Упд сврк что это
Упд сврк что это
Проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» предусмотрено, что при реализации или приобретении товаров через комиссионеров (агентов, действующих от своего имени) в случае, когда комитент (принципал) или продавец товаров освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС или применяют специальные налоговые режимы (за исключением ЕСХН), должны оформляться УПД и УКД в электронной форме.
Именно эти электронные УПД и УКД являются основанием для отражения такой реализации (закупки) в «Отчете об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости», проект которого размещен на официальном сайте ФНС России.
При этом функции УПД и УКД, заложенные в соответствующих приказах ФНС России (от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@), не способны в полной мере описать все этапы движения товаров в посреднических схемах. Поэтому для функционирования системы прослеживаемости ФНС России расширила возможности использования УПД и УКД.
Так, в УПД помимо привычных функций СЧФ (счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС), СЧФДОП (счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг) и ДОП (документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документ об оказании услуг) появились две новые:
А в УКД помимо КСЧФ (корректировочный счет-фактура, применяемый при расчетах по НДС); КСЧФДИС (корректировочный счет-фактура и документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав) и ДИС (документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав) были введены функции:
По сути говоря, УПД(СвРК), УПД(СвЗК), УКД(СвИСРК) и УКД(СвИСЗК) представляют собой оперативные отчеты комиссионеров (агентов) комитентам (принципалам) о проведенных ими операциях с переданными на реализацию или закупленными для комитентов (принципалов) товарами. Причем УПД и УКД с новыми функциями в полной мере могут использоваться при реализации (закупке) не только прослеживаемых товаров, но и любых иных товаров (работ, услуг).
Кроме того, они будут полезны для достоверного отражения информации об изменении финансового состояния комитента (принципала) при реализации или закупке товаров в случаях выставления (получения) комиссионером (агентом) счетов-фактур, если комитент (принципал) или продавец являются налогоплательщиками НДС.
Соответствующие изменения ФНС России внесла в описание форматов УПД и УКД, размещенных на сайте ФНС России, а также xsd-схемы к ним.
Особые правила ЭДО при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости
Об обязательности применения электронного документооборота, особенностях формирования электронных счетов-фактур и универсальных передаточных документов, а также сдаче отчетности при работе с прослеживаемыми товарами.
Всегда ли обязателен электронный документооборот?
В основе технологии прослеживаемости импортных товаров лежит именно электронный документооборот, который работает по всей цепочке движения товара. Он охватывает как взаимоотношения участников сделок, так и их взаимодействие с государством в лице оператора системы – ФНС России.
С 2023 года значимость информации в электронной форме еще возрастет, поскольку с начала этого года операторы ЭДО обязаны будут незамедлительно представлять в ФНС все поступившие им от хозяйствующих субъектов электронные счета-фактуры и электронные УПД, в том числе, корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости. Это, несомненно, повысит оперативность налогового администрирования и сделает бизнес еще более прозрачным для контроля.
П. 1.1 ст. 169 НК РФ прямо предусматривает, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные, выставляются продавцами в электронной форме. Покупатели товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Закон не делает исключений для организаций и ИП ни в зависимости от масштабов их бизнеса, ни в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Более того, если обычно для обмена счетами-фактурами в электронном виде требуется взаимное согласие сторон сделки (п. 1 ст. 169 НК РФ), то в случае с документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, никакого соглашения не требуется – это практически безальтернативный вариант.
Тем не менее, именно в п. 1.1 ст. 169 НК РФ предусмотрен ряд случаев, когда выставление счетов-фактур в электронной форме не обязательно, а именно при:
1. реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также плательщикам налога на профессиональный доход;
2. реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
3. реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза.
Все эти исключения легко объяснимы. Покупатели в этих случаях не только не смогут принять счет-фактуру по ТКС, но в этом и нет контрольного значения. При реализации товаров гражданам для личных нужд, а также продаже на экспорт в страну, не являющуюся членом ЕАЭС, прослеживаемость прекращается (п. 4 ст. 6 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019), Письмо Минфина России от 30.03.2021 № 27-01-24/23047, Проект Постановления Правительства «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – Проект Порядка).
При вывозе товара в страну-член ЕАЭС в дальнейшем прослеживаемость будет сохраняться, но в настоящее время развивается только национальный сегмент системы, да и трансграничный ЭДО находится пока в зачаточном состоянии.
Электронный счет-фактура или электронный УПД?
По общему правилу счета-фактуры обязаны выставлять налогоплательщики НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ). В то же время очень распространена практика формирования УПД, форма которого была почти 10 лет назад впервые предложена ФНС России на основе счета-фактуры. Налогоплательщик обычно сам или по соглашению с контрагентом решает, что именно предпочесть.
Применительно к обороту товаров, подлежащих прослеживаемости, Проект Порядка (пп. 3 п. 13) предусматривает, что участники оборота, являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость), должны выставлять именно электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, а не УПД.
Вариант применения электронных УПД предлагается обширной группе участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, которые являются (пп. 4 – 7 п. 14 Проекта Порядка):
— налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость,
— «спецрежимниками» (за исключением налогоплательщиков, уплачивающих ЕСХН);
— комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), применяющих специальные налоговые режимы;
— комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), после приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости;
— комитентами (принципалами), принявшими решение о реализации товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров). В этом случае электронные УПД должны содержать сведения об обстоятельствах их формирования (о реализации (приобретении товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени);
— покупателями товаров, подлежащих прослеживаемости, у продавцов, находящихся на специальных налоговых режимах. При получении от такого продавца УПД покупатель обязан обеспечить оформление УПД в электронной форме с указанием итога приемки товара и передачу его поставщику по ТКС через оператора ЭДО.
Особенности форматов УПД для посреднических операций
Традиционные форматы электронных УПД и УКД (утв. Приказами ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@) не отвечают в полной мере потребностям отражения данных в документах по посредническим сделкам с товарами, подлежащими прослеживаемости. В связи с этим ФНС России доработала форматы таких документов. Случаи использования доработанных универсальных передаточных документов (универсальных корректурных документов) описаны в приложении к Письму ФНС России от 28.05.2021 № ЕА-4-15/7407 «О направлении форматов универсального передаточного документа и корректировочного универсального передаточного документа».
Эти документы фактически представляют собой оперативный предварительный отчет комиссионера (агента) о купленном/проданном товаре. Они формируются в отношении каждой операции по реализации или закупке (т.е. в отношении каждого выставленного или полученного комиссионером (агентом) УПД (ДОП)).
Так, при продаже товаров комитента (принципала), находящегося на специальном налоговом режиме или освобожденного от обязанностей налогоплательщика НДС, посредник использует формат электронного УПД с новой функцией «СвРК» (сведения о реализации комиссионером). В УПД (СвРК) в качестве продавца будет указан комиссионер, покупателем – покупатель. Отправитель УПД с новой функцией «СвРК» будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогичным будет документооборот у агента, действующего от своего имени.
Если комиссионер (агент) от своего имени приобретает товары для комитента (принципала) – «спецрежимника» или освобожденного от обязанностей налогоплательщика НДС, посредником используется электронный УПД с новой функцией «СвЗК» (сведения о закупке комиссионером). В УПД (СвЗК) в качестве продавца будет указан продавец, покупателем – комиссионер. Отправитель УПД с новой функцией будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогичен документооборот у агента, действующего от своего имени.
Подобное решение предложено и при необходимости внесения корректировок в УПД в связи с изменением стоимости приобретенных или отгруженных товаров, подлежащих прослеживаемости. В этом случае применяется новый формат электронных УКД с дополнительными функциями для посреднических операций, где комитентом (принципалом) выступает лицо, освобожденное от уплаты НДС:
— УКД с новой функцией «СвИСРК» (сведения об изменении стоимости реализованного комиссионером) включает сведения о согласовании (уведомления) покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров (в том числе в связи с возвратом товаров покупателем), т.е. фактически корректируются сведения, переданные ранее в УПД с новой функцией «СвРК». В УКД (СвИСРК) в качестве продавца будет указан комиссионер, покупателем – покупатель. Отправитель УКД с новой функцией всегда будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогично – для агента, действующего от своего имени;
— УКД с новой функцией «СвИСЗК» (сведения об изменении стоимости закупленного комиссионером) включает сведения о согласовании с продавцом (уведомлении продавцом) изменения стоимости приобретенных товаров (в том числе в связи с возвратом товаров продавцу), т.е. фактически корректируются сведения, переданные ранее в УПД с новой функцией «СвЗК». В таком УКД в качестве продавца будет указан продавец, покупателем – комиссионер. Отправитель УКД с новой функцией будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Те же действия требуются от агента, если он действует в сделке с третьими лицами от своего имени.
Запрет на шифрование данных
Новый Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи утвержден Приказом ФНС России от 05.02.2021 № 14н. Он применяется с 1 июля 2021 года и предназначен, в том числе, для решения задач прослеживаемости (п. 1 Порядка).
П. 7 Порядка, утв. Приказом ФНС № 14н, прямо запрещает выставление и получение счетов-фактур в зашифрованном виде, если такие документы содержат регистрационные номера партии товара, подлежащего прослеживаемости.
Помимо счетов-фактур и УПД, исключительно в электронном виде формируются и направляются также:
— уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию государства-члена ЕАЭС;
— уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории государства-члена ЕАЭС в РФ;
— уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости;
— отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Единственный способ доставки этих документов адресату – ФНС России – по телекоммуникационному каналу связи через оператора электронного документооборота (см. Проект Порядка).
При этом в процессе электронного взаимодействия используются следующие технологические электронные документы:
— подтверждение даты отправки электронного документа;
— квитанция о приеме электронного документа;
— уведомление об отказе в приеме электронного документа;
— извещение о получении электронного документа – на каждый спецотчет и технологический документ, указанный в п. п. 1 – 3;
— информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в случае подписания отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, уполномоченным представителем участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
Все перечисленные нами в данном разделе документы (за исключением извещения о получении электронного документа), как отправленные, так и принятые, должны храниться у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, минимум 5 лет.
Заранее подготовьтесь к работе с прослеживаемыми товарами
В этом поможет компания Такском. Мы подберём для вас решения по электронному документообороту, благодаря которым вы без проблем сможете выставлять счета-фактуры по новым правилам, а также обмениваться другими электронными документами с контрагентами и сдавать отчётность в госорганы через интернет.
Получили товар подлежащий прослеживаемости
Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 г. Что такое и как подготовиться
Работаете с импортными товарами? С 1 июля 2021 года начинает действовать национальная система обязательной прослеживаемости товаров. Прослеживаться будут импортные товары согласно утвержденному правительством перечню. Товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ). Операции с товарами согласно РНПТ с помощью электронного документооборота (ЭДО) поступают в систему прослеживаемости. В счетах-фактурах появляются новые реквизиты, а применение ЭДО становится обязательным. Ежеквартально компании обязаны отчитываться в ФНС. Штрафные санкции будут применять с 1 июля 2022 года.
О сроках поддержки прослеживаемости в решениях «1С:Предприятие 8» см. в Мониторинге законодательства.
В статье расскажем, какие товары подлежат прослеживаемости, какие отчеты и как часто необходимо сдавать, важные изменения в счетах фактурах в связи с началом прослеживаемости и как подготовиться к учету прослеживаемости.
Национальная система прослеживаемости
Прослеживаемость товаров — это система учета и хранения сведений о ввозимых товарах из других государств. Цель — контролировать ввозимые товары от импортера до покупателя, т. о. сократить долю нелегально ввозимых товаров. В 2019 году был запущен проект в качестве эксперимента. С 1 июля 2021 года для всех компаний эти требования становятся обязательными для исполнения.
Участники системы и товары, подлежащие прослеживаемости
Оператор системы прослеживаемости — ФНС России.
Кто участники — все организации и предприниматели на любой системе налогообложения, у которых есть операции с прослеживаемыми товарами. А также все посредники: комиссионеры и агенты, ведущие такие операции.
Товары. Полный список товаров утверждается. В эксперименте участвовали холодильники, автопогрузчики, бульдозеры, стиральные машины, мониторы, электронные интегральные схемы, детские коляски и детские сидения безопасности. Более полная и точная информация в Постановлении Правительства.
Компаниям, которые затрагивает вводимая система прослеживаемости, с 1 июля начинают указывать в первичных документах реквизиты прослеживаемости и предоставлять в налоговые органы сведения об операциях. Поэтому для компаний изменяется порядок предоставления первичных документов, появляется обязанность уведомлять об операциях с прослеживаемыми товарами и сдавать новые отчеты в ФНС.
Изменения в документах и учете
Регистрационный номер партии товара (РНПТ). Каждой партии прослеживаемых товаров в Россию при ввозе присваивается РНПТ. С помощью этого номера ФНС контролирует движение импортных товаров. Регистрационный номер теперь появляется в первичных документах: счетах-фактуры, документах отгрузки, а также в отчете об операциях и декларации по НДС.
При ввозе товаров из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) компании-импортеры обязаны в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет уведомить ФНС, которая формирует на каждую партию РНПТ.
При ввозе товаров из других стран компании формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.
Компании при совершении покупки/продажи прослеживаемых товаров предоставляют друг другу электронные документы с указанием РНПТ. Компании, которые являются плательщиками НДС, предоставляют счета-фактуры. Компании, которые не являются плательщиками НДС обмениваются отгрузочными документами.
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и в «1С:Управление нашей фирмой» отражать операции с прослеживаемыми товарами с 01.07.2021 — в частности, получать РНПТ при ввозе прослеживаемых товаров из ЕАЭС и третьих стран и др., — см. в новом справочнике «Прослеживаемость товаров».
Документы через ЭДО поступают в систему прослеживаемости.
Электронный документооборот (ЭДО) обязаны применять все участники системы прослеживаемости с 1 июля 2021 г. согласно ФЗ от 09.11.2020 № 371-ФЗ и ст. 169 НК РФ.
Компании через ЭДО обязаны передавать в ФНС отчеты и информацию об остатках товаров.
Также ЭДО используются участниками для обмена между собой первичными документами.
Об электронном документообороте в 1С электронными счетами-фактурами, первичными учетными документами и др. см. в разделе «Инструкции по учету в программах „1С“».
Счета-фактуры и УПД
В порядке исключения можно выставлять бумажные счета-фактуры при следующих операциях:
УПД аналогично счетам-фактурам содержат реквизиты прослеживаемости:
УПД оформляется и передается в электронном виде через ЭДО. Исключение составляют те же случаи, что и для счетов-фактур.
Отчеты, сроки, штрафы
Состав отчетов. У всех компаний: юридических лиц и ИП, совершающих операции с прослеживаемыми товарами появляется обязанность дополнительно отчитываться перед ФНС. Полный состав отчетов и порядок заполнения можно уточнить в Письме ФНС.
Уведомление о ввозе. Отчет сдают компании, которые ввозят прослеживаемые товары из стран ЕАЭС, в течение пяти дней с даты постановки товаров на учёт. ФНС га основании уведомления присвоит РНПТ на каждую партии и сообщит по ТКС.
Уведомление об имеющихся остатках. Отчет должны предоставить компании, у которых есть прослеживаемые товары и они собираются их реализовать. Например, компания до 1 июля 2021 года приобрела и использовала мониторы в своей деятельности. После 1 июля 2021 года решила продать старые и купить новые. Перед продажей необходимо оформить уведомление об остатках.
Уведомление о перемещении. Отчет сдают компании, которые вывозят прослеживаемые товаров из РФ в государства ЕАЭС. Сдается в течении пяти дней с даты отгрузки товара.
Отчёт об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, сдают все компании ежеквартально, начиная с 3 квартала 2021 года не позднее 25 числа месяца, который следует за истекшим отчетным периодом. Отчет сдается в электронной форме. Указываем полную информацию о приобретении, реализации и передаче прослеживаемых товаров, в том числе через агента или комиссионера.
Штрафные санкции за нарушение начнут действовать с 1 июля 2022 года.
Подготовка к учету прослеживаемости
1. Подключение к ЭДО. Применение ЭДО становится обязательным для работы с прослеживаемыми товарами. Если еще не работаете с электронными документами, то можно быстро подключиться к 1С-ЭДО. Этот сервис уже работает с типовыми программами 1С и можно обмениваться электронными документами непосредственно из учетной программы.
2. Инвентаризация остатков и получение РНПТ. Проверьте свои товары в списке прослеживаемых с помощью ТН ВЭД. Если у вас на складе до 1 июля 2021 г. есть товары, подлежащие прослеживаемости, то посчитайте количество и сверьте остатки. Отправьте в налоговую уведомление об остатках для получения РНПТ. Сделать это нужно до реализации товаров. При продаже уже необходимо будет указать полученные РНПТ. Для дальнейшей работы удобно в справочнике номенклатуры сгруппировать товары по ТН ВЭД. Для каждой позиции поставьте признак прослеживаемости и заполните страну происхождения.
3. Подключение к системе электронной отчетности. Отчитываться перед налоговой необходимо тоже в электронном виде. Для пользователей 1С удобно подключиться и использовать 1С-Отчетность. Этот сервис уже встроен в программы 1С, отчеты заполняются автоматически и можно сдавать непосредственно из учетной программы.
В программе 1С:УНФ будут реализованы все операции по оперативному учету товаров, подлежащих прослеживаемости. Для отчетности ежеквартально по прослеживаемым товарам рекомендуем использовать 1С:Бухгалтерию.
Итоги
Новые условия работы в системе прослеживаемости затронут все компании и предпринимателей, работающих импортными товарами согласно утвержденному перечню. Не имеет значения ни форма собственности, ни система налогообложения, ни собственник ли вы товара, либо посредник.
Стала обязательным применение ЭДО, первичными документами обмениваемся только в электронном виде, документы получили новые реквизиты.
Система прослеживаемости уже начинает работать с 1 июля 2021 г, первую отчетность сдаем за 3 кв. 2021 года. Штрафные санкции начнут применять с 1 июля 2022 года.
Что такое «прослеживаемость товаров»?
На территории Российской Федерации разрабатывается национальная система документальной прослеживаемости импортных товаров, реализующая контроль за движением импортных товаров с использованием инструментов выявления, пресечения налоговых рисков и схем уклонения от уплаты налогов и сборов, регулирование которой будет осуществляться на уровне постановления Правительства Российской Федерации (ознакомиться с проектом) в соответствии с Соглашением о создании единой системы прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию государств-участников Евразийского экономического союза (далее –ЕАЭС) из третьих стран.
Национальная система прослеживаемости должна будет обеспечивать:
1) полноту сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров;
2) учет товаров, подлежащих прослеживаемости, с использованием; количественных единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации;
3) взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости (декларацией на товары, заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары, уведомлением об остатках, уведомлением о ввозе на территорию Российской Федерации из стран ЕАЭС;
4) взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;
5) целостность сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости;
6) сквозную документальную идентификацию товаров (партий товаров), подлежащих прослеживаемости, при их обороте в соответствии с законодательством государств-членов.
Система прослеживаемости базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками и отчетности, передаваемой в ФНС России, что в свою очередь не требует изменений складской политики и решается посредством бухгалтерского учета.
Прослеживаемость будет осуществляться документальным способом посредством передачи регистрационных номеров партий товаров (далее – РНПТ), которые, как правило, будут состоять из номера декларации на товары и номера товарной позиции из этой же декларации на товары.
Соответственно, данный РНПТ вместе с количеством товаров, единицами измерения указывается в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, декларации по НДС, а также в специальной отчетности по прослеживаемости.
Национальный сегмент прослеживаемости будет осуществляться в отношении товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 года №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 181; далее – Постановление) на территории Российской Федерации с 01.07.2019 года по 31.12.2020 года проводится эксперимент по прослеживаемости товаров.
Сервис работает в ограниченной версии, которую могут использовать участники эксперимента, а налогоплательщики, не участвующие в эксперименте, могут ознакомиться с общей работой сервиса, включающую просмотр товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с перечнем товаров, утвержденного Постановлением.
Особые правила ЭДО при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости
Об обязательности применения электронного документооборота, особенностях формирования электронных счетов-фактур и универсальных передаточных документов, а также сдаче отчетности при работе с прослеживаемыми товарами.
Всегда ли обязателен электронный документооборот?
В основе технологии прослеживаемости импортных товаров лежит именно электронный документооборот, который работает по всей цепочке движения товара. Он охватывает как взаимоотношения участников сделок, так и их взаимодействие с государством в лице оператора системы – ФНС России.
С 2023 года значимость информации в электронной форме еще возрастет, поскольку с начала этого года операторы ЭДО обязаны будут незамедлительно представлять в ФНС все поступившие им от хозяйствующих субъектов электронные счета-фактуры и электронные УПД, в том числе, корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости. Это, несомненно, повысит оперативность налогового администрирования и сделает бизнес еще более прозрачным для контроля.
П. 1.1 ст. 169 НК РФ прямо предусматривает, что при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры, в том числе корректировочные, выставляются продавцами в электронной форме. Покупатели товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны обеспечить получение счетов-фактур, в том числе корректировочных, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота (п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Закон не делает исключений для организаций и ИП ни в зависимости от масштабов их бизнеса, ни в зависимости от применяемого режима налогообложения.
Более того, если обычно для обмена счетами-фактурами в электронном виде требуется взаимное согласие сторон сделки (п. 1 ст. 169 НК РФ), то в случае с документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, никакого соглашения не требуется – это практически безальтернативный вариант.
Тем не менее, именно в п. 1.1 ст. 169 НК РФ предусмотрен ряд случаев, когда выставление счетов-фактур в электронной форме не обязательно, а именно при:
1. реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, а также плательщикам налога на профессиональный доход;
2. реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта (реэкспорта);
3. реализации и перемещения товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза.
Все эти исключения легко объяснимы. Покупатели в этих случаях не только не смогут принять счет-фактуру по ТКС, но в этом и нет контрольного значения. При реализации товаров гражданам для личных нужд, а также продаже на экспорт в страну, не являющуюся членом ЕАЭС, прослеживаемость прекращается (п. 4 ст. 6 Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Заключено в г. Нур-Султане 29.05.2019), Письмо Минфина России от 30.03.2021 № 27-01-24/23047, Проект Постановления Правительства «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – Проект Порядка).
При вывозе товара в страну-член ЕАЭС в дальнейшем прослеживаемость будет сохраняться, но в настоящее время развивается только национальный сегмент системы, да и трансграничный ЭДО находится пока в зачаточном состоянии.
Электронный счет-фактура или электронный УПД?
По общему правилу счета-фактуры обязаны выставлять налогоплательщики НДС (п. 3 ст. 169 НК РФ). В то же время очень распространена практика формирования УПД, форма которого была почти 10 лет назад впервые предложена ФНС России на основе счета-фактуры. Налогоплательщик обычно сам или по соглашению с контрагентом решает, что именно предпочесть.
Применительно к обороту товаров, подлежащих прослеживаемости, Проект Порядка (пп. 3 п. 13) предусматривает, что участники оборота, являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (не освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость), должны выставлять именно электронные счета-фактуры, в том числе корректировочные, а не УПД.
Вариант применения электронных УПД предлагается обширной группе участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, которые являются (пп. 4 – 7 п. 14 Проекта Порядка):
— налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость,
— «спецрежимниками» (за исключением налогоплательщиков, уплачивающих ЕСХН);
— комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), применяющих специальные налоговые режимы;
— комиссионерами (агентами), действующими от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров) и осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах комитентов (принципалов), после приобретения товаров, подлежащих прослеживаемости;
— комитентами (принципалами), принявшими решение о реализации товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени на основе договоров комиссии (агентских договоров). В этом случае электронные УПД должны содержать сведения об обстоятельствах их формирования (о реализации (приобретении товара, подлежащего прослеживаемости, через комиссионера (агента), действующего от своего имени);
— покупателями товаров, подлежащих прослеживаемости, у продавцов, находящихся на специальных налоговых режимах. При получении от такого продавца УПД покупатель обязан обеспечить оформление УПД в электронной форме с указанием итога приемки товара и передачу его поставщику по ТКС через оператора ЭДО.
Особенности форматов УПД для посреднических операций
Традиционные форматы электронных УПД и УКД (утв. Приказами ФНС России от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820@, ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736@) не отвечают в полной мере потребностям отражения данных в документах по посредническим сделкам с товарами, подлежащими прослеживаемости. В связи с этим ФНС России доработала форматы таких документов. Случаи использования доработанных универсальных передаточных документов (универсальных корректурных документов) описаны в приложении к Письму ФНС России от 28.05.2021 № ЕА-4-15/7407 «О направлении форматов универсального передаточного документа и корректировочного универсального передаточного документа».
Эти документы фактически представляют собой оперативный предварительный отчет комиссионера (агента) о купленном/проданном товаре. Они формируются в отношении каждой операции по реализации или закупке (т.е. в отношении каждого выставленного или полученного комиссионером (агентом) УПД (ДОП)).
Так, при продаже товаров комитента (принципала), находящегося на специальном налоговом режиме или освобожденного от обязанностей налогоплательщика НДС, посредник использует формат электронного УПД с новой функцией «СвРК» (сведения о реализации комиссионером). В УПД (СвРК) в качестве продавца будет указан комиссионер, покупателем – покупатель. Отправитель УПД с новой функцией «СвРК» будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогичным будет документооборот у агента, действующего от своего имени.
Если комиссионер (агент) от своего имени приобретает товары для комитента (принципала) – «спецрежимника» или освобожденного от обязанностей налогоплательщика НДС, посредником используется электронный УПД с новой функцией «СвЗК» (сведения о закупке комиссионером). В УПД (СвЗК) в качестве продавца будет указан продавец, покупателем – комиссионер. Отправитель УПД с новой функцией будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогичен документооборот у агента, действующего от своего имени.
Подобное решение предложено и при необходимости внесения корректировок в УПД в связи с изменением стоимости приобретенных или отгруженных товаров, подлежащих прослеживаемости. В этом случае применяется новый формат электронных УКД с дополнительными функциями для посреднических операций, где комитентом (принципалом) выступает лицо, освобожденное от уплаты НДС:
— УКД с новой функцией «СвИСРК» (сведения об изменении стоимости реализованного комиссионером) включает сведения о согласовании (уведомления) покупателя об изменении стоимости отгруженных товаров (в том числе в связи с возвратом товаров покупателем), т.е. фактически корректируются сведения, переданные ранее в УПД с новой функцией «СвРК». В УКД (СвИСРК) в качестве продавца будет указан комиссионер, покупателем – покупатель. Отправитель УКД с новой функцией всегда будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Аналогично – для агента, действующего от своего имени;
— УКД с новой функцией «СвИСЗК» (сведения об изменении стоимости закупленного комиссионером) включает сведения о согласовании с продавцом (уведомлении продавцом) изменения стоимости приобретенных товаров (в том числе в связи с возвратом товаров продавцу), т.е. фактически корректируются сведения, переданные ранее в УПД с новой функцией «СвЗК». В таком УКД в качестве продавца будет указан продавец, покупателем – комиссионер. Отправитель УКД с новой функцией будет комиссионер (либо лицо, организация, которая уполномочена комиссионером), получателем – комитент. Те же действия требуются от агента, если он действует в сделке с третьими лицами от своего имени.
Запрет на шифрование данных
Новый Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи утвержден Приказом ФНС России от 05.02.2021 № 14н. Он применяется с 1 июля 2021 года и предназначен, в том числе, для решения задач прослеживаемости (п. 1 Порядка).
П. 7 Порядка, утв. Приказом ФНС № 14н, прямо запрещает выставление и получение счетов-фактур в зашифрованном виде, если такие документы содержат регистрационные номера партии товара, подлежащего прослеживаемости.
Помимо счетов-фактур и УПД, исключительно в электронном виде формируются и направляются также:
— уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории РФ на территорию государства-члена ЕАЭС;
— уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории государства-члена ЕАЭС в РФ;
— уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости;
— отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Единственный способ доставки этих документов адресату – ФНС России – по телекоммуникационному каналу связи через оператора электронного документооборота (см. Проект Порядка).
При этом в процессе электронного взаимодействия используются следующие технологические электронные документы:
— подтверждение даты отправки электронного документа;
— квитанция о приеме электронного документа;
— уведомление об отказе в приеме электронного документа;
— извещение о получении электронного документа – на каждый спецотчет и технологический документ, указанный в п. п. 1 – 3;
— информационное сообщение о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в случае подписания отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и (или) документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, уполномоченным представителем участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости.
Все перечисленные нами в данном разделе документы (за исключением извещения о получении электронного документа), как отправленные, так и принятые, должны храниться у участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, минимум 5 лет.
Заранее подготовьтесь к работе с прослеживаемыми товарами
В этом поможет компания Такском. Мы подберём для вас решения по электронному документообороту, благодаря которым вы без проблем сможете выставлять счета-фактуры по новым правилам, а также обмениваться другими электронными документами с контрагентами и сдавать отчётность в госорганы через интернет.