Юзабилити что это в маркетинге
Что такое юзабилити сайта: руководство
Узнайте, как протестировать и повысить юзабилити вашего сайта
Юзабилити — это показатель качества сайта, с помощью которого оценивают его простоту и удобство использования.
На нашем YouTube-канале в записи вебинара Мария Зайцева, руководитель отдела интернет-маркетинга Bquadro Agency, рассказала о юзабилити, структуре сайта и технической оптимизации.
Разделы
Почему юзабилити так важно?
Юзабилити представляет собой комплексную оценку сайта. Она зависит от удобства навигации, структуры, качества контента, оформления текстов, дизайна и ряда технических характеристик. Юзабилити влияет на время пребывания пользователей на сайте, уровень конверсии и лояльность потребителей.
Например, первое впечатление пользователей на 94% зависит от дизайна. Более того, 48% посетителей считают его показателем надежности бизнеса. Согласно статистике, человек оценивает внешний вид сайта всего 2-3 секунды. Поэтому, у вас есть буквально мгновение, чтобы произвести хорошее первое впечатление на посетителей, заинтересовать их и удержать.
Сайт с низкой скоростью загрузки, плохой цветовой гаммой и сложной навигацией однозначно оттолкнет пользователя. Вот почему
для продвижения компании, ее товаров и услуг так важен высокий уровень юзабилити. Далее вы узнаете, по каким основным критериям его оценивают.
Критерии оценки юзабилити сайта
Выделяют пять критериев оценки юзабилити. Ниже вы подробнее ознакомитесь с каждым из них.
Теперь, когда вы знаете, что влияет на юзабилити и на основании каких критериев его оценивают, самое время узнать, как протестировать удобство и простоту использования сайта.
Как протестировать юзабилити сайта?
Тестирование сайта проводят, чтобы оценить его удобство и качество перед запуском, увеличить конверсии и улучшить функционал. Есть два пути оценки юзабилити. Первый подразумевает подключение тестировщиков, а второй заключается в самостоятельной работе. Ниже мы рассмотрим, как самому провести тестирование сайта. Вот основные этапы этого процесса.
При самостоятельном тестировании сайта можно использовать Google Analytics Content Experiments. Он позволяет проанализировать различные изменения и увидеть, как они влияют на уровень конверсии и показатель отказов. Чтобы узнать поведенческие факторы пользователей, выявить наиболее и наименее кликабельные элементы сайта, используют «Карту кликов» Яндекс.Метрики и статистику Google Analytics.
Помимо этих инструментов еще применяют платные сервисы вроде AskUsers. С их помощью проводят тестирование среди пользователей, схожих с целевой аудиторией. Читайте дальше, чтобы узнать, как повысить юзабилити сайта.
Как повысить юзабилити сайта?
Для повышения удержания посетителей на сайте и увеличения продаж, следуйте рекомендациям ниже:
Помните, какой бы классный продукт вы не предлагали, юзабилити решает все. Поэтому нельзя пренебрегать дизайном, навигацией, расположением текстов, размером шрифтов, качеством изображений и другими составляющими сайта. Для повышения юзабилити важно продумать каждую деталь и убрать все лишнее. Далее вы ознакомитесь с хорошими примерами сайтов разных компаний.
Примеры сайтов с хорошим юзабилити
Одежду и обувь бренда Nike носят как профессиональные спортсмены, так и любители. Возрастная категория клиентов компании варьируется от нуля и до ста лет. Среди фанатов бренда есть футболисты, баскетболисты, бегуны,регбисты, теннисисты и просто те, кто любит активный образ жизни. Поэтому, продукты на сайте разделены на основании их назначения, пола клиентов и вида спорта. Благодаря такому подходу, несмотря на широкий ассортимент, каждый клиент легко может найти для себя необходимый продукт.
Сайт Apple — это идеальный пример минималистичного дизайна. В верхней строке меню расположены категории товаров и строка поиска. С помощью интерактивного логотипа пользователь в любой момент может вернуться на главную страницу. Обратите внимание, что нет никаких лишних кнопок и текстовых блоков. Ничто не отвлекает внимание пользователя от изучения сайта и продуктов компании.
Образовательный журнал Tilda Education содержит руководства, статьи, видеоуроки и курсы на такие темы как SEO, SMM, контент-маркетинг, дизайн сайтов и так далее. Чтобы пользователи не потерялись среди обучающих материалов и легко находили необходимые темы, на первом экране сайта есть строка поиска, которая позволяет всего за несколько секунд найти нужные ответы. У сайта Tilda Education легкая навигация, грамотно продуманный дизайн и структура.
Хорошее юзабилити улучшает пользовательский опыт, а также способствует повышению продаж и конкурентоспособности. Поэтому, проводите тестирования, а также опрашивайте целевую аудиторию, чтобы шаг за шагом совершенствовать дизайн, структуру и функционал сайта.
Значимость юзабилити в маркетинге
Термин «юзабилити» (от английского usability) означает удобство использования. Его обычно применяют по отношению к программным интерфейсам различных систем. В этом случае он может также означать простоту структуры, практичность, функциональность. О хорошем юзабилити можно говорить в том случае, если интернет-ресурс имеет простую навигацию и понятен пользователю буквально с первого взгляда.
Юзабилити влияет на удобство пользования, лояльность посетителей, от чего во многом зависит конверсия сайта.
Основные принципы юзабилити в маркетинге
Сайты являются одним из элементов упаковки продукта. Иногда они сами выступают в роли продукта. Поэтому в маркетинге уделяют большое внимание тому, как выглядят сайты, какие функции они выполняют. Usability и маркетинг имеют тесную взаимосвязь. Ниже мы приведем их основные правила.
Юзабилити сайта во многом содействует росту продаж, раскрутке брендов. Если соблюдать основные его принципы, то можно легко увеличить количество продаж. Именно к этому стремится эффективный интернет-маркетинг.
Как стимулировать к приобретению товара
Пользователи любят сайты, функционал которых прост и понятен. Удобство ресурса начинается с его главной страницы. Зайдя на нее, посетитель сразу должен понимать, какие товары или услуги здесь предлагают.
На главной странице необходимо разместить:
Все текстовые элементы должны не просто формально присутствовать на сайте. Их информация должна содержать реальную пользу для клиента.
В шапке сайта принято размещать логотип компании, вход в личный кабинет. Сюда же выносят контактные данные: адрес электронной почты, телефоны, кнопки перехода в социальные сети. Эти данные нужны для оперативной связи клиента с администрацией.
Стимулировать к покупке очень сложно, если на странице будут отсутствовать конверсионные элементы. Это могут быть кнопки с предложением заказать товар или услугу, формы для заявки или обратной связи. Они должны быть заметными, вызывать желание кликнуть по ним.
Другие элементы usability, стимулирующие продажи:
Тестирование
Удобство и простота пользования – субъективные параметры. Поэтому коммерческая эффективность сайта не может базироваться на них без проведения тестирования и аудита. Тестирование usability проводится по различным показателям. Качественные показатели включают в себя функциональность сайта, логичность структуры, уникальный контент.
Оценка юзабилити по количественным показателям включает скорость загрузки страниц, поиск разделов или кнопок, время отклика. Особенно тщательно нужно тестировать страницы, приносящие наибольшее количество трафика.
При тестировании юзабилити специалисты прорабатывают различные пользовательские сценарии. В процессе выявляются ошибки на пути пользователей. Их фиксируют и продумывают варианты устранения. Решению подлежат и другие проблемы, выявленные в ходе тестирования.
Тестирование помогает не только устранять проблемы. Оно дает новые идеи по разработке и внедрению дополнительного функционала. Хорошо работающие приемы могут со временем устаревать. Меняются также запросы пользователей относительно функционального наполнения площадок. Поэтому тестирование и дальнейшая доработка помогают сайтам не утрачивать своей актуальности и соответствовать новым тенденциям в интернет-маркетинге.
Универсального рецепта оптимизации страниц не существует. Одни и те же функции или приемы могут отлично сработать на одном интернет-ресурсе и оказаться совершенно бесполезными на другом. Чтобы сайт всегда работал эффективно, нужно регулярно проводить его аудит и тестирование. На основе полученных данных можно постоянно работать над улучшением юзабилити.
Главные ошибки юзабилити
В основном они допускаются непрофессиональными разработчиками, которые не знакомы с принципами юзабилити в маркетинге. Каждая из этих ошибок отрицательно влияет на посещаемость и конверсию.
Работа над улучшением юзабилити – это важная составляющая интернет-маркетинга. Посетители интернет-магазинов обращают большое внимание на степень удобства при выборе товаров и оформлении покупок. Поэтому нужно выполнять рекомендации экспертов, советующих регулярно проводить аудит сайтов и улучшать юзабилити.
Юзабилити: что это такое и для чего нужно
Посетители часто не совершают целевых действий, которых ожидают от них владельцы сайтов. Часто причина в технической составляющей, которая делает ресурс неудобным для использования, в результате бизнес теряет клиентов и потенциальную прибыль. Юзабилити сайта помогает в решении этой проблемы, оптимизируя ресурс под взаимодействие с пользователем.
Что такое юзабилити
Юзабилити — это качество, которое определяет, насколько понятны и удобны пользовательские интерфейсы в использовании. Более подробно это можно было бы раскрыть так:
«Юзабилити — это то, насколько продукт, рассчитанный на определённый сценарий использования определённым пользователем, способствует достижению им результата максимально эффективным и комфортным образом».
«Юзабилити — это дизайн с точки зрения пользователя».
Сам термин также отсылает к различным методам улучшения и облегчения интерфейсов. Это понятие ориентировано в большей степени именно на функционал и эргономику, нежели чем на визуальную и эстетическую составляющую. Юзабилити интересует результат взаимодействия клиента с системой и построение пути к нему.
Из чего состоит юзабилити
Один из основоположников направления — специалист по интерфейсам Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) — определил следующие компоненты юзабилити с точки зрения пользователя:
Также Нильсен предлагает оценивать Пользу интерфейсов и определять Полезность по формуле:
Полезность = Юзабилити + Функциональность, где
Функциональность — даёт ли интерфейс то, что вам нужно;
Юзабилити — насколько легко и приятно с ним работать.
Также Нильсен описал 10 принципов хорошего юзабилити:
Почему юзабилити это важно
Развитие технологий всё больше усложняет принципы построения и использования систем. Сейчас нам многое может казаться обыденным, но исторически простые и уже привычные нам задачи раньше вовсе не были такими лёгкими в исполнении.
Например, работа в текстовом редакторе или взаимодействие с веб-страницами. Лёгкость и доступность работы с этими вещами — в немалой степени заслуга не только технического прогресса, но и оптимизации интерфейсов. Специалисты адаптируют интерфейсы под конечного пользователя — в том числе и прежде всего подтого, который не обладает специальными знаниями.
Как следствие, это облегчает и ускоряет обучение, расширяет список доступных навыков, упрощает решение ряда задач, либо позволяет решать совершенно новые, повышает производительность труда.
С точки зрения восприятия значение юзабилити следующее:
С точки зрения пользователя, он может спокойно и продуктивно работать с программой и не чувствовать себя некомпетентным.
С точки зрения разработчика, юзабилити — важный аспект востребованности и популярности системы в целом, ведь она создаётся для кого-то.
С точки зрения менеджера, продукты с плохим юзабилити потребуют больше времени и энергии на освоение от пользователя, а это очень плохое конкурентное «преимущество».
Компания Apple, например, с самого начала, с момента своего основания Стивом Джобсом и Стивом Возняком построила свою стратегию практически целиком на следующих основаниях. Продукты, как программные, так и девайсы. должны быть более дружелюбными к пользователю. В итоге пользователи стали готовы платить больше за то, чтобы всё было просто, понятно и работало «out of the box» — из коробки.
Это первое правило e-commerce.
В интернете, если пользователь не может что-то найти, он уходит. Даже если страница не грузится в течение более 2 секунд огромная доля пользователей отказывается от её просмотра.
В чем измеряется
Для улучшения работы сайта важно понять, из каких составляющих складывается показатель. У юзабилити сайта есть единица измерения, определенная стандартом ISO 9241-210. Оно формируется на основании усилий, которые пользователям необходимо потратить на поиск нужной информации и достижение конечной цели. Этот показатель называется стоимостью взаимодействия. Он считается низким, если посетители не прикладывают дополнительных усилий для получения необходимого результата.
Юзабилити сайта или приложения по этому показателю можно оценить в соответствии с количеством кликов и временем, которое тратится на решение задачи.
Тестирование юзабилити
Отдельный важный элемент — это тестирование юзабилити, то есть проверка интерфейса на доступность для конечного пользователя, которому предстоит с ним работать.
Для оценки интерфейсов с позиции пользовательского удобства существуют специальные методики. Главным постулатом здесь можно назвать: « Фокус на том, что пользователь делает, а не на том, что говорит ».
Цели тестирования можно кратко обозначить так:
Тестирование юзабилити позволяет снизить риск того, что на выходе получится нечто совсем не соответствующее цели, что будет поздно исправлять. Оно направлено на поиск проблем в использовании интерфейса на стороне пользователя в зародыше, пока их ещё можно устранить сравнительно быстро и дёшево. Тестирование позволяет сохранить время, деньги и другие ценные ресурсы.
Для тестирования используются методики:
Сквозная аналитика
Главный метод один и он простой — взять среднего пользователя, дать ему задачу в незнакомом окружении и предложить её решить целиком самостоятельно. Далее останется смотреть, как он будет действовать, а потом опросить.
Можно опробовать также несколько вариантов интерфейса — то есть, провести своего рода A/B-тестирование.
Хорошей практикой считается распределение до 10% бюджета дизайн-проекта на разработку, тестирование и оптимизацию юзабилити.
Как улучшить юзабилити
Улучшение юзабилити сайта начинается с его аудита, который даст полноценную оценку всем процессам. На основе анализа можно сделать вывод о проблемах, которые потребуется оптимизировать. К основным параметрам оценки относят:
Заключение
Удобство сайта — один из ключевых показателей веб-ресурса, определяющий длительность пребывания посетителей и количество сделанных заказов. Чем дольше пользователи находятся на сайте, тем выше вероятность того, что они приобретут продукт. Однако это положение справедливо только для тех сайтов, которые располагают удобной системой навигации и помогают посетителям быстро ориентироваться в структуре ресурса. Если же показатель юзабилити низкий, сайт не принесет никакого результата, а его содержание будет оборачиваться только убытками.
Юзабилити сайта: что такое и как анализировать в 2020 году
Конечно для других товаров или услуг цифра может быть меньшая, но это не означает что там будет легче продать товар.
Команда Plerdy подготовила интересную статью о том, как юзабилити влияет на увеличение конверсии сайта и на примере известного сайта провела юзабилити аудит.
Все рекомендации, что Вы прочитаете в статье сможете с легкостью проверить сами и воплотить в жизнь для улучшения Вашего сайта.
Под юзабилити понимается насколько ваш сайт дружелюбен и удобен по отношению к клиентам. Посетив ваш веб-сайт, пользователь не должен испытывать дискомфорт, тратить много времени на поиск нужной информации иначе это очень плохо кончиться для Вашего бизнеса. Думаете нет?
Ниже в статье мы наводим пример юзабилити аудита и более детально описываем какие проблемы могут возникать в онлайн-ресурсов имеющих плохое юзабилити.
Юзабилити аудит должен содержать в себе проверку следующих элементов сайта отдельно для ПК и мобильной версии сайта:
Новички часто допускают ошибки, наиболее распространены следующие:
В 2020 г. в SEO для вывода сайта в ТОП используются такие приемы как:
Это реальный веб-сайт и его анализ позволит лучше понять, что именно делается при оценке. Внимание уделяется каждой мелочи.
Анализ показывает, что это требование на веб-сайте выполнено, переход на главную осуществляется после нажатия на логотип компании. Решение неплохое, интуитивно понятное, большинство пользователей разберется с этим без дополнительных разъяснений.
Что такое юзабилити сайта и как оно влияет на SEO и конверсию
Юзабилити сайта — это то, над чем надо подумать ещё до его создания. Ведь зачем нужен сайт, где пользователям неприятно и неудобно находиться? Ресурс, который не приносит никакой денежной отдачи?
Но многие бизнесмены до сих пор продолжают заказывать сайты для галочки. Потому что: “У всех конкурентов уже есть лендинг/сайт, а у нас нет” или “Сын сказал, что моей фирме обязательно нужен свой сайт”. Такой подход обычно только вредит. Ведь в этом случае думают скорее о бюджете, скорости разработки, субъективной красоте, но никак не о целевой аудитории.
В статье расскажем что означает понятие юзабилити, зачем так заострять на нём внимание, и как показатель влияет на вашу прибыль.
Юзабилити: что это такое простыми словами?
Когда человек попадает на страницу, он легко должен сориентироваться и найти нужную для себя информацию. А ещё совершить действия, которых ждёт от него владелец сайта: прочитать статью, оставить заявку, купить товар, подписаться на рассылку и так далее.
Чем юзабилити отличается от дизайна? Юзабилити включает в себя дизайн, но не состоит только из него. Ведь для удобства и комфорта сайту недостаточно быть минималистичным и привлекательным. Важны и другие характеристики.
Главная цель работы над юзабилити сайта — это увеличение прибыли бизнеса.
Важные составляющие этой глобальной цели:
Повышение конверсии сайта;
Увеличение лояльности аудитории;
Снижение стоимости одной заявки;
Улучшение поведенческих факторов ранжирования;
Продвижение в поиске;
Основы юзабилити: из чего оно состоит?
Главные составляющие юзабилити сайта:
Простота пользования интерфейсом. Люди, которые первый раз оказались на вашем сайте, должны легко и быстро понять, как им пользоваться.
Запоминаемость. Также люди должны быстро вспомнить, как найти нужную информацию или совершить любое другое действие, если долго не пользовались вашим сайтом.
Эффективность использования. Насколько быстро сайтом могут пользоваться люди, которые уже разобрались в интерфейсе. Не мешают ли им какие-то всплывающие окна, не отвлекает ли реклама и т.д.
Удовлетворённость от использования. Насколько людям приятно находиться на сайте и пользоваться им. Сюда входит дизайн, полезность информации, её подача и т.д.
Количество ошибок. Как часто пользователь жмёт не туда, попадает не в тот раздел и совершает другие ошибочные действия. Плюс сюда же входит то, насколько легко человек сам может исправить эти ошибки.
Почему юзабилити интерфейса так важно?
Юзабилити влияет на два важных параметра, от которых зависит успешность бизнеса:
Да, вы можете тратить большие бюджеты на рекламу и регулярно привлекать новый трафик. Но результаты будут не очень впечатляющие, если люди не будут возвращаться на сайт. У потребителя большой выбор, и если ваш ресурс неудобный, сложный и непривлекательный — он просто пойдёт к конкурентам, у которых найти информацию или совершить покупку проще.
А ещё сайты с высоким уровнем юзабилити любят поисковые системы. Если у вас понятный структурированный контент и удобная навигация — ваш ресурс будет выше продвигаться в выдаче. Поэтому при SEO-оптимизации обращают внимание, в том числе и на юзабилити сайта.
Конверсия — это тоже один из важнейших показателей, особенно для коммерческих ресурсов. Правильная навигация и грамотный контент сами плавно подводят человека к нужному действию.
Чем выше конверсия — тем меньше денег вы тратите на привлечение клиентов. Представьте: вы потратили на рекламу 10 000 рублей. Если конверсия вашего сайта 1%, то есть только один человек из 100 оставляет заявку или покупает продукт, то один клиент будет стоить вам те же 10 000 рублей. Если конверсия будет 10%, тот же клиент будет стоить уже 1000 рублей. Разница существенная.
Принципы юзабилити сайта
Одним из первых, кто задумался о юзабилити, был специалист по интерфейсам Якоб Нильсен. Он сформулировал 10 основных правил юзабилити сайта. Рекомендации были предложены ещё в 80-х годах прошлого века, но до сих пор они всё так же актуальны.
Хороший сайт должен:
1. Информировать клиента о том, что сейчас происходит.
Например, человек оплатил покупку в интернет-магазине. После этого он должен понимать, что его деньги дошли до адресата и магазин уже начинает собирать заказ. Иначе это создаёт у пользователя дополнительный стресс.
2. Говорить на человеческом языке, а не на языке роботов или разработчиков.
К примеру, на сайте что-то сломалось. Пользователю не нужно знать, какие именно процессы пошли не по плану. Достаточно сказать, что скоро всё будет как раньше.
3. Давать пользователю возможность контролировать процесс и свободно делать выбор.
Если что-то пошло не так, у пользователя должна быть возможность всё исправить. Никому не понравится заполнять длиннющую форму с самого начала, если ты допустил всего лишь одну ошибку.
4. Следовать стандартам работы.
При разработке нового сайта необязательно каждый раз изобретать велосипед. В интернете уже давно выработались общие правила, которых придерживается большинство: это удобно и для разработчиков, и для пользователей. Если ваш дизайнер зачем-то решил разместить кнопку для закрытия всплывающего окна не в правом верхнем углу, а в левом нижнем, большой процент пользователей точно не скажет ему спасибо.
5. Стараться предотвращать ошибки.
Например, вы просите человека оставить номер телефона. Он вводит его неправильно (но не знает об этом), а потом злится, что вы ему не перезвонили. В интересах бизнеса сделать так, чтобы перед отправкой человек ещё раз проверил все важные данные и не совершил ошибок.
6. Показывать всю важную информацию в одном месте, а не заставлять пользователя искать или вспоминать её самому.
Например: если в карточке товара сразу показать пользователю, когда товар смогут привезти, шанс, что он сделает заказ сильно повышается. Ведь часто бывает такое, что товар нужен срочно. И если человек сразу видит, что вы успеваете его доставить, быстро оформит заказ, а не пойдёт проверять сроки доставки у конкурентов.
Или у вас на сайте есть инструкция по заполнению какой-то формы. Лучше добавить её в виде подсказок прямо в самой форме, а не заставлять человека постоянно переключаться между вкладками.
7. Быть гибким и подстраиваться под пользователя.
Кому-то нужны подсказки, а опытных пользователей они будут только раздражать. Поэтому всегда лучше давать людям выбор. Если такую возможность предусмотреть нельзя, то нужно подстроиться под среднестатистического пользователя сайта. Например, добавить необходимые подсказки или фильтры.
8. Быть приятным глазу и минималистичным.
Хороший дизайн сайта — это почти всегда минимализм. Обилие разных иконок только отвлекает пользователей от главной цели, ради которой они пришли на сайт. Минимализм — это ещё и про количество информации. Добавляйте только то, что может действительно пригодиться людям.
Например, не заставляйте пользователей заполнять гигантские формы для того, чтобы подписаться на рассылку или оформить заказ. Скорее всего, половину, а то и больше полей, оттуда смело можно вычеркнуть.
9. Помогать пользователю справляться с ошибками.
Иногда бывает такое, что сайт или отдельная страница просто не открываются. Многие компании на этот случай размещают предупреждение: на сайте ведутся работы, скоро всё починят. То есть сообщения написаны понятным языком и человек понимает, что происходит.
Если не работает всего одна страница, можно тут же предложить пользователю решение проблемы: например, перейти на главную, на последнюю просмотренную или воспользоваться поиском.
10. Помогать разобраться со сложными моментами.
Если на сайте не обойтись без справки и какой-то дополнительной документации, пользователи должно иметь возможность легко их найти. Обычно такую информацию размещают в разделах “Помощь”, “Справка”, “FAQ” или “Вопрос-Ответ”.
Как оценить юзабилити сайта?
Существует несколько методов для оценки юзабилити:
1. Критериями оценки юзабилити сайта могут быть количество кликов и времени, которое нужно человеку, чтобы решить свой вопрос. Чем эта величина меньше, тем лучше.
В юзабилити существует золотой стандарт: правило трёх кликов. Желательно, чтобы с главной страницы человек мог попасть на ту, что ему нужна, не больше, чем за три клика.
2. Ещё можно опросить пользователей сайта, дав им оценить три утверждения:
Возможности сайта соответствуют моим требованиям;
Этим сайтом просто пользоваться;
Этот сайт эстетически привлекателен.
Все утверждения нужно оценить от 0 до 5, где 0 — человек категорически не согласен с утверждением, а 5 — полностью согласен. Но три этих показателя не равны по своей значимости. Поэтому для того, чтобы вычислить итоговую оценку юзабилити веб-сайта, нужно полезность умножить на 3, а удобство на 2.
Тогда формула будет такой:
((Полезность * 3) + (Простота * 2) + Эстетика) / 6
Если оценка меньше 2 — результат плохой, до 3,5 — требуются доработки, выше 3,5 — хороший результат.
3. Собрать фокус-группу. В неё должны входить люди с разными навыками и опытом. В процессе каждому человеку выдаётся задание на выполнение конкретных действий на сайте. Он его выполняет, а результаты потом анализирует специалист по тестированию.
Сервисы по проверке юзабилити метрик сайта
Яндекс.Метрика и Google Analytics
Самые популярные и бесплатные инструменты, с помощью которых можно следить за поведением пользователей на сайте. Они дают возможность увидеть области страниц, на которые чаще всего кликают, проанализировать, как пользователи заполняют формы на сайте, как просматривают контент и на каких страницах проводят больше всего времени. Всю эту информацию можно проанализировать и понять, как повысить уровень юзабилити.
Сервис на английском языке, где реальные пользователи оценивают насколько удобное юзабилити у вашего сайта. Они тестируют его, а потом оставляют свой фидбек. Есть пробная версия, где 10 пользователей могут проверить до двух ваших сервисов.
Сервис, на котором можно создавать опросы для проверки юзабилити. Потом их можно предлагать пользователям вашего сайта, чтобы получить информацию из первых уст. В отличие от других сервисов с опросами, Testograf предлагает готовые шаблоны с вопросами для оценки юзабилити сайтов и программ.
Сервис похож на Usabilla, но здесь сайт оценивают не случайные посетители, а коллеги из диджитал-сферы: аналитики, тестировщики, дизайнеры, разработчики и т.д. На сервисе есть несколько вариантов тестов. Например, можно загрузить скриншот страницы, человек должен оценить его за пять секунд и высказать своё мнение. Или коллег можно попросить протестировать навигацию по сайту.
Оценка юзабилити сайта на примере сайта Soldi Marketing
Попробуем оценить наш сайт Soldi Marketing по нескольким важным для юзабилити пунктам.
Переход на главную с любой страницы сайта
С любой страницы сайта можно быстро перейти на главный экран, если нажать на логотип компании в левом верхнем углу. В мобильной версии принцип такой же.
· Адаптация под мобильные устройства
На сайте агентства должно быть легко оставить заявку или самому связаться с компанией. На главной странице вверху есть кликабельный номер телефона, и тут же на первом экране можно нажать “Обсудить проект” и оставить заявку.
Скорость загрузки страниц
Скорость загрузки проверяем с помощью сервиса PageSpeed Insights от Google. 100 баллов — максимальная оценка для скорости. У нашего сайта — 95.
Конечно, если проводить полный аудит юзабилити, таких пунктов будет гораздо больше.
А теперь попробуем задать сценарий взаимодействия с сайтом. Например, человек хочет найти информацию о SEO-оптимизации сайта. Посмотрим, какой путь ему придётся для этого пройти, и насколько легко найти нужную информацию.
У пользователя есть два пути, и оба они не займут больше трёх кликов:
1. Открыть меню на верхней панели и выбрать “SEO”.
2. Прокрутить вниз на один экран и увидеть “SEO оптимизация” в разделе с основными услугами.
Итого
Аудит критериев юзабилити сайта важно проводить регулярно. Как минимум, когда:
Разрабатываете сайт с нуля;
Вносите в дизайн или функционал изменения;
Замечаете снижение конверсии или рост процента отказов;
Сайт не приносит результаты, на которые вы рассчитывали.
От того, насколько удобно людям пользоваться сайтом, напрямую зависит ваш доход. Чем выше показатели юзабилити сайта, тем больше заявок/продаж будет приносить ресурс.
Поэтому о разработке юзабилити сайта нужно думать ещё до того, как ресурс станет доступен пользователям. Часто же бывает наоборот: сырой непротестированный сайт отправляют в свободное плавание, а потом ломают голову над тем, почему он не приносит результата.
Юзабилити также влияет и на поведенческие факторы ранжирования: чем быстрее и удобнее искать у вас информацию, тем больше времени люди проводят на сайте. А значит поисковики оценивают ресурс как качественный и продвигают его в поисковой выдаче.
Поэтому при разработке сайта всегда важно думать о тех, кто будет им пользоваться. Это принесёт и лояльность, и клиентов, и деньги.