Устье аха что это
Устье-Аха
Посёлок городского типа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Междуреченский | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
59°36′ с. ш. 65°56′ в. д. H G Я O | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страна | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Субъект Федерации | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Муниципальный район | Кондинский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Городское поселение | Междуреченский | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Глава | Кошманов Андрей Анатольевич | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
История и география | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основан | 1932 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прежние названия | Устье-Аха | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПГТ с | 1964 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Часовой пояс | UTC+5:00 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Население | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Население | ↗ 11 104 [1] человека ( 2021 ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Катойконим | Междуреченцы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цифровые идентификаторы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Телефонный код | +7 (34677) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почтовый индекс | 628200 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код ОКАТО | 71116660 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Код ОКТМО | 71816160051 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Посёлок городского типа | ||||||
Междуреченский | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
59°36′ с. ш. 65°56′ в. д. H G Я O | ||||||
Страна | | |||||
Субъект Федерации | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | |||||
Муниципальный район | Кондинский | |||||
Городское поселение | Междуреченский | |||||
Глава | Кошманов Андрей Анатольевич | |||||
История и география | ||||||
Основан | 1932 | |||||
Прежние названия | Устье-Аха | |||||
ПГТ с | 1964 | |||||
Часовой пояс | UTC+5:00 | |||||
Население | ||||||
Население | ↗ 11 104 [1] человека ( 2021 ) | |||||
Катойконим | Междуреченцы | |||||
Цифровые идентификаторы | ||||||
Телефонный | +7 (34677) | |||||
Почтовый индекс | 628200 | |||||
ОКАТО | 71116660 | |||||
ОКТМО | 71816160051 | |||||
Междуреченский | Алтай | Болчары | Дальний | Елушкино | Ильичевка | Кама | Карым | Катыш | Кондинское | Куминский | Леуши | Леушинка (упразднён) | Лиственичный | Луговой | Мортка | Мулымья Назарово | Никулкина | Половинка | Сатыга | Совлинский (упразднён) | Сотник | Старый Катыш | Супра | Тап | Ушья | Чантырья | Чеснок | Шаим | Шугур | Юмас | Ягодный | Ямки |
Районные центры Ханты-Мансийского автономного округа
Егоршино Тавда Устье-Аха
Первый набросок эскизов странных воспоминаний.
Краткий план-проспект намеченной книги:
Пред и Словие
Порфи
Любови
Наталии
Марине
Найти первые слова всегда трудно. Особенно тогда, когда они выражают Боль. А хочется подарить Читателю не Боль, а Радость. Однажды моя самая первая внучка – Марина – собрала всю семью вокруг себя (ей было лет пять или около того) и предложила всем сесть на пол и скрестить ноги. Когда мама, папа и бабушка выполнили это распоряжение и спросили: «Ну, и что мы будем теперь делать, Марина?» она ни на секунду не замешкавшись строго ответила: «Будем радоваться!». Вот и я хотел бы предложить своему Читателю: «Давайте будем Радоваться!»
Моя мама – Лариса Порфирьевна Ратушная, более известная моим ученикам, как Порфи, написала воспоминания о своём пребывании в Гулаге, опубликованные под названием «Этюды о Колымских днях». Воспоминания о сталинских зонах, как правило это рассказы об ужасах, тяготах, лишениях, боли. И у мамы можно обнаружить намеки на эти, несовместимые с нормальной человеческой жизнью, моменты, но… Но в целом это потрясающий рассказ о Первой Любви, о самом светлом и прекрасном чувстве девушки к прекрасному, удивительному, непостижимо глубокому поэту – Леониду Ковалёву. И настолько глубоко было это чувство, что радость их встречи (нет – нет! Они именно встретились, и больше ничего между ними не произошло!) всем своим внутренним светом освещает эту удивительную книгу.
Теперь я знаю, почему мама оказалась в зоне, и почему оказалась там под чужими именем, отчеством и фамилией. Об этом она не рискнула рассказать даже в своём потрясающем эссе. А ларчик открывался просто, и, незадолго до своей смерти, мама мне раскрылась.
— Я надеялась разыскать на зонах папу, ведь мы не знали тогда, что его почти сразу расстреляли. А чужие имя, отчество и фамилия позволяли надеяться, что нас не разведут искусственно подальш е друг от друга. Ведь родственникам не позволялось быть вместе. Знай я тогда, какова реальная действительность, вся жизнь могла сложиться иначе…
Эту попытку рассказать о самых прекрасных мгновениях моей, подчас такой нескладной и несуразной, жизни я посвящаю моей маме и всем мамам моих детей. Я очень сильно хочу подарить вам, мои великие Читатели, Радость. И желаю всем вам Счастья, Веры, Надежды и Любви.
Вместо Вступления или Свердловск – Урай
Распальцовка Первая: Егоршино
Эскиз Первый: Егоршино
На дороге в Устье-Аха есть совершенно особенная станция: Егоршино. Особенной её делает функция КПП для всех призывников Свердловской области. Да, да! Егоршино нельзя было миновать. Отсюда начиналось движение эшелонов с призывниками и в сторону Дальнего Востока и к северным широтам, и к южным границам необъятного Советского Союза. Отсюда попадали и на остров Кунашир, и в Находку, и в Североморск, и на Балтийское море, и на Кавказ…
Вы могли оказаться солдатом или матросом где угодно, но сначала вы попадали на поезд, идущий по моей любимой железной дороге в Егоршино! До своего призывая об этом пункте и этой дороге не ведал ничего. Ни разу. Ни словом, ни взглядом. Ни одним случайным упоминанием. Но наступила моя последняя допризывная ночь. Я рвался в Вооруженные Силы. Я боялся панически, что меня не возьмут, поскольку уже имел очень плохую медицинскую историю.
И вот именно в Егоршино решалась моя судьба. Возьмут или не возьмут? Если возьмут, то куда? Во флот или в солдаты? На два или на три года? Но еще до всего этого мне нужно было в восемь утра сдать курсовую в техникум (ССТ – Свердловский строительный техникум, здание с колоннами, что на улице Малышева, недалеко от радиозавода) и уж потом, завершив таким образом курс двигаться к девяти на Добролюбова, рядом все с той же Малышева, недалеко от плотинки и Рубина… Буквально в двух шагах от здания ДОСААФ…
Эскиз Второй: Ночь с Любовью
Ах, эта самая первая наша Ночь! Её величество – Ночь Влюблённых!
Она рисовала мне мою курсовую, а я сидел рядом и любовался ею. Ушли друзья «Кентавры». Отзвучала в их исполнении песня «Не умирай, любовь!»
Мы сидели на кухне, в бывшей комнате Варнавиных, и она рисовала мне мой проект гаража за зданием моего техникума! Рядом стояла моя раскладушка, на которую я упал и заснул на три часа. Когда я проснулся, чертеж завершавший моё обучение в техникуме был готов, провожающая меня Любовь мирно спала на чертеже положив голову на сложенные на столе прекрасные руки. И над ней висел в моей памяти мой единственный первый робкий поцелуй в её волшебную шею. В следующий раз я поцелую её через два года. Точно также робко и целомудренно. До рождения Володи оставалось четыре года и двадцать один день…
Эскиз Третий: Военкомат 5 мая 1972
Мы дошли до военкомата. Около угловых ворот Дендрария мы обнялись, как родные. Почти не прикасаясь друг к другу. У меня больше не было никого во всём мире. И у неё тоже. Вскоре нас посадили на автобус и привезли на старый железнодорожный вокзал. Здесь нас построили в каре и мы простояли на одном месте четыре часа. После этого нас завели в прибывшие вагоны и началось моё самое первое путешествие по дороге на Устье-Аха.
Этот Военкомат пережил все трансформации общества и государства и по-прежнему находится всё там же, на Добролюбова. Всё тот же Рубин и всё то же здание ДОСААФ располагаются рядом.
Мимо шумит всё та же улица Малышевв. И в конце короткой Добролюбова всё также манит воротамим городской Дендрарий, который привёл в порядок Аркадий Чернецкий – многолетний мэр Екатеринбурга.
Эскиз Четвёртый: Егоршино как воно е
Наша колонна месит грязь старыми изношенными ботинками. Мы по глинянной дороге на глинянных ногах спускаемся к лагерю для перемещаемых лиц. Здесь нам предстоит пройти первичную сортировку и отправиться в другие сборно-сортировочные пункты. Что нас ждёт не знает никто.
Чёрные бушлаты
Когда среди нас замелькали черные бушлаты я занервничал. Понятно, что мне туда не попасть. На флот не умеющих плавать не берут. Тем более не берут таких больных, как именно я. Ведь я и ходить-то толком не научился после тяжелейшего ревматического осложнения на сердце.
Поэтому подходя ко врачу, на вопрос врача: «Жалобы есть?» я бодро отвечаю: «Нет!»
Врач смотрит мне в гпаза – в мои честные, правдивые, никогда не лгущие глаза – и пишет на моей карточке: «Годен ПЛ». Что такое это «ПЛ» я не ведаю, пока нас не начинают проверять и только тогда я догадываюсь: «ПЛ – подводная лодка». Тест я не прохожу и мне уверенно пишут: «Годен НК!» Это я вычисляю очень быстро: «Надводные корабли». Всё. Судьба моя решена!
Эскиз Пятый: Сквозь сон через двадцать лет
Распальцовка Вторая: Тавда
Эскиз Первый: Тавда
Эскиз Второй: Умань как развилка на Крым и Одессу
Есть такие города, которые не понять, пока не осознаешь их географического положения. Например я долго не мог понять Ханты-Мансийска, пока не обнаружил, что он стоит в месте слияния Оби и Иртыша! И Великий Устюг непонятен, пока не обнаружишь, что это точка слияния двух рек! Есть такие пункты, где либо соединяются, либо разделяются потоки. Потоки прибывшихв Крым и в Одессу соединяются в дальнейшем во вполне определенном месте – и это место как раз и зовут «Умань»! Под Уманью произошло окружение 6-ой и 12-ой Армий горячим летом 1941-го года. В плен было взято около ста тысяч наших солдат и офицеров. Де факто был оккупирован важнейший стратегический пункт на южном направлении обороны. И будь наша страна размерами поменьше, такая стратегическая удача могла стоить всей кампании. Но немецко-фашистским оккупантам предстояло иметь дела еще со множеством таких важных стратегических пунктов. Сталинский генералитет проигрывал пока сражения, но выигрывал в мобилизационных ресурсах и успевал призвать больше, чем терял. И держава была спасена.
Эскиз Третий: Тавда как Умань Урала и Сибири
В Тавде можно сесть на поезд и доехать до Устье-Аха. А можно доехать до Свердловска, то бишь – Екатеринбурга. Тавда в центре тетраэдра из Урая, Екатеринбурга и Тюмени! Причем прямые соединения Трёх окружающих Тавду узлов существуют реально: железная дорога Свердловск-Тюмень и две авиационные трассы –Урай-Екатеринбург и Урай-Тюмень.
Эскиз Четвёртый: Экспресс на Екатеринбург
Участок дороги Тавда – Екатеринбург насыщен уральскими городами.
Эскиз Пятый: Полёт на Тюмень
Если вы решили из Тавды направляться сразу в Тюмень, то все вопросы решаются при помощи одной или нескольких групп поддержки. И на первый план, как и в Устье-Аха, выходят те автомашины, хозяева которых занимаются этим обслуживанием лучше других.
Эскиз Шестой: Несеверная Двина ломает позвоночники
Эскиз Седьмой: Тихой сапой до Мортки
А из окна поезда, сонно постукивающего по рельсам картина открывается просто благостная. Кроме станции «Куминская» (вот где вспоминается слово «кума» во всех его значениях!) – ни одной заминки! Как правило именно на этом участке хочется прилечь и вздремнуть. Четыре часа и поезд изящно касается своей тенью платформы в Мортке или платформы в Тавде! Почти бесшумно! По партизански! Тихой сапой! А за окнами болота и лес – низкорослый, редковатый, размытый, как картинка импрессиониста. Здесь негде выходить и нет ни малейшей надежды, что подберут и подбросят. Скромные двести километров бесконечно разнообразной поверхности планеты. Сколько-то там Монако и Люксембургов. Маленький изящный болотный пустячок. Именно на этих километрах однажды я породил такое понимание устройства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Югра – это океан болот, где то тут, то там располагаются едва приподнятые над поверхностью «острова» и вот на этих-то «островах» и стоят молодые города округа.
Распальцовка Третья: Устье-Аха
Эскиз Первый: Третья Версия пути – Конда!
А было! Было Время!! Из Устья-Аха по реке мы добирались до Урая! Лёгкий катер вез порядка восьмидесяти пассажиров. Река вьётся полукольцами, извивается, петляет. Дорога в триста километров по водной глади! Спящие, но вечно манящие берега, красивые заводи. Здесь нередко прячутся громадные щуки и стаи весёлых щурят. Здесь водятся и плотва и уклейка, и ёршики и чебаки. А как хорошо у костра на берегу! А как манящи прозрачные струи во время летней жары!
По Конде шли бесконечные караваны барж со всем, что постепенно превращало поселение именно в город! День за днём, ночь за ночью шли по этому извилистому пути песок, цемент, кирпич, железобетонные аэродромные плиты, автокраны и фермы, сваи и трубы, гигантские насосы, тяжелые трансформаторы, гигантские катушки с проводами и кабелями, окна, двери, кубокилометры леса и десятки и сотни тысяч тонн оборудования для вахтовых поселков, буровых вышек, нефте и газостанций. На сотнях квадратных километров развёртывались гигантские цеха предприятий добывающих нефть. Большую нефть! И всё это доставлялось по реке Конде на длиннющие причалы в Урае. Теперь уже тех причалов и не отыскать. Исчезли, растворились в тумане бытия. Редко-редко пройдёт печальная баржа, промелькнет обезлюдевший катерок. Река притихла и затаилась. Задумалась о себе и о своей судьбе. Где она теперь – Половинка? Чем живёт, чем дышит? Как оно там – Ягодное? Куда пропало Золотое Дно?
Эскиз Второй: Медвежья Ночь
Я привёз семью в Устье-Аха. Нам предстояло утром улететь на вертолёте в Урай. Но до утра ещё нужно было дожить. В аэропорту (красиво сказано: «Аэропорт»!) стоял вагончик. Вот в нём мне и предложили с семьёй провести ночь. Звёздную октябрьскую ночь 1988-го года. Володе – 12 лет. Светлане – десять. У нас собой набор сумок с вещами первой необходимости. Детям предстоит осваиваться в новой школе с новыми одноклассниками. Любе предстоит устраиваться на пока неизвестно какую работу. Мы взяли с собой маленький магнитофон и слушаем то Пугачеву, то итальянцев. Удобства на улице. Холодновато. Кутаем детей в одеяла, благо взяли парочку на первое время. И вдруг за окошком слышим сквозь завывание ветра какую-то возню.
Вообще это уже стало доброй традицией в моих семейных практиках. Всё началось еще на Дальнем Востоке, куда приехала ко мне на нашу свадьбу Люба. На ночь я убыл в часть, а её оставил ждать меня на пасеке. А на пасеку, как позднее выяснилось, забралась тигрица. Забилась под крышу какого-то домика и там уснула. Так Люба провела некоторое время неподалеку от тигрицы, даже не догадываясь о столь приятном соседстве. Потом что-то подсказало ей правильное движение и она на попутной машине добралась до гостинницы в Реттиховке. Где я её нашёл утром и мы благополучно отловили двух свидетелей для ЗАГСа прямо тут же, около «отеля» состоявшего из одного этажа в одном подъезде пятиэтажного дома. О тигрице Люба узнала много позже.
И вот теперь у нас выпала дивная Медвежья Ночь. Впрочем хозяйка аэропорта предупредила меня, что мишка тут порою заглядывает в мусорные баки с целью подкормиться, чем Бог пошлёт. До утра я не смыкал глаз. И только с первыми лучами Солнца рухнул на кресло и «вырубился». Но уже через час мы садились в прилетевший из Урая «кукурузник».
Так он и остался в моей памяти – аэропорт в Устье-Аха. Пронзительная звёздная ночь, одинокий голодный медведь, кибитка на краю большого пустынного поля и три комочка родной крови укутанные в мягкие одеяльца.
Эскиз Третий: Оборванный Полёт
А сам я впервые попал в этот аэропорт еще 17-го сентября 1988 года. И здесь около четырех вечера мы сели на борт большого вертолета (Ми-8? Точно не помню). Взлетели, зависли над Устье-Аха, двинулись было в сторону Урая и вдруг резко стали садиться и сели в Луговом, за рекой от Устья-Аха. Старший пилот о чем-то поговорил с местным руководством и сообщил нам, что вытекло масло и что могло в любой миг заклинить винты. Так что возможно будем здесь ночевать, а утром придёт другой борт.
Но борт пришел через час и всех нас забросил таки в Урай. А для меня 17-ое сентября стало вторым днём рождения. Так с оборванного полёта и медвежьего предупреждения и началась самая прекрасная эпоха моей жизни – Урай!
Эскиз Четвёртый: Вдоль берега Озера Слёз
Эскиз Пятый: Трасса До аэродромных плит
Эскиз Шестой: Трасса – Аэродром
А постепенно трасса была одета в аэродромные плиты, которые, к слову сказать, изготавливались у нас, в Качканаре. Эти два метра на шесть с чудовищной прочностью бетона и характерной рифлёной поверхностью – главная особенность всех дорог Югры! На этот аэродром самолётики могли падать во многих местах трассы. И весь округ превратился в сеть бесконечных взлётно-посадочных полос.
Эскиз Седьмой: Отмирание железной дороги
И дорога жизни постепенно начала отмирать. Уже не каждый день идут пассажирские поезда по дороге на Устье-Аха. Как и река Конда, с развитием автомобильных трасс и завершением основного строительства городов и вахтовых поселков необходимость интенсивного использования железной дороги стала снижаться. Помню, как народ мечтал о том, чтобы железная дорога пришла в Урай. В конце-концов в Урае поставили в центре города привезенный видимо рекой паровоз и вагон на фрагмент насыпи и рельс. В вагоне сделали кафе. Всю конструкцию так и назвали: «паравозик». И мне порой начинает казаться, что вот этот самый паровозик в конце концов так и останется единственным памятником некогда великой железной дороге «Свердловск – Устье-Аха». А трасса будет обрываться в Тавде, и только призывники будут порой собираться в удивительном городке с таким народным русским наименованием «Егоршино».
Вместо Послесловия или Тюменский фантом
1.Как я первый раз побывал в Урае!
Такие кольца автодорог встречаются в каждом городе. Понемногу. В меру.
А в Тюмени это – Система! Вся Тюмень окольцована! И кольца эти не маленькие робкие колечки, а громадные полноформатные сооружения для непрерывного движения транспорта в местах для перекрестков. Надо отметить, что Тюмень – город равнинный. Здесь нет ни одного приличного холмика. Просто ровная доска. Таков и Нижневартовск. Но Нижневартовск гораздо севернее и гораздо приобьённее – он просто прямо стоит на Оби. Не прячется! А вот Тюмень – скромница, красавица Тюмень – расположена на реке Туре, из которой сначала попадают в Тобол, и уже через него проникают в Обь! И вот эта удаленность от основной артерии гигантского разумного организма интеллектуалки-реки и порождает особую атмосферу спрятанности города. Он, словно девушка, надевшая множество браслетов и колец на всё, на что они вообще могут быть надеты. Она прихорашивается и готовится танцевать, звеня этими кольцами. И танцуют этот бесконечный вальс на её кольцах потоки одуревших от вращения машин. На этих кольцах хочется петь и поразительные слова и мелодии посещают мозг усталого песнетворца. И вся Тюмень превращается в одну прекрасную, волшебную, непостижимую рациональным рассудком мелодию-танец. И под эту чарующую усталый дух мелодию с какой-то особой теплотой вспоминаешь, что попасть в эту сказку ты смог благодаря безмолвному движению по почти нереальной трассе «Устье-Аха – Тавда».
Справка по рекам, упоминаемым в эссе (из Интернета).
Конда — река в Западной Сибири, в Ханты-Мансийском автономном округе России, левый приток Иртыша. Течёт по Кондинской низменности в широкой плоской долине, русло очень извилистое. Длина — 1097 км, площадь бассейна 72,8 тыс. км;
Тобол — река в Казахстане и России, левый приток Иртыша. Длина реки — 1591 км, площадь её водосборного бассейна — 426 000 км;.
Тура — река в Свердловской и Тюменской областях России, левый приток Тобола. Длина — 1030 км, площадь бассейна — 80 400 км;. Сплавная. Судоходна на 635 км от устья. На Туре — три водохранилища, Верхотурская ГЭС.
Иртыш — река в Китае, Казахстане и России, левый, главный, приток Оби. Длина Иртыша составляет 4248 км, что превышает длину самой Оби. Иртыш вместе с Обью — самый протяжённый водоток в России, второй по протяжённости в Азии и шестой в мире.
Площадь бассейна: 1 643 000 км;
Длина: 4 248 км
Расход воды: 2 150 м;/с
Устье: Обь
Исток: Алтайские горы
Обь — река в Западной Сибири. Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. Длина Оби — 3650 км, площадь её водосборного бассейна — 2 990 000 км;. В устье образует Обскую губу и впадает в Карское море. Википедия
Площадь бассейна: 2 972 497 км;
Страна: Россия
Истоки: Бия, Катунь
Устья: Обская губа, Карское море
Города: Новосибирск, Барнаул, Сургут, Салехард, Нижневартовск, Бийск, Камень-на-Оби, Ханты-Мансийск, Лабытнанги, Колпашево, Берёзово ещё
Эпилог: Возвращение в Город Сказок
- как оплатить кредит беларусбанка через интернет банкинг белагропромбанка в беларуси
- как отключить приложение детям на триколор тв