Упрощенный аудит что это

Упрощенный аудит что это. Смотреть фото Упрощенный аудит что это. Смотреть картинку Упрощенный аудит что это. Картинка про Упрощенный аудит что это. Фото Упрощенный аудит что это Центр развития конкурентной политики и государственного заказа

Ведение реестра рисков, упрощенный аудит, передача полномочий: разъяснения по вопросам внутреннего финансового аудита

Упрощенный аудит что это. Смотреть фото Упрощенный аудит что это. Смотреть картинку Упрощенный аудит что это. Картинка про Упрощенный аудит что это. Фото Упрощенный аудит что это

Специалисты финансового ведомства рассмотрели очередную порцию вопросов по теме осуществления внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 3 августа 2020 г. № 02-02-05/67647, Письмо Минфина России от 28 июля 2020 г. № 02-02-05/66143):

Передача полномочий по осуществлению ВФА: как оформить отказ от их принятия?

Бюджетный кодекс РФ и Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» позволяют органам / казенным учреждениям передать полномочия по осуществлению внутреннего финаудита:

В свою очередь, вышеуказанные ГАБС или орган/ казенное учреждение вправе принять передаваемые аудиторские полномочия, однако могут и не принимать их – закон устанавливает возможность, а не обязанность передачи/ принятия таких полномочий.

Но если способы согласования решения о передаче полномочий по осуществлению ВФА четко прописаны в вышепоименованном Стандарте, то каким образом должен быть оформлен отказ от принятия указанных полномочий, неясно.

Минфин России отвечает на этот вопрос так: если решение о передаче полномочий по осуществлению ВФА не было оформлено одним из способов, закрепленных в Стандарте, то это означает отказ второй стороны от принятия этих полномочий. При этом никаких дополнительных процедур по оформлению ее несогласия, как, например, сбор письменных отказов от всех органов и учреждений, которым могли быть переданы полномочия по проведению ВФА, не требуется и Стандартом не предусмотрено.

Нужно ли составлять план аудиторских мероприятий и проводить эти мероприятия при упрощенном ВФА?

При принятии решения об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита руководитель органа/ казенного учреждения принимает на себя и единолично несет ответственность за результаты выполнения бюджетных процедур, а также самостоятельно организует и осуществляет ВФА. Вместе с тем, согласно положениям Стандарта «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» органы и учреждения, принявшие решения об упрощенном осуществлении ВФА, не издают ведомственные/ внутренние акты, определяющие, в том числе, особенности планирования и проведения аудиторских мероприятий. Поэтому при принятии подобного решения:

Можно ли к осуществлению ВФА привлекать работников ревизионного отдела?

В структуре органов власти и органов местного самоуправления, как правило, есть подразделения, осуществляющие ведомственный контроль, – ревизионные (контрольные) отделы или управления. Насколько правомерным будет привлечение сотрудников этих структурных подразделений к осуществлению ВФА?

Внутренний финансовый аудит организуется и осуществляется в соответствии положениями Бюджетного кодекса РФ, в то время как вопросы ведомственного контроля (контроля учредителя в отношении подведомственных учреждений) регулируются Законами № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Осуществление ВФА и ведомственного контроля регулируются различными правовыми актами, методиками, подходами; различаются и цели их проведения. Поэтому объединение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в рамках осуществления ведомственного контроля и ВФА противоречит законодательству.

При образовании аудиторского структурного подразделения, в том числе из работников ревизионного отдела, следует учитывать требования Стандарта «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», в том числе принцип функциональной независимости. Для этого аудиторские проверки должны организовывать и осуществлять лица, отвечающие определенным требованиям и способные эту независимость обеспечить. Поэтому работники ревизионного отдела могут проводить аудиторские мероприятия только при условии, что они соответствуют этим требованиям, – только тогда это не будет противоречить принципам осуществления ВФА. Однако следует понимать, что в этом случае информация, полученная в рамках ВФА, не может рассматриваться в качестве акта проверки, проведенной в рамках ведомственного контроля.

Как проводить ВФА, если полномочия по учету и отчетности переданы централизованной бухгалтерии?

Ведение бюджетного учета и формирование отчетности – это лишь одно из бюджетных полномочий. Внутренний финаудит при передаче полномочий не осуществляется только в отношении бюджетных процедур в рамках конкретного переданного полномочия. В отношении иных бюджетных процедур ВФА должен осуществляться.

Напомним, одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Поэтому орган или казенное учреждение, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, по итогам ВФА формируют заключение, в котором должна быть отражена информация:

Эта информация будет собрана в ходе аудиторских мероприятий, в частности, по вопросам:

При этом орган/ учреждение, передавший полномочия по учету и отчетности в ЦБ, вправе включать риски искажения бюджетной отчетности, а также риски нарушения порядка ведения бюджетного учета и формирования отчетности в свой реестр бюджетных рисков. Кроме того, орган/ учреждение может запрашивать у ЦБ документы и информацию, необходимые для ведения реестра бюджетных рисков, планирования и проведения аудиторских мероприятий.

Кто должен подписывать реестр бюджетных рисков?

Одна из целей осуществления внутреннего финансового аудита – оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка предложений по его организации. Для этого в соответствии со Стандартом «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» администраторы бюджетных средств, в числе которых органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения, должны формировать и вести реестр бюджетных рисков. Помимо прочего он содержит предложения минимизации/ устранению бюджетных рисков и по организации внутреннего финансового контроля. Иными словами, реестр бюджетных рисков является документом, необходимым для осуществления внутреннего финансового контроля.

Непосредственно ведение реестра бюджетных рисков возложено на руководителя аудиторского структурного подразделения или работника органа/казенного учреждения, наделенного полномочиями по осуществлению ВФА. Он подписывает реестр бюджетных рисков, при этом дополнительного утверждения реестра руководителем органа/учреждения или его согласования теми, кто выполняет бюджетные процедуры, не требуется

Источник

Кому нужен обязательный аудит в 2022 году: изменение критериев аудита и не только

В обязательном аудите изменения стали действовать с 2021 года. Они касаются критериев обязательной аудиторской проверки (Федеральный закон от 29.12.2020 № 476-ФЗ (далее — Закон № 476-ФЗ). При этом процесс обязательного аудита отчетности и направления в ИФНС его итога — аудиторского заключения — остается прежним. Поговорим об изменениях подробнее и разберемся, как аудироваться не для отчета, а для выгоды.

Критерии обязательного аудита в 2022 году

Обязательный аудит — это независимая проверка финансово-хозяйственной деятельности фирмы, которую нельзя избегать. Т.е. в нормативных правовых актах есть правило проводить аудиторский контроль в обязательном порядке. Но распространяется оно не на все организации, а только на те, которые соответствуют заданным критериям. Цель такого аудита — подтвердить корректность учета и достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон № 307-ФЗ) приводятся критерии обязательного аудита. Каждый год подтверждать бухгалтерскую отчетность должны:

­Однако Закон № 307-ФЗ не дает закрытого списка компаний, которые обязаны проводить аудит. Ситуации, когда аудит является обязательным, также предусматриваются и в других законах федерального уровня. На это прямо указано в ст. 5 Закона № 307-ФЗ. Подробнее поясним указанное нововведение ниже.

Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным.

Повышены «стоимостные» критерии обязательного аудита отчетности

­2021-ый год — революционный в аспекте аудита для субъектов малого предпринимательства. С 2021 года поменялись предполагающие обязательный аудит пороги дохода компании и активов в году, который был перед отчетным (статья 5 Закона № 307-ФЗ (ст. 1 Закона № 476-ФЗ)). Критерии доходов для проведения обязательного аудита увеличили до показателя максимального дохода субъектов малого предпринимательства — до 800 млн. руб.

­Иными словами подавляющая часть (НЕ все!) субъектов малого предпринимательства (доходы не более 800 млн. рублей в год, а средняя численность работников 100 и менее человек) не попадают под обязательный аудит.

­Однако с учетом текущей ситуации в налоговом контроле ценность аудита для СМП не снижается, т.к. он входит в комплекс эффективного и осмотрительного сопровождения бизнеса.

­Без аудита невозможно быть уверенным в корректности отчетности и оптимальном налогообложении. Потому что даже супер опытные и добросовестные бухгалтеры могут упустить какой-то момент, который будет иметь значение для важных финансовых показателей фирмы. В процессе аудита можно выявить не только опасности, но и резервы проверяемого субъекта.

­Пример 1. Учредитель кондитерской компании выбрал обязательный аудит с дополнительной задачей — выявить основание нехватки денежных средств в фирме при наличии прибыли. В результате компании удалось получить свободную денежную массу в размере не менее 100 млн руб. и предупредить бессмысленное утекание денег в будущем, оптимизировав бизнес-процессы.

­При расчете измененных критериев аудита важно увидеть нюансы. Следует обратить внимание, что раньше по ст. 5 Закона № 307-ФЗ учитывался размер выручки, а теперь речь идет о доходе, который фиксируется в налоговом учете.

­В «налоговые» доходы включаются не только доходы от реализации, но и внереализационные доходы. При этом учитываются доходы по всем налоговым режимам. Таким образом, не стоит сразу забывать об аудите, если выручка «не достает» до обозначенного в изменениях уровня. Особенно когда внереализационные доходы значительны.

У компаний без спецрежимов налогообложения для обязательного аудита за 2021 год «доход» рассчитывается по итогам 2020 года так: строка 010 + строка 020 Листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2020 год.

Источник

Упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита

Упрощенный аудит что это. Смотреть фото Упрощенный аудит что это. Смотреть картинку Упрощенный аудит что это. Картинка про Упрощенный аудит что это. Фото Упрощенный аудит что это

Чтобы проконтролировать финансы компании, нужно проводить внутренний финансовый аудит. Но иногда проведение проверки может быть затруднено или невозможно — например, мало сотрудников или слишком скромный бюджет.

Выход из этой ситуации — упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита. Как выносится решение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита? Кто может быть аудитором? И упрощенный внутренний финансовый аудит — как проводить? В статье эти вопросы будут рассмотрены.

Что такое упрощенный аудит?

Упрощенный внутренний финансовый аудит — это разновидность аудиторской проверки, которую проводит одно уполномоченное лицо, которое входит в состав штата организации.

Упрощенная система внутреннего финансового аудита позволяет сэкономить время на проведение всех необходимых работ, а получившиеся результаты практически не будут отличаться от результатов стандартной аудиторской проверки.

Некоторые важные особенности:

Если Вам нужна более подробная информация об осуществлении аудита по стандартному алгоритму, Вы можете найти ее у нас на сайте в статье «Внутренний финансовый аудит. Цели, задачи, этапы и цены.»

В каких случаях возможен упрощенный аудит?

На практике упрощенное ведение внутреннего финансового аудита обычно выбирают небольшие организации. Частные коммерческие компании могут проводить такой аудит без каких-либо ограничений — достаточно издания соответствующего приказа.

Если речь идет о бюджетной государственной компании, то ее следует проводить при соблюдении следующих требований:

✔️ У главного администратора (руководителя) нет возможности по объективным причинам создать в штате организации структурное подразделение для проведения аудита. Причины могут быть различными — например, малый масштаб организации, недостаток денежных средств и другие.

✔️ Денежные операции с бюджетными органами проводит непосредственно главный администратор (в штате организации отсутствует распорядитель деньгами). Обычно такая ситуация характерна для небольших бюджетных организаций, которые оказывают административные услуги небольшому количеству людей.

✔️ В штате организации есть не более двух администраторов денежных средств, а в подчинении организации находится не более 3 автономных, казенных или бюджетных учреждения. Такая ситуация также характерна для небольших учреждений, оказывающих административные услуги населению на территории маленьких городов и деревень.

В целом к упрощенному аудиту прибегают небольшие организации, у которых нет средств на содержание крупного бухгалтерского отдела. Такая форма аудиторского исследования позволяет экономить денежные средства и не тратить силы руководителя на поиски подходящих работников.

Аудитор в штате организации за свои работы обычно не получает дополнительного вознаграждение — оплата его услуг включена в стандартную зарплату. Хотя в некоторых организациях практикуют выделение премий, что позволяет финансово простимулировать аудитора на качественное проведение работ.

Какие задачи решает упрощенная проверка?

Упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита решает те же задачи, что и стандартная аудиторская проверка.

Перечислим эти задачи:

Анализ доходов и расходов в рамках данной аудиторской проверки проводится редко, хотя аудитор должен примерно оценить эффективно экономической политики организации.

Если Вам нужно проанализировать именно денежные операции, следует заказывать аудит расходов и доходов организации или предприятия.

Алгоритм проведения упрощенного аудита

Упрощенный порядок внутреннего финансового аудита выглядит следующим образом — составление приказа и подготовка рамочного плана действий, проведение фактических проверочных работ и составление итогового отчета. Ниже мы каждый этап рассмотрим более подробно.

Издание приказа и составление плана

Сперва руководитель организации издает распоряжение об упрощенном осуществлении внутреннего финансового аудита. В этом документе он указывает, что хочет проводить проверку по новому методу с привлечением к работам только одного человека-аудитора.

Если речь идет о бюджетной организации, то в распоряжении следует отразить, что обычную проверку организация не может проводить по объективным причинам, а в ее подчинении находится лишь небольшое количество подрядных учреждений.

После этого руководитель находит в штате компании подходящее лицо для проведения исследования и вводит его в курс дела.

На данном этапе составляется примерный план действий, который закрепляется документально и содержит следующие сведения:

Выше мы лишь кратко изложили особенности плана аудиторской проверки. Если Вам нужна более подробная информация, Вы можете найти ее у нас на сайте в статье «План внутреннего финансового аудита. Методические рекомендации.»

Проведение фактических работ и составление отчета

Теперь аудитор приступает к фактическому исполнению исследования.

Для этого он выполняет следующие действия:

По итогу работ составляется итоговый отчет, который содержит перечень итогов проверки. В документе отражается финансовое положение организации, отражается соответствие финансовых операций текущим законам РФ.

☝️ Если были обнаружены ошибки, то в отчете указывается не только перечень допущенных ошибок, но и рекомендации по их устранению. Если аудиторская проверка проводится на основании требований закона, то копия заключительного акта передается в надзорные органы.

Пример упрощенной аудиторской проверки

Рассмотрим по упрощенному внутреннему финансовому аудиту пример, который позволит понять, как проводятся все необходимые работы.

📌Допустим, у нас имеется небольшая бюджетная организация, оказывающая административные услуги. Она не может содержать большой бухгалтерских отдел, а ее подчинении нет подрядных учреждений.

Заключение

Подведем итоги нашей статьи.

Аудиторская проверка может проводиться по упрощенному алгоритму.

☝️ Отличительная особенность — обязательные проверочные работы проводит одно лицо-аудитор, которое числится в штате организации.

По задачам, функциям и особенностям упрощенная проверка аналогична стандартному финансовому аудиту.

💢 Работы проводятся в следующем порядке — руководитель издает приказ, находит подходящего человека, согласовывает с ним предстоящий план действий, аудитор проводит работы и составляет итоговый отчет.

Источник

Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности

Упрощенный аудит что это. Смотреть фото Упрощенный аудит что это. Смотреть картинку Упрощенный аудит что это. Картинка про Упрощенный аудит что это. Фото Упрощенный аудит что это
tsalko / Depositphotos.com

11 октября вступает в силу очередной – шестой по счету – федеральный стандарт ВФА «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» (Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (зарег. в Минюсте России 30.09.2021).

Уточним, что уже год действует Стандарт «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» и немногим дольше – Стандарт «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.

Самое важное нововведение Стандарта «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности. » – требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Оно потребуется уже при подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2022 года, а по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения – и в отношении промежуточной отчетности 2021 года.

Рассмотрим основные моменты нового Стандарта.

Как организовать аудит в в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности?

Можно выбрать один из двух вариантов проведения аудиторских мероприятий

Параметры для сравнения

Количество аудиторских мероприятий

Цель аудиторского мероприятия

Подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год

Пример: в 2022 году проводится аудиторская проверка в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год (составленной на 01.01.2022).

Важно! План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год, в который включена указанная проверка, должен быть представлен аудиторами на утверждение руководителю органа / учреждения до конца 2021 года

2-е и последующие мероприятия:

Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год.

Аудиторским подразделением в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности запланировано проведение в 2022 году нескольких аудиторских мероприятий. В этом случае порядок действий аудиторов будет таким:

Сроки проведения аудита в целях подтверждения достоверности отчетности

До наиболее ранней из дат:

2-е и последующие мероприятия:

Сроки определяются исходя из:

Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности?

Аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности отчетности состоят из нескольких этапов, в ходе которых аудиторы в числе прочего должны проверить и сделать выводы:

а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка:

б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности качественным характеристикам, установленным Стандартом «Концептуальные основы. «, в т.ч.:

в) о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.

И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.

Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации?

При передаче централизуемых полномочий центрами учета, напомним, являются:

Проведение соответствующих аудиторских проверок и формирование аудиторского заключения о достоверности бюджетной отчетности обязательны и при централизации учета и отчетности. В этом случае способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от вариантов организации ВФА как в в органе / учреждении, учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.

Варианты организации ВФА

Кто и что делает в рамках аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности отчетности

в органе / учреждении

организовано аудиторское подразделение

Аудиторы органа / учреждения

2. Формируют заключение:

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

3. Передают заключение в центр учета

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности;

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета;

3. Оценивают надежность ВФК у себя;

4. Анализируют заключение, полученное от аудиторов органа/учреждения. Если заключение признано, формируют суждение о достоверности отчетности органа/учреждения и составляют соответствующее заключение. Если полученное от органа/учреждения заключение не признается, суждение о достоверности аудиторы центра учета формируют на основании результатов аудиторских мероприятий, проведенных в центре учета

организовано аудиторское подразделение

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

организовано аудиторское подразделение

организовано аудиторское подразделение

упрощенный способ осуществления ВФА
или
центр учета – БУ/АУ

Аудиторы органа / учреждения

2. Формируют заключение:

Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается!

В центре учета аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель центра учета в свободной письменной форме представляет руководителю органа/учреждения информацию:

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

упрощенный способ осуществления ВФА

полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу

организовано аудиторское подразделение

В органе/учреждении аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется.

Руководитель органа/учреждения представляет центру учета в свободной письменной форме информацию:

Аудиторы центра учета

1. Выявляют риски искажения отчетности;

2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета;

3. Оценивают надежность ВФК у себя;

4. По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий формируют суждение о достоверности бюджетной отчетности органа/учреждения и отражают его в заключении о достоверности

упрощенный способ осуществления ВФА
или
центр учета – БУ/АУ

Ни в органе/учреждении, ни в центре учета аудиторские мероприятия не проводятся, заключение о достоверности не формируется

Какое заключение могут вынести аудиторы?

Мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности формируется таким образом:

Результаты аудиторского мероприятия

Формулировка мнения о достоверности

Ошибки, нарушения не выявлены

Выявлены НЕсущественные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

При выявлении таких НЕсущественных ошибок/нарушений, как:

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

Выявлены существенные ошибки, нарушения

В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:

При выявлении таких существенных ошибок/нарушений, как:

в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:

Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности,

Недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки

Если внутренний финконтроль не способен в полной мере обеспечить предупреждение/недопущение ошибок и нарушений, однако позволяет их своевременно выявлять и устранять

Признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета, не выявлено

Выявлены существенные недостатки

В ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены значимые риски искажения бюджетной отчетности, причинами которых является низкая степень надежности ВФК, при этом величина искажения информации возможной ошибки в отчетности является существенной

Наличие признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок веден

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *