за что чаадаева объявили сумасшедшим

Петр Чаадаев как первый русский оппозиционер

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим

Выходец из семьи автора 7-томной «Истории Российской от древнейших времен» Михаила Щербатова, Петр Яковлевич Чаадаев был рожден для блестящей государственной карьеры. До войны 1812 года он в течение 4 лет посещал лекции в Московском университете, где успел сдружиться с несколькими представителями набиравших силу тайных обществ, будущими участниками декабристского движения – Николаем Тургеневым и Иваном Якушкиным. Чаадаев активно участвовал в боевых действиях против Наполеона, сражался при Бородине, под Тарутино и Малоярославцем (за что был награжден орденом Святой Анны), принимал участие во взятии Парижа. После войны этот «храбрый обстрелянный офицер, испытанный в трех исполинских походах, безукоризненно благородный, честный и любезный в частных отношениях» (так охарактеризовал его современник) познакомился с 17-летним Александром Пушкиным, на взгляды которого оказал существенное влияние. В 1817 году он поступил на военную службу в Семеновский полк, а уже спустя год вышел в отставку. Причиной такого скоропалительного решения стало жесткое подавление восстания 1-ого батальона лейб-гвардии, участникам которого Чаадаев очень сочувствовал. Внезапное решение подававшего надежды молодого 23-летнего офицера вызвало немалый скандал в высшем обществе: его поступок объясняли то опозданием к императору с докладом о случившемся бунте, то содержанием беседы с царем, которая вызвала у Чаадаева гневную отповедь. Однако, биограф философа М.О. Гершензон, ссылаясь на достоверные письменные источники, приводит такое объяснение от первого лица: «Я счёл более забавным пренебречь этою милостию, нежели добиваться её. Мне было приятно выказать пренебрежение людям, пренебрегающим всеми… Мне ещё приятнее в этом случае видеть злобу высокомерного глупца».

Как бы то ни было Чаадаев уходит со службы в статусе одного из самых известных персонажей эпохи, завидного жениха и главного светского денди. Один из современников философа вспоминал, что «при нём как-то нельзя, неловко было отдаваться ежедневной пошлости. При его появлении всякий как-то невольно нравственно и умственно осматривался, прибирался и охорашивался». Авторитетнейший историк русской культуры Ю.М. Лотман, характеризуя особенности публичного франтовства Чаадаева, замечал: «Область экстравагантности его одежды заключалась в дерзком отсутствии экстравагантности». Причем в отличие от другого знаменитого английского денди – лорда Байрона, русский философ предпочитал во внешнем виде сдержанный минимализм и даже пуризм. Такое нарочитое пренебрежение модными тенденциями очень выгодно выделяло его среди других современников, в частности, славянофилов, ассоциирующих свой костюм с идеологическими установками (показательное ношение бороды, рекомендация носить дамам сарафаны). Однако, общая установка на звание своеобразного «трендсеттера», образца публичного имиджа, роднила образ Чаадаева с его заграничными коллегами-денди.

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим

Петр Яковлевич Чаадаев в молодости

В 1823 году Чаадаев отправляется на лечение за границу, причем еще до отъезда он составляет дарственную на свое имущество двум братьям, явно намереваясь не возвращаться на родину. Два ближайшие года он проведет то в Лондоне, то в Париже, то в Риме или Милане. Вероятно, именно в ходе этого своего путешествия по Европе Чаадаев знакомится с трудами французских и немецких философов. Как пишет историк русской литературы М. Велижев, «формирование «антирусских» взглядов Чаадаева в середине 1820-х годов проходило в политическом контексте, связанном с трансформацией структуры и содержания Священного союза европейских монархов». Россия по итогам наполеоновских войн несомненно мыслила себя как европейского гегемона – «русский царь глава царей» по Пушкину. Однако, геополитическая обстановка в Европе спустя почти десятилетие после окончания войны скорее вызывала разочарование, да и сам Александр I уже отошел от прежних конституционных идей и, в целом, несколько охладел к возможности духовного единения с прусским и австрийским монархами. Вероятно, совместная молитва императоров-победителей в ходе работы Ахенского конгресса в 1818 году, была окончательно предана забвению.

По возвращению в Россию в 1826 году Чаадаева сразу же арестовывают по обвинению в принадлежности к тайным обществам декабристов. Эти подозрения к усугубляются тем фактом, что еще в 1814 году Чаадаев стал членом масонской ложи в Кракове, а в 1819 году был принят в одну из первых декабристских организаций – «Союз благоденствия». Властным указом спустя три года все тайные организации – и масоны, и декабристы, без разбора их идеологии и целей попали под запрет. История с Чаадаевым закончилась благополучно: подписав бумагу об отсутствии отношения к вольнодумцам, философ был отпущен на свободу. Чаадаев поселяется в Москве, в доме Е.Г. Левашевой на Новой Басманной и начинает работу над своим главным произведением – «Философическими письмами». Эта работа мгновенно вернула Чаадаеву славу главного оппозиционера эпохи, хотя в одном из писем А.И. Тургеневу сам философ сетует: «Что я сделал, что я сказал такого, чтобы меня можно было причислить к оппозиции? Я ничего другого не говорю и не делаю, я только повторяю, что все стремится к одной цели и что эта цель — царство Божие».

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим

Портрет П. Я. Чаадаева. Художник И. Е. Вивьен, 1820-е годы

Эта работа еще до публикации активно ходила в списках среди самой прогрессивной части общества, однако появление «Философических писем» в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало нешуточный скандал. За публикацию сочинения Чаадаева поплатился и редактор издания, и цензор, а сам автор по распоряжению правительства был объявлен сумасшедшим. Интересно, что вокруг этого первого известного в русской истории случая применения карательной психиатрии сложилось немало легенд и споров: врач, который должен был проводить регулярное официальное освидетельствование «больного», при первом же знакомстве сказал Чаадаеву: «Если б не моя семья, жена да шестеро детей, я бы им показал, кто на самом деле сумасшедший».

В самой главной своей работе Чаадаев существенно переосмыслил идеологию декабристов, которую он, будучи «декабристом без декабря», во многом разделял. После внимательного изучения основных интеллектуальных идей эпохи (помимо французской религиозной философии де Местра, также работы Шеллинга по натурфилософии), возникло убеждение, что будущее процветание России возможно на почве всемирного просвещения, духовного и этического преображения человечества в поисках божественного единения. По сути, именно эта работа Чаадаева стала импульсом к развитию национальной русской философской школы. Его сторонники чуть позже нарекут себя западниками, а противники – славянофилами. Те первые «проклятые вопросы», которые были сформулированы в «Философических письмах», интересовали отечественных мыслителей и в дальнейшем: как воплотить в жизнь глобальную общечеловеческую утопию и непосредственно связанный с этой проблемой поиск собственной национальной идентичности, особого русского пути. Любопытно, что сам Чаадаев называл себя религиозным философом, хотя дальнейшая рефлексия его наследия сформировалась в уникальную русскую историософию. Чаадаев верил в существование метафизического абсолютного Демиурга, который являет себя в собственном творении посредством игр случая и волею судьбы. Не отрицая христианскую веру в целом, он считает, что основной целью человечества является «водворение царства божьего на Земле», причём именно в работе Чаадаева впервые возникает подобная метафора справедливого социума, общества процветания и равенства.

Источник

Признав человека безумным, можно было или наказать его, или спасти

Главный герой «Горя от ума» А.С. Грибоедова был объявлен сумасшедшим за свое необычное поведение и взгляды, противоречащие устоявшейся общественной морали. Такая практика была обычной два столетия назад — об этом на лекции «Ужли с ума сошел?»: безумие в русской культуре и литературе первой половины XIX века» рассказал профессор Школы филологии ВШЭ Михаил Велижев. Лекция состоялась в Музее Булгакова в рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы».

В современном обществе безумие считается болезнью, которую нужно специальным образом лечить, но еще в XX веке оно ассоциировалось также с наказанием инакомыслия безжалостной государственной машиной. Начало этой «традиции» было положено в первой половине XIX века, а история вопроса восходит к петровской эпохе, рассказал слушателям Михаил Велижев.

В 1722 году император Петр I издал указ «О свидетельствовании дураков в Сенате». Речь шла о дворянах, которые в силу умственных расстройств не могли идти на службу и заниматься науками. Их родственникам было предписано сообщать о них в Сенат и после соответствующего решения содержать их в своих имениях и поместьях. Дворянам, признанным сумасшедшими, запрещалось заводить семьи и самостоятельно распоряжаться имуществом. В 1762 году по указу императора Петра III появились «сумасшедшие дома», а в 1801 году Александр I приказал не предавать суду убийц, которых считали «поврежденными в уме». Решение о том, является ли человек сумасшедшим, принимало следствие, и только после этого дело отправляли к врачам для формального подтверждения.

В 1836 году умалишенным был объявлен Петр Яковлевич Чаадаев, опубликовавший в журнале «Телескоп» знаменитое первое «Философическое письмо» с негативными оценками прошлого и будущего России, с критикой православной религии. Начальник Третьего отделения граф Бенкендорф докладывал Николаю I, что такой текст не мог написать человек в здравом рассудке, и император назвал первое «Философическое письмо» «смесью дерзостной бессмыслицы, достойной умалишенного». В течение года Чаадаев находился под медицинским наблюдением, после чего император постановил с такого-то дня прекратить считать его умалишенным, и Чаадаев официально стал нормальным человеком.

Преступление и сумасшествие находились в одном семантическом поле

Наказание Чаадаева для той эпохи было привычным и характерным, а участие Николая I в этой истории не было нарушением формальных процедур — Россия в XIX веке управлялась не только на основании законов, но и через прямые именные императорские указы. Николай I и многие его современники считали, что безумие предполагает сомнение в существующем порядке, в том числе в существовании Бога, божественного мироустройства, а значит и в государственном строе России. Николай I был убежден, что он помазанник Божий, и то, что он остался в живых после восстания декабристов — «негодяев и сумасшедших», — лишний раз убедило его в этом. Преступление и сумасшествие находились в одном семантическом поле.

Инициатором признания Чаадаева сумасшедшим был Бенкендорф, и есть разные объяснения, почему он выбрал именно такой путь. Решение шло вразрез с практикой борьбы с инакомыслием — ведь были все основания для уголовного дела. Издатель «Телескопа» Надеждин за публикацию первого «Философического письма» был сослан в Усть-Сысольск (Сыктывкар), цензор — востоковед, ректор Московского университета Болдырев отстранен от службы без права на пенсию. Возможно, Бенкендорф хотел осмеять и унизить Чаадаева, показать обществу, что так будет со всеми, высказывающими крамольные идеи. Но есть и другая версия: объявив Чаадаева сумасшедшим, Бенкедорф хотел спасти его от уголовного преследования, тем более что министр народного просвещения Уваров требовал для него наказания как для бунтовщика, связывая публикацию в «Телескопе» с восстанием декабристов.

Таким образом, признав человека безумным, в первой половине XIX века можно было как наказать его, так и спасти. Объяснение этого парадокса в том, что безумие было слабо регламентировано законодательством — если на него «нет ни суда, ни закона», поступать с безумным можно было произвольно. Длительная практика вынесения вердиктов о сумасшествии утверждала власти в мысли о том, что именно государственные институты, а не медицина вправе принимать решения о судьбе людей — как действительно больных, так и тех, кого выгодно признать таковыми. «Когда-нибудь сойдешь ты с ума, говорят мне иногда, когда я рассказываю свои гипотезы или мечты свои, — писал Константин Аксаков в 1837 году. — А я возражаю на эти слова: еще вопрос, кто сумасшедший, — мы или те, кого мы считаем сумасшедшими. В суждениях ума все зависит от точки зрения».

Источник

Пётр Чаадаев. Самый знаменитый «сумасшедший» XIX века

Пётр Яко­вле­вич Чаа­да­ев — рус­ский фило­соф, пуб­ли­цист, одна из самых про­ти­во­ре­чи­вых и зага­доч­ных фигур обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­го дви­же­ния в импе­ра­тор­ской Рос­сии. Пред­ста­ви­тель древ­не­го дво­рян­ско­го рода, друг декаб­ри­стов, член тай­ных обществ и масон­ских лож, тот самый «това­рищ» Алек­сандра Сер­ге­е­ви­ча Пуш­ки­на, чьё имя по образ­но­му выра­же­нию поэта долж­но было быть напи­са­но «на облом­ках само­вла­стия». Он все­гда шёл сво­им путём, выби­вал­ся из общей колеи, даря празд­ной пуб­ли­ке повод для спле­тен и домыс­лов, и, тем не менее, силь­но вли­ял на умы этой самой пуб­ли­ки. Отка­зы­ва­ясь идти в ногу с мас­са­ми, сли­вать­ся с тол­пой, Пётр Яко­вле­вич, кажет­ся, сде­лал сво­им кре­до зна­ме­ни­тое изре­че­ние из Кни­ги Экклезиаста:

«Видел я все дела, какие дела­ют­ся под солн­цем, и вот, всё — суе­та и том­ле­ние духа!».

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни рус­ско­го фило­со­фа, кото­рый был объ­яв­лен сума­сшед­шим, но чей един­ствен­ный опуб­ли­ко­ван­ный при жиз­ни труд послу­жил ката­ли­за­то­ром идей­но­го рас­ко­ла запад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов, и зало­жил осно­вы фило­со­фии в нашей стране.

Детские и юношеские годы

Родо­слов­ная Пет­ра Яко­вле­ви­ча сули­ла ему бле­стя­щую карье­ру и без­за­бот­ное буду­щее, Чаа­да­е­вы — древ­ний дво­рян­ский род. Его отец, Яков Пет­ро­вич Чаа­да­ев был рус­ским офи­це­ром, мать, Ната­лья Михай­лов­на, доч­ка кня­зя Миха­и­ла Михай­ло­ви­ча Щер­ба­то­ва, авто­ра семи­том­но­го изда­ния «Исто­рии Рос­сий­ской от древ­ней­ших вре­мён». Пётр Яко­вле­вич был вто­рым ребён­ком в семье, его стар­ший брат Миха­ил родил­ся в 1792 году, оба бра­та по семей­ной тра­ди­ции с дет­ских лет чис­ли­лись в лейб-гвар­дии Семё­нов­ский полк. Отно­ше­ния бра­тьев дол­гие годы оста­ва­лись дру­же­ски­ми и тёп­лы­ми, но со вре­ме­нем ста­ли холо­деть. При­чи­ной это­му явля­лись рас­стро­ен­ные денеж­ные дела Пет­ра Яко­вле­ви­ча, реше­ние кото­рых он посто­ян­но воз­ла­гал на Михаила.

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Герб дво­рян­ско­го рода Чаадаевых

К сожа­ле­нию, семей­но­му сча­стью не суж­де­но было слу­чить­ся. Отец Пет­ра Яко­вле­ви­ча умер на сле­ду­ю­щий год после его рож­де­ния, а мать — в 1797 году. Чаа­да­е­ву испол­ни­лось все­го три года. Бра­тьев из Ниже­го­род­ской губер­нии в Моск­ву забра­ла тёт­ка — княж­на Анна Михай­лов­на Щер­ба­то­ва, кото­рая вос­пи­ты­ва­ла маль­чи­ков с мате­рин­ской любо­вью и лас­кой, окру­жив их, как пола­га­ет­ся, огром­ным коли­че­ством нянек и гувер­нё­ров. Фак­ти­че­ским опе­ку­ном бра­тьев стал Дмит­рий Михай­ло­вич Щер­ба­тов. Его сын, Иван Щер­ба­тов, в буду­щем ста­нет чле­ном Сою­за бла­го­ден­ствия, а после вос­ста­ния Семё­нов­ско­го пол­ка в 1820 году будет аре­сто­ван по подо­зре­нию в орга­ни­за­ции бун­та, раз­жа­ло­ван в сол­да­ты и отправ­лен на Кав­каз, где в 1829 году погибнет.

Уже в юные годы Чаа­да­ев отли­чал­ся от сверст­ни­ков боль­шей серьёз­но­стью и само­сто­я­тель­но­стью. Миха­ил Ива­но­вич Жиха­рёв, даль­ний род­ствен­ник и био­граф Пет­ра Яко­вле­ви­ча, так опи­шет его в юные годы:

«…моло­дой Чаа­да­ев, по сво­е­му рож­де­нию и состо­я­нию имев­ший пра­во занять место и стать твёр­дою ногою как рав­ный меж­ду рав­ны­ми, силою осо­бен­но­стей сво­ей изобиль­но и раз­но­об­раз­но ода­рён­ной при­хот­ли­вой нату­ры немед­лен­но поме­стил­ся как меж­ду рав­ны­ми пер­вый» *

В 1808 году Пётр, Миха­ил и их дво­ю­род­ный брат Иван были при­ня­ты в Мос­ков­ский уни­вер­си­тет. Чаа­да­е­ву на момент поступ­ле­ния испол­ни­лось 14 лет. В уни­вер­си­тет­ские годы Пётр Яко­вле­вич заво­дит друж­бу с Алек­сан­дром Гри­бо­едо­вым, Ива­ном Сне­ги­рё­вым, Нико­ла­ем Тур­ге­не­вым, Миха­и­лом Мура­вьё­вым, Ива­ном Якуш­ки­ным и мно­ги­ми дру­ги­ми зна­ме­ни­ты­ми дея­те­ля­ми XIX века. Достой­ный пре­по­да­ва­тель­ский состав, атмо­сфе­ра това­ри­ще­ства и либе­раль­ные начи­на­ния Алек­сандра I сти­му­ли­ро­ва­ли моло­дых людей к заня­ти­ям нау­ка­ми, все­ля­ли надеж­ду на пре­крас­ное буду­щее. Это было вре­мя, когда сту­ден­че­ские круж­ки не были тай­ны­ми. Мно­гие из уни­вер­си­тет­ско­го окру­же­ния Чаа­да­е­ва оста­нут­ся ему дру­зья­ми на всю жизнь.

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Иван Дмит­ри­е­вич Якуш­кин, друг Чаа­да­е­ва. Худож­ник Н. И. Уткин, 1816 год

Карьерные взлёты и падения

После уни­вер­си­те­та Чаа­да­е­ва жда­ла воен­ная служ­ба. Он вме­сте с бра­том в 1811 году всту­пил лейб-пра­пор­щи­ком в Семё­нов­ский полк, в кото­ром так­же слу­жи­ли их неко­то­рые уни­вер­си­тет­ские това­ри­щи. В Семё­нов­ском пол­ку Пётр Яко­вле­вич про­вёл всю Оте­че­ствен­ную вой­ну 1812 года, участ­во­вал в клю­че­вых сра­же­ни­ях, дошёл до Пари­жа, был награждён.

Воен­ная карье­ра Чаа­да­е­ва шла стре­ми­тель­но вверх, его бле­стя­щая репу­та­ция в обще­стве это­му рас­по­ла­га­ла. В 1817 году он был назна­чен адъ­ютан­том коман­ди­ра гвар­дей­ско­го кор­пу­са гене­рал-адъ­ютан­та Илла­ри­о­на Васи­лье­ви­ча Василь­чи­ко­ва. Нача­ли ходить слу­хи, что сам импе­ра­тор Алек­сандр I хочет про­из­ве­сти моло­до­го офи­це­ра в свои адъ­ютан­ты. Всё тот же Миха­ил Жиха­рёв писал:

Одна­ко судь­ба сло­жи­лась ина­че. В октяб­ре 1820 года взбун­то­вал­ся 1‑й бата­льон лейб-гвар­дии Семё­нов­ско­го пол­ка. Василь­чи­ков отправ­ля­ет Чаа­да­е­ва для подроб­но­го докла­да к импе­ра­то­ру в Троп­пау, где тот нахо­дил­ся на кон­грес­се. Через пол­то­ра меся­ца после этой поезд­ки Пётр Яко­вле­вич подал в отстав­ку и при­ка­зом от 21 фев­ра­ля 1821 года был уво­лен от служ­бы без обыч­но­го в таких слу­ча­ях про­из­вод­ства в сле­ду­ю­щий чин. Эта исто­рия, как и мно­гие пово­ро­ты био­гра­фии Чаа­да­е­ва, быст­ро оброс­ла сплет­ня­ми и леген­да­ми. Небы­ли­цы, буд­то бы Пётр Яко­вле­вич опоз­дал на при­ём из-за дол­гих при­го­тов­ле­ний или что он хотел очер­нить това­ри­щей из пол­ка, в кото­ром ранее слу­жил, пере­хо­ди­ли из уст в уста. Потре­бо­ва­лось нема­ло вре­ме­ни, что­бы иссле­до­ва­те­ли и био­гра­фы эти небы­ли­цы опро­верг­ли. Одна­ко и окон­ча­тель­но рас­крыть тай­ну до сих пор нико­му не удалось.

В этой исто­рии при­ме­ча­тель­ны два пись­ма. Пер­вое Пётр Яко­вле­вич напи­сал бра­ту Миха­и­лу 25 мар­та 1820 года. При­ве­дём нача­ло письма:

Вто­рое пись­мо Чаа­да­ев отпра­вил сво­ей тёт­ке Анне Михай­ловне Щер­ба­то­вой 2 янва­ря 1821 года. В нём он опи­сы­ва­ет сло­жив­шу­ю­ся ситу­а­цию, упо­ми­на­ет о лож­ных слу­хах, гово­рит о пре­зре­нии к Василь­чи­ко­ву. При­ве­дём неболь­шой, но при­ме­ча­тель­ный отрывок:

Извест­но, что пись­мо Щер­ба­то­вой было пере­хва­че­но вла­стя­ми. Либе­раль­ным уто­пи­ям при­шёл конец, в Евро­пе под покро­ви­тель­ством Свя­щен­но­го сою­за про­цве­та­ла реак­ция. На этом воен­ная и госу­дар­ствен­ная карье­ра пер­спек­тив­но­го моло­до­го чело­ве­ка обры­ва­ет­ся, начи­на­ет­ся новая стра­ни­ца в жиз­ни Чаа­да­е­ва, уже с дру­ги­ми взлё­та­ми и падениями.

От дендизма к декабризму

Чаа­да­ев позна­ко­мил­ся с Пуш­ки­ным в доме у Карам­зи­на в 1816 году. Фило­соф про­из­во­дил на юно­го поэта силь­ное впе­чат­ле­ние, меж­ду ними завя­за­лась друж­ба. Что­бы пере­дать при­стра­стия Евге­ния Оне­ги­на к моде, Алек­сандр Сер­ге­е­вич напишет:

А образ само­го Пет­ра Яко­вле­ви­ча поэт точ­но выра­зил в сти­хо­тво­ре­нии «к порт­ре­ту Чаа­да­е­ва»: «Он в Риме был бы Брут, в Афи­нах Пери­клес…» *

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Иллю­стра­ция к рома­ну А. С. Пуш­ки­на «Евге­ний Оне­гин». Л. Я. Тимо­шен­ко, 1958 год

Не мог Чаа­да­ев прой­ти и мимо фор­ми­ро­вав­ших­ся тогда поли­ти­че­ских тай­ных обществ, орга­ни­за­то­ра­ми и актив­ны­ми участ­ни­ка­ми кото­рых были его дру­зья ещё с уни­вер­си­тет­ских лет. В 1819 году он всту­пит в «Союз бла­го­ден­ствия», а после его роспус­ка по реко­мен­да­ции Ива­на Якуш­ки­на ста­нет чле­ном Север­но­го тай­но­го обще­ства. Одна­ко актив­но­го уча­стия в дея­тель­но­сти декаб­ри­стов Чаа­да­ев не при­нял. Воз­мож­но, его оттал­ки­ва­ли мето­ды более ради­каль­ной части обще­ства, а воз­мож­но, он уже пони­мал безыс­ход­ность их поло­же­ния и невоз­мож­ность вопло­ще­ния ими про­грес­сив­ных идей. Так или ина­че, в 1823 году Пётр Яко­вле­вич уез­жа­ет за гра­ни­цу, убеж­дая всех сво­их род­ствен­ни­ков и дру­зей, что не вер­нёт­ся в Рос­сию. Тогда он ещё не подо­зре­вал, что через два года про­изой­дёт тра­ге­дия, его дру­зья решат­ся на вос­ста­ние, а он вой­дёт в исто­рию как один из «декаб­ри­стов без декабря».

«Этот был там, он видел — и вернулся»

С 1823 по 1826 годы Пётр Яко­вле­вич Чаа­да­ев путе­ше­ству­ет по Евро­пе. Он моти­ви­ру­ет отъ­езд состо­я­ни­ем здо­ро­вья и потреб­но­стью в лече­нии. Конеч­ной оста­нов­кой выби­ра­ет Швей­ца­рию. Одна­ко с само­го нача­ла отъ­ез­да его пла­ны посто­ян­но меня­ют­ся, быст­ро начи­на­ет ощу­щать­ся нехват­ка денег, и тянет домой. За годы пре­бы­ва­ния на Запа­де Чаа­да­ев побы­ва­ет в Англии, Фран­ции, Швей­ца­рии, Ита­лии и Германии.

В 1826 году он воз­вра­ща­ет­ся. В Брест-Литов­ске его аре­сто­вы­ва­ют по при­ка­зу Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча, кото­рый сра­зу доло­жил об этом Нико­лаю I. Чаа­да­е­ва подо­зре­ва­ли в при­част­но­сти к декаб­ри­стам, изъ­яли бума­ги и кни­ги. 26 авгу­ста с Пет­ра Яко­вле­ви­ча по пове­ле­нию Нико­лая I был снят подроб­ный допрос, взя­та под­пис­ка о неуча­стии в любых тай­ных обще­ствах. Через 40 дней его отпустили.

Уже во вре­мя путе­ше­ствия в пись­мах к бра­ту про­сле­жи­ва­ет­ся осо­бое вни­ма­ние к рели­ги­оз­ным вопро­сам Чаа­да­е­ва. В днев­ни­ке Ана­ста­сии Якуш­ки­ной за октябрь 1827 года есть запись о фило­со­фе той поры:

Пётр Чаа­да­ев посе­ля­ет­ся в под­мос­ков­ной деревне сво­ей тёт­ки в Дмит­ров­ском уез­де. Живёт уеди­нён­но, необ­щи­тель­но, мно­го чита­ет, обду­мы­ва­ет резуль­та­ты путе­ше­ствия, посте­пен­но зна­ко­мит­ся со сло­жив­шей­ся ситу­а­ци­ей в Рос­сии. За ним уста­но­ви­ли посто­ян­ный тай­ный поли­цей­ский надзор.

В 34 года, в 1828 году Пётр Яко­вле­вич начи­на­ет писать пер­вое «Фило­со­фи­че­ское пись­мо» — а уже в 1831 году закан­чи­ва­ет труд всей сво­ей жиз­ни. Руко­пи­си «Фило­со­фи­че­ских писем» начи­на­ют ходить по рукам в рус­ском обра­зо­ван­ном обще­стве в Рос­сии и за рубе­жом. В это же вре­мя он воз­вра­ща­ет­ся в Моск­ву и посе­ля­ет­ся в доме Лева­шё­вых на Новой Бас­ман­ной, где оста­нет­ся до кон­ца жизни.

С момен­та посе­ле­ния Пет­ра Яко­вле­ви­ча на Новой Бас­ман­ной пре­кра­ща­ет­ся затвор­ни­че­ская жизнь, он начи­на­ет выхо­дить в свет и заме­ча­ет, что инте­рес к его пер­соне не про­пал. Раз в неде­лю, по так назы­ва­е­мым «поне­дель­ни­кам», он соби­ра­ет у себя в обвет­ша­лом фли­ге­ле пред­ста­ви­те­лей мыс­ля­щей Рос­сии, ведёт бесе­ды о рели­гии, фило­со­фии и исто­рии. Со вре­ме­нем к Пет­ру Яко­вле­ви­чу при­жи­ва­ет­ся про­зви­ще «бас­ман­ный философ».

Рус­ский поэт и эссе­ист Осип Ман­дель­штам точ­но под­ме­тил при­чи­ну попу­ляр­но­сти фигу­ры Чаадаева:

Денеж­ное поло­же­ние Пет­ра Яко­вле­ви­ча ухуд­ша­ет­ся, он пыта­ет­ся вер­нуть­ся на госу­дар­ствен­ную служ­бу, пишет пись­ма Василь­чи­ко­ву, Бен­кен­дор­фу и даже Нико­лаю I, пред­ла­га­ет свою кан­ди­да­ту­ру на пост мини­стра про­све­ще­ния, но отка­зы­ва­ет­ся от долж­но­сти в мини­стер­стве финансов.

Заслу­жив извест­ность непе­ча­та­ю­ще­го­ся, но очень талант­ли­во­го и умно­го писа­те­ля, Пётр Яко­вле­вич стре­мит­ся обна­ро­до­вать свои «Пись­ма», что ока­зы­ва­ет­ся нелег­ко, в стране цен­зу­ра. В 1835 году он пишет Пет­ру Вяземскому:

«Я доста­точ­но лег­ко опуб­ли­ко­вал бы это сочи­не­ние за гра­ни­цей, но думаю, что для дости­же­ния необ­хо­ди­мо­го резуль­та­та опре­де­лён­ные идеи долж­ны исхо­дить из нашей стра­ны…» *

В стрем­ле­нии опуб­ли­ко­вать­ся Чаа­да­е­ву помо­га­ют мно­гие его дру­зья. В том чис­ле и Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пушкин.

Нако­нец, в 1836 году в жур­на­ле «Теле­скоп», в 15‑м номе­ре выхо­дит ста­тья под назва­ни­ем: «Фило­со­фи­че­ские пись­ма к г‑же ***. Пись­мо 1‑ое». Ста­тья была не под­пи­са­на. Вме­сто под­пи­си зна­чи­лось: «Некро­по­лис. 1829 г., декаб­ря 17». В редак­ци­он­ном при­ме­ча­нии гово­ри­лось, что пись­ма пере­ве­де­ны с фран­цуз­ско­го язы­ка, что напи­са­ны они нашим сооте­че­ствен­ни­ком, и что «ряд их состав­ля­ет целое, про­ник­ну­тое одним духом, раз­ви­ва­ю­щее одну глав­ную мысль». Пред­по­ла­га­лось опуб­ли­ко­вать и дру­гие «Пись­ма».

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Облож­ка жур­на­ла в 1833 году

Реак­ция не заста­ви­ла себя дол­го ждать. Пуб­ли­ка­ция ста­тьи вызва­ла небы­ва­лый скан­дал. «Некро­по­лис», то есть мёрт­вый город, с кото­рым Чаа­да­ев срав­нил Моск­ву, как-то рез­ко ожи­вил­ся, вос­крес или «вспрял ото сна». По это­му пово­ду австрий­ский посол граф Фикель­мон в сво­ём доне­се­нии канц­ле­ру Мит­тер­ни­ху сообщал:

Ста­тья дошла и до Нико­лая I, кото­рый, озна­ко­мив­шись с ней, заключил:

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Порт­рет П. Я. Чаа­да­е­ва, 1840‑е годы

Основ­ные идеи ста­тьи шли враз­рез с госу­дар­ствен­ной идео­ло­ги­ей «Пра­во­сла­вие, само­дер­жа­вие, народ­ность». Пётр Яко­вле­вич выска­зал мысль о том, что весь путь исто­рии Рос­сии не укла­ды­ва­ет­ся в фило­соф­ские моде­ли — одни фак­ты про­ти­во­ре­чат дру­гим. Прой­дя свой путь, Рос­сия ещё нахо­дит­ся в состо­я­нии зарож­де­ния цивилизации:

Таким обра­зом, Пётр Яко­вле­вич пока­зы­ва­ет, что Рос­сии отде­ле­на от «все­мир­но­го вос­пи­та­ния чело­ве­че­ско­го рода» и пре­бы­ва­ет в состо­я­нии духов­но­го застоя, посто­ян­но мечась меж­ду Запа­дом и Восто­ком. В дру­гом месте фило­соф пишет:

«Пер­вые наши годы, про­тёк­шие в непо­движ­ной дико­сти, не оста­ви­ли ника­ко­го сле­да в нашем созна­нии, и нет в нас ниче­го лич­но нам при­су­ще­го, на что мог­ла бы опе­реть­ся наша мысль; выде­лен­ные по стран­ной воле судь­бы из все­об­ще­го дви­же­ния чело­ве­че­ства, не вос­при­ня­ли мы и тра­ди­ци­он­ных идей чело­ве­че­ско­го рода» *

По мне­нию Чаа­да­е­ва, выход из это­го веч­но­го пре­бы­ва­ния в тем­но­те заклю­ча­ет­ся в рели­ги­оз­ном сли­я­нии с Запа­дом, то есть уста­нов­ле­нии духов­но­го еди­не­ния, Цар­ства Божье­го на земле.

Госу­дар­ствен­ные вер­хи есте­ствен­но усмот­ре­ли в иде­ях Чаа­да­е­ва «анти­па­три­о­тизм», «пре­кло­не­ние перед Запа­дом». Одна­ко Пётр Яко­вле­вич пред­ло­жил обще­ству само­кри­ти­ку, «пат­ри­о­тизм с откры­ты­ми гла­за­ми», то, что поз­же Миха­ил Юрье­вич Лер­мон­тов выра­зит в стихах:

Люб­лю отчиз­ну я, но стран­ною любовью!
Не побе­дит её рас­су­док мой.
Ни сла­ва, куп­лен­ная кровью,
Ни пол­ный гор­до­го дове­рия покой,
Ни тём­ной ста­ри­ны завет­ные преданья
Не шеве­лят во мне отрад­но­го мечтанья…

Пуб­ли­ка­ция «Пись­ма» ожи­ви­ла обще­ствен­но-поли­ти­че­ские дви­же­ния, ста­ла отправ­ной точ­кой рас­ко­ла интел­ли­ген­ции на запад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов. Чаа­да­ев стал глав­ным оппо­зи­ци­о­не­ром. Как заме­тил Алек­сандр Ива­но­вич Герцен:

«Насколь­ко власть „безум­но­го“… Чаа­да­е­ва была при­зна­на, настоль­ко „безум­ная власть“ Нико­лая Пав­ло­ви­ча была умень­ше­на» *

В 1837 году Пётр Яко­вле­вич напи­шет «Апо­ло­гию сума­сшед­ше­го», рабо­та не будет напе­ча­та­на при жиз­ни авто­ра. Толь­ко в 1860 году Миха­ил Жиха­рёв пере­даст руко­пись «Апо­ло­гии» Нико­лаю Чер­ны­шев­ско­му, кото­рый опуб­ли­ку­ет ста­тью в жур­на­ле «Совре­мен­ник». В этом тру­де фило­соф довёл до кон­ца основ­ные идеи «Писем», попы­тал­ся сгла­дить ост­рые углы воз­ник­шей поле­ми­ки и объ­яс­нить свою «стран­ную» любовь к Родине.

Пётр Яко­вле­вич Чаа­да­ев уйдёт из жиз­ни в 1856 году. До кон­ца дней к нему будут ходить на Бас­ман­ную, его духов­ное и идей­ное вли­я­ние при­зна­ют такие обще­ствен­но-поли­ти­че­ские дея­те­ли 1860–1870‑х годов как Гер­цен, Белин­ский и Чер­ны­шев­ский. О нём все­гда с ува­же­ни­ем будет гово­рить идей­ный про­тив­ник, осно­во­по­лож­ник сла­вя­но­филь­ства Алек­сей Хомя­ков. Одна­ко его «Фило­со­фи­че­ские пись­ма» ещё дол­гое вре­мя будут запре­ще­ны к пуб­ли­ка­ции в Рос­сии. Ситу­а­ция пере­ме­нит­ся толь­ко с нача­лом XX века

за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть фото за что чаадаева объявили сумасшедшим. Смотреть картинку за что чаадаева объявили сумасшедшим. Картинка про за что чаадаева объявили сумасшедшим. Фото за что чаадаева объявили сумасшедшим Над­гроб­ный камень на моги­ле Чаадаева

За несколь­ко лет до смер­ти Чаа­да­ев напи­сал, что биб­лио­те­ка — «луч­шая часть» его наслед­ства, не подо­зре­вая, что его идеи и мыс­ли будут доступ­ны потом­кам и вне­сут огром­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние рус­ской фило­со­фии и раз­ви­тие обще­ствен­но-поли­ти­че­ской мыс­ли во вто­рой поло­вине XIX века. В 1915 году Осип Ман­дель­штам о зна­че­нии фигу­ры Пет­ра Яко­вле­ви­ча напишет:

«След, остав­лен­ный Чаа­да­е­вым в созна­нии рус­ско­го обще­ства, — такой глу­бо­кий и неиз­гла­ди­мый, что неволь­но воз­ни­ка­ет вопрос: уж не алма­зом ли про­ве­дён он по стек­лу?» *

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *