за что казнили князя игоря

За что древляне убили князя Игоря Рюриковича, и можно ли было этого избежать

Знатные люди в Древней Руси, особенно в дохристианский период нашей истории, сравнительно редко умирали своей смертью. И так же, как и в наши дни, часто причиной вооруженных конфликтов и прочих «разборок» становились деньги, смешанные с жаждой власти. Князь Игорь Рюрикович по прозвищу Старый (912-945) стал одной из жертв собственной жадности и зависти. Итак, сейчас мы с вами разберемся, за что древляне убили князя Игоря.

Кто такие древляне

Несмотря на то, что этот народ, живший в густых лесах к западу и северо-западу от Киева, имел свое княжество со столицей в Искоростени (современный украинский Коростень), и обладал собственной знатью, среди славянских народов дохристианской Руси он был подобен детям малым-неразумным:

Но была у древлян одна беда – богатые земли, на которых они обитали. В лесах пушнины тьма, дерево ценное, золотишко водилось (правда, не из шахт – торговать умудрялись). Русские князья и воеводы слетались на это великолепие, как мухи на мед, внушительную часть полюдья посвящая именно древлянам.

Собственно, что такое полюдье – форма сбора дани, процветавшая на Руси до княгини Ольги (жена Игоря, занявшая великокняжеский престол после убийства мужа). Отличалось полюдье поистине звериной жестокостью:

Как жадность Игоря сгубила

Был у князя Игоря верный воевода по имени Свенельд. Он находился рядом с ним примерно с 920-го года, и окончил свои дня около внука «Старого», Владимира Святославича. Он имел право собирать дань чуть ли не наравне с правителем. По некоторым данным у него вообще была своеобразная монополия на древлянские земли, но выглядит эта версия сомнительно. Скорее всего, Свенельд и Игорь со своими дружинами ходили за полюдьем вместе.

Так было и в 945-м году. Но на обратном пути в Киев войско князя возроптало. Им показалось, что дружинники Свенельда взяли с местного населения гораздо больше, чем они. Стали призывать к повторному полюдью, что противоречило многолетней традиции и, фактически, договоренностям с податными племенами. Попытался Игорь успокоить бойцов своих, да куда там – лютуют все сильнее и сильнее, вот-вот бунт поднимут.

Но ладно дружина – Игоря самого жадность за горло взяла. Ну а что, древляне народ тихий, особо не сопротивляется, добра у них много. Решился он на нарушение всех возможных правил, пошел еще бродить по земле древлянской в поисках наживы. Древлянскому князю Малу надо отдать должное – он попытался решить проблему дипломатически, послов к «Старому» отправил, но все тщетно. Даже слушать их не стали, отправили восвояси.

Тут-то древляне не выдержали. Дружина у Игоря была малочисленная, поэтому полудикому племени ничего не стоило ее перебить, а самого правителя взять в плен. Казалось, недопустимое преступление – казнить повелителя! Но для них он не был политическим лидером. Просто пришлый «царек», от агрессии которого они откупались данью. Так что ничего древлянам не стоило казнить его весьма любопытным способом. Согнули два дерева, ноги привязали к одному, голову ко второму, а потом стволы отпустили… Даже император Византийский Иоанн Цимисхий через пару десятилетий восхитился такой изобретательностью, и взял методику казни на вооружение!

Источник

Смерть князя Игоря Рюриковича

Проигнорировав древлянских послов, призывающих князя возвращаться домой и не тревожить их более, Игорь подошёл к их столице Искоростеню где и был убит древлянским князем Малом, возглавившим восстание.

“Вон там … древляне и загнали Игоря с его варягами в болото. От самого Шатрища гнались, так уйти и не дали Гнали ночью. Те в Киев ускакать хотели, да их в болото загнали. Кони в трясине увязли. Тут их в плен и взяли. Вон оно, то самое место – его из рода в род все знают” [1] А.М. Членов “По следам Добрыни”, с. 75, М., 1986

Ещё одна подробность содержится в послании Святославу Храброму от византийского императора Иоанна — пойманный, Игорь затем был привязан к двум согнутым деревьям и разорван пополам:

«Полагаю, что ты не забыл о поражении отца твоего Ингоря, который, презрев клятвенный договор приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое.» [2] Из «Истории» Льва Диакона — о князе Игоре Рюриковиче

Причины смерти

Причиной смерти стало убийство древлянами во время восстания, что касается самого восстания и его печального итога, то оно было вызвано следующими обстоятельствами:

Последствия

Вскоре после смерти князя Игоря в древлянской земле к княгине Ольге по Днепру прибыло древлянское посольство с предложением сватовства от их князя Мала. Согласно обычаям древних славян от убитого правителя в собственность к его убийце и победителю переходили личное движимое и недвижимое имущество, члены семьи, а также полагающаяся власть. Сын Игоря и Ольги, князь Святослав, был ещё слишком мал для принятия решений, а саму Ольгу, согласно патриархальным традициям того времени, дервляне не воспринимали как правоприемницу Игоря.

за что казнили князя игоря. Смотреть фото за что казнили князя игоря. Смотреть картинку за что казнили князя игоря. Картинка про за что казнили князя игоря. Фото за что казнили князя игоря «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами»
Эскиз худ. В. И. Сурикова

Последствия смерти Игоря — месть княгини Ольги

Захоронение и могила

Согласно местной легенде (записанной в 70-х XIX), еще в 1763, по распоряжению помещицы Дубравской, владевшей Немировкой, начались раскопки кургана с западной стороны. А ночью к помещице якобы явился дух князя Игоря и грозно предупредил:

«Не смей беспокоить мой прах! Если завтра твоя рука вновь коснется моей могилы, то послезавтра могилу уже выроют для тебя!»

После этого Дубравская приказала поставить вокруг кургана ограду.

Источник

Великий князь Руси Игорь Рюрикович и тайна его гибели

за что казнили князя игоря. Смотреть фото за что казнили князя игоря. Смотреть картинку за что казнили князя игоря. Картинка про за что казнили князя игоря. Фото за что казнили князя игоря

Картина образная, яркая, запоминающаяся. В результате мы с детства знаем, что великий князь русский Игорь – это алчный и глупый грабитель (сунулся с малым числом воинов к уже ограбленному племени), бездарный полководец (сюжет сожжения русского флота «греческим огнём» в 941 году), никудышный правитель, который не принёс пользы Руси.

Иноземные источники подтверждают мнение о мощи Руси во времена правления великого князя Игоря. Арабский географ и путешественник X века Ибн-Хаукаль называет печенегов «остриём в руках русов», которое Киев обращает куда захочет. Арабский историк, географ Аль-Масуди называет Дон – «Русской рекой», а Чёрное море – «Русским, потому что по нему, кроме русов, никто не смеет плавать». Это во время правления Игоря Старого. Византийский писатель, историк Лев Диакон называет Боспор Киммерийский (современная Керчь) русской базой, оттуда Игорь водил свой флот на Византийскую империю. Из договора с Византией от 944 года понятно, что Русь при Игоре контролировала и устье Днепра, и проходы в Крым из степи.

Загадка гибели Игоря и роль Ольги

Спрашивается, как великий государь, полководец и дипломат, бравший с греков золотом, серебром и шелками, попался в ловушку, созданную жадностью его воинов? По мнению историка Льва Прозорова, Игоря убили не древляне, а варяжская дружина, которая преимущественно состояла из христиан. Об этом говорят несколько фактов. Во-первых, настоящая русская дружина не оставила бы князя. Дружина и князь были единым целым. Дружинники не могли оставить князя во враждебной земле. Дружина князя понесла значительный урон в 941 году. Поэтому для сбора дани он взял варяжские отряды и «малую дружину». Во-вторых, войско Игоря перед походом на Византию 944 году была пополнено варягами. После второго похода на Византию в договоре 944 года упоминается, что значительная часть русов присягает в соборной церкви Ильи-пророка на Киевском Подоле. Летопись поясняет: «Ибо многие варяги христиане». В-третьих, жадность (официальная причина гибели Игоря и малой дружины) не была свойственна русам и вообще язычникам севера Европы. Русы, славяне всегда изумляли инородцев своей щедростью и бескорыстием, которая часто переходила в расточительность. Христиане-германцы, христиане-поляки наоборот отличались жадностью к добыче. В-четвертых, византийский автор Лев Диакон пишет, что Игоря убили «германцы», а христианство на берегах Варяжского моря тогда называли «Немецкой верой».

Интересен и факт возвращения дружины в Киев, князь и его ближайшие соратники убиты, а воины живые и здоровые вернулись. Их не наказывают, и их нелепая история становится официальной версией. Ясно, что у убийства был заказчик. Христианская община Киева в то время чувствовала себя хорошо, ещё князь Аскольд принял христианскую веру, при Игоре появляется соборная церковь. Был у христианской общины и высокий покровитель – княгиня Ольга, жена Игоря. Официально считается, что в то время она была язычницей, и приняла крещение от рук византийского императора Константина. Но византийские источники не подтверждают эту версию.

Ещё больше вопросов вызывает «месть» Ольги. Она якобы мстила за мужа «по жестокому языческому обычаю». Надо отметить, что по языческим обычаям кровная месть была делом узкого круга мужчин – это брат, сын, отец убитого, сын брата или сын сестры. Женщины как мстители не рассматривались. Кроме того, в то время дела христиан были не менее (а то и более ужасны), чем язычников. К примеру, христианский император Юстиниан Великий на столичном ипподроме приказал вырезать 50 тыс. восставших христиан, а император Василий II приказал казнить 48 тыс. пленных болгар (также христиан).

Удивляет число погибших, только на «кровавом пиру», согласно летописи, убили 5 тыс. упившихся греческим вином древлян. По тому, как Ольга спешит и числу убитых, складывается впечатление, что это не месть, а «зачистка» возможных свидетелей. Правда, видимо, мы никогда не узнаем, была ли Ольга среди организаторов этого убийства, или её использовали «втёмную» агенты Константинополя, которые действовали через христианские общины Киева и Древлянской земли.

Источник

За что казнили князя игоря

О клятве Ротой – высшей святыней Русов известно сегодня мало, а понятно и того меньше, хотя в жизни древней исконной народной (языческой) Руси она играла очень важную роль. Ротой наши Предки называли СИСТЕМУ Всеобщих Мироустроительных Канонов ТВОРЦА, СИСТЕМУ, которая порождает всё сущее (и вещее) в мире Бытия вообще, и в (на) нашем Белом Свете в частности, а потому, познавая эту СИСТЕМУ, мы познаём Самого ТВОРЦА.
Без понимания Роты и клятвы Ротой невозможно правильно понять историю Древней Руси вообще и судьбу князя Игоря в частности.
Христианские летописи, написанные с позиции между-Народного (интернационального и космополитического) библейского мировоззрения, сообщают лишь о том, что этот князь захотел собрать с древлян дань повторно. В результате князь Игорь был казнен какой-то непонятной нам, бессмысленной и беспощадной с позиции ныне господствующих мировоззрений смертной казнью. Справедливым ли было наказание князя Игоря?

Дело в том, что принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ является высшим в Жизни самого Творца, а потому Он был священным и для наших Предков – Белосветных людей и человеков – влесовых внуков Русов. Этот принцип Воздаяния по Нравственности означает, что мера воздаяния за всё хорошее и плохое, исходящее от людей, строго соответствует совершённому людьми. В частности, каждому виду прегрешения и преступления чётко соответствовал тот или иной вид казни (в том числе и смертной казни). Причём упоминание о виде казни могло быть заложено в текст самой клятвы Ротой:
«Да клянемся мы Русов словушком, клятвой высшею – твёрдой Ротою – вседержащим Белый Свет устроением, ибо Ротою нерушимою вечный лад живёт меж Творцом-Отцом, Мать-Природою и их чадами – всеми тварями ».
Далее излагалось то, в чём клялись высшим – Ротою. Клялись Русы словушком Белосветным, что понятно было всем живым существам – земным тварям всех земных царств – царству каменному, царству растительному, царству животному, царству людскому-человеческому. А заканчиваться клятва могла так:
«Нарушителя клятвы Ротовой казнью смертною беспощадною покарают пусть силы силушки ВсеПриродные – сила камена, и древесная, и животная с людской помощью иль без таковой.
Коль слова мои правда-клятвенные с делом криведном разойдутися, коль душа моя раздвоитися в слове клятвенном – деле проклятом, пусть и плоть моя силой праведной будет надвое да разорвана – беспощадною силой древа.
Клятвы Ротовой слово твердое да семью печатями запечатаем и тремя ключами замкнём, а ключи те в Окиян-море выбросим».
Вот почему князь Игорь за нарушение Клятвы Ротой был справедливо казнён древлянами именно таким видом смертной казни – был привязан к двум склонённым друг к другу деревьям и разорван ими надвое. Был наказан он за раздвоение души – за ДВОЕДУШИЕ.

Источник

Восстание древлян. Убийство Игоря

за что казнили князя игоря. Смотреть фото за что казнили князя игоря. Смотреть картинку за что казнили князя игоря. Картинка про за что казнили князя игоря. Фото за что казнили князя игоря

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О СМЕРТИ ИГОРЯ

КОНЕЦ: ИГОРЬ СНОВА ПОШЕЛ НА ДРЕВЛЯН

Любопытно, что в «Истории» византийского автора второй половины X века Льва Диакона, младшего современника событий, обстоятельства гибели Игоря описаны несколько отлично от русской летописи. По версии Льва, Игорь, «отправившись в поход на германцев, был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое». Упоминание о германцах очень загадочно. Возможно, Лев Диакон действительно перепутал древлян с германцами.

Наша летопись не знает жутких подробностей смерти Игоря. Но не являются ли косвенным намеком на них слова, которые летописец приписывает древлянским послам, сброшенным по приказанию Ольги в яму, где их и засыпали живьем: «Пуще нам Игоревой смерти». Здесь как будто подразумевается какая-то особо жестокая смерть; на этом основании историки делают вывод, что летописцу было знакомо то предание, которое было известно и Льву Диакону. Выходит, что рассказ «Истории» не только не противоречит, но и даже как бы подтверждает повествование летописи о гибели Игоря от рук древлян.

Странность и «незаконность» поведения Игоря подтверждается тем, что в земле древлян он появился один, со своей дружиной, в то время как обычно, согласно все тому же Константину Багрянородному, в «кружение» отправлялись все архонты русов. Да и по отношению к дружине Игорь поступил нехорошо, так как, отослав основную ее часть восвояси, остался с наиболее близкими людьми, желая собрать еще больше богатств.

Не менее странным кажется и поведение древлян. Было ли их восстание стихийным, вызванным только походом Игоря, или имело далеко идущие цели? Зачем, убив Игоря, они вступили в переговоры с Ольгой и предлагали ей в мужья Мала? Почему они были уверены в успехе своего посольства?

Любопытно, что богатство Свенельда бросилось в глаза воинам Игоря осенью, перед полюдьем, следовательно, воевода добыл его не сбором дани с уличей и древлян. Таким образом, богатство Свенельда к уличам и древлянам не имеет никакого отношения. Похоже, что и с выступлением древлян Свенельд никак не связан. Если бы Игорь в 6453 (945) году решил отобрать сбор дани с древлян у «заворовавшегося» Свенельда и собрать ее сам, а воевода не подчинился воле князя и поднял против него восстание, то тогда Игорь должен был бы начать сбор дани с наказания мятежника. Он же его будто и не замечает, собирает дань, отпускает дружину, потом едет к мятежникам, чуть ли не один, и те его, конечно же, убивают. Поведение Игоря выглядит более чем странным. Если Свенельд был мятежником, то восстание должно было начаться еще до того, как Игорь появился в земле древлян, при этом собрать дань, хотя бы и один раз, ему вряд ли бы удалось. В летописном рассказе о восстании древлян не чувствуется присутствие никакой посторонней силы вроде Свенельда. У Свенельда и древлян совершенно разные причины для недовольства Игорем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *