за чем следит прокуратура
За чем следит прокуратура
Статья 27. Полномочия прокурора
1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
За чем следит прокуратура
Статья 1. Прокуратура Российской Федерации
(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 2 ст. 1 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
2. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 10.02.1999 N 31-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
(абзац введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
(абзац введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает представительство и защиту интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах).
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2021 N 265-ФЗ)
4. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
5. Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания.
За чем следит прокуратура
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;
если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;
в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.
(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
9. В срок проведения проверки не включается срок:
на который указанная проверка была приостановлена;
между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;
установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
для решения вопроса об уголовном преследовании;
для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.
(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:
по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
(п. 15 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
На территории России сегодня действует огромное количество контролирующих органов. Обычный гражданин может легко запутаться, когда приходится столкнуться с проблемой. Например, мало кто знает, что прокуратура РФ – это единая система органов, которые отвечают на соблюдение конституционных прав и исполнение действующего законодательства. Сегодня предстоит узнать о том, в каких случаях стоит обращаться сразу в прокуратуру, какой закон регулирует работу этого органа, что входит в зону ответственности единой системы.
Немного истории
Впервые на территории России прокуратура появилась еще при правлении Петра Первого. Перед государем стояла одна и самая главная задача: «Пресечь беззаконие, ослабить зло». Дело в том, что прокуратура отвечала не только за деяния обычных граждан, но и тех, кто ранее находился в зоне неприкосновенности.
Первым прокурором стал Павел Ягужинский. Задача государя состояла в том, чтобы найти честного и порядочного человека, который не будет боятся рассказывать правду, будет неподкупен и сможет ответить честью.
Уже в 1802 году прокуратура стояла выше Министерства Юстиции и была единственным и самым важным органом государственного надзора. Еще через 50 лет, прокуратура отделилась от карательной власти, так как из-за большой нагрузки прокурор и дружинники не успевали за всем следить. На 1864 год выпала реформа судебного производства, которая касалась судостроений.
После ряда государственных переворотов и гражданской войны, в 1917 году деятельность прокуратуры полностью отошла в руки Народных Комиссаров, однако основной принцип и идеи никак не изменились. Единственное, чтобы снизить расходы на обеспечение огромного количества органов, был принят «Декрет о суде № 1», который преобразовал деятельность многих учреждений в одну, ее до сих пор называют «следственной комиссией».
В 1922 году под руководство ВЦИКа было принято решение наделить этот орган исполнительной власти еще рядом обязанностей и функций. Например:
Еще через 10 лет, область влияния прокуратуры в России была еще больше увеличена. Например: было создан союз, регулирующий деятельность прокуратуры по всей стране (на тот момент речь идет о множестве республик, которые нуждались в контроле).
Чем занимается прокуратура
Прокуратура обязана следить за исполнением законов в интересах общества. Сегодня система осуществляет надзор за:
Дополнительно присутствует нагрузка в виде:
Прокуроры также присутствуют на судебных заседаниях. Несмотря на то, что они находятся на обвинительной стороне, сотрудники обязаны обеспечивать отсутствие беззакония и противоречия. Дополнительно происходит рассмотрение жалоб, которые граждане направляют в сторону административных органов. Регламент работы органов, включая зону ответственности прокурора и помощника прокурора, можно найти в действующем Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1.
Система и структура прокуратуры в России
Во главе системы стоит Генеральный прокурор. Назначение и снятие должности происходит по воле Совета Федерации. Далее по иерархической системе:
Для улучшения контроля качества существует большое количество должностей. Они также предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ». Разделить можно на несколько составляющих:
Ранее существовало понятие «начальник отдела». Сейчас функцию выполняют старшие помощники главного прокурора каждой из 3 ответвлений.
Воинские звания и чины
Сегодня можно выделить:
С 2014 года получить должность в Прокуратуре больше не сможет человек, не имеющий высшего образования. Гражданин прошедший аттестацию получает первоначальный чин, перескочить и получить сразу высшую должность уже не получится.
Так как на территории России отдельно действует еще и военная прокуратура, сотрудники получают дополнительный чин. На основании ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно их эффективности.
Предусматриваются и варианты награждения. Например, эффективные сотрудники за доблесть и старания могут получить:
По каким вопросам гражданам можно обращаться в прокуратуру
Многие граждане уверенны, что решить проблему быстро и эффективно можно только через прокуратуру. Высший орган поможет избежать беззакония со стороны административных учреждений, полиции и т.д. Поэтому на почту органа власти поступают сотни тысяч обращений, которые часто остаются без ответа или положительного результата. Сегодня можно выделить несколько примерных ситуаций, когда прокуратура может вмешаться и оказать содействие:
Вызвать сотрудника могут не только физический лица, т.е. обычные граждане, но и другие структуры в виде комитетов, собраний и т.д. Когда речь идет о вмешательстве высшего органа, граждане должны понимать, что специалист занимает сторону нейтралитета и контролирует выполнение всех законодательных норм, т.е. только то, что может коснуться беззакония. Прокурор также имеет право на обжалование решений, которые уже принял суд.
Однако по статистике, большая часть обращений граждан связанна с взаимодействием правоохранительных органов. Когда граждане сомневаются в неподкупности, честности полицейских, искать правду лучше через органы прокуратуры. Система устроена так, что отделения и организации есть в каждом регионе, что значительно упрощает процедуру обращения за помощью.
Однако стоит понимать, что даже с учетом присутствия помощи со стороны прокуратуры, не стоит забывать и об адвокате. Только он сможет грамотно составить и направить заявление с просьбой разобраться.
Дополнительно можно выделить ряд ситуаций, когда можно смело обращаться за помощью:
Перечислять жизненные и бытовые сложности можно долго. Однако следует понимать, что первая причина обраться – это нарушение закона и регламента. Даже если это происходит со стороны административных органов, которые в первую очередь, должны придерживаться правового поля.
Однако также есть случаи, когда обращаться в прокуратуру необходимо, пройдя другие инстанции. Например, если в магазине продают просроченный товар или обманываю, в первую очередь следует обратиться в Роспотребнадзор, если сотрудники откажутся содействовать, то в полицию, если и там не получилось найти помощи, то далее следует обращение в прокуратуру.
Нюансы, о которых нужно знать при обращении
Если с поводами для обращения все понятно, то со схемой и пошаговой инструкцией того, как правильно это сделать, могут возникнуть трудности. Гражданам необходимо знать о следующих нюансах:
Дополнительно следует выделить, что далеко не всегда, обращения и жалобы принимаются. Однако ответ должен быть получен гражданином в любом случае, из возможных:
Отклонить жалобу или обращение могут в случаях, когда письмо не имеет смысловой нагрузки, не изложены факты, не до конца понятно, что требуется. Для разъяснения сотрудники могут попросить явиться. Также отказать могут если письмо содержит прямое влияние в следственный или розыскной процесс. Например, данные могут быть специально быть неверными, чтобы запутать следствие и дать преступнику сбежать.
Почему прокуратура является самым эффективным органом
Граждане все чаще стали обращаться в прокуратуру не только за помощью, но и за простой консультацией. На деле, это единственный орган, который в течение короткого периода может бесплатно и беспристрастно решить проблему граждан. Чаще всего вопросы возникают в соблюдении Пенсионного, Трудового, Гражданского и Жилищного Законодательства.
В пользу прокуратуры можно привести несколько факторов, которые обеспечивают автономность и высокое качество оказания поддержки:
Именно поэтому, порой гражданам быстрее и легче обратиться сразу в главное управление, чтобы не терять время. Из-за этого периодически возникают конфликты между прокуратурой и следственным комитетом. Потому что по факту их деятельность очень часто пересекается, что говорит о плохом качестве работы СК.
Как подать заявление через электронную приемную
С развитием новых технологий, гражданам теперь не нужно отсиживать в длинных очередях и записываться за несколько недель заранее, чтобы добиться справедливости. Подать заявление можно сегодня через генпрокуратура РФ официальный сайт. Как правильно это сделать:
Выше было указанно, что заявления и жалобы, которые не содержат смысловой нагрузки не рассматриваются. Поэтому при составлении и желании быстро решить проблему, желательно подключить своего адвоката или грамотно подойти к изложению. Также необходимо понимать, что есть вероятность того, что сотрудники могут вызвать для дачи более подробной информации. Беспокоится не нужно, если пришло письмо с печатью прокуратуры страны, вероятно, сотрудникам необходимо узнать детали, чтобы помочь в сложившейся ситуации. По вопросу коррупции, также можно обращаться в прокуратуру. Орган гарантирует безопасность заявителя. Дополнительно в электронной приемной есть возможность связаться с другими смежными органами.
За чем следит прокуратура
Статья 33. Полномочия прокурора
1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:
посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;
опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.