Уведомление о кик что это

Уведомление о кик что это

НК РФ Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 25.14 НК РФ

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

П. 2 ст. 25.14 (в ред. ФЗ от 09.11.2020 N 368-ФЗ (ред. от 29.12.2020)) применяется в отношении уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и подтверждающих документов, представляемых за налоговые периоды начиная с 2020 г.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется:

налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 34-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации в момент возникновения оснований для представления уведомления об участии в иностранных организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, признается налоговым резидентом Российской Федерации по итогам этого календарного года, то уведомление об участии в иностранных организациях представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает размер, установленный подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 настоящего Кодекса, либо при наличии учрежденной (зарегистрированной) таким физическим лицом на указанную дату иностранной структуры без образования юридического лица. Сведения и информация, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, указываются в уведомлении об участии в иностранных организациях по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.

Для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.

(абзац введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ)

В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Освобождение от применения положений настоящего пункта, установленное настоящим абзацем, не применяется при представлении уведомления об участии в иностранных организациях за периоды до 1 января 2029 года в случае, если участие налогоплательщиков в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Международная компания в течение одного месяца со дня ее регистрации представляет уведомление об участии в иностранных организациях в отношении долей участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на дату государственной регистрации такой международной компании.

(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 294-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.02.2018 N 34-ФЗ)

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:

1) дата возникновения основания для представления уведомления;

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 6 ст. 25.14 (в ред. ФЗ от 09.11.2020 N 368-ФЗ (ред. от 29.12.2020)) применяется в отношении уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и подтверждающих документов, представляемых за налоговые периоды начиная с 2020 г.

6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:

1) период, за который представляется уведомление;

1.1) дата представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

1.2) дата представления в налоговый орган уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);

(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ)

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);

8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;

10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

(пп. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)

Источник

(Reminder) Уведомление о КИК за 2021 год (по итогам 2020 финансового периода)

Уведомление о КИК за 2021 год (по итогам 2020 финансового периода): основные требования, условия и порядок подачи

ZOOM вебинар:

Дата и время проведения: 14 декабря 2021 (вторник), 11.00 (Мск)

Продолжительность: разбор новости (30 мин), ответы на вопросы (60 мин)

Идентификатор конференции: 921 4680 4897

Код доступа: TAw8ru

Доступно в записи на YouTube канале:

Кто должен представлять уведомление и по какой форме

Физические лица (граждане РФ или иностранные граждане), которые по итогам 2021 года (за период с 1 января по 31 декабря) провели в РФ более 183 дней. Юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.

В каких случаях представляется уведомление

При определении доли участия при наличии косвенного участия доли в цепочке владения перемножаются.

В каких случаях НЕ представляется уведомление

Достаточно соблюдения любого из условий ниже:

Срок и способы подачи уведомления

Что прикладывать к уведомлению

Если прибыль за 2020 финансовый период превысила 10 млн руб

10 млн руб. /72,1464 (курс USD) = USD 138.607

10 млн руб. /82,4488 (курс EUR) = EUR 121.287

10 млн руб. /92,5689 (курс GBP) = GBP 108.027

10 млн руб. /9,3023 (курс HKD) = HKD 1.075.002

10 млн руб. /3,1151 (курс CZK) = CZK 3.210.170

Штраф за непредставление / несвоевременное представление (пропуск срока)

Штраф за непредставление или пропуск срока представления Уведомления о КИК, начиная с уведомления о КИК за 2020 год) составляет 500.000 руб за каждую КИК. Причем, налоговый орган в настоящее время также активно штрафует за непредставление финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК, штраф составляет также 500.000 руб. Итого суммарный штраф может составить 1 млн руб. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства по ходатайству налогоплательщика данный штраф должен быть снижен минимум в 2 раза (но при этом, нельзя полностью отменить этот штраф) и на практике он составляет 500.000 руб за оба нарушения.

Источник

Путеводитель по контролируемым иностранным компаниям (КИК) 2021

Уведомление о кик что это. Смотреть фото Уведомление о кик что это. Смотреть картинку Уведомление о кик что это. Картинка про Уведомление о кик что это. Фото Уведомление о кик что это

Уведомление о кик что это. Смотреть фото Уведомление о кик что это. Смотреть картинку Уведомление о кик что это. Картинка про Уведомление о кик что это. Фото Уведомление о кик что этоУведомление о кик что это. Смотреть фото Уведомление о кик что это. Смотреть картинку Уведомление о кик что это. Картинка про Уведомление о кик что это. Фото Уведомление о кик что это

Брачный договор

Договор и путеводители, которые ответят на вопросы по самому договору и психологическим аспектам его заключения.

Перед вами краткая версия путеводителя по регулированию контролируемых иностранных компаний («КИК») в России по состоянию на 2021 год. Вы можете приобрести полную версия путеводителя по состоянию на сегодняшний день на этой странице. Полная версия также включает часовую консультацию с налоговым специалистом из нашей команды.

Законодательство о КИК существует в России с 2015 года, и в этом наша страна далеко не уникальна. Аналогичный режим для КИК есть почти в каждом развитом государстве. По задумке главная задача законодательства о КИК в том, чтобы ограничить использование офшоров для уклонения от уплаты налогов и отмывания «грязных» денег.

Достигается ли эта задача или нет – судить сложно, потому что Федеральная налоговая служба («ФНС») не радует нас открытой статистикой по количеству обнаруженных КИК или количеству поданных уведомлений. У рядовых предпринимателей всегда есть ощущение, что законодательство работает как-то по-разному для них и для крупных акул российской политики и бизнеса, про чьи КИК упоминается в расследованиях СМИ почти каждый день.

Для устранения информационного неравенства мы решили подготовить этот краткий путеводитель, где рассмотрены главные правила законодательства о КИК и приведены основные исключения, на которые могут опираться российские налоговые резиденты.

Этот путеводитель будет особенно полезен основателям стартапов и тем, кто относит себя к «цифровым кочевникам», ведь те и другие почти всегда сталкиваются с учреждением компаний в иностранных юрисдикциях, преследуя при этом абсолютно легитимные личные или инвестиционные цели. Подробнее о разных налоговых тактиках цифровых кочевников читайте в нашем путеводителе.

Общие правила о КИК

Суть законодательства о КИК в одном предложении: налоговые резиденты России должны отчитываться о своих иностранных компаниях и в определенных случаях платить в России налоги с нераспределенной прибыли КИК.

КИК – это любая иностранная организация или структура без образования юридического лица (например, фонд или траст), которая удовлетворяет одновременно двум условиям:

Соответственно, для установления, является ли конкретная иностранная компания КИК, важно понимать два понятия: налоговое резидентство компании и контроль. Понятие корпоративного налогового резидентства подробно раскрывается в расширенной версии путеводителя. Дальше мы подробнее рассматриваем элемент контроля.

Контроль для целей КИК

В соответствии со ст. 25.13 НК РФ контролирующим лицом является лицо, которое:

Доля участия

В законодательстве предусмотрены следующие пороги участия для признания лица контролирующим КИК:

Важно обратить внимание, что под «долей участия» понимается не только прямое владение акциями организации, но и косвенное участие. Для этих целей в НК РФ есть специальная ст. 105.2, которая предусматривает порядок определения косвенного участия.

Если кратко, то под косвенным участием понимается сумма произведений долей прямого участия в последовательности организаций между конечным собственником и такой организации, где считается доля косвенного участия. На сайте ФНС есть наглядная схема про определение косвенного участия.

Небольшие доли участия, не выходящие за пороги, не приводят к возникновению контроля, и правила определения долей участия обычно не вызывают сложностей.

Контроль

Кроме критерия долевого участия, законодатель предусмотрел более широкий критерий – осуществление контроля. Под контролем в соответствии с п. 7 ст. 25.13 НК РФ понимается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами.

Как видно из определения, этот критерий является максимально широким и учитывает все критерии фактического контроля. Утратить статус контролирующего лица, при этом продолжая осуществлять контроль в отношении КИК, едва ли представляется возможным. Если у вас есть сомнения, являетесь ли вы контролирующим лицом КИК по критерию контроля, то такие сомнения лучше трактовать как положительный ответ и разобраться с обязанностями контролирующих лиц.

Обязанности владельцев КИК

На плечи владельцев КИК возлагается две главные обязанности: уведомлять российскую налоговую о наличии (регистрации) КИК и уплачивать налоги с нераспределенной прибыли. Давайте разберемся с ними поподробнее.

Уведомление об участии в иностранной компании

Уведомлять нужно не только о наличии КИК, но и о самом факте участия в иностранной компании. Такая обязанность есть у лиц, которые:

Уведомление должно быть подано в срок не позднее 3-х месяцев с момента возникновения участия и учреждения ИСБОЮЛ, соответственно.

Форма и порядок заполнения уведомления предусмотрены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/338@ от 05.07.2019.

Уведомление о КИК

Уведомление о КИК должно быть подано до 20 марта (для организаций) или до 30 апреля (для физических лиц) года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК. Если налогоплательщик полагается на освобождение от налогообложения прибыли КИК, в эти же сроки он должен представить в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на такое исключение (об исключениях ниже). Если же такое право не заявлено, также необходимо предоставлять дополнительные документы (об этом тоже далее в разделе про расчет и уплату налогов с прибыли КИК).

Возникает закономерный вопрос: когда налогоплательщик должен признать доход КИК? Датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, на который приходится дата окончания периода, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность.

Соответственно, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2021 года, то доход признается на 31 декабря 2022 года, а уведомление должно быть подано до 30 апреля 2023 года (для физических лиц).

Уведомление о кик что это. Смотреть фото Уведомление о кик что это. Смотреть картинку Уведомление о кик что это. Картинка про Уведомление о кик что это. Фото Уведомление о кик что это

Нужно отметить, что компании во многих случае вправе сами определять, как рассчитывается их финансовый год в своих уставных документах. Так, например, если предусмотреть, что финансовый год заканчивается, не 31 декабря 2021 года, а 15 января 2022 года, то доход должен признаваться на 31 декабря 2023 года, а соответствующее уведомление должно быть подано до 30 апреля 2024 года. Сдвиг финансового года на 15 дней вперед в таком случае переносит дату подачу уведомления на целый год.

Форма и порядок представления уведомления о КИК утверждены в Приказе ФНС № ММВ-7-13/422 от 26 августа 2019 года. Уведомления о КИК представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным форматам в электронной форме. Налогоплательщики – физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Про расчет и уплату налога рассказываем в следующем разделе.

Расчет и уплата налога с прибыли КИК

Итак, если налогоплательщик не заявляет о своем праве на освобождение от уплаты налогов с прибыли КИК в соответствии с одним из оснований, предусмотренных в ст. 25.13-1 НК РФ, он должен уплатить налоги с прибыли КИК. Давайте разберемся, как работают эти правила.

С 2021 года возможно 2 варианта уплаты налога с КИК:

Налогоплательщик платит налоги с прибыли КИК только в той доле, которая соответствует его доле участия в капитале КИК.

Что необходимо предоставлять в налоговую инспекцию

Правила налогообложения прибыли КИК установлены в ст. 309.1 НК РФ. В соответствии с этой статьей прибыль (убыток) КИК рассчитывается:

Для расчета прибыли КИК по иностранной финансовой отчетности должно выполняться одно из двух условий (п. 1.1 ст. 309.1 НК РФ):

Таким образом, если КИК находится в респектабельной юрисдикции, с которой у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения («СИДН»), для расчета прибыли КИК достаточно представить финансовую отчетность, составленную по локальным правилам КИК. Если это не так, то необходимо представлять аудиторское заключение.

Если же ни одна из указанных опций оказалась невозможной, то прибыль КИК будет рассчитываться по правилам, предусмотренным для российских организаций.

Как рассчитывается прибыль КИК

Законодательство позволяет вычитать из налогооблагаемой прибыли КИК ряд сумм, среди прочего, выплаченные дивиденды и уплаченные налоги по месту нахождения КИК. Кроме того, допустим перенос убытка прошлых лет на будущие периоды.

Когда нужно платить налог с прибыли КИК

Отдельных сроков для уплаты налога с прибыли КИК не установлено. Такие налоги должны быть уплачены в сроки для уплаты НДФЛ для физических лиц и налога на прибыль, если контролирующим лицом является юридическое лицо.

НДФЛ с прибыли КИК физическое лицо должно уплатить до 15 июля года (п. 4 ст. 228 НК РФ), следующего за налоговым периодом, в котором был получен доход в виде прибыли КИК.

Налог с прибыли КИК юридические лица уплачивают до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287 НК РФ, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Уплата фиксированного налога

С 2021 года у физических лиц появилось право уплачивать фиксированную сумму в размере 5 млн руб. вместо расчета и уплаты налога с прибыли КИК. При этом сумма налога не зависит от того, сколько КИК имеется у физического лица.

Такая система имеет смысл для тех, кто ожидает иметь в качестве налогооблагаемой прибыли КИК более 34 млн руб.

Подробнее об этом режиме вы можете прочитать в расширенной версии путеводителя.

Исключения из правил для расчета прибыли (убытка) КИК

Правила для расчета прибыли (убытка) КИК достаточно комплексны и налагают существенные обязательства на владельцев КИК. Вместе с тем закон предусматривает ряд исключений, которыми могут воспользоваться владельцы КИК. Наиболее распространенным являются четыре исключения, из которых два рассмотрены ниже. Полные перечень исключений приведен в ст. 25.13-1 НК РФ.

Уведомление о кик что это. Смотреть фото Уведомление о кик что это. Смотреть картинку Уведомление о кик что это. Картинка про Уведомление о кик что это. Фото Уведомление о кик что это

Активная компания

Прибыль КИК освобождается от налогообложения, если такая компания является «активной иностранной компанией». Чтобы быть такой активной компанией, доля пассивных доходов не должна превышать 20%.

Перечень пассивных доходов приведен в ст. 309.1 НК РФ, где к ним среди прочего отнесены такие доходы, как:

Как вы видите, перечень таких пассивных доходов достаточно широк, и, чтобы считаться активной, компания должна получать не менее 80% доходов от других источников. По остаточному принципу к активным доходам можно отнести, например, реализацию товаров и выполнение работ.

Одним из распространенных и спорных вопросов является квалификация дохода от продажи приложений или иных цифровых продуктов через App Store, Google Play или другие платформы. С точки зрения гражданского права, такие сделки представляют собой предоставление права (лицензии) на использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Такой вид дохода прямо указан в списке пассивных доходов.

Вместе с тем можно представить себе сценарии или аргументы, когда предприниматель может постараться убедить налоговую службу, что такие доходы стоит относить к активным доходам. Например, компания из области онлайн-образования может говорить, что она оказывает образовательные услуги, а не предоставляет лицензию на просмотр записанных уроков.

Стоит также обратить внимание, что в самом подп. 4 п. 4 ст. 309.1, где перечислены подвиды таких доходов не указаны доходы от выдачи лицензий на программное обеспечение. Учитывая очевидную роль и масштаб этой индустрии в современном мире, сложно представить, что законодатель случайно забыл это указать.

Доходы от использования прав на объекты ИС

«К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.»

В противовес активным доходам НК РФ приводит примеры именно пассивных доходов от использования прав на объекты ИС. Например, фильмы, патенты или товарные знаки создаются их авторами единожды и представляют собой готовый продукт. Получение дохода от их реализации, как правило, не требует ведения активной деятельности.

Доходы же от реализации приложений сложно отнести к пассивным, потому что они требуют самых что ни на есть активных усилий: разработка новых фич, служба поддержки, аренда серверов, создание нового контента и так далее.

Если следовать этой логике, то доходы компаний, распространяющих свои продукты через магазины приложений, стоит отнести к активным. Соответственно, доходы таких компаний должны быть освобождены от налогообложения в качестве дохода КИК.

Чтобы получить подтверждение такой позиции, мы направили запрос в ФНС. Ответ ФНС не идеальный, но мы им довольны. Вся суть в одном последнем абзаце:

ФНС подтвердила нашу позицию, но фактически сохранила себе простор для интерпретации в обе стороны. Тем не менее, на такое письмо можно полагаться в случае спора с налоговым органом. Все будет упираться в конкретные признаки активных/пассивных доходов: если деятельность КИК по продаже интеллектуальной собственности является по своим признакам активной, то есть помимо создания объекта интеллектуальной собственности имеются последующие активные действия, то доход от такой деятельности можно признать доходом от активной деятельности.

На настоящий момент в соответствии с разъяснениями ФНС активными также считаются доходы от деятельности по предоставлению высшего профессионального образования, доходы, полученные по операциям от обязательной продажи валютной выручки, а также доходов от конвертации валютной выручки, доходы в виде комиссии брокера, депозитария и вознаграждения управляющей компании за оказание услуг по доверительному управлению средствами инвестиционных фондов или иных схем коллективного инвестирования, доходы от сдачи в аренду морских судов для международных перевозок.

Активная иностранная холдинговая компания

Освобождается от налогообложения также прибыль «активных иностранных холдинговых компаний». Для этого такая компания должна соответствовать определенной структуре, а ее прибыль рассчитывается с учетом специальных правил.

Структура иностранной холдинговой компании

Иностранная компания считается иностранной холдинговой компанией, если:

Правила расчета дохода (прибыли)

Кроме определенной структуры, описанной выше, компания является иностранной холдинговой компанией только при условии, что у нее:

Иными словами, для целей расчета дохода (прибыли) можно не включать доходы от владения дочерними компаниям – в этом и заключается главное преимущество правил об активных иностранных холдинговых компаниях.

Преимущества КИК

Традиционно КИК и все, что с ними связано, не вызывают особого энтузиазма у людей, которые сталкиваются с этой сферой регулирования. Однако есть особенности, которые делают КИК привлекательным инструментом для целей личного налогового и финансового планирования. Давайте обозначим несколько таких нюансов.

Наличие КИК в низконалоговой юрисдикции может быть привлекательно для людей, которые инвестируют собственные средства в различные финансовые инструменты рынка ценных бумаг.

Во-первых, уплата налогов с прибыли КИК позволяет отсрочить уплату НДФЛ с традиционных доходов, полученных физическим лицом напрямую. НДФЛ уплачивается до 15 июля года, следующего за годом, когда был получен доход, то есть примерно через 6 месяцев. В то время как датой получения дохода в виде прибыли КИК признается 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом, за который в соответствии с личным законом КИК составляется финансовая отчетность. Например, если финансовый год у КИК закончился 31 декабря 2018 года, то доход признается на 31 декабря 2019 года, а налог подлежит уплате до 15 июля 2020 года.

Во-вторых, КИК вправе вычитать понесенные расходы для целей расчета прибыли, в то время как физическое лицо достаточно ограничено в том, что оно может учитывать в качестве расходов для уменьшения базы. Кроме того, КИК вправе переносить убыток прошлых лет на будущие периоды, что физическое лицо по общему правилу делать не может, кроме прямо указанных в НК РФ исключений для операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

В-третьих, при расчете прибыли КИК используются международные стандарты финансовой отчетности. Если же гражданин инвестирует в ценные бумаги напрямую, он должен полагаться на правила НК РФ и разъяснения регулятора, которые не всегда однозначны в своем толковании.

В-четвертых, есть пороговая величина в размере 10 млн руб., до которой прибыль КИК не подлежит декларации. НДФЛ же подлежит уплате со всех доходов автоматически.

В-пятых, на КИК не распространяются требования валютного законодательства, которые, помимо прочего, предусматривают валютный контроль для трансграничных сделок и обязывают резидентов отчитываться об открытии банковских счетов и осуществлении операций по ним.

Вопросы валютного законодательства, связанные с КИК

Как мы уже указали, одним из преимуществ КИК является то, что в отношении нее не распространяются требования российского валютного законодательства. Одновременно с этим, необходимо помнить, что если вы самостоятельно осуществляете финансирование КИК, то в зависимости от выбранного способа, могут возникнуть ограничения, установленные российским валютным законодательством.

Например, если вы планируете финансировать КИК с помощью займов, то при предоставлении займов на сумму более 3 млн рублей, вам необходимо будет предоставить договор займа и иные первичные документы для постановки на валютный контроль. Кроме того, на вас будет возложена обязанность по репатриации выданной суммы займа и процентов, то есть обеспечения возврата суммы выданного займа и причитающихся по нему процентов на счета в российских банках. Одним из последствий такого ограничения является невозможность использования таких инструментов как зачет или прощение долга, широко используемых в рамках российских холдингов.

Также если у вас открыт личный счет за рубежом, то финансирование с него КИК, а также получение от нее дивидендов также должно быть осуществлено в рамках ограничений, налагаемых российским валютным законодательством.

Последствием нарушения ограничений, установленных российским валютным законодательством, является привлечение к ответственности по ст. 15.25 Кодекса административных правонарушений, предусматривающей штраф вплоть до 100% от суммы операции.

Ответственность за нарушения законодательства о КИК

В завершении давайте рассмотрим основные составы ответственности за нарушения законодательства о КИК, размеры штрафов и основные тезисы из судебной практики.

Штрафы

Неуплата налога с прибыли КИК (ст. 129.5 НК РФ)

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли КИК влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. руб. Указанная ответственность не применяется за налоговые периоды 2015-2017 годов.

Непредставление уведомления о КИК (п. 1 ст. 129.6 НК РФ)

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 тыс. руб. по каждой КИК, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Непредставление уведомления об участии в иностранных организациях (п. 2 ст. 129.6 НК РФ)

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления об участии в иностранных организациях или представление уведомления об участии в иностранных организациях, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 50 тыс. руб. в отношении каждой иностранной организации, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании пп. 2 п. 3 ст. 25.13 НК РФ, освобождается от ответственности, предусмотренной ст.ст. 129.5 и 129.6 НК РФ, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о КИК, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются (абз. 2 п. 11 ст. 25.14 НК РФ).

Кроме того, если вы самостоятельно до получения требования от налоговой обнаружили недостоверные сведения в уведомлении, ответственности по ст. 129.6 НК РФ можно избежать (п. 7 ст. 25.14 НК РФ). Для этого необходимо представить уточненное уведомление об участии в иностранных организациях или уведомление о КИК.

Непредставление финансовой отчетности и аудиторского заключения (п. 1.1 ст. 126 НК РФ)

Непредставление налоговому органу документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК, в установленный срок либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 500 тыс. руб.

Непредставление по требованию налогового органа документов для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК (п. 1.1-1 ст. 126 НК РФ)

Непредставление налоговому органу документов, истребуемых в соответствии с п. 1 ст. 25.14-1 НК РФ, в срок, установленный п. 2 ст. 25.14-1 НК РФ (1 месяц с даты получения требования), либо представление таких документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 1 млн руб.

Штрафа в 1 млн руб. можно избежать на основании п. 4 ст. 25.14-1 НК РФ: для этого после получения требования о представлении документов, предусмотренных п. 9 ст. 25.13-1 НК РФ, необходимо подать уточненное уведомление о КИК без отражения ранее заявленного вида освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Уголовная ответственность

За нарушение налогового законодательства физические лица могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации («УК РФ») за неуплату налогов в крупном (2,7 млн. руб.) и особо крупном размере (13,5 млн руб.).

Максимальная мера ответственности по этой статье – лишение свободы на срок до 1 года (по крупному размеру) или до 3 лет (по особо крупному размеру).

Ответственности можно избежать, если:

Более того, уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли КИК в налоговую базу контролирующего лица:

К уголовной ответственности могут быть также привлечены руководители организаций или иные лица, уполномоченные на представление в налоговую инспекцию документов от имени организации. Такая ответственность предусмотрена в ст. 199 УК РФ. Пороги для признания неуплаченных сумм налогов крупными и особо крупными отличаются от ст. 198 УК РФ и составляет, соответственно, 15 млн руб. и 45 млн руб.

Максимальная мера ответственности по этой статье – лишение свободы на срок до 2 лет (по крупному размеру) или до 6 лет (по особо крупному размеру).

Ответственности также можно избежать, если:

В части уголовной ответственности законодательство также предусматривает ряд смягчающих обстоятельств, например:

Обращаем внимание, что налоговые органы и суды придерживаются формального подхода при применении положений статьи 129.6 НК РФ. Даже в случае добровольной подачи налогоплательщиком уведомления о КИК или уведомления об участии в иностранной компании, но с нарушением срока, отведенного для подачи, правонарушение считается совершенным, и налогоплательщик обязан будет уплатить соответствующую сумму штрафа.

Тем не менее известен положительный случай, где вышестоящие налоговые органы уменьшили размер штрафа ниже суммы, предусмотренной п. 1 ст. 129.6 НК РФ (косвенно данный вывод подтверждается фактическими обстоятельствами дела № 2а-1205/2020, по которому было вынесено Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 9 июня 2021 г. № 88а-8022/2021).

Мы надеемся, что вы нашли ответы на свои вопросы в этом путеводителе. Если у вас остались вопросы, пишите напрямую на почту одному из авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *