Утреня что это в православии
Какие службы есть в Церкви и что они означают?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Утреня — вечером, вечерня — в обед, а обедни вообще нет. Примерно так для неподготовленного человека выглядит расписание в храме. На самом деле то, что обычно называют вечерней и утренней службой, включает в себя гораздо больше богослужений. Все они образуют так называемый суточный богослужебный круг — службы, которые проходят в храме каждый день.
Что такое богослужебный круг?
Богослужебный круг — цикл регулярных церковных богослужений. Всего таких круга четыре: суточный (ежедневный), седмичный (недельный) и два годовых: подвижный и неподвижный. Недельный и годовые круги — тематические, то есть в них богослужения суточного круга группируются по евангельским и историко-церковным событиям.
Какие службы входят в суточный круг?
В службы суточного круга в зависимости от праздников включаются песнопения и чтения остальных богослужебных кругов: седмичного и годового. Обычно в сутки положено совершать шесть богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Все службы кроме литургии описаны в книге Часослов, которая сформировалась в IX веке.
Вечерня
Богослужение, чаще всего совершаемое вечером. Вечерня бывает вседневная, малая и великая. Малая вечерня служится накануне воскресных дней и больших праздников. Великая вечерня служится либо отдельно накануне праздников, либо вместе с утреней в составе всенощного бдения. Вседневная вечерня служится в будние дни. Иногда вечерня служится совместно с литургией, как ее первая часть — например, Великим постом.
Утреня
Раньше этого богослужение совершалось утром — отсюда такое название. Сейчас утреня часто совершается сразу после вечерни, то есть вечером (но может быть и утром, как раньше). Эта служба — благодарность Богу за прошедшую ночь и просьба о Его благословении на следующий день.
Всенощное бдение
Богослужение накануне больших праздников и воскресных дней. Состоит из вечерни, утрени и первого часа. В этом случае вечерня и утреня совершаются более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Часы
Краткие богослужения, совершаемые четыре раза в сутки и освящающие молитвой весь день.
Первый час соответствует нашему седьмому часу утра, освящает молитвой уже наступивший день.
Третий час соответствует нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов.
Шестой час соответствует нашему двенадцатому часу дня, вспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.
В обычной богослужебной практике 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й час совершаются непосредственно перед литургией, 9-й — перед вечерней.
Литургия
Главное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Установлено Спасителем во время Тайной Вечери. Есть три вида литургии:
Литургия святителя Иоанна Златоустого совершается в течении всего года.
Литургия святителя Василия Великого служится 10 раз в году: 5 воскресений Великого поста (кроме Входа Господня в Иерусалим); в Великий Четверг и Великую Субботу — на Страстной седмице; 14 января (праздник Обрезания Господня); 6 и 18 января — накануне праздников Рождества Христова и Крещения.
Литургия святителя Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) совершается по средам и пятницам Великого поста; понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого поста и не выпадают на воскресный день. Литургия называется так потому, что на ней верующие причащаются Дарами, ранее освященными на литургии св. Иоанна Златоустого или св. Василия Великого.
Повечерие
Богослужение, совершаемое вечером. Название происходит от монастырской практики совершать повечерие после вечерней трапезы — вечери. Бывает великое (совершается в Великий пост, праздники Рождества Христова и Богоявления) и малое (в остальные дни).
Полунощница
Богослужение, совершаемое в полночь. Оно посвящено Страшному Суду и Второму Пришествию Христа. Обычно полунощница совершается рано утром в монастырях, на приходах практически не служится.
Как все выглядит на практике?
Службы суточного круга сгруппированы для удобства в две части, которые совершаются утром и вечером. Утром — 3-й, 6-й, 9-й часы и литургия; вечером — всенощная (или вечерня с утреней) и 1-й час. Все исключения из этой практики встречаются либо в монастырях, где стараются служить без сокращений, либо во время Великого поста, когда устав предписывает иной порядок богослужений.
Что такое утреня?
В православной церкви служатся несколько разных видов служб, которые складываются в суточный круг. Для того чтобы понимать суть происходящего в храме, нужно разбираться в том, какие есть службы и когда именно они проводятся. Сегодня познакомимся с необычной службой, которая называется «утреня», но при этом в церкви служится вечером. Почему так происходит? Какие ее особенности, что нужно знать прихожанину об этой службе?
Определение утрени
Утреня — это церковное богослужение, которое, согласно Уставу нашей церкви, должно совершаться в самое раннее утро, еще до восхода солнца. Вся суть утрени — это благодарность Богу за прошедшую и пережитую ночь, за наступление нового дня в нашей жизни.
Если смотреть структуру суточного богослужения, то утреня входит в состав так называемого всенощного бдения. Изначально, у первых христиан, всенощное бдение совершалось именно ночью, потому что зачастую организовать службу днем было опасно или вообще невозможно. В современной Церкви всенощное бдение очень редко целиком служится ночью, оно разбивается на части. Но название закрепилось за этой службой с древних времен.
Важно! Сегодня утреня служится на вечернем богослужении, которое устанавливается в каждом храме вечером, накануне праздничных, воскресных и любых других дней, когда есть Литургия.
Определить начало утрени несложно — она начинается с чтения шестопсалмия, когда в храме выключаются все светильники и оставляют гореть только зажженные лампады. Это очень трогательный и запоминающийся момент всей службы — весь храм, освященный только мягким светом лампад, погружается в общую молитву.
Что такое шестопсалмие в последовании утрени
Чтение ветхозаветных псалмов показывает скорбь человеческой души о своем падшем греховном состоянии, томление в ожидании прихода Спасителя, которым было наполнены времена Ветхого Завета.
Особое отношение к шестопсалмию выражается в том, что во время этого чтения всем молящимся положено стоять, а ходить по храму, ставить свечи, совершать еще какие-либо действия возбраняется. Конечно, если человек по своей немощи не может выстоять эту часть службы, он может присесть.
Шестопсалмие читается двумя частями: после первых трех псалмов священник становится перед Царскими вратами и начинает чтение особых утренних молитв, в которых просит благословения для себя и своей паствы на новый наступивший день, благодарит за прошедшую ночь. Выйдя из алтаря, священник символически олицетворяет собой Христа, как обещанного Спасителя всего человечества.
Читайте о богослужениях:
Ектиния и кафизмы
Важно! Сразу за ектенией поются тропари в честь праздника данного дня или святого, память которого ныне совершается.
Следующая ступень в последовании утрени — чтение Псалтири по кафизмам. Кафизма представляет собой соединенные в одну часть несколько псалмов. Их чтение, наподобие чтению шестопсалмия, направлено на воспоминание о нашей греховности, о необходимости покаяния. Вместе с тем, в псалмах мы видим надежду на то, что с Божьей помощью можем преодолеть тлетворное действие грехов. Во время прочтения кафизм в храме разрешается присесть, а по их окончании включаются все светильники.
Полиелей
После прочтения Псалтири начинается наиболее торжественная и красивая часть службы — полиелей ( это слово в переводе означает «многомилостие»). Она направлена на воспевание и восхваление всех тех великих милостей и дарований, которые Господь посылает каждому человеку. Начинается полиелей с чтения хвалений, под которые открываются Царские врата, а священник выходит для совершения каждения.
После этого поются особые воскресные тропари, которые повествуют о радости Воскресения. Кроме того, во многих храмах существует традиция выноса на аналой иконы, почитание которой совершается. Перед ней поются тропари, величания и стихи, рассказывающие о сути праздника или почитания того или иного дня. Пение звучит попеременно как хоровое, так и служащими священниками. Все вместе создает очень торжественную, праздничную атмосферу богослужения.
Помимо великой ектеньи, дьякон после величаний произносит и малую. Ектенья — это то время в богослужении, когда человек может помолиться о чем-то своем, сокровенном. После ектеньи поются антифоны и прокимен, которые предшествуют чтению Евангелия.
Чтение Евангелия — важнейшая часть любого богослужения. Именно в Евангелии содержатся все основы нашей веры, поэтому каждый православный христианин должен уделять время чтению Священного Писания не только в храме, но и дома.
Читаемые отрывки из Евангелия отличаются в различные дни. Так, в воскресные дни зачитываются места, повествующие о Чуде Воскресения Христа, о Его явлении после Воскресения своим ученикам. В другие же дни или праздники читаются отрывки, в которых идет речь либо о празднуемом событии, либо о прославлении святого.
Завершает чтение Евангелия торжественное пение «Воскресение Христово видевши…», после чего к Евангелию прикладываются все присутствующие в храме. В праздничные дни вместе с Евангелием принято целовать и икону праздника.
После этого все верующие подходят ко священнику для помазания освященным маслом. Очень часто эту процедуру называют «миропомазанием». Это грубая ошибка — миропомазание является Таинством, которое, чаще всего, совершают во время Крещения.
Помазывание освященным елеем (маслом) делается на каждой службе как символ того, что православные христиане должны быть помазаны Божьем именем для освобождения от любого зла.
Также перед праздниками во многих храмах принято раздавать хлеб, окропленный вином. Этот хлеб не является святой просфорой, не нужно их путать. Данный хлеб символизирует пищу духовную, которая в той же мере, что и пища телесная, нужна для жизни верующего человека.
Канон
После помазания не стоит сразу торопиться и уходить домой, ведь чинопоследование утрени еще не завершено. Следующей частью службы будет канон — это собрание различных молитв по определенному правилу. Большую часть богослужебных канонов составили святые отцы нашей Церкви, например, Андрей Критский ( Великий покаянный канон, читаемый на первой неделе Великого поста). Канон разделяется на составные части (ирмосы, песни, тропари), часть из которых поется, а другая часть прочитывается.
Ирмосы, которые в самом начале канона поются, основываются на каких-либо библейских событиях. Это и песнь пророка Моисея, в которой он восхвалял Господа после перехода через море, и песни многих других ветхозаветных пророков.
Важно! Во время Великого поста исполняется вторая песнь канона, которая имеет особые покаянные мотивы. Ее основа — это обличение Моисея, направленное на свой народ, когда тот впал в мерзкое идолопоклонство.
В середине канона происходит каждение храма дьяконом, также несколько раз произносятся малые еткении. Такая слаженная, выверенная структура богослужения придает ему особую торжественность, радостное восхваление Воскресение Спасителя Иисуса Христа, предстательство за каждого человека Пресвятой Богородицы.
Почитанию Богородицы отводится отдельное место: поется «Честнейшая херувим», диакон отдельно перед Царскими вратами провозглашает хвалу Божьей Матери.
Читайте о Божьей Матери:
Окончание
По завершении канона снова поются псалмы, а точнее, некоторые стихи из них, такие как «Всякое дыхание да хвалит Господа. Они дополняются отдельными стихами, прославляющими Спасителя, Божью Матерь или отдельных святых.
После этого звучит возглас священника: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Изначально этот возглас должен был звучать на самом рассвете, когда первые лучи восходящего солнца разгоняли мрак ночи. Символично к этому моменту и были приурочены слова о свете духовном, исходящем от Господа. Сегодня время служения утрени сместилось, но духовный смысл этого возгласа остается неизменным — только в Господе мы можем познать и обрести настоящий свет для нашей души.
На этот возглас священника отвечает хор пением особого хвалебного гимна, который начинается со слов «Слава в вышних Богу», после которых поются различные молитвы, библейские сюжеты и Трисвятое.
Под конец утрени, перед самым отпустом, воспеваются праздничные тропари, а если никакого праздника в этот день нет — тропарь отпуста, где повествуется о Воскресении Христа, о тех трудах, которые понесли апостолы ради распространения христианства по всему миру. За этим снова следует ектения, последняя в этой службе. Завершается утреня пением «многлетия» — прошении о сохранении местного архиерея, патриарха, настоятеля храма и всех прихожан.
Зачем ходить на утреню
Сегодня утреня входит в состав так называемой «вечерней службы» — богослужения накануне дня, когда будет совершаться Литургия. Эти богослужения всегда служатся в субботние дни, поскольку по воскресеньям в каждом храме есть Литургия. Обязательны службы накануне самых разных православных праздников. Кроме того, в каждом храме может быть свое расписание богослужений. К примеру, в монастырях службы служатся ежедневно, соответственно, вечерняя служба также каждый день. Узнавать расписание богослужений нужно в конкретном храме.
К сожалению, на вечернее богослужение приходит всегда людей меньше, чем на Литургию. На самом деле, всенощное бдение с утреней и Литургия — это единая служба, которая служится в честь конкретного дня или праздника. Сейчас она удобно разбита на две части — одна вечером и другая утром. Но, несмотря на такое удобство, многие сознательно не ходят на вечернее богослужение, считая его менее значимым.
Каждый православный христианин должен стараться посещать все службы, которые служатся в храме, не нарушая установленный порядок. Такая полнота церковной жизни очень благотворно влияет на духовное состояние человека. Понятно, что очень часто нет возможности посетить храм из-за работы, поскольку занятость современных людей очень высока. Но если время позволяет — нужно обязательно стараться побывать на службе не только утром, но и накануне вечером.
Совет! Особенно важно уделить этому внимание перед причастием. Если человек готовиться к принятию Святых Христовых Таин на Литургии, нужно постараться обязательно побывать на вечерней службе.
Причастие — это кульминация всего суточного богослужебного круга, а начинается этот круг с вечера предыдущего дня. Поэтому перед причастием очень желательно вечером сходить в храм, а по приходу домой читать правило перед причастием. К тому же, во многих храмах исповедь проходит именно на вечерней службе, поэтому не получится причаститься на Литургии, не попав на службу вечером с исповедью.
Посещение богослужений в храме — неотъемлемая часть духовной жизни каждого православного христианина. Как бы мы ни хотели верить «в душе», как бы мы не считали, что Бог везде и не нуждается в «посредниках» — без храма православия не существует. Сложность и непонятность церковных песнопений постепенно сглаживается, по мере воцерковления открываются глубокие смыслы службы. Мы можем придумывать себе любые отговорки и объяснения, но если мы считаем себя православными христианами, церковь должна стать органичной и естественной частью нашей жизни.
Восходу солнца и Солнца
Мы продолжаем беседовать с кандидатом богословия, заведующим библейской кафедрой Саратовской духовной семинарии Алексеем Кашкиным о православном богослужении. Тема нашего сегодняшнего разговора — утреня, ее история, чинопоследование и духовный смысл.
— Да, переход от ночи ко дню освящался богослужением с ветхозаветных времен, а у христиан утреня появилась в первые века христианства. Конечно, изначально ее чин отличался от сегодняшнего: от того времени в нашем чинопоследовании остались только отдельные псалмы, например, псалом 62, воспетый Давидом в пустыне Иудейской:Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя. С древних времен лучшие духовные поэты, гимнописцы — например, Роман Сладкопевец — составляли песнопения для утрени. Сегодня утреню можно назвать основным богослужением суточного круга (напомним, что Божественная литургия не входит в суточный круг): она самая продолжительная, и именно на нее приходится максимальное количество праздничных песнопений. Студийский и Иерусалимский уставы закрепили утреню в современном виде, а с момента появления Иерусалимского устава Церковь в особенно торжественные дни — воскресные, великие праздники и дни памяти наиболее почитаемых святых — совершает ее в составе всенощного бдения, то есть вечером.
— С какого момента всенощного бдения начинается утреня?
— Возглас «Благословение Господне на вас» относится еще к вечерне. Начало утрени — ангельское славословие и за ним чтение шестопсалмия. Почему эти шесть псалмов — 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й — читаются именно в начале утрени? Первая часть всенощного бдения, вечерня — это символическое изображение ветхозаветной истории, а утреня символизирует Новый Завет, пришествие в мир Спасителя. Шестопсалмие — это переход к Новому Завету. Оно отражает несчастное, греховное состояние падшего человечества, узнавшего уже о рождении Богомладенца (вот почему шестопсалмие предваряется ангельским славословием Ему (Лк. 2, 14): Слава в вышних Богу, и на земле мир), но не услышавшего еще евангельской вести во всей ее полноте. Шестопсалмие, как говорит Типикон,— это беседа души с Богом. Человек обозревает свою жизнь, просит Господа простить его грехи, избавить его от бедственного положения. Для человека очевидна связь между его бедами и его собственными грехами, и он, страдая, обращает к Богу свой молитвенный покаянный вопль. Шестопсалмие призвано вернуть нас с небес на землю: от радости празднику, которым проникнута вечерня, к реальной картине нашего недостоинства. К радости мы вернемся чуть позже — во время полиелея.
— Что ждет нас после шестопсалмия?
— Мирная ектения («Миром Господу помолимся…»), такая же, как и на вечерне. И затем песнопение Бог Господь, и явися нам (Пс. 117, 27). Эти слова из псалма символически указывают на Пришествие в мир Спасителя. Далее поются тропари празднику, который уже настал. И затем читаются кафизмы, то есть определенные части Псалтири. Как уже сказано, утреня символически изображает новозаветное время — время по Пришествии Христа; а псалмы — это ветхозаветные тексты. Поэтому момент чтения Псалтири перед полиелеем может восприниматься как подготовительный и отчасти покаянный.
— Что такое полиелей?
— Это наиболее торжественная часть не вседневной, а именно праздничной утрени, то есть той, что в нашей практике совершается накануне праздников и вечером в субботу. В это время храм максимально освещен; совершается каждение всего храма; псалмы, которые поются на полиелее, прославляют, хвалят Господа. В состав полиелея входят псалмы 134‑й (Хвалите имя Господне, хвалите, раби, Господа) и 135‑й, в котором много раз повторяется припев или рефрен яко в век милость его. По-гречески милость — «элеос». А «поли» означает «много», отсюда и само слово — полиелей.
Затем в храме звучит величание праздника. По субботам прославляется воскресный день — день, когда мы воспоминаем Воскресение Христово — и к полиелею добавляются воскресные песнопения. Если уточнить терминологию, то полиелеем надлежит называть лишь эти два псалма — 134‑й и 135‑й, но не будет большой ошибки, если мы назовем полиелеем всю наиболее торжественную и радостную часть утрени — до канона. То есть именно ту часть, которая приобщает нас к событию праздника. Здесь звучит прокимен, стихира праздника; читается Евангелие праздника, по субботам — те страницы, которые повествуют о Воскресении Христа. Это сердцевина утреннего богослужения. А затем читается молитва литии (напомним, что лития — усиленное моление на вечерне) «Спаси, Боже, люди Твоя», в которой перечисляются имена наиболее чтимых святых. С 2011 года — с момента учреждения празднования Собору Саратовских святых — мы, саратовцы, слышим в своих храмах имена тех из них, кто входит в Собор.
— Теперь о каноне утрени…
— Канон — это сложное гимнографическое произведение, состоящее в нашей практике из восьми песней. Его содержание — разностороннее осмысление празднуемого события; он показывает событие праздника в разных смысловых аспектах. В каноне находят отражение многие богословские идеи, связанные с празднуемым событием. Именно поэтому канон можно назвать центральным песнопением праздника.
Многие каноны написаны выдающимися церковными авторами VII-IX веков и по сей день занимают достойное место в нашем богослужении. К канону утрени нужно относиться максимально внимательно: к сожалению, в практике у нас во время канона совершается елеопомазание, которое отвлекает многих прихожан и мешает им воспринимать слова канона.
— Многим нашим прихожанам свойственно некое потребительское или даже магическое отношение к этому действию. Человек, у которого нет времени или желания стоять всю всенощную, норовит забежать на одно только помазание — и дальше по своим делам. А есть ли в таком забегании смысл?
— Обряд помазания на утрене давний, он известен с XIII–XIV века. Правда, тогда он совершался не во время, а после утрени. Как уже сказано, утреня была тогда другой, наиболее торжественным ее моментом, вершиной был именно конец, и за ним следовало помазание. При этом елей брали из лампады, горящей перед иконой праздника. Таким образом, это была своего рода печать, приобщение человека к торжеству Церкви. Сейчас у нас помазание совершается тоже после самой торжественной части утрени, но не в конце: оно совмещается с целованием Евангелия и иконы праздника, которое в старину предписывалось совершать после величания. Масло при этом используется то, которое освящалось на вечерне, хотя освящение на вечерне по смыслу — это именно освящение пищи (вспомним: «Благослови хлебы сия, пшеницу, вино и елей…»). Но, как и в минувшие века, этот обряд приобщает христиан к радости, к празднику. Никакого дополнительного смысла в помазании нет. С этой точки зрения, игнорировать праздничное богослужение и забегать в церковь на одно только помазание — действие, лишенное смысла. Помазание елеем на утрене не является таинством, елей не обладает целительным действием. Беда наша, наверное, в том, что у нас нет подлинного внимания к богослужению, к молитвословию, к тем смыслам, которые оно содержит, и потому наше сознание ухватывается за действие, за что-то вещественное — это легче воспринимается.
— И все же мы ждем не только помазания. Мы всегда с волнением ожидаем, когда запоют «Честнейшую херувим» и зазвонят в колокола…
— Песнь Пресвятой Богородицы «Величит душа моя Господа» с припевом «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим» — это, к сожалению, единственная из девяти библейских песней, которые раньше пелись на утрене и которые поются теперь только Великим постом. Возможно, она оказалась выделена из всех, потому что Богородица почитается гораздо больше всех праведников Ветхого Завета. «Честнейшую херувим…» — это на самом деле ирмос Космы Маюмского, написанный для девятой песни Канона Великой Пятницы, но он стал жить своей, отдельной от богослужения Страстной Седмицы жизнью и поется теперь с Песнью Богоматери. Эта песнь во время утреннего богослужения — свидетельство особого, сугубого почитания Богородицы; Великим постом она поется с земными поклонами.
— Мы приблизились к самому радостному моменту утрени: к возгласу священника «Слава Тебе, показавшему нам свет» и к Великому славословию…
— Это, по сути, вторая вершина утрени после полиелея. Великое славословие «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение» — это очень древний текст, примерно IV века, он составлен из многих библейских стихов: на всяк день благословлю Тя (Пс. 144, 2), благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118, 12). Очень красивое песнопение, торжественный момент. Как и во время полиелея, храм максимально освещен — включается паникадило. Возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет» — это благодарность Богу за наступление нового дня.
В конце утрени, перед отпустом, мы слышим песнопение «Утверди, Боже, святую православную веру…». В старину оно было многолетием, провозглашаемым государю, патриарху, архиерею. Отпуст — краткое молитвословие, начинающееся словами «Христос истинный Бог наш…». Это итог всего богослужения, черта, которую подводят под ним. И это пастырское благословение верующим после богослужения.
Фото из архива редакции
Газета «Православна вера» № 22 (522)