за что критикует кант религию

Отношение Канта к религии

за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию

за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию

Философия Канта раскрывается, главным образом, в его двух основных трудах: «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» он пришел к выводу, что человеческий разум в принципе не может познать сущность вещей. Возможно лишь познание «явлений», т.е. того, что возникает в результате взаимодействия реального мира (так называемых «вещей в себе», недоступных познанию) и нашей познавательной способности. Поскольку «вещи в себе» непознаваемы, то Кант делает вывод о принципиальной невозможности постижения Бога, души, мира. Он подвергает критике т.н. доказательства бытия Божия и бессмертия души.

Однако, исходя из существования в нас нравственного закона, безусловно требующего своего исполнения, Кант в «Критике практического разума» утверждает необходимость постулирования бытия Бога и бессмертия души. Поскольку, лишь принимая существование Бога, хотящего и могущего блюсти добро и правду, и бессмертие души, позволяющего ей неограниченно совершенствоваться, возможно достижение того нравственного высшего идеала, стремление к которому заложено в природе человека.

Свой взгляд на сущность религии Кант высказывает в указанных трудах, а также в сочинении «Религия в пределах только разума». По мнению Канта, содержанием религиозного сознания служит понятие о Боге как о нравственном законодателе, и религия заключается в признании человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога. В «Критике практического разума» он пишет: «Нравственный закон через понятие высшего блага, как объекта и конечной цели чистого практического разума, приводит человека к религии, т.е. признанию всех своих обязанностей, как заповедей Божиих, – не как санкций, т.е. произвольных и самих по себе случайных определений чужой воли, а как существенных законов всякой свободной воли самой по себе». «Религия, по материи или по объекту, ничем не отличается от морали, т.к. общий предмет той и другой составляют нравственные обязанности; отличие религии от морали только формальное».

Существо религии, таким образом, по Канту, состоит в исполнении нравственного долга, «как заповедей Божиих». Кант в объяснении своего понимания религии говорит, что разумный человек может иметь религию, но никаких отношений к Богу иметь не должен, потому что о Его действительном существовании человеку ничего достоверного неизвестно. На место Бога в религии он ставит человека с присущим ему нравственным законом. В результате создается некое столь универсальное понятие религии, при котором она может существовать и без признания бытия Бога. Не случайно, в своем последнем большом сочинении «Opus postumum» он неоднократно писал: «Я – Бог».

Точка зрения Канта на религию, как на совокупность определенных нравственных обязанностей, является распространенной. Основная ее мысль сводится при этом к утверждению, что человеку достаточно быть хорошим, ибо это и есть существо религии. А религиозность – дело второстепенное и необязательное. Поэтому все специфически религиозные требования к человеку: вера, догматы, заповеди, богослужения и молитвы, нормы церковной жизни – излишни. Все это – суеверие, или философия и ими можно пренебречь. Отсюда возникает проповедь т.н. общечеловеческой морали, адогматического христианства, единства по существу всех религий и т.п.

Очень хорошо бездуховность и, по существу, атеистичность взгляда Канта на религию показывает свящ. Павел Флоренский. Анализируя понятие святости, он пишет: «Эту реальность [иного мира] наша современная мысль склонна приравнять к нравственной силе, разумея под святостью полноту нравственных совершенств. Таков кантовский обход культа с тыла. Но напрасны бессильные покушения на понятия святости. Уже самое словоупотребление свидетельствует против таких покушений: когда говорится о святых одеждах, о святой утвари, о святой воде, о святом елее, о святом храме и так далее, и так далее, то явно, что здесь речь идет о совершенстве отнюдь не этическом, а онтологическом…И если человека мы называем святым, то этим мы не на нравственность его указываем – для такого указания есть и соответствующие слова, – а на его …вышемирность, на его пребывание в сферах, недоступных обычному разумению. Так, следовательно, если о нравственном поступке будет сказано: “святое дело”, – то тут имеется в виду не кантовская его, имманентная миру, нравственная направленность, но антикантовская, миру трансцендентная соприсносущность неотмирным энергиям. Называя Бога Святым, и Святым по преимуществу, источником всякой святости и полнотою святости. мы воспеваем не Его нравственную, но Его Божественную природу. »

за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию

Подмена святости нравственностью и духовности моралью – глубокая ошибка Канта и всех «кантианцев». Исполнение нравственных обязанностей без Бога равносильно плаванию корабля «без руля и без ветрил».

Источник

Как Кант относился к религии?

Кант является едва ли не самым видным представителем протестантского богословия. В своих работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Религия в пределах только разума» он подвергает критике богословие естественное, которое пыталось с помощью рациональных аргументов обосновать идеи бытия Божия, свободы и бессмертия.

за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию

В своих работах Кант приходит к выводу, что сущность вещей в принципе не познаваема человеческим разумом. Познать можно лишь явления — то, что возникает в результате взаимодействия мира реального и познавательной способности человека. Из этого делается вывод, что ноумены в принципе не познаваемы, а значит Бог и душа тоже не подлежат познанию.

Тем не менее в критике практического разума Кант утверждает необходимость существования Бога для того, чтобы нравственный закон внутри каждого из нас был приведен в исполнение. Также при наличии Бога и души возможно достижение высшего нравственного идеала, стремление к которому заложено в природе человека.

Кант считает, что Бог есть нравственный законодатель, а религия — это признание и исполнение человеком всех своих нравственных обязанностей как заповедей Бога. Из этого Кант делает вывод, что религия и мораль равны друг другу и их отличия — лишь формальность.

Таким образом, Кант приходит к выводу, что «разумный человек» может иметь религию, но не Бога, потому что о существовании последнего человеку достоверно ничего не известно. Следовательно, на место Бога ставится человек — носитель нравственного закона, религия принимает абсолютно новый, универсальный характер, при котором она существует без признания бытия Бога. Однако он допускал его только исключительно из моральных соображений. Поскольку человек, оторванный от космоса, может быть пришит к нему только мистикой.

В итоге Кант выводит формулу, согласно которой религия является совокупностью определенных нравственных обязанностей. Человеку же достаточно быть хорошим в своей обыденной жизни, а все догматы ритуалы и подобные им явления являются ненужными атрибутами, коими можно пренебречь.

Канта по праву считают гением протестантского богословия. Ибо он методично доказывал необходимость христианства. Так высшим выражением религиозности для Канта является добровольное принятие страданий во имя нравственного принципа. Тем самым подвиг Христа является идеалом, не противоречащим разуму, однако уже само Воскресение Христово является ложным и несуществующим религиозным опытом. Чистое протестантство Канта, иногда доходящее до пуританства, ориентирует религию на земное существование, а ее целью является «моральное улучшение человека».

Религиозный проект Канта можно объяснить через его идею об установлении глобального, единого человеческого государства. Религия же должна была воспитать нравственных граждан, направить их на самосовершенствование и мирное сосуществование. Тем самым религия остается инструментом манипуляции человеком, лишаясь при этом своей сакральности, мистики и транспарентности, перерождаясь при этом в разумную, нравственную религию.

Источник

Новое в блогах

Кант и религия

Иммануил Кант – один из величайших философов мира, о нём написаны сотни книг и прочитаны тысячи лекций, есть и моя капелька, в т.ч. и в здешнем блоге. И жаль что аэропорт Калининграда не назван его именем, тем более что не блиставшая умом Елизавета с её 15 000 роскошных платьев, пирами и кучей любовников была совершенно несравнимой с ним альтернативой…

О Канте я уже здесь писал:.

Никакого своего доказательства бытия Бога Кант не создавал, он лишь считал, что идея Бога может быть полезной в моральном отношении, поскольку вера может выступать как «осознание наших обязанностей как божественных заповедей».

Последнее произведение Канта «Религия в пределах только разума» было представлено для публикации в «Берлинский ежемесячник». Цезура публикацию запретила, но Кант не дал себя запугать и публикует книгу в Йене в 1793 году. И получает за это от короля Фридриха II строгое предупреждение.

Церковь тоже недовольна, хотя стареющий Кант и хочет оградить религию от выводов явно следующих из всех его работ, из его ранних работ в области естествознания, из «коперниканского переворота» совершенного им в философии.

После письма от Фридриха Кант даёт обещание ничего не писать о религии. А куда было деваться? Он только заметил: «Даже если всё то что говорится истинно, то вовсе не обязательно открыто провозглашать все истины».

Канта ненавидят наиболее воинствующие и невежественные верующие и церковники. И каков же результат? А он существенен:

ни философы, ни ученые, ни образованные церковные иерархи вопрос о доказательстве бытия Бога больше не ставят.

После Канта Церковники изменили тактику: они теперь говорят, что доказательством существования Бога является только религиозная вера, св. Писание, обряды, традиции, Откровения святых. Ни в каких научных доказательствах религиозная вера не нуждается. И это разумная позиция церковников при их желании сохранить своё благополучие и Бога в головах верующих в качестве сакрального объекта веры.

за что критикует кант религию. Смотреть фото за что критикует кант религию. Смотреть картинку за что критикует кант религию. Картинка про за что критикует кант религию. Фото за что критикует кант религию

Вскоре Кант завершил и свою преподавательскую деятельность. Слугу Лампе ему пришлось уволить, а всякие перемены в его размеренной строго организованной жизни давались нелегко. Кант родился 22 апреля 1724 года, умер 11 февраля 1804 года, чуток не дожив до 80 лет.

Источник

Новое в блогах

Кант об этике, политике и религии

Кант сложен и для понимания и для изложения. Излагать его хотелось бы так, чтобы было понятно, но не упрощённо, о главном, но не многословно. И надо снять с Канта заезженные ярлыки, такие как «идеалист» (он у него «трансцендентальный») «агностик» ( мир действительно нам доступен как феномен, а не как ноумен, который есть «вещь-в-себе», но и то, приняв физику Ньютона Кант верил в пространство как пустое вместилище и время абсолютную длительность и на этой основе рассуждал о том, «как возможна метафизика в качестве науки» и синтетические суждения априори). Эти проблемы были рассмотрены мною в предыдущих статьях при рассмотрении «Критики чистого разума».

Юм и Кант отразили принципиальные изменения которые произошли в философии Эпохи просвещения. Произошел отход от примитивного субъект-объектного мышления, в котором субъект прозрачен, а объект ему противостоит. Многие современные философские направления имеют в своих истоках кантианство.

Философия морали Канта.

Кант, как известно, ставит четыре основных вопроса: Что я могу знать, Что мне нужно делать, На что я могу надеяться и Что такое человек. И приходит к выводу, что человек для себя своя последняя цель и не должен использоваться как средство для достижения чьей-либо или какой-либо посторонней цели. Он разрабатывает мотивационную «этику долга» и формулирует непременное нравственное предписание, свой «категорический императив» который гласит: «поступай по такому правилу, которое ты бы хотел иметь в качестве всеобщего законодательства и так, чтобы ты всегда относился к человечеству и всякому человеку как к цели и никогда только как к средству».

Философия политики Канта.

Кант считал, что не только в отношениях между людьми, но и в отношениях между народами должен выполняться категорический императив. Политика не может быть вне норм общечеловеческой морали. Он видел, что различные государства зачастую имеют противоположные интересы и конфликты между ними по разным поводам неизбежны. Это приводит к войнам, людским потерям и разрушениям, что совершенно аморально, разорительно и бессмысленно. Следовательно, необходимо обеспечить всеобщий мир на планете, международное сотрудничество и торговлю. Но этому мешает политическая и экономическая разнородность и разобщённость интересов правителей и народов разных стран. Чтобы её преодолеть нужна мощная международная организация, решающая разногласия путём переговоров, правовых решений и соответствующих договоров. О создании международных вооруженных сил Кант не говорил, но по-сути выступил за создание международной организации намного эффективнее чем была в своё время Лига Наций или сегодняшняя полупарализованная ООН. Но до сих пор мечты о реальном согласованном единстве мировых решений остаются недостижимыми.

Философия религии Канта.

Уже в «Критике чистого разума» Кант доказал логическую несостоятельность всех возможных доказательств бытия Бога. Он утверждал, что вопрос о существовании Бога и бессмертия души является «явно синтетическим и требует расширения нашего знания за пределы возможного опыта». Но «условий для такого расширения нет», поэтому попытки доказывать принципиально недоказуемое «бесплодны, никчемны, и не ведут ни к какой теологии». Кант свёл все имевшиеся в истории доказательства бытия Бога к трем:

2. Онтологическое (поскольку существуют разные степени совершенства то должно существовать и высшее совершенство как Абсолют),

3. Телеологическое ( поскольку в природе всё совершается целесообразно то и конечная цель мироздания должна принадлежать разумному Творцу).

Кант показал, что любое из этих доказательств ведёт к неустранимым противоречиям, то есть к «антиномиям», и потому является несостоятельным. (Соч. т 3. М., 1964, С. 511-551).

В самом деле: Если Бог не может быть воспринят в опыте и не принадлежит миру явлений то и никакое доказательство его существования невозможно, а это снимает вопрос и о его опровержении, поскольку неизвестно что именно следует опровергать. Религия становится предметом исключительно веры. Поэтому не верна избитая фраза о том,что Кант «ограничил знание, чтобы дать место вере», как иногда пишут. Корректный перевод соответствующего высказывания таков: Кант «поднял знание, чтобы дать место вере». Тем самым навсегда отделив научное знание от религиозной веры.

Церковники Канта возненавидели, некоторые даже называли своих собак его именем, а современным верующим прихожанам Кант вообще неизвестен, как и философия вообще. Но всё же образованный и грамотный клир, тем более церковные иерархи вполне резонно перестали ставить вопрос о доказательствах бытия бога, так как само требование подобных доказательств являются свидетельством сомнения и грехом гордыни. Они, умные люди, поняли, что требовать от науки доказательств бытия Бога означает демонстрацию невежества, как научного так и религиозного, ведь если бы даже такое доказательство свершилось, то сакральный образ Бога превратился бы в профанный предмет научного исследования и религии места просто бы не осталось.

Канту неправомерно приписали создание «нравственного доказательства» бытия Бога, поскольку он считал что «в моральном отношении следует признавать существование Бога». Но ведь это не более, чем оправдание существования сакрального объекта веры, которая есть «осознание наших обязанностей как божественных заповедей». При этом сакральное понятия о Боге как святыне должно служить обоснованием обращённого к человеку требования выполнять моральный долг и потому являются необходимым: «Моральный аргумент не должен служить объективно значимым доказательством бытия Божия. Цель этого аргумента показать, что желающий мыслить морально должен включить признание Бога в число максим своего практического разума».

Как известно, среди верующих грешников ничуть не меньше, чем среди неверующих, но это уже другой вопрос. Претензии религии на обладание монопольной властью над «духовностью» человека эфемерны. Есть светская этика и светская культура. И звериные инстинкты человека обуздала вовсе не религия, а Совесть, возникновение которой не связано с религией. Общество палеантропов никакой религии не знало, а поведение их уже предполагало и ответственность, и заботу о своих сородичах, и о долге перед племенем. И позже воровать мамонтятину было стыдно… Совесть более древний феномен, чем самые древние анимистические верования первобытных людей. Религия же возникла только в родовом обществе.

Последний период жизни Канта

Почему же считают что Кант пришел к «моральному аргументу» в защиту религии? . Русская монархия спасла прусскую, а в 1786 году на престол вступил откровенный насильник Фридрих Вильгельм II. Он ввёл цензуру, затем издал эдикт, который обязывал чиновников приносить клятву на Евангелии и доказывать свою религиозную благонадёжность. И вот в этой мрачной обстановке лицемерия Кант публикует свою последнюю книгу «Религия в пределах только разума» (1793), стремясь найти хоть какой-то компромисс с властью. Он оставил место религии в качестве основы для нравственного «императива», безусловного нравственного веления, заставляющего действовать даже вопреки своим интересам.

В ответ пришел указ Вильгельма, в котором выражалось недовольство книгой Канта и его статьями, требовался немедленный отчет и обещание «впредь не совершать подобных поступков, в противном случае…»

Чувство законопослушного немца у Канта вошло в противоречие с желанием служить истине. Он ответил, что «отныне я буду совершенно воздерживаться от всякого публичного выражения как в лекциях так и в сочинениях своих мнений, касающихся религии». После чего перестал писать, и последние семь лет его жизни превратились в медленное умирание. Казалось бы, ничтожество победило титана. Но разве сравнить влияние на развитие нашей цивилизации Канта, совершившего, как справедливо считают, «коперниканский переворот в философии» с влиянием какого-то там Вильгельма?

Но ведь это и так все знают.

Источник

13 Философия религии Канта

Немецкий философ И. Кант (1724-1804) новаторски подошел к постановке и решению многих проблем, в том числе и в области исследования религии. Он одним из первых в рамках философии выделил специальный раздел, посвященный рассмотрению религии и тем самым дал импульс формированию и развитию философии религии как части религиоведения. Кант обращался к анализу религии в учениях о познании, морали, суждении в работах “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения” и других произведениях. Рассмотрению религии Кант посвятил ряд специальных работ — прежде всего это “Религия в пределах только разума” — и истолковывал ее в соответствии с основными принципами философской системы в целом

Иммануил Кант не даром сравнивал силу своих идей, произведших переворот в философии, с открытием Коперника, разрушившего прежде господствовавшую картину мироздания. Кант заставил весь мир быть зависимым от человеческого разума, выступавшего в качестве чистого рассудка, свободного от всяких эстетических, чувственных, пластических, художественных и музыкальных образов.

Кант разделял объективно существующие, но непознаваемые науками “вещи-в-себе” и находящиеся в сознании познаваемые “явления”, возникающие в результате воздействия предметов и вещей извне

Кант справедливо полагал, что в жизни человека есть сферы, где наука бессильна

Но Кант не был атеистом, т.е. он не отрицал Божественное бытие. За Богом он оставил сферу морали. Бог, согласно Канту, совершенно не нужен для объяснения природных явлений, но для обоснования нравственного мира идея Бога просто необходима

Рассматривая содержание “рациональной теологии” философ подчеркивал, что идея Бога — это “идеал всереальнейший сущности”, “идеал чистого разума”. Согласно Канту, идеал является заблуждением, видимостью, иллюзией разума. Для обоснования этой мысли философ подвергал критике доказательства бытия Бога — онтологическое, космологическое и физико-теологическое, однако ввел нравственное доказательство: высшее благо в мире возможно, лишь поскольку признают высшую причину природы, а высшая причина природы есть Бог. Мы должны признать моральную причину мира (Творца мира), т. е. предположить, что Бог есть. Однако, замечал Кант, этот моральный аргумент вовсе не имеет в виду дать объективно значимое доказательство бытия Бога; это аргумент субъективно достаточный для моральных существ.

Идея Канта заключалась в том, что человечество, наконец, вступает в “совершеннолетний возраст”, основным признаком которого является способность пользоваться своим рассудком. До этого существовавшие формы общественной жизни (философия, религия), основанные на авторитете, должны быть заменены новыми формами, основанными на разуме.

Нравственность же есть свобода и, сообразуясь с ней, человек соотносится с Божественной волей. Однако теоретическое познание Бога для человека исключено, что является для него великим благом. Будь научный разум неограниченным, люди превратились бы в марионеток, движения которых, как в кукольном представлении, хотя и кажутся верными, «но в фигурах нет жизни»

Итак, счастье состоит в том, что теоретический разум не может достигнуть своей цели. Обоснование его ограниченности приводит нас сначала к доказательству первенства нравственного над теоретическим, а затем к религии, которая, по Канту, есть познание всех обязанностей как Божественных заповедей или «неотъемлемых законов каждой свободной воли самой по себе

Таким образом, Кант стремился доказать, что по содержанию религия практически ничем не отличается от морали, ибо она касается долга вообще. Религия отличается от морали лишь по форме, придавая моральному законодательству влияние на человеческую волю не прямо, а через идею Бога. При этом следует учесть, говорил Кант, что эта идея «Высшего Существа» создана «самим разумом».

Кант отделил религию от теологии. К последней он отнес все реально существующие религии, в том числе и христианство, как «церковную веру». Напротив, «религия – это не совокупность определённых учений как Божественных откровений (такая совокупность называется богословием), а совокупность всех наших обязанностей вообще», на которые смотрят как на «веления божьи»

Главная причина сближения «религии разума» и морали состоит в том, что Кант их рассматривает как то, что находится по ту сторону чувств, что касается морального долга, не сводимого к удовольствию, пользе и выгоде. При этом понятие «духа» он изгоняет в эстетическую сферу, полагая, что только в художественном материале духовный принцип может достичь своей реализации. Кант – решительный противник всякого

авторитаризма, в основе которого лежит абсолютизация фактора воли, составляющей ядро всего духовного или сверхчувственного.

Истинная религия, по Канту, как и естественные науки, должна всячески сторониться духовного, часто переходит в чудесное и сверхъестественное, допустимое в искусстве, но не в реальной жизни.

Кант полагал, что Богу ничто не может быть угодным, кроме доброго образа жизни. Все же остальные виды богослужения есть только религиозная иллюзия.

Согласно Канту, на помощь сверхъестественных сил надеяться непозволительно. Не существует чудес, выходящих за пределы опыта. Вера в Бога – это надежда на собственную нравственную силу.

Однако Кант был внутренне религиозным человеком. У индивида он не отнимал надежды на посмертное воздаяние. Он призывал поступать так, как если бы в потустороннем мире нас ждала награда. Её, по Канту, может и не быть, но всё равно надо поступать нравственно.

Существенным здесь является то обстоятельство, что религиозная вера, которая может быть связана с моралью, оказывается не первичной по отношению к ней, а вторичной и производной от неё. Кант подчёркивает, что идея Бога «следует из морали и не есть её основа…»

Мораль не нуждается в религии, благодаря чистому практическому разуму она довлеет сама себе. Но из морали возникает представление о конечной цели всех вещей, и этим создается объективная практическая реальность для сочетания целесообразности свободы с целесообразностью природы. Мораль неизбежно ведет к религии.

По Канту, «истинная религия» не заключает в себе ничего, кроме нравственных законов, устанавливаемых практическим разумом

Сочинение Канта “Религия в пределах только разума” специально посвящено философскому исследованию религии, Философ выявлял сущность религии и находил ее в моральном образе мыслей, скрытом внутри, но выражающемся в соответствующем образе жизни. Он писал: “Религия (рассматриваемая субъективно) есть познание всех наших обязанностей как божественных заповедейРелигия ничем не отличается от морали по своему содержанию, т. е. объекту, ибо она касается долга вообще; ее отличие от морали лишь формальное, т.е. религия есть законодательство разума, призванное придавать морали влияние на человеческую волю для исполнения человеком каждого его долга при помощи созданной самим разумом идеи Бога”. Философ утверждал, что есть только одна истинная религия и нет различных, но могут быть различные виды веры.

Мы имеем дело с тонкой подменой: под видом христианства Кант проповедует другую религию, им самим изобретенную, причем основными положениями этой религии являются лишь доведенные до логического конца принципы протестантского вероучения, предстающие в гротескном виде.

Основные положения “Религии в пределах только разума” таковы. Кант принимает положение Т. Гоббса об испорченности человеческой природы, войне всех против всех. Основание зла коренится в свободе человека, в силу чего невозможно установление единого государства, в котором осуществлялось бы добро. Идеалом Канта же являлось единое человечество с единым государственным устройством и единой религией. Религия, ранее существовавшая (историческая или статуарная религия), не отвечает требованиям всеобщности. Однако, требованию всеобщности соответствует религия, основанная на разуме, или “нравственная религия”. “Радикальное зло человеческой природы” Кант толкует как противоречие между требованием разумно-нравственного закона и чувственной природой. Отсюда потребность в избавлении или спасении; высшее выражение религиозности есть добровольно принятое страдание во имя нравственного принципа.

На основе нравственной идеи Кант доказывал необходимость христианства. Верить и руководствоваться тем нравственным идеалом, который олицетворяет Христос, не противоречит разуму, если историческую религию не ставить выше моральной. Кант полностью подменил евангельское понятие веры. В его религии началом христианства является не покаяние и вера, а разумное доказательство. То, что противоречит разуму, объявляется Кантом ложной или несущественной частью религиозного опыта. Зачатки моральной религии лежали скрытыми в человеческом разуме, а ее целью является “моральное улучшение человека”. В книге нет ни одного слова о духовном преображении человека, Воскресении и т. д религия Канта ориентирована только на земное существование человека. С воцарением на всей земле религии разума, по Канту, и придет Царство Божие.

Рубрики: Лекции | Дата публикации: 10.07.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *