Урок что такое проектная деятельность

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в школе. Определено позитивное влияние исследовательской деятельности на раскрытие индивидуальных особенностей и способностей детей.

В условиях внедрения ФГОС второго поколения на современном этапе развития информационного общества ценность знания самого по себе как цели образования утрачена. Знание становится не целью, а средством осуществления деятельности или освоения ее новых видов. Сегодня уделяется особое внимание компетентностному подходу в образовании.

Образование для устойчивого развития – это изменение подхода к самой сути образования. Для учителя – это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике.

И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.

Проектная работа, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свою стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе информационные. Если в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях обилия информации. Эта работа развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений. Такая своеобразная прививка делает школьника устойчивым к разного рода влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе.

Проектная деятельность может научить детей умению:

‒ увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

‒ поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;

‒ оценить имеющиеся ресурсы, распределить их;

‒ добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;

‒ планировать свою работу;

‒ выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;

‒ увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует :

‒ развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции;

‒ развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;

‒ решению профориентационных задач.

Мы работаем в обычной общеобразовательной городской и сельской школах. По федеральному базовому учебному плану в таких школах предметы преподаются в 5–11 классах. Не можем сказать, что работаем по методу проектов, мы лишь используем элементы проектной деятельности.

По информатике определены темы в каждом классе, благодатные для проектной деятельности.

1. Выживание при вынужденной автономии в условиях нашей природной полосы.

2. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.

3. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

4. Типичные криминогенные ситуации и правила поведения в них.

5. Правила безопасного поведения в жилище и меры профилактики бытовых травм.

6. Юридическая ответственность подростков [3].

Работая над проектом, выделяем следующие этапы деятельности: 1. Постановка проблемы (ситуации). 2. Планирование деятельности. 3. Поиск информации. 4. Оформление проекта. 5. Защита проекта.

Наша школа имеет определенные успехи в проектной деятельности. Проекты, побеждающие на региональном и межрегиональном уровне – результат кропотливого труда на протяжении длительного времени. Это персональные проекты учащихся, успешных в той или иной области.

Персональный проект – это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.

Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

Проект – это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Она далека от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Но она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельностной социализации.

Школа будущего – школа проектов!?

1. Ступницкая М.А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся // Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников: материалы Городской научно-практической конференции. – М., 2004. – 126 с.

2. Информатика. 9–11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-составитель Э.С. Ларина. – Вологоград: Учитель, 2009. – 155 с.

Источник

Конспект по теме Проектная деятельность

— деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

1.2 Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

1.3 Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

1.4 Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

1.5 Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

3.1 Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

3.2 Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из. ).

4.1 Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

5. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Основные принципы организации и работы с группой:

группы учащихся формируются преподавателем с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;

группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;

оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;

преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Источник

Занятие на тему «Что такое проектная и исследовательская деятельность»

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Цель: дать понятие проекта и исследования, показать основные отличия проектной деятельности от исследовательской, познакомить с видами проектов и исследований.

Материалы: схема «Виды проектов», схема «ПД и ИД».

ТСЗ (проверка ранее изученного).

2-3. научное познание

4-5. эмпирическое исследование

6-7. теоретическое исследование

8-9. философское познание

10-11. обыденное познание

12-13. лженаучное познание

14-15. паранаучное познание

16-17. религиозное познание

2-3. прикладной проект

4-5. исследовательский проект

6-7. информационный проект

9-10-11. индивидуальные и групповые проекты

12-13-14-15. эмпирические, теоретические и фантастические исследования

Проект (от латинского progectus брошенный вперед) – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Если обратиться к толковому словарю Ефремова:

Совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия.

Предварительный текст какого-либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.

Какой-либо замысел или план.

В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов».

Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда мы

самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс,

самостоятельно формулируем проблему,

осуществляем сбор необходимой информации,

планируем варианты решения проблемы,

анализируем свою деятельность,

приобретаем новый учебный и жизненный опыт.

ВУрок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельностьУрок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельностьИДЫ ПРОЕКТОВ

Урок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельностьУрок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельность

прикладные исследовательские информационные ролевые,

Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников:

документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона;

аргументированное объяснение какого-либо физического или химического явления;

проект зимнего сада школы и т.д.;

проект собственного журнала для одноклассников и родителей;

проект какого-либо предмета, явления.

Прикладной проект требует:

тщательно продуманной и оформленной структуры;

определения функций каждого из участников;

оформления результатов проектной деятельности;

презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;

внешней оценки проекта (рецензирования).

Исследовательские проекты. Под ними подразумевается деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. Он предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

ИУрок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельностьУрок что такое проектная деятельность. Смотреть фото Урок что такое проектная деятельность. Смотреть картинку Урок что такое проектная деятельность. Картинка про Урок что такое проектная деятельность. Фото Урок что такое проектная деятельностьССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении.

Предполагается ознакомление с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории.

цель проекта, его актуальность;

источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, «мозговая атака» и пр.);

методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

результаты (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

презентация проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, которые осложняются гипотетическими игровыми ситуациями.

Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Здесь очень высока степень творчества.

Что такое исследование.

Исследование – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовать означает искать что-то неизвестное.

Индивидуальные и групповые.

Кратковременные и длительные.

На уроке и внеурочные, внеклассные.

Фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений), эмпирические (тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках).

Являются самыми сложными, они предполагают:

самостоятельную работу с информацией;

необходимость тщательного подбора используемой литературы, где были бы представлены материалы для сопоставления, анализа и синтеза (это могут быть монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания, справочная литература, архивные документы, Интернет);

при работе с текстом следует выбрать самое главное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении, подтверждающие главные мысли;

результатом изучения литературы является выявление основных точек зрения, совпадение и различие в них;

важно подчеркнуть, что нового, оригинального внесено автором каждой из работ, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследовательским методам;

доказать и проиллюстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска;

изучая литературные источники, нужно тщательно следить за оформлением выписок, безымянных выписок существовать не должно.

Наиболее привлекательные. Они способствуют творческому развитию, полезны в информационном плане:

эмпирические исследования основаны на житейском опыте и наблюдении;

итоги работы можно ограничить минимальной выборкой и проверкой результатов на основе изучения нескольких предметов, небольшого круга респондентов;

методы исследования, способы решения задач, методики проведения опытов могут быть разработаны самим исследователем, модифицированы на основе имеющихся в литературе;

исследования предполагают наличие экспериментальной части (наблюдения, проведение специальных наблюдений и опытов).

Фантастическими называются темы, связанные с разработкой несуществующих объектов. Они могут быть очень интересны. Идея может быть рождена на основе просмотренного фильма, репортажа, детской фантазии.

Предполагаемые темы: «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», «Кораблю – космический турист», «Домашний робот» и др.

Предполагает массовое участие при их реализации. Суть сводится к тому, что учащиеся проводят оперативное исследование по предложенной педагогом тематике.

Возможны и теоретические, и фантастические экспресс-исследования.

Теоретические экспресс-исследования технически сложнее, однако продуктивны и их легко привязать к основным предметам. Например: искусство портрета, забытые народные музыкальные инструменты.

Основные отличия проектирования от исследования.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что

проект – это всегда решение какой-то практической задачи.

Для знания важен критерий истинности.

Для проекта – критерий реализуемости.

Основным продуктом исследования являются знания, а основным продуктом проектирования является проект.

Исследование носит вневременный характер. Исследователь стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать добытые сведения.

Например, Фарадей, открывший законы электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открытий, не мог сказать ничего вразумительного. И только позже, в середине XX в., его открытия стали активно использоваться в радиоэлектронике и электротехнике.

Совсем иначе обстоят дела при проектировании. Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. Ему часто приходится учитывать массу обстоятельств, находящиеся далеко за пределами задачи поиска истины.

Например, известный американский ученый из Питсбурга Владимир Кузьмич Зворыкин (уроженец Мурома) разрабатывал идею иконоскопа – так он называл создаваемый им прообраз современного телевизора. Конечный продукт его поисков в виде некоего прототипа уже существовал в его воображении. Неясны были многие существенные его составляющие, требующие творческого, исследовательского поиска. В 1923г. В стенах своей вестингаузской лаборатории Зворыкин продемонстрировал телевизионную систему с электроннолучевой трубкой и подал заявку на ее патент.

В практике термины исследовательское и проектное обучение порой воспринимаются чуть ли не как синонимы. Между тем эти деятельности противоположны друг другу.

Грубо говоря, в исследовании обнаруживается то, что уже есть, в проекте создается то, чего нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *