Университет выше чем институт
Чем академия отличается от университета и что выше
Наверняка многие не раз задумывались о том, почему высшие учебные заведения имеют различные названия и как наименования влияют на статус вуза, качество получаемого образования и что выше академия или университет. Отличия есть, однако формальная категория вуза не определяет престижности его диплома и не оказывает влияния на уровень получаемых знаний. Принципиальная разница заключается в числе специальностей, охвату различных отраслей и направленности образования, которая может быть узкопрофильной или фундаментальной.
Что такое вуз
Вуз – учебное учреждение, которое готовит профессионалов высшей квалификации для разных отраслей науки, экономики, культуры, сфер общественной жизни. Все образовательные организации этого уровня должны иметь лицензию, разрешающую им вести учебную работу. Аккредитация дает право выдавать выпускникам дипломы государственного стандарта.
Лицензирование проводит Рособрнадзор и соответствующие профилю вуза (чаще всего подведомственного) органы исполнительной власти субъектов РФ: министерства, федеральные службы, агентства, комитеты, департаменты, главные управления. Если у вуза нет госаккредитации, он может вручать окончившим обучение только дипломы, в отношении которых применима формулировка «установленного образца».
Институт
Институтом называют вуз, ведущий подготовку специалистов для одной конкретной научной области или общественной сферы, определенного сегмента экономики: например, для бизнеса, архитектуры, педагогики, строительства, транспорта. Обучение в институтах проводится по утвержденным уполномоченными государственными органами образовательным программам.
Факультативный вид деятельности – последипломная подготовка, повышение квалификации и переподготовка работников одной из областей хозяйствования или знаний. Сотрудники института могут проводить прикладные и фундаментальные научные исследования, но это тоже необязательное требование.
Университет
Университет готовит специалистов сразу по нескольким профилям, не связанным друг с другом: например, химия, иностранные языки, кибернетика. В учебных заведениях этой категории обязательно проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в различных научных областях.
Вузы, имеющие статус университета, обязаны выполнять функции главного научного и методического центра.
Академия
Академией называют вуз, который ведет подготовку по ряду профилей в одном направлении (искусство, техника, юриспруденция, менеджмент). Такие учебные заведения предлагают больший перечень специальностей, чем институты, но, в сравнении с университетами, меньшее количество направлений.
Академии тоже учат студентов по программам высшего и последипломного образования (зачастую в их структуру входят факультеты переподготовки) и ведут научные исследования различного характера в определенной отрасли знаний.
Отрасль подготовки зачастую четко отражается в названии академии и института.
Чем академия отличается от университета и института
Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:
Чтобы перейти в ранг университета, организация должна обучать студентов по минимум семи различным направлениям.
Отличие академии от университета и института определяется:
В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.
Что выше: университет или академия
Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:
Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.
В чем разница между институтом и университетом: уровень аккредитации, преподавательские составы, сходство и отличие
Сталкиваясь с проблемой выбора вуза, абитуриенты и их родители находятся в замешательстве. Название профессии, которую вы получите, будет одинаково во всех вузах, но смысловое содержание и навыки будут отличаться.
Что такое вуз
Этим сокращением именуют все высшие учебные заведения: университеты, институты, академии. По итогу обучения выдают документ о получении степени бакалавра, специалиста или магистра. Для желающих вузы предоставляют возможность продолжать обучение и научную деятельность. Высшие учебные заведения отличаются уровнем аккредитации (он должен быть IV) и процентом педагогов с научными степенями. Также они отличаются наличием аспирантов и высоким уровнем квалификации.
Вам будет интересно: Что такое клон? Значение слова
Что собой представляет институт
Чтобы понять, в чем разница между институтом и университетом, нужно подробнее рассмотреть, что собой представляют эти вузы.
Институт – это заведение для получения высшего образования, повышения квалификации или проведения исследований в определенной области.
Вам будет интересно: Как называется противоположное по значению слово?
Чаще всего институты проводят обучение по узкопрофильным специальностям. Существует великое множество институтов: юридический, медицинский и т.д. Все специальности касаются основной области и обслуживают одну специфику деятельности. Институт может быть отдельным и обособленным заведением, а может быть частью, входящей в состав одного университета. В законодательной базе четко прописано, в чем отличие между институтом и университетом:
Что собой представляет университет
Этот вид учебных заведений более объемный и представляет много разных специальностей, иногда даже не связанных между собой одной спецификой деятельности.
Различия между университетом и институтом в предоставляемых услугах. В университете есть аспирантура, докторантура и больше возможностей для самореализации себя в научной сфере. Университет выбирают люди, которые хотят продолжать исследовать интересующий вопрос на протяжении долгого времени, создавать научные открытия и получать ученые степени. Большинство университетов предоставляют такие возможности, в чем и заключается разница между институтом и университетом. Также отличительная черта – высокое качество преподавания и большой список известных бывших студентов, добившихся успеха в сфере, по которой получали образование.
Для получения этого статуса университет должен отвечать прописанным в законодательстве требованиям, они и определяют, в чем разница между институтом и университетом:
Институт или университет? Основные сходства
Помимо отличий, существуют также и похожие моменты, из-за которых часто путают эти учебные заведения:
Основные различия
Для университетов же нужен больший объем студентов, возможностей для обучения, факультетов и специальностей. Для получения статуса института нужно только проводить обучение специалистов одной направленности, одной специализации. В этом главная разница между институтом и университетом, потому как университет осуществляет обучение более чем по семи специализациям. В университете можно получить любую профессию, они часто никак не связаны, будь то дизайн, юриспруденция или информационные технологии.
Институт дает узкий профиль знаний, а университет своей деятельностью дает более широкий охват навыков будущей профессии и сфер жизни в целом. Но при этом обучение в институте помогает узнать одну профессию со всех сторон, что полезно для такой специальности, как медицина. Зная, какая разница между институтом и университетом, можно смело выбирать вуз в зависимости от ваших целей в жизни.
Для университетов характерно иметь все возможности для получения студентами нужной научной информации: большие библиотеки наряду с электронными, курсы за выбором студента и факультативы. В институтах материально-техническая база слабее.
Из всего вышеперечисленного следует, что институт слабее по своим возможностям и профессиональной значимости, но это все можно изменить, если подать документы на аккредитацию, выполнить все требования и стать университетом.
Требования для получения статуса университета
Статус университета не дается раз и на всю жизнь. Для его поддержания вузу нужно проходить аккредитации, повышать квалификацию преподавателей и соблюдать правила. Институт может стать университетом и наоборот.
Согласно закону, существуют общие требования для статуса университета:
Что лучше выбрать?
Многие абитуриенты думают, что любое высшее образование ценится одинаково, а работодатели обращают внимание только на опыт работы. Но это не так. Нужно хорошо разобраться, в чем разница между институтом и университетом. Во многих областях ценится образование, полученное в конкретных вузах. Это касается в первую очередь медицинских учреждений, транспортных и культурных организаций. Для этих областей нужна качественная узконаправленная профессиональная подготовка, которую могут дать только специализированные институты.
Если же профессия требует широту взглядов, развитие большого количества навыков и умений, то стоит выбрать университет. Много специальностей позволяют найти идеальную для себя профессию, чтобы в будущем работа приносила радость. А большой выбор факультативов сделает обучение интересней и поможет научиться чему-то новому.
Большая часть поступающих не интересуются заранее, в чем разница между институтом и университетом, а по окончанию обучения жалеют о потраченном времени и средствах. Для начала стоит выбрать желаемую профессию, а уже потом подбирать высшее учебное заведение под цели и задачи.
Чем отличается университет и институт, что лучше и выше по статусу
Высшая школа выполняет особую роль в развитии российского государства. Здесь готовят высокопрофессиональные кадры для разных сфер жизни общества. Вопрос о том, чем отличаются вузы и что лучше выбрать – институт или университет – встает перед выпускниками общеобразовательных учебных заведений, которые решили получить высшее образование. По статистике, это 90 % от всех учащихся, окончивших 11 классов.
Особенности образовательных учреждений
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ в России установлены следующие ступени (уровни) образования: общее, профессиональное, дополнительное и профессиональное обучение.
К общему образованию относят:
На этом этапе образовательные учреждения – школы и дошкольные – формируют общую культуру человека и осуществляют подготовку к его дальнейшей жизни.
В профессиональной подготовке существуют следующие уровни:
Институт
Институт относится к категории вузов. Он выполняет важные функции:
Институт может повысить свой статус при прохождении переаттестации. Его историческое название при этом сохраняется.
Университет
Университет в России – это гражданская некоммерческая организация, которая сочетает в своей деятельности несколько функций и выступает как:
Университетские научные школы взаимодействуют с академической и прикладной наукой и открыты для международного научного сообщества.
Академия
Академия относится к высшим учебным заведениям для подготовки студентов в какой-либо одной отрасли, например, в культуре, экономике, сфере общественной жизни, науке. В каждом учебном заведении этого профиля действует большое количество специальностей и направлений.
Студенты академии приобретают специальные познания и навыки в естественно-научных и гуманитарных дисциплинах: финансах, искусстве, юриспруденции, экономике, туризме здравоохранении.
Кроме того, к академиям относят большую часть сельскохозяйственных и военных вузов.
Чем отличается институт от университета и академии
Институт, как высшее учебное заведение, отличается от академии профильной направленностью: здесь готовят специалистов для производства, промышленности, изучают технологии, точные и социальные науки. Специальностей и направлений в таких вузах меньше, чем в академиях с таким же профилем.
Университеты в шутку называют «многостаночниками», потому что они готовят профессионалов для разных сфер и проводят научные изыскания в разных отраслях знаний, а институты и академии занимаются узкоспециализированной подготовкой, в этом их разница.
Институты часто входят в состав структуры академий и университетов и подконтрольны им.
Поступление и требования к претендентам
Для поступления в вуз на общих основаниях абитуриент должен иметь аттестат о получении общего среднего образования или диплом о профессиональном образовании.
В большинство учебных учреждений требуется сдать ЕГЭ по предметам, которые указаны в перечне вступительных испытаний для выбранной специальности или направления. Некоторые вузы организуют дополнительные вступительные испытания. Об этом можно узнать на сайте учебного заведения.
Часто конкурс и проходной балл для поступления в университеты и академии выше, чем в институты. Это связано с популярностью таких учебных заведений, престижем обучения в них.
Особенности образовательной программы
Образовательные программы для институтов, академий и университетов составляются по одним и тем же нормативным документам – ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Только в университетской программе больше часов отводится на научную работу.
Главное – учебное заведение должно пройти государственную аккредитацию, чтобы в будущем выпускник получил диплом государственного образца.
Отличия в преподавательском составе
В университетах предъявляются самые строгие требования к профессорско-преподавательскому составу. 60 % от общего количества педагогов должны иметь научные степени и звания. Эти учебные заведения являются методическими центрами.
В академиях также предъявляются строгие требования, здесь 55 % педагогов должны быть с научными степенями и званиями. В преподавательском составе института и академии предусматривается не менее двух аспирантов на сотню обучающихся, в университете – не менее четырех.
Сложность обучения
По сложности обучения высшие учебные заведения не отличаются. Те абитуриенты, которые планируют в будущем заниматься наукой, скорее всего, выберут обучение в университете. Им придется не только получать готовые знания от преподавателей, но и реализовывать свой творческий потенциал.
Будущие студенты, желающие после выпуска работать в отраслях народного хозяйства и быть практиками, предпочтут учебу в институте.
Другие отличия
Есть еще отличия университетов и институтов:
Что выше?
Студенты институтов, академий и университетов получают равноценное образование, так как программы всех высших учебных заведений равнозначны. Престижнее считается обучение в университете. Хотя качество преподавания должно быть на высоте в любом вузе.
Негласная иерархия распределяет вузы по статусу таким образом:
Итоговая таблица
Институт, университет и академия предлагают будущим студентам следующие ступени обучения:
Образование | Бакалавриат | Специалитет | Магистратура |
Образование при поступлении | Общее среднее образование или среднее профессиональное образование | Общее среднее образование или среднее профессиональное образование | Бакалавриат, специалитет |
Срок обучения | 4 года | Не менее 5 лет | 2 года |
Итоговый документ | Диплом бакалавра | Диплом специалиста | Диплом магистра |
Квалификация | Академический бакалавр, прикладной бакалавр | Специалист | Магистр |
Итоговая государственная аттестация | Государственные экзамены, защита квалификационной бакалаврской работы | Государственные экзамены, защита дипломной работы | Государственные экзамены, защита дипломной магистерской работы |
Дальнейшее образование | Магистратура | Магистратура или аспирантура | Аспирантура |
Университет, академия, институт: в чем разница
В России высшее образование можно получить в учебных заведениях трех видов: академиях, институтах или университетах.
Виды вузов
Четкое разделение высших учебных заведений на виды: университет, академия, институт – было закреплено в утратившем еще в 2014 году силу правительственном постановлении № 71. Сейчас все образовательные организации делятся на типы в зависимости от программ, по которым они учат своих учащихся.
На уровне высшего образования есть программы бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, и все их могут преподавать любые «образовательные организации высшего образования» – так обобщенно действующий федеральный закон называет высшие учебные заведения – сокращенно вузы.
Тем не менее вузы по-прежнему называются или университетами, или академиями, или институтами, а в начале их полных официальных наименований просто указывается (обычно аббревиатурой) организационно-правовая форма и тип (по программам), к которому относится учебное заведение. Это и есть те громоздкие, обычно непроизносимые и малопонятные сокращения вроде ФГБОУ ВО (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования) или ФГАОУ ВО (федеральное государственное автономное образовательное учреждение), за которыми следуют привычные университет, институт или академия.
Итак, в чем же разница между тремя видами вузов.
Университет
Это крупное высшее учебное заведение, которое готовит студентов по специальностям разных, необязательно смежных направлений и занимается научно-исследовательской деятельностью в нескольких сферах. Условно (потому что законодательно такая классификация не закреплена) университеты можно разделить на несколько категорий.
Классический (многопрофильный)
Это университет в традиционном понимании – вуз с примерно равным сочетанием гуманитарных и естественно-научных направлений подготовки студентов и научных исследований. Обычно образовательные программы социально-гуманитарного и естественно-научного цикла составляют не меньше 60 % всех направлений профессиональной подготовки в вузе.
Характерная черта образования в классическом университете – фундаментальность. Это значит, что вуз готовит разносторонне развитых специалистов с глубокими знаниями определенной предметной области, способных вести основополагающие научные исследования. Работают выпускники классических университетов во всех сферах: в образовании, культуре, науке, экономике, управлении.
Два примера классических университетов – флагманы российского высшего образования: Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. Их статус как классических закреплен федеральным законом.
Теоретическая наука – это хорошо и нужно, но вузы не могут быть оторванными от повседневной жизни, поэтому из-за потребностей экономики сегодня происходит переориентация традиционного фундаментального образования на практико-ориентированную подготовку, и классических вузов в их привычном понимании как оплота теоретической науки становится все меньше.
Кроме того, само понятие «классический университет» трансформируется. Происходит это еще и потому, что за последние 10 лет десятки профилированных вузов – академий и институтов – были реорганизованы в неклассические, узкопрофильные университеты, и наоборот, некоторые специализированные высшие учебные заведения (педагогические, экономические) стали университетами, претендующими на статус классических.
Профильный (отраслевой)
В отличие от классического, профильный университет занимается подготовкой в основном специалистов-практиков и ведет научно-прикладные исследования для определенной отрасли.
Пример: первый российский технический вуз – Санкт-Петербургский горный университет. Его основали в 1773 году именно как учебное заведение для подготовки инженеров горного дела. Со временем количество направлений подготовки и сфера научных интересов расширялись, и бывшее Горное училище сначала стало Горным кадетским корпусом, потом Институтом корпуса горных инженеров и в конце концов – одним из крупнейших в мире университетов, специализирующихся на научных исследованиях и разработках для отрасли горного дела и, конечно же, на подготовке профессионалов высокого класса для добывающей и обрабатывающей промышленности.
Большая часть современных профильных университетов – это в прошлом специализированные институты, разросшиеся до масштабов университетов. Многие из них сохранили в своих названиях слово «институт», ставшее частью бренда, например:
Направления
По отраслевой специализации профильные университеты объединяют в несколько групп:
Внутри этих групп тоже могут быть еще более узкие специализации: например, у медицинских – стоматология (Московский государственный медико-стоматологический университет, МГСМУ им. Евдокимова).
Федеральный (ФУ)
У федеральных университетов – особый статус. Эти вузы – своего рода региональные Минэкономразвития и Минобрнауки в одном лице. Их задача – быть научно-методическими центрами развития регионального высшего образования и обеспечивать высококвалифицированными кадрами программы развития субъектов Федерации. Поэтому свою образовательную и научную деятельность федеральные вузы строят в тесной связке с потребностями конкретного региона.
Всего федеральных университетов 10, в каждом регионе есть свой. По два вуза «высшего эшелона» в Северо-Западном и Южном округах.
Список федеральных университетов (порядок по дате создания):
По задумке правительства, федеральные университеты должны стать локомотивами высшего образования в регионах – примерно такими же, как МГУ и СПбГУ для всей страны.
Национальный исследовательский (НИУ)
Это университет, сочетающий в равных пропорциях образование и исследовательскую деятельность. Она должна быть направлена на обеспечение высококвалифицированными кадрами приоритетных для страны направлений развития экономики, техники, социальной сферы, науки, на совершенствование и внедрение в производство высоких технологий.
На 2021 год в России 29 национальных исследовательских университетов:
Категорию «национальный исследовательский университет» вузам присваивает правительство по результатам ежегодного мониторинга программ развития учебных заведений. Если показатели окажутся ниже тех, что должны соответствовать статусу НИУ (критерии подробно изложены в приказе Минобрнауки № 1038), вуз лишат почетной и обязывающей категории.
Академия
Это высшее учебное заведение, которое готовит студентов по большому количеству направлений и специальностей, но в одной отрасли экономики, культуры, науки или сферы общественной жизни.
Чаще всего академии специализируются на гуманитарных или естественно-научных направлениях, основные профили:
Но гуманитарная специализация необязательна: большинство военных и сельскохозяйственных вузов – академии.
Институт
Это высшее учебное заведение, в котором готовят высококвалифицированных специалистов для работы в определенной сфере. От академии институт отличается профилями подготовки: как правило, это направления, связанные с промышленностью и производством, технологиями, точными или социальными науками, но это необязательно. Кроме того, в институтах выбор специальностей и направлений обычно меньше, чем в академиях того же профиля.
Институты могут входить в структуру университетов и академий. Например, кроме факультетов, в составе Московского государственного университета 19 институтов:
В одной из крупнейших российских академий – РАНХиГС (Российской академии народного хозяйства и госслужбы) 9 институтов:
Немало самостоятельных во времена СССР институтов после многочисленных реорганизаций 2009–2015 годов вошли в состав университетов, особенно федеральных – эти вузы создавались на базе нескольких высших учебных заведений: обычно одного университета и 3–5 местных институтов.
Виды деятельности вузов
Все вузы – университеты, академии, институты – в дополнение к своей основной деятельности – подготовке специалистов по программам высшего образования и проведению научных исследований – могут:
Институты, особенно открытые при университетах и академиях, могут специализироваться исключительно на исследовательской деятельности и набирать на учебу только аспирантов.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
В академиях, университетах и институтах образование – высшее, если студент не учится на программах СПО.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и определяет его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.