за что давали героя советского союза летчикам во время вов
За что давали героя советского союза летчикам во время вов
При учреждении звания Герой Советского Союза в Положении о присвоении было сказано, что звание присваивается за выдающиеся подвиги.
Первыми, кому присвоили это высшее звание, были семь летчиков, спасавших экипаж раздавленного во льдах парохода «Челюскин». Восьмым Героем Советского Союза тоже стал летчик Михаил Громов. Первыми летчиками, получившими это высшее звание за боевые заслуги, стали одиннадцать советских пилотов, воевавших в Испании.
С началом Великой Отечественной войны, когда героизм стал массовым, все награды были жестко регламентированы.
В 1941 году звание Героя Советского Союза летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. С 1943-го количество сбитых самолетов возросло до пятнадцати. Пилоты бомбардировочной или разведывательной авиации для получения Золотой Звезды Героя должны были совершить тридцать пять боевых вылетов днем или двадцать ночью.
Воздушным стрелкам на штурмовиках и бомбардировщиках надо было лично сбить восемь самолетов противника. И не следует думать, что это очень мало — среди стрелков Золотую Звезду получили только восемнадцать человек.
Утвержденные нормы не предусматривали, что звание Героя будет присвоено автоматически. Обычно награждали Золотой Звездой не только по совокупности каких-либо действий.
Первые три летчика, получившие звание Героя буквально в самом начале войны (приказ от 8 июля), награждены за воздушные тараны. Это были летчики-истребители: Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Петр Харитонов. Совершив тараны немецких бомбардировщиков 28—29 июня, все они остались живы. Люди, далекие от авиации, путают таран с лобовой атакой и считают, что летчик, таранивший самолет противника, обязательно погибает, но это далеко не так. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолету противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот прием смертельно опасен, но после тарана иногда удается посадить свой самолет, а потом и продолжить на нем воевать. Следует заметить, что звание Героя присваивалось не всем пилотам, сбившим самолет противника тараном.
За первый ночной таран в войне звание Героя было присвоено Виктору Талалихину, защищавшему Москву в авиации ПВО.
Есть еще и понятие «огненный таран», когда экипаж направлял подбитый самолет на войска противника и таким образом уничтожал какой-то объект ценой своей жизни. Первым этот подвиг совершил экипаж под командованием Николая Гастелло. Считается, что в ходе войны этот подвиг был повторен около двухсот раз. Но звание Героя присваивалось не всегда, так как далеко не все подобные случаи были достоверно подтверждены.
Одним из самых известных летчиков, награжденных Золотой Звездой Героя, был сбивший «всего» одиннадцать немецких самолетов Алексей Маресьев. Семь самолетов он сбил, уже летая с протезами.
Двенадцать самолетов (из восемнадцати) сбил, летая с протезами обеих ног, летчик морской авиации, Герой Советского Союза Захар Сорокин. Звания Героя Советского Союза был удостоен Леонид Белоусов, тоже летавший на истребителе без обеих ног.
Летчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких самолетов, причем четыре тараном. После одного из таранов он упал с высоты 6000 м с не полностью раскрытым парашютом. Единственный летчик-истребитель в истории, воевавший без одного глаза и сбивавший самолеты противника. Надо ли спрашивать, за что ему вручена Золотая Звезда Героя?
Каждый подвиг заслуживает рассказа, но для этого понадобится много томов. Ведь за период Великой Отечественной войны только в авиации звание Героя Советского Союза было присвоено 2271 человеку.
За что летчики получали звание Герой Советского Союза
Звание Герой Советского Союза мог получить любой человек, совершивший выдающийся подвиг. В 1941 году, когда количество совершаемых подвигов выросло до невероятных цифр, все награды жёстко регламентировали.
Так, для получения звания Герой Советского Союз «по ГОСТу» лётчикам предстояло сбить 10 самолетов. Спустя два года после начала Великой Отечественной войны для получения вышеуказанного звания пилотам уже было необходимо сбить 15 вражеских боевых суден.
Перед бомбардировщиками и пилотами-разведчиками стояло другое условие – что бы заслужить столь высокое звание требовалось совершить 35 боевых вылетов днём или 20 ночью. Воздушным стрелкам предписывалось уничтожить 8 самолётов противника. Стоить отметить, что сделать это было не так легко, как кажется на первый взгляд. Подтверждением этих слов служит тот факт, что такую награду получили только восемнадцать воздушных стрелков.
Со временем условия получения звания Герой Советского Союза ужесточались и вместо 20 вылетов за линию фронта, планка составляла уже больше 40 воздушных операций. Необходимо было также уничтожить не менее 20 вражеских воздушных суден.
Такие изменения должны были подстегнуть лётчиков к улучшению своих боевых навыков, ведь на то время нацисты господствовали в воздухе, не давая Советам возможность проводить крупные авиационные операции. Стоит отметить, что советские самолеты были одноместными, в отличие от немецких, спроектированных на двух авиаторов.
Из-за этого лётчикам, входившим в состав Красной Армии, предстояло глядеть в оба, а также полагаться лишь на собственные силы, ведь ближайший союзнический самолет мог находиться слишком далеко и не иметь возможности вовремя прийти на помощь. Постепенно количество советских пилотов увеличивалось, а немецких наоборот – сокращалось.
Отметим, что больше всего шансов получить звание Герой Советского Союза было у лётчиков-штурмовиков. Если говорить конкретнее, то более 850 пилотов получило эту награду, что является наивысшим показателем в сравнении с другими родами войск.
Добавим, что утверждённые нормы не предусматривали, что наивысшее звание будет присвоено сразу, ведь для начала предстояло ещё пройти ряд процедур, в ходе которых предстояло доказать и документально подтвердить свои подвиги.
Пётр Харитонов
Первыми, кто получил звание Герой Советского Союза были лётчики, совершившие воздушные тараны. Этими храбрецами были: Сергей Здоровцев, Пётр Харитонов, а также Михаил Жуков. Кстати, многие люди считают, что лобовая атака и есть воздушный таран, однако на деле есть несколько отличий.
Вкратце, таран подразумевает нанесение удара по самолёту противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Несмотря на то, что этот приём довольно опасен и сложен в исполнении, были случаи, когда таранившее спокойно садили свои самолеты, а некоторые из пилотов даже продолжали воевать на помятом судне. Следует упомянуть, что не всем лётчикам, совершившим воздушный таран, полагалась награда Героя.
Первый ночной таран, совершенный во время войны, был присвоен Виктору Талалихину, который оборонял Москву.
Отдельного абзаца заслуживают Алексей Маресьев, Захар Сорокин, а также Леонид Белоусов, поскольку эти пилоты, будучи без ног и с протезами, сокращали количество вражеских воздушных суден. Отметим также Бориса Ковзана – единственного в военной истории пилота, воевавшего всего с одним глазом.
Каждый из совершенных красноармейцами подвигов внушает уважение, а потому мы рекомендуем ознакомиться с этими историями подробнее, дополнительно изучив их в других источниках.
За что давали героя советского союза летчикам во время вов
При учреждении звания Герой Советского Союза в Положении о присвоении было сказано, что звание присваивается за выдающиеся подвиги.
Первыми, кому присвоили это высшее звание, были семь летчиков, спасавших экипаж раздавленного во льдах парохода «Челюскин». Восьмым Героем Советского Союза тоже стал летчик Михаил Громов. Первыми летчиками, получившими это высшее звание за боевые заслуги, стали одиннадцать советских пилотов, воевавших в Испании.
С началом Великой Отечественной войны, когда героизм стал массовым, все награды были жестко регламентированы.
В 1941 году звание Героя Советского Союза летчикам истребительной авиации присваивалось за десять сбитых самолетов противника. С 1943-го количество сбитых самолетов возросло до пятнадцати. Пилоты бомбардировочной или разведывательной авиации для получения Золотой Звезды Героя должны были совершить тридцать пять боевых вылетов днем или двадцать ночью.
Воздушным стрелкам на штурмовиках и бомбардировщиках надо было лично сбить восемь самолетов противника. И не следует думать, что это очень мало — среди стрелков Золотую Звезду получили только восемнадцать человек.
Утвержденные нормы не предусматривали, что звание Героя будет присвоено автоматически. Обычно награждали Золотой Звездой не только по совокупности каких-либо действий.
Первые три летчика, получившие звание Героя буквально в самом начале войны (приказ от 8 июля), награждены за воздушные тараны. Это были летчики-истребители: Михаил Жуков, Сергей Здоровцев и Петр Харитонов. Совершив тараны немецких бомбардировщиков 28—29 июня, все они остались живы. Люди, далекие от авиации, путают таран с лобовой атакой и считают, что летчик, таранивший самолет противника, обязательно погибает, но это далеко не так. Таран подразумевает обычно нанесение удара по самолету противника крылом или отрубание плоскостей винтом. Этот прием смертельно опасен, но после тарана иногда удается посадить свой самолет, а потом и продолжить на нем воевать. Следует заметить, что звание Героя присваивалось не всем пилотам, сбившим самолет противника тараном.
За первый ночной таран в войне звание Героя было присвоено Виктору Талалихину, защищавшему Москву в авиации ПВО.
Есть еще и понятие «огненный таран», когда экипаж направлял подбитый самолет на войска противника и таким образом уничтожал какой-то объект ценой своей жизни. Первым этот подвиг совершил экипаж под командованием Николая Гастелло. Считается, что в ходе войны этот подвиг был повторен около двухсот раз. Но звание Героя присваивалось не всегда, так как далеко не все подобные случаи были достоверно подтверждены.
Одним из самых известных летчиков, награжденных Золотой Звездой Героя, был сбивший «всего» одиннадцать немецких самолетов Алексей Маресьев. Семь самолетов он сбил, уже летая с протезами.
Двенадцать самолетов (из восемнадцати) сбил, летая с протезами обеих ног, летчик морской авиации, Герой Советского Союза Захар Сорокин. Звания Героя Советского Союза был удостоен Леонид Белоусов, тоже летавший на истребителе без обеих ног.
Летчик-истребитель Борис Ковзан сбил двадцать восемь немецких самолетов, причем четыре тараном. После одного из таранов он упал с высоты 6000 м с не полностью раскрытым парашютом. Единственный летчик-истребитель в истории, воевавший без одного глаза и сбивавший самолеты противника. Надо ли спрашивать, за что ему вручена Золотая Звезда Героя?
Каждый подвиг заслуживает рассказа, но для этого понадобится много томов. Ведь за период Великой Отечественной войны только в авиации звание Героя Советского Союза было присвоено 2271 человеку.
За что давали героя советского союза летчикам во время вов
Этот мужик потом спился, после войны у стадиона Динамо без очереди покупал билеты на футбол и перепродавал их.
Фамилию мужика знаю, но говорить не хочу, его родственники ни при чём, чтобы не прочитали про деда/прадеда.
По документам вот так (но в жизни эти нормы соблюдались далеко не всегда):
Приказ о порядке награждения летного состава военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков
№ 0299
19 августа 1941 г.
Приказ с объявлением положения о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского флота
№294
8 октября 1943 г
IV. Авиация дальнего действия
10. Летный состав, входящий в расчет экипажей авиации дальнего действия, представляется к правительственным наградам за успешное выполнение боевых заданий на бомбардировку политических центров, промышленных объектов и военных объектов противника:
а) При бомбардировках политического центра (столицы) противника: к первой награде — за первые 3 успешно выполненные бомбардировки; ко второй награде — за следующие 3 успешно выполненные бомбардировки; к третьей награде — за следующие 4 успешно выполненные бомбардировки; к высшей награде — званию Героя Советского Союза — за следующие 5 успешно выполненных бомбардировок.
б) При бомбардировках военных и промышленных объектов на собственной территории противника:
к первой награде — за первые 5 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде — за следующие 7 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде — за следующие 8 успешно выполненных бомбардировок;
к высшей награде — званию Героя Советского Союза — за следующие 10 успешно выполненных бомбардировок.
в) При бомбардировках военных объектов в тылу противника в пределах временно оккупированной территории Союза ССР:
к первой награде — за первые 20 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде — за следующие 25 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде — за следующие 35 успешно выполенных бомбардировок;
к высшей награде — званию Героя Советского Союза — за следующие 40 успешно выполненных бомбардировок.
г) При бомбардировках военных объектов противника на переднем крае обороны или в пределах армейских и фронтовых тылов:
к первой награде — за первые 30 успешно выполненных бомбардировок;
ко второй награде — за следующие 50 успешно выполненных бомбардировок;
к третьей награде — за следующие 70 успешно выполненных бомбардировок;
к высшей награде — званию Героя Советского Союза — за следующие 100 успешно выполненных бомбардировок.
«У нас героем становится любой» Кем были Герои Советского Союза, за что их лишали званий и казнили?
85 лет назад, 29 июля 1936 года, Центральный исполнительный комитет СССР издал положение о звании Героя Советского Союза. За 57 лет его удостоились более 12,8 тысячи человек. За что вручали? Кого и за какие проступки лишили Золотой Звезды? Кто был рекордсменом этой награды? «Лента.ру» вспоминает ход событий.
Семеро смелых с неба
Звание Героя Советского Союза являлось высшей степенью отличия, и оно присваивалось за «личные или коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига». К тому же вместе с положением вводилось новое правило: теперь помимо особой грамоты каждому награжденному обязательно вручался орден Ленина. А денежное вознаграждение выплачивалось в двойном размере: вместо 25 рублей — 50.
Награда появилась на два года раньше принятия положения о звании Героя Советского Союза, а причиной этого стало кораблекрушение грузопассажирского парохода «Челюскин». ЧП было связано с попыткой обычного, неледокольного судна пройти Северный морской путь за одну летнюю навигацию. Помимо экономических целей, преследовались и военные: доставлять через Арктику грузы и войска на Дальний Восток, где у советских границ набирала силу императорская Япония.
События показали, что без ледокола успешное плавание по маршруту в такой короткий срок невозможно, и экспедиция потерпела фиаско. Выйдя из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, «Челюскин» уже 23 сентября оказался полностью заблокирован льдами в Чукотском море. Почти пять месяцев экипаж дрейфовал вместе с судном, а 13 февраля 1934 года пароход был раздавлен и в течение двух часов затонул. На льду оказались 104 человека, в том числе женщины и маленькие дети. За судьбой оказавшихся на льду людей следила вся страна.
И оно пришло буквально с неба. В апреле 1934 года в течение восьми дней семь летчиков полярной авиации — Анатолий Ляпидевский, Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнев, Михаил Водопьянов и Иван Доронин (именно в таком порядке они были награждены) — доставили всех терпящих бедствие на Большую землю. Летчики сажали и поднимали в воздух тяжелые самолеты в крайне сложных условиях — с небольшой полосы расчищенного льда, где любое неверное движение машины грозило непоправимой катастрофой. Права на ошибку не было, и они ее не совершили, сделав то, чего до них никто не делал.
«Герой СС» — убрать
Это был небывалый триумф в истории. За спасением челюскинцев неотрывно следили не только в СССР, но и в других странах. Семерым пилотам были вручены ордена Ленина — главная награда страны. Но их подвиг требовал какого-то особого звания, которое появилось 16 апреля 1934 года постановлением ЦИК СССР.
Героем №1 по праву стал Анатолий Ляпидевский. Именно он первым приземлился 5 марта на крохотный участок ровного льда и забрал наиболее слабых зимовщиков — двоих детей и десять женщин. Больше всех спас Молоков — он вывез 39 человек. Леваневскому из-за аварии самолета не удалось эвакуировать никого. Он стал единственным из «великолепной семерки», кто не дожил до начала Великой Отечественной войны, бесследно исчезнув 13 августа 1937 года во время сверхдальнего перелета через Северный полюс.
Семеро первых Героев Советского Союза
Золотые Звезды Героев Советского Союза всем, кроме Леваневского, были вручены пять лет спустя — после того, как 1 августа 1939 года Президиум Верховного совета СССР учредил специальную медаль.
Автором ее нескольких вариантов (например, с фрагментом кремлевской стены или в круглом лавровом венке) стал архитектор Мирон Мержанов. Эскиз выбирал лично Сталин, а довести до совершенства понравившийся набросок поручили бывшему царскому прапорщику, главному художнику Гознака Ивану Дубасову.
Награда в виде пятиконечной звезды выполнялась из золота 950-й пробы. Поначалу на обратной стороне медали планировали сделать надпись «Герой СС» («Герой Советского Союза»). Но из-за негативной ассоциации с нацистскими охранными отрядами ее изменили на «Герой СССР».
Пять первых героев, кроме Доронина, впоследствии участвовали в войне с Германией в качестве командиров истребительных соединений и дослужились до генеральских званий. Каманин после войны стал организатором и первым руководителем подготовки космонавтов. И до сих пор счастливой приметой для них осталось накануне старта посмотреть фильм «Белое солнце пустыни», главную роль в котором сыграл Анатолий Кузнецов, зять Ляпидевского.
Судьба автора эскизов медали сложилась не столь радужно. 12 августа 1943 года Мержанов, его жена и ряд близких сотрудников были арестованы органами госбезопасности. Мирон Мержанов был обвинен в контрреволюционной пропаганде и получил десять лет заключения. Его жена погибла в лагерях, сам он вышел на свободу только после смерти Сталина в 1953 году.
Подвиг как стиль жизни
Статус Золотой Звезды был очень демократичным: ею мог быть награжден любой человек за смелый поступок, вне зависимости от происхождения, профессии и национальности. Это контрастировало с наградами царской России, которые были ориентированы прежде всего на привилегированные сословия.
Здесь же бывший подручный кузнеца Молоков, сын священника Ляпидевский, Каманин, чей отец был сапожником, и польский дворянин Леваневский были равными друг другу. Страна, которая после НЭПа вступила в эпоху индустриализации и коллективизации, начала активно развивать свои вооруженные силы и промышленность, требовались люди исключительной доблести. Деятели культуры и искусства были немедленно подключены к пропаганде подвига как стиля жизни.
В 1934 году на экраны вышла музыкальная комедия Григория Александрова «Веселые ребята». Ее музыкальным лейтмотивом стала песня на слова Василия Лебедева-Кумача, в которой были такие строки:
«Мы все добудем, поймем и откроем —
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой».
На долгие годы это стало девизом поколения. Как и строка из еще одной его песни:
«Отбросивши сказки о чуде,
Отняв у богов небеса,
Простые советские люди
Повсюду творят чудеса».
Подвигом стали полеты за пределы Земли, и каждый советский космонавт, начиная с Юрия Гагарина, после полета становился обладателем заветной медали, и зачастую не единожды.
Последнюю в истории Золотую Звезду Героя Советского Союза получил 24 декабря 1991 года морской офицер Леонид Солодков, специалист водолазного дела, который отработал в барокамере и глубоко под водой более трех тысяч часов, разработчик подводного снаряжения и технологии по спасению кораблей и людей.
Ни в чем не уступая сильному полу
Героями становились не только мужчины. В 1938 году за сверхдальний перелет (6450 километров) высшего звания удостоился экипаж в составе летчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой. Более 26 часов, попеременно сменяясь (автопилотов тогда еще не было), в кислородных масках и в условиях сильного мороза летчицы вели тяжелый бомбардировщик АНТ-37 из Москвы на Дальний Восток.
Из-за нехватки топлива пришлось садиться с убранным шасси прямо в тайге. А Расковой, чье штурманское место было наиболее опасным при экстренной посадке, прыгать с парашютом в лес. В итоге отважных женщин нашли только через несколько суток активных поисков. В годы войны Гризодубова и Раскова командовали авиационными полками.
Всего 95 женщин были представлены к почетной награде — летчицы, санинструкторы, космонавты, подпольщицы, снайперы. Самой результативной из последних стала Людмила Павличенко.
Людмила Павличенко на фронте
Израиль Озерский / РИА Новости
На ее счету было 309 уничтоженных неприятельских солдат и офицеров. Она неоднократно участвовала в снайперских дуэлях, заставив навсегда замолчать 36 врагов.
В оптику своей винтовки при очень точной наводке вы увидите цвет волос противника, цвет глаз, даже можете определить, сколько ему лет
Первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос, Светлана Савицкая стала дважды Героем Советского Союза. Тем самым она продолжила семейную традицию: столько же раз «звездочкой» в годы войны был удостоен ее отец, один из лучших отечественных авиационных командиров Евгений Савицкий.
Не щадя себя и своей жизни
Большую часть получивших звание Героев Советского Союза составляли военные, что неудивительно. Сама профессия — «Родину защищать» — во все времена остается опасной, требующей предельного внимания, профессионализма, незаурядного характера, силы воли, а порой колоссального напряжения сил, героизма и самопожертвования.
31 декабря 1936 года первые 17 командиров Красной армии удостоились этой чести за участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев. Лейтенант Семен Осадчий — посмертно. В бою он направил свой Т-26 на атаковавшие его два итальянских танка Ansaldo. Один из них он протаранил и сбросил в ущелье, экипаж второго, в панике бросивший свою бронемашину, расстрелял из пулемета. Через несколько дней советский танкист подавил две неприятельские батареи и уничтожил шесть пулеметных точек, сорвав атаку вражеской пехоты. Но его танк был подбит, и Осадчему оторвало снарядом обе ноги. Спустя десять дней лейтенант скончался от гангрены в больнице Мадрида.
Первым иностранцем — Героем Советского Союза стал болгарский летчик-бомбардировщик Волкан Горанов (он же Захари Захариев). Он добровольцем воевал в советской авиагруппе в Испании, совершая налеты на позиции франкистов. В годы Великой Отечественной Захариев подготовил для РККА десятки тысяч обученных пилотов. Многие из его учеников впоследствии были удостоены Золотых Звезд. Всего же их получили 60 участников испанской кампании.
Член Политбюро ЦК ВКП (б) Андрей Жданов с группой Героев Советского Союза, 1940 год
В 1938 году по итогам боевых действий на озере Хасан против японских войск героями были признаны 26 человек. Через год их число увеличилось еще на 70 бойцов и командиров, принимавших участие в боях на монгольской реке Халхин-Гол против того же врага. Зимняя война с Финляндией 1939-1940 годов дала стране сразу 412 Героев Советского Союза.
Героических деяний было так много, что некоторым решили вручить Золотую Звезду повторно. С 1939 года появились дважды Герои Советского Союза, и первым из них стал летчик Сергей Грицевец.
Асы с короткой судьбой
Биография Сергея Грицевца, который прожил всего 30 лет, типична для его эпохи и вместе с тем показывает неординарность этой личности. Уроженец белорусской деревни, Грицевец после семилетки работал на железной дороге, потом слесарем на механическом заводе. А в 1931 году как активист был направлен в военную школу летчиков — согласно популярному лозунгу тех лет «Комсомолец, на самолет!».
Майор Сергей Грицевец
Завершив обучение, молодой пилот стал учить летать других, в том числе готовить к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев. Добился в 1938 году отправки на Пиренейский полуостров и возглавил эскадрилью. Воевал столь достойно, что по возвращении был произведен из старших лейтенантов сразу в майоры, минуя капитана, и удостоен звания Героя Советского Союза.
Второй раз отличился в ходе боев на Халхин-Голе, где неоднократно бил противника. 26 июня 1939-го совершил настоящий подвиг. После того как майор Вячеслав Забалуев был сбит и на парашюте приземлился в глубине территории врага, Грицевец на своем истребителе вывез боевого товарища из-под носа оторопевших японских солдат. Всего же на счету советского аса было 40 вражеских самолетов, уничтоженных в небе Испании и Монголии.
Но обеих Золотых Звезд Сергей Иванович так и не получил.
Впереди у Григория Пантелеевича были две войны — с финнами и немцами — и гибель в бою 23 февраля 1943 года, уже в звании генерал-лейтенанта и командира 215-й истребительной авиационной дивизии. Подвела роковая случайность: осколок перебил вытяжной трос, с помощью которого открывался ранец парашюта выпрыгнувшего из горящей машины Кравченко. Как и Грицевцу, ему было всего 30 лет.
Сергей Грицевец (третий слева) и Григорий Кравченко (в центре)
Фото: Виктор Темин / РИА Новости
Испытывая колоссальные перегрузки
То, что среди авиаторов был высок процент повторно награжденных, вполне объяснимо. Ремесло боевого летчика наиболее трудно по сравнению с другими родами войск. Пилот, по которому бьют зенитки, которого атакуют вражеские самолеты, должен принимать правильные решения за доли секунды. При этом он испытывает колоссальные перегрузки, с которыми не сталкиваются пехотинцы, танкисты и артиллеристы.
Да и в мирное время их труд сродни ежедневному подвигу. Именно поэтому первые космонавты в СССР отбирались исключительно из военных летчиков. В силу этого до и во время войны пилотов называли «сталинскими соколами», и они были любимцами вождя.
Трижды герои Александр Покрышкин, Георгий Жуков и Иван Кожедуб
Фото: Сергей Лоскутов / РИА Новости
Так, первым трижды Героем Советского Союза в 1944 году стал полковник Александр Покрышкин, на счету которого числилось 59 сбитых германских самолетов. А третьим — в 1945-м, после маршала Георгия Жукова, — майор Иван Кожедуб. Последний вошел в историю как самый результативный ас среди пилотов антигитлеровской коалиции: на его счету было 62 победы.
И первых Золотых Звезд в Великой Отечественной удостоились тоже летчики. 8 июля 1941 года Степан Здоровцев, Михаил Жуков и Петр Харитонов из 7-го истребительного корпуса противовоздушной обороны стали Героями Советского Союза. Все они в боях действовали смело и самоотверженно, успешно сбив врагов с помощью тарана. Однако до конца войны дожил только Харитонов.
И стар и млад, и немец и цыган
К началу войны с нацистской Германией высшее звание имели 626 награжденных. В 1941-1945 годах к ним прибавилось еще 11 739 человек самых разных возрастов, всех родов войск и национальностей.
Цыган Тимофей Прокофьев воевал в морской пехоте. В марте 1944-го в составе десантного отряда под командованием старшего лейтенанта Константина Ольшанского он был одним из тех, кто двое суток отбивал многочисленные атаки врага при освобождении города Николаева. Почти все из 68 десантников пали смертью храбрых, в том числе и Тимофей Ильич. Через год сразу 55 морпехов отряда были удостоены Золотых Звезд.
Советский немец Феодосий Ганус сгорел заживо вместе с экипажем танка КВ-1 под командованием лейтенанта Алексея Наумова под Сталинградом 21 января 1943 года. В ходе пятичасового боя танкисты уничтожили пять немецких танков и четыре орудия. На предложение сдаться экипаж ответил: «Мы русские и фашистам в плен не сдадимся». После этого их облили бензином и подожгли.
11 мая 1944 года разведчик партизанского отряда Марат Казей в своем последнем бою подорвал гранатой себя и приблизившихся к нему нацистов около белорусской деревни Хоромицкие. Пареньку было всего 14 лет. Еще одному Герою Советского Союза, крестьянину Матвею Кузьмину было 83 года — он повторил подвиг Сусанина, заведя немецкое подразделение под огонь советских пехотинцев, и сам пал от руки врага.
Мы не забудем тебя, Зоя!
Иногда многое зависело от ярко написанной литературной статьи или передовицы, из которой страна узнавала о подвиге. 27 января 1942 года в «Правде» и «Комсомольской правде» вышли очерки военкоров Петра Лидова и Сергея Любимова — «Таня» и «Мы не забудем тебя, Таня!» Речь шла о 18-летнем бойце диверсионно-разведывательной группы Западного фронта Зое Космодемьянской, заброшенной в тыл к нацистам.
Всех поразило другое — беспримерное мужество, с которым девушка держалась, когда ее пытали вражеские солдаты. Она не выдала своих товарищей. Ее повесили в деревне Петрищево 29 ноября 1941 года. Но даже с веревкой на шее Зоя крикнула нацистам: «Советский Союз непобедим и не будет побежден! Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете».
Над телом казненной пьяные немецкие солдаты впоследствии надругались, сорвав одежду и отрезав ножами грудь. Зоя Анатольевна Космодемьянская навсегда осталась ярким символом стойкости советского народа в борьбе с жесточайшим врагом и стала первой с начала Великой Отечественной войны женщиной — Героем Советского Союза.