за что казнили степана калашникова
За что казнили степана калашникова
Мозаика войны (продолжение) (Наш современник N7 2001)
К 60-летию вероломного нападения
Германии на Советский Союз
В прошлом году Н. И. Павленко выпустил книгу воспоминаний “Буду жить!”, рецензируя которую, журналист В. Беляков пишет:
“Сапер ошибается лишь один раз. Жизнь минера — на кончиках его собственных пальцев”. И это, пожалуй, все, что мы знаем о славном племени “прокопного дела мастеров”, как когда-то называли на Руси саперов.
Подразделению Павленко повезло — ему не пришлось испытать горечи отступления. Оно только наступало. Вперед, на запад! Только на запад! Пять с половиной тысяч километров фронтовых дорог, и всегда впереди наступающих войск, всегда на острие атаки — проходы в минных полях, десятки тысяч обезвреженных мин, огромные плети проволочных заграждений, взорванные мосты, множество переправ, в том числе и через такие могучие реки, как Дон, Донец, Днепр, Днестр, Дунай. И на каждом шагу опасность — фугасы, вражеские артналеты на минные поля, когда земля в мгновение ока разверзается подобно огнедышащему вулкану с десятками жерл, ночные вылазки, разведка боем, схватки с передовыми отрядами врага. И покоряет, с какой заботой и вниманием относился к своим подчиненным командир Павленко, как берег их и пекся о них. Достаточно сказать, что все они до единого, пройдя войну до Победы, вернулись домой живыми. Павленко не подписал ни одной похоронки. Ни одной матери он не сказал: “Простите, не уберег вашего сына”.
Публикуем несколько глав из книги Н. И. Павленко:
О сенняя распутица 1943-го года. Кому не известно, что это такое,— постоянные
дожди, непролазная грязь. Пешему бывает не пройти несколько шагов, не потеряв сапог. Грязь залазит за голенища, в сапогах чавкает вода, мокрые грязные портянки сковывают ноги, они становятся словно деревянными. В этих тяжелейших условиях осенней распутицы войска Юго-Западного фронта (переименованного впоследствии в 3-й Украинский фронт) вели успешное наступление на левом берегу Днепра. После его форсирования войска освободили Днепропетровск, Днепродзержинск и продвигались в глубь Правобережной Украины.
Наша бригада выполняла все задания по инженерному обеспечению наступательных операций. Сразу после освобождения разминировала Запорожье и Днепропетровск. Расчищала и обследовала дороги, мосты с целью выявления возможных мин-сюрпризов и ловушек, обезвреживала их. Проверяли брошенные противником в панике танки, самоходные орудия, тягачи, автомашины. Прикрывали минными полями боевые порядки наших наступающих частей.
Вдруг уже под Никополем получен приказ начальника инженерных войск фронта: 36-му отдельному электротехническому батальону специального назначения немедленно сняться с передовых позиций, развернуться на 180 градусов и прибыть в район Днепрогэса. Обратный путь оказался нелегким. К осенней распутице добавилась ранняя январская оттепель. Наши ЗИСы натужно, утопая в липучей грязи, часто пробуксовывали и, с трудом разминуясь с идущими и движущимися навстречу пехотой, артиллерией, кавалерией, неустанно двигались вперед.
Известно, что, отступая, противник разрушал все, что можно было разрушить. Этой коварной участи не избежал и Днепрогэс. Все подразделения уже были ознакомлены с предварительными результатами инженерной разведки: с характером и границами разрушения, степенью плотности минирования подступов и всех сооружений гидроэлектростанции.
Прибыли на место. И то, что я увидел собственными глазами, превзошло все представления о масштабах варварского разрушения. В нескольких местах тело плотины взорвано, почти полностью разрушено ее верхнее строение, уцелела только треть водосливных пролетов, взорвано 14 опорных бычков, наибольшему разрушению подвергся машинный корпус, где все турбины были взорваны, а сам корпус представлял собой нагромождение металлических конструкций. И все это, по данным инженерной разведки, тщательно заминировано, заминированы и затоплены обе патерны, забетонированы все 10 донных отверстий; повреждены и заминированы судопропускной шлюз, а также все элементы открытой высоковольтной подстанции, здание управления и другие сооружения. Вся территория, прилегающая к Днепрогэсу на обоих берегах, и ближние подступы также плотно усеяны минами. Всюду видны стальные балки, скрюченные металлические конструкции, разорванная арматура, глыбы бетона.
В общем, зрелище удручающее. И то, что противник заминировал плотину и все сооружения Днепрогэса, говорило о неуверенности его в постоянном пребывании на Украине.
Днепрогэс. Первенец советской индустрии, гордость нашей страны.
Отступление. Днепровская гидроэлектростанция имени В. И. Ленина начала строиться в 1927 году, пущена в эксплуатацию в 1932 году. Мощность 650 мегаватт. Проектная мощность достигнута в 1939 году. Здание длиной 236 м, высотой 70 м. 9 вертикальных гидроагрегатов по 72 MW. Плотина криволинейная, длина ее 760 м. Щитовая стена длиной 216 м, высота 60 м. Глухая плотина длиной 251 м. 47 водосливных пролетов.
Бывший начальник строительства Днепростроя Ф. Г. Логинов рассказывает: “Это было 18 августа 1941 года. В тот день Днепрогэс работал с полной нагрузкой, хотя снаряды летели через плотину и машинный зал электростанции. В случае отступления наших войск решено было оборудование станции и плотину вывести из строя, не дать противнику возможности пользоваться Днепрогэсом. Тяжелая, но необходимая операция была поручена главному инженеру Днепрогэса Григорию Шацкому. Выводя из строя станцию, наши люди уже тогда думали о ее восстановлении”.
Вот почему командованию фронта понадобился наш “инженерный спецназ” для выполнения задания государственного значения. Значит, нам предстоит подготовить гидроэлектростанцию к восстановлению. Велика и ответственна задача.
— Оцэ подлюгы, оцэ ворогы, що воны натворылы на моэй ридьний Вкраинэ! — произнес, стоя над Днепром, свое самое сильное проклятие фашистам старший сержант Настасиенко.— Да я ж сюды хлопчикив прывозыв на экскурсыю. Яка була радисть!
— Старший сержант, не тужи! Если у нас появились силы и мы гоним врага, то после победы всем миром восстановим все порушенное и твой Днепрогэс тоже! — послышались ответные голоса товарищей.
Все подразделения получили конкретные задания.
Моему взводу поставлена задача по сплошному разминированию прилегающей территории и подступов к гидроэлектростанции на правом берегу Днепра и всех сооружений открытой высоковольтной подстанции.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Краткое изложение, содержание поэмы. Анализ «Песни о купце Калашникове». Что и как писать в сочинении? Герои произведения и их характеристика: Степан Парамонович Калашников – какой он? 7 класс. План поэмы.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – поэма М.Ю. Лермонтова, созданная в 1837 году. Более известна под сокращенным названием «Песня про купца Калашникова» или «Песня о купце Калашникове». Была опубликована без указания автора, но в итоге стала первым произведением, заставившим заговорить о Лермонтове как о выдающемся литераторе.
Кратчайшее изложение
Действие происходит в Москве во времена царя Ивана Грозного, в XVI веке.
Молодой опричник* Кирибеевич, полюбив жену купца Калашникова, пытается соблазнить ее на улице – целует и ласкает, обещая богатые подарки.
Узнавший об этом Калашников решает отомстить за опозоренную жену. Во время традиционных кулачных боев он выходит на поединок с Кирибеевичем и убивает его ударом в висок.
Объяснить царю, что толкнуло его на убийство, купец отказывается. Иван Грозный казнит купца, но обещает позаботиться о его семье.
* Опричник – человек из опричного войска, «личной гвардии» Ивана Грозного, известной своими жестокостями.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги или телеспектакля поэма доступна на YouTube.
Краткое содержание «Песни про купца Калашникова»
Поэма начинается с зачина – певцы обещают развлечь слушателя песней:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова.
На царском пиру веселье. Грустит лишь один опричник Кирибеевич. Иван Грозный спрашивает, чем он расстроен. Опричник признается, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну из купеческой семьи. Царь смеется, дает опричнику перстень и ожерелье, велит свататься к возлюбленной с подарками: «Как полюбишься – празднуй свадебку, / Не полюбишься – не прогневайся».
Но о главном не сказал царю Кирибеевич – Алена Дмитриевна уже замужем:
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.
Купец Степан Парамонович Калашников сидит у себя в лавке, но торговля идет плохо. Запирая вечером лавку, он возвращается домой, в Замоскворечье. Но молодой жены Алены Дмитриевны дома нет. Она приходит поздно, сама не своя:
Перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрют очи мутные как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
Калашников рассержен: «Уж ты где, жена, жена, шаталася?». Алена Дмитриевна рассказывает мужу, что на улице ее опозорил при всем честном народе опричник Кирибеевич: признавался в любви, хватал за руки и целовал, требовал ответить взаимностью, обещая роскошные подарки.
И ласкал он меня, целовал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцелуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…
Алена Дмитриевна просит мужа заступиться: «Опозорил он, осрамил меня, / Меня, честную, непорочную».
Иллюстрация Ильи Репина
Степан Парамонович знает, как наказать царского слугу и обелить честь жены. Он зовет младших братьев и говорит:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил,
А побьет он меня — выходите вы
За святую правду-матушку.
Не сробейте, братцы любезные!
Вы моложе меня, свежéй силою,
На вас меньше грехов накопилося,
Так авось господь вас помилует!
Братья клянутся ему в верности.
Над Москвой поднимается заря, удалые бойцы собираются на Москву-реку, развлечься кулачным боем. Посмотреть на это приезжает сам царь Иван Васильевич.
Первым драться выходит Кирибеевич: он бахвалится, что может зашибить любого бойца. Трижды кидают клич, и никто не решается стать его соперником. Вдруг толпа раздается во все стороны – выходит Калашников. Кирибеевич просит его представиться, купец отвечает:
А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
И промолвил ты правду истинную:
Об одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный.
Услышав это, Кирибеевич бледнеет и не может сказать ни слова. Начинается бой.
Кирибеевич первым бьет соперника в грудь – от удара погнулся и вдавился в грудь купца медный крест «со святыми мощами из Киева». Калашников собирается с силами:
«Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!»
Изловчился он, приготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
Иллюстрация Виктора Васнецова
Царь благодарит Калашникова за честный ответ. Он обещает пожаловать его вдову и детей деньгами, а братьев-купцов освободить от пошлин. Но вот самого Степана Парамоновича ждет казнь:
«Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
Калашников прощается с братьями, велит передать поклон родителям и Алене Дмитриевне, просит молиться за его душу.
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною, —
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
Иллюстрация Виктора Васнецова
План поэмы
История создания
Человек хорошо образованный, Михаил Юрьевич Лермонтов всегда интересовался народным творчеством, в том числе песнями и былинами, а также историей.
Сюжет «Песни про купца Калашникова» мог быть навеян историей Константина Мясоеда Вислого, казненного в годы опричного террора. О нем упоминал Николай Карамзин в «Истории Государства Российского»: белозерский городовой приказчик «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили… а ему отрубили голову».
Первоначально цензура не пропустила «Песню про купца Калашникова» в печать – сосланный на Кавказ Лермонтов считался неблагонадежным автором. Однако В.А. Жуковский сумел добиться, чтобы поэму напечатали – под личное поручительство министра просвещения графа Уварова и без указания реального автора.
М.Ю. Лермонтов в 1837 году. Портрет работы Петра Заболотского
Анализ поэмы. Как писать сочинение?
Работая над сочинением о «Песне про купца Калашникова», следует помнить, что это одновременно и характерное для Лермонтова, и уникальное произведение.
Лермонтов – главный и последний гений русского романтизма. Это литературное направление изображает исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Не находя подлинных героев в своем времени и окружении, поэт искал их среди горцев Кавказа («Мцыри»), в легендах («Демон»), в истории родной страны («Бородино»).
«Песня о купце Калашникове» – произведение из этого ряда. Литературный критик Виссарион Белинский писал о поэме: «Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства. »
Именно с этим погружением в легендарную старину и народное творчество связана уникальность «Песни про купца Калашникова». У нее неповторимый стиль, подражающий былинам: архаичная лексика, лексические повторы, устойчивые эпитеты. Лермонтов силой своего таланта создал собственную эпическую былину, по силе сравнимую с аутентичными произведениями народной культуры.
При этом «Песня. » значительно превосходит безыскусные народные произведения, отмечал Белинский. Это короткое произведение, и тем разительнее богатство содержания, роскошь красок, прелесть стиха: «Как ни пристально будете вы вглядываться в поэму Лермонтова, не найдете ни одного лишнего или недостающего слова, черты, стиха, образа; ни одного слабого места: все в ней необходимо, полно, сильно!»
Характеристика героев: купец Калашников и царь
В центре поэмы – образ богатыря-купца Калашникова, воплощающего романтический идеал храбрости, чести, борьбы за правду. Помимо него к главным героям относятся опричник Кирибеевич, Алена Дмитриевна и царь Иван Васильевич Грозный. Каждый из них играет свою роль в воплощении авторской идеи.
Степан Парамонович Калашников
Степан Калашников – средневековый герой, один из тех, о ком можно было бы сказать словами другой лермонтовской поэмы: «богатыри – не вы!»
Его идеалы – честный труд, семья, вера в Бога. Младшим братьям он как родной отец, для жены-сироты – единственный заступник.
Его главные качества – честь и отвага. Для Калашникова оказывается важнее сохранить честь семьи, чем собственную жизнь. Он выходит на поединок с Кирибеевичем, которого боятся все московские удальцы.
Перед лицом смерти Калашников с гордостью говорит о своей честной жизни:
А родился я от честнова отца,
И жил я по закону господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного…
Совершив возмездие, он не пытается спастись, не оправдывается перед царем. Для него главное – сохранить честь жены, потому он умалчивает об обиде, нанесенной Кирибеевичем. Как все было, он расскажет «только богу единому».
В результате купец идет на плаху с сознанием собственной правоты и единственной просьбой – помочь его вдове и детям.
Так Степан Парамонович Калашников становится примером для «добрых людей» – у его могилы и старик, и парень, и девушка невольно задумываются о вечном.
Алена Дмитриевна
Жена Калашникова – символ непорочности и женской чести. Своей главной ценностью она называет любовь мужа:
Не боюся смерти лютыя,
Не боюся я людской молвы,
А боюсь твоей немилости.
Грубые ухаживания Кирибеевича оскорбляют ее до глубины души, она дорожит своим честным именем и хочет смыть позор:
Опозорил он, осрамил меня,
Меня, честную, непорочную, —
И что скажут злые соседушки,
И кому на глаза покажусь теперь?
Ты не дай меня, свою верную жену,
Злым охульникам в поругание!
Кирибеевич
Антагонист храброго Калашникова – лукавый Кирибеевич. Ему свойственны черты романтического злодея: яркая внешность, удаль и решительность, сильные чувства.
Как я сяду-поеду на лихом коне
За Москву-реку покататися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю набочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, —
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь.
Он горячо влюблен в Алену Дмитриевну, но это запретная, греховная любовь к замужней женщине. Однако Кирибеевича не останавливает христианский закон. Он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем, и верит, что любовь женщины можно получить, посулив дорогие подарки.
В столкновении с благородным Калашниковым подлый Кирибеевич обречен на поражение, как любой злодей в романтическом произведении. Храбрость изменяет опричнику, едва он узнает своего противника. И в этот момент его характер раскрывается, отмечал Белинский: происходит «ужасное торжество совести в глубокой натуре, которая никогда не отрешится от совести, как бы ни была искажена развратом, как бы ни страшно погрязла в пороке».
Царь Иван Васильевич
Иван IV Грозный – реальная историческая фигура, однако в поэме Иван Васильевич – персонаж почти сказочный. Он выступает как неотвратимая сила, способная и карать, и миловать.
Поэма начинается картиной царского пира и заканчивается казнью по приказу царя. В разговоре с Калашниковым «колоссальный образ Грозного высказывается во всем страшном величии», объяснял Белинский:
«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью…»
Иван Васильевич представлен не как герой и злодей, а как воплощение судьбы. «И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный. » – констатировал Белинский.
«Песня про купца Калашникова» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы М. Ю. Лермонтова
Здесь даны основные сведения о поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.
Краткие сведения о произведении
Историческая поэма «Песня про купца Калашникова» (полное название — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова») написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году, опубликована она была в 1838 году.
Написано это произведение в стиле русского народного эпоса.
Главные герои поэмы
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Молодой опричник Кирибеевич полюбил замужнюю красавицу Алёну Дмитриевну.
Однажды Алёна Дмитриевна вернулась после посещения церкви и рассказала мужу, купцу Калашникову, что когда она шла из церкви, её остановил опричник Кирибеевич и стал целовать, она вырвалась и убежала. Алёна Дмитриевна сокрушалась, что он опозорил её перед соседями.
Калашников решил отомстить Кирибеевичу. На следующий день на Москве-реке был кулачный бой, смотреть его приехал царь Иван Грозный. Калашников стал биться с Кирибеевичем. Опричник первым ударил купца. Калашников тогда хватил кулаком противника в левый висок, и тот упал замертво.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
Царь Иван Васильевич пировал среди бояр, князей да опричников. Велел он наполнить свой золочёный ковш вином заморским и поднести его опричникам. Они пили и славили царя. Только один из них, Кирибеевич, не заметил ковш — опустил он голову и задумался.
Царь разгневался и спросил его грозно, не затаил ли он нечестивую думу, не наскучила ли ему честная служба.
Поклонился Кирибеевич царю в пояс и ответил, что мучает его чёрная дума, что голова его сама к сырой земле клонится.
Спросил его царь, о чём он кручинится. Ответил Кирибеевич, что кручинится о красавице Алёне Дмитриевне из семьи купеческой. Не мила ему стала жизнь без неё. Попросил он царя отпустить его в приволжские степи на вольное казацкое житьё. Там надеется он сложить голову в бою с басурманами.
Засмеялся царь и сказал, что постарается помочь горю опричника. Дал он ему перстенёк и ожерелье, посоветовал найти сваху и послать через неё эти украшения Алёне Дмитриевне. И добавил, что если полюбится Кирибеевич ей, пусть празднует свадьбу.
Не поведал опричник царю, что красавица замужем за молодым купцом.
У молодого купца Степана Парамоновича Калашникова выдался неудачный день, не заходили к нему богатые бояре в лавочку.
Вечером запер он лавочку и пошёл домой за Москву-реку.
Пришёл купец в свой дом и удивился, что не встретила его молодая жена. Спросил он у своей работницы Еремеевны, где жена его. Ответила та, что пошла Алёна Дмитриевна к вечерне и до сих пор не вернулась, хотя поп с попадьёй уже прошли из церкви в свой дом. Рассказала работница, что детки купца не спят, плачут и не унимаются.
Задумался тут купец, посмотрел в окно — на улице темно и снег валит. Стукнула в сенях дверь, и зашла в дом молодая жена. Была она бледная, с непокрытой головой. Рассердился купец, стал жену укорять, что гуляла, видно, она с сынками боярскими. Пригрозил запереть её, чтобы не порочила его имя честное.
Горько заплакала Алёна Дмитриевна и бросилась мужу в ноги. Рассказала она, что шла от вечерни домой. Вдруг догнал её человек, схватил за руки и прошептал, что он не душегуб и не вор, а слуга царя. Сказал, что он Кирибеевич из семьи Малютиной.
Испугалась Алёна Дмитриевна, а Кирибеевич стал её целовать, говорить, что нарядит её, как царицу, и просил обнять хоть один раз на прощанье.
Смотрели на них соседки и смеялись. Сказала Алёна Дмитриевна, что вырвалась она и бросилась бежать, а у разбойника в руках остались платок её да фата бухарская.
Горевала жена купца, что опозорил её Кирибеевич перед соседушками. Просила она мужа заступиться за неё, не дать «злым охульникам в поругание!»
Послал Степан Парамонович за двумя своими меньшими братьями. Сообщил им, что его семью опозорил опричник Кирибеевич, что собирается завтра с ним биться в кулачном бою на Москве-реке.
Попросил он братьев выйти биться с Кирибеевичем, если тот побьёт Степана Парамоновича. Братья согласились на это.
Утром собрались на Москве-реке удалые купцы на кулачный бой. Приехал туда царь и велел сзывать добрых молодцев биться на реке.
Вышел Кирибеевич, поклонился царю, скинул шубу и стал ожидать противника. Вышел Степан Парамонович, по прозванию Калашников, поклонился царю, церквям и народу.
Спросил Кирибеевич, каким он именем прозывается. Ответил купец, что зовут его Степаном Калашниковым, что не позорил он чужой жены и что вышел он «на страшный бой, на последний бой!»
Кирибеевич побледнел от таких слов. Сошлись они. Первым ударил Кирибеевич — ударил он купца в грудь. Нательный крест вдавился в неё, и из-под него закапала кровь.
Тут ударил купец противника со всего плеча в левый висок, и рухнул опричник замертво.
Похвалил царь купца за честный ответ и пообещал дать денег сиротам и жене его из своей казны, а братьям разрешить торговать беспошлинно по всему царству. Сказал царь, что и купца самого не оставит своей милостью — велит казнить его.
Собрался народ на площади. Палач дожидался молодого купца, а тот с братьями прощался и просил их поклониться от него Алёне Дмитриевне, сказать ей, чтобы о нём меньше печалилась и не сказывала о нём детушкам. Просил поклониться родительскому дому, товарищам и помолиться за его душу грешную в церкви.
Отрубил палач Степану Калашникову голову, схоронили купца за Москвой-рекой в поле меж трёх дорог. Проходят мимо могилки люди добрые. Старые — перекрестятся, молодцы — приосанятся, девицы — пригорюнятся. «А пройдут гусляры — споют песенку».
Заключение к краткому пересказу
В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» раскрыты темы:
Основная мысль (идея) поэмы «Песня про купца Калашникова»: бесчестность и наглость нужно побеждать в открытом поединке, а не тайно мстить, применяя бесчестные средства.
Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.