Ум и разум в чем разница православие

Глава 2. Ум и разум

Глава 2. Ум и разум

А мы имеем ум Христов.

Так говорит апостол Павел. Отсюда можно заключить, что можно иметь и другой какой-то ум. И действительно, надо различать три проявления или, скажем условно, три вида ума.

Первый вид — ум «инстинктивный», которым обладают и животные и которым преимущественно живут неразвитые духовно люди и дикари. Он занят исключительно задачей сохранения жизни и удовлетворения потребностей тела.

Он может быть хорошо развит — «заострен», и тогда его называют хитростью, пронырливостью и т. д. И в самом совершенном состоянии этот вид ума не облагораживает человека.

Если только им живет человек, то он не возвышается над животными и роняет человеческое достоинство. В этом случае все мысли человека заняты заботами о сохранении жизни, пропитании, одежде, жизненном комфорте и т. п. Этот вид ума вложен в животный мир Богом как средство самозащиты и поддержания жизни тела.

Второй вид ума — это ум логики и науки. Его нет у животных. С помощью его человеком строится наука, двигается прогресс техники, сплетаются научные теории и философские системы. Господом он дан человеку для постижения Его творений и премудрости Самого Творца вселенной.

Он дан также для облегчения жизни тела человека, лишенного той физической силы и выносливости, которые дарованы Богом многим из животных. Этим умом человечество зачаровано, гордится им и считает в каком-то дурмане, что некогда он приведет все человечество к счастью и чуть ли не к бессмертию.

Если ум инстинктивный свойственен всему человечеству, то развитие и пользование умом логики и науки является уделом уже сравнительно узкого круга людей.

Однако и не этот вид ума является главным даром человеку от Бога. Этот ум несовершенен, о чем свидетельствует хотя бы философия, которая состоит из множества постоянно меняющихся и противоречащих одна другой систем и теорий.

Человеческая логика также небезупречна, и натренированный софист может с успехом защищать как тезис, так и антитезис. Обладая только этим умом, человечество может подняться лишь на степень цивилизованных животных, истребляющих друг друга при помощи способов и орудий, доведенных до высокого технического совершенства.

Главным, ценнейшим даром человечеству является третий вид ума — мы назовем его условно благодатным разумом. Как пишет митрополит Вениамин:

«У души есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины».

Благодатным разумом и верой постигается существование Бога — Творца мира, Его непостижимая премудрость, связь мира с Божеством — промысел и любовь Бога к Своему творению, целесообразность всех законов природы и закономерность явлений в судьбах всего человечества, народов и отдельных личностей. Лишь благодатный разум веры может постигать в какой-то мере гармонию мира и невыразимую красоту Самого Божества и примирять в душе все те кажущиеся противоречия и недоумения, перед которыми бессилен ум науки и логики.

Как пишет митрополит Вениамин, человеку, обладающему благодатным разумом, «совсем не нужно бояться тайн и непостижимости вообще, а в особенности в вере.

Для этого разума не существует бессмысленности в антиномиях религии[2].

Он постигает невидимое в видимом, для него нет ни «проклятых» вопросов, ни «неразрешимых» проблем и загадок мироздания.

Он не смущается от таких антиномий, как единство Бога при троичности Лиц; единство во Христе Бога и человека; совмещение свободы воли человека с предопределением его судьбы у Бога, сочетание Божией справедливости с милосердием Бога и т. п.

И именно благодатный разум, а не ум, поистине обогащает человека. Этот разум есть «ум Христов», который имеется в человеке лишь при сопребывании в нем Святого Духа Божия и развивается в душе по мере Его «стяжания»».

Как пишет А. С. Хомяков:

«Дух Божий, глаголющий Священными Писаниями, поучающий и освящающий Священным Преданием Вселенской Церкви, не может быть постигнут одним человеческим разумом.

Он доступен только полноте человеческого духа под наитием благодати.

Попытка проникнуть в область веры и в ее тайны, преднося перед собою один светильник разума (человеческого), есть дерзость в глазах христианина, не только преступная, но в то же время безумная.

Только свет, с неба сходящий и проникающий всю душу человека, может указать ему путь; только сила, даруемая Духом Божиим, может вознести его в те неприступные высоты, где является Божество».

«Только тот может понять пророка, кто сам пророк», — говорит св. Григорий Чудотворец. — Только само Божество может уразуметь Бога и бесконечность Его премудрости. Только тот, кто носит в себе живого Христа, может приблизиться к Его престолу, не уничтожившись перед той славой, перед которою самые чистые силы духовные повергаются в радостном трепете».

Этот вид познания, в отличие от первых двух видов ума, святые апостолы называли «мудростию». Ап. Иаков для характеристики ее перечисляет следующие ее свойства: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3, 17).

Эту духовную мудрость св. отцы называют «духовным разумом» или «духовным ведением», а различные писатели — «высшим разумом», «большим разумом».

Про этот разум так говорила мудрая старица Ардалиона (из Усть-Медведицкого монастыря): «Ум, умерший своему мудрованию, становится проводником тайн Божиих, ему открывается ведение судов Божиих и Его всесвятой воли».

Обычный человеческий ум и благодатный разум очень часто находятся в противоречии друг с другом: повеления одного не согласуются с пожеланием другого. С точки зрения ума требования этого разума могут казаться «безумием».

Этим объясняется требование ап. Павла от христиан «безумства». Он пишет коринфянам (1 Кор. 3, 18): «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым». И часто мудрость благодатного разума будет для ума логики и для инстинкта только безумием. Поэтому мир обычно зовет людей, всецело живущих этим разумом, «ненормальными». И они действительно таковы, потому что отвергают обязательность для себя той «нормы» лжи и греха, которая неотъемлемо присуща всем обычным «нормальным» людям.

Нельзя думать, что благодатный разум может развиться путем одного обогащения человека отвлеченной богословской наукой, как бы ценна она ни была сама по себе.

Богатство богословскими знаниями еще не преображает души — не открывает человеку путей к Царству Небесному, если он будет пренебрегать очищением сердца от страстей и стяжанием благодати Святого Духа. Про это так пишет схиархимандрит Софроний:

«Частое явление, что религиозная жизнь у человека сосредоточивается в мозгу как отвлеченное понимание.

Пребывая в этом состоянии, он нередко мнит себя обладателем духовного ведения, не разумея, что подобное отвлеченное понимание, хотя бы и предваренное чтением Священного Писания, по существу остается для него «книгой, запечатанной семью печатями» (Откр. 5, 1).

Прояснение ума — зарождение благодатного разума и полнота развития его под действием Святого Духа Божия — такое же редкое явление, как и святость. Сам Господь говорил, что «немногие находят путь, ведущий в жизнь» (Мф. 7, 14)».

Грех настолько затуманил человеческий ум, что для человека, даже стремящегося к истине, нелегко ее найти. Как пишет схиархимандрит Софроний:

«Наличие несовершенства в человеческом добре, с одной стороны, и неизбежное наличие доброго предлога во зле — с другой, делает различие добра и зла очень трудным.

Всякое зло, совершаемое свободными тварями, по необходимости паразитивно живет на теле добра; ему необходимо найти себе оправдание, предстать облеченным в одежду добра, и нередко высшего добра.

Зло всегда и неизбежно смешивается с некоторой долею положительного по форме искания, и этой своей стороной прельщает человека. Свой положительный аспект зло стремится представить человеку как ценность настолько важную, что ради достижения ее дозволены все средства».

Схиархимандрит Софроний на основе учения старца Силуана дает такой критерий истины — способ различать в мире зло и добро:

«Старец Силуан считал, что зло всегда действует обманом, прикрываясь добром; но добро для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляются недобрые средства (лукавство, ложь, насилия и подобное), там начинается область, чуждая духу Христову.

Добро злыми средствами не достигается, и «цель не оправдывает средств». Добро, недобро сделанное, — не есть добро.

Это завет нам от апостолов и святых отцов».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Разум

Разум Вторым важным источником, требующим рассмотрения, служит человеческий разум. Хотя значение разума для христианского богословия признавалось всегда, он приобрел особую важность в эпоху Просвещения (см. раздел «Просвещение» в главе 4). Начнем с рассмотрения изменений

Разум

Разум «Лучше выиграть в споре, чем выиграть битву, – сказал Мамун. – Нет удовольствия больше, чем наблюдать за работой человеческого разума, и лучшие споры – те, что позволяют понять людей».Сколь неприемлемы амбиции в правителе! Но хуже этого – пристрастие судьи, еще не

Глава пятая Разум и знания

Глава пятая Разум и знания Как и всё остальное, знание — тоже творение богов. После того как появились первые боги, демиург сотворил зрение, слух, речь, средства для поддержания жизни и, наконец, законы, управляющие добром и злом. <585>С этого момента появляются средства

3. РАЗУМ

3. РАЗУМ Учение о разуме и умопостигаемом занимает в гносеологии, да и во всей философии Августина, одно из центральных мест. Именно здесь находится ключ к его онтологии, этике, эстетике. Здесь с наибольшей полнотой раскрывается существо его общефилософской позиции,

Разум

Разум (Reason). Так называют способность человеческого интеллекта выполнять упорядоченную умственную деятельность, напр. связывать между собой идеи, производить умозаключения путем индукции и дедукции или выносить ценностные суждения. Библия признает существование

Глава 2. Ум и разум

Глава 2. Ум и разум А мы имеем ум Христов. 1 Кор. 2, 16. Так говорит апостол Павел. Отсюда можно заключить, что можно иметь и другой какой-то ум. И действительно, надо различать три проявления или, скажем условно, три вида ума.Первый вид — ум «инстинктивный», которым обладают и

Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына

Глава 4. Рождение Сына от Отца. Разум и Слово как два момента бытия Сына 5. Но так как еретики хотят, чтобы Двое были Одним, и чтобы Одним и Тем же считались Отец и Сын, следует полностью изучить все о Сыне: есть ли Он, Кто Он есть, каким образом есть, и, таким образом, само дело

РАЗУМ

РАЗУМ 1. Пробужденности предшествует сознание иллюзорности разума.2. Существование разума служит сокрытию принципиальной немотивированности бытия.3. Противоположность разума и безумия существует только с точки зрения загипнотизированного инертного бытия.4. Нет

Источник

Ум и разум в чем разница православие

Ум – разум­ная (мыс­ли­тель­ная, позна­ва­тель­ная) сила души. Выде­ля­ется свя­тыми отцами наряду с вожде­ле­ва­тель­ной (жела­тель­ной) и раз­дра­жи­тель­ной (чув­ству­ю­щей) силой в трех­част­ном стро­е­нии души, при­ня­той в пра­во­слав­ной аске­тике и антро­по­ло­гии.

Следуя святым отцам, ум есть вла­ды­че­ствен­ное начало души, царь и вла­дыка чело­ве­че­ского есте­ства. Он при­зван гос­под­ство­вать над осталь­ными частями души и всем есте­ством, под­чи­ня­ясь при этом Царю всего твар­ного бытия – Богу. Именно к уму святые отцы, прежде всего, отно­сят Образ Божий в чело­веке.

Свя­щен­ное Писа­ние и святые отцы име­нуют ум «оком души». Подобно телес­ному оку, душев­ному оку также при­суще зрение. Зрение ума назы­ва­ется созер­ца­нием или веде­нием (позна­нием). Ум может созер­цать как веще­ствен­ный мир, так и неве­ще­ствен­ные и неви­ди­мые пред­меты. Созер­ца­ние ума может быть есте­ствен­ным, напри­мер, науч­ное раз­мыш­ле­ние и фило­соф­ство­ва­ние, но может быть и сверхъ­есте­ствен­ным. Именно в сверхъ­есте­ствен­ном созер­ца­нии чело­век познает Бога. Сверхъ­есте­ствен­ное созер­ца­ние осу­ществ­ля­ется при помощи и содей­ствии Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа. Для него недо­ста­точно одних усилий твар­ного чело­ве­че­ского ума. В сверхъ­есте­ствен­ное созер­ца­ние чело­ве­че­ский ум вво­дится Самим Богом, объ­еди­ня­ясь с Самим Боже­ствен­ным Умом, по Образу Кото­рого он создан. По своей при­роде чело­ве­че­ский ум ищет Бога, «с Тем ищет соеди­ниться, от Кого полу­чил начало, Кем дви­жется и к Кому устрем­ля­ется по есте­ствен­ным своим свой­ствам» (св. Никита Стифат).

Неесте­ствен­ным такое состо­я­ние назы­ва­ется потому, что ум исклю­чает всякое попе­че­ние о Боже­ствен­ном, сосре­до­та­чи­ва­ется только на попе­че­нии о земном, об этом сует­ном мире. Устрем­ля­ясь не к бес­ко­неч­ному Богу, а лишь к конеч­ному и огра­ни­чен­ному, ум вместо созер­ца­ния Бога начи­нает насла­ждаться низ­шими чув­ствен­ными удо­воль­стви­ями, слу­жить твари вместо Творца, извра­щая тем самым свою при­роду. В таком состо­я­нии в него про­ни­кают страст­ные помыслы, с кото­рыми пред­стоит борьба хри­сти­ан­скому подвиж­нику.

пре­по­доб­ный Максим Испо­вед­ник:
У того, чей ум непре­станно устрем­лен к Богу, и вожде­ле­ние пере­рас­тает в жела­ние Бога, и раз­дра­жи­тель­ная (сила души) пре­об­ра­жа­ется в Боже­ствен­ную любовь. Бла­го­даря дол­го­вре­мен­ному Боже­ствен­ному оза­ре­нию весь ум ста­но­вится све­то­вид­ным. Стес­нив и пода­вив свою вожде­ле­тель­ную часть, он пре­об­ра­зует ее в непре­стан­ное жела­ние Бога и неослаб­ную любовь к Нему, все­цело обра­щая ее от зем­ного к Боже­ствен­ному.

Явля­ется ли мозг источ­ни­ком ума?

Согласно убеж­де­нию ряда совре­мен­ных учёных (в том числе пси­хо­ло­гов и физио­ло­гов) источ­ни­ком мыш­ле­ния и созна­ния чело­века, глав­ным хра­ни­ли­щем его памяти сле­дует счи­тать не что иное как мозг.

Совер­шенно иначе учит об этом Все­лен­ская Цер­ковь. В рамках Пра­во­слав­ного Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия ум при­зна­ётся не про­дук­том функ­ци­о­ни­ро­ва­ния мозга, а высшей при­над­леж­но­стью души. Выра­жа­ясь иначе, не мозг порож­дает из себя разум, но свой­ствен­ный душе ум про­яв­ля­ется (в чело­веке) через мозг.

Тот факт, что мыш­ле­ние, память, созна­ние и само­со­зна­ние при­над­ле­жит именно душе, под­твер­жда­ется в Писа­нии со всей убе­ди­тель­но­стью.

Так, в притче о бога­том и Лазаре сооб­ща­ется, что душа безум­ного богача про­дол­жала чув­ство­вать, мыс­лить, пом­нить, желать даже и после его смерти (то есть после её отде­ле­ния от тела) ( Лк.16:19-31 ).

Другим бес­спор­ным сви­де­тель­ством разум­но­сти души служит про­по­ведь Спа­си­теля в аду ( 1Пет.3:18-19 ). Ведь если бы зато­чен­ные там чело­ве­че­ские души не обла­дали созна­нием и само­со­зна­нием, в чём тогда состо­яла бы целе­со­об­раз­ность про­по­веди Христа?

В каче­стве «вес­кого» аргу­мента, будто бы под­твер­жда­ю­щего мнение о том, что мыс­ли­тель­ная дея­тель­ность явля­ется след­ствием моз­го­вой дея­тель­но­сти, нередко исполь­зу­ется сле­ду­ю­щий: если бы ум был при­над­леж­но­стью души, а не про­из­ве­де­нием мозга, то разум чело­века не помра­чался бы ни в случае повре­жде­ния моз­го­вых тканей, ни в случае опья­не­ния. Между тем, про­ис­хо­дит наобо­рот: в назван­ных обсто­я­тель­ствах ум про­яв­ляет себя совер­шенно не так, как при нор­маль­ной работе мозга.

Однако же, этот неопро­вер­жи­мый, каза­лось бы, аргу­мент был опро­верг­нут уже на ранних этапах воз­ник­но­ве­ния Церкви, когда его стали исполь­зо­вать с целью «изоб­ли­че­ния» лож­но­сти хри­сти­ан­ства.

Сколь талант­ли­вым ни будет музы­кант, гово­рили в этой связи святые отцы, но если он возь­мётся играть на испор­чен­ном инстру­менте, то всё равно хорошо не сыг­рает.

Сколь искус­ным ни будет корм­чий, но он не сможет хорошо управ­лять кораб­лём с неис­прав­ным рулём.

Точно так же бывает и с душой. Если мозг нахо­дится в состо­я­нии болезни или под воз­дей­ствием алко­голя, то душа не может про­яв­лять себя также, как в случае его нор­маль­ной работы.

Гре­хо­па­де­ние Адама отра­зи­лось на умствен­ной состав­ля­ю­щей чело­ве­че­ского есте­ства. Про­изо­шло помра­че­ние ума, кото­рый, «отде­лив­шись от своего пер­во­на­чаль­ного жилища, забыл о его свет­ло­сти». Ум пад­шего чело­века, не будучи спо­со­бен удер­жаться в «про­стой и еди­но­вид­ной» памяти о Боге, устрем­ля­ется на блуж­да­ние по пред­ме­там внеш­него мира. Чело­век все более и более погру­жа­ется позна­нием в окру­жа­ю­щую его мно­же­ствен­ность пред­ме­тов, а знание о Боге при этом туск­неет. Состо­я­ние, в кото­ром нахо­дится ум после гре­хо­па­де­ния, в аске­ти­че­ской лите­ра­туре назы­ва­ется «паре­нием». В этом состо­я­нии ум не спо­со­бен к кон­цен­тра­ции, молитве, мисти­че­ским пере­жи­ва­ниям, но парит, раз­вле­ка­ясь раз­но­об­раз­ными помыс­лами и обра­зами.

Утра­тив пер­во­на­чаль­ную цель­ность, ум как бы раз­де­лился на две части, одну из кото­рых святой Анто­ний Вели­кий назы­вает «общим мир­ским умом», направ­лен­ным как на добро, так и на зло, измен­чи­вым и склон­ным к веще­ствен­ному, другую – «бого­лю­би­вым умом», борю­щимся со злом. Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов гово­рит о сосу­ще­ство­ва­нии в одном чело­веке двух умов: «Во мне два ума: один добрый, и он сле­дует всему пре­крас­ному, а другой худший, и он сле­дует злому; один ум идет к свету и готов поко­ряться Христу, а другой – ум плоти и крови, вле­чется во мрак и согла­сен отда­ваться в плен вели­ару». О том же гово­рит Мака­рий Еги­пет­ский:
Ум от ума отли­чен… Есть ум, обра­ща­ю­щийся и теку­щий к небу и сту­па­ю­щий путем чистых своих помыш­ле­ний и дости­га­ю­щий на нем стезей и троп, уго­то­ван­ных святым на небе­сах. И есть другой ум, пол­зу­ший по земле и пре­смы­ка­ю­щийся на путях плоти. Есть ум плот­ский, и есть ум духов­ный, и духов­ный ум от плот­ского отли­чен.

Святые отцы разум прежде всего свя­зы­вали со спо­соб­но­стью чело­ве­че­ского духа руко­во­дить глав­ным обра­зом нрав­ствен­ной жизнью чело­века или с позна­нием Бога. Разум чело­века нераз­рывно связан со сво­бо­дой. «Те умны, кото­рые могут раз­ли­чать добро от зла», – гово­рил св. Анто­ний Вели­кий /Антоний Вели­кий, т. 2, с.121/. Разум – это выбор добра, злой чело­век – нера­зу­мен.
Разум осу­ществ­ляет онто­ло­ги­че­ский выбор между добром и злом. «Добро есть дей­ствие, сход­ное с исти­ной закона, а зло – про­ти­во­по­лож­ное ему. Их можно понять одной только мыслью, одним разу­мом. Чем мысль про­све­щен­нее, чем разум осно­ва­тель­нее, тем поня­тие о добре и зле менее погре­ши­тельно. И сле­до­вать чув­ствам в этом случае – значит про­све­щен­ную мысль при­во­дить в заме­ша­тель­ство и разум сво­дить с насто­я­щего его пути», – писал св. Платон, митр. Мос­ков­ский [цит. по: Ново­се­лов. 2003, с. 46].
Нера­зу­мен и чело­век, не зна­ю­щий Бога. Разум – это сред­ство обще­ния с Богом.
из книги «Эле­менты пра­во­слав­ной пси­хо­ло­гии»
Л.Ф. Шехов­цова, Ю.М. Зенько

Ум, кото­рый отда­ля­ется от Бога, ста­но­вится либо живот­ным, либо бес­но­ва­тым.
свя­ти­тель Гри­го­рий Палама

Диавол умён — гово­рят всегда. Нет, в том-то и все дело, что диавол без­донно глуп и что именно в глу­по­сти источ­ник и содер­жа­ние его силы. Если он был бы умён, то он не был бы диа­во­лом, он бы давно «во вре­тище и в пепле» пока­ялся бы. Ибо вос­ста­вать против Бога — это, прежде всего, страшно глупо. В каком-то из своих рома­нов Симе­нон устами Мегре заме­чает, что совер­шает пре­ступ­ле­ния, уби­вает только глупый: до чего же это верно… Все то, что состав­ляет сущ­ность зла: гор­дыня, зависть, нена­висть, жела­ние «сво­боды» («будете, как боги») — все от глу­по­сти. Сталин — глуп, Ленин — глуп, Мао — глуп. Ибо, дей­стви­тельно, только мета­фи­зи­че­ский дурак может быть так сто­про­центно одер­жим будь то одной идей, будь то одной стра­стью. Только вот глу­пость, потому что она — упро­ще­ние, потому и сильна, «голь на выдумки хитра». Весь «падший мир» — это «глу­пость, хитрая на выдумки». Глу­пость — это само­об­ман и обман. Диавол «лжец есть искони». Он извечно врет и себе, и другим. И это упо­ен­ное вранье кажется умным, потому, прежде всего, что оно быстро «удо­вле­тво­ряет». Глу­пость всегда само­до­вольна, а само­до­воль­ство импо­ни­рует.
про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман, Днев­ники.

Чем реаль­ней наши потреб­но­сти, тем проще их удо­вле­тво­рить. Чем ценнее товары и услуги, тем дешевле они стоят. А всё самое лучшее и самое ценное на этой пла­нете, всё, без чего нам никак не обой­тись, — оно и вовсе дается нам абсо­лютно бес­платно. Это настолько оче­видно, что даже как-то странно при­во­дить дока­за­тель­ства. Только повре­жден­ная чело­ве­че­ская при­рода спо­собна не видеть их на каждом шагу. За что нам при­хо­дится пла­тить? За всякую ерунду, кото­рая имеет цен­ность только в нашем вос­па­лен­ном вооб­ра­же­нии. За глу­пость, за жад­ность, за слепое само­лю­бие, за малень­кие и боль­шие сла­бо­сти. Очень дорого стоит зависть, нена­висть, лень, страх. Всё это в конеч­ном счете выра­жа­ется в кон­крет­ных ста­тьях рас­хо­дов — на лишние вещи, кото­рые нужны не для того, чтобы одеться, а для того, чтобы повы­сить само­оценку; на лишние услуги, кото­рые гораздо каче­ствен­ней можно ока­зать себе само­сто­я­тельно; на образ жизни, кото­рый не дает ничего, кроме горь­кого разо­ча­ро­ва­ния и преж­де­вре­мен­ных про­блем со здо­ро­вьем. Вместе с тем фун­да­мен­таль­ные ресурсы, без кото­рых ни один чело­век не спо­со­бен про­жить, стоят непри­лично дешево или вообще нисколько. Воздух невоз­можно сде­лать това­ром. Сол­неч­ный свет оди­на­ково льется как на пра­вед­ни­ков, так и на греш­ни­ков. Вода стоит гораздо дешевле любого из дурац­ких напит­ков, при­ду­ман­ных людьми. Здо­ро­вое пита­ние обхо­дится на поря­док дешевле обжор­ства. Войны разо­ряют целые страны и циви­ли­за­ции, в то время как мирная жизнь еще никого не сде­лала беднее. Церкви открыты для всех жела­ю­щих, про­по­ведь, испо­ведь, при­ча­стие — всё вклю­чено. И, нако­нец, совсем ничего не стоит самый ценный ресурс чело­ве­че­ства — любовь…
Дмит­рий Соко­лов-Митрич, “Бес­плат­ный сыр без мыше­ловки…”

Чело­век может быть одно­вре­менно и интел­лек­ту­а­лом, и дура­ком. Он может решать слож­ней­шие задачи, знать много языков, и при этом в миро­воз­зрен­че­ских вопро­сах выка­зы­вать себя полным про­фа­ном. Если ум погру­жен во вто­ро­сте­пен­ные для духов­ного раз­ви­тия обла­сти (вре­мен­ные и тлен­ные) в ущерб глав­ного — Бого­по­зна­ния, то уже не имеет зна­че­ния насколько он в них пре­успел, ведь он сбился с пути, с цели и лишился глав­ного.

“Любовь нико­гда не пере­стает, хотя и про­ро­че­ства пре­кра­тятся, и языки умолк­нут, и знание упразд­нится” ( 1Кор.13:8 ).

В при­зыве апо­стола Павла: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безум­ным, чтобы быть мудрым. Ибо муд­рость мира сего есть безу­мие пред Богом» ( 1Кор. 3:18–19 ) идет речь о выборе между жизнью по Еван­ге­лию и по зако­нам пад­шего гре­хов­ного мира, а не о пре­иму­ще­ствах глу­по­сти или пси­хи­че­ского нездо­ро­вья.

Источник

Ум и разум – в чем разница простыми словами

Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.

Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.

Что такое ум?

Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».

Функция

Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.

Что такое разум?

Ум и разум в чем разница православие. Смотреть фото Ум и разум в чем разница православие. Смотреть картинку Ум и разум в чем разница православие. Картинка про Ум и разум в чем разница православие. Фото Ум и разум в чем разница православиеHomo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.

Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.

Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.

Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.

Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.

Функция

Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.

Чем отличаются?

В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.

Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.

Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:

К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).

Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.

В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.

Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?

Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?

Давайте обозначим коротко отличия:

Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *