Юнгианская песочница что это такое

Как работает юнгианская песочная терапия?

Юнгианская песочница что это такое. Смотреть фото Юнгианская песочница что это такое. Смотреть картинку Юнгианская песочница что это такое. Картинка про Юнгианская песочница что это такое. Фото Юнгианская песочница что это такое

Сэмюель Батлер сказал, что «любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись — это всегда автопортрет». Песочные композиции создаются без предварительного планирования и соответствуют внутреннему миру их создателя. В процессе создания мира с использованием песка, воды и фигур у клиента возникает решение, которое его бессознательное передаёт рукам.

Таким образом, клиент создаёт мост от бессознательного к сознательному, от внутреннего к внешнему миру, от духовного к физическому и от невербального к вербальному.

Бессознательное воплощается в том, как человек взаимодействует с песком и в образах фигурок, которые он выбирает. Создавая композицию в подносе с песком, человек становится участником взаимоотношений четырёх стихий, понятие о которых зафиксировано во всех человеческих культурах. Песок — это земля; голубые стенки подноса, символизирующие небо — воздух; синее дно подноса — вода; огонь — взаимодействие клиента с песком, его энергичное размешивание, раскапывание, построение своего мира, творческое вдохновение и активизация психической энергии.

Не существует никакого правильного или неправильного способа работы в песочной терапии. По этому поводу в Дзен есть понятие «коан» — маленькая притча без морали, дающая ученику возможность самому постичь её суть. Тит Нат Хан в соей работе «Ключи Дзен. Преображение и целительство» приводит такой коан: «Демонстрируя свой бамбуковый посох, мастер Тху Сон говорит: «Если вы назовёте эту вещь бамбуковым посохом, то попадёте в мою ловушку. А если вы не назовёте её бамбуковым посохом, тогда совершите ошибку. Как же вы назовёте эту вещь?»».

Сын основательницы метода Доры Калфф, доктор философии и Сэндплей — терапевт Мартин Калфф, рассказывал об изучении Дорой Калфф восточной философии. В 1960-е годы у них в доме жил тибетский лама, также она изучала и практику дзен. Объединяя естественность подходов самопознания и песочной терапии, терапевт создаёт поддерживающее пространство тишины и старается вместе с клиентом распознать послание его песочных композиций.

Терапевт помогает понять, что наши душевные процессы нуждаются не столько в точных интерпретациях, сколько в новом опыте трансформации. Во-первых, каждая фигура многозначна, например, рыбка символизирует и молчание, это и знак зодиака, и символ Христа. Рыбка может быть «золотой», и тогда — это исполнительница желаний. Важно и то, где и как расположена фигурка: рыбка в воде или, быть может, она задыхается на песке? Во-вторых, готовая интерпретация вызывает у клиента или подчинённую, беспомощную позицию, и тогда он ведом терапевтом, или побудит его сопротивляться и отвергать любую интерпретацию, что бы при этом не было сказано терапевтом.

Поэтому в Сэндплей прежде всего важен смысл фигурки, который вкладывает сам автор своей работы. Клиент сам создаёт и наблюдает свой мир, а терапевт помогает справиться с нахлынувшими чувствами, понять смысл, найти в созданном не только проблемы, но и ресурсы. Терапевт предлагает клиенту рассказать о его картине и фигурках, побуждая свободно ассоциировать, и помнит об уникальности каждой личности. Таким образом, клиент становится активным и сознательно вовлечённым в процесс терапии.

Получившиеся работы в подносе с использованием песка и фигур можно сравнить с серией сновидений, важность которых доказана многими исследователями. Как и сновидения, работы в песочной терапии являются «королевской дорогой к бессознательному». Над ними можно поразмышлять, их можно запомнить или запечатлеть, сфотографировать их и затем наблюдать за изменением содержания самих картин как за динамикой трансформаций в психике их создателя.

Юнгианская песочная терапия — это уникальный метод самопознания и самоисцеления. Он основан на преобразовании содержания коллективного бессознательного в значимый опыт психологических переживаний для понимания своего предназначения и индивидуации.

Источник

Использование юнгианского подхода к песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Не секрет, что язык бессознательного это образы, эмоции, чувства. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное клиенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать. Но, к счастью, игры в песочнице погружают человека в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, его возрастом, задачами работы. Сейчас в моей работе игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений).

Юнгианская песочница как метод может применяться:
• с целью диагностики (существует несколько видов диагностики, я владею двумя и совмещаю их, это диагностика по диагоналям и диагностика по 9 квадратам);
• с целью оказания первичной психологической помощи;
• в процессе краткосрочной психотерапии;
• в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия;
• в процессе обучения (я пока не использую, хотя здесь широкие возможности, мне пока интересен именно терапевтический компонент);

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Никакой директивности не может быть со стороны родителя или психолога. Все идет от ребенка. Ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся на песочном листе.
То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы.
В процессе проведения песочной психотерапии могут быть разные стадии взаимодействия с песком. В начале чаще всего у детей – это «хаос».
На стадии «хаоса» ребенок берет множество игрушек, беспорядочно расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком. Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения, недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение от него. Стадия «хаоса» может занимать от одной до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Для песочной терапии используется прямоугольный ящик с чистым речным песком. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Один сеанс длится около часа и включает как работу с песочницей, так и аналитический разбор и возможные выводы. Но, зачастую, целительные изменения продолжаются и после завершения сеанса, по мере осознания образа, возникшего в пространстве песочницы, и связывания его с проблемой в реальной жизни ребенка. У меня был случай, правда со взрослым, мама была на песочнице в мае, и пришла ко мне в сентябре сказать, что она поняла важные вещи сейчас по мотивам прожитой с ребенком песочницы.
Часто в процессе работы возникают вопросы: сколько занятий пройдет, прежде чем ребенок изменится, у него улучшится состояние и поведение. Иногда достаточно и одного занятия, а может быть их потребуется 5-10. В любом случае, когда определенный этап пройден, и клиент, и психолог это видят.

Позиция психолога
Как бы не разворачивались события в песочнице нельзя оценочно реагировать на них, а задавать только уточняющие вопросы, чтобы лучше понять ребенка. Самое важное в работе – это безусловное позитивное отношение к клиенту. Ребенок должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельную значимую личность, он волен действовать и говорить, не опасаясь осуждения.
Необходимо постараться увидеть мир глазами и переживать события также как переживает их он. Психолог должен воздерживаться от интерпретации (вслух и от подсказки решений его проблем. ). Преимущество отдается инициативе клиента, а специалист лишь направляет ее в нужное русло. Во время занятий необходимо занять позицию как бы в тени, но рядом. Т.е. находиться в не поле зрения ребенка во время работы с песком и только в том случаи, если ребенок все время комментирует свои действия – находиться рядом и вести с ним диалог.

Специфика работы с детьми.

1. Родитель всегда присутствует (до подросткового возраста, после у ребенка спрашивают; спрашивают всегда, но до подросткового возраста дети хотят видеть родителя рядом). Ребенок – зеркало семьи
2. Детская песочница отличается от взрослой бурной динамикой, постоянными трансформациями. В связи с этим внутренний ребенок самого психолога должен быть активен и психолог должен быть вовлечен. Контакт с психологом и родителем – имеет самое важное значение в песочнице.
3. Особенности контакта зависят от возраста ребенка. Я обучалась работе с детьми от перинатального (внутриутробного) периода (работа с беременными) до юношества (включительно). Секция дошкольная поэтому говорить буду о периодах «нарциссическом», «эдиповом» и о «предпубертате», т.к. он начинается у некоторых девочек в 6, а мальчиков в 7 лет и мы его захватываем в ДОО.

Сразу скажу с нарциссами в саду я не работаю (то возраст до 3х лет). Планирую буду в будущем, при тяжелых адаптациях, нервозных состояниях, если будет запрос от родителя. Я предпочитаю начинать работу с того момента, когда ребенок уже в рот ничего не тянет. Потому что это песок, он имеет свойство заполнять все вокруг…

Пару слов об особенностях работы скажу. Кстати, надо сказать, что детскими периодами можно работать не только с детьми, но и такой же стиль работы со взрослыми, имеющими негативный или непрожитый опыт определенной стадии собственного детства. Я, собственно говоря, так и училась. Отрабатывала собственный нарциссический период, эдипов, период предпубертата (латентный), пубертата (подростковый) и юношеский. Но это никак не мешало приступить к работе с детьми, потому что опыта работы с детьми предостаточно, необходимо было только овладеть методикой.

Все мы знаем, что психологу нужна супервизия и необходимо отрабатывать периодически свои слепые пятна. Я работала со своим эдипом, с предпубертатом (младший школьный возраст, у меня была школьная фобия) и юношество отрабатывала. Собственно говоря, по одной песочнице на каждый возраст, в каждый из дней курсов (тренинга).
Как определить, с каким возрастом надо поработать самому себе. С каким возрастом в реальности меньше нравится работать, с кем больше трудностей, в каком возрасте раздражали собственные дети (нарушалось с ними общение). Для меня это был эдипов возраст. Я прорефлексировала, люблю свою работу, но старших дошкольников «меньше»* (условное обозначение), именно возраст с 5-6. И собственными детьми в этом возрасте был какой-то разлад, я становилась требовательной, нетерпимой… И вот решено было отработать данный период. Хотя на уровне сознания, я была уверенна, что проблем в детстве у меня нет, все нормально. Но в ходе работы, вспомнились определенные моменты, которые осознав и поняв, я смогла что-то изменить в себе. И это отразилось и на работе, и на взаимоотношениях со своими детьми и это качественно улучшило мою жизнь.

Предпубертат (латентный период), девочки- 6-11 лет, мальчики – 7-12 лет.
В этот период происходит выход в социум (доп. образование, школы искусств, спортивные секции, школа…) Адаптация к внешней социальной системе. Попадание под социальную оценку (талантов, способностей, индивидуальных особенностей ребенка) обществом. Необходимость соответствия стандарту.
Основные психические составляющие патологии в этом возрасте: конфликт со сверстниками, с педагогами, с родителями, с окружением по поводу несоответствия различным стандартам. Конфликт может быть неявный, а скрытый (внутренний у ребенка), или родитель стремится «дотянуть» ребенка до стандарта, постоянно не довольствуясь результатами своего ребенка. Могут возникнуть срывы у ребенка, энурезы, психосоматика, неврозы, фобии, регресс в когнитивном и поведенческом плане, снижение познавательной мотивации и пр.
Специфика работы и методика – поддержка ребенка, выход из травмы; необходимо показать ребенку, что у него есть он сам, выйти на ресурсы (то, что ребенок любит, что у него получается, создание «мира радости»). Родитель здесь чаще зритель, но, если ребенок выходит на историю, также происходит игра, как на предыдущем этапе. Песочница может быть, как «эдипова», так и «взрослая» (провести шеринг начальный и заключительный, поговорить). Обращения к чувственному опыту ребенка: «какие они для тебя?», «какие ощущения». Следить за телом! (но это всегда). Повлиять на настоящих мать, отца, окружение нельзя, но внутри ребенка необходимо вырастить самость (внутреннего ребенка), показать ему себя со всеми достоинствами, «вырастить» через песочницу «здоровых» принимающих родителей – ресурс.
Задача – поддержка ребенка, показать ему самого себя сильного, одаренного, радостного; родителю необходимо увидеть главное в своем ребенке, а не зависеть от социальной оценки.
Игрушки – как в «эдиповой» песочнице, только добавляются злодеи, теневые фигуры (насилие, контроль, стыд, фобии, унижения, страх), сверстники, злые тети, дяди, фентези. В результате работы у ребенка должны поменяться ощущения рядом с теневыми фигурами, поменяться отношение к предмету.

Каждый человек уникален, уникальны его путь и способы преодоления трудностей. Все участники процесса песочной терапии радуются красоте происходящего в этом замечательном мире, который помещается в деревянный ящичек. Часто хочется сказать своим клиентам: спасибо вам за честь находиться с вами в тот момент, когда вы раскрываете сокровища своей души!

Источник

Юнгианская песочная терапия

Евгения Трошихина
к.пс.н., доцент СПбГУ, песочный терапевт

Юнгианская песочная терапия

Безграничность и живость фантазии рождает многообразие методов и техник психотерапии. В качестве средств при работе с клиентами можно использовать рисование, лепку, игру, инсценировки, кукольный театр, теневой театр, музыку, танец, рассказывать и сочинять истории, применять притчи, сказки, создавать коллажи, мастерить кукол и многое другое. Психотерапевт и клиент совместно ищут соответствующие средства самовыражения. Для одних людей таким средством служит игра с песком, для других – драма, для третьих – инсценировка фантазий. Одних привлекает рисование, других – глина, а третьих – сочинение историй. В продуктах творчества находят символическое выражение трудности и проблемы, а в процессе регулярных встреч происходит продвижение образов фантазии и в результате возникает возможность разрешения конфликтов и исцеления. Как пишет Э.Ф. Эдингер, «настроения и чувства сотрясают нас до тех пор, пока не образуют нечто зримое и осязаемое, и тогда мы уже вступаем с ними во взаимодействие как с реальными объектами».

Творчество открывает пространство для жизни образов, что переживается как ощущение глубокой реальности взаимодействия внутреннего и внешнего мира. Только символическая жизнь способна выразить повседневные чаяния души.

Песочная терапия корнями связана с символической игрой детей. Дети любят играть в песок. Летом мы часто наблюдаем, как они строят запруды у ручейков, песочные замки на пляже, а дети помладше лепят куличи в песочнице. В игре дети проживают свои чувства, разбираются во взаимоотношениях, фантазируют. В случае неудач, обид, встреч с сильными чувствами такая игра позволяет им восстановить равновесие в своей душе и разобраться в окружающем мире. Играя в свои игры, дети идут именно туда, куда они должны идти.

Игра с песком как методика консультирования была впервые описана в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. В специальном подносе, заполненном песком, дети создавали композиции, используя воду, а также понравившиеся им миниатюрные фигурки и предметы из коробок или с полок. Полученные композиции дети часто называли «мой мир», и свою технику Ловенфельд назвала «Построение мира». В настоящее время игра с песком и композиции в песке используются многими направлениями психотерапии, в организационном консультировании и глубинной психотерапии, в индивидуальной и групповой работе, при работе с детьми и взрослыми.

Теоретические принципы юнгианского подхода для песочной терапии сформулировала швейцарский юнгианский детский психотерапевт Дора Калфф в конце 50-х годов ХХ века, после того, как она, по совету Юнга, прошла обучение лично у Ловенфельд. Она использовала поднос размерами 49,5х72,5х7,0, выкрашенный изнутри в голубой цвет, символизирующий небо и воду, и наполовину заполненный песком, а также кувшин с водой и сотни миниатюрных фигурок и предметов, расположенных на полках. Она изменила размеры подноса и расположила его на столе для того, чтобы клиенту было удобно удерживать в поле зрения всю свою композицию. Свою технику она назвала “Sandplay”, в наши дни она получила широкую известность как “Песочная терапия”.

В юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать что-либо в подносе, при этом обращается внимание, что при желании можно использовать воду, фигурки, предметы, а после завершения композиции ему предоставляется возможность дать название построению, как «если бы это была картина», и рассказать что-нибудь о композиции. Четкой инструкции нет, она определяется обстоятельствами. Дора Калфф обычно говорила так: «Посмотрите на полки, найдите то, что представляет для вас наибольший интерес, поставьте в песочницу, а затем, если захотите, добавьте любые другие предметы». Джун Атертон, президент Международной Ассоциации юнгианской песочной терапии, предпочитает использовать корзину, в которую клиент, разглядывая фигурки на полках, складывает те из них, которые его притягивают. Она говорит об этом так: «клиентом выбирается все то, что нравится или пугает, как бы «просится» быть взятым или отталкивает. Здесь нет давления того, каких и как много следует брать фигурок, и как их использовать. Клиент может просто расположить их на песке, а может создать картину».

В течение всего времени общения с клиентом терапевт обеспечивает «свободное и безопасное пространство», а именно, является внимательным сопровождающим лицом, старающимся понять клиента и доносящим по возможности свое желание понять. Его позиция – это «активное присутствие», он не руководит процессом, а только следует за развитием фантазии клиента. Он слуга процесса.

По словам Д. Калфф, построение мира на песке высвобождает внутреннее бессознательное содержание психики. Оно выплескивается на поднос, обретя символическую форму в виде гротов и мостов, холмов и рек, людей, животных, мифических существ, драгоценностей в сундуках и закопанных скелетов. Все построенное, «свой мир», человек может охватить одним и тогда становится зримым и доступным осознанию то, что было заблокировано на вербальном уровне. Построение открывает возможность уникального доступа и для клиента, и для терапевта в исследование сознательного и бессознательного мира создателя песчаной картины, возможность «увидеть мир в одной песчинке».
Интегрирование бессознательного материала приводит к усилению чувства целостности, внутренней силы Эго.

Д. Калфф считает, что Эго ребенка начинает развиваться с самого рождения, что Эго черпает силу из глубокого внутреннего ощущения единства младенца с матерью, которое развивается постепенно и достигает пика во второй – третий год жизни ребенка. Дискретная связь с матерью травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. В условиях терапии специалист создает «свободное защищенное пространство», что является условием появления ощущения единства у обоих участников, по своей природе похожего на взаимоотношения «мать – ребенок», и тогда клиент имеет возможность проживания заново эмоционального отношения в переносе и достижения психической интеграции.

При построении в песке проявляется способность человека создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда человек теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией. Символическая функция открывает доступ к глубинным ресурсам психики. Способность символизировать развивается у человека с рождения. Образ матери – это тот первый символ, который позволяет ребенку ощущать безопасность даже тогда, когда мать исчезает из поля зрения, понимать, что при этом она все равно существует.

М. Фордхам считает, что способность к образованию символов происходит в результате тесного эмоционального общения матери и младенца. Способность удерживать образ матери развивается постепенно и этому способствует поведение матери. Например, издревле мамы играют со своими детьми в хорошо всем известную игру «Ку-ку», когда мать прячется за тканью или спинкой кроватки, и, спустя некоторое время, появляется снова. С течением времени у маленького ребенка накапливается опыт возвращения матери. Затем способность к образованию символов продолжает развиваться, когда родители обогащают, в психологическом смысле, жизнь ребенка. У ребенка появляются любимые игрушки, с которыми он спит, книжки, зачитанные от корки до корки, коврик над кроваткой, первые красивые ботинки. Мать постоянно обращается к истории его жизни: «Помнишь, как мы приезжали сюда прошлым летом и ходили на озеро…». Так, с помощью самых близких людей выстраивается внутренний мир ребенка, и, став взрослым, человек вспоминает сонм вещей, с которыми связаны нежные чувства, идущие из детства.

Недостаток способности к образованию символов, по словам М. Фордхама, происходит из-за нарушения эмоциональной связи матери и ребенка, в случае отсутствия матери, а также в результате серьезного заболевания ребенка. В свою очередь, сильные психологические травмы могут нарушить уже сформировавшуюся способность к символизации. С этой точки зрения, процесс построения на песке в ходе терапии может способствовать развитию или восстановлению данной функции.

Создание песочной композиции может помочь клиенту придать смысл происходящему с ним. Как отмечает Дж. Атертон, «многие из символических предметов имеют универсальные, мифологические значения, и могут показать клиенту универсальные истины или прояснить его личный миф. Фигурки и символы, предоставляемые терапевтом, обеспечивают значительное облегчение блокированным или «затемненным» частям души. Песочная терапия как объясняет, так и раскрепощает, привнося глубину визуального понимания в то, что так часто бывает блокировано вербально. И даже если увиденная правда ужасна, или миф трагичен, – сама работа в подносе с песком приносит облегчение и примирение. Иногда для терапии достаточно просто позволить невидимому стать видимым. Тогда ночные страхи и привидения испаряются освещенные работой с песком».

Песочная терапия – это обманчиво простая техника. При всей кажущейся простоте проведения метода, он является глубинным и тонким инструментом и требует от терапевта постоянного профессионального развития и шагов на пути индивидуации. Важной заботой терапевта является создание отношений, которые ощущаются двумя людьми как уникальный опыт живой связи, именно он необходим для развития. Такое отношение терапевта приводит к возникновению пространства, в котором клиент чувствует себя настолько свободным, и в то же время защищенным, что позволяет себе исцелиться. Это терапевтическое пространство удерживается терапевтом. В добавление, сам поднос является еще одним символическим контейнером, способным удерживать.

К.Г. Юнг полагал, что установление терапевтического альянса активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет по пути индивидуации. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит клиента туда, куда ему необходимо было прийти.

Источник

Песочная терапия: весь мир на песке

Часто мы не можем понять, что с нами происходит, не можем выразить свои мысли, чувства, эмоции. Всё как будто слилось в единый ком.

Испытывая тревогу, злость, подавленность, мы не всегда можем понять, в чём причины конфликтов, душевной боли. Здесь на помощь приходит песочная терапия. Это один из самых приятных и удивительных методов современной психотерапии.

Что она из себя представляет? Это особая песочница голубого цвета, наполненная мягким, приятным на ощупь песком.

Как она работает? Занимаясь песочной терапией, общаясь с песком, клиент бессознательно придаёт форму своим внутренним конфликтам, «говоря» языком песка, то, что не может выразить словами, запуская процесс самоисцеления.

Человек строит в песочнице свой внутренний мир, своё пространство. В этом деле клиенту помогают различные фигурки: людей животных, растений, природные материалы.

Карл Густав Юнг, великий психотерапевт, создатель основ песочной терапии, любил проводить время на берегу реки, размышляя о трудностях, переживаниях. Он строил из песка, камешков, деревяшек различные образы, сцены, целые города Он заметил, что игры с природными материалами помогают ему осознать многие сложные вещи, до которых он не мог дойти, используя лишь разум! При помощи фантазирования он дал выход своим переживаниям. Камни и песок не только помогали ему посмотреть на ситуацию со стороны, но и облекали его проблемы в символическую, образную форму. Юнг писал: «Всё, что находится в бессознательном, стремится проявиться во вне, и личность в своём развитии стремиться перейти из бессознательного к целостному переживанию самой себя». Это означает, что наши конфликты, которые сложны для осознания, всегда пытаются выйти наружу. Они могут выходить по-разному — в виде неприятных снов, слезливости, в виде телесных симптомов. Поэтому, необходимо дать им выход в позитивной, целостной форме — в символе.

Песок символизирует душевное пространство человека, и мы становимся хозяевами своего пространства, выстраивая в нём всё, что мы хотим, и бессознательное нам в этом помогает. Символически перестраивая наш внутренний мир в песочнице, мы делаем это и внутри себя, постепенно осознавая свои внутренние конфликты.

Окружающий мир заставляет нас быть рациональными, серьёзными, «взрослыми», и мы учимся подавлять наши чувства, воображение, теряем связь сами с собой, своей личностью, истинными желаниями. В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательное, и скрытые в нем тайны.

Детская песочная терапия

Песочная терапия — это прекрасный инструмент детской психотерапии, ведь песочница — естественная и любимая составляющая детской игры. Первый опыт тесного общения и сотрудничества ребёнок получает именно в песочнице. Только теперь она выполняет и целебную задачу, под руководством детского психолога.

Песочная терапия прекрасно подходит для коррекции школьной тревожности, агрессивности, помогает найти истинные причины школьной неуспеваемости.

Ребёнку в любом возрасте сложно выражать свои чувства в общении так, как привыкли это делать мы, взрослые. Мы можем выражать своё недовольство по-разному, можем обсудить проблемы с друзьями, с психологом, активно отстаивать свою позицию перед оппонентами. И главное — у нас есть опыт, мы более устойчивы к стрессу. Ребёнок тоже выражает свои негативные чувства, но особым образом. Ребёнок может хулиганить, бить вещи, замыкаться в себе, грубить. Так ребёнок выплёскивает негативные эмоции, он просто пока не умеет делать это по-другому. Такое поведение не одобряется в школе, в семье, за такое поведение часто наказывают. В результате у ребёнка возникает конфликт, не остаётся свободы действий, самовыражения.

Некоторые продолжают вести себя подобным образом, и это приводит к затяжным проблемам в поведении. Песочная терапия помогает ребёнку спонтанно выражать свои чувства при помощи образов, символов.

Ребёнок без всяких ограничений выстраивает в песке образ конфликтной ситуации, и делает с ней всё, что захочет, снимая напряжение, высвобождая обиду, страхи. Общаясь с песком ребёнок проигрывает сценки отношения со взрослыми, одноклассниками, реалистично проживая их, решая для себя важные вопросы, и изменяя отношения к ситуации.

В процессе работы в песочной терапии нормализуется фон настроения, снимается агрессия, снижается острота переживания конфликтных ситуаций. В результате улучшается успеваемость, ощутимо снижается вероятность возникновения неврозов, энуреза, ослабляется конфликтность, гиперактивность. Песочная терапия позволит вашему ребёнку ярко, свободно безо всяких рамок и ограничений проявлять свои эмоции, от счастья до агрессии, при этом учась проявлять их безопасно, обеспечивая личностный рост.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *