Уплатили ндфл не в ту налоговую что делать
Как вернуть переплату по НДФЛ (налог на доходы) из налоговой
Автор: Юлия Попик старший бухгалтер по расчету заработной платы
Как вернуть переплату по НДФЛ (налог на доходы) из налоговой
Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы
Переплата налога на доходы физлиц в бюджет может возникнуть по разным причинам. Но независимо от того, из-за чего она образовалась, основная сложность при ее возврате заключается в том, что организация не считается плательщиком этого налога. Она выступает в качестве налогового агента. А плательщиками являются сотрудники организации, получающие от нее доход.
Поэтому процедура возврата НДФЛ из бюджета строго регламентирована и отличается от общего порядка возврата налогов. Зачет переплаты по НДФЛ тоже сопряжен с трудностями – сделать это удастся не всегда. Обо всем по порядку – в нашей статье.
Когда возникает переплата
Переплата по НДФЛ в бюджет может образоваться в двух случаях.
Первый случай. Организация удержала из дохода сотрудника больше положенного. Например – из-за того, что бухгалтер неправильно рассчитал облагаемую базу или неверно применил вычеты по НДФЛ, либо работник не вовремя представил в бухгалтерию подтверждающие документы на вычет, и т.п. Эту же (излишне удержанную) сумму и заплатили в бюджет. В данном случае речь идет об излишне удержанном НДФЛ из доходов налогоплательщика.
Второй случай. Организация рассчитала и удержала НДФЛ правильно. Но в бюджет перечислила больше, чем нужно. Это может произойти, например:
Как вернуть переплаченный налог
Порядок возврата налога зависит от того, по какой причине возникла переплата.
Ситуация 1. Переплата НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов сотрудника.
Правила возврата НДФЛ в этой ситуации установлены статьей 231 НК РФ. Алгоритм действий – следующий.
Обнаружив излишне удержанный налог, организация обязана сообщить об этом сотруднику в течение 10 дней (п.1 ст. 231 НК РФ). Форма и способ сообщения о наличии переплаты по НДФЛ законодательством не предусмотрены. Поэтому налоговый агент вправе направить налогоплательщику сообщение в произвольной форме. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-04-06/6-112.
Выявить излишне удержанный налог работник может и самостоятельно.
Независимо от того, кто обнаружил переплату (бухгалтер или сотрудник), работник пишет на имя руководителя организации заявление на возврат НДФЛ. Именно этот документ и будет являться основанием для возврата налога. Составить его можно в произвольной форме. Например, так:
Переплату по НДФЛ организация должна перечислить сотруднику в течение трех месяцев со дня получения от него заявления. Основание – пункт 1 статьи 231 НК РФ. Здесь нужно обратить внимание на два важных момента.
Во-первых, излишне удержанную сумму НДФЛ можно только перечислить на банковский счет работника – возвращать налог наличными нельзя (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем это правило действует независимо от того, какой порядок выплаты зарплаты установлен в организации – наличными из кассы или «безналом» на карты сотрудников.
Во-вторых, нужно строго соблюдать сроки возврата излишне удержанного налога работнику. Если в течение положенного срока (трех месяцев) организация не вернет сотруднику переплату, то на сумму невозвращенного налога она должна будет начислить проценты за каждый день просрочки. Проценты начисляются по ставкам рефинансирования, действовавшим в дни нарушения срока возврата. Такой порядок предусмотрен абзацами 3–5 пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Статья 231 НК РФ четко устанавливает источники, за счет которых можно вернуть НДФЛ сотруднику. А именно – это предстоящие платежи по НДФЛ, удержанному и подлежащему перечислению в бюджет:
Бухгалтер по ошибке излишне удержал НДФЛ с выплат менеджеру Степанову за август 2019 года. Сумма излишне удержанного налога составила 1300 руб. Ошибка была обнаружена в сентябре 2019 года. Общая сумма НДФЛ, удержанная из зарплаты всех сотрудников организации за сентябрь, составила 130 000 руб. Из этой суммы бухгалтер перечислил в бюджет только 128 700 руб. Разница в размере 1300 руб. была перечислена на банковский счет, указанный Степановым в заявлении на возврат излишне удержанного НДФЛ.
И только если указанных платежей недостаточно для того, чтобы вернуть НДФЛ налогоплательщику в положенный срок, организация обращается в налоговую инспекцию за возвратом налога из бюджета (п.1 ст. 231 НК РФ). Для этого в ИФНС нужно подать заявление о возврате налога, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение № 8). Представить документ в инспекцию необходимо в течение 10 дней со дня получения заявления от сотрудника.
К заявлению нужно приложить:
В качестве документа, подтверждающего данные о расчетах с бюджетом по НДФЛ, можно представить выписку по счету 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ». Сумма начислений по кредиту этого счета должна быть сторнирована на сумму переплаты налога (чтобы была видна сумма переплаты).
Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Возвращать переплату по НДФЛ организации – налоговому агенту налоговая инспекция будет в общем порядке, который установлен статьей 78 НК РФ.
Так, решение о возврате переплаты (или отказе в этом) инспекция должна принять в течение 10 дней:
Такой порядок предусмотрен пунктом 8 статьи 78 НК РФ.
Известить организацию о своем решении (согласии на возврат или отказе) инспекция обязана в течение 5 дней со дня принятия решения (п. 9 ст. 78 НК РФ). Форма решения о возврате и форма решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога утверждены приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
Вернуть переплату налоговая инспекция обязана в течение одного месяца с того дня, как получила заявление от организации (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Ожидая поступления средств из бюджета на свой расчетный счет, организация – налоговый агент вправе вернуть сотруднику излишне удержанную сумму НДФЛ за счет собственных средств (абз. 9 п.1 ст. 231 НК РФ).
Ситуация 2. Переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что организация перечислила в бюджет налог в большей сумме, чем положено. При этом налог с доходов сотрудников был рассчитан и удержан верно.
В данном случае переплаченные в бюджет деньги можно вернуть на банковский счет организации.
Для этого нужно подать в налоговую инспекцию заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@ (Приложение 8). К нему нужно приложить платежное поручение на уплату налога и выписку из регистра по НДФЛ. Эти документы подтвердят, что лишние суммы были уплачены в бюджет.
Такой вывод следует из статьи 78 НК РФ и письма Минфина России от 23.11.2017 № 03-04-05/77502.
Получив комплект документов, ИФНС будет возвращать переплату по общей процедуре, которая прописана в статье 78 НК РФ.
Правда, здесь может возникнуть одна сложность.
Она связана с тем, что НДФЛ работодатель платит не за себя, а за своих сотрудников. Именно они являются налогоплательщиками, а организация выступает как налоговый агент.
Обязанность перечислить НДФЛ в бюджет появляется у налогового агента только после того, как налог был удержан из доходов налогоплательщика. И только в пределах той суммы, которая была фактически удержана. А удержать сумму налога можно лишь при фактической выдаче зарплаты из кассы или при переводе на банковский счет сотрудника (письма Минфина от 13.02.2019 № 03-04-06/8932, от 01.02.2016 № 03-04-06/4321, от 10.07.2014 № 03-04-06/33737, ФНС от 25.07.2014 № БС-4-11/14507).
Перечислять налог в бюджет за счет собственных средств налоговые агенты не вправе. Делать это прямо запрещает пункт 9 статьи 226 НК РФ.
Вот и получается, что раньше, чем организация выплатила доход, перечислить НДФЛ в бюджет невозможно. Поэтому, если налоговый агент заплатил налог в бюджет больше, чем удержал, или перечислил НДФЛ раньше срока, налоговые инспекторы не считают такие суммы ни авансовым платежом, ни излишне уплаченным налогом. Они рассматривают их как ошибочный платеж.
Такой вывод следует, в частности, из Письма ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.
По этим причинам, как показывает практика, некоторые инспекции не принимают утвержденную форму заявления на возврат налога. В этом случае, чтобы вернуть переплату по НДФЛ, можно заполнить заявление в произвольной форме. Например, так:
Когда можно зачесть переплату по НДФЛ
НДФЛ является федеральным налогом.
По общему правилу, переплату по федеральному налогу можно зачесть:
Основание – статья 78 НК РФ.
Однако и здесь есть нюансы.
Если переплата по НДФЛ образовалась из-за того, что налог был излишне удержан из доходов налогоплательщиков, то зачесть такую переплату в счет других федеральных налогов (например, НДС или налога на прибыль) не получится. Чиновники считают, что нельзя зачесть переплату, которую организация излишне удержала у налогоплательщика в качестве налогового агента, в счет обязательств по тем налогам, которые она платит как налогоплательщик. Об этом сказано, в частности, в Письме Минфина от 22.01.2018 № 03-02-07/1/3224.
Таким образом, в данной ситуации возможен единственный выход – возвращать излишне удержанный НДФЛ по процедуре, которая установлена статьей 231 НК РФ (она была рассмотрена выше).
Если организация без ошибок исчислила и удержала НДФЛ, но в бюджет перечислила больше, чем положено (или заплатила налог за счет собственных средств досрочно), то правила такие.
Зачесть переплату в счет будущих платежей по НДФЛ в данном случае не удастся. Ведь, как уже было сказано, такая переплата будет считаться ошибочным платежом (а не суммой НДФЛ, уплаченной налоговым агентом). Стало быть, зачесть такой платеж в счет НДФЛ – нельзя. Об этом сказано в Письме ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@.
А вот зачесть этот ошибочный платеж в счет других федеральных налогов, которые организация платит как налогоплательщик, – вполне возможно. Например, его можно зачесть в счет недоимок или будущих платежей по НДС или налогу на прибыль (Письмо ФНС России от 06.02.2017 № ГД-4-8/2085@). Чтобы зачесть переплату по НДФЛ в другие налоги, в налоговую инспекцию нужно подать заявление по форме, которая утверждена приказом ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению нужно приложить платежное поручение и выписку из регистра по НДФЛ.
13 августа бухгалтер удержал и заплатил НДФЛ с зарплаты работников за июль. Сумма удержанного налога составила 20 000 руб. По ошибке, в бюджет было перечислено больше, чем удержано. Сумма платежа по НДФЛ составила 32 000 руб. Организация решила зачесть переплату в сумме 12 000 руб. в счет предстоящих платежей по НДС за III квартал 2019 года. Для этого бухгалтер подал в налоговую инспекцию заявление на зачет.
Подведем итог. Ошибки при исчислении НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, возможны на любой стадии этого процесса. Так, бухгалтер может неверно удержать налог – неправильно рассчитав налоговую базу или некорректно применив вычеты по НДФЛ. Но даже если налог удержан правильно – никто не застрахован от ошибок при его перечислении. Процесс возврата НДФЛ из бюджета достаточно трудоемкий и длительный.
Тогда риск возникновения переплат по НДФЛ вследствие ошибки в расчете или платежном поручении будет практически исключен. Уникальная система многоуровневого контроля, которую мы внедрили, позволяет исключить ошибки на любой стадии процесса. Все рутинные операции автоматизированы. Помимо этого, ежедневный аудит качества учета осуществляет программа «Электронный аудитор», созданная нашими IT-специалистами на базе программного продукта 1С.
Но даже если случится маловероятное – по вине наших специалистов у клиента возникнет переплата НДФЛ – ответственность за финансовые риски несет наша компания, и все потери клиента будут компенсированы 1C-WiseAdvice. Это является страховым случаем в рамках эксклюзивного полиса страхования профессиональной ответственности.
Ошибки в платежном поручении на уплату налогов
Последствия ошибок в платежном документе
К оформлению платежных поручений на уплату налоговых платежей следует относиться с максимальной внимательностью.
Ошибки, допущенные в платежном поручении, могут привести к следующим нежелательным финансовым последствиям для налогоплательщика:
Это влечет за собой как минимум уплату пени, но может приводить также к уплате штрафа и повторной оплате налога (п. 2 ст. 57, ст. 75, п. 1. ст. 122, ст. 123 НК РФ). Кроме этого, вероятны продолжительные разбирательства с налоговой инспекцией.
Когда налог считается неуплаченным?
В соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ при неверном указании в платежном поручении счета получателя и (или) наименования банка Управления Федерального Казначейства (УФК) платеж не поступает в бюджет Российской Федерации либо не зачисляется на соответствующий счет Федерального казначейства. В таком случае обязанность налогоплательщика по уплате налога считается не исполненной, и его необходимо перечислить еще раз. Также необходимо оплатить пени за несвоевременную уплату налога. Такова позиция налогового ведомства, изложенная в письмах ФНС России от 04.09.2015 № ЗН-4-1/3362@, от 31.03.2015 № ЗН-4-1/5201@, от 06.09.2013 № ЗН-3-1/3228 и от 12.09.2011 № ЗН-4-1/14772@.
Обязанность по перечислению налога не будет признана исполненной также и в том случае, когда ошибки в указании наименования банка либо счета УФК в платежном поручении допущены по вине банка. Пени будут предъявлены налогоплательщику (письмо ФНС России от 02.09.2013 № ЗН-2-1/595@). Но в такой ситуации налогоплательщик может потребовать у банка компенсации понесенных убытков (абз. 9 ст. 12, ст. 15 ГК РФ).
В то же время некоторые суды признают налог уплаченным при неверном указании в платежном поручении счета УФК. Так, например, ФАС Московского округа в Постановлении от 03.04.2012 № А40-42830/11-99-191 признал, что налог в бюджет поступил, несмотря на наличие в платежном поручении ошибки в указании счета УФК.
Обратите внимание! С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Все подробности см. в нашем материале. А с 01.10.2021 в платежках по-новому заполняйте поля 101, 106, 108 и 109.
ПРИМЕР, когда платеж нельзя уточнить, от КонсультантПлюс
За организацией числится недоимка по налогу на имущество 100 000 руб. Она уплачивает НДС в сумме 150 000 руб., но по ошибке в платежке указывает. Читайте продолжение примера в справочно-правовой системе К+. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Другие ошибки в платежном поручении
Другие ошибки в платежном поручении, такие как неверно указанные КБК, ОКАТО, ИНН, КПП и наименование налогового органа, не препятствуют поступлению налога в бюджет (подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ). Если такие ошибки допущены, то налог считается уплаченным, но, в соответствии с нормой абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ, требуется подать заявление об уточнении платежа (письма Минфина России от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 16.07.2012 № 03-02-07/1-176, от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).
Если в результате ошибки налог поступил на другой КБК (например, не действующий), налогоплательщик может подать заявление о зачете налогов. Пени при этом начисляться не должны (письма Минфина России от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977, от 01.08.2012 № 02-04-12/3002).
Позиция суда в отношении ошибок
Судебная практика подтверждает, что налог, а также, пени и штраф считаются уплаченными, если в платежном поручении допущены следующие ошибки:
О том, какими могут быть последствия неверного указания КБК в документе на оплату «несчастных» страховых взносов, перечисляемых в ФСС, читайте в этой статье.
О том, критична ли ошибка в поле «Налоговый период», читайте в этой статье.
Итоги
Формирование платежного поручения на уплату налога в бюджет требует повышенной внимательности. Ошибки, допущенные в указании банка получателя и номера счета Федерального казначейства, приводят к тому, что налог считается неуплаченным и его придется оплачивать повторно. А если повторная уплата налога произведена после истечения срока его уплаты, то на плательщика могут быть наложены еще и финансовые санкции. Другие ошибки в заполнении платежного поручения на уплату налога не влекут за собой финансовых потерь и могут быть исправлены путем подачи заявления об уточнении платежа.
За ошибочное перечисление НДФЛ по месту головного офиса штраф не полагается
В практике деятельности организаций встречаются ситуации, при которых обособленное подразделение ошибочно перечисляет НДФЛ по реквизитам головной компании. Инспекторы в таких обстоятельствах иногда наказывают налоговых агентов за недисциплинированность. В результате возникают споры, чаще всего рассматриваемые арбитражами в пользу компаний.
Что следует из закона?
При внимательном рассмотрении положений НК РФ видно, что в таких обстоятельствах не происходит образование недоимки, неправильным будет начисление пеней и штрафов.
Что касается недоимки, то эту сферу регулирует пункт 2 статьи 11 НК РФ. Согласно данной норме недоимка по налогу может образоваться только при несоблюдении сроков платежей, установленных законом. Нарушение в порядке перечисления не упомянуто в качестве причины образования недоимки.
Что касается пеней и штрафов, то здесь уже сама ФНС в письмах от 02.08.2013 N БС-4-11/14009, от 24.11.2017 №ГД-4-11/23852 пояснила безосновательность их начисления. Аргументы контролеров таковы:
Раньше ФНС считала по-другому
До некоторого времени специалисты налоговой службы считали, что при ошибочном перечислении налога возникает недоимка. Следовательно, надо взыскать ее, рассчитать пени и наложить на налогоплательщика штраф. Письмо ФНС от 17.01.2006 N 04-1-03/21 дает представление об аргументах, применяемых в то время налоговыми чиновниками.
Эти доводы интересны тем, кто еще участвует в налоговых спорах.
На чьей стороне арбитражные суды
Арбитражные судьи в большинстве случаев становятся на сторону налогового агента. Главные доводы, содержащиеся, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 23.03.2012 N А35-1973/2011 таковы:
1. При ошибочном платеже такого рода перед бюджетом не возникает задолженности.
2. Пени согласно ст. 75 НК РФ должны начисляться на сумму неуплаченного НДФЛ, а такового в данном случае не имеется.
3. Взимание и уплата налога за счет налогового агента вступает в противоречие с п. 9 ст. 226 НК РФ: удержнный НДФЛ перечислен в бюджет, а уплата налога за счет средств налогового агента не допускается.
Можно привести и оригинальные аргументы. Так, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2012 N А56-48850/2011 в своем постановлении указал налоговикам, что поскольку инспекторы обнаружили задолженность по НДФЛ у обособленного подразделения и переплату у головной организации, то они должны просто произвести зачет сумм налога. А не рассчитывать и начислять пени. На это есть п. 1 ст. 78 НК РФ, предусматривающий такие ситуации.
Впрочем, есть случаи (весьма редкие), когда арбитры принимали сторону ФНС. Например, при рассмотрении дела N А57-4502/2011 ФАС Поволжского округа принял постановление от 28.04.2012, в котором указал: поскольку НДФЛ с сотрудников обособленного подразделения ушел в другой регион, то образовалась задолженность перед бюджетом местного муниципалитета. Следовательно, необходимо воспользоваться нормами ст. 123 НК РФ, то есть надо исчислить пени и назначить штраф.
Можно ли избежать штрафа при уплате НДФЛ позже срока?
Автор: Данченко С.П., эксперт журнала
В силу самых разных причин налоговые агенты нередко перечисляют НДФЛ в бюджет позже установленного срока. Согласно действующим нормам кроме пени в этом случае налоговики начисляли еще и штраф за несвоевременный НДФЛ – 20 % от неперечисленной суммы, – что выливалось в весьма ощутимые потери налогового агента. Но с 2019 года ситуация изменится – штрафа можно будет избежать. Подробности – в нашем материале.
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Последняя инстанция – Конституционный суд.
Сложившаяся ситуация не могла устроить налоговых агентов, и они обращались в суд. Но суды принимали сторону налоговиков, указывая, например, что обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному исполнению обязанности по перечислению удержанного НДФЛ в бюджет, налоговым агентом не приведено и судами не установлено, в связи с чем штраф за несвоевременный НДФЛ по ст. 123 НК РФ начислен правомерно (Определение ВС РФ от 19.12.2016 № 305-КГ16-17454 по делу № А40-189421/2015). И это несмотря на то, что налоговый агент в данном случае при отсутствии ошибок в представленных расчетах по НДФЛ самостоятельно погасил задолженность в бюджет по НДФЛ и уплатил пени.
Последней инстанцией в данном споре оставался Конституционный суд, в который и обратился налоговый агент (Постановление КС РФ от 06.02.2018 № 6-П). Он оспорил конституционность п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ.
Согласно п. 4 ст. 81 НК РФ если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
По мнению налогового агента (ОАО), положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ противоречат ст. 19, 46 и 55 Конституции РФ, поскольку позволяют освобождать налогового агента от налоговой ответственности (штрафа) за несвоевременное перечисление в бюджет удержанных им сумм НДФЛ лишь в том случае, если он представит уточненную налоговую отчетность. Поскольку же при изначально правильно составленной отчетности это условие исполнить нельзя, освобождением от налоговой ответственности за такую просрочку могут пользоваться лишь налоговые агенты, представившие недостоверную налоговую отчетность.
Кроме этого, ОАО указывало на то, что штраф по ст. 123 НК РФ не зависит от срока просрочки уплаты НДФЛ и факта самостоятельного устранения задолженности до окончания налогового периода с уплатой пеней в возмещение ущерба казне.
Принимая во внимание расхождения в понимании положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, имеющие место в судебной практике, Конституционный суд пришел к выводу, что эти положения в их взаимосвязи и с учетом их места в системе правового регулирования не должны толковаться как лишающие налогового агента, допустившего просрочку в уплате НДФЛ, который был правильно исчислен им в представленном налоговому органу расчете, права на освобождение от налоговой ответственности. При этом КС РФ установил следующие условия:
налоговый агент уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления удержанного налога или о назначении выездной налоговой проверки;
отсутствие доказательств, указывающих на то, что несвоевременное перечисление налоговым агентом в бюджет сумм налога носило преднамеренный характер, не было результатом его упущения (технической или иной ошибки).
Данный вывод был очень важен для налоговых агентов, поскольку, во-первых, он обязывает законодателя устранить расплывчатость приведенных налоговых норм, а во-вторых, дает налоговому агенту, который обратился в Конституционный суд, возможность пересмотреть решения суда, вынесенного ранее, по вновь открывшимся обстоятельствам со ссылкой на данное постановление КС РФ. Таким образом, конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным судом, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
ОАО использовало свой шанс и отсудило у налоговиков всю сумму штрафа, которая была ранее начислена по ст. 123 НК РФ (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2018 по делу № А40-189421/15-108-1542).
Штрафа можно избежать: условия установлены.
В целях реализации Постановления КС РФ № 6-П, которым взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом технической или иной ошибки и носило непреднамеренный характер, законодатель внес изменения в НК РФ.
28.12.2018 был опубликован Федеральный закон от 27.12.2018 № 546-ФЗ[1]. Начало действия документа – 28.01.2019.
Статья 123 НК РФ дополнена п. 2, согласно которому налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной названной статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Внесенная норма позволяет налоговому агенту избежать штрафа в 20 % от не перечисленной в установленный срок суммы НДФЛ, но при выполнении ряда условий:
отчетность по НДФЛ, в частности расчет по форме 6-НДФЛ, корректна и представлена в установленный срок;
сумма налога уплачена налоговым агентом самостоятельно до активизации налогового органа по данному вопросу;
пени рассчитаны самим налоговым агентом и уплачены в бюджет.
Безусловно, данные новшества убирают дискриминацию в отношении налоговых агентов и уравнивают их в правах с налогоплательщиками: теперь за пропуск сроков перечисления НДФЛ в бюджет нужно будет уплатить только пени при выполнении прочих условий.
В заключение отметим, что ст. 123 НК РФ применяется не только в отношении налоговых агентов по НДФЛ, но и в отношении налоговых агентов по НДС и по налогу на прибыль (ст. 174, 287, 310 НК РФ). Соответственно, на них также распространяется действие новой нормы: НК РФ не предусматривается различное применение ст. 123 НК РФ в зависимости от конкретного налога, по которому совершено соответствующее налоговое правонарушение (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
[1] «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации».