Укажите в чем заключается сущность личностно ориентированных технологий
Сообщение на тему «Личностно-ориентированная технология»
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Цель личностно-ориентированной технологии – заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
— гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
— обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация природных потенциалов ребенка;
— приоритет личностных отношений;
— создание условий для развития личности воспитанников;
— индивидуальный подход к воспитанникам.
Задачей педагога является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности дает положительные результаты для этого.
Личностно-ориентированная технология базируется на следующих принципах:
— принцип самоактуальности (любой ребёнок принимается таким, каков он есть);
— принцип индивидуальности (развитие индивидуальности в соответствии со способностями ребёнка, его психофизическим развитием, типом темперамента, особенностями характера, половой принадлежности. );
— принцип субъектности (использовать субъектный опыт ребёнка, создавать условия для того, чтобы ребёнок был субъектом своей деятельности);
— принцип выбора (предоставлять свободу выбора предметов и видов деятельности каждому ребёнку, способствовать развитию инициативности);
— принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
— принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка.
Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:
— игры, занятия, спортивные мероприятия;
— экспериментальная и проектная деятельность;
— упражнения, гимнастика, массаж;
— тренинги, этюды, образно-ролевые игры;
— конкурсы и выставки детского творчества.
Приемы личностно-ориентированного взаимодействия:
— прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;
— прием «Отвлечение» направлен на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.
Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием. Совместная деятельность детей и взрослых в течение дня может реализовываться как во всех центрах, так и в части из них.
Сравнение традиционной и личностно-ориентированной образовательной деятельности (ОД).
Целеполагание. Цель – развитие детей, создание таких условий, чтобы на каждой ОД формировалась деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в обучении, собственной деятельности.
Деятельность педагога: показывает, объясняет, раскрывает, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает.
Центральная фигура – педагог.
Развитие ребенка – абстрактное, попутное!
Деятельность педагога: организатор образовательной деятельности, в которой ребенок, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Педагог объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ребенок!
Педагог же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ребенка.
Деятельность ребенка: ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от педагога, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.
Рекомендации к проведению личностно-ориентированного занятия.
Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы. Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.
Важно поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятии способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать оптимальные и рациональные из них.
Следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно символическую).
Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что понравилось и не понравилось, почему; что они хотели бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
В личностно-ориентированной технологии ребенок не бездумно принимает готовый образец или инструкцию педагога, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, определяет причины ошибок и т.д.
Особую актуальность личностно-ориентированная технология приобретает в коррекционно-педагогической работе. Это связано с тем, что дети с ОВЗ, зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильно организованная коррекционная работа в сочетании с личностно-ориентированным подходом позволяет скорректировать имеющиеся нарушения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно-ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»
Юлия Домрачева
Консультация для педагогов «Личностно-ориентированные технологии»
Личностно-ориентированные технологии
Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются:
Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр, основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.
Признаками гуманно-личностной ориентации применительно к образовательным технологиям являются:
• доминирование в работе учреждения целей личностного, интеллектуального, деятельного и профессионального развития ребенка;
• акцент на мотивацию его достижений и успехов, направленность на поддержку индивидуального развития;
• акцент на само проектирование и самоуправление;
• партнерское взаимодействие участников образовательного процесса;
• диалог как форма и средство обмена информацией, личностными оценками и ценностями;
• предоставление учащимся свободы выбора и личная ответственность за принятые решения всех участников образовательного процесса;
• эмоциональная сопричастность и проживание образовательных ситуаций и событий.
Достижение личностью таких качеств является главной целью образования в отличие от целей формализованной передачи учащемуся знаний и социальных норм в традиционной технологии. Своеобразие парадигмы личностно-ориентированного образования заключается в ориентации на имманентные свойства личности, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями, в претворении идеи субъект-субъектных отношений учителя и ученика в педагогическую технологию. Такая ориентация достигается с помощью:
– обращения к субъектному опыту ребенка, соединения его с обучением, согласования со всеми субъектами воспитания;
– учета психологических закономерностей;
– применения гибкой системы активного стимулирования учащихся к образовательной деятельности;
– структурирования, дидактического преобразования материала учебника. Личностно ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе компьютер, перестраивают содержание образования.
Личностно ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагоги ческой деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, само строительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности (Е. Н. Степанов).
Содержание и методы образования представляют собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Если эта среда обращена к человеку, и ей свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.
Гуманистическая направленность образования выражается следующими идеями:
• современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласовании с конкретными ценностями разных социокультурных сообществ;
• цель образования есть становление и развитие само реализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;
• развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
• все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания образования, находятся под защитой;
• групповая работа сочетается с индивидуальной работой, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;
• наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.
• Гуманно-личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и само актуализации личности.
К личностно-ориентированным технологиям относятся:
1. Педагогика сотрудничества
2. Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
3. Система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4. Технология витагенного образования (А. С. Белкин)
Педагогика сотрудничества
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание. Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Единство обучения и воспитания.
Концепция педагогики сотрудничества
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества как целостной педагогической технологии выделяются четыре направления
• Гуманно-личностный подход к ребенку.
• Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
• Концепция гуманистического коллективного воспитания.
• Педагогизация окружающей среды.
Он объединяет следующие идеи:
• гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
• отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
• новую трактовку принципа учета индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• формирование положительной Я-концепции.
Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:
• личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
• каждый ребенок талантлив (обладает способностями);
• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
Гуманное отношение к детям включает:
• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
• оптимистическую веру в ребенка;
• сотрудничество, мастерство общения;
• отсутствие прямого принуждения;
• приоритет положительного стимулирования;
• терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
• уравнивание ученика и учителя в правах;
• право ребенка на свободный выбор;
• право на собственную точку зрения;
• соблюдение Конвенции о правах ребенка;
• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Ученье без принуждения реализуется через:
• требовательность без принуждения, основанную на доверии;
• увлеченность, рожденную интересным преподаванием;
• замену принуждения желанием, которое порождает успех;
• ставку на самостоятельность и самодеятельность детей;
• применение косвенных требований через коллектив.
Новое содержание принципа учета индивидуальных (и возрастных) особенностей ребенка.
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика;
• поиск лучших качеств личности;
• применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);
• учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; – прогнозирование развития личности;
• конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
Формирование положительной Я-концепции личности.
Десять заповедей воспитателя (по Ш. А. Амонашвили)
6. Человек может проявлять и развивать в себе все свои способности и дарования и быть счастливым только в таком обществе, где он чувствует себя нужным и своим и где его искусственно не возвышают и не унижают. Так ребенок должен себя чувствовать в обществе, в котором он живет.
9. Воспитателями должны руководить чуткость, отзывчивость, доброта души, любовь, нежность, непосредственность, постоянная готовность прийти на помощь, чувство сопереживания. Все это должно сочетаться с требовательностью к самому себе и к ребенку, с чувством ответственности перед подрастающим поколением, с заботой о будущем Родины.
10. Необходим решительный отказ от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности, императивности и таких форм их проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение.
«Отдавай детям сердце» (по В. А. Сухомлинскому)
1. Гуманистическое начало в воспитании есть важнейший элемент педагогической культуры учителя.
2. Что значит «хороший учитель»? Это прежде всего человек, который любит детей, на- ходит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.
5. Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Но чтобы воспитать в развивающемся человеке самоуважение, воспитатель сам должен глубоко уважать человеческую личность в своем питомце.
7. Школа должна возвращать детство тем, кто в семье лишен его.
8. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, что- бы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.
12. Учение должно быть трудным, каждая работа должна представлять собой продвижение вперед. При этом каждый шаг к знаниям должен быть не усталой ходьбой обессиленного путника, а гордым взлетом птицы, для чего нужно обеспечить ребенку эмоциональный подъем, веру в свои силы, товарищескую поддержку.
14. Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
15. Беречь в детях огонек пытливости, любознательности, жажду знаний.
16. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства.
17. Прежде чем давать знания, нужно научить ребенка воспринимать, наблюдать, думать.
18. Оценка должна нести жизнерадостность, оптимизм, вознаграждать трудолюбие, а не быть кнутом, которым учитель погоняет ученика. Но нельзя и допускать, чтобы оценка баловала ученика.
19. Искусство воспитания состоит в мудром сочетании строгости и доброты: ученик должен почувствовать в порицании педагога не только справедливую строгость, но и человеческую заботу о себе.
20. Духовное развитие ребенка должно включать чтение, изобразительное искусство, музыку, создающие благоприятный фон личностного общения взрослых и детей.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический комплекс педагогики сотрудничества включает многочисленные идеи развития детей, активизации и интенсификации учебного процесса, усовершенствования содержания и структуры учебного материала, применения современных информационно-технических средств обучения и т. д.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
• обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• происходит объединение, интеграция школьных дисциплин;
• развивается вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Концепция гуманистического коллективного воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражали важнейшую тенденцию развития воспитания в советской школе:
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
• новые субъект-субъектные отношения участников педагогического процесса: сотрудничество, сотворчество, соуправление, сопереживание, сочувствие;
• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;
• возрождение русских национальных и культурных традиций;
• постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, центрами, формирующими подрастающую личность являются: школа, семья и ближайший «кусочек» социальной среды – микрорайон. Без сомнения, школа среди них является наиболее целенаправленным, педагогически правильным, профессионально организованным институтом. Однако, как показывает жизнь, в настоящее время результаты (качества личности выпускников) определяются не столько школой, сколько совместным действием всех трех источников воспитания. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны. В педагогике давно существует проблема объединения воспитательных усилий школы и семьи, школы и воспитательных учреждений микрорайона, сотрудничества школы с общественными организациями. Новая педагогическая технология выдвигает задачи интеграции всех воспитательных воздействий среды на основе ее педагогизации, осознания того, что «общество живет и развивается так, как оно учится, и учится так, как оно хочет жить». Согласно одной из идей педагогики сотрудничества, школа не может быть демократизирована, если не будет налажено сотрудничество с обществом, с окружающей социально-педагогической средой. Общественная подсистема школы не может развиваться изолированно. Она должна быть принципиально открытой.
Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Консультация для молодых педагогов «Современные технологии в ДОУ» Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон,.
Консультация для педагогов «Информационные технологии в Образовательном процессе ДОУ» Консультация для педагогов «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии.
Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.
Консультация для педагогов «Технологии конструирования из бумаги» Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности дошкольников направлено на получение конкретного результата — поделки. Это познавательное.
Консультация для педагогов «Современные логопедические технологии» Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная.
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Консультация для педагогов на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». Дошкольный возраст является решающим в формировании.
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в рамках ФГОС ДО» «Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО» Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального.
Консультация для педагогов «Эффективные образовательные технологии» Одна из актуальных проблем в системе образования – это вопрос овладении вторым языком. Методика обучения второму языку является отраслью.
Консультация для педагогов из опыта работы «Здоровьесберегающие технологии» Здоровьесберегающие технологии (из опыта работы). В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в РФ» здоровье детей относится к.
Технология личностно-ориентированного обучения
Наталья Гусева
Технология личностно-ориентированного обучения
О личностно – ориентированных технологиях обучения.
Содержание личностно ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
Следует отметить актуальность данной тематики, поскольку личностно-ориентированное обучение используется в едагогической практике нашего времени довольно часто. И любому едагогу необходимо знать основы личностно ориентированного развивающего обучения.
Развитие ученика, как личности (его социализация, идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития.
Учение как субъектная деятельность ученика, обесечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание.
Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного обучения, т. е.образования:
В личностно-ориентированномобразовании предполагается следующие позиции педагога:
развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
— отношение к ребенку как к личности, способной учиться добровольно, по
собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
— опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)
каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Содержание личностно-ориентированного образования:
— помощь школьнику в выстраивании собственной личности и определении
собственной личностной позиции в жизни:
— выбор значимых для ребенка ценностей и овладение им определенной
— выявление интересующих научных и жизненных проблем и освоение
способов их решения,
— открытие рефлексивного мира собственного «Я» и умение управлять им.
Личностно-ориентированный подход
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы,методы и приемы ЛОП-а:Теперь ответим на третий вопрос: из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход? С этой целью охарактеризуем три составляющие данного подхода.
1. Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.
К основным понятиям личностноориентированного подхода можно отнести следующие:
— индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность — человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-Самовыражение — процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
— субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
— субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
— Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
— выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
— педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением (О. С. Газман, Т. В. Фролова).
2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся, т. е. принципы.
— Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным объектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его субъектного опыта.
— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
3. Третья составляющая — это технологический арсенал личностно ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям,как:
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.
Использование личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и самодиагоностики.
— если от ее разрешения ничего в жизни ребенка не меняется (что толку поднимать руку и слушать учителя, если он все равно меня ненавидит);
— если его лишили возможности самостоятельно действовать, а следовательно, сняли с него ответственность.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания,соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
А личностно-ориентированные технологии – это педагогические новации, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям школьника, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Различают четыре основные группы технологий:
2. личностно-ориентированные
— разноуровневого обучения,
— коллективного взаимообучения,
— модульного обучения);
Рассмотрим личностно-ориентированные технологии:
1. Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы.Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
— индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях.
— психологические характеристики (мышление, воображение, память, внимание, воля, чувство, эмоции.
— опыт, включающий знания, умения, привычки.
2. Коллективное взаимообучения
Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности. Начиная с начальной школы учителя и воспитатели уже должны использовать личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, занятиях, кружках, напр. рисования, хореографии, и других, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках труда, занятиях, учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои зуны. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе в старшее звено обучения, предметные уроки и уроки труда, занятия проходят уже с элементами профориентации.
3. Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
Методологические основы организации
личностно-ориентированного урока (занятия)
Личностно ориентированный урок (занятие) в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика (воспитанника). Изменяются позиции ученика (воспитанника) – от прилежного исполнения к активному творчеству,иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Основные различия между традиционным и
личностно-ориентированным уроком (занятием).
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла совать с ними подбор и организацию учебного материала
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила по ведения и контролировать их соблюдение
8.Разрешает возникающие конфликты между деть ми: поощряет правых и наказывает виноватых 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения
Деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии)
С личностно-ориентированной направленностью
— Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
— Сообщение в начале урока (занятия) не только темы, но и организации учебной (воспитательной) деятельности в ходе урока (занятия).
— Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
— Использование проблемных творческих заданий.
— Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
— Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
— Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
— Отметка, выставляемая ученику в конце урока,должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
— При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются по тематике, по уровню сложности, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода с учетов ведущего типа учебной деятельности учащегося (познавательная, коммуникативная, творческая). В основе такого подхода лежит возможность оценки по уровню достижения в овладении знаниями, умениями, навыками. Учитель (воспитатель) распределяет карточки среди учеников, зная их познавательные особенности и возможности, и не только определяет уровень овладения знаниями, но и учитывает личностные особенности каждого ученика, создавая оптимальные условия для его развития путем предоставления выбора форм и способов деятельности.
Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.
В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока, сформированными И. С.Якиманской являются:
использование субъектного опыта ребенка;
предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;
накопление ЗУНов не в качестве самоцели (конечного результата, а важного средства реализации детского творчества;
обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.
Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.
Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно-ориентированное образование, представлено в работах Е. В. Бондаревской, С В. Кульневича, Т. И. Кульпиной, В. В. Серикова, А. В. Петровского, В. Т. Фоменко, И. С. Якиманской и других исследователей. Объединяет этих исследователей гуманистический подход к детям, «ценностное отношение к ребёнку и детству, как уникальному периоду жизни человека».
В исследованиях раскрывается система ценностей личности, как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогический процесс как среду развития личности.
Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.
Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.
Список использованной литературы:
Фольклор, как средство развития эмоциональной сферы дошкольника в аспекте личностно-ориентированного подхода На мой взгляд, народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа, дают огромное поле деятельности в работе с.
Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения Уважаемые коллеги! Находившись в постоянном поиске новых технологий, мы зачастую сталкиваемся ситуацией как говорится в поговорке «Все новое.
Мастер-класс для педагогов «Технология развивающего обучения» Региональный этап IX Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в 2018 году Мастер-класс «Технология развивающего.
Мастер-класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии в среднем звене» Учитель МОБУ Усть-Ярульская Антонюк Людмила Ивановна, учитель технологии Мастер- класс «Технология проблемного обучения на уроках технологии.
Методическая разработка «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу личностно-ориентированного подхода в воспитании» В своей работе я уделяю большое значение работе с родителями, так как она имеет большое значение в работе педагогов дошкольных учреждений.
Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Часть 1. Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только.
Семинар-практикум для педагогов «Технология проблемного обучения в детском саду» Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду» Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению методикой проблемного.
Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения на уроках истории Реализация личностно ориентированного подхода посредством технологии модульного обучения Изменения в обществе, экономике, политике и культуре.
Технология коррекционно-развивающего воспитания и обучения. Универсальное дидактическое пособие «Умная сумка» Мною было разработано универсальное дидактическое пособие «Умная сумка». Оно представляет собой разновидность лэпбука (собирательный образ.
Технология проблемного обучения. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Ручеек» г. Ртищево Саратовской области» ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.