Управленческие решения что это
Управленческое решение
Управленческие решения входят в любой процесс управления. Они — важная часть управленческой деятельности, связанной с достижением целей. Причем они пронизывают каждый этап — от постановки цели и выработки стратегии до подведения итогов.
Управленческие решения можно назвать главным продуктом, созданным менеджерами. От их эффективности зависит, будет достигнута цель или нет. Особое значение имеет обоснованность решений и своевременность их принятия. Решения должны соответствовать ситуации, подчиняться законам страны и внутренним законам компании, быть совместимыми с условиями развития компании и сферы в целом. Также важно, чтобы решения не шли вразрез с экономией ресурсов — иначе получается, что ради достижения одной цели ухудшается ситуация в других областях.
Что такое управленческие решения
Исходя из информации, представленной в предыдущем параграфе, можно сформулировать определение. Управленческое решение — это выбор развития событий для достижения цели. Его осуществляет руководитель. Это альтернатива, позволяющая решить проблему или конфликтную ситуацию.
Управленческие решения — это логически связанные действия, позволяющие решить поставленные перед руководством или коллективом задачи. Это также действия со стороны менеджмента или другого руководящего звена, которые основываны на анализе ситуации или теоретических аспектов деятельности. Действия тесно связаны с выбором цели и выбора вариантов работы коллектива по ее достижению.
Управленческие решения имеют форму приказа, распоряжения или инструкции. Также они могут доноситься до коллектива в рамках личной или деловой беседы.
Классификация управленческих решений
Требования к управленческим решениям
Рекомендации по подготовке и принятию управленческих решений
Руководитель вправе выбирать самостоятельно, каким способом ему принимать решения. Методологически можно выделить следующие рекомендации, повышающие эффективность принимаемых мер:
Эффективность управленческого решения: главные параметры
Эффективное решение должно соответствовать хотя бы 80% параметров из списка:
Заключение
Управленческие решения — важная часть жизни компании. Они определяют ее судьбу и помогают выжить в условиях жесткой конкуренции и кризисного времени. При умелом подходе к их разработке можно избежать больших трудностей и ускорить достижение общих целей компании. Решения должны приниматься теми, кто готов нести за них ответственность. При этом принятие решений может производиться на всех уровнях работы компании.
Методы принятия управленческих решений
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Бизнес требует регулярных выборов — от простых и рутинных до стратегических. Расскажем о методах принятия управленческих решений и практических инструментах, которые помогают руководителю.
Типы управленческих решений
Личные и организационные. Пример личного решения — арендовать офис поближе к дому, чтобы было удобнее приходить туда. Или закупить для бизнеса технику любимого бренда, чтобы получать удовольствие от работы. Это влияет на деятельность косвенным образом, такие задачи сложно делегировать. Организационные же решения прежде всего продвигают интересы компании, учитывают выгоду всех заинтересованных сторон: клиентов, поставщиков, руководителя, сотрудников. Они влияют на деятельность организации прямым образом, их можно делегировать. Это, например, правильная оценка продукции, исключение бракованных товаров из партий на продажу, выбор рекламного агентства.
Индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимает руководитель, бухгалтер или менеджер лично. Они касаются повседневных действий: сдать отчет сегодня, а не завтра, выставить счет сейчас, а не после выходных. Групповые решения принимает группа людей, которые собрались специально для этого. Например собрание учредителей постановляет открыть новое направление в бизнесе или определяет размер дивидендов. Такие действия имеют далеко идущие последствия и влияют на работу организации в целом, требуют обсуждения и согласования.
Запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные решения повторяются: вы выплачиваете зарплату, делаете отгрузку покупателю, регулярно сдаете отчеты. Для легкости и точности выполнения таких действий есть протоколы, правила, договоры, они помогают выполнить действия. Незапрограммированные решения касаются уникальных или необычных ситуаций, для которых нет готовых формул. Приходится собрать все данные и хорошо их обдумать, чтобы выбор принес хороший результат, но часто приходится действовать в ситуации неопределенности. Такие выборы, в отличие от запрограммированных, принимаются руководителями высокого уровня.
Стратегические, административные и рутинные. Стратегические решения принимает руководитель, они самые важные, касаются жизни всей организации. Административные могут принимать менеджеры среднего звена, эти выборы касаются в том числе реализации стратегии. Рутинные — повторяются, не требуют долгих размышлений, касаются краткосрочных процессов, мало влияют на работу организации. Такие задачи можно передать специалистам и менеджерам более низкого уровня.
Основные методы принятия решений
В управлении есть четыре базовых метода принятия решений. Они подходят для разных ситуаций, требуют разных инструментов и компетенций.
Авторитарный метод – самостоятельный выбор. Чаще всего это делает руководитель бизнеса или направления, беря на себя всю ответственность. Этот метод самый быстрый, он не требует согласования с другими людьми и обсуждения вариантов. Но он самый рискованный: если у руководителя недостаточно знаний или данных, он может выбрать проигрышный путь.
Консультативный метод – руководитель делает выбор после совещания с другими людьми — консультантом, бухгалтером, партнером. Этот метод займет больше времени, но он снимает часть рисков, потому что руководитель пользуется чужими знаниями и компетенциями.
Метод голосования – обсуждение вариантов в группе с последующим голосованием. Это помогает выбрать вариант, благоприятный для большинства. Метод подходит для вопросов, которые затрагивают многих людей: например, инструменты и технику выбирают вместе с сотрудниками, которые будут с помощью этих инструментов работать. Его называют демократическим, потому что учитывается мнение каждого.
Метод консенсуса – обсуждение тоже проходит в группе: все обсуждают варианты и рекомендации, пока не выберут один путь. Это самый трудоемкий метод, он требует долгого обсуждения, аргументации, включения всех членов группы. Он также подходит для вопросов, которые касаются большинства: например, для обсуждения стратегического развития компании на собрании учредителей.
Инструменты для принятия управленческих решений
Чтобы руководитель делал грамотные выборы, он должен опираться на надежные знания и сведения. Такие данные он может получить от ключевых сотрудников, а также взять из управленческого учета.
Управленческий учет можно вести самостоятельно или с помощью специальных программ. Первый вариант обычно подходит начинающим предпринимателям, потому что с развитием бизнеса данных становится слишком много, и учет лучше автоматизировать.
Веб-сервис для малого и среднего бизнеса Контур.Бухгалтерия умеет строить 7 управленческих отчетов и проводить финансовый анализ для оценки рисков бизнеса. Система строит отчеты на основе банковской выписки и первичных документов бухгалтерского учета:
Начните строить отчеты и посмотрите, подходит ли вам Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, платить налоги и зарплату, сдавать отчетность через интернет. В ней есть электронный документооборот, валютный учет, разные уровни доступа для коллег и чат для общения. Первые 14 дней работы в сервисе бесплатны для всех новых пользователей.
ТЕМА 1. Процесс управления и разработка управленческого решения
Оглавление
Целью изучения данной темы является ознакомление студентов с современными теориями инновационного развития.
Задачи:
1. Понятие «управленческое решение»
Принятие решений является элементом повседневной жизни человека. Решение понимается и как процесс и как результат волевого действия. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующему фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения.
В решении как процессе можно выделить следующие моменты:
Следует различать решения, принимаемые в частной жизни, или личные решения и деловые решения. Особенность деловых решений заключается в том, что они принимаются в рамках организации. Это предопределяет их «коллективный» характер. Деловые решения или прямо носят коллегиальный характер, или определяются целями и структурой организации.
В данном курсе предметом рассмотрения является процесс принятия решений в коммерческих организациях, хозяйственных системах. Хозяйственные системы обладают целым рядом специфических характеристик, предопределяющих особенности процесса принятия решения в них [7]:
Управленческие решения – это выбор цели управления и значений управляемых переменных, обеспечивающих достижение этой цели. Управленческие решения принимаются сотрудниками организации, имеющими свободу выбора. В процессе разработки управленческих решений участвуют и даже единолично могут их принимать как руководители, так и специалисты, в т.ч. рабочие.
2. Функции решения в методологии и организации процесса управления
Управленческие решения направлены на разрешение проблемных ситуаций. Причём под проблемной ситуацией понимается расхождение между фактическим и желаемым состояниями системы, которое можно преодолеть неединственным путём.
Процесс разработки и принятия управленческих решений не является самостоятельной функцией или этапом управления. Это сторона каждой из функций управления [1]. Управленческие решения принимаются в процессе планирования, для мотивации персонала и организации работ, в ходе контроля исполнения заданий, то есть при реализации всех основных функций управления. О коммуникации и принятии решений говорят как о связующих функциях управления.
Управленческое решение, как правило, «охватывает» все стороны процесса управления. В этой связи различают «широкое» и «узкое» понимание процесса разработки управленческого решения. В первом случае рассматривается процесс управления в целом, а во втором – речь идёт о выборе наилучшей альтернативы.
Репертуар решений является частью структуры организации. Решения могут закрепляться как в памяти принявшего решение, так и передаваться другим сотрудникам устно или фиксироваться в нормативных документах.
Управленческие решения инициируют управляющие воздействия, меняющие количество и качество организационных ресурсов, а также способы и условия их применения для достижения организационных целей.
Как правило, в литературе (1, 2 и др.) на предприятии выделяют управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая система согласно этому взгляду ответственна за процесс управления, а управляемая – за трансформационные процессы (физическое превращение ресурсов в товар). Неявно предполагается, что организация – это бюрократия, а управлением занимаются менеджеры. Фактически управленческие решения сводятся к административным. Иногда это упрощение приводит к принципиально неверным заключениям.
В рамках теории принятия решений к управленческим решениям выработан целый ряд требований: целевая направленность, адресность, обоснованность, своевременность [3].
Миссия и цели организации предопределяют критерии выбора решений и способы измерения затрат и результатов. От правильного выбора целей и точности соответствия им принимаемых решений самым существенным образом зависит функционирование организации.
Качество принимаемого решения связано со знанием управленческой ситуации, анализом возможных последствий. Чем полнее и точнее наше знание, тем более обоснованным будет решение.
Однако, реализация этого требования связана с преодолением ряда трудностей и противоречий. Повышение обоснованности требует затрат времени и ресурсов. В некоторых случаях чрезмерные требования могут привести к непоправимому запаздыванию в принятии решения или даже «зацикливанию» процесса, так как ситуация постоянно меняется.
Другой проблемой является эмоциональная составляющая процесса принятия решения. Технократический подход рассматривает эмоции исключительно как помеху, которую, по возможности, следует исключить. Тем не менее, эмоциональная составляющая иногда помогает избежать «зацикливания», позволяет давать интегральную оценку ситуации, что приводит к эффективным решениям неструктурированных задач.
Не менее существенным является требование адресности, так как выполнение решения зачастую зависит не от того лица, которое принимает решение, а от другого сотрудника организации. Решение не должно «провиснуть», кто-то должен отвечать за него (как за принятие, так и за реализацию).
Как показывает опыт, выполнение указанных выше требований повышает эффективность деятельности организации.
3. Становление дисциплины «управленческие решения»
Разработка и принятие управленческих решений выделилась в самостоятельную научную дисциплину в рамках менеджмента как результат опыта, полученного при планировании операций в ходе второй мировой войны, в частности при противодействии операциям немецкого подводного флота в Атлантике («исследование операций»). Однако, в основании этой дисциплины довольно много идей, появление которых связано с различными школами менеджмента. Выделим технократический, психологический, количественный, системный и ситуационный подходы к теории принятия решений.
Технократический подход получил развитие в рамках школ научного менеджмента и административного управления. Заслугой научной школы менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гант, Фрэнк и Лилиан Гилбрет) является акцент на специализацию производственных функций, выделение управляющей и управляемой подсистем. Классическая школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Д. Муни) выработала принципы управления.
Психологический подход связывается с работами представителей школы «человеческих отношений» (Э. Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт). Достижением этой школы является выявление влияния социальных и психологических факторов на процесс управления.
В рамках количественного подхода была разработана количественная теория принятия решений, введено понятие обратной связи, обоснован принцип «необходимого разнообразия», исследованы особенности распространения информации в организации, её восприятия сотрудниками и т.п.
Использование математических моделей расширило границы возможностей лица, принимающего решение. Модели позволяют определить основные тенденции развития проблемной ситуации, провести анализ чувствительности решения к изменениям различных параметров внешней среды и, соответственно, сделать выводы о грозящих опасностях и перспективных возможностях, принять эффективное решение.
В настоящее время модели, которые начали развиваться в связи с развитием «исследования операций» (из таких областей как теория графов, математическая статистика, математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания и т.п.) встраиваются в автоматизированные системы поддержки принятия управленческих решений.
В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века популярным стал системный подход, который нашёл отражение в работах С. Бира, С. Янга, Р. Акоффа, Г. Саймона и других известных учёных. К научным достижениям этого подхода следует отнести выделение функции выгоды, установление её связи с целью хозяйственной системы, выявление противоречивости процесса принятия решения, анализ распределения полномочий, разработка модели процесса принятия решения, постановка проблемы создания культуры организации. В рамках этого подхода был разработан инструментарий анализа и конструирования организаций как целостных единиц, состоящих из взаимосвязанных элементов, влияющих друг на друга. Особо отметим работы по теории хозяйственных систем [7,8].
Сложность экономических систем и зависимость их поведения от характеристик и динамики изменения внешней среды привели к появлению в 60-е годы ситуационного подхода. Центральным элементом в этом подходе является конкретная ситуация, в которой осуществляется управление.
В настоящее время ситуационный подход является ведущим. Считается, что он обеспечивает более высокое качество решений в реальных условиях.
4. Условия и факторы качества управленческих решений
Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру решаемых задач функционирования и развития хозяйственных систем. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития хозяйственной системы.
Решение разрабатывается и принимается в условиях конкретного окружения хозяйственной системы. Это окружение можно разделить на макроокружение и деловую среду.
Под макроокружением имеются в виду условия, которые оказывают опосредованное влияние на функционирование хозяйственной системы: макроэкономические условия, право, культура, политика, уровень технологического развития общества, географическое положение, природа и т.п.
Деловую среду образуют условия, непосредственно определяющие процесс разработки и принятия управленческого решения: потребители продукции/услуг хозяйственной системы, поставщики, конкуренты, национальная и международная рыночная инфраструктура, государственные и муниципальные органы управления.
Некоторые элементы макроокружения, деловой среды и внутренней среды организации оказывают существенное влияние на качество принимаемых решений. К факторам, определяющим качество управленческих решений, следует отнести:
Часть перечисленных факторов носит объективный характер, являются ситуативными. Некоторые являются субъективными, личностными. Конечный результат зависит и от психического состояния лица, принимающего решения, особенностей его личности, в том числе по восприятию различного рода информации.
В значительной степени качество управленческого решения будет определяться тем, насколько точно удалось спрогнозировать условия, в которых будет реализовываться решение, так принимается оно в один момент времени, а исполняется с определённым лагом.
Условия и факторы качества управленческих решений.
Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.
Личностные оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат.
Для динамичных сфер деятельности, таких как наукоемкая, социально-экономическая, социально-политическая, характерна неопределенность некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющейся среде. В условиях неопределенности руководитель, как правило, использует один из двух подходов. Он может использовать опыт и дополнительную релевантную информацию для анализа проблемы и придания ряду результатов субъективной или предполагаемой вероятности. Другой подход используется в условиях нехватки времени на поиск информации или недостатка средств на ее приобретение. Он заключается в предположении о вероятности событий, основанном на прошлом опыте, логике и интуиции.
Культурные различия как фактор принятия решений отражают культурные (национальные) особенности системы управления. Например, в стране может использоваться мягкий или более жесткий подход к выработке и реализации управленческих решений, применяться подходы, имеющие крен в сторону индивидуализма (США) или, наоборот, в сторону национального коллективизма (Япония).
Информационные ограничения. Для принятия решения необходимо располагать достаточным, оптимальным или полным объемом информации. Сбор и обработка информации связаны с затратами труда, времени и денежных средств независимо от того, как и где эта информация собирается. Поэтому необходимо с самого начала изначально оценить затраты на получение информации и выгоду от принятого решения.
По определению Норберта Винера, информация — это данные, снижающие неопределенность в знаниях об объекте управления, среде. Вся располагаемая информация по характеру отражения свойств объекта может быть отнесена к следующим трем видам:
1. подсознательная информация — формируется на основе опыта предыдущих поколений, собственного опыта и знаний, полученных в процессе обучения, и т.п. С помощью воображения эта информация преобразуется в более или менее формализованный качественный или количественный результат прогноза. Такой подход используется при экспертном прогнозировании. В результате может быть получен качественный (хуже-лучше; больше-меньше и т.п.) или количественный прогноз, план;
2. предметная информация — формируется путем описания процесса или состояния объекта. Предметное описание объекта прогнозирования позволяет получить результат прогноза с использованием формальных методов математической логики и логики предложений. Результат прогнозирования может иметь только качественный характер;
3. формальные статистические данные — получают на этапе анализа объекта в процессе разработки управленческого решения. Они позволяют разрабатывать и проверять статистические гипотезы об адекватности прогнозных моделей, которые используют для получения прогнозов. Результатом прогнозирования-планирования на основе этих данных становятся количественные оценки.
При принятии решений используют все названные виды информации. Степень осведомленности об объекте определяется как абсолютным количеством информации каждого вида, так и соотношением названных видов информации. Высокая значимость информационных ресурсов проявляется на всех стадиях принятия и реализации управленческих решений.
Временные ограничения. Известно, что с течением времени ситуация может измениться, иногда кардинально, и тогда выбранные критерии принятия решения становятся неактуальными. Поэтому решения следует принимать и исполнять, пока информация и допущения, на которых основаны решения, не устарели и отражают действительное положение вещей, что достаточно трудно реализовать на практике, поскольку время между принятием решения и началом действия велико. Учитывая фактор времени, руководители иногда вынуждены исходить из логических соображений или даже интуиции, тогда как в нормальных обстоятельствах они предпочли бы рациональный анализ.
Столь же опасной может оказаться вероятность опережения решением своего времени. Многие компании вкладывали миллионы долларов в новые проекты, надеясь опередить конкурентов на рынке, и обнаруживали, что припозднившиеся и решившие подождать оказывались в выигрыше.
Поведенческие ограничения. В силу особенностей психологии личности и характера руководители по-разному оценивают значимость проблемы, ограничения и альтернативные варианты. Такая разница в оценках нередко порождает конфликты и несогласия в ходе разработки и принятия управленческих решений, а также может оказать решающее влияние на выбор варианта решения. Чувство симпатии или антипатии руководителя к работнику может коренным образом повлиять на принятие решения, например, об увольнении сотрудника.
Взаимосвязь решений. Выигрыш от принятия управленческого решения в одной сфере может повлечь за собой существенный проигрыш в другой. Например, решение руководителя об автоматизации производства, в частности внедрении автоматических линий, как правило, предполагает освобождение рабочих мест, а следовательно, и увольнение рабочих. При этом руководитель должен выбирать те решения, которые дают больший выигрыш. Способность видеть, как встраиваются и взаимодействуют решения в системе управления, становится все более важной по мере продвижения на более высокие уровни власти.
Фактор сложности. Сложность исполнения (реализации) принятого решения зависит оттого, какова степень охвата различных сфер деятельности фирмы при реализации решения. Чем сложнее решение, тем, как правило, шире круг охвата сфер (материально-техническая, кадровая, организационно-экономическая, маркетинговая, финансовая и т. д.). Чем больше направлений работ и чем больше людей (персонала) вовлечено в сферу реализации, тем сложнее и дороже реализация решений.
Перспективность действия решения. Поскольку любой вариант решения наряду с позитивными не исключает и негативных последствий, то необходимо, чтобы позитивные преобладали и способствовали развитию фирмы, выходу ее на более высокий уровень.
Фактор финансовых вложений и анализа финансовых вложений. При выборе решений, связанных с радикальными нововведениями, как правило, требуются значительные финансовые вложения, средства. Они могут быть собственными и (или) заемными. Важно отслеживать и анализировать соотношение собственных и кредитных средств, с тем чтобы не оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.
Экономическая целесообразность принятия решения. Данный фактор связан с оценкой затрат и экономического эффекта, экономической выгоды и предполагает анализ соотношения выгоды и затрат.
Степень риска, связанного с последствиями от реализации решения. Данный фактор требует применения различных методик оценки рисков (финансовых, экономических и т.д.); соответственно, руководитель должен обладать навыками выполнения такого анализа.
Условия и факторы качества управленческих решений
Факторы, влияющие на качество управленческого решения. Качество, управленческого решения в значительной мере определяет конечный результат и зависит от ряда факторов:
Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Для того чтобы быть эффективным, т.е. достигать некоторых поставленных целей, решение должно удовлетворять ряду требований:
— применение к разработке решения научных подходов менеджмента;
— изучение влияния экономических законов на эффективность решения;
— применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования для каждого решения.
— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь правовой обоснованности принимаемого решения;
Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким — предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.
Цели и критерии оценки управленческих решений. Целью называют идеальный результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде времени. При этом цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.
Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:
Основная цель для коммерческих организаций — максимизация прибыли. При этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение ущерба и т.п.
Различают три типа организационных целей:
1. официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
2. оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
3. операционные цели — направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Они еще более конкретны и измеряемы, чем оперативные, такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.
Возможна и другая классификация целей:
Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.
Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность систем породила различные варианты определений критерия. Критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте удобней рассматривать этот термин следующим образом: критерий — правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:
При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:
Можно утверждать, что множество хороших решений — это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов.