчества, о стремлении невольников вырваться на свободу нельзя было иначе воспринять как замаскированный отклик на положение «наших домашних негров». Одна из песен, заключавшая весь цикл, содержала грозное предупреждение:
Самсон порабощенный, ослепленный
Некрасову случалось выступать вместе с ним на вечерах Литературного фонда, где украинского поэта встречали, по словам очевидцев, долгими овациями. Бывал Шевченко и в редакции «Современника».
10 марта 1859 года Шевченко, по-видимому приглашенный Чернышевским, присутствовал на обеде в честь актера А. Е. Мартынова, устроенном редакцией «Современника»; здесь Некрасов, знавший юбиляра еще с начала 40-х годов, когда тот играл в его водевилях, прочел стихи «Со славою прошел ты полдороги. «, где были такие слова:
Свободную семью людей свободных
В эту семью входил и Шевченко.
И вот, не прожив на свободе даже трех лет, Шевченко умер. Это случилось 26 февраля, за неделю до объявления «воли». Некрасов шел за его гробом, и вместе с ним шли почти все деятели «Современника», шли и многие другие литераторы, художники, журналисты.
Не предавайтесь особой унылости:
Случай предвиденный, чуть не желательный.
Русской земли человек замечательный
Полная страсти, надежд, увлечения,
Смелые речи, борьба, безрассудная,
Вслед затем долгие дни заточения.
Все он изведал: тюрьму петербургскую,
Может, и жил-то он этой надеждою.
Но, сократить не желая страдания,
Поберегло его в годы изгнания
Русских людей провиденье игривое.
Всё, чего с юности ранней не видывал,
Милое сердцу, ему улыбалося,
Тут ему бог позавидовал:
Жизнь оборвалася.
сам Шевченко не мог упомянуть даже в автобиографии. Поэтому только много лет спустя, в последние месяцы своей жизни, больной Некрасов продиктовал по памяти эти строки сестре Анне Алексеевне.
Еще до этого Некрасову представился случай высказать свое мнение о поэзии Шевченко. В 1871 году он выступил с речью в Петербургском окружном суде, где рассматривалось дело об издании «Кобзаря». Некрасов был приглашен в качестве эксперта по поводу спора, возникшего между двумя издателями книги; их спор мог бы привести к нарушению цельности «Кобзаря», к отделению той его части, которая была издана до ссылки, от стихов более позднего времени. Считая, что такое разделение нанесет ущерб наследию поэта, Некрасов обосновал в своей речи мысль о «тесной внутренней связи» между всеми стихотворениями Шевченко:
«. Шевченко был поэт глубоко и исключительно национальный, специализовавший для себя отдельную область, воспроизведению которой он посвятил всю свою жизнь и из которой не выходил ни однажды; именно задачею его поэзии было изображение народной жизни родной ему Украины, и в этом смысле все пьесы родственны, поясняя, дополняя друг друга и представляя в целом «житье-бытье того общества, среди которого ему суждено было родиться, работать, думать, терпеть и страдать. » Исключение какого-либо стихотворения из изданий его произведений неизбежно отразилось бы на читателе в ущерб его пониманию. «
Вернемся теперь к положению «Современника» в начале 60-х годов. Чем напряженнее становилась обстановка в стране, тем усерднее преследовала его цензура. Но тем успешнее овладевал журнал эзоповым языком. Множество разнообразных параллелей и намеков, иногда прямых, чаще скрытых, понятливый читатель находил почти во всех журнальных материалах. Даже видавшие виды цензоры нередко становились в тупик перед изобретательностью авторов; они могли запретить статью или сократить ее вдвое, но они вынуждены были признать свое бессилие в борьбе с самым направлением и духом «Современника». Причины этого бессилия раскрыл председатель Петербургского цензурного комитета барон Н. В. Медем, которого Некрасов называл не иначе как «скотиной, да еще не простой, а австрийской». В октябре 1861 года Медем жаловался своему начальству: «Сколько бы цензура в подобном журнале ни старалась о зачеркивании и смягчении предосудительных мест, ей никогда не удастся уничтожить в нем все следы и всякое проявление того духа, который предгосподствовал при выборе и составлении статей. Неизгладимые эти следы заключаются во множестве мелких частностей, которые в отдельности кажутся позволительными и безвредными, но в совокупности. явно обнаруживают предосудительность общего направления и делаются вредными».
Эти слова позволяют понять, почему в то горячее время к «Современнику» все чаще предъявляли требование «переменить направление», угрожая в противном случае полным запрещением журнала. И запрещение было не за горами, потому что переменить направление журнал Некрасова не мог.
В помощь школьнику. 10 класс. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 )
1-я неделя декабря. В начале декабря разбираемся с одним из произведений, которое, по мнению многих десятиклассников, стоило бы исключить из школьной программы
Текст: Ольга Разумихина
Поэму-эпопею Н. А. Некрасова, посвящённую событиям после отмены крепостного права в 1861 году, нельзя назвать любимым произведением нынешнего школьника. Перипетии жизни крестьян, только-только ставших свободными, и растерянных дворян трогают сердце юношей и девушек в куда меньшей степени, чем, например, духовные терзания Раскольникова или романы Наташи Ростовой.
Отчасти такое отношение понятно, ведь в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нет персонажей, за чьими судьбами читатель бы следил с первой до последней страницы. Ну, кроме, конечно, семи мужиков, которые отправились в странствие, чтобы найти на просторах Отчизны счастливого человека, — но о них мы знаем мало, их характеры обозначены крайне схематично. Вот какими мы видим их в прологе:
Но вопрос оказывается для героев столь важным, что они, намяв друг другу бока и поняв, что даже грубой силой затруднение не решить, дают друг другу обещание:
На протяжении всей поэмы никто из персонажей не «раскрывается», но Н. А. Некрасову это и не нужно: главное для него — сделать «срез» современной ему действительности. При такой задаче акцент на внутреннем мире кого-либо из героев-проводников был бы излишним. Тем более что вышеперечисленные мужики — персонажи полулегендарные: они и с птичкой-пеночкой заключают договор, и скатертью-самобранкой пользуются, и одежда на них не рвётся, и лапти не снашиваются.
Так или иначе, юный читатель должен помнить, что чтение — это не только развлечение, но и возможность отправиться в своеобразное путешествие на машине времени. Как был устроен крестьянский и дворянский быт в XIX веке? Какие социальные, экономические, идеологические проблемы стояли перед тогдашним человеком? Ответы на эти вопросы можно найти и в учебнике истории; но разве не увлекательнее получить их, «прохаживаясь» по русским деревням и знакомясь с героями, зачастую не лишёнными обаяния?
Кроме того, чтение поэмы — в свете предстоящего школьникам ЕГЭ по русскому — имеет и утилитарную функцию: истории большинства героев просты, но поучительны. Так что эпизоды с участием Матрёны Тимофеевны станут замечательными иллюстрациями к размышлениям о проблеме социального неравенства, а сюжетная линия Последыша поможет доказать, что нельзя жить в вымышленном мире, не признавая реальных проблем.
Так что вспомним, как сложились судьбы самых примечательных героев поэмы.
История безымянного Попа заставляет мужиков раскаяться в том, что они, по заведённому среди крестьян обычаю, отпускали грубые шутки в сторону духовенства. На вопрос, живётся ли ему счастливо, Поп отвечает так:
Современному человеку может быть не вполне понятно, при чём тут «болящие и умирающие». Разве поп — доктор? Но в России XIX в. для человека было немыслимо не позвать священника к тяжелобольному человеку, чтобы тот успел исповедоваться и причаститься. Это таинство называлось — и называется по сей день — соборованием.
Однако посещение подобных граждан — не единственная обязанность попа: вообще-то он каждый день проводит службу, а то и не одну. Но много ли денег могут пожертвовать ему такие же, как он, бедняки, раз уж богатые помещики после отмены крепостного права разъехались кто куда?
Ермила Гирин
Этот молодой человек — «не князь, не граф сиятельный» — до определённого момента был очень удачлив. В двадцать лет он устроился работать писарем:
К счастью, сына Власьевны удалось вернуть в семью. Ермил Гирин покаялся перед несчастной женщиной и выплатил штраф, а земляки, убедившись, что их бурмистр не способен идти на сделки с совестью, полюбили его ещё больше.
Но, увы, и Ермила Гирину нельзя назвать счастливым человеком: он отказался подчиниться одному вельможе и помочь ему усмирить крестьянский бунт — и угодил за решётку.
Матрёна Тимофеевна
И всё же самая душераздирающая история — это история жизни простой крестьянской женщины Матрёны Тимофеевны. Да, сейчас, когда она уже пожилая, её все любят, уважают и даже называют «губернаторшей». Но сколько она пережила личных драм!
В девичестве Матрёна жила и не тужила — и желанием обвенчаться с каким-нибудь удалым парнишкой не горела. Но даже на такую своенравную девушку нашёлся свой ценитель:
И Филипп отчасти сдержал своё слово: к супруге он всегда относился с заботой (хотя было дело — один раз ударил). Но вот семья Филиппа «заела» несчастную невестку. И ладно бы только это! Первенец Матрёны Тимофеевны погиб по нелепой случайности: героиня оставила мальчика с дедом Филиппа — Савелием, а тот заснул; ребёнок пробрался в хлев, и там его затоптали свиньи. В другой раз Матрёна приняла телесное наказание вместо другого своего сына — Федотушки, который пас овец и не уследил за одной «подопечной», которую унесла волчица. Также к героине неровно дышал господский управляющий Ситников: женщина понимала, что он не ровен час возьмёт её силой, но всё время сидеть дома, разумеется, не могла. К большому облегчению героини, злодей умер от холеры.
«Губернаторшей» же Матрёну Тимофеевну прозвали вот почему. Когда героиня ожидала рождения последнего ребёнка, её мужа повелели, в нарушение всех законов, забрать в солдаты. Матрёна поняла, что спасения ждать неоткуда, и отправилась — ночью! пешком! зная, что её ребёнок может появиться на свет в любой момент! — в город, к губернатору. Там она с большим трудом пробралась во дворец вельможи, но благодетеля так и не дождалась. Вместо этого Матрёна увидела его жену — и кинулась ей в ноги; и тут «мука смертная под сердце подошла», начались роды… К счастью, губернаторша восстановила справедливость, вернула Филиппа домой — и даже стала крёстной матерью младенца Лиодорушки.
Оболт-Оболдуев
Этот герой, обладатель забавной говорящей фамилии, — избалованный роскошью помещик. Но он всегда относился к крестьянам милостиво — настолько, насколько это было возможно при его воспитании. Однако после отмены крепостного права бывшие слуги распоясались — и, разумеется, даже не задумались, что и у Оболта-Оболдуева есть чувства, которые стоило бы уважить:
Выслушав «исповедь» барина, мужики проникаются к нему сочувствием. Глава завершается хрестоматийными строками:
Князь Утятин (Последыш)
В отличие от Оболта-Оболдуева, человека в целом безвредного, князь Утятин заставил всех окружающих подчиняться своей безумной воле. Узнав, что крепостное право отменено, этот герой настолько разнервничался, что его наполовину парализовало. Но Последыш (прозвище, указывающее на то, что это последний помещик России) пришёл в себя после удара — и сообщил родственникам, что лишит их наследства, если они не вернут всё как было. Поэтому потомки Утятина подговорили его бывших крестьян ещё немного «поломать комедию», что даже привело к гибели одного работяги, не согласного терпеть унижение, — но, когда старый безумец умер, так и не отдали им обещанные луга.
Гриша Добросклонов
Семинарист Григорий Добросклонов, выросший в семье бедного священника, в детстве часто недоедал: родителям не хватало денег даже на соль. Однако Гриша вырос достойным, честным, отзывчивым, а ещё очень талантливым человеком. В поэме представлены тексты некоторых песен, якобы написанных этим персонажем, и одна начинается так:
Счастье для этого юноши — внутреннее состояние, которое не зависит от бытовых условий. Пожалуй, Гриша Добросклонов, каким его встретили странники, — единственный поистине счастливый человек. Но пройдёт несколько лет, и он, по утверждению автора, с большой долей вероятности окажется в немилости у властей:
Так кому же, в конце концов, на Руси жить хорошо?
Увы, Н. А. Некрасов так и не дал читателям ответа на этот вопрос. Поэт умер в 1877 году, так и не окончив главный труд своей жизни. Но, может быть, он и сам понимал, что вряд ли сможет «вывести» подобного героя?
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорится :Порвалась цепь великая,Порвалась, расскочилася,Одним концом по барину,Другим по мужику?
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» говорится :
Порвалась цепь великая,
Одним концом по барину,
О каком событии в истории России 19 века идет речь и каким образом от него пострадали и крестьянин, и помещик?
Говорится про отмену крепостного права в 1861 году.
Помещики потеряли бесплатную рабочую силу, а крепостные лишились защиты хозяев и были обязаны встретиться лицом к лицу с суровой жизнью.
Прочитайте текст документа и определите, о каком событии идет речь?
Прочитайте текст документа и определите, о каком событии идет речь?
«Говорили на соборах о царевичах, которые служат в Московском государстве, и о великих родех, кому из них Бог даст.
«И тако препроводиша не малые дни».
Перечислите важнейшие для истории России события 15 века?
Перечислите важнейшие для истории России события 15 века.
О каком событии идет речь в документе?
О каком событии идет речь в документе?
«. Итоя же зимы приехаша в Новгород к великому князю Василию Ивановичу всея Руси мнози посадники и купцы и житии люди бити челом государю на его наместника на князя Оболенского».
Как жили помещики 16 века на руси?
Как жили помещики 16 века на руси?
Написать краткое рассуждение на тему крепостного права по пословице » порвалась цепь Великая, порвалась раскочилася одним концом по барину другим по мужику»?
Написать краткое рассуждение на тему крепостного права по пословице » порвалась цепь Великая, порвалась раскочилася одним концом по барину другим по мужику».
О каких событиях идет речь в произведении Сымы Цяня?
О каких событиях идет речь в произведении Сымы Цяня?
ДАЮ 20 БАЛЛОВ»распалась цепь великая распалась и ударила одним концом по барину другим по мужику»Напишите размышления на эту фразу, приведите не менее 3 аргументов, на каждую сторону?
«распалась цепь великая распалась и ударила одним концом по барину другим по мужику»
Напишите размышления на эту фразу, приведите не менее 3 аргументов, на каждую сторону.
Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытийи острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиознойРеформации. Понятие «Реформация» обозначает шир..
Поспешишь людей насмешишь бегушийчеловек часы человек улыбка.
Когда в 1939 году в Европе началась кровопролитная война, власти США попытались остаться в стороне от масштабного конфликта. Однако чем дольше продолжалось противостояние, тем меньше оставалось возможностей для ведения изоляционистской политики. На..
Сша, аргентина, бразилия и колумбия.
14 травня 1793 року Катерина ІІ видала указ, що остаточно означало закріпачення селян.
Шприц, зажигалка и спички, анестезия, динамит, джинсы, стетоскоп, автомобиль, магнитофон, радиопередатчик, кинематограф, электросварка. Само собой не все они сейчас используются. Есть более современные вариации этих вещей и приспособлений, ну я дум..
Я проснулась муж сказал мне что нам надо ухаживать за огородом я пошла крему и начала пахать потом я пошла в город и купила ожерелье решила поспать муж вернулся домой я сказала что нам нечего есть и он пошёл за едой вскоре я пошла на своё любимое мес..