Упражнение что со слоном
Изучаем слона (часть 2)
Продолжаем изучение шахматных фигур. Следующая фигура — это слон.
Казалось бы, слон фигура которая ходит еще проще чем ладья. Но, тем не менее, при первичном изучении слона с ним связано больше проблем чем с ладьей. Дети легче воспринимают движение по горизонталям и вертикалям, чем по диагоналям. Чтобы научить ребенка ходить слоном – заходите под кат. Вас там ждут диаграммы, некоторые не самые простые (для детей).
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
Перед тем как начать изучать слона, стоит рассказать о том, что это такое, дать следующие понятия:
1. Как ходит слон.
2. Какие бывают слоны (чернопольные и белопольные).
3. Названия остающихся в окончаниях слонов (одноцветные и разноцветные).
После того как мы изучили ладью, наши цели немного расширяются. Теперь надо не только научиться ходить слоном, но еще и понять – кто сильнее слон или ладья. Поэтому перед тем как начнем изучать слона попросим ребенка поставить сначала слона, а затем ладью в центр поля и посчитать количество полей на которые эти фигуры могут пойти (у слона 13 полей, у ладьи – 14). Затем ставим слона и ладью в угол – опять считаем количество полей, на которые могут пойти фигуры (слон – 7 полей, ладья – 14). Объясняем ребенку, что сила фигуры определяется тем, на какое количество полей она может пойти.
Нужно донести до ребенка то, что если у фигуры ходов меньше – то она слабее чем та, у которой ходов больше. Данный аспект необходимо проделывать в дальнейшем со всеми фигурами. И тогда будет очень легко объяснить силу фигур и их ценность на основании этой силы.
Понимая причинно-следственную связь между силой слона и ладьи, мы начинаем выстраивать в мозге ребенка понимание того, что все в мире взаимосвязано.
Кроме того, изучая силу фигур, надо доносить до ребенка методы борьбы с каждой конкретной фигурой. Это мы будем постепенно проходить в заданиях.
Те, кто изучал шахматы в детстве по другим методикам, прекрасно знают, как бороться с каждой конкретной фигурой. В спортивной подготовке, например при изучении слоновых окончаний, рассматриваются сильные и слабые стороны слона. Но это все потом. Что мне нравится в методике И.Г. Сухина – то что сила и слабость фигур изучаются как бы промежду прочим, в упражнениях и задачах. При этом ребенок на практике усваивает методы борьбы с фигурами.
Перейдем непосредственно к изучению слона. Типы заданий примерно такие же, но Вы скоро увидите различия по сравнению с ладьей, я на этом остановлюсь. Первые типы упражнений подобны заданиям с ладьей. К тем заданиям которые и так ясно как выполнять – я комментариев давать не буду. Общий комментарий к таким заданиям простой – следите за действиями ребенка, он будет иногда ошибаться по различным причинам. Причины – индивидуальны (опять же – вундеркиндов я не рассматриваю – программа общеобразовательная).
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
В первом задании кратчайший путь — 2 хода, во втором и третьем — 3 хода.
Упражнение №3. «Лабиринт»
К этому упражнению следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что дети в задании №1 проходят обычно его за 9 ходов делая петлю через низ. Оптимальный режим прохода – 7 ходов. Практически все залетают в угол, поэтому я обычно торможу их и говорю что надо пройти за 7 ходов. С остальными заданиями проблем, чаще всего, не возникает.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Задание №1 выполняется легко.
В задании №3 все хитрее – его решают гораздо реже, т.к. тут требуется выжидательный ход своим слоном, иначе черный слон берет контрольное поле под защиту и не уходит с него. Для решения необходимо сделать ход назад и только потом устремиться к контрольному полю.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Прежде чем давать ребенку решить эти задание – решите их сами, а то можно и проколоться. Опять же — считаем темпы (количество ходов за сколько слон дойдет до цели). А в последнем задании делаем выжидательный ход когда дойдем до конца доски — в угол не лезем, там слон ловится.
Теперь мы подошли к самому интересному в изучении слона. Дело в том, что теперь в задания вводится ладья, которую ребенок изучил раньше. На примере следующих заданий, обучаемому надо понять кто сильнее – ладья или слон. Как ладья может бороться со слоном, и как слон может бороться с ладьей.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
Замечание №1. Вы можете составить задание, где слон нападает двумя способами на ладью, но в реальности это скорее исключение чем правило, т.к. слон слабее. И цель этих заданий донести до ребенка что слон слабее. Ребенок должен сделать именно этот вывод и закрепить его.
Упражнение №8. «Двойной удар».
В этом задании, ребенок должен напасть на две черные фигуры одновременно первым ходом. Собственно и ладья и слон это могут сделать – в этом они похожи. И, опять же, бить черные фигуры не надо.
В этом задании все понятно – надо побить незащищенную фигуру. Интересно то, что не всегда дети видят какая фигура без защиты. Кроме того, защита может проходить и через белую фигуру. Трудности у детей иногда возникают, но не настолько часто. Хотя контроль необходим, внимательно смотрите какую фигуру дети будут бить.
Ребенок должен понять — защитить фигуру можно «через голову соперника», т.е. и нападая и защищая свою фигуру одновременно. Конечно, дети еще долго подобные защиты не видят и не умеют применять, но на этом стоит сделать упор — чтобы они знали о таком способе. В дальнейшем, в заданиях, такие способы защиты будут применяться.
Надо сделать такой ход, чтобы черным было невыгодно брать белую фигуру. Т.к. стоимость фигур еще не проходится, то проигрывает тот кто потерял все фигуры. И про этот момент необходимо напомнить ребенку перед выполнением задания.
Упражнение №11. «Выиграй фигуру»
Надо сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных, вторым ходом забрать одну из черных фигур. Не забудьте напомнить что черные фигуры в этом задании ходят.
Упражнение №12. «Перехитри часовых». Снова возвращаемся к часовым, но теперь в часовых будут еще и ладьи.
На этом упражнении я остановлюсь более подробно.
Задание №1. Здесь трудностей обычно не возникает, хотя дети так и норовят прыгнуть в начале на поле f3.
Задание №2. Это задание обычно нравится девочкам. Дело в том, что если нарисовать траекторию как идет слон – получается сердечко. Девочки – в восторге.
Задание №3. Самое мозговыносительное задание. В нем дети себя должны поломать для того чтобы его решить. Редко кто из детей может решить его сразу, и обычно это дети старше 8-ми лет. Все кто младше застревают на простом фокусе – слон должен на втором ходе отойти назад, вернуться чуть-чуть чтобы потом дойти до цели. Я подозреваю, что ход назад по диагонали, у детей связан с отходом назад вообще, они воспринимают новую траекторию как обратную — а на самом деле это ведь не так.
Постарайтесь не вмешиваться в решение этой задачи, только если ребенок совсем уж начнет психовать. И еще момент – дело в том что данная задача решается обычном перебором. С каждого поля у слона обычно два хода – один назад, второй вперед. Есть еще вариант в тупик – но они сразу бракуются. Но именно на этом задании дети сидят минут по 20 бывает. А то и больше. Хотя после того как они его решают – у них наступает бешеная радость в том что они его решили.
Это задание на самом деле достаточно сложное почему-то для начинающих детей. Так что — отнеситесь с полной серьезностью.
Упражнение №13. «Сними часовых».
Это новый вид заданий. Дело в том, что в самой ладье, мы не могли побить часовых – как только нападали на ладью – она нас тут же убивала. Теперь фигуры разные, и мы это можем сделать. Смысл заданий – надо побить черные фигуры. Черные фигуры не ходят, но стреляют как снайперы (см. задание «Перехитри часовых»).
В этом задании ребенок уже начинает сравнивать фигуры ладью и слона. У него в голове наступает разграничение вида ходов и самих фигур. Но с их силой еще не все так ясно.
Упражнение №14. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
Здесь детей уже ожидают некоторые сложности. Дело в том, что в этих заданиях надо не только захватывать контрольное поле, но и вынуждать соперника ходить туда куда надо Вам. А для этого необходимо нападать на само поле-цель. Рассмотрим подробнее.
Задание №1. Тут все достаточно просто. Для того чтобы попасть на контрольное поле, нам надо на него напасть, но так, чтобы ладья его не защитила. Сделать это можно на поле c6. Хотя дети пытаются ходить на поле c2 иногда, но в этом случае ладья сразу же защищает ходом на a8, и согнать ее с вертикали слон не сможет.
Задание №2. Здесь уже ладья вынуждает ходить слона на поле a7 нападая на контрольное поле с поля b2. Дело в том что слон может защитить поле b8 пойдя либо на a7 либо на h2. Так вот, диагональ h2-b8 длинная, и согнать оттуда слона у ладьи не полчится. Поэтому сначала b2, затем слон ходит на a7, мы делаем выжидательных ход по вертикали на любое поле (но только не под бой) – слон уходит и мы захватываем поле b8.
Задание №3. Похоже на второе. Надо определить длинную диагональ – это диагональ a3-f8. И не пускать туда слона вынуждая ходить его на поле c1. Затем слона надо согнать с диагонали a3-c1 и захватить контрольное поле. Т.е. последовательность ходов ладьей – d3 – b3 – a3.
Упражнение №15. «Ограничение подвижности».
Задание №1 достаточно простое. Слон ловится сразу же.
Задание №2 – уже есть некоторые сложности. Как и в упражнении №12 нельзя пускать слона на длинную диагональ. Т.е. решение простое – c1 – c7
Задание №3. Тут следует остановиться на том, что нам надо побить все фигуры противника. При этом мы выиграем если у нас останется хоть что-то. Т.е. надо заблокировать черную ладью слоном. Верное решение – пойти слоном на поле g1.
Упражнение №16. «Игра на уничтожение».
В этих заданиях приходит окончательное понимание как и когда можно бороться со слоном, либо ладьей. Я приведу некоторые задачи из курса И.Г. Сухина.
Задание №1 решается достаточно просто – в один ход. Слон убивается вторым ходом.
Задание №2 решается в два хода – слон убивается третьим ходом.
Задание №3. Если тут слон выберется на черную диагональ из трех клеток – то ладья его уже не поймает. Поэтому главная задача не дать ему туда выбраться. Решение простое – вправо на 2 клетки, затем влево на одну. И третьим ходом слон бьется.
Задание №4. Решение простое до жути, но дети его обычно найти не могут. Тут весь фокус в том, что нельзя пускать слона на длинную диагональ. Там 4 клетки, ладья слона на 3х то клетках ловит тяжело, а на 4х она его поймать не сможет никогда. Поэтому вся задача это сопротивление попаданию слона на большую диагональ. Дети обычно сидят над этой задачей минут по 15-20. А потом я им подсказываю.
Оптимальная подсказка — сказать что слон на диагонали сильнее и поймать там его нельзя. И попросить ребенка каждым ходом начать блокировать выход слона на диагональ. Уже на втором ходе у ребенка наступает изумление, а на 4м (когда он слона бъет) — радость. Вообще за этими процессами интересно наблюдать и именно на это задаче — все стадии налицо — трудность, удивление, изумление, радость.
Ну вот, теперь мы закончили проходить слона. Казалось бы – легкая фигура, но не такая простая. После прохождения этих заданий ребенок должен знать, как ходит слон, понимать в чем его сила. И как слон может сопротивляться ладье. А так же, он должен понимать, что ладья сильнее слона и почему. Кроме того, иметь слона вместо ладье — еще не значит проиграть. Играя в шахматы, Вы наверняка с этим не раз сталкивались. Для успешной игры в голове не должно быть никаких ограничений и недооценок слона. Слон — это тоже фигура, да — не самая сильная, но фигура. И ей можно сопротивляться. Но это надо уметь делать. Сила слона — в диагоналях. Заняв длинную диагональ слон по ней и начинает работать, там он силен. Справиться со слоном на длинной диагонали ладья не может. Именно это знание, кроме того как ходит слон, ребенок и должен уяснить в итоге.
Напишу вдогонку еще раз – ребенок все должен делать сам. Задача общеобразовательных шахмат – привить интерес к предмету. Детям интересно решать головоломки, особенно когда они знают что те им по зубам. Радости при решении вышеприведенных заданий очень много, особенно если задачки сложные на первый взгляд. Я специально даю задачи простые и немного посложнее и поинтереснее, Вам будет, чем голову поломать вместе с сыном или дочерью. Да-да, девочкам нравится решать такие задачки. Если это не из под палки.
В общем удачи. А я пойду готовить следующие части изучения шахматных правил. После слона у нас ферзь. Ну и задачки посложнее естественно.
Для недавно подключившихся к курсе, напоминаю что все задания в данной статье приведены по учебнику «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017».
И еще, в прошлой статье я не выразил благодарность авторам программы Кветка — выражаю сейчас. Все диаграммы набранные для статей сделаны в этой программе. Удобство для меня лично — неоспоримое. Я просто перерисовал набор фигур и заменил пешки шашками, а короля — крестиком. В итоге времени на разработку диаграмм уходит минимальное количество.
Комплекс утренней гимнастики «Слон» в младших группах
Коркина Ольга
Комплекс утренней гимнастики «Слон» в младших группах
Комплекс утренней гимнастики «Слон».
Отправляемся в поход, будем слонику махать
Ручкой правой, ручкой левой и обеими зараз. (ходьба по кругу, взмахи руками)
Побежим к слону на встречу,
Как бы нам не опоздать…(бег по кругу друг за другом и врассыпную)
В гости слон к нам приходил,
Топать ножками учил, (ходьба на месте)
И наклоны выполнять, (наклоны вперёд)
И на цыпочках стоять. (поднимаемся на носочки)
Мы покрутим головой
Словно хоботом с тобой. (круговые повороты головой, взглядом смотрят: вверх, вправо, вниз, влево и обратно)
В прятки поиграем, глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём слона искать.
Пять, четыре, три, два, один,
Слон уходит в магазин. (закрыть глаза пальцами рук, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
Слон ушел, а мы не тужим.
Со зверятами мы дружим.
Вот попрыгаем как зайки, (прыжки)
И походим как медведь. (переступание с ноги на ногу)
Вот жирафа мы покажем (упражнение на дыхание)
И как мышки зашагаем. (выход из зала)
Комплекс упражнений для утренней гимнастики Утренняя зарядка способствует активному переходу от сна к бодрствованию. Она позволяет сохранить бодрость и работоспособность в течение.
Комплекс утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики «Кружащиеся снежинки» Цель: Воспитание у детей интереса к здоровому образу жизни. Задачи: 1. Учить детей выполнять дыхательные упражнения. 2. Развивать у детей.
Комплекс утренней гимнастики в младшей группе Комплекс утренней гимнастики в младшей группе «Весёлая физкультура» Цель: способствовать формированию двигательных навыков детей и пробуждению.
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе «Мир аквариума» I. Вводная часть. 1. Обследуем дно аквариума. Ходьба друг за другом. 2. Идите тихо, не шумите. Ходьба на носках. Ходьба обычная. 3. Не наступите.
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе «Зоопарк» I. Вводная часть. Собирайся-ка, народ, Ходьба обычная друг за другом. Отправляемся мы в путь. Ходьба перекатом с пятки на носок, руки на.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Цветы» I. Вводная часть. Светлым лесом, желтым лугом Ходьба обычная. Мы шагаем друг за другом. Чтоб цветы нам не помять, Нужно ноги поднимать.
Комплекс утренней гимнастики в старшей группе «Мы — моряки» I. Вводная часть. Ходьба друг за другом, на прямых ногах, с поворотом в другую сторону по сигналу, со сменой ведущего, по диагонали, приставным.
О слонах, лягушках и других животных тайм-менеджмента
Лягушки
«Лягушки» — это мелкие, но неприятные задачи, которые люди очень не любят выполнять. Как правило, это дела, которые связаны с дискомфортом, стрессом, скукой и другими неприятными ощущениями. Вот примеры типичных «лягушек»:
При этом у каждого человека свой собственный список «лягушек». совсем не боится стоматологов, но боится парикмахеров. спокойно общается с проблемными клиентами, но паникует, когда нужно позвонить в банк. Иными словами, «лягушастость» той или иной задачи — это вещь субъективная.
можно распознать по двум характерным признакам:
Проблема в том, что постоянное откладывание «лягушек» нередко приводит к серьезным неприятностям. Например, если все время отодвигать визит к стоматологу, то однажды это закончится зубной болью или флюсом. А если долго игнорировать «клиента из ада», он может заявиться к нам в офис и устроить небольшой апокалипсис.
Более того, откладывание таких дел негативно сказывается на продуктивности и самочувствии. Наши мысли, волей или неволей, постоянно возвращаются к «лягушке», а это портит нам настроение и отвлекает от других задач.
Что с ними делать?
Выражение «съесть лягушку» в означает «выполнить неприятное дело». Эта идиома позаимствована из известного афоризма, который приписывают Марку Твену:
Если с утра вы съедите лягушку, то ничего более страшного с вами в этот день не случится.
Именно так и следует поступать с неприятными задачами: выполнять их как можно раньше и желательно в самом начале дня.
Отсюда следует «правило лягушки»:
Всегда начинайте с самого неприятного.
Вот несколько примеров, как этот принцип может применяться на практике:
Для «лягушек» в органайзере удобно создать отдельную категорию (тег, метку или ярлык), чтобы сразу находить их в своем списке дел. Например:
Обратите внимание: хотя «лягушек» и следует выполнять в начале дня, однако сам день часто рекомендуют начинать с более приятного. Например: с чашки хорошего кофе, стакана сока, свежей выпечки, любимой музыки Это помогает с утра задать позитивный настрой на весь день.
Методика поедания лягушек
По поводу «поедания лягушек» в существуют три простых правила:
1. «Ешьте лягушек» с утра. Планируйте все неприятное и сложное на утро или хотя бы на первую половину дня.
Утром у нас обычно крепче нервы, выше уровень самодисциплины и лучше работает голова. Если же откладывать неприятные задачи на вторую половину дня или на вечер, у нас может просто не хватить «маны» для их выполнения. «Съев лягушку», мы сможем весь день спокойно занимать другими делами, не отвлекаясь на ее назойливое кваканье.
2. «Ешьте лягушек» каждый день. Старайтесь каждый день выявлять в своем списке самые неприятные задачи и расправляться с ними.
Такие «лягушки» существенно влияют на нашу жизнь, а их «неприятность» связана с выходом из пресловутой «зоны комфорта» (о том, что это такое на самом деле, мы поговорим в другой раз).
3. Из двух и более «лягушек» всегда выбирайте самую страшную. Если перед вами стоит несколько неприятных задач, начинайте с той, которая вызывает у вас наибольшее отвращение.
А в идеале следует выполнять задачи в порядке их «неприятности». Как мы уже говорили, неприятные дела — это обычно самые важные для нас дела, и такой подход очень повышает личную эффективность.
Как заставить себя съесть лягушку? 5 приемов
«Лягушки» не назывались бы лягушками, если бы с ними можно было легко справиться. Увы, мы можем знать все перечисленные выше правила, но откладывать все неприятные задачи на потом.
К счастью, существует несколько способов заставить себя выполнить неприятное дело. Мы рассмотрим пять из них. Три первых приема помогут сформировать правильный настрой на «поедание лягушек». А два последних помогут справиться с неприятным делом тогда, когда мы долго не можем решиться к нему приступить.
Прием № 1. «Лягушка» — это вызов. Воспринимайте ее не как потенциальный источник страданий, а как испытание, экзамен, вызов вашим способностям, как возможность показать себе и всему миру, чего вы стоите. Используя такой способ мышление, вы будете более решительно расправляться с неприятными делами и даже получить от этого удовольствие.
Прием № 2. Не думайте о неприятной задаче до момента ее выполнения. Думать о «лягушке» следует ровно столько, чтобы ее запланировать, но не более. Чем больше мы думаем о неприятном деле, тем сильнее «накручиваем» себя и тем большее отвращение оно у нас вызывает.
Чтобы избежать такого «самонакручивания», сосредоточьтесь на других делах. Если же вы поймали себя на ненужных мыслях о лягушке, мысленно отметьте: «Ага, я думаю о лягушке». Затем спокойно и без самоосуждения вернитесь к текущим задачам.
Прием № 3. Стремитесь к тому, чтобы выполнить неприятную задачу как можно быстрее. А в идеале ее следует выполнять, как только она появились:
Чем быстрее мы «съедаем лягушку», тем проще нам это сделать. Опять же: в этом случае мы меньше о ней думаем и меньше себя накручиваем. Сосредоточьтесь не на том, чтобы сделать задачу вообще, а на том, чтобы как можно скорее от нее избавиться.
Прием № 4. Метод швейцарского сыра. Если не получается заставить себя «съесть лягушку», воспользуйтесь методом швейцарского сыра. Разделите «лягушку» на небольшие подзадачи («лягушат» или «головастиков»), которые вам легче будет выполнить. Например:
Некоторые делают так: составляют очень подробный «поедания лягушки», а потом механически выполняют задачу, глядя в этот список.
Прием № 5. Прыжок в воду. Вы, наверное, замечали, что люди на пляже делятся на два типа:
Принцип «прыжка в воду» работает и с неприятными задачами. Нам вовсе не обязательно долго собираться с духом и думать о том, как выполнить их целиком и полностью. Достаточно совершить простое действие, после которого выполнение задачи станет неотвратимым. Например:
Обычно первый шаг сам по себе не вызывает негативных эмоций. Поэтому нам достаточно просто сделать этот шаг, не думая при этом о том, что будет дальше.
Слоны
В терминологии «слоны» — это крупные, грандиозные, масштабные задачи, к которым страшно подступиться. Вот примеры типичных «слонов»:
В отличие от «лягушек», «слоны» не вызывают у нас жгучего отвращения (хотя иногда встречаются и «слоновые лягушки»). Но при этом они требуют много времени, сил и других ресурсов. Браться за такие дела страшно, поэтому их, так же как и «лягушек», часто откладывают на потом.
Проблема в том, что долгое игнорирование «слонов» тоже нередко приводит к неприятностям или к упущенной выгоде. Например, пока работник откладывает задачу «выучить английский», он лишает себя возможности читать мануалы и актуальные статьи по своей тематике. А это, в свою очередь, негативно сказывается на его карьере и профессиональном росте.
Что с ними делать?
Название этого типа задач появилось благодаря присказке:
— Как съесть слона? По кусочку!
Именно так и поступают с : их делят на более мелкие задачи («бифштексы»), которые затем регулярно выполняют. Маленькие задачи не кажутся нам страшными, сложными, непонятными или невыполнимыми, поэтому у нас реже возникает искушение отложить их на потом. Вот пример нарезания «слонов» на «бифштексы»:
«Слоны»: | Ежедневный «бифштекс»: |
Написать книгу | Написать 1000 слов |
Подготовиться к экзамену | Выучить один билет |
Овладеть методом слепой печати | 20 минут заниматься на тренажере Stamina |
Покрасить забор | После работы покрасить одну секцию забора |
Навести порядок в гараже | 10 минут наводить порядок в гараже |
Зелеными стрелочками обозначены повторяющиеся задачи
В те дни, когда не получается съесть намеченный «бифштекс» целиком, рекомендуется откусить от «слона» хотя бы небольшой кусочек. Например, если не получается написать 1000 слов для книги, стоит написать хотя бы 200 или даже 100 слов. Это правило помогает сохранять рабочий настрой, «инерцию движения» и привычку к регулярной работе.
Разновидности бифштексов
Разных «слонов» нужно нарезать на «бифштексы». Рассмотрим три самых популярных способа.
1. Повторяющиеся задачи. «Слона» нарезают на одинаковые или сходные задачи, которые регулярно повторяются. Этот метод в основном используется тогда, когда слон состоит из потока однотипной работы. Например:
Также этот метод подойдет для некоторых измеримых целей, то есть таких, которые выражаются в неких числовых показателях (см. технику SMART). Например: «написать 30 заметок за 1 месяц», «отложить 50 000 за год»
Для планирования таких «слонов» в органайзере нужно создать проект или категорию, поместить туда нужное количество задач и настроить их повторение. Например:
Планирование таких «слонов» проходит в два этапа. На первом этапе следует разделить слоновую задачу на отдельные шаги (этот процесс называется декомпозицией). «Слона» нарезают до тех пор, пока не получатся «бифштексы», которые без проблем можно выполнить за день. Удобнее всего такую нарезку делать с помощью ментальных карт. Вот как это выглядит в самом простом случае:
На втором этапе полученные «бифштексы» равномерно распределить по времени:
Если «слон» очень большой и сложный, его лучше не нарезать сразу и целиком, а детализировать по мере выполнения. Предположим, у нас есть задача «ремонт комнаты», которая состоит из трех этапов: побелить полоток, поклеить обои, постелить ламинат. В этом случае мы подробно планируем побелку потолка, а остальные этапы просто намечаем, но пока не трогаем.
3. Повторяющиеся бюджетируемые задачи. В этом случае «бифштекс» представляет собой отрезок времени, который мы собираемся ежедневно тратить на поедание «слона»: 2 часа в день, 1 час в день, 15 минут в день
Этот вариант подходит для нарезки фактически любых крупных задач. Его можно смело использовать в тех случаев, когда время на ежедневный «бифштекс» ограничено или когда вы затрудняетесь с нарезкой «слона».
Планируются такие «бифштексы» почти так же, как и в первом варианте: создаем в органайзере повторяющуюся задачу, но при этом указываем время ее выполнения. Например:
Отмерять такие «бифштексы» удобнее всего с помощью таймера. Устанавливаем его на нужное время и, пока он не прозвенел, занимаемся «слоновой задачей».
Другие животные
Кроме «лягушек» и «слонов», в литературе по иногда встречаются и другие животные. Они не так популярны, но знакомство с ними может помочь сориентироваться в некоторых жизненных ситуациях.
Обезьяны
«Обезьяна на спине» — это ситуация, с которой сталкиваются руководители всех уровней. Суть ее в том, что подчиненные как бы «делегируют» нам свою работу.
Представим, что обезьяны — это задачи и проблемы, которые нужно решить. Мы даем сотруднику некое поручение (вручаем ему «обезьяну») и ждем результата. Но через некоторое время он приходит к нам с вопросом или проблемой: без их решения он не может выполнить поставленную перед ним задачу. Он возвращает инициативу нам, то есть пересаживает на нас свою «обезьяну». Рассмотрим два примера.
Пример 1. Мы поручили сотруднику посмотреть цены у конкурентов. После этого он начинает массово присылать вам вопросы:
— А у кого смотреть?
— А где смотреть?
— А на какие товары смотреть?
— А как составить отчет?
Пока мы не ответили на из этих вопросов, сотрудник ждет ответа. Получается, что в эти моменты не подчиненный, а руководитель занимается выполнением поставленной задачи.
Пример 2. Бытовая ситуация: перед уходом на работу мы просим ребенка купить новые фильтры для воды. Через некоторое время он звонит и спрашивает: а какие именно фильтры нужно купить? Вы не помните названия и обещаете вечером уточнить. Все, теперь это уже не его, а ваша задача.
Если подобные ситуации возникают слишком часто, руководители начинают терять массу своего времени на «кормление обезьян», а порученные ими задачи выполняются очень медленно.
Что делать?
Для уменьшения количества «обезьян» приучайте подчиненных самостоятельно искать ответы на свои вопросы. В идеале он должен приходить к вам не с проблемой, а уже готовыми вариантами ее решения. Например, в случае с ценами, следует предложить сотруднику самостоятельно составить список конкурентов и товаров. А в случае с фильтрами — попросить ребенка самостоятельно посмотреть их название и габариты.
Однако здесь важно понимать, что в управлении не бывает универсальных решений, а к каждому человеку зачастую требуется индивидуальный подход. Если, например, сотрудник совсем неопытный, лучше не оставлять его один на один с «обезьянами».
Мамонты
«Мамонты» — это крупные задачи, которые уже утратили актуальность («вымерли»), но которые мы по привычке все еще собираемся выполнить. Такие задачи обычно начинаются со слов « я найду время и…» или «однажды я соберусь и…».
Пример 2. Женщина мечтает завести земельный участок, чтобы обеспечивать семью дешевыми овощами. Через пару лет она открывает собственный магазин и в разы увеличивает доход. Теперь она может без проблем покупать любые овощи, но продолжает мечтать о своем огороде.
Проблема таких задач вовсе не в том, что они не выполнимы. Нет, «мамонтов» вполне можно «оживить и съесть» (точно так же, как и обычных «слонов»). Проблема в том, что эти задачи и цели, нам уже не нужны. Мечтая о них, мы лишь впустую расходуем энергию. Ну, а если мы их выполним, то, скорее всего, испытаем лишь разочарование.
Что делать?
Проверяйте свои старые цели на актуальность. Подумайте, почему вы хотите их достичь и действительно ли вы этого хотите. Если же цель превратилась в «мамонта», ее следует без всякой жалости вычеркнуть из своих планов.
Единороги
Вот примеры типичных «единорогов»:
Мечты о «сказочных единорогах» отнимают у нас время и силы, но ничего не меняют в нашей жизни. Это вовсе не значит, что от них нужно отказаться (как от «мамонтов»). Напротив: чтобы быть счастливыми, мы должны воплощать свои мечты в реальность. Как говорил английский поэт Уильям Блейк: «Кто хочет, но не делает, — порождает чуму».
Что делать?
«Единорогов» следует тщательно обдумывать, находить пути их реализации и превращать в слонов (а что делать с этими животными, мы уже знаем). Вот как это работает:
Для превращения «единорога» в «слона» нужно понять, что именно мешает воплотить мечту в реальность. Затем следует сформулировать задачу, которая будет направлена на преодоление этого препятствия (рекомендуем посмотреть нашу статью о многоходовом мышлении)
На этом наша «экскурсия в зоопарк» подошла к концу. Будем рады, если сегодня вы узнали для себя новое. А напоследок небольшая шпаргалка по всем сегодняшним животным: