Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит

Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит

Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть картинку Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Картинка про Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть картинку Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Картинка про Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Смотреть картинку Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Картинка про Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значит. Фото Уровень соответствия национальной рамки квалификации 6 это что значитОбзор документа

Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации

1. Общие положения

Временные методические рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций и содержат описания видов работ по ее разработке.

Термины, их определения и сокращения:

— обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

— иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе, планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

ОРК может содержать до девяти иерархически выстроенных квалификационных уровней. При необходимости внутри квалификационных уровней могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Содержание основных показателей профессиональной деятельности представлено в табл. 1.

Таблица 1. Содержание основных показателей профессиональной деятельности

Показатель профессиональной деятельностиСодержание
Широта полномочий и ответственностьОпределяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства
Сложность деятельностиОпределяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития
Наукоемкость деятельностиОпределяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в приложении 1.

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

рекомендуемые наименования должностей для выделяемых видов трудовой деятельности.

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в приложении 2.

ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ Отрасль (область профессиональной деятельности) ________________________________________ квалификационный уровень ______ Требования Национальной рамки квалификаций
Показатели профессиональной деятельностиПути достижения квалификации соответствующего уровня
Широта полномочий и ответственностьСложностьНаукоемкость

Требования отраслевой рамки квалификаций

Квалификационный подуровень*Показатели профессиональной деятельности**Пути достижения квалификации соответствующего подуровня***Основные виды трудовой деятельностиРекомендуемые наименования должностей
широта полномочий и ответственностьсложностьнаукоемкостьдругие показатели
Х.1
Х.2
.
Х.У

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

** Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

*** Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Основные виды работ по разработке ОРК

Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ)

Текст документа размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

Обзор документа

Приведены Временные методрекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций РФ.

Рекомендации определяют предназначение, принципы, квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки и содержат описания видов работ по ее подготовке.

Отраслевая рамка разрабатывается с учетом 7 принципов. Это отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний, преемственность и непрерывность развития уровней от низшего к высшему, прозрачность описания уровней для всех пользователей, соответствие иерархии уровней структуре разделения труда и системы образования России, описание уровней через показатели профдеятельности, описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества осуществления ими должностных обязанностей.

Количество уровней может доходить до 9. При необходимости внутри них могут выделяться подуровни, отражающие специфику отраслевых квалификационных требований.

Отраслевые рамки образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профдеятельности. К ним относятся широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Источник

Об утверждении Национальной рамки квалификаций

Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2012 года № 8022. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 9 ноября 2015 года № 851 и Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 ноября 2015 года № 656

Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656.

В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемую Национальную рамку квалификаций.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б. и вице-министра образования и науки Республики Казахстан Орунханова М.К.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр И.О. Министра труда и
образования и науки социальной защиты
Республики Казахстан населения
Республики Казахстан
_______ Б. Жумагулов ______ Т. Абылкаликова

Утверждена
совместным приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 сентября 2012 года № 444
и исполняющего обязанности
Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м

Национальная рамка квалификаций

Сноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

2. Структура Национальной рамки квалификаций

6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций.
7. При разработке НРК использованы принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к компетенциям, умениям и знаниям работников (от первого к восьмому уровню квалификации).
8. Умения и знания работника определяют уровень качества и результаты выполняемой деятельности.
В зависимости от места в системе профессиональной деятельности работники обладают различной широтой полномочий и ответственности. Деятельность работников осуществляется под руководством, самостоятельно (исполнительская деятельность) или предполагает управление деятельностью других работников.
Умения и знания относятся к характеристикам, конкретизирующим те или иные компетенции работника в определенных ситуациях взаимодействия, профессиональной деятельности.
Компетенции каждого уровня квалификации оцениваются по основным критериям: степеням самостоятельности, ответственности и сложности выполняемой работы.
Основу профессиональной деятельности составляют профессиональные компетенции работника, обусловливающие его адаптацию к изменяющейся ситуации в обществе и на рынке труда, обновление имеющихся или формирование новых компетенций. В условиях рыночных отношений работники должны иметь такие общие профессиональные компетенции, как самостоятельное наблюдение, контроль, дисциплина, оценка, организация, управление, обеспечение.
9. Квалификации и компетенции являются результатом освоения человеком определенной образовательной программы и (или) приобретения профессионального практического опыта. Для повышения квалификации или изменения профиля деятельности (профессии) работники имеют возможность пройти обучение по дополнительным образовательным программам в различных учебных заведениях. По окончании учебных заведений, курсов переподготовки или повышения квалификации работники проходят процедуры практической проверки своего профессионального уровня в независимых центрах подтверждения и присуждения квалификаций.
Варианты путей достижения уровня квалификации, связанные с обучением, образованием, практическим опытом работы, представлены в приложении 2 к Национальной рамки квалификаций.

Приложение 1
к Национальной рамке квалификаций

Структура Национальной рамки квалификаций

Источник

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ В РОССИИ

Одним из практических результатов вхождения Российской Федерации в общеевропейское образовательное пространство является признание российских дипломов, например, о высшем профессиональном образовании в странах Европейского союза и, в свою очередь, европейских документов о высшем профессиональном образовании в Российской Федерации. Такой подход создает условия, когда работники, граждане Российской Федерации и Европейского Союза, в ближайшем будущем смогут свободно перемещаться на рынках труда России и ЕС, что приведет к большей мобильности рабочей силы, расширению общеевропейского образовательного поля.

Для формирования единого европейского образовательного пространства, необходимо соответствие в странах-участницах Болонского процесса образовательных программ уровням образования, которые, в свою очередь, соответствовали бы профессиональным стандартам по специальности.

В целях обеспечения единых по своему содержанию профессиональных и образовательных стандартов по идентичной специальности в странах ЕС, принята Европейская рамка квалификаций (ЕРК), что определило ее в качестве образца (стандарта) для формирования национальной рамки квалификаций в каждой стране ЕС

При разработке российской национальной рамки квалификаций обеспечивается соответствие квалификационных требований уровням образования, установленных в ЕС, квалификационным требованиям и соответствующих им уровням образования, принятых в Российской Федерации, т.е. установить максимально возможное их совпадение.

Квалификационные рамки, являясь одним из результатов болонского процесса и его неотъемлемой частью, способствуют признанию в Российской Федерации сопоставимых образовательных степеней и документов об уровнях образования, установленных в Европейском Союзе, и признанию ЕС сопоставимых образовательных степеней и документов об уровне образования, установленных в Российской Федерации.

Рассмотрим механизм формирования отраслевой рамки квалификаций. Поскольку, отраслевая рамка квалификаций, на наш взгляд, в ее общем виде является производной от национальной рамки квалификаций, то возьмем за основу методологию формирования унифицированной национальной рамки квалификаций, принятую в странах Евросоюза, подписавших Болонскую конвенцию.

Базовой основой национальной рамки квалификаций является Европейская рамка квалификаций (ЕРК). Европейская рамка квалификаций формировалась на основе требований рынка труда, работодателей к квалификации работников, потребностей общеевропейского рынка труда в специалистах, и является для стран-участниц Болонского процесса основополагающим фактором формирования содержания профессионального образования, создания современных образовательных программ, системы обучения граждан в течение всей жизни.

Национальная рамка квалификаций устанавливает соответствие квалификации работников уровням профессионального образования. Требования к квалификации работников определяются соответствием квалификации работников профессиональным стандартам, в целом рынком труда. В свою очередь с учетом существующих профессиональных стандартов формируется национальная отраслевая рамка квалификаций.

В 2013 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации во исполнение решения Правительства Российской Федерации [1] своим приказом от 12.04.2013 № 148н [2] утвердило уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, которые должны учитываться во время разработки нового поколения Федеральных государственных образовательных стандартов [5,6].

Предусматривается, что уровни квалификаций применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации» и определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

Для достижения работниками показателей 6 уровня квалификации необходимо получить высшее профессиональное образование по образовательной программе высшего профессионального образования – программе бакалавриата, показателей 7 уровня квалификации – по образовательной программе высшего профессионального образования – программе магистратуры или специалиста. Кроме образовательных программ бакалавриата (6 уровень), магистратуры или специалиста (7 уровень), предусмотрены также дополнительные образовательные программы. [5,6].

Также законодатель указывает, что содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования (статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Анализ Европейской рамки квалификации (ЕРК) и российских Уровней квалификации указывает на общую основу разделов «Знания», «Умения», описанных в ЕРК, и разделов «Характер знаний» и «Характер умений», описанных в российских Уровнях квалификации, а также на сближение содержания раздела «Компетенции».

В Европейской рамке квалификации компетенции подразделяются на «профессиональные», «коммуникативные», «социальные», «умение учиться» и «самостоятельность и ответственность», что также созвучно с разделом «Полномочия и ответственность» российских Уровней квалификации. Понятие «Полномочия и ответственность» Уровня квалификации, при разработке российской национальной рамки квалификации, либо профессиональных стандартов нуждается по нашему мнению в дополнении личностными и коммуникативными компетенциями. В тоже время, такая компетенции ЕРК, как «Самостоятельность и ответственность», присутствует в разделе «Полномочия и ответственность», а компетенция «Умение учиться» подразумевает получение соответствующего уровню квалификации образования (см. схему 1).

В свою очередь с учетом отраслевых профессиональных стандартов формируется национальная отраслевая рамка квалификаций. Таким образом, мы полагаем, что использование Европейской рамки квалификаций как основы для формирования гибких образовательных систем, предусматривающих получение качественного образования, позволяет гарантировать выпускникам после окончания обучения работу по специальности, что, в свою очередь, является вложением в человеческий капитал.

Список литературы

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Текст].

2 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «12»апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Текст].

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016- 2020 годы» [Текст].

4 Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №608н об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного образования» [Текст].

Источник

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации
(далее – НРК) является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

НРКявляется составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую помимо нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

НРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран:

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

НРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности:

широта полномочий и ответственность;

15. Компетентностная модель выпускника вуза

Требования к результатам освоения ООП подготовки бакалавров, магистров и специалистов представлены в ФГОС ВПО в виде двух групп компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза:

а) общекультурные (общие, универсальные) компетенции (ОК);

б) профессиональные компетенции (ПК), включая общепрофессиональные (ОПК) и профессионально-специализированные компетенции (иногда обозначаются аббревиатурой ПСК, но чаще для них сохраняется обозначение ПК).

Варианты перечней общекультурных компетенций в составе компетентностной модели выпускника (бакалавра, магистра, специалиста) содержатся в соответствующих ФГОС ВПО.

Формированию компетентностной модели выпускника предшествует определение области его будущей профессиональной деятельности[4], а также видов, задач и объектов последней.

Профессиональные компетенции выпускников указываются в ФГОС ВПО по видам профессиональной деятельности[5]. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой вузом совместно с заинтересованными работодателями.

Ниже приведены общие правила определения основных видов профессиональной деятельности.

Правило автономности. Каждый вид профессиональной деятельности при необходимости может автономизироваться вплоть до выделения его в отдельную должность.

Правило сертифицируемости. Каждый вид профессиональной деятельности, при наличии соответствующих образовательных условий, может быть освоен отдельно с получением соответствующего сертификата (это и позволяет осуществлять разработку профессионального модуля как относительно автономной части ООП по принципу «один модуль обслуживает один вид профессиональной деятельности»).

Правило полноты. Готовность выпускника к реализации выделенного набора основных видов профессиональной деятельности равноценна минимально необходимому (для работодателя) уровню его профессиональной компетентности.

Правило малых чисел. Количество основных видов профессиональной деятельности, как правило, не должно превышать восьми, что в значительной степени вызвано удобствами как образовательного процесса, так и работодателя (в том числе в плане согласования требований к подготовке специалиста). Если количество основных видов профессиональной деятельности выпускника вуза превышает восемь, может быть использован один из двух приемов: укрупнение основных видов профессиональной деятельности за счет объединения двух или более в одну; исключение из набора основных видов профессиональной деятельности некоторых менее значимых для работодателя (по согласованию с ним).

Правило взаимного удобства. При выделении видов профессиональной деятельности необходимо ориентироваться не только на объективную структуру профессиональной деятельности, но и на удобство использования перечня в сфере образования (для построения обучения) и сфере труда (при приеме на работу, сертификации и т.д.).

Правило формулировки. Описание вида профессиональной деятельности дается через отглагольное существительное. В случае если это «звучит не по-русски», допускается использовать отглагольное прилагательное плюс слово «деятельность». Формулировки видов деятельности рекомендуется строить единообразно. Например, возможные виды профессиональной деятельности бакалавра и магистра: научно-исследовательская; производственно-технологическая; организационно-управленческая; проектировочная и др.

16. Модуль как учебная единица образовательной программы

Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

· части «работающей» образовательной программы;

· базы для создания новых учебных программ;

· основы для усовершенствования программ повышения квалификации.

СТРУКТУРА МОДУЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программыможет включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Структура модульной учебной программыСтруктура учебной программы модуля
Цели освоения учебной программыЦели освоения модуля
Ожидаемый результат освоения учебной программыОжидаемый результат освоения модуля
Элемент 1 учебной программыУчебная программа курса 1
Элемент 2 учебной программыУчебная программа курса 2
Элемент 3 учебной программыУчебная программа курса 3
Элемент 4 учебной программыУчебная программа курса 4
Аттестация по итогам освоения учебной программыАттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы)

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

· модуль (часть образовательной программы, дисциплины);

· рейтинговая система оценивая (оценивание в баллах, по результатам текущих занятий, модульного, семестрового контроля, за другие виды учебной деятельности);

· кредит – это единица измерения выполненной учебной работы: аудиторной или самостоятельной; один кредит ECTS содержит 36 академических часов; за учебный год студент должен освоить 60 кредитов (но не более 54 часов в неделю); виды работы по кредиту: практические и лабораторные работы, лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, экзамены и квалификационная работа.

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

· структурой учебного материала (информация подается в виде организационно-методических блоков, после изучения которых, будет достигнута определенная педагогическая цель, индивидуальные программы обучения);

· организационными формами обучения;

· формой общения между педагогом и учеником;

· большая часть материала и практических занятий должны быть выучены и сделаны самостоятельно (конечно, под методическим руководством преподавателя);

· индивидуальной траекторией обучения;

· функцией педагога (не простая передача знаний, а управление индивидуальной работой учащихся, консультирование).

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

ФОРМЫ МОДУЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

· Зачет (зачетный кредит может достигать 100 баллов).

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTSНациональная шкалаСумма баллов по дисциплине
Aотлично90-100
B,Cхорошо75-89
D,Eудовлетворительно60-74
FXнеудовлетворительно (но с возможностью пересдачи)35-59
Fнеудовлетворительно (с обязательным повтором курса)1-34

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МОДУЛЬНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Преимущества модульного обучения:

· формирования компетенций исходя из личностных качеств;

· дифференцированный подход к обучению;

· адаптация учебного материала к дидактическим условиям;

· равномерное распределение учебной нагрузки;

· оценка знаний соответственно выполненной работе (что четко выражается в количестве баллов за учебную деятельность и снижает вероятность субъективности педагога);

· сокращение сроков обучения;

· возможность дистанционного обучения.

· высокий уровень самостоятельной работы;

· существует вероятность неправильной компоновки учебного материала в модулях;

· строгое ограничение во времени, отведенном на выполнение заданий (а его часто не хватает в соотношении к необходимому объему выполненной работы);

· требуется длительное время для разработки модульных программ и материалов;

· требуется адаптация к новой системе.

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *