Умк в спо это что

Умк в спо это что

2. Данное Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению общеобразовательных дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в ГБОУ СПО «Шатковский агротехнический техникум» (далее – Техникум), оснащению образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов и рабочих кадров.

3. Положение регулирует процесс подготовки учебно-методического оснащения дисциплин, сохранения преемственности в изучении дисциплин и межпредметной связи, а также организации и поддержания самостоятельной работы обучающихся.

4. Требования к структуре и оформлению компонентов едины для всех дисциплин.

2. Структура УМК включает в себя нормативно-правовой и учебно-методический блоки.

1. УМК разрабатывается преподавателем Техникума, ведущим подготовку по данной дисциплине, на основе ФГОС и учебного плана по специальности или профессии. Ответственность за подготовку УМК несет Предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин.

2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность изложения материала, использование современных методов и форм работы, технологий, направленных на активизацию мыслительной деятельности обучающихся и применению освоенных компетенций в дальнейшей трудовой деятельности.

3. Подготовка УМК и его совершенствование включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя Техникума.

4. Разработка материалов УМК начинается с проектирования рабочей программы и соответствующего ему календарно-тематического плана в соответствии с количеством часов, отведенных учебным планом и примерной программой.

5. Рабочие программы предназначены для реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НиСПО, реализуемых в Техникуме.
Рабочая учебная программа – документ образовательного учреждения, разработанный на основе примерной учебной программы или авторской программы посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и т.п.

5.1 Структура рабочих программ по общеобразовательным дисциплинам для профессий НПО и специальностей СПО включает в себя следующие компоненты:
— Титульный лист
— Пояснительная записка

Тематический план
— Содержание учебной дисциплины
— Приложения.
— Рецензии.

5. 2 Требования к элементам рабочей программы

«Титульный лист» должен содержать: (приложение 1)
— Наименование образовательного учреждения
— Наименование учебной дисциплины
— Специальности(профессии) для которых программа разработана
— Год составления программы.

В тексте «Пояснительной записки» указать: (приложение2)
— на основе какой программы (примерной, авторской) разработана рабочая программа по дисциплине, для какой специальности или профессии,
— количество часов на изучении дисциплины в соответствии с учебным планом: максимальная нагрузка, теоретическое обучение, лабораторно-практические работы, объем времени на промежуточную аттестацию,
— обоснование внесенных изменений по отношению к примерной программе,
— формы организации самостоятельной работы, формы ее проверки и отчетности студентов по ее выполнению,
-основные наглядно-демонстрационные и дидактические материалы, технические средства,
— формы текущего, промежуточного, итогового контроля знаний по дисциплине и в какие сроки,
— общие требования к результатам обучения по дисциплине и освоению общих компетенций,
— уровень рассмотрения программы, ее согласования и рецензирования.

В «
Тематическом плане» должны быть отражены (приложение 3):

— наименования разделов и тем,
— количество часов, отводимое на изучение каждой темы.

В «Содержании учебной дисциплины» следует отразить(приложение 4):
— название тем,
— формируемые компетенции,
— дидактические единицы темы,
— перечень практических (лабораторных) занятий,
— виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов,
— формы контроля,
— перечень используемых средств обучения: литература, ТСО, наглядные и дидактические средства.

В «Рецензии» отражается реализация требований, предъявляемых к рабочей программе. Рецензий на рабочую программу должно быть две: внешняя и внутренняя. Рецензентом может быть преподаватель, ведущий подготовку по данной дисциплине, имеющий соответствующее образование и квалификационную категорию не ниже 1-ой, или специалист системы образования, курирующий данную дисциплину.

5.3 В соответствии с рабочей программой разрабатывается календарно-тематический план (далее – КТП) ( приложение 5).

7. Методическая часть разрабатывает Положения, необходимые в работе преподавателя, которые являются обязательными для исполнения. Преподаватель знакомится с Положениями под роспись.

8. Разработка учебно-методического блока:

Источник

Учебно-методический комплекс как основа обеспечения качества среднего профессионального образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) предъявляют особые требования к качеству подготовки будущих специалистов, что активизировало поиск путей повышения эффективности образовательного процесса и совершенствования его составных элементов. Эффективность реализации программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в значительной степени обусловлена качеством учебно-методического обеспечения. В соответствии с ФГОС СПО п.7.16 «ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ» [1]. В связи с чем проблема комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса имеет особую актуальность и значимость в системе СПО. Для решения этой проблемы учебные заведения СПО постоянно обновляют содержание профессионального обучения, совершенствуют подходы к формированию и оценке общих и профессиональных компетенций, организации учебной и производственной практик, разрабатывают новые формы учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Проектирование комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в средних профессиональных учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и студентов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс.

В современной педагогике под комплексным учебно-методическим обеспечением понимается планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых программой подготовки специалистов среднего звена [2].

Учебно-методический комплекс (УМК) является составной частью комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. По мнению Е.Ю.Сизгановой, УМК следует рассматривать как совокупность учебно-методических документов, представляющих собой проект процесса обучения, который впоследствии будет реализован на практике [3].

Сегодня мы определяем интересующее нас понятие УМК как систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, дидактических средств обучения по конкретным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану, создаваемую в целях достижения требований ФГОС СПО [4].

УМК обеспечивает двустороннюю деятельность преподавателя и обучающихся, включает компоненты для обеспечения процессов преподавания и учения в их единстве. В образовательных организациях СПО УМК является обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса и закрепляется локальным нормативным актом.

Рассмотрим организацию разработки УМК учебной дисциплины, профессионального модуля, требования к его составу и содержанию на примере Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» (КФ МГГЭУ). В КФ МГГЭУ ответственность за разработку УМК по учебным дисциплинам, профессиональным модулям несут преподаватели, реализующие данные дисциплины, профессиональные модули. Комплекс ы разрабатыва ю тся на основе ФГОС СПО и Положения об учебно-методическом комплексе документации по учебной дисциплине/профессиональному модулю, рассматриваются на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждаются руководителем образовательного учреждения. Подготовка УМК и обеспечение его составных компонентов включается в индивидуальный план работы педагога на учебный год. УМК находится у преподавателя, в учебно-методическом кабинете и на электронных носителях в библиотеке учебного заведения и доступны для обучающихся.

Основной целью разработки УМК является систематизация учебных, учебно-методических, нормативно-методических, методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебной дисциплины, профессионального модуля. Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на решение следующих основных задач:

— методическое сопровождение и консультационная поддержка учебной деятельности студентов по всем формам обучения;

— нормативно-методическое обеспечение деятельности преподавательского состава при реализации конкретной учебной дисциплины, профессионального модуля;

— обеспечение целостности учебного процесса и интегративного подхода к его организации при реализации ФГОС СПО по специальности;

— обеспечение требований к методическому сопровождению учебного процесса.

Чтобы использование комплексного учебно-методического обеспечения было эффективным, при моделировании структуры и содержания УМК, он должен удовлетворять требованиям дидактических принципов:

— целостности многокомпонентной системы, отражающей научные и методические взгляды автора;

— комплексности процесса освоения содержания, обеспечивающей все виды учебной деятельности;

— системности методического обеспечения, подразумевающей соотношение элементов различного порядка, т.е. включение УМК учебной дисциплины, профессионального модуля в УМК ППССЗ;

— соответствия федеральным государственным требованиям к результату и уровню подготовки выпускников по специальности (профессии);

— гибкости элементов, составляющих УМК, предполагающей возможность комплектования новых пакетов документов;

— достаточности для обеспечения освоения обучающимися всех видов деятельности на требуемом уровне качества.

Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать качественный УМК.

Существует несколько мнений относительно его состава. Сегодня УМК по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебники, задачники, книги для чтения, хрестоматия, рабочие тетради, методических пособий для преподавателя, электронных учебников и т.п. Состав УМК определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине, профессиональному модулю.

При разработке УМК учебной дисциплины, профессионального модуля преподавательский состав КФ МГГЭУ согласно Положения об учебно-методическом комплексе документации по учебной дисциплине/профессиональному модулю придерживается следующей структуры:

1. Нормативная и учебно-программная документация:

Выписка из ФГОС СПО (по учебной дисциплине/профессиональному модулю).

Типовая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (при наличии).

Рабочая программа учебной дисциплины, профессионального модуля (с внутренней и внешней рецензиями).

Календарно-тематический план учебной дисциплины, профессионального модуля.

Поурочные планы (технологические карты) учебных занятий.

Комплекты заданий для практических работ и/или лабораторных работ, методические рекомендации по их выполнению.

Тематика самостоятельной работы, методические рекомендации по ее выполнению.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы (инструкции, памятки, рабочие тетради и т.п.), методические рекомендации по ее выполнению.

Тематика курсовых работ (проектов) и выпускных квалифицированных работ, методические рекомендации по их выполнению согласно требованиям ФГОС СПО.

Материалы к семинарам, круглым столам и т.п. по учебной дисциплине, профессиональному модулю, методические указания к ним.

Консультативный материал по особо сложным вопросам учебной дисциплины, профессионального модуля.

Индивидуальные методические материалы.

Методический комплект по всем видам практик, определяемым ФГОС СПО: рабочие программы практик, методические рекомендации и требования к форме и содержанию отчетности студентов по практикам.

3. Комплект контрольно-оценочных материалов по учебной дисциплине, профессиональному модулю:

Контрольно-оценочные средства для текущего контроля знаний и умений студентов.

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу(ам), учебной и производственной практикам.

Контрольно-оценочные средства для экзамена квалификационного по профессиональному модулю.

Сертификационные измерительные материалы.

Контрольно-оценочные средства для Государственной итоговой аттестации.

4. Средства обучения:

Список основной и дополнительной литературы.

Учебник (учебные пособия) или конспект лекций (в т.ч. в электронном виде).

Электронные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы.

Лицензионное программное обучение по учебной дисциплине/профессиональному модулю.

Комплекты дифференцированных заданий различного уровня сложности.

Перечень оборудования кабинета или лаборатории.

Компьютерные контролирующие программы, тренажеры.

Наглядные средства обучения.

Технические средства обучения.

Структура УМК может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями: личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов, объемом самостоятельной подготовки по дисциплине, профессиональному модулю и т.д. Существует прямая связь организации материалов УМК с реализацией его дидактических функций и его структурой. Каждый способ организации материалов комплекса дает возможность реализовать большинство его дидактических функций, обеспечить управляемость познавательной деятельностью студентов.

В целях повышения качества и результативности образовательного процесса преподаватели КФ МГГЭУ целенаправленно совершенствуют содержание УМК по всем его составным компонентам, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля.

В связи с этим УМК дисциплины, профессионального модуля и его компоненты:

— учитывают общую идеологию федеральной и региональной политики, содействуют развитию региональной системы среднего профессионального образования;

— предусматривают логически последовательное изложение учебного материала;

— используют современные методы и технические средства интенсификации учебного процесса, позволяющие студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике;

— соответствуют современным научным представлениям в предметной области;

— обеспечивают межпредметные связи;

— обеспечивают простоту использования для преподавателей и студентов;

Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

— разработка рабочей программы по дисциплине, профессионального модуля входящей в учебный план;

— разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций, контрольных заданий по каждому тематическому блоку;

— разработка структуры и содержания практических, лабораторных и семинарских занятий;

— разработка методических рекомендаций по самостоятельной работе студента и самостоятельному изучению дисциплины, профессионального модуля;

— разработка тестовых заданий по всему курсу дисциплины, профессионального модуля;

— оформление документации по УМК;

— согласование и утверждение УМК;

— апробация и корректировка материалов УМК в учебном процессе.

Педагогическая практика показала, что создание оптимального комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В то же время преподаватель, работая над созданием УМК, совершенствует методику обучения, свои знания, приводит их в систему, использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Контроль содержания и качества разработки УМК в КФ МГГЭУ возлагается на научно-методический совет. При апробации УМК в учебном процессе администрация образовательного учреждения и председатель предметно-цикловой комиссии проводят контрольные посещения занятий с целью оценки преподавательского мастерства преподавателя, соответствия излагаемого материала учебной программе, уровня освоения учебного материала обучаемыми. Результаты контрольных занятий обсуждаются с преподавателем, проводившим занятие, делаются основные выводы и даются рекомендации по совершенствованию УМК.

Рассматривая проблему комплексного учебно-методического обеспечения мы выявили, что внедрение УМК, разработанных в рамках реализации ФГОС СПО позволяют адаптировать учебный процесс под индивидуальные возможности обучающихся и требования работодателей (социальных партнёров), повысить мотивацию студентов к изучению дисциплин, профессиональных модулей, реализовать их интеллектуальный потенциал, овладеть общими и профессиональными компетенциями на высоком уровне. Подводя итоги, считаем необходимым отметить, что п рименение в образовательном процессе качественного УМК, разработанного в соответствии с требованиями ФГОС СПО позволяет улучшить эффективность и качество образования среднего профессионального образования.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Федеральный портал: Российское образование. http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php.

Источник

Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО

Министерство образования и науки РСО-Алания

ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники»

Методические рекомендации по созданию учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО

Разработано методическим кабинетом.

Зам. директора по учебной работе

«_________» _____________ 2014 г.

Обсуждено на заседании

Методического совета ВКЭ

«____» __________ 2014 года

Методические рекомендации по созданию УМК учебной дисциплины созданы в помощь преподавателям колледжа.

В данных методических рекомендациях с позиции деятельностного подхода показаны компонентный состав и содержание учебно-методического комплекса учебной дисциплины СПО, излагаются требования к его разработке и вопросы организации работы по созданию такого УМК.

разработано положение об учебно-методическом комплексе дисциплины.

Методические рекомендации учитывают накопленный за последнее время педагогической наукой исследовательский материал по проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса и обобщения опыта ее практического решения в средних учебных заведениях.

В целях повышения качества подготовки специалистов

ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе дисциплины

1. Общие положения

1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с:

— Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

— Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543.

— Уставом ГБОУ СПО «Владикавказский колледж электроники» (далее по тексту – колледж).

— Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям.

— Примерной и рабочей учебно-программной документацией по специальностям среднего профессионального образования, реализуемым в колледже.

— Нормативными документами Минобрнауки РФ (положения, методические указания и рекомендации) по организации обучения студентов очной и заочной форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

1.2 Учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМК) дисциплин создаются с целью обеспечения качественной реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования отдельно по каждой дисциплине и являются основной частью учебно-методической работы преподавателя.

1.3 УМК представляют собой систему нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, самостоятельной внеаудиторной работы студентов соответствии с учебным планом.

1.3 Планирование работы по созданию комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин осуществляется на учебный год в плане работы преподавателя.

1.4 Контроль над созданием УМК дисциплин осуществляется методистом колледжа, председателями цикловых комиссий, заместителем директора по УР.

1.5 Содержание УМК дисциплин формируется на основе требований к комплексному учебно-методическому обеспечению образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях и опыта работы преподавателей колледжа.

2. Основные задачи

2.1 Систематизация содержания учебных дисциплин с учетом достижений науки, техники, производства.

2.2 Улучшение методического обеспечения дисциплин рабочего учебного плана. Оснащение учебного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами.

2.3 Оказание студентам методической помощи в усвоении учебного материала.

2.4 Обеспечение планирования и организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов.

3. Структура УМК

3.1 Учебно-методический комплекс охватывает все нормативные и дидактические аспекты обучения. Структура УМК включает:

Учебно-методическое обеспечение дисциплины: конспекты лекций, методические указания по выполнению практических, лабораторных занятий; задания и методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов; темы курсовых, дипломных работ и методические указания по их выполнению; перечень вопросов для подготовки к экзаменам и (или) зачетам; перечень литературы для самоподготовки студентов.

Средства обучения: дидактические материалы для усвоения и закрепления знаний, организации самостоятельной работы студентов; инструкционно-технологические карты; учебно-методические пособия; электронные средства обучения и т.п.

Средства контроля: задания для текущего, промежуточного, итогового контроля знаний, умений, навыков; задания для самоконтроля знаний студентов; критерии оценок.

3.2 При составлении УМК одной темы или раздела учебной дисциплины используются все вышеперечисленные пункты применительно к данной теме или разделу.

4. Порядок разработки УМК

4.1 УМК разрабатывается преподавателем, коллективом преподавателей предметной- цикловой комиссии, обеспечивающим изучение дисциплины в соответствии с требованиями ГОС СПО и рабочим учебным планом подготовки студентов по специальностям.

4.2 Преподаватель (коллектив преподавателей) обеспечивает качественную подготовку УМК, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности, учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины.

4.3 Учебно-методические и учебные материалы УМК должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логическую последовательность изложения учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению на практике.

4.4 Разработка УМК включает в себя следующие этапы:

— разработка рабочей учебной программы по дисциплине;

— разработка конспектов лекций, учебных, учебно-методических рекомендаций;

— оформление документации по УМК;

— апробация материалов УМК в учебном процессе;

— корректировка материалов УМК.

4.5 Рабочие учебные программы разрабатываются и утверждаются до начала освоения дисциплины студентами.

4.6 Учебные и учебно-методические материалы лекционного курса, практических занятий, курсовых работ разрабатываются в соответствии с утвержденной программой по дисциплине.

5. Организация контроля содержания и качества разработки УМК

На этапе корректировки материалов УМК председатель ПЦК осуществляет периодический контроль их соответствия требованиям государственных образовательных стандартов, современному уровню развития педагогической науки, технических и технологических достижений в области трудовой деятельности

5.2 Методический Совет колледжа осуществляет:

— контроль содержания и качества подготовки учебных программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов;

— контроль содержания и качества подготовки документации УМК;

— контроль обеспеченности всех дисциплин учебного плана специальности учебно-методическими комплексами.

С этой целью:- в повестку дня заседаний Методического совета вносятся вопросы по обсуждению УМК по дисциплинам, прошедшим апробацию в учебном процессе;

— по результатам обсуждения принимается решение о содержании и качестве подготовки УМК по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов по специальностям, даются рекомендации по совершенствованию разработанного УМК.

I. Состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины

Для создания совершенного учебно-методического комплекса учебной дисциплины знание его компонентного состава имеет важное значение во многих отношениях. Объективно установленный состав УМК позволяет понять его структурное строение, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.

Прежде всего, определимся, что под составом УМК понимаются все те его структурные компоненты, из которых он слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по ученым дисциплинам.

Реальный образовательный процесс проходит в динамике и в современной дидактике и понимается как взаимодействие деятельности и преподавателей, и обучаемых, направленное на достижение учебных целей, задач обучения, воспитания и развития, на формирование знаний, умений, навыков.

Для решения вопроса о составе УМК необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиций деятельности преподавателя объективно выявить и установить все составные компоненты УМК. Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности преподавателя в пределах учебного занятия. Можно выделить три этапа в работе над созданием учебно-методического комплекса: подготовительный, основной, заключительный.

Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности преподавателя состоит в проектировании содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности преподаватель последовательно решает следующие профессионально-типовые задачи:

— определяет содержание образования для данного учебного занятия;

— осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитание и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению;

— составляет план учебного занятия;

— подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса.

Для решения этих задач преподавателю необходима нормативная и учебно-методическая документация (ГОСТы, учебная программа, календарно-тематический план, план занятия).

Такая документация и является одним из основных компонентов УМК.

Второй этап деятельности следует рассматривать как основной.

Его функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формировании у них знаний, умений, навыков. На этом этапе деятельности задачи преподавателя заключаются в том, чтобы сообщить студентам учебную информацию, организовать их учебно-познавательную деятельность и обеспечить усвоение ими основных дидактических единиц учебной информации на необходимых уровнях.

Для решения этих задач необходимы средства обучения.

Одним из основополагающих условий эффективности преподавательской деятельности являются контроль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятие необходимых решений. Для обеспечения преподавателя и студентов своевременной и объективной контрольной информацией.

На основе приведенного выше структурно-функционального анализа деятельности преподавателя можно следующим образом охарактеризовать состав УМК учебной дисциплины.

УМК как целое состоит из трех компонентов. В состав УМК в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация средства обучения и средства контроля.

II. Содержание УМК учебной дисциплины

1. Нормативная и учебно-методическая документация. Содержание этого компонента УМК слагается из совокупности нормативных и учебно-методических документов, регламентирующих образовательный процесс по подготовке специалиста той или иной области по соответствующей учебной дисциплине. В них входят:

• Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности задают необходимое минимальное содержание и уровень подготовки выпускников по соответствующим дисциплинам; вводятся такими понятиями, как «иметь представление», «знать», «уметь», «иметь навыки», определяются обязательным набором дидактических единиц.

• Перечень оборудования кабинета и (или) лаборатории — документ, включающий рекомендательный набор современного оборудования и ТСО для обеспечения качественной реализации образовательного процесса по учебной дисциплине.

• Рабочая учебная программа — учебно-методический документ, в котором в соответствии с ГОСТом определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.

• План учебного занятия (технологическая карта занятия) — учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них практических знаний, умений и навыков.

2. Средства обучения.

• перечень учебников, учебных пособий, справочников каталогов, альбомов; тексты лекций;

• образцы производственной документации (технической технологической, нормативной и др.) в зависимости от профиля специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в колледже;

• частные методики изучения дисциплин. Они определяют место соответствующей учебной дисциплины в общей системе дисциплин учебного плана, ее основные учебно-воспитательные задачи и роль в подготовке специалистов конкретной специальности, раскрывают современные методы, средства и наиболее рациональные формы организации учебных занятий по данной дисциплине;

• методические рекомендации освещают актуальные обще методические вопросы и вопросы конкретной методики преподавания учебной дисциплины, предлагают порядок, последовательность и технологию работы преподавателей по подготовке к учебным занятиям. Методические разработки подробно излагают вопросы изучения отдельных, как правило, наиболее сложных для изучения тем учебных программ, сценарии проведения различных видов учебных занятий с применением современных технологий обучения;

• методические и (или) инструктивно-практические указания чаще разрабатывают по лабораторно-практическим работам и практикам, проведение которых предполагает соблюдение определенных мер предосторожности.

— перечень изобразительных пособий (плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы);

— перечень натуральных пособий (приборы, механизмы, инструменты, детали, материалы, минералы, гербарии, модели, макеты, разрезы, муляжи);

— раздаточный дидактический материал — учебные карточки-задания логические структуры, дидактические материалы для выполнения самостоятельных, лабораторных и практических работ и курсовых проектов, заданий для проектирования изделий и технологических процессов, развивающих у студентов творческое мышление в конструкторской, технологической и экономической областях;

— перечень технических средств обучения (аудиовизуальные технические средства, технические средства программированного обучения, тренажеры, компьютерные средства обучения).

3. Средства контроля.

Система средств контроля должна быть рассчитана на обеспечение объективного контроля над ходом усвоения студентами учебного материала на четырех уровнях, регламентированных ГОС СПО. Создаются средства контроля и с учетом того, для каких форм проверки они предназначаются (устной, письменной, практической). Создание средств контроля обусловлено и видами контроля, при проверке которых эти средства будут ис­пользованы. В настоящее время по учебным дисциплинам приме­няются следующие виды контроля:

Средства контроля на бумажном носителе — контрольные вопросы, тесты, контрольные работы, кроссворды, зачетные задания и по курсовым работам, экзаменационные билеты и др.

Особую ценность представляют вопросы продуктивного характера, включающие объяснения, обоснования и решения практических задач. Ценно, когда вопросы разрабатываются не для одного отдельно взятого занятия, а сразу на все формы учебных занятий в пределах учебной темы, раздела и рассчитываются на различные уровни усвоения учебного материала, последовательную активизацию мышления студентов.

Педагогические тесты подразделяются на:

• тесты первого уровня (выборочные): тесты опознания, различения, соотнесения;

• тесты второго уровня: тесты-подставки, конструктивные тесты, тесты-процессы;

• тесты третьего уровня: тесты-задачи, тесты-процессы.

Говоря о технических средствах контроля, необходимо особо подчеркнуть необходимость разработки и использования по каждой учебной дисциплине целостной компьютерной контролирующей программы, охватывающей весь «дидактический маршрут» изучения дисциплины от первого учебного занятия до экзамена включительно.

В заключение необходимо подчеркнуть, что для радикального повышения качества и результативности образовательного процесса содержание УМК учебной дисциплины необходимо целенаправленно совершенствовать по всем трем его составным компонентом, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *