за что дисквалифицировали феттеля
Мнение: дисквалификация Феттеля – позор Формулы 1
Иван Матушкин негодует из-за решения судей в Венгрии
Себастьян Феттель окончательно потерял второе место на Гран При Венгрии. Больше недели после дисквалификации у Aston Martin оставалась надежда, но FIA отклонила апелляцию и лишила Феттеля серебра и 18 очков. И это решение стало новым кирпичом в стене судейского идиотизма в Ф1.
Нет, я прекрасно понимаю, что формально стюарды правы. В правилах действительно прописано требование предоставить литр топлива для пробы после финиша. И дисквалификация за нарушение тоже прописана.
Но нам зачастую говорят про дух гонок. Например, когда не наказывают пилотов за роковые ошибки в стартовой толкучки. А тут никакой дух гонок никого не интересовал – пилот сделал невозможное, но пострадал из-за ошибки команды.
700 грамм топлива были потеряны из-за механических проблем в топливной системе. И это привело к дисквалификации. Что такое 700 грамм? Вот Ральф Шумахер посчитал, что при нехватке 2 кг Себастьян выиграл бы менее пяти секунд за всю дистанции гонки за счет меньшего веса. То есть если потеряны были 700 грамм, то общий выигрыш Феттеля не составил и двух секунд. А потерял он вообще все. И это вызывает большие вопросы к регламенту.
Смотрите, Валттери Боттас в той же гонке устроил массовый завал и вынес с трассы трех соперников. Что он получил? 5 штрафных позиций на старте следующего этапа. Даже не на финише. Ну, стартует он не третьим, а восьмым. К финишу прорвется повыше, потеряет от трех до пяти очков максимум. А ведь это массовый завал после явной ошибки гонщика.
А что сделал Феттель? Приехал на подиум на машине с поврежденной топливной системой. И у него отобрали подиум и 18 очков. Кому-то вообще кажется такое наказание пропорциональным?
Безусловно, команда обязана заботиться о выполнении всех требований FIA. И так же безусловно то, что в случае провала она должна понести наказание. Но это наказание должно быть разумным и справедливым. Иначе получается, что один пилот устраняет сразу трех конкурентов и отделывается мелочью. А другой допускает нарушение, которое не так уж сильно влияет на результат гонки и получает полную дисквалификацию.
Что было бы, не будь у Себастьяна этой поломки. Ну, возможно он ехал бы на десятую с круга медленнее. На что бы это повлияло? Да ни на что. Феттель и так был быстрее Эстебана Окона и терял за ним время. Еще одна десятая не изменила бы расклада – Себ все так же ехал бы за Оконом.
Ну хорошо, пусть Феттель потерял бы больше. Пусть это действительно были бы +5 секунд за гонку. Что тогда? Хэмилтон догнал бы его до конца финального круга. Возможно, обогнал бы. А может и нет. Хорошо, так добавьте Себастьяну те самые 5 секунд. Он стал бы третьим, а не вторым. Обидно, но справедливо.
Но нет – полная дисквалификация. Если бы в баке Себастьяна совсем не осталось топлива, я бы понял логику FIA. Кто знает, вдруг Aston Martin залила в машину чудесную смесь азота, солярки и крови единорога, которая и обеспечила результат. Но 300 грамм вполне обычного топлива в баке Феттеля оставались. По ним же можно понять, что ничего сверхъестественного и запрещенного команда не использовала?
Есть ощущение, что правила просто были не продуманы для подобной ситуации. А стюарды решили, что формализм важнее спортивного духа. Вот только нужна ли нам такая Формула 1? Та, где поломка топливной системы важнее достижения на трассе. Та, где лучше вынести соперника, чем повредить себе топливную систему. Та, где незаметная глазу мелочь меняет результаты гонки уже после ее финиша.
Лично мне – не нужна. Надеюсь, в FIA о чем-то задумаются.
У Феттеля отобрали подиум «Ф-1» за нехватку топлива на финише. Зачем нужно это правило и откуда оно взялось?
Жесткое средство против возможного читерства с составом бензина.
На Гран-при Венгрии пилот «Астон Мартин» Себастьян Феттель добрался до подиума во второй раз за сезон – но сильно дальше финишной черты так и не доехал: машина просто замерла посреди трассы, и немцу даже пришлось бежать на церемонию вручения трофеев.
А через несколько часов кубок за второе место у Себа отобрали: просто делегаты Международной автомобильной федерации (ФИА) не сумели добыть нужный объем топлива из болида №5, а по нынешним правилам это значит автоматическую дисквалификацию.
Пока «Астон Мартин» собирает доказательства и подает апелляцию (процесс уже запущен), давайте разберем, что это за правило и как всего лишь нехватка литра топлива ведет к снятию пилота с гонки.
«Это старое правило. Оно еще из тех времен, когда не было ни нынешнего контроля, ни возможности изменений», – пояснил после объявления о штрафе босс «Астон Мартин» Отмар Сафнауэр.
Он прав: первые предписания по составу горючего появилось в 1958 года – тогда «Ф-1» ограничила топливо бензиновой основой и внедрила первые проверки. Главным параметром считалось октановое число: лимит сперва установили на показателе в 100, а позже повысили до 102. Но технологии контроля и правда были несовершенными: первыми пойманные появились на скандальном Гран-при Италии 1976 года, когда «Макларен» и «Пенске» исключили из протокола за именно за превышение октанового числа из-за дополнительных примесей.
Система оставалась неизменной до 1993-го – момента ужесточения требований к привязке горючего к потребительскому бензину. А топливные проверки современного типа дебютировали только с 1996 года.
Как же они работают теперь?
У каждого команды – свой поставщик топлива. Вместе они и разрабатывают горючее на грядущий год, но поскольку «Формула-1» стремится к сходству с дорожными автомобилями, то и топливо должно совпадать с коммерческим вариантом бензина на 99 процентов. Любое превышение по экзотическим химическим соединениям (которое, скорее всего, прибавит мощность) строго запрещено.
После завершения разработки команды обязаны передать два образца объемом по 5 литров в лабораторию ФИА, где и проверят их легальность. При этом каждый участник имеет право на пять разных составов топлива на сезон, но на одном Гран-при разрешено использовать только два. ФИА бережно хранит образцы весь год и сверяет с горючим после каждого этапа: отличий быть не должно.
Главный механизм отбора образцов по ходу сезона описан пунктом 6.6.2 регламента «Формулы-1»:
«Участники должны позаботиться о наличии возможности взять образец топлива в 1 литр из болида в течение всего события (то есть гоночного уик-энда – Sports.ru). Если после сессии машина не вернулась на пит-лейн самостоятельно, потребуется предоставить вышеуказанное количество топлива и еще столько, сколько нужно для возвращения на пит-лейн. Дополнительное количество топлива определяет ФИА».
Но лишь маленькая часть собранного литра тщательно изучают с помощью газового хроматографа – остальную запечатывают и специально берегут как раз для возможной апелляции. И команды, к слову, часто сохраняют пробы ФИА: вот фото упакованного топлива с болида «Феррари» Шарля Леклера:
The FIA tests use Gas Chromatography to check the fuels composition. Typically from the 1 litre sample post race the FIA will test one portion of the sample, seal & store another portion of the sample (in case of appeal) and often the team will retain its own FIA sealed sample. pic.twitter.com/62gcrpya5W
Вот почему важен не только состав горючего, но и его количество – для выполнения всех бюрократических норм. Без нужного литра невозможно выполнить все требования регламента – и потому в правилах и прописали превентивную дисквалификацию, чтобы команды не рисковали.
Просто сейчас в бак разрешается заливать до 110 кг топлива, а каждый лишний килограмм – потеря примерно 0,035 секунды на круге. Потому иногда команды не выбирают лимит ради лучшего старта на более легкой машине и сильно экономят в течение гонки – но план рушится в случае непредвиденных обстоятельств (любых требуемых дополнительного сжигания горючего – от битвы за позицию до более активного использования первых передач на большом количестве пит-стопов). Видимо, что-то из этого и случилось с Феттелем.
Топливное правило радует полной объективностью: команда либо выжимает нужное количество бензина из машины по описанной процедуре – либо нет. Все давно знают о требованиях регламента, и потому здесь невозможен тот же накал спора, что и при столкновениях вроде аварии Ферстаппена и Хэмилтона в Великобритании.
Тем интереснее последить за судьбой апелляции «Астон Мартин» – победить еще никому не удавалось.
Себастьян Феттель дисквалифицирован
Гонщик Aston Martin Себастьян Феттель дисквалифицирован и исключён из протокола Гран При Венгрии за нарушение регламента.
После финиша гонки Себастьян Феттель не смог вернуться на пит-лейн своим ходом, остановив машину в районе 12-го поворота. Причина остановки выяснилась во время технической инспекции – вместо положенного по регламенту одного литра топлива для контрольной пробы из машины Себастьяна после финиша удалось откачать всего 0,3 литра. Механики Aston Martin пытались откачать из топливной системы недостающее топливо, но попытки не увенчались успехом.
«Руководитель команды Aston Martin во время слушаний заявил техническому делегату FIA и техническому директору FIA, что в баке должно находиться 1,44 литра топлива, но они не могут его слить. Эта цифра рассчитана с использованием модели FFM или инжекторной модели», – говорится в решении стюардов.
После дисквалификации Феттеля все гонщики отыграли по одной позиции. Льюис Хэмилтон поднялся на второе место, Карлос Сайнс – на третье, Фернандо Алонсо – на четвёртое, Пьер Гасли – на пятое, Юки Цунода – на шестое, Николас Латифи – на седьмое, Джордж Расселл – на восьмое, Макс Ферстаппен – на девятое, Кими Райкконен – на десятое.
Таким образом, Льюис Хэмилтон отыграл ещё два очка в личном зачёте у Макса Ферстаппена. Отрыв Mercedes от Red Bull Racing в Кубке конструкторов увеличился до двенадцати очков.
Найдена причина, приведшая к дисквалификации Феттеля
Про историю с дисквалификацией Себастьяна Феттеля, который вторым пересёк линию финиша на Хунгароринге, сказано и написано немало. Но главное в том, что решение стюардов Гран При Венгрии осталось в силе, несмотря на попытки команды его оспорить, и в итоге в Aston Martin не стали обращаться в Международный апелляционный суд FIA.
Технический регламент требует, чтобы в баке машины после финиша оставалось не менее литра топлива, но из машины Феттеля инспекторы федерации смогли выкачать в три раза меньше. А это однозначно означает, что его результат должен быть аннулирован, чем бы ни объяснялась нехватка топлива. Впрочем, вероятность, что дисквалификации удалось бы избежать, была возможна в единственном случае.
Как сказал Энди Стивенсон, менеджер команды: «Если бы топливо вытекало из бака на глазах инспекторов FIA, тогда у нас был бы шанс».
Но, как пишет Auto Motor und Sport, оказывается, перед гонкой в бак машины Феттеля залили слишком много топлива! Тем обиднее было команде лишиться 18 очков, которые мог заработать четырёхкратный чемпион мира.
«Поскольку гонка началась под дождём, скорости были ниже, чем мы думали, – объяснил Стивенсон. – Но решение о том, сколько топлива заливать, уже было принято, и мы ничего не могли изменить».
Тем не менее, инженеры хотели по возможности снизить вес машины, поэтому по ходу гонки Феттель получил инструкцию включить режим Fuel Burn Mode, позволявший сжечь излишек топлива. В тот момент никто не мог предвидеть, к каким последствиям это приведёт. А когда в команде это осознали, было уже поздно.
Любопытно, что, по словам Феттеля, практически до самого финиша тревожиться было не о чем: «Только на последнем круге стало понятно, что что-то не так». Но о том, что топливо действительно на исходе, в команде даже не подумали, ведь по всем расчётам его оставалось достаточно.
«Его должно было остаться около литра, как в машине Джорджа Расселла», – предположил Стивенсон. Дело в том, что, по слухам, в Williams британского гонщика тоже было чуть меньше литра, но нехватка была незначительной, и в FIA закрыли на неё глаза.
Но для чего нужен целый литр топлива?
«Треть от этого количества используется для проверки топлива, вторая треть сохраняется в качестве образца и ещё треть остаётся у команды для проведения собственных расследований, – прокомментировал Стивенсон. – Как-то раз во времена Jordan мы допустили перерасход топлива на машине Хайнца-Харальда Френтцена. Дело было в Бразилии. Но Эдди Джордан сказал FIA, что он отдаёт им свои 0,3 литра. И ему это сошло с рук, Френтцен не был дисквалифицирован».
После 11-ти этапов сезона Aston Martin оказалась на 7-й строчке Кубка конструкторов, уступая AlphaTauri 20 очков, а Alpine F1 – 29. Поскольку команда стремится занять 5-е место, то сейчас перед ней стоит непростая задача отыграть как минимум 30 очков.
«Мы не можем рассчитывать, что какая-то гонка вновь сложится хаотично, и тогда нам удастся заработать много очков, – признал Том Маккалоу, технический директор по эффективности. – Задача в том, чтобы регулярно финишировать в первой десятке и регулярно опережать Alpine и AlphaTauri. Тогда мы сможем отыграться».
Как Aston Martin будет справляться с этой задачей, отчасти станет понятно уже в этот уик-энд.
Феттеля дисквалифицировали и он потерял второе место
Стюарды гран-при Венгрии приняли решение дисквалифицировать Себастьяна Феттеля (Aston Martin). Напомним, что после финиша гонки, которую немец завершил на втором месте, Себастьян остановил болид в 12-м повороте. Затем стало известно, что для контрольной пробы из болида Феттеля удалось откачать всего 300 грамм топлива, вместе положенного по регламенту одного литра. Механики Aston Martin пытались откачать топливо из топливной системы, но это не увенчалось успехом.
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ:
Исполнительный директор Формулы 1 Стефано Доменикали считает, что этапы на Ближнем Востоке не только.
Исполнительный директор Формулы 1 Стефано Доменикали заявил, что в Китае есть город, который хочет принимать.
Даниэль Риккардо (McLaren) говорил о Максе Ферстаппене (Red Bull). “Я был напарником Ферстаппена, но.
Пилот Формулы 2 Роберт Шварцман дал понять, что он не планирует покидать Гоночную Академию Ferrari. После.
Пилот команды Alpha Tauri Юки Цунода суммировал результаты трёх последних этапов и поделился ожиданиями.
Руководитель Red Bull Кристиан Хорнер считает, что в этом году Макс Ферстаппен сможет стать чемпионом.
Бывший пилот Формулы 1 Фелипе Масса рассказал, что, по его мнению, мешает Мику Шумахеру (Haas) добиться.
В этом году за чемпионский титул Формулы 1 борются Макс Ферстаппен (Red Bull) и Льюис Хэмилтон (Mercedes).
В преддверии Гран При Саудовской Аравии пилот Haas Никита Мазепин поделился своими ожиданиями от предстоящего.
Консультант команды Red Bull Хельмут Марко считает, что в этом году в FIA принимают односторонние решения.