за что и какие болезни посылает бог

Библейский взгляд на причины и сущность болезней

за что и какие болезни посылает бог. Смотреть фото за что и какие болезни посылает бог. Смотреть картинку за что и какие болезни посылает бог. Картинка про за что и какие болезни посылает бог. Фото за что и какие болезни посылает бог
Исцеление расслабленного. Фреска Дионисия, фрагмент

Священное Писание не содержит специального рассуждения о болезнях. Однако указания на болезни весьма многочисленны и обнаруживаются в книгах самого различного содержания. Упоминание болезней мы можем найти и в исторических повествованиях, и в назидательных размышлениях, и в поучениях, и в псалмах, а также в обсуждении вопросов связанных с ритуальной чистотой и храмовым культом.

В Ветхом Завете упомянуты десятки различных заболеваний, точное значение которых не всегда определено. К примеру, среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот отступит от Его заповедей (см. Втор 28), упоминаются: бесплодие, моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, воспаление, проказа, короста, чесотка, сумасшествие, слепота, сердечный приступ и др.

Интересно, что многие слова обозначающие болезнь в иврите выделяются в особый класс, образуясь по единой морфологической модели. Наиболее общими словами, обозначающими болезнь в целом, являются холи (от холла — быть слабым) и нега, (от нага — касаться) последнее служит, как правило, для указания на инфекционные заболевания.

В Новом Завете тема «болезнь и исцеление» также занимает весьма заметное место. Большинство повествований о чудесах Спасителя передают случаи чудесного исцеления: исцеление тещи Петра, слуги сотника, согбенной женщины, кровоточивой, слепорожденного, десяти прокаженных и еще многие другие (из 36 чудес упомянутых в Евангелиях, 26, т.е. больше чем две трети, — это случаи, связанные с исцелением). Причем целый ряд исцелений Господь совершает в субботу, чем вызывает, с одной стороны, гнев и осуждение законоучителей, фарисеев, но с другой, — ликование народа, который радовался о всех славных делах Его (Лк 13:17).

Вся эта проблематика, связанная с субботними исцелениями, лежит в чисто религиозной плоскости.

Поэтому попытаемся через рассмотрение значения субботнего дня и субботних исцелений Спасителя приблизиться к пониманию библейского отношения к природе и к причине болезни.

«В седьмой день Бог почил от всех дел Своих» (Быт 2:2), но «почил» здесь не означает, что Бог устранился от дел. Напротив, далее говорится: «И благословил Бог день седьмой, и освятил Его» (Быт 2:3). Еврейский глагол шават (почить, отдыхать) родственен глаголу яшав (сесть, воссесть). Каждую субботу в ветхозаветном храме левиты пели особый субботний псалом. «Господь воцарися, в лепоту облечеся, облечеся Господь в силу и препоясася, ибо утверди вселенную, яже не подвижется, готов престол Твой оттоле…» «Иными словами, весь мир сотворен, как престол Божий, и в седьмой день Господь воцаряется в мире, т.е. являет в нем Свою силу и освящает его. Это в первую очередь относится к человеку, который есть венец и завершение творенья. Мир, в котором обитает Адам, обозначен словосочетанием Ган Эден (сад неги, сад сладости, сад блаженства), это мир абсолютного здравия, где нет никакой боли или страдания, где нет ни болезни, ни смерти. Известное евр. слово шалом, которое переводится как «мир», «полнота», но также имеет значение «здоровье». В мире с Богом, в полноте богообщения человек был совершенно здоров. И даже когда человеку повелевается хранить и возделывать Едемский сад, то этот труд не имел своим последствием ни усталости, ни утомления. Лишь отпав через грех ослушания от освящающей и восполняющей тварную природу божественной силы, человек обрекает себя на страдания: «в болезни будешь рождать детей» (Быт 3:16), обращается Бог к Еве; «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт 3:19) — в этих словах отныне заключена участь всякого человека. Таким образом, болезни связываются со смертью, а и то и другое рассматривается как самый непосредственный результат грехопадения.

В современном состоянии мира человек подвержен болезням, телесным страданиям и смерти. Однако личная ответственность за болезнь не всегда одинакова. Среди болезней, описанных в Библии, есть такие, которые связаны с процессом старения и дряхления организма: «Когда Исаак состарился, то притупилось зрение глаз его» (Быт 27:1); Царь Аса в старости своей был болен ногами (3 Цар 15:23). Упоминаются также врожденные пороки или случайные увечья, например хромота Мемфивосфея (2 Цар 9:13).

Однако принципиально библейский взгляд, или лучше сказать ветхозаветный взгляд на болезни может быть выражен словами из книги Исход: «Если ты послушаешься Господа, Бога твоего, и будешь делать угодное перед очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо я Господь целитель Твой» (Исх 15:26).

Господь посылает болезнь на человека или на весь народ в качестве наказания за совершенный им грех: проказой наказывает Господь Мариам за то, что она злословила на Моисея (Числ 12:1-14), массовая эпидемия поражает израильтян за их сношения с дочерьми Моава и поклонение Ваал-Фегору (Числ 25:1-9). Болезнь наряду с другими карами служит проявлением гнева Божия. Несколько раз в различных книгах Ветхого Завета встречается выражение: «мечь», «язва», и «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), что указывает на то, что эпидемия язвы воспринималась как одно из трех основных массовых бедствий. Вместе с тем болезнь, как и любая кара, ниспосланная от Бога, имеет своей целью положить предел беззаконию и одновременно расположить человека или весь народ в целом к осознанию своего греха и к покаянию.

Во многих псалмах мольба об исцелении, призыв о помощи, упование на милосердие Божие сопровождается признанием и исповеданием своих грехов: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет здоровья в костях моих от грехов моих, ибо беззакония мои превысили главу мою» (Пс 38:4-5)

И Бог, Который не желает смерти грешника, но да обратится и жива будет душа его, Бог, Который наказует, но не умерщвляет, подает исцеление. Уже в Ветхом Завете исцеление есть одно из постоянных проявлений Божьего всемогущества (Ис 19:22; 57:18). Но вместе с тем не запрещается прибегать и к помощи медицины (4 Цар 20:7), не запрещается применять лекарства, а у Иисуса Сына Сирахова мы даже находим особую похвалу медицинской профессии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех, ведь и они молятся Господу, чтобы он помог подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир 38:9-14).

Особой темой, к которой подходит уже Ветхий Завет, является страдание и болезнь праведника. Эта болезнь не может быть ни карой, ни наказанием. Господь попускает ее, как испытание, как возможность, претерпевая мучение, засвидетельствовать непоколебимость своей веры, засвидетельствовать свою преданность Богу не только в благополучии, но и в страдании. Таковы болезни сквозь которые проводит Господь Своих праведников Иова и Товию.

Наконец, величайший из ветхозаветных пророков — пророк Исайя — предвозвещая в 53 главе своей книги явление Отрока Господня, духовно прозревает тайну болезни и страдания, как искупительной жертвы за грехи мира: «Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на нем и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:3-5).

Таким образом, суммируя ветхозаветный взгляд на причину болезней, можно выделить следующие моменты:

1. Болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества.
2. Болезнь как наказание и кара за грех.
3. Болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни.
4. Болезнь как испытание в верности.
5. Болезнь как искупительная жертва.

Другой очень важный аспект: нигде как в Евангелии не выражен призыв к соучастию и состраданию болящим. Эта идея доводится до своего предела: оказавший внимание болящему оказал его Самому Господу. В каждом страждущем Евангелие призывает видеть страждущего Христа.

Но вернемся к теме субботних исцелений Спасителя. Господь, проповедуя по субботам в синагогах, возвещает о том, что приблизилось Царство Небесное и примирение с Богом, о том, что человек может вновь обрести покой, или по выражению апостола Павла Субботство. Исцеления, совершаемые Им тут же, удостоверяют силу и действенность Его слов. Они показывают, что на земле уже действует Божественная сила, которая, в конце концов, окончательно победит всякую болезнь. Чудеса исцелений предвозвещают то совершенство, которое человечество обретет в Царствии Божием, когда по слову Откровения св. Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля, и Бог будет обитать с людьми, и Он «отрет всякую слезу с очей их, и смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21:4).

Источник

Святоотеческое отношение к болезни

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.

Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!» [18]

Лечение

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).

[1] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 477.

[2] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.

[3] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.

[4] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. I. 42.

[5] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 54.

[6] См.: Василий Великий, святитель. Беседа о том, что Бог не виновник зла. 14.

[7] См.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 26. 21.

[8] См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56.

[9] Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001.

[10] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к родным и друзьям. 570.

[11] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Против иудеев. 1. 7.

[12] Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218.

[13] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 517.

[14] Петр Дамаскин, преподобный. О том, что не должно отчаиваться // См.: Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I.

[15] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 165.

[16] См.: Иоанн Кронштадтский, святой. Моя жизнь во Христе. II. 8.

[17] Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636.

[18] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Письма к мирянам. 225.

[19] См.: Григорий Богослов, святитель. Молитва в болезни. 1.

[20] Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174.

[21] См.: Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 543.

[22] Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236.

[23] См.: Арсений (Жадановский), епископ. Духовный дневник. М., 1998.

[24] См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 505.

[25] См.: Макарий Великий, преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6.

[26] См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. О чудесах и знамениях. II. 3.

[27] См.: Феофан Затворник, святитель. Письма. VI. 1018.

[28] См.: Иоанн Тобольский, святитель. Илиотропион. М., 2003.

[29] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Слово о болезни и врачах.

[30] См.: Он же. Против иудеев. 1. 7.

Источник

За какие грехи Господь посылает болезни

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Как часто, преследуемые тяжелым и длительным недугом, мы впадаем в уныние и восклицаем: «За что мне это, Господи?». Но Всевышний безмолвствует, и человек начинает роптать.

Походы по врачебным кабинетам часто заканчиваются психотерапевтом, ибо «нервишки расшатались», а из церкви человек устремляет свои стопы прямо к шарлатанам: целительницам, экстрасенсам и колдунам, которые уверяют, что на человеке сглаз, порча либо он и вовсе одержим.

за что и какие болезни посылает бог. Смотреть фото за что и какие болезни посылает бог. Смотреть картинку за что и какие болезни посылает бог. Картинка про за что и какие болезни посылает бог. Фото за что и какие болезни посылает бог

Исцеление расслабленного в Капернауме

За что же все-таки мы несем бремя болезней, и есть ли возможность избавиться от них, уповая лишь на молитвы и Святое Причастие?

Примеры из Библии

Канонические тексты не содержат специального рассуждения о болезнях. Однако указания на телесные недуги весьма многочисленны и в изобилии обнаруживаются в Ветхом Завете и апостольских посланиях. Лучше всего библейская мысль о болезни как наказании Господнем выражена в книге Исход:

Здесь прямо постулируется идея о том, что болезнь есть следствие греха и является воздаянием свыше. В ветхозаветных текстах встречаются названия десятков разнообразных хворей, которые Творец волен наслать на человека за отступление от заповедей. Так в 28 главе «Второзакония» упоминаются: засуха, чахотка, короста, моровая язва, лихорадка, лепра, сумасшествие, слепота и другие проклятия, которые будут ниспосланы на сынов Израиля, уклонившихся от воли Господней.

Полезные материалы

Проказой наказана Мириам за свою клевету на Моисея (Числ 12:1-14), массовой эпидемией – еврейский народ за блудодейство с дочерьми Моава и поклонение идолу: «Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи» (Числ.25:1-9). Целые города (Содом и Гоморра) были истреблены за мужеложство. Болезнь в этом случае – кара, и служит проявлением ярости Божией. «И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Числ.25:3)

В ряде ветхозаветных текстов встречаются слова: «мечь», «язва», «голод» (Иер 14:12; Иез 6:11 и др.), иллюстрирующих массовые бедствия, павшие на людей за совершенные ими беззакония. Но Бог, подвергающий казни дарует и жизнь. Ведь именно через болезнь Господь пытается достучаться до человека, наставить его на путь истинный и обратить к покаянию.

Неоднократно в псалмах мольба об исцелении соотноситься с исповеданием и пониманием человеком собственных грехов, по которым страдает тело:

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова поучает:

Так описан грех чревоугодия, вызывающий малоприятные последствия для организма: тучность, ожирение, с которым связаны сердечные заболевания и проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Предающиеся греху любодеяния страдают от различных венерических заболеваний, а гнев способствует развитию гипертонических и нервно-психических болезней, ведь гневливые люди часто подвержены скачкам давления и вспышкам агрессии, которые истощают нервную систему.

Книга Премудрости пытается уберечь человека и от напрасной печали, греха уныния, которому сопутствуют лень, маловерие и сомнения в Боге. В итоге развивается астено-невротический синдром, появляются тревога и апатия, приводящие к более тяжким заболеваниям – депрессии, неврозу и прочим недугам, лежащим в плоскости психосоматики.

О таблицах «грех-болезнь»

Бывший протоиерей Алексий Мороз в своих трудах о происхождении болезней и путях исцеления приводит примеры того какая именно «духовная дыра» повлекла за собой сбой в работе нашей соматики (физиологии). Он апеллирует к трудам классических и современных клиницистов от психологии, подводя под саму науку православный фундамент.

Просторы интернета изобилуют целыми таблицами, в которых прописаны болезни и грехи, якобы повлекшие их за собой. Однако человеку, который только начал воцерковляться, следует быть особо осторожным и не доверять слепо всему, что излагают в своих книгах подобные религиозные авторы.

Однако в сети его работы весьма популярны и могут легко «запудрить мозг» тем, кто только становиться на путь просвещения и любви к Господу.

Не стоит наивно полагать, что не совершая тот или иной грех, вы будете избавлены от телесного недуга, зависимости или психологического заболевания.

Всегда ли заболевание есть следствие греха?

за что и какие болезни посылает бог. Смотреть фото за что и какие болезни посылает бог. Смотреть картинку за что и какие болезни посылает бог. Картинка про за что и какие болезни посылает бог. Фото за что и какие болезни посылает бог

Исцеление слепорожденного Иисусом Христом

Новый Завет дает однозначный ответ на этот вопрос: нет, не всегда. Обратимся к Евангелию от Иоанна:

«И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он, или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9,1-3).

«Дела Божии», Его могущество и слава, проявлялись на людях, которых исцелял Христос. Женщина, страдавшая кровотечением двадцать лет, избавилась от своего недуга, едва коснувшись края одежды Спасителя. Лазарь, восставший из мертвых по зову Христа, победил тлен. Десять прокаженных, слепые, расслабленные горячкой, калеки и прочие нужны были Господу, ибо «многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его.(Ин. 2:23).

Страдания праведников

Есть люди, которых Господь выбирает себе на служение, чтобы через них показать силу и торжество веры. Без своих телесных страданий и мук, переносимых за Христа, они не стали бы теми нерушимыми столпами духа и благочестия, которые поддерживают сотни христиан на нелегком пути к Богу.

Речь идет о болезнях праведников, которые нельзя считать ни карой, ни наказанием. Самым ярким примером испытания веры служит библейский Иов. Согласно Писанию Бог и Дьявол поспорили между собой на Иова, человека праведного, богатого и счастливого. Сможет ли он и дальше хранить верность своему Богу, если милость с неба не придет?

И вот Иов теряет все: имущество, положение в обществе, друзей, семью, собственное здоровье, но не веру. «Похули Бога и умри» (Иов 2:9), — советует ему жена. А пришедшие друзья пытаются уличить его в сокрытии тайных грехов, призывая покаяться и спастись тем самым от наказания. Страдания Иова были велики, но велико было и вознаграждение. Господь вернул Иову утраченное богатство и продлил его дни.

Даже апостол Павел, ревностный насадитель Слова Божьего в землях Малой Азии и Балканского полуострова, не избег печальной участи. Во Втором послании к Коринфянам он восклицает:

«…дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (2 Кор.12:7-10)».

Точно неизвестно, что за болезнь одолевала Павла и какую именно она имела природу, но из слов миссионера видим, что недуг уберегал святого от гордыни. Как и другие апостолы, Павел был наделен даром целительства, и по силе своей мог впасть в искушение и превознестись. Понимая это, святой охотно принимает немощь как милость, оказанную ради спасения его души.

Таким образом, основываясь на библейских текстах, можно выделить следующие причины болезни:

Примеры святых, которые переносили при жизни тяжелые немощи

Среди христианских святых всегда были люди, которых сегодня назвали бы инвалидами.

Преподобный Амвросий Оптинский, великий подвижник земли Русской, с 35-ти лет страдал заболеваниями желудочно-кишечного тракта: болями, рвотой, кровавым поносом. Он не мог участвовать в богослужениях, ходил с палочкой и много лежал.

Удивительно как мужественно переносил он свой недуг, не теряя веры в милость Господа, и окормляя при этом множество духовных чад. Из его переписок с последними видим, как святой относился к болезни:

«..За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов».

«Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

Преданность воле Божией и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима. Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившего его.

Гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 20), кольми паче вредно гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить ко Господу слова из псалма Давида: Благо мне, что ты смирил меня (Пс. 118, 71). А в другое время –

Блаженная Матрона Московская, почитаемая ныне миллионами верующих, родилась слепой, а в возрасте 17-ти лет у нее вдобавок отнялись ноги. Всю долгую жизнь святая безропотно несла свой крест, за что удостоилась дара прозорливости и целительства. Сохранилось предание о том, что страстотерпица предвидела свою болезнь.

Ее доверие ко Господу было безграничным:

Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских учителей, с детства обладал хилым здоровьем. В молодости, вступив на путь аскезы, он удалился в пустыню и два года жил в сырой пещере. Оттуда вынес лихорадку и желудочно-кишечную хворь, от которых страдал до самой кончины. Несмотря на подорванное здоровье, он умудрялся заниматься делами Церкви, писать толкования на Евангелия, апостольские послания и при этом еще терпел великие гонения со всех сторон.

«Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить».

«Случаются болезни и для нашего испытания в добре».

Преподобный Антоний Оптинский, скитоначальник Оптиной пустыни, около тридцати лет страдал от болезни ног. Покрытые кровоточащими ранами икры доставляли жесточайшие страдания старцу. Почти полгода он не мог выходить из келии, а затем, болезнь, хотя и ослабла, но не отпускала праведника уже до самой смерти. Встречавшиеся с ним паломники даже не подозревали какие страдания терпит преподобный Антоний, ибо лицо его всегда было улыбчиво и светло.

В своих письмах старец учил приписывать болезнь воле Божией, хотящей человеку спасения:

При всем при этом ни Священное Писание, ни святые отцы соответственно не отрицали необходимости обращения за медицинской помощью. Ведь часто Господь творит чудо исцеления именно через руки врачей. Святой Лука, архиепископ Крымский, был хирургом, а святого Пантелеймона Целителя изображают на иконах с ларцем, наполненным лекарствами, — прямая аналогия с врачебным служением святого, которое он нес при жизни.

Как относиться к книге Печенкина А.И. «Грехи-Болезни»

Александр Иванович Печенкин – один из религиозных писателей, который объединил в своих работах научные, религиозные и эзотерические учения о Боге, природе и человеке.

В частности, в книге «Грехи-Болезни» автор утверждает, что любая болезнь в человеке (будь она физическая или психическая) обусловлена наличием в теле разрушительной энергии, явившейся откликом на негативные мысли и поступки человека. Мысль материальна, подчеркивает автор, ведь человек создан по образу и подобию Божиему – творцом, а значит, может при помощи энергетики, заключенной в мыслях и желаниях, творить либо зло, либо благо. Негативные эмоции: гнев, злость, обида, зависть, выпущенные наружу, возвращаются потом как бумеранг в виде болезней.

«Какие энергии человек создаст в своих деяниях как на мысленном уровне, а так же и на физическом, то и получит в будущем как в этой земной жизни, так и в следующем воплощении», — вещает автор.

Печенкин постоянно обращается к Священному Писанию, ловко интерпретируя цитаты из Библии в той трактовке, которая необходима автору для подкрепления своих убеждений.

Однако содержание книги абсолютно не соответствует учению Православной Церкви о природе греха. «….не можешь ни одного волоса сделать белым или черным», — говорит Евангелие от Матфея, намекая на то, что человек бессилен повлиять на события, если на то не будет воли Божией. В книге Плач Иеремии Господь вопрошает у пророка:

По Печенкину же – человек сам творец своей судьбы.

Далее автор вещает о каких-то «иных воплощениях», что для православной религиозной концепции вообще нонсенс. Ничуть не смущаясь цитировать Христа, Печенкин тут же приплетает сюда колесо Сансары – понятие о круговороте перерождений, закрепившееся в индийской религиозной философии и буддизме.

В этом смысле Печенкин сильно напоминает Толстого – оба они в своем мировоззрении переплавили доктрины всевозможных религиозных учений, подвергнув канонические тексты смысловой переработке и выбросив из них все, что казалось авторам ненужным и лишним.

Всегда ли человек может точно узнать, за что ему послана хворь

На этот вопрос дает ответ сама жизнь. Девочки, не знавшие еще мужчин и не повинные в грехе прелюбодеяния, страдают от женских болезней, а в очередях к гастроэнтерологу выстраиваются отнюдь не толстяки, а скорее, наоборот, чрезмерно худые люди… Пути Господни неисповедимы, и иногда нам не остается ничего, как просто смиренно принять свою участь.

Пытаясь вычислить грех, который по разумению болящего привел его к этому состоянию, человек рискует лишь усугубить болезнь напрасной маятой, бесконечными стенаниями и самоедством. Разбитый хворью человек начинает роптать, обвиняя Бога в своих злоключениях, а затем и вовсе отворачивается от Него.

Как было уже сказано выше, не всякая болезнь есть расплата за содеянное. Возможно, заключением в рамки телесного или психического недуга, Господь удерживает, таким образом, человека от ужасных дел, которые он мог бы натворить будучи здоровым.

Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь», — вторит его мысли святитель Иоанн Тобольский.

Говорят, что Господь никогда не дает человеку сверх меры его. Но вопрос, откуда тогда в мире столько самоубийц остается открытым…

Можно ли молиться об исцелении и как это делать

Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма в Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве, говорит, что к Богу «можно и нужно обращаться с просьбой о выздоровлении».

Однако, когда тело изнурено длительной тяжелой болезнью, молиться очень тяжело. Ведь и дух в нас угасает, а вместе с тем и вера. Мы обращаемся к словам святых отцов, Библии и идем за толкованием своего состояния к священнику. Но ничего, кроме стандартных выражений: «искренне молитесь, причащайтесь, исповедуйте свои грехи» не слышим. В таком состоянии вообще трудно настроиться на молитву и прочитать даже «Отче наш» не то, что акафист или отстоять службу в храме.

Нас постоянно гложет вопрос: «Почему? За что? Когда же это кончиться?». Но, увы, чем больше мы будем противиться своему состоянию и воле Божией, тем вероятнее исход, что это вообще никогда не кончится. У нас один путь – смирение. Преподобный Амвросий отмечал:

И самая короткая молитва, которую наш мозг сможет воспринять в такое время и осилить: «Господи, спаси и помилуй!» может твориться многократно в течение дня и бессонной ночи.

Сейчас существует много аудиозаписей церковных песнопений, псалмов и молитв. Их можно просто включать и слушать, а в моменты облегчения становиться на молитву самому. Не стоит самобичевать себя, увеличивая ежедневное молитвенное правило. Смысл не в количестве молитв, а в их качестве.

Важно также понять зачем вы просите у Господа исцеления. Выше неоднократно говорилось, что Бог попускает нам болезнь, чтобы привести к спасению. Посылая нам недуг, Он хочет, чтобы мы оставили жизнь, которая нас привела к этой болезни, и в дальнейшем жили, служа Господу каждый на своем поприще. Большинство же людей, по словам протоиерея Алексия Потокина, об этом не думают. Желание исцелиться священник утрированно сводит к следующей формулировке:

«Господи, дай мне глоточек воздуха, чтобы я еще немного побузил».

По мнению священника просто молиться о здоровье, чтобы вернуться к прежнему бессмысленному существованию – это как просить денег, чтобы пропить их.

Христос часто говорил, когда человек освобождался от болезни: «Вера твоя спасла тебя». А посему «По вере вашей да будет вам» (Матф.9:29).

Молитвы о здравии болящего

Краткая молитва болящего ко Господу

Го́споди, Ты ви́дишь мою́ боле́знь, Ты зна́ешь, как я гре́шен и не́мощен, помоги́ мне терпе́ть и благодари́ть Твою́ бла́гость.
Го́споди, соде́лай, что́бы боле́знь э́та была́ в очище́ние мно́жества грехо́в мои́х. Ами́нь.

Молитва Господу

Влады́ко, Вседержи́телю, Святы́й Царю́, наказу́яй и не умерщвля́яй, утвержда́яй низпа́дающия и возводя́й низве́рженныя, теле́сныя челове́ков ско́рби исправля́яй, мо́лимся Тебе́, Бо́же наш, раба́ Твоего́ (и́мя) немощству́юща посети́ ми́лостию Твое́ю, прости́ ему́ вся́кое согреше́ние во́льное и нево́льное. Ей, Го́споди, враче́бную Твою́ си́лу с Небесе́ низпосли́, прикосни́ся телеси́, угаси́ огне́вицу, укроти́ стра́сть и вся́кую не́мощь тая́щуюся, бу́ди врач раба́ Твоего́ (и́мя), воздви́гни его́ от одра́ боле́зненнаго и от ло́жа озлобле́ния це́ла и всесоверше́нна, да́руй его́ Це́ркви Твое́й благоугожда́юща и творя́ща во́лю Твою́. Твое́ бо есть, е́же ми́ловати и спаса́ти ны, Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Богородице (пред иконой «Целительница»)

Приими́, о, Всеблагослове́нная и Всемо́щная Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице Де́во, сия́ моли́твы, со слеза́ми Тебе́ ны́не приноси́мыя от на́с, недосто́йных ра́б Твои́х, ко Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й зде́ су́щей и вне́млющей моле́нию на́шему. По коему́ждо бо проше́нию исполне́ние твори́ши, ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленныя и неду́жныя исцеля́еши, от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, прокаже́нныя очища́еши и ма́лыя де́ти ми́луеши; еще́ же, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, и от у́з и темни́ц свобожда́еши и вся́кия многоразли́чныя стра́сти врачу́еши: вся́ бо су́ть возмо́жна хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пресвята́я Богоро́дице! Не преста́й моли́тися о на́с недосто́йных раба́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих Тя́, и поклоня́ющихся со умиле́нием Пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве Пресла́вней и Непоро́чней, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Николаю Чудотворцу

О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Матроне Московской

О, блаженная мати Матроно, душею на Небеси пред престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наша лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому Пантелеймону

Святы́й великому́чениче и цели́телю Пантелеи́моне, Бо́га ми́лостиваго подража́телю! При́зри благосе́рдием и услы́ши нас, гре́шных, пред свято́ю твое́й ико́ною усе́рдне моля́щихся. Испроси́ нам у Го́спода Бо́га, Ему́ же со А́нгелы предстои́ши на Небеси́, оставле́ние грехо́в и прегреше́ний на́ших. Исцели́ боле́зни душе́вныя же и теле́сныя рабо́в Бо́жиих, ны́не помина́емых, зде предстоя́щих и всех христиа́н правосла́вных, к твоему́ заступле́нию притека́ющих. Се бо мы, по грехо́м на́шим лю́те одержи́мы есмы́ мно́гими неду́ги и не и́мамы по́мощи и утеше́ния, к тебе́ же прибега́ем, я́ко даде́ся ти благода́ть моли́тися за ны и цели́ти всяк неду́г и вся́ку боле́знь. Да́руй у́бо всем нам святы́ми моли́твами твои́ми здра́вие и благомо́щие души́ и те́ла, преспе́яние ве́ры и благоче́стия и вся к житию́ вре́менному и ко спасе́нию потре́бная. Я́ко да, сподо́бившися тобо́ю вели́ких и бога́тых ми́лостей, просла́вим тя и пода́теля всех благ, ди́внаго во святы́х, Бо́га на́шего, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *