Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Открытый урок «Произведения А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения»

Министерство образования и науки РД

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД
«Профессионально-педагогический колледж имени М. М.Меджидова»

Произведения А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

План-конспект урока по МДК 01.03 « Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Тип урока: Урок – обобщение

Обобщение и закрепление знаний студентов о пушкинских произведениях в детском чтении.

Задачи урока: 1. Добиться освоения знаний о произведениях Пушкина, вошедших в круг детского чтения.

3.Развивать творчество, творческую самостоятельность через

создание образа писателя, его творческого портрета.

4.Воспитывать ответственность за порученное дело, культуру

общения на уроке, умение рассуждать и принимать участие в беседе.

Формируемые компетенции : Формируемые компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.

— портрет поэта, иллюстрации, выставка книг, музыкальный материал.

1. Орг. момент. Мотивация изучения темы.

2. Усвоение новых знаний.

4. Рефлексия учебной деятельности (личностные, метапредметные, предметные результаты)

5. Подведение итогов занятия

1. Орг. момент. Мотивация изучения темы.

2. Усвоение новых знаний.

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Обратить внимание студентов на доску).

Сегодня у нас обобщающий урок по произведениям А. С. Пушкина, вошедшим в круг детского чтения. Наша цель: обобщить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. В качестве эпиграфа к нашему уроку мы взяли слова Анны Ахматовой: « Он победил и время и пространство.»

Как вы прокомментируете эти слова?

Проходят года, столетия, сменяются поколения. Пушкина читали, читают и будут читать. Стихи русского поэта переведены на все языки мира. Пушкин – поэт мирового масштаба.

2. Давайте вспомним основные периоды жизни и творчества А. С. Пушкина.

1817-1820-Петербуг. Тогда им были написаны такие произведения как «Вольность», «Деревня», «Руслан и Людмила» и др.

1820-1824-Южная ссылка. Романтические поэмы.

1824-1826-Михайловское. В это время Пушкин обращается к реализму. «К морю», «Я помню чудное мгновение», «Борис Годунов» и др.

1826-1830-После ссылки. Стихотворение «Орион», «Анчар», « На холмах Грузии лежит ночная мгла. » и т. д.

1830-1833-Болдинская осень. Написал произведение «Бесы», «Барышня-крестьянка», «Маленькие трагедии», «Евгений Онегин» 7-8 главы.

1831-1834-Петербург. «Осень», «Медный всадник».

1834-1836-Последние годы жизни.

Скажите, как поэт относился к детской литературе?

Пушкин отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей. Однако в рукописях осталась

У каждого свой Пушкин. О нем мы говорим с большой любовью, потому что то, что создал великий поэт, продолжает радовать нас своей красотой, изяществом. Сперва с Пушкиным мы знакомимся в детском саду, дома, хотя он не писал специально для детей.

Какое же место занимает Пушкин в программе начальных классов ( студент выступает с обзором по опережающему заданию).

Как вы думаете, почему многие пушкинские произведения составляют основу детского чтения?

В круг детского чтения вошла гражданская пейзажная лирика Пушкина. Его стихи доступны восприятию детей дошкольного и младшего школьного возраста. В них поэт учит чувствовать красоту родной природы, любить родину, любить и уважать близких людей. Картины времен года, нарисованные поэтом, развивают детскую фантазию.

Студенты рассказывают стихи.

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей1829

Какой отрывок из стихотворения не соответствует названию?

Отрывок «Вечор, ты помнишь вьюга злилась…» В этой части нарисован пасмурный вечер, непогода. Картина мрачная, настроение создается невеселое…

Для чего поэт включает этот отрывок?

Пушкин включает этот отрывок, чтобы оттенить прелесть и красоту зимнего утра, показать, как влияет состояние природы на человека.

Какой прием использован здесь?

С помощью каких красок автор создает образ утра в отрывке «Под голубыми небесами»?

Картина утра рисуется с помощью различных красок : голубые небеса; прозрачный лес чернеет ; ель сквозь иней зеленеет . Преобладают холодные тона. Праздничность, торжественность описанию предают слова обозначающие сверкание блеск ( блестя, блестит, блеском озарена). Радостное настроение дополняется описанием комнаты: трещит печь( звук, передающий ощущение тепла, уюта).

Каким размером написано стихотворение?

Стихотворение написано ямбом (двухсложным размером с ударением на втором слоге.)

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Как создается образ бури в данном стихотворении?

Образ бури, непогоды передается с помощью глаголов- завоет, заплачет, зашуршит, постучит.

Какой прием использован автором в этом стихотворении при описании бури?

Использовано сравнение: « как зверь, как дитя, как путник запоздалый».

Это стихотворение написано хореем ( двухсложным размером с ударением на первом слоге).

Слушайте внимательно стихотворение «Зимняя дорога». Вы должны будете охарактеризовать его звукопись.

( Обращается внимание студентов на запись слов: звукопись, аллитерация, ассонанс. Дается их толкование).

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

В чем своеобразие звукописи прочитанного стихотворения? С помощью каких звуков создаются образы?

1-я строфа- звук «л», что-то холодное, светлое ( луна).

2-я строфа- звук «р», «л»- стук лошадиных копыт и неподвижность окрестностей.

В 4-ой строфе автор использует те же средства звукописи, что и в предыдущих.

Какое настроение создает это стихотворение?

Это стихотворение навивает грусть.

При помощи каких слов автор рисует печальную картину?

В этом стихотворении Пушкин использует такие слова: печальный, скучный, однозвучный, утомительно, тоска.

Продолжить, назвать произведение, определить идею. Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

(Отрывок из романа «Е. Онегин». Данный отрывок развивает образное мышление и прививает любовь к природе).

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

(Стихотворение «Птичка» Воспитывает милосердие, гуманизм.)

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

(Отрывок развивает образное мышление, обогащает речь.)

Внимание, перейдём к сказкам А.С.Пушкина, проведём небольшую викторину. Она называется «Кто в теремочке живёт?»

что многие, писатели- сказочники поселяют своих героев в теремах. И Пушкин делал то же. Итак кто в теремочке живёт?

«Перед ним изба со светёлкой

С кирпичною белёною трубою

С дубовыми тесовыми воротами »

(Изба жадной старухи из сказки о рыбаке и рыбке)

« В светлой горнице круг

Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой»

«Остров на море лежит

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

Ель растёт перед дворцом

А под ней хрустальный дом».

Когда Пушкин обратился к жанру сказки?

Назовите сказки Пушкина. На каком материале они основаны?

« Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди» (1931) = к нар. Сказке « О чудесных детях». « Сказка о попе и работнике его Балде» (1931) = «Батрак Шабарша»

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1933)= «Жадная старуха»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1933) = «Волшебное зеркальце».

«Сказка о золотом петушке» (1934)

Сказка-баллада «Жених» (1925). Сказка-отрывок о медведихе. « Как весенней теплою порою». А. С. Пушкин создавал свои сказки на фольклорном материале.

На какие виды делятся сказки А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения?

Пушкинские сказки, вошедшие в круг детского чтения, делятся на сказки-поэмы, сказки- новеллы. Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы – справедливо, но не счастливо. В сказках- поэмах внимание сосредоточенно на семье.

Давайте остановимся на сказках подробнее.

1 «Сказка о царе Салтане» (1931)

Близка к народной сказке « О чудесных детях».

Эта первая сказка Пушкина, появившаяся в печати. В сказке автор высмеивает любителя подслушивать. « Во все время разговора он стоял позадь забора»

Здесь рассказываются сложные взаимоотношения между людьми. Действия развертываются динамично, без длинных описаний. Внесены лаконичные и зримо-красочные пейзажные картины. Звукозапись – повторяется звук «з», «ж». Это характеризует полет комара и шмеля. Использован народный язык « просторечье». Речь героев полна слов с ласкательными суффиксами.

Сказка заканчивается не моралистическим выводом, а описанием веселого пира.

Положительные герои в трудной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха, сватья Бабариха посрамлены.

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

« Сказка о попе и о работнике его Балде». (1831)

Сатира на обманывающих народ служителей церкви. В ней высмеивается их жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который должен будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют попа согласиться получать щелчки от Балды, которого он взял в работники. Но поп не только жаден, но коварен и зол, он пытается погубить Балду. Давая ему невыполнимые поручения. Например, собрать оброк с чертей.

Эта сказка при жизни поэта не была напечатана. Впервые ее опубликовал В. А. Жуковский в 1840г. В журнале « Сын отечества» с большими изменениями, вызванными строгостями цензуры. Сказка называлась Сказка о купце Кузьме остолопе и о работнике его Балде». Эти изменения искажали антицерковную направленность, нарушали систему образцов и поэтическую направленность.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (1833)

Это сатира на самодержавие и крепостничество.

В образе старика олицетворяется народное начало сказки.

Образ старухи – образ социального гнета.

Эта сказка заканчивается поучительной картиной.

«Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто».

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833)

Напечатана впервые в 1834г. В журнале «Библиотека для чтения». Сказка носит гуманистическую направленность. Положительные герои наделены такими чертами характера: добротой, великодушием, храбростью, преданностью дружбе.

Царица- мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход.

В образе царевны – дочери преобладают романтические мотивы. Она вызывает любовь девушки Чернавки и семи богатырей своей красотой, добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь.

Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Этот персонаж близок к природе. Он обращается к ней:

К ветру кинулся взывая:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…

Эти обращения представляют собой своеобразные лирические отступления.

Сказка была написана в творческом состязании с Жуковским.

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

« Сказка о золотом петушке» (1834)

Опубликовано впервые в 1835г. (ж. «Библиотека для чтения»

В этой сказке создан сатирический образ царя Дадона, который предпочитает царствовать без забот, «лежа на боку». Поэтому безумно соглашается царь выполнять первую просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. Царь Дадон изображен как человек, не способный любить не только страну, которой он управляет, но и собственных сыновей. Он забыл об их гибели тут же как увидел шамаханскую царицу.

Он из-за своей прихоти погубил старика, в свое время пришедшего к нему на помощь.

Все мы любим иллюстрации к детской книжке. Хорошо помним рисунки, редко- имя художника, а это не правильно.

Русские революционеры- демократы А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов придавали огромное значение иллюстрации в детской литературе. Они считали, что хорошая, полноценная художественная иллюстрация- это помощница литературы в нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

Замечательный русский педагог К. Д. Ушинский считал иллюстрацию в дет. книге одним из важнейших средств воспитания и обучения детей.

Более сорока лет назад появились детские книжки с озорными, затейливыми, красочными рисунками с надписью «Картинки придумал и нарисовал В. Л. Конашевич».

Конашевич украшал своими прекрасными рисунками сказки разных народов мира

Он очень упорно и напряженно трудился над сказками Пушкина. До него немало мастеров уже рисовали эти сказки, редко достигая успеха. Все это Конашевич отлично знал.

«Мне предстоит иллюстрировать сказки Пушкина. Я очень боюсь этой работы. Никогда мне не давалась работа с таким трудом…»

Зато потом, когда дело пошло на лад, он радовался с детским простодушием. Показывая рисунок для обложки «Сказки о царе Салтане», Владимир Михайлович говорил: «Смотрите, какой кораблик я разрисовал, может быть, кто-нибудь из мальчиков захочет сам такой же и разыграть сказку как спектакль.

Он доверял детскому уму, сообразительности, фантазии. Так случилось, что «Сказки Пушкина» оказались последней большой работой художника.

В. М. Конашевич умер в феврале 1963, не увидев свои иллюстрации.

Источник

Тесты Учебная дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Смотреть картинку Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Картинка про Укажите что написал а с пушкин специально для детей. Фото Укажите что написал а с пушкин специально для детей

преподаватель русского языка и литературы

колледжа Бокситогорского института (филиала)

Учебная дисциплина Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Укажите произведение древнерусской литературы, в котором впервые встречается образ ребенка:

a) «Повесть временных лет»;

b) «Сказание о Борисе и Глебе»;

c) «Слово о полку Игореве».

2. Укажите, в каком веке появляется в России литература для детей:

3. Укажите основную направленность зарождавшейся детской литературы:

4. Назовите имя первого детского писателя:

a) Димитрий Герасимов, автор перевода латинской грамматики «Донатус»;

b) Епифаний Премудрый, автор «Жития Сергия Радонежского»;

c) Иван Федоров, первопечатник.

5. Назовите имя первого детского поэта:

c) Савватий, справщик Московского печатного двора.

6. Укажите дату появления первой печатной книги в России:

7. Укажите название первой печатной книги в России:

c) «Сказание о седми свободных мудростях».

8. Назовите имя издателя первого в России журнала для детей «Детское чтение для сердца и разума»:

9. Укажите имя писателя, благодаря которому «чувствительный человек», воплощавший добро и красоту, стал нравственно-эстетическим идеалом детской литературы:

10. Укажите имя писателя, который внушил первую заповедь искусства: «Талант ничто. Главное: величие нравственное».

11.Укажите произведение, которое открывает собой историю русской художественной детской прозы о детстве:

b) А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»;

12. Назовите имя автора этой поэтической миниатюры для детей:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

13. Укажите, что написал специально для детей:

15. Назовите главного героя пролога к поэме «Руслан и Людмила»:

b) ступа с Бабою Ягой;

16. Закончите высказывание о лирике :

«Читая произведения Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе …»

18. Укажите имя автора произведений: «Три медведя», «Косточка», «Акула», «Прыжок», «Гроза в лесу», «Девочка и грибы», «Лев и собачка».

19. Укажите сказку, в которой ставит вопрос о том, что есть высшая мудрость: жадное стремление к власти и богатству или отказ от этих соблазнов:

a) «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

b) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

c) «Сказка о рыбаке и рыбке».

20. Укажите имя писателя, который считал родной язык самым действенным средством воспитания, «величайшим наставником»:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

c) «Свинья под дубом».

22. Назовите имя детского писателя, который предлагает ребенку взглянуть на окружающий мир глазами божьей коровки, мухи, комара, собаки, зайца, утки, чтобы обрести свой взгляд на этот мир, свое истинно человеческое мировоззрение:

23. Укажите автора этих строк:

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

24.Укажите имя писателя, которому удалось изобразить тончайшие проявления детской психологии на всех решающих стадиях взросления ребенка:

25. Укажите произведение, которому принадлежит этот отрывок:

«Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью – раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где…»

26. Укажите автора, которому удалось создать сказку-эпопею в традициях русского райка, сочетавшую в себе черты трех основных типов народной сказки: волшебной, сатирической и сказки о животных:

a) «Сказка о попе и о работнике его Балде»;

27. Укажите имя писателя, главной идеей творчества которого было нравственное совершенствование человека:

28. Укажите автора стихотворения «Плач детей»:

30. Укажите автора, о произведениях которого так отозвался : «Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».

Источник

Произведения А. С. Пушкина для детей (автор неизвестен)

Введение

Главным препятствием для широкого распространения просвещения великий поэт считал подневольное положение русского народа, крепостной строй, при котором невозможно дать достойного воспитания не только детям крестьян, но и высшего сословия. Подобные антикрепостнические взгляды проходят через все творчество великого поэта.

Придавая важнейшее значение воспитанию, Пушкин резко критиковал его состояние в России, где воспитание и обучение крайне недостаточно, в результате чего молодой человек входит в свет безо всяких основательных познаний, без положительных правил.

Еще более убогим и насквозь порочным считал Пушкин домашнее воспитание, самое недостаточное, самое безнравственное, ибо ребенок, живущий в мире господ и холопов, бессознательно впитывает в себя отвратительные пороки этого мира. Мысли эти нашли яркое отражение в ряде его произведений.

Критикуя существовавшие в то время типы учебных заведений, Пушкин намечает положительную программу их преобразования. Он возражает против увлечения иностранными языками, особенно латинским и греческим. Вместо этого рекомендует лучше изучать Родину, так как Россия слишком мало известна русским.

А. С. Пушкин – великий поэт России

Именем величайшего русского национального поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) обозначена целая эпоха в истории передовой русской культуры. Пушкин – родоначальник новой русской литературы, основоположник современного русского литературного языка. В своем творчестве, пронизанном страстным патриотизмом и свободолюбием, он отразил подъем национального самосознания русского народа периода Отечественной войны 1812 года и декабристского освободительного движения.

В произведениях Пушкина поставлены острейшие вопросы общественно-политического развития его времени, гневно осуждены социальные порядки самодержавно-крепостнической России, с глубоким проникновением отражены могучие созидательные силы русского народа, замечательные черты русского национального характера, в которых поэт видел залог великого будущего своей родины.

Творчество Пушкина отличается яркой национальной самобытностью. Высоко ценя и изучая достижения всей человеческой культуры, он в то же время резко выступал против пренебрежения передовыми национальными культурными традициями и слепого подражания иностранным образцам, которое было свойственно идеологам консервативного дворянства. Пушкин опирался на лучшие традиции предшествовавшей ему русской литературы.

Великое значение Пушкина в истории русской литературы заключается в том, что он был новатором, зачинателем и основоположником школы художественного реализма. Этот огромный шаг в развитии русского и мирового искусства мог быть совершен Пушкиным потому, что его гений развивался в условиях всемирно-исторического подъема русского народа, освободившего свою страну и весь мир от деспотизма Наполеона и пробуждавшегося к борьбе за освобождение России от цепей самодержавия и крепостничества.

Богатейшее историческое содержание этой эпохи и было почвой для расцвета пушкинского реализма. В его произведениях воплощены основы русской классической литературы — высокая идейность, патриотизм и свободолюбие, любовь к народу, единство совершенной художественной формы и богатой содержательности, простота и общедоступность.

Творческое наследие Пушкина является живым достоянием нашей современности; оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии.

Сегодня поэзия и проза А. С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения, с произведениями великого поэта читатели знакомятся едва ли не в самом раннем возрасте, они включены в школьную программу и сопровождают юного читателя в течение многих лет его взросления. Между тем изначально его стихотворения, повести, сказки не были написаны специально для детей и не рассматривались как произведения детской литературы.

В то же время трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка.

Творчество величайшего русского национального поэта А. С. Пушкина необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на развитие литературы. Вошедшие в круг чтения пушкинские произведения оказывают глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед нами большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.

Помимо сказок, детям можно отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в «Кавказском пленнике» изображение черкесских нравов, в «Руслане и Людмиле» эпизоды быта, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове; в «Полтаве» описание битвы, появление Петра Великого; наконец, некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы: «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы», некоторые из «Песен западных славян».

Этот рекомендательный список лег в основу всех детских сборников и хрестоматий. Его пополнил в «Приложении» к своему очерку о жизни и творчестве Пушкина Н. Г. Чернышевский, включив сюда новые лирические произведения поэта, сцены из «Бориса Годунова» и главу из «Евгения Онегина». Из-за цензурных условий революционно-демократическая критика XIX века не могла широко пропагандировать вольнолюбивую лирику Пушкина, которая позднее также заняла достойное место на страницах книг для детского чтения.

Произведения А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения

За традиционной сказочной поэтикой скрыты социальные и психологические коллизии, очевидно, что Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это стихотворения самой разнообразной тематики: о природе, о дружбе и любви, об истории Родины и т. д. Так же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой формируется речь и сознание подрастающего человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя весь духовный строй личности, ведь именно Пушкин считается создателем современного русского литературного языка, языка, на котором говорит современный образованный человек.

А произведения Пушкина сопровождают своего читателя и дальше: взрослея, он знакомится с пушкинской прозой и драматургией, романом в стихах «Евгений Онегин» и поэмами. Так, не будучи детским поэтом, Пушкин создал целостный мир, без которого уже нельзя представить себе отечественную детскую литературу.

Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор.

К народным сюжетам он обратился в 30-е годы, когда разгорелись споры о русском национальном характере, об отношении к народному творчеству, о народности литературы, в свое время поднятые декабристами.

Первой пробой пера в этом жанре была работа над древнерусской сказкой о Бове, сюжет которой восходит к французскому рыцарскому роману. Повесть и сказку о Бове знали почти все русские дети, начиная с XVI века. Первую попытку переложить ее на стихи сделал А. Радищев. В 1814 г. его примеру последовал лицеист А. Пушкин, который придал сюжету резко сатирический характер. Главным объектом осмеяния при этом стал царь Додон и его окружение.

Наряду с повестью о Бове в детское чтение XVII века входила и повесть о Еруслане Лазаревиче, также переделанная в XVIII веке в сказку. Пушкин позднее использовал из этих сказок кое-какие элементы.

Если из повести о Бове в его сказки вошли отдельные эпизоды и имена героев, то из повести о Еруслане Лазаревиче он взял поле, усеянное мертвыми костями и истоптанное конем богатыря, огромную голову на этом поле, выходящих из морской пучины богатырей и другие сказочные эпизоды; некоторые из них вошли до этого в «Руслана и Людмилу». Все это свидетельствует лишь о том, что сказки Пушкина связаны не только с народным творчеством, но и с древнерусской литературой. Следующим произведением, тесно связанным со сказочным жанром, явилась поэма «Руслан и Людмила» (1817-1820).

Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. А. С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями.

Первое чудо в народной сказке – дуб у лукоморья, а на нем золотая цепь, по которой ходит кот, рассказывающий сказки и поющий песни. Второе чудо – на горе грызутся два борова, «а меж ними сыплется золото да серебро». И третье чудо – «из моря выходят 30 отроков на один час». Вместо свиней у Пушкина – чудесная белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Сын-богатырь растет в бочке «не по дням, а по часам» и своей силой освобождается из бочки, а не по благословению и с помощью неизвестной силы, как это было в народной сказке. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н. В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г. Как и «Сказка о царе Салтане», она создана на основе сюжета народной сказки, услышанной в селе Михайловском. В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание – собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках: «Батрак» и «Шабарша».

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. в Болдине. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» является сюжет из сборника братьев Гримм. Однако подобные сказки встречаются и в русском фольклоре («Золотая рыбка» и «Жадная старуха»). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском, Пушкин мог также использовать русскую сказку «Волшебное зеркальце».

«Сказка о золотом петушке», впервые напечатанная в 1835 г., опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга. Незавершенная «Сказка о медведихе», сказка «Жених», отрывок из «Бовы» в круг чтения детей обычно не входят.

Художественное совершенство сказок

В сказках Пушкина волшебные превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях. Так, каждый раз возвращаясь с моря, старик видит реальную картину и ситуацию, в которой по воле рыбки оказывается его старуха: то это новое корыто, то «изба со светелкой», то высокий дворянский терем с богато одетой старухой на крыльце, то роскошные царские палаты. И выглядят они не сказочными, а реальными, лишь их появление сказочно.

Пушкин берет из источника только один, наиболее значимый эпизод, подробнее и глубже разрабатывает его, чтобы рельефнее высветить характер. Таков юный, сказочно быстро выросший и возмужавший князь Гвидон, который освобождает себя и свою мать из бочки, всегда находит выход из самого трудного положения.

Достоин своей суженой юный королевич Елисей, который в поисках невесты идет на край света, сохраняет безупречную верность ей, постоянно пылает светлой, чистой любовью. Не случайно вся природа: и луна, и ветер, и солнце помогают ему.

Особо пленительны в сказках женские образы. Мать Гвидона, нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, она по праву становится царицей. Не уступает ей и молодая царевна из другой сказки, которая не растерялась в лесу, куда ее увезли, чтобы погубить. Она ведет себя как человек из трудовой, крестьянской среды, не чуждается простого физического труда: печку затопила, дом прибрала. В один ряд с ними становится и обаятельная, рассудительная царевна Лебедь, ставшая образцовой женой Гвидону.

Опираясь на народный сюжет, Пушкин не только приподнимает, а возвышает в своих сказках образ простого труженика. Обычный русский человек по имени Балда напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, то в Балде нет ничего подтверждающего его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью, который может все, даже с чертей оброк собрать. Рассчитываясь с жадным и недальновидным служителем культа, не обладающим чувством собственного достоинства, Балда не вступает с ним в рассуждения, не тратит лишних слез на обличения и лишь «говорит с укоризною».

Неоднозначен и образ рыбака. Добрый, трудолюбивый старик, живущий в гармонии с природой, удовлетворяется малым в жизни, но при его безропотной покорности во всем потакает злой и жадной жене и тем самым невольно способствует умножению зла.

Носители темных сил (жадная старуха, повариха с ткачихою, царица-мачеха, царь Додон) не так страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства.

связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.

Лирика Пушкина для подростков и юношества

Очарованных сказками малышей в подростковом возрасте ожидает встреча с лирикой великого поэта, изобилующей чувствами и мыслями. Не только в лирике, но и во всем творчестве Пушкина почти нет произведений, чтение которых было бы преждевременным в подростковом и юношеском возрасте. Почти вся лирика его – мудрая беседа с юношеством. Даже произведения зрелой поры, пронизанные философскими раздумьями о сущности жизни, отличаются удивительной простотой.

По своей идейной значимости на первое место для современных подростков следует выделить свободолюбивую лирику. Это послание к декабристам «Во глубине сибирских руд», наполненное сочувствием томящимся на каторге первым русским революционерам; с этим произведением советские школьники знакомятся еще в 6 классе. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) выражается надежда, что взойдет «звезда пленительного счастья», содержится призыв посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

Чуть позже, в зависимости от начитанности и развития, школьникам могут быть доступны такие стихотворения, как «Кинжал» (1821), «В. Л. Давыдову» (1821), «Андрей Шенье» (1825) и другие произведения подобного содержания. Затем следуют произведения, направленные против крепостничества, воспевающие разум и знания: ода «Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Вакхическая песнь» (1825), «Узник» (1822) и др.

Перед отроческим и юношеским взором вереницей проходят победы Олега («Олегов щит»), Бородинская битва («Бородинская годовщина»), великий полководец, выигравший эту битву, «маститый страж страны державной, смиритель всех ее врагов» («Перед гробницею святой»), ликующий победный русский флот («Чу, пушки грянули!»), «лица полные отваги. начальников народных наших сил», покрытые «славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года» («Полководец»).

«Опять увенчаны мы славой», «Дон», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина»). Он прославлял любимого героя русской истории Петра I, привлекавшего правдой сердца, укрощавшего дикие нравы наукой, просвещением («Стансы»), видел в нем вечного работника: то героя, то мореплавателя, то плотника. Стихи о России, ее славе, победах и великих героях наполнены бодрыми чувствами, ощущением силы, мажорны по строю, ритмике и звучанию, вселяют в юных читателей уверенность, воспитывают гордость за прошлое, наполняют их патриотическими чувствами.

Этим же целям служит и пейзажная лирика. При работе с ней следует помнить, что дети, как правило, пропускают встречающиеся в прозе описания природы. Лучшее средство для преодоления детского невнимания к таким картинам – пейзажная лирика великого поэта. Русская природа показана в ней в разнообразных проявлениях, во всей своей многоцветной, вечно сияющей красоте.

Безмерно любя осень, как время наивысшего творческого подъема и вдохновения, посвящая ей самые проникновенные строки в целом ряде произведений, больше всего стихотворений он все же написал о русской зиме. Это и знаменитое «Зимнее утро» с морозом и солнцем, это и «Зимняя дорога», скучная, с полосатыми верстовыми столбами, утомительно гремящим однозвучным колокольчиком.

«то раздумье удалое, то сердечную тоску», это и «добрая подружка» няня с ее народными песнями о синице, жившей за морем, или о девице, которая «за водой поутру шла».

Природа в них одухотворяется и олицетворяется: буря ведет себя то как зверь, то как дитя, то как путник запоздалый. Природа в лирике Пушкина динамична, находится в постоянном движении, меняет свои краски, запахи, рисуется в гармоничном взаимодействии всех ее составляющих.

Вихри снежные крутя:
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя… («Зимний вечер».)

Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения («Кавказ», «Обвал», «Бесы», «Зима, крестьянин, торжествуя…», «Уж небо осенью дышало…», «Гонимы вешними лучами… и др.), передают подлинно русский, национальный взгляд на родную природу, воспевают ее величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое патриотическое чувство, любовь к прекрасному.

«Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Утопленник», «Гусар». Приобщая детей к истории родного народа, «Песнь о вещем Олеге» поэтизировала «преданья старины глубокой», рисовала в увлекательных образах ее быт, обычаи, верования и героев.

Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. В ней мы зачастую находим любимые детьми легендарно-сказочные повествовательные сюжеты и сказочную одухотворенность родной природы. Олицетворенная природа у Пушкина живет, действует.

Заключение

Хотя Пушкин не писал для детей, но история русской детской литературы немыслима без его произведений, а русское общество – без их воспитательного воздействия.

Распространенное мнение, что Пушкин не писал для детей только потому, что ничего общего не хотел иметь с низкопробной детской литературой того времени, вряд ли является ответом на вопрос. Универсальный гений великого поэта, видевшего окружающий мир единым, не умещается ни в какие узкие рамки. Так же видел он и читателей, не разделяя их на возрастные группы.

– говорил 15-летний лицеист в незаконченной сказке «Бова». И этому правилу следовал в течение всей своей творческой жизни.

Пушкин писал только для читателей, одаренных от природы поэтическим чутьем и поэтому способных понять его творения. Среди своих читателей Пушкин подразумевал и детей и никогда не возражал, если его стихотворения публиковались на страницах детских журналов, сборников или альманахов.

Воспитательное значение личности самого поэта и его творчества для молодежи впервые показал Гоголь, который сам живо интересовался вопросами воспитания и написал несколько статей на эту тему.

В статьях о Пушкине, а также в целом ряде рецензий на детские книги Белинский не только показал благотворное воспитательное воздействие поэта на детей, но и составил целый список его произведений для детского чтения, а также оригинальные рекомендации, как их читать с детьми.

В творчестве Пушкина немало таких стихотворений, которые доступны читателям младшего возраста и даже дошкольникам. Они начали входить в круг детского чтения еще при жизни поэта, примерно в 20-30-е годы XIX века. Однако в школьные программы творчество Пушкина вошло не сразу.

Значительно полнее представил Пушкина детям и юношеству Н. Г. Чернышевский в своей книге «Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения». В ней автор отдавал предпочтение фактам, рельефно представляющим трудолюбивую, благородную и могучую личность поэта, показал его место в русской литературе. В приложении к книге он поместил для детского и юношеского чтения 19 стихотворений поэта и отрывки из «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина».

Двери начальной школы для произведений Пушкина впервые широко открыл Ушинский, который в своих учебных книгах «Детский мир» и «Родное слово» предложил школьникам более сорока произведений поэта и отрывков из них. С тех пор русская школа не расстается с творчеством великого поэта. К творчеству великого Пушкина не только не зарастает, но все более расширяется «народная тропа». Из 695 стихотворений великого поэта примерно третья часть (225 стихотворений) доступны и интересны читателям детских и юношеских библиотек.

доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.

Руководя чтением поэзии Пушкина, не следует пытаться вести детей через все слои стихотворения, проникать в его глубину. Важно, чтобы содержание стихотворения нравилось детям, гармония и музыка задевали их душу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *