Уши амана что это
Уши Амана
Когда я слышу название «Уши Амана», то сразу ощущаю сладкий вкус и приятный аромат этих замечательных печенюшек. Представляю, как откусываю хрустящий уголочек небольшого треугольничка с маковой, сливовой или другой фруктовой начинкой, и как маленький кусочек этого лакомства тает во рту, вызывая необыкновенное наслаждение… А готовят эту вкуснейшую выпечку на самый веселый праздник в году – на Пурим.
Откуда появился такой интересный кулинарный обычай?
Обычай кушать «уши Амана», или Гоменташен, тесно связан с историей еврейского народа. Событию, о котором пойдет речь, уже свыше двух тысяч лет. В те древнейшие времена народ Израиля жил на территории Персидской империи во времена правления царя Ахашвероша.
Министр царя Аман, уши которого мы с таким удовольствием едим, задумал истребить весь еврейский народ. Но любимая жена царя, Эстер, с помощью своего дяди Мордехая и благодаря молитве евреев смогла убедить Ахашвероша изменить указ. Новый закон разрешил иудеям оказать вооруженное сопротивление врагу. В итоге народ Израиля победил. Амана повесили, а его уши были обрезаны по тогдашнему обычаю, как военный трофей. И сегодня воспоминание об этом явилось причиной традиционного блюда в Пурим.
Пурим – самый веселый праздник в году
И, конечно же, в такой радостный праздник победы не только едят гоменташен. В этот день в синагогах читают «Мегилат Эстер» – свиток Эстер. Это часть книги Танаха – Священного писания. Когда произносится имя Амана, дети и даже взрослые начинают крутить трещотки, топать ногами и всячески шуметь.
В Пурим принято устраивать веселые спектакли, в которых разыгрываются персонажи вышеописанных исторических событий. Все наряжаются в карнавальные костюмы, устраивают конкурсы и викторины. А многие евреи также не забывают об обычае выпить столько вина, чтобы не отличить слово «Аман» от слова «Мордехай».
Чему же так радуется еврейский народ?
Конечно же, не только тем событиям многовековой давности.
Всем известно, что события праздника Пурим актуальны и в наши дни. Не раз с тех пор вплоть до сегодняшнего дня народ Торы подвергался опасностям полного истребления. И тогда евреи так же, как и во времена праведника Мордехая и царицы Эстер вспоминают о своем назначении и начинают все вместе молиться нашему Создателю. Потому что, какой бы безнадежной ни казалась ситуация, Творец никогда не оставляет человека.
Каббалисты говорят, что Пурим символизирует окончательную победу свойства добра и любви (Мордехай) над эгоизмом (Аман) внутри каждого человека. И когда все люди на земле во главе народа Торы поднимутся над своим эгоизмом и объединятся в одну большую семью, то не только народ Израиля, а весь Мир ощутят этот сладкий вкус победы!
Почему на Пурим мы лакомимся «ушами Амана»
В древние времена принято было отрезать преступникам уши. Этот обычай, возможно, позволяет понять строки в Книге Эстер: «Согбенный Аман вошел в царские покои, с обрезанными ушами и глазами, потемневшими от стыда и скорби» (Мегилат Эстер, 16).
Однако возможно и другое объяснение, связанное с другим, менее известным Аманом и праздником «Пурим Винц» в немецком городе Франкфурте-на-Майне. Звали его, впрочем, не Аман, но в еврейской мифологии это имя давно стало нарицательным для всевозможных злодеев, к числу которых, несомненно, можно отнести и пекаря Винца Фетмильха.
Рассказывают, будто в 1615 году Фетмильх возглавил во Франкфурте погром, который завершился изгнанием евреев из города. Чуть ли ни полгода бродили бездомные евреи в окрестностях Франкфурта, пока власти не арестовали Фетмильха и не призвали евреев вернуться. Пекаря казнили на городской площади – по обычаю того времени ему отрубили голову при большом стечении народа, и присутствовавшие на казни рассказывали, будто видели, что уши у злодея были отрезаны. Целиком или частично – такие подробности до нас не дошли, но в любом случае не исключено, что треугольные печенья, которыми мы и, в особенности, наши дети так любим лакомиться на Пурим, получили свое название не в память древнего Амана, да сотрется его имя, а в память другого и ничуть не меньшего злодея, пекаря Винца Фетмильха, который также пытался извести евреев, к счастью, тщетно. Тот средневековый Пурим – Пурим-Винц – выпал на день 20 адара 5376 года от сотворения мира или 28 февраля 1616-го по христианскому летосчислению.
В 1912 году комиссия по языку иврит постановила, что отныне официальным названием «хаманташен» будет «озней аман», «уши Амана». Так и повелось.
Но, конечно, не так существенно, из чего сделаны «уши Амана». Важно другое – что каждый из вас может победить зло. А потом с удовольствием его съесть.
Адар Бен-Иегуда, The Librarians, М.Р. К.В.
На снимке: «уши Амана». Фото: Томер Аппельбаум
«Праздник» 8 марта – кровавый сионистский Пурим
Содержание:
↑ ПУРИМ
Сложившееся положение со временем начало удивлять и самих персов. Оглядываясь вокруг, они переставали понимать: кто же кого завоевал. Персы покорили Иерусалим, или евреи захватили Вавилон? Персидский военачальник Аман идет к царственному Ксерксу и делится своими печальными наблюдениями. Реакция Ксеркса была решительной — истребить всех евреев.
О замысле Ксеркса узнает его еврейская жена, царица Эсфирь. Она не стала прямо просить царя о милости, а решила использовать любовь царя к себе: Ей хитростью удалось получить от него обещание, что он уничтожит всех врагов, которые покушаются на ее народ. Ксеркс потом с удивлением обнаружил, что он согласился уничтожить всех врагов ненавистных ему евреев… Но было уже поздно…
А теперь напомню немного суть пуримской мистерии. Это важно для понимания одного из способов тайного управления государством. Это способ управления государством посредством воздействия на его главу при помощи чар жены еврейки.
Конкурс выиграла еврейка Эсфирь (Эстер евр.), которая по совету своего воспитателя и духовного наставника Мордехая умолчала, что она еврейка. В это время один из ближайших подданных царя Аман возненавидел Мордехая, а так же всех евреев и уговорил царя дать указ об уничтожении всех евреев в царстве 13 числа месяца адара. Но происходит ряд чудесных событий, после которых на виселице вместо Мордехая оказался Аман, а царь дал указ, чтобы 13 адара евреи смогли уничтожить своих врагов по всей стране, что они и сделали, при этом не взяв имущества врагов. Эсфирь же велела всем евреям поститься в этот день. Расправа над врагами закончилась 13 адара, а в Сузах продолжалась еще 1 день. Поэтому евреи празднуют Пурим 14 адара, а в Иерусалиме – Шушан Пурим – 15 адара.
Интересная мистерия, ведь одно из имен Ваала – Мардук, а имя Эстер напоминает Иштар. Ну а Аман – египетское божество Амон.
Способ управления государством через жену еврейку был одним из основных в СССР и сейчас остается им в ЭРЭФ. Наряду с двумя другими – оккультизма и шантажа руководителей, пойманных на грязных делах. Так небольшой еврейский народ за 2,5 тысячи лет научился тайному управлению большими массами людей, по принципу ПИРАМИДЫ.
↑ ПЛЯСКА НА КРЫШКЕ ГРОБА
Так что по библейской традиции: ничего кроме муки и воды в маце не может быть в принципе! Никакой крови! Понятно?
Вот и оправдались евреи, выходит?
Без христианской крови не состоялось бы ни одной еврейской свадьбы, поскольку их молодоженам положено подносить облупленное яйцо, посыпанное пеплом смоченной в нашей крови тряпки. Тем же пеплом принято облегчать еврейские роды.
А почему, интересно, этот женский день «Международный»?
Нигде ведь, кроме нас, этот Эсфирин «блядин день» не празднуют!
Представляете, какой смех душит Мойшу, жующего ухо загубленного евреями грека, когда он сквозь окошко видит Ваню на улице, несущего своей Мане букетик цветов к очередной годовщине первого еврейского Холокоста.
Но сопоставимы ли масштабы? – обидятся получатели компенсаций.
Ну скажите, как русскому человеку не радоваться в такой день? Как не дарить в Пурим цветы своим любимым?
Большое ей пролетарское спасибо?
На что им можно возразить, что Библию-то можно было у любой старушки попросить почитать? Да и после коммунистов за 15 лет уже можно бы было поинтересоваться преступными еврейскими методиками.
Ведь сионисты так гордятся своим живодёрством, что за тысячи лет так и не решились изъять разоблачающую их главу «Эсфирь» из регулярно «исправляемой» летописи.
Сейчас вот иранцы возьмут да и потребуют с евреев такие же мильярдные компенсации за Холокост, какие евреи выбили с ошельмованной ими Германии. Так что не исключено, что сионисты быстренько объявят теперь и свою «Эсфирь» фальшивкою.
Только мы не слепо станем пересказывать, а, уж извините, будем как прокурор, изучающий оправдания подозреваемого: сопоставляя приводимые там факты с другими, и давая событиям СВОЮ СОБСТВЕННУЮ моральную оценку.
Без такого въедливого подхода вообще ничего читать не рекомендуется. Ведь иначе нам прийдётся верить наслово любому аферисту. Верить любому ответчику, убеждающему суд, что поселяне и поселянки били его ногами лишь потому, что завидуют его чёрным кудрям и красной рубашоночке (а не потому, что он украл лошадь у пасечника).
Сделаем-ка вид, что поверили мы еврейской рукописи насчёт их невыносимого «рабства египетского», где нацбанда гаремного Красавца Иосифа, «режучи отца на глазах сына, а сына на глазах отца», выбивала недоимки из египетских крестьян.
Точно такой же «тяжелой» была жизнь этой секты и в «вавилонском пленении». При неоднократных переписываниях истёршихся пергаментов, фарисеи велели писцам оставить в Торе только краткое разъяснение о еврейском пленнике Мордехае, «сидевшем на городских воротах» персидской столицы.
Так и видится нам сидящий на пыльной обочине затюканный антисемитами Мордехай, в пустую шляпу которого проходящие погонщики верблюдов иногда бросают недоеденную гроздь винограда.
Однако из дальнейшего текста выясняется, что сидел он на крепостных воротах не в качестве нищего, а в качестве таможенного начальника, выбивающего мзду с каждого въезжающего и выезжающего из этого большого торгового города. Вот такой вот «вавилонский плен» у Мордехая был!
И вот тут в древнем тексте идет явно вставной номер, совершенно идиотский, но необходимый для оправдания последующих подчисток.
Вспомните другую дурацкую вставку, как якобы великий Фараон полюбил и взял в жены себе престарелую шлюшку Сарру, тоже изгнанную за проституцию из Ура-Вавилонского, и обслуживавшую по караван-сараям заезжих погонщиков верблюдов.
Фальсификаторы фарисеи, очевидно, не знали, что ни фараон, ни персидский шах просто не могли взять себе кого-нибудь в жены (да еще и из потасканных евреек), поскольку не были моногамны, у них были обширные ГАРЕМЫ, набиравшиеся из лучших девственниц подлунного мира!
Это похоже на литературную пародию, когда мы читаем в «Эсфири», как шах Ортоксеркс при наплыве иностранных гостей по-базарному втягивается в затяжную семейную склоку с такой же дурой-женою, почему-то упрямо напрашивавшейся получить трендюлей от хозяина.
А ведь по тексту манускрипта предполагается, что она станет царицей громадной империи, матерью будущего шаха!
Вернемся к сожительнице холостяка Мордехая: он дал на лапу начальнику гарема(!), и тот намарафетил приблудную «девственницу» лучше всех породистых принцесс из соседних государств. Сделаем вид, что поверили?
[ Точно так же за несколько месяцев до 11Сентября в Америке местные отделения ФБР забросали Вашингтон рапортами о массе странных ЧП с израильскими туристами призывного возраста.
Шах, понятно, был удивлён такой неблагодарностью евреев. Но вмешиваться в профессиональную деятельность охраны не стал.
Не похоже, что действие гашиша или опия на мозги были в новинку искушенному шаху (это же не академик Сахаров какой-нибудь необстрелянный), но тем не менее Эсфирь очень скоро сообщила Мордехаю, что Аману уже всё известно!
Тот сразу же настучал шаху на Амана, так подозрительно легко отнесшегося к его сигналу о двух генералах-душегубах. Шах же, никак не реагируя, наблюдал за пудрившей мокрый нос еврейкой. Мордехай тогда нагло начал требовать себе «полномочий по радикальной очистке от предателей столь любимой им Персии»!
Шах осоловело икнул и громко скомандовал: «Баба, в койку!»
На следующее утро Мордехай бесстыдно заявился во дворец с портфелем и весь день семенил там взад-вперед по коридорам с хозяйским видом, и даже как будто бы даже вспотел с устатку.
Аман весь день уединялся в своих покоях с какими-то запыленными гонцами. Шаха же ломало, но ближе к ночи он просветлел слегка лицом и послал двух слуг: одного к Эсфири, чтобы свой фирменный кофий на плиту ставила, а второго в соседнее крыло за Аманом.
Такое житьё на отшибе, согласитесь, больше для прислуги было бы свойственно, чем для «жены шаха», императрицы безбрежной империи.
А сам сказался слабым на живот, чтобы ничего не есть в этом доме. Так эта стерва прямо на голову садится: съешь кусочек, да съешь!
Не выйдет у тебя, лярва, не на того напала!
Представляете себе немую сцену? Что увидели сбежавшиеся часовые, слуги и придворная шелупонь, ошивавшаяся поблизости? Перевернутая мебель, на оттоманке, исцарапанная как зебра, голож*пая куртизанка вопит. Ошалевший шах стоит в дверном проеме с траурно приспущенными штанами, а Мордехай ему что-то нашептывает про «поруганное отечество».
Впавший в ступор повелитель лишь рукою махнул, чтобы убирались все с глаз долой. Амана повязали и увели. А Мордехай велел Эсфири освежить кофеек.
От «смеси номер три» шах вообще осоловел и стал похож на нашего академика Сахарова. Шах сидел у заветного кофейничка и тупо прикладывал свой печатный перстень к заранее подготовленным Мордехаем указам.
Шах уже ничего не соображал, а Мордехай, размахивая именным указом, ковал железо, пока оно горячо.
Освободившиеся должности заняли, вы сами догадываетесь, кто. И империя загудела в тартарары, как было с Египтом, с Хананеей, с Хазарией, с Испанией, Польшей, Германией и, конечно же, Россией!
Евреев, случалось, крепко били за эти штучки, но их сионистская верхушка всегда успевала заблаговременно сдёрнуть с набитыми чемоданами, как блохи со сдохшей собаки. А расплачивались, как всегда, за чужие аферы рядовые лохи!
Ясное дело, что в далёкие дикие времена чего только ни бывало с разными народами. Но цивилизация развивалась, росла культура и мораль. И сейчас никто тех же шведов за разбойные набеги викингов не упрекает. Срок давности истёк!
Но это вовсе не значит, что и сейчас можно безнаказанно повторять прежние кровавые аферы! Но некоторые повторяют! Не раскаиваются в прежних скотствах, а гордятся ими, празднуют на виду у всех.
И даже души своих детишек калечат, заставляя радоваться такому живодёрству!
Уши амана что это
Традиционное пуримское угощение, гоменташн (hоменташн, ‘оменташн, ‘ументашн – кто как привык произносить, ед.ч. гоменташ; идиш), треугольные пирожки с маком – это клубок мучительных загадок. Впору викторину проводить.
Перечислим основные вопросы:
1. Что значит само слово «гоменташ»?
2. Почему пуримские пирожки именно с маком?
3. Почему эти пирожки треугольные?
4. Наконец, самый сложный вопрос: почему гоменташн часто называют «ушами Амана»? Неужели Аман был эльфом с остроугольными ушами?
Более того, сплошь и рядом можно прочесть, что само слово «гоменташ» означает в переводе «уши Амана». Интересно знать, на каком же это языке «ташн» значит «уши»?
Начинаем отвечать по порядку.
«Гомен» – так в ашкеназском произношении звучит имя злодея Амана. Следует заметить, что негативное обаяние Амана очень велико: эта фигура всегда вызывала у евреев жгучий интерес. Недаром каждое упоминание его имени при чтении Мегилы (Свитка Есфирь) сопровождается в синагоге стуком и свистом. На каком-нибудь рок-концерте это выглядело бы как одобрение. Если же мы посмотрим на текст традиционного пуримшпиля «Ахашвейреш-шпил (Артаксерксово действо)», то увидим, что его центральным персонажем, несомненно, является Аман. Пуримский театр – всецело продукт барочной эстетики, и сюжет возвышения и гибели фаворита, столь любимый и значимый для придворной культуры той эпохи, не мог не стать стержнем пуримшпиля.
Однако вернемся к нашим пирожкам. Про «гомен» понятно, но что такое «таш»? Ясно, что это никакое не «ухо». Тогда, может быть, гоменташ значит «Аманов пирожок»? Ничуть не бывало. По-еврейски пирожки называются до боли знакомым словом «пирежкес». Слово «таш» в значении «пирожок» не знает даже всезнающий словарь Стучкова.
Зато слово die Tasche есть в немецком языке, и значит оно – «карман, сумка», а когда-то значило еще и «пирожок с начинкой». Это последнее значение, ныне позабытое, бытовало в те далекие времена, когда мужчины носили штаны в обтяжку: карманов на них не было, а вместо карманов был мешочек на поясе, набитый всякой всячиной. Отсюда, по переносу значения, слово «Tasche» в средневековой Германии приобрело значение «пирожок с начинкой».
Такие кулинарные каламбуры очень в духе ашкеназской традиции. Например, в некоторых германских общинах на Суккот (Кущи) было принято есть постные щи, так как в литургию Суккот входит отрывок, начинающийся словами «Кол мевасер (Глас возвещающий)». А эти слова, в свою очередь, созвучны немецкому «Kohl mit Wasser», то есть «капуста с водой».
Почему гоменташ треугольной формы? Выходцы из местечек, впервые увидевшие гоменташ не в еврейском общинном центре, а у собственной мамы на кухне лет семьдесят тому назад, говорили мне, что треугольный пирожок должен напоминать о треуголке, которую носил Аман-злодей.
Здесь работает еще один культурный механизм, также очень распространенный в еврейской среде. Евреи очень любят объяснять post factum обстоятельства, не имевшие первоначально никакой символической нагрузки, сугубо «еврейскими» соображениями. Такая народная этимология. Например, многие, вероятно, слышали, что фаршированная рыба была придумана для того, чтобы в субботу не вытаскивать из рыбы косточек. Если подумать, то становится понятно, что, во-первых, такого галахического запрета нет, а во-вторых, фаршированная рыба только в славянской Европе кажется чем-то сугубо еврейским, в Германии же это блюдо известно всем с давних времен.
Почему вообще пирожки со всякой начинкой часто бывают треугольной формы? Вопрос интересный, но сейчас нас интересует другое. Евреи услышали имя Амана в немецком «Mohn», и точно так же они увидели в треугольном пирожке намек на его шляпу. А откуда известно, что Аман ходил как Наполеон – в треуголке?
Собранные фольклористами в первой половине прошлого века описания костюмов пуримшпилеров, то есть участников «Ахашвейреш-шпил», свидетельствуют, что костюм Амана – это всегда старинный офицерский мундир, и на голове у него треуголка. Приведем несколько примеров из коллекции пуримшпилей, собранной выдающимся этномузыковедом и фольклористом М. Я. Береговским. Вот как выглядел костюм Амана:
Носит длинный мундир, через плечо ленту (красная с желтым). Черные брюки, на боку сабля, на голове треуголка (город Коломыя, Галиция).
Военный мундир с двумя рядами желтых пуговиц. Толстые эполеты с бахромой – из желтого гаруса. Через плечо широкая красная лента. На груди две медали. Красные штаны с черными лампасами. На боку сабля на ремне (как у жандармов). Сапоги со шпорами. На голове треуголка (еврейская земледельческая колония Новозлатополь, Нижнее Поднепровье).
Осталось самое загадочное: «уши». Было в XIX веке такое русское слово: «ушки». Значило оно небольшие пирожки с начинкой. Даль подтверждает: ушки – род пельменей или вареников с различной начинкой. Соответственно, пуримские пирожки стали по-русски называться «амановы ушки». След такого наименования есть в языке русских иудействующих, от которых в селе Привольное (южный Азербайджан) [2] я записал чудное слово «гаманушки».
На рубеже XIX-XX веков простые, то есть идишговорящие, русские евреи в Палестину не ехали. Они ехали в Америку. В Палестину ехали молодые, национально озабоченные, то есть образованные, вчерашние гимназисты и студенты. Иными словами, «халуцим (пионеры)», создатели израильского иврита, были люди преимущественно русскоговорящие. Переводя с русского, они придумали современный термин на иврите (в Библии про гоменташн все равно ничего не сказано): «озней Аман» – «уши Амана».
Прошло сто лет, и русские евреи получили от израильских посланцев еврейскую традицию в обратном переводе с иврита, в том числе и знание о том, что на Пурим евреи вкушают «уши Амана». И теперь от Калининграда до Владивостока они гадают, отчего это у Амана были треугольные уши и зачем их нужно ритуально съесть.
Вот, собственно, и все. Осталось только вспомнить старую пуримскую песенку со смешным припевом: «Хоп, майне hоменташн, хоп, майне вайсе, / Хоп, мит майне hоменташн hот пасирт а майсе». То есть «Гоп, мои гоменташн, гоп, мои белые, / Гоп, с моими гоменташн приключилась история». Действительно, история.
[1]Дымшиц В.А. Еврейский лубок и еврейский народный театр. // Традиционная культура. Поиски. Интерпретации. Материалы. СПб., РИИИ, 2006. С. 140-151.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Трансляции
—Статистика
Традиционное пуримское угощение, гоменташн (hоменташн, ‘оменташн, ‘ументашн – кто как привык произносить, ед.ч. гоменташ; идиш), треугольные пирожки с маком – это клубок мучительных загадок. Впору викторину проводить.
Перечислим основные вопросы:
1. Что значит само слово «гоменташ»?
2. Почему пуримские пирожки именно с маком?
3. Почему эти пирожки треугольные?
4. Наконец, самый сложный вопрос: почему гоменташн часто называют «ушами Амана»? Неужели Аман был эльфом с остроугольными ушами?
Более того, сплошь и рядом можно прочесть, что само слово «гоменташ» означает в переводе «уши Амана». Интересно знать, на каком же это языке «ташн» значит «уши»?
Начинаем отвечать по порядку.
«Гомен» – так в ашкеназском произношении звучит имя злодея Амана. Следует заметить, что негативное обаяние Амана очень велико: эта фигура всегда вызывала у евреев жгучий интерес. Недаром каждое упоминание его имени при чтении Мегилы (Свитка Есфирь) сопровождается в синагоге стуком и свистом. На каком-нибудь рок-концерте это выглядело бы как одобрение. Если же мы посмотрим на текст традиционного пуримшпиля «Ахашвейреш-шпил (Артаксерксово действо)», то увидим, что его центральным персонажем, несомненно, является Аман. Пуримский театр – всецело продукт барочной эстетики, и сюжет возвышения и гибели фаворита, столь любимый и значимый для придворной культуры той эпохи, не мог не стать стержнем пуримшпиля.
Однако вернемся к нашим пирожкам. Про «гомен» понятно, но что такое «таш»? Ясно, что это никакое не «ухо». Тогда, может быть, гоменташ значит «Аманов пирожок»? Ничуть не бывало. По-еврейски пирожки называются до боли знакомым словом «пирежкес». Слово «таш» в значении «пирожок» не знает даже всезнающий словарь Стучкова.
Зато слово die Tasche есть в немецком языке, и значит оно – «карман, сумка», а когда-то значило еще и «пирожок с начинкой». Это последнее значение, ныне позабытое, бытовало в те далекие времена, когда мужчины носили штаны в обтяжку: карманов на них не было, а вместо карманов был мешочек на поясе, набитый всякой всячиной. Отсюда, по переносу значения, слово «Tasche» в средневековой Германии приобрело значение «пирожок с начинкой».
Фаянсовая тарелка для шалахмонес (пуримских подарков) с изображением Мордехая и Амана.
Эльзас, XVIII в. На таких тарелках посылали друзьям,
родственникам и знакомым праздничное угощение, в том числе гоменташн.
Среди прочих пирожков были и «Mohntaschen» (от der Mohn – мак) – пирожки с маком. Ели их немцы, ели и евреи: отчего ж не есть, вкусно и кошерно. По созвучию слов «Mohn» и «Homon», то есть «Аман», евреи превратили это лакомство в специальное пуримское угощение.
Такие кулинарные каламбуры очень в духе ашкеназской традиции. Например, в некоторых германских общинах на Суккот (Кущи) было принято есть постные щи, так как в литургию Суккот входит отрывок, начинающийся словами «Кол мевасер (Глас возвещающий)». А эти слова, в свою очередь, созвучны немецкому «Kohl mit Wasser», то есть «капуста с водой».
Почему гоменташ треугольной формы? Выходцы из местечек, впервые увидевшие гоменташ не в еврейском общинном центре, а у собственной мамы на кухне лет семьдесят тому назад, говорили мне, что треугольный пирожок должен напоминать о треуголке, которую носил Аман-злодей.
Здесь работает еще один культурный механизм, также очень распространенный в еврейской среде. Евреи очень любят объяснять post factum обстоятельства, не имевшие первоначально никакой символической нагрузки, сугубо «еврейскими» соображениями. Такая народная этимология. Например, многие, вероятно, слышали, что фаршированная рыба была придумана для того, чтобы в субботу не вытаскивать из рыбы косточек. Если подумать, то становится понятно, что, во-первых, такого галахического запрета нет, а во-вторых, фаршированная рыба только в славянской Европе кажется чем-то сугубо еврейским, в Германии же это блюдо известно всем с давних времен.
Почему вообще пирожки со всякой начинкой часто бывают треугольной формы? Вопрос интересный, но сейчас нас интересует другое. Евреи услышали имя Амана в немецком «Mohn», и точно так же они увидели в треугольном пирожке намек на его шляпу. А откуда известно, что Аман ходил как Наполеон – в треуголке?
Собранные фольклористами в первой половине прошлого века описания костюмов пуримшпилеров, то есть участников «Ахашвейреш-шпил», свидетельствуют, что костюм Амана – это всегда старинный офицерский мундир, и на голове у него треуголка. Приведем несколько примеров из коллекции пуримшпилей, собранной выдающимся этномузыковедом и фольклористом М. Я. Береговским. Вот как выглядел костюм Амана:
Носит длинный мундир, через плечо ленту (красная с желтым). Черные брюки, на боку сабля, на голове треуголка (город Коломыя, Галиция).
Военный мундир с двумя рядами желтых пуговиц. Толстые эполеты с бахромой – из желтого гаруса. Через плечо широкая красная лента. На груди две медали. Красные штаны с черными лампасами. На боку сабля на ремне (как у жандармов). Сапоги со шпорами. На голове треуголка (еврейская земледельческая колония Новозлатополь, Нижнее Поднепровье).
Сцена из Книги Есфирь:
«И взял Аман одеяние и коня, и облек Мордехая, и вывел его на коне на городскую площадь, и провозгласил перед ним:
«так делается тому человеку, которого царь хочет отличить почестию!»
(Книга Есфирь, 6:11)».
Осталось самое загадочное: «уши». Было в XIX веке такое русское слово: «ушки». Значило оно небольшие пирожки с начинкой. Даль подтверждает: ушки – род пельменей или вареников с различной начинкой. Соответственно, пуримские пирожки стали по-русски называться «амановы ушки». След такого наименования есть в языке русских иудействующих, от которых в селе Привольное (южный Азербайджан) [2] я записал чудное слово «гаманушки».
На рубеже XIX-XX веков простые, то есть идишговорящие, русские евреи в Палестину не ехали. Они ехали в Америку. В Палестину ехали молодые, национально озабоченные, то есть образованные, вчерашние гимназисты и студенты. Иными словами, «халуцим (пионеры)», создатели израильского иврита, были люди преимущественно русскоговорящие. Переводя с русского, они придумали современный термин на иврите (в Библии про гоменташн все равно ничего не сказано): «озней Аман» – «уши Амана».
Прошло сто лет, и русские евреи получили от израильских посланцев еврейскую традицию в обратном переводе с иврита, в том числе и знание о том, что на Пурим евреи вкушают «уши Амана». И теперь от Калининграда до Владивостока они гадают, отчего это у Амана были треугольные уши и зачем их нужно ритуально съесть.
Вот, собственно, и все. Осталось только вспомнить старую пуримскую песенку со смешным припевом:
«Хоп, майне hоменташн,
«Гоп, мои гоменташн, гоп, мои белые,
Гоп, с моими гоменташн приключилась история».
РЕЦЕПТЫ:
Полезные для здоровья «уши Амана»
Для теста:
Для начинки:
мед – 2 ст. л.
обжаренные семечки подсолнечника – 1/3 стакана
гранола (набор хлопьев с сухофруктами) – 1/3 стакана
коричневый сахар – 1/3 стакана
нарезанные жареные каштаны – 5 шт.
натуральный апельсиновый сок – ¼ стакана
Для смазывания:
Способ приготовления
Перемешать все компоненты теста в однородную массу.
Поставить в холодильник на 20 минут.
Растопить коричневый сахар до получения карамели.
Добавить апельсиновый сок и мед.
Снова растопить карамель.
Добавить остальные компоненты начинки.
Раскатать тесто в лист толщиной 0.5 см.
Вырезать кружки диаметром 7 см.
В центре каждого кружка выложить столовую ложку начинки.
(Начинка должна быть теплой, иначе она затвердеет.
Если она остыла, ее нужно подогреть).
Завернуть края теста так, чтобы получились треугольнички-«уши Амана».
Прижать края.
Смазать белком и посыпать маком.
Выпекать в духовке, нагретой до 180 градусов, 12 минут.
Пищевая ценность (из расчета на 1 шт. средней величины):
калории – 124
жиры – 6.8 г
белки – 1.8 г
углеводы – 13.7 г
холестерин – 4 мг
С праздником Пурим!
«Уши Амана» из блинов с «маковой икрой» и водочным соусом
Для блинов:
дрожжи – 1 ½ ч. л.
молоко комнатной температуры – ¾ стакана
сахар – 1 ч. л.
гречневая мука – 1/3 стакана
пшеничная мука – 1/3 стакана
яйца – 3 шт.
растопленное сливочное масло – 3 ст. л.
сметана 15% – 1/3 стакана
соль – 1 ч. л.
Для «маковой икры»:
мак – 300 г
манка – 50 г
сахар – 250 г
молоко – 2 стакана (480 мл)
сливочное масло – 30 г
изюм – 100 г
яйца – 2 шт.
ванильная эссенция – 1 ч. л.
ромовая эссенция – ½ ч. л.
Для водочного соуса:
молоко — 1 стакан
сливки 38% от – 1 стакан
желтки – 6 шт.
сахар – 100 г
водка – 70 мл
Для начинки:
взбитые ванильные сливки
Способ приготовления
«Уши Амана» из творожного теста
Для теста:
творожная масса 5% – (250 г)
мягкое сливочное масло – 100 г
корица – ¼ ч. л.
мука – 2 ½ стакана
сахар – ¾ стакана
ванильная эссенция – 1 ч. л.
тертая цедра половины апельсина
немного молока
взбитое яйцо для смазывания
Для начинки:
готовая начинка для «ушей Амана» на основе финиковой пасты/мака или рахат-лукум
Для подачи к столу:
Способ приготовления
Нагреть духовку до 180 градусов.
В фудпроцессоре или миксере с насадкой для теста перемешать все компоненты
до получения однородного рассыпчатого теста.
Влить немного молока, чтобы тесто схватилось и не было крошкообразным.
Обернуть тесто пищевой пленкой и поставить в холодильник минимум на 20 минут,
чтобы оно слегка уплотнилось и чтобы его было легче раскатывать.
На присыпанной мукой поверхности раскатать тесто в лист толщиной примерно ½ см.
Вырезать кружки диаметром 7-8 см.
В центр каждого кружка положить чайную ложку готовой начинки или кубик рахат-лукума.
Свернуть так, чтобы получился треугольничек.
Противень накрыть пекарской бумагой и выложить пирожки на некотором расстоянии друг от друга.
Смазать взбитым яйцом.
Выпекать в заранее нагретой духовке примерно 20 минут до золотистого цвета.
Остудить.
Перед подачей посыпать сахарной пудрой.
«Уши Амана» с какао и халвой
Продукты
мука – 3 стакана
сливочное масло или маргарин – 200 г
какао – 2 ½ ст. л.
сахар – ½ стакана
желтки – 2 шт.
цедра 1 апельсина
готовая начинка из халвы «Малит халва» – 1 стакан
раскрошенная халва – ½ стакана
Способ приготовления
Перемешать все компоненты для теста в однородную массу.
Поставить в холодильник на 30 минут.
Перемешать готовую начинку с крошками халвы.
Раскатать тесто в лист толщиной ½ см.
С помощью стакана вырезать из теста кружки.
В центр каждого кружка поместить начинку и
свернуть его треугольничком, чтобы получилось «ухо Амана».
Выпекать в духовке, заранее нагретой до 180 градусов, 15 минут до готовности.
Пирожки должны быть хрустящими, но не слишком сухими.
«Уши Амана» («Озней Аман») с маковой начинкой
в австро-венгерском стиле
Для теста:
сахар — 1/2 стакана
мука — 2 1/2 стакана
порошок для выпечки — 1/2 ч. л.
сливочное масло – 200 г
яйцо — 1 шт.
тертая цедра одного апельсина
соль
Для начинки:
Способ приготовления
Для приготовления начинки:
Для приготовления теста:
В миксере взбить сливочное масло, сахар и цедру апельсина в однородную массу.
Выключить миксер, добавить муку, разрыхлитель, яйцо и соль.
Взбить в однородное тесто и затем сразу же выключить.
Раскатать тесто в тонкий лист толщиной 2-3 мм.
Важно раскатывать тесто медленно и аккуратно, чтобы тесто не «порвалось»;
время от времени следует посыпать тесто мукой, чтобы оно не прилипало к скалке
С помощью стакана вырезать кружочки.
С помощью кондитерского мешочка или чайной ложечки выложить
в центре каждого кружочка маленький холмик начинки.
Загнуть края кружочков к центру так, чтобы они напоминали по форме «Уши Амана».
Выпекать до золотистого цвета в духовке, заранее нагретой до 180 градусов.
Ингредиенты
масло сливочное 200 грамм
сахарная пудра 100 грамм
ванильный экстракт одна чайная ложка
мука пшеничная 300 грамм
соль одна чайная ложка
яйцо одна штука
какао 50 миллилитров
Приготовление:
В фудпроцессоре или тестомесе на низкой скорости разотрем размягченное сливочное масло и сахарную пудру.
добавим ванильный экстракт, яйцо, соль, муку и размешаем до однородности, тесто скатается в комок.
отделим половину теста, завернем в пищевую пленку и уберем в холодильник на 1 час.
Во вторую часть теста досыпать 50 миллилитров какао, вымесим и тоже уберем в холодильник на 1 час.
Пока тесто отдыхает в холодильнике приготовим начинку.
Обычно для ушей используем финиковую пасту, но можно намесить что угодно,
например финики+мак+шоколадная намазка, чернослив, халва и т.д.
Достаем из холодильника тесто и поочередно раскатываем в пласт.
смазываем первый пласт мокрой рукой для того чтоб пласты лучше слиплись и сверху кладем второй пласт теста.
Теперь скручиваем оба пласта в рулет.
Приминаем его и нарезаем на блинчики.
Блинчики укладываем так, чтоб они заходили друг на друга.
Присыпаем мукой и раскатываем в пласт толщиной около 0,5 см.
Вырезаем стаканом кружки, на серединку кладем начинку и сворачиваем треугольничком.
Треугольнички укладываем на противень и выпекаем 15 минут при 180 градусах.