за что люди всегда будут платить деньги
За что люди платят самые большие деньги
«Хлеба и зрелищ!». Известное практически всем выражение древнеримского поэта Ювенала ставит на первое место хлеб – пищу для тела. Как и не менее знаменитая пирамида Маслоу, изображающая базовые потребности человека. Ювенал был короток в своем сарказме и достаточно точно определил желания большинства людей. А вот Маслоу облек свою теорию в более красивую и развитую лингвистическую форму (пирамиду нарисовал не он, это сделали гораздо позже для наглядной демонстрации его теории). Сама теория, ее развитие и применение трактуют удовлетворение базовых физиологических потребностей, как основу для стремления человека к потребностям следующей ступени. Но так ли это на самом деле? Да. Но, на мой взгляд, это только оболочка, суть – внутри.
Чувства и эмоции!
Именно за них люди готовы платить самые большие деньги. Жизнь любого общества, и в развитых странах, и в странах, так называемого, третьего мира, ярко подтверждает это. Конечно, ни один человек не готов умереть с голоду, предпочитая потратить доход на «зрелище». Но готов серьезно сократить траты на поддержание организма, чтобы получить эмоциональное наполнение. Разница только в сумме, которую индивид может вложить в это.
Недостаточное материальное положение – и человек, как говорится, довольствуется малым: пирожное к чаю, новый смартфон, поход на концерт, бюджетный отдых. Пресыщенность же толкает на все более изощренные удовольствия и приобретение все более дорогих «игрушек». Мы платим и за фильмы и за общение в Интернете, за душевный разговор, за поездку в лес или на экскурсию, за встречу с друзьями в кафе, за сауну, за детскую игрушку, за джампинг с моста, за спортивную тренировку…
Огромные деньги отдают за то, чтобы рискнуть собственной жизнью. И в итоге получаем эмоции, будоражим свои чувства.
Именно на «игре в чувства и эмоции» строится весь бизнес-мир, и легальный, и теневой, и полусеренький. Нужны примеры? Пожалуйста. Спортивные болельщики и фанаты разъезжают по стране и миру, зачастую, питаясь самой дешевой и весьма неполезной едой, одеваясь в самую дешевую, некрасивую и некачественную, одежду, но при этом могут купить билеты у перекупщиков за десятки тысяч. В стремлении приобрести новый айфон, чтобы всего лишь испытать эйфорию от сознания «я первый» некоторые отдают до ста тысяч за номер в очереди. Миллиардеры покупают огромные яхты, личные самолеты, замки и могут никогда не пользоваться ими вовсе не затем, что они им нужны, а за чувство превосходства. И даже те, кто отрекаются от благ мирских, удовлетворяют чувства, необходимые им: сопричастность Богу, удовлетворение самим собою, эйфория от полученного результата.
Человек способен испытывать тысячи эмоций. Но все они кратковременны. Гаснет одна эмоция, организм требует следующую. Но, к сожалению, утоление абсолютно всех этих потребностей ведет к торможению нервной системы организма, к отсутствию реакции на внешние «раздражители». Человек начинает искать все более изощренные способы удовлетворения потребности эмоционального всплеска и готов делать все более крупные вложения для достижения этой цели. Не помогает.
Не помогает потому, что приход из вне не способен привести к реализации собственного потенциала личности. Только самовыражение, вклад собственных внутренних ресурсов порождает длительное ощущение – ощущение удовлетворения жизнью.
В этой статье я высказала свой взгляд, основанный на личных наблюдениях. Если вы готовы обсудить этот вопрос, пишите комментарии, расскажите о вашем опыте, Мне очень инте
За что сейчас платят деньги. Парадигмы денежных отношений
Идеология того, за что платят деньги, на сегодня полностью изменилась. Изменилось мировоззрение денежных отношений.
Предыдущие поколения связывали деньги и тяжелый труд: работай много и ты обеспечишь себя. Крестьяне работали с утра до ночи основную часть года, «отсыпаясь» зимой. Хорошо и много поработав, человек получал деньги.
Какое-то время спустя парадигма изменилась. На смену «работай много» пришел принцип «работай с умом». С деньгами стали увязывать интеллект: будешь умным – будут деньги.
Например, во времена Советского Союза привычный шаблон предполагал, что человек должен закончить школу, поступить в институт, отработать по распределению и т.д. Жизненная «дорожка» была запрограммирована.
Человек мог успешно по ней продвигаться при условии соблюдения определенных правил.
Многие люди до сих пор ностальгируют по такому образу жизни, в том числе по стабильности, гарантированной соблюдением правил.
А за что сейчас платят деньги? Поговорим об этом в статье.
За что сейчас платят деньги
Парадигма продолжает меняться. Теперь платят деньги за мозги и решения, которые влияют на финансовый результат. В противном случае проще нанять секретаря.
Руководитель/владелец бизнеса – думает, а секретарь – выполняет его распоряжения.
Большинство людей не склонны проявлять инициативу, любят просто поговорить, не нацелены на результат.
Очень мало людей, которые способны включить мозги, принять решение, влияющее на исход дела, а вместе с ним ответственность за последствия этого решения.
В нынешних реалиях платят деньги именно за это – за способность нести ответственность за принятое решение и приносить финансовые результаты.
Другими словами, вам платят за то, что вы приносите деньги. Вы генерируете деньги с помощью «мозгов».
В контексте темы «мозги» и ум – это разные вещи. С точки зрения привлечения денег, «мозги» находят решения, которые влияют на финансовый результат.
Благодаря вашим решениям компания, где вы работаете, привлекает больше денег.
Быть умным и уметь просто поговорить недостаточно. Как генератор решений, вы нанимаете секретаря, говорите ему, что делать. Он выполняет ваши распоряжения и за это получает меньше, чем вы.
По «формуле исполнителя» живет большинство людей. Большинство людей строят свою жизнь по принципу «скажите мне, что сделать, я сделаю».
Стремитесь расширяться за пределы «исполнителя». Сделайте это своей целью. Когда вы ставите цель, многие аспекты вас и вашей жизни начинают под нее подтягиваться.
Бизнес – не для всех
Не все созданы руководить и не все обязаны руководить. Более того многим противопоказано заниматься бизнесом.
В первую очередь это относится к людям, которые не самостоятельны и не готовы взять на себя ответственность за собственную жизнь, не говоря уже о жизни других.
В бизнесе все зависит лично от вас, все начинается с вас.
Определитесь, чего вы хотите, и смоделируйте занятость под себя
Умные сотрудники и сотрудники, которые приносят деньги, – это разные вещи. Многое зависит от структуры предприятия/компании.
Вы можете найти или смоделировать для себя место/занятость, где над вами не будет стоять начальник, выезжающий за счет ваших усилий. Такие начальники и структуры – это реалии 3-Д мира.
Сейчас есть достаточно организаций/проектов, которые живут по другим принципам, и куда вы можете включиться. Но сначала вам самому нужно понять, чего вы хотите.
На самом деле большинство людей вообще не понимают, чего они хотят. Они готовы перечислять все, чего не хотят, но назвать конкретно, что им надо, не способны.
Как понять, чем вы хотите заниматься
Вы понимаете умом. Ум не знает ответа на вопрос, чем бы вы хотели заниматься. Ответ на этот вопрос знает только сердце.
Поэтому перестаньте рассчитывать на свой ум, а через «не понимаю» начните чем-нибудь заниматься.
В советские и пост-советские времена школьники старших классов в обязательном порядке проходили так называемый УПК.
УПК (или учебно-производственный комбинат) – это практика, которая обеспечивала школьникам начальную профессиональную трудовую подготовку.
Благодаря УПК подростки имели возможность попробовать себя в разных местах, в разных профессиях (к примеру, продавца, лаборанта, слесаря и т.п.).
В те времена это считалось нормой. Таким образом школьники получали первый опыт профориентации. Сейчас эта практика забыта.
Многие из тех, кто не знает, чем заниматься, предпочитают просто «сидеть на диване» и страдать от того, что они не понимают, куда их тянет.
Если это ваш случай, ничто вам не мешает попробовать себя в разных направлениях. Когда вы поймете, что нашли то, что вы готовы делать «за бесплатно», вы начнете это делать за деньги.
Если вы хотите понять, в чем вы можете себя реализовать, развивайте свое чувствование. Возможности не видят, возможности – чувствуют. Отпустите себя. Учитесь чувствовать себя.
Повышайте свою финансовую грамотность
Денежный отток может демонстрировать отсутствие у вас простой финансовой грамотности.
К примеру, опрос слушателей проекта показал, что 80% аудитории не имеют подушки безопасности. Уровень финансовой грамотности у большинства людей практически нулевой.
Когда обстоятельства начинают высвечивать ваши слабые стороны, они как раз показывают вам наличие дыры в том или ином месте.
Если вы не «залатаете крышу» в этом месте, вас ждет финансовый крах.
Но большинство людей предпочитают закрывать на это глаза, делают вид, что у них нет финансовых проблем, и надеются на то, что все решится само собой.
Пространство высвечивает вам те многие вещи, на которые вы закрываете глаза, где вы придерживаетесь политики соглашательства.
По жизни вы привыкли соглашаться с тем, что вас не устраивает: дети ведут себя как-то не так, мужья как-то не так относятся, коллеги какие-то странные.
Вы часто вступаете с собой в компромиссные отношения, наступаете на себя истинного – для того, чтобы не ругаться с мужем, не обострять отношения со свекровью и т.п.
Поэтому когда вам начинают высвечивать (в том числе через денежный отток), благодарите.
Что происходит с денежным потоком, когда вы работаете на себя
Если вы работаете на себя, помните, что от вашего внутреннего состояния зависит наличие клиентов.
Когда вы в драйве, у вас много клиентов, и он счастливы. Вы транслируете состояние драйва вовне, и ваши клиенты чувствуют это.
И напротив, когда у вас нет сил, вы в упадке, клиенты просто исчезают.
Ваша задача – вернуть себя в состояние драйва. Пока вы в расслабленном состоянии, клиентов не будет.
Невозможно находиться в расслабленном состоянии и рассчитывать на приток клиентов, если у вас нет четкой бизнес-системы.
10 сфер, в которых можно действительно заработать миллиарды
Ещё в 2013 году Forbes провёл опрос 400 миллиардеров о том, как они заработали свои деньги. Оказалось, что из них 127 унаследовали свои деньги, а остальные 273 заработали их самостоятельно.
Большинство из этих миллиардеров заработали своё состояние в одинаковых сферах деятельности. Вот те сферы, где можно действительно заработать миллиарды.
1. Производство
Что бы ни говорили о постиндустриальном обществе, производство остаётся актуальным способом заработать миллиарды. Ярким примером этому является Илон Маск, занимающийся производством автомобилей и космических кораблей. К примеру, Tesla за 2020 (не самый лучший для всех секторов экономики) год показала чистую прибыль в 420 миллионов долларов.
Увы, но производство требует огромных инвестиций и масштабов, поэтому как стартап эта сфера не подходит. Однако производство можно начать и с чего-то менее амбициозного, постепенно масштабируя бизнес, как это было со Стивом Джобсом и Стивом Возняком, компания которых изначально находилась в гараже, а позже расширила влияние на весь мир.
2. Спорт
На данный момент эта сфера сильно просела из-за пандемии и пустующих трибун, но всё ещё является одним из главных способов заработать миллиарды. Можно подумать, что миллиардеры приобретают команды только для того, чтобы потешить свое самолюбие. На деле же тысячи фанатов, покупающие абонементы на места, брендированные товары, спонсоры и различные мероприятия приносят владельцам клубов баснословные деньги.
Так, например, футбольный клуб «Челси», принадлежащий Роману Абрамовичу, только от компании Nike, изготавливающей для команды форму, получает 60 миллионов фунтов стерлингов в год. Учитывая, что контракт заключён в 2017 году на 15 лет, общая сумма сделки оценивается в 900 миллионов фунтов стерлингов.
3. Фармацевтика
Фармацевтика была, есть и будет одной из самых выгодных сфер. На одной только виагре компания Pfizer заработала миллиарды долларов. Да, эта сфера требует огромных инвестиций в научно-исследовательскую деятельность, но всё окупается, причём многократно, как это было с уже упомянутой виагрой. Как и многие другие сферы, фармацевтика, для того чтобы приносить сверхдоходы, становится безжалостной, запрещая выпускать разработанные одними компаниями средства и защищая их патентами.
4. Энергетика
В сферу энергетики входит добыча энергоносителей, их транспортировка и производство электроэнергии. Стоимость только одной Saudi Aramco, расположенной в Саудовской Аравии, оценивается в 10 триллионов долларов. Чтобы ты понимал, Apple, крупнейшая публичная компания, оценивается в 600 миллиардов долларов.
Именно поэтому в нефтедобывающих странах, в том числе в России, сфера энергетики «производит» больше всего долларовых миллиардеров. Чтобы ты понимал масштабы, за 2019 год только одна «Роснефть» направила на выплаты дивидендов 191,5 миллиард рублей.
5. Еда и напитки
Люди всегда хотят есть — как можно вкуснее и как можно дешевле. Немало миллиардеров в списках Forbes находятся на своих почётных местах именно по этой причине. Так, например, Реймонд Крок, выкупивший и расширивший сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s на всю страну, на момент смерти в 1984 году имел состояние в 500 миллионов долларов, что в наше время с учётом инфляции равняется 1,2 миллиарда долларов.
Китайский миллиардер Чжун Шаньшань — по большей части за счёт бутилированной воды и дополнительно с помощью доли в разработке вакцины от коронавируса — стал самым богатым человеком в Китае с состоянием в 57 миллиардов долларов.
В период пандемии сфера еды и напитков одной из немногих показывала стабильный рост доходов, делая владельцев компаний ещё богаче. Только за 2019 год McDonald’s показал чистую прибыль в 6,025 миллиарда долларов.
6. Медиа
Кто бы что ни говорил, медиа всегда будут зависимыми от кого-либо, и свобода слова в чистом виде — это несуществующая материя, ведь каждое издание, каждый канал преследуют собственные цели и имеют своё мнение.
Сфера медиа — это не только телевизионная и цифровая пропаганда интересов инвесторов, но и массовые развлечения, например кино и концерты. Чтобы понимать масштабы тех денег, которые крутятся в медиа, посмотри на популярных блогеров. PewDiePie со своими 30 миллионами подписчиков зарабатывает более четырех миллионов долларов в год просто на доходах от рекламы на своём канале.
Чистая прибыль более профессиональных медиа, таких как Netflix, обходит даже крупных игроков из сферы еды и напитков: 1,86 миллиарда долларов только за 2019 год.
7. Мода
Сфера моды, особенно показы одежды на модных выставках, некоторым людям кажется нелепым и бесполезным занятием. Но на деле она позволяет стать миллиардером. Например, в списке Forbes-400 находятся Джин Сук и До Вон Чанг, основавшие Forever 21, и Амансио Ортега, создавший Zara. Последний на 2020 год имел состояние в 55,1 миллиарда долларов, что позволило ему разместиться на шестом месте в рейтинге богатейших людей планеты.
И если ты думаешь, что для этого нужны огромные инвестиции, то ты ошибаешься. Известный бренд Love, Bonito начинался как магазин по продаже поддержанной одежды и за несколько лет превратился в крупную компанию, получившую награду SME Asia Award 2013/2014, всемирную известность и доход, исчисляющийся семью знаками после первой цифры.
8. Недвижимость
Одна из самых популярных сфер у выходцев из списка Forbes-400. Буквально каждый обеспеченный человек, имея сверхдоходы, вкладывается в недвижимость, помня знаменитую цитату Марка Твена о том, что нужно покупать землю, так как её больше не производят.
И действительно, недвижимость только растёт в цене. Так, например, по оценкам экспертов, с 1975 по 2016 годы стоимость недвижимости выросла в 15 раз, и то, что в 1975-м стоило сто тысяч, через тридцать лет уже можно было продать за полтора миллиона.
К слову, тот же Амансио Ортега, владелец Zara, в 2020 году раскрыл стоимость принадлежащей его компании недвижимости — 17,2 миллиарда долларов. Состояние одного из самых богатых людей Китая — Ху Цзяиня — оценивается в 34 миллиарда долларов. Причём Ху родился в крестьянской семье и был сталеваром, а своих миллиардов добился исключительно собственными силами.
9. Технологии
Один из самых популярных способов стать миллиардером — сфера технологий. Именно здесь можно за достаточно короткое время заработать огромные деньги. В качестве примера можно взять Google, который стартовал как исследовательский проект в Стэнфорде. Сейчас состояние Сергея Брина, соучредителя Google, оценивается в 75,9 миллиарда долларов.
Другой пример — Facebook, который принёс своему владельцу, Марку Цукербергу, состояние в 107 миллиардов долларов. Напомним, оба этих человека буквально на коленке собрали свои проекты, и эти проекты не требовали огромных инвестиций. Flappy Bird, ставшая в 2014 году самой загружаемой бесплатной игрой в Google Play и App Store, ежедневно приносила своему создателю Донгу Нгуену за счёт рекламы 50 тысяч долларов.
Но если ты думаешь, что такое возможно только на Западе, взгляни на Павла Дурова. Ещё в 2016 году его состояние оценивалось в 600 миллионов долларов. На 2020 год оно составляло уже 3,4 миллиарда, что позволило Павлу занять 30-е место в рейтинге самых богатых людей России.
10. Инвестиции
Это самый популярный способ положить на свой банковский счёт сумму с девятью нулями после первой цифры. Инвестирование популярно потому, что позволяет работать в любых сферах — от вложения денег в McDonald’s до покупки биткоинов. Так, например, на момент написания статьи один биткоин стоил 34 тысячи долларов. Десять лет назад, в 2011 году, один биткоин обошёлся бы тебе в доллар.
Один из самых успешных примеров инвестиций сделали братья Уинклвоссы, купившие в 2013 году биткоины по цене 120 долларов за монету на общую сумму в 11 миллионов долларов. Уже в 2017 году, когда цена монеты достигла 20 тысяч долларов, они стали первыми публично известными биткоиновыми миллиардерами.
Уоррен Баффет, известный американский инвестор, по оценкам 2020 года имел состояние в 64,7 миллиарда долларов. Этот и многие другие успешные инвесторы показывают, что грамотное вложение сравнительно небольших денег при тщательном анализе способно принести огромные суммы. Некоторые инвесторы начинали с депозитов от нескольких сотен долларов и приходили к многомиллионному состоянию путём упорного труда.
Ключ к сердцу. За что покупатели готовы платить
Пока бизнес растет, никто не задумывается, за что именно клиент выбирает продукт. Стереотипов множество: за хорошие цены, за большие скидки, за высокое качество и отличный сервис, за то, что у продавца профессиональная команда (он 20 лет на рынке, лидер продаж), и т. д. Однако все эти ответы перестают удовлетворять владельцев бизнеса и топ-менеджеров, когда рынок начинает стагнировать, а доходы — снижаться. В этом случае возникают иные вопросы: почему покупатели перестали платить за мой продукт? а почему они платили раньше? и вообще за что люди платят?
Последний вопрос не давал мне покоя последние десять из 20 лет работы в маркетинге. Ответ пришел неожиданно, после того, как я провел 512 глубинных интервью по методике Buyer Persona, которая помогает поговорить с реальными покупателями, узнать их историю покупки, а затем полученные данные проанализировать и представить в виде прикладных данных для создания маркетинговой стратегии.
Все оказалось настолько просто, что любой предприниматель или топ-менеджер может использовать это и никогда больше не задавать себе риторический вопрос о ценностях, за которые люди платят.
Итак, люди могут покупать товары из-за миллиона разных причин, но платят они всегда за ценности, которые делятся на четыре типа: компетенции, опыт, авторитет, решение.
Нанимаете ли вы няню, вызываете ли водопроводчика или пользуетесь услугами такси, вы аутсорсите компетенции, чтобы потратить свое время более продуктивно и сделать то, что вы умеете лучше всего. Оплата компетенций — это обычный способ обмена денег на ценности, который вы используете каждый день. И в любом продукте заложены компетенции, которые включают в себя знания, навыки, оборудование и материалы для его создания: для швеи — умение шить и швейная машинка, для iPhone — инжиниринг Apple и производственные мощности Foxconn, на которых и материализуются решения детища Стива Джобса.
Подавляющее большинство компаний продает свои компетенции, и это самый базовый уровень ценностей, который трудно монетизировать, так как конкуренция очень высока, а разница между компетенциями крайне незначительна, что приводит к ценовой конкуренции, минимизации маржи и прочим неприятным для бизнеса результатам.
С точки зрения маркетинга компании, предлагающие свои компетенции, также находятся в проигрышной ситуации. Например, рекламные слоганы Toshiba (Leading Innovation) и Nissan (Innovation that excites) практически идентичны и рассказывают о том, что инновации — это то, чем их компетенции по созданию продукта лучше конкурентов. Ни о каких выгодах покупателя речи и близко нет. Еще один пример стандартного и очень распространенного предложения компетенций — это слоган «Яндекса»: «Поиск №1 в России».
Такой маркетинг очень нравится топ-менеджерам, так как он преувеличивает возможности продукта и компании, но почти всегда вызывает раздражение целевой группы, и поэтому требует больших расходов на рекламу. В неизбежной ценовой войне выживают самые крупные и авторитетные игроки.
Приходилось ли вам задумываться, почему цена одной и той же бутылки вина в супермаркете и хорошем ресторане может отличаться в разы и почему люди платят эту разницу?
Потому что сервис, ответите вы. Но сервис сам по себе не может увеличить стоимость продукта в три раза. Ценность ресторана в том, что вы можете получить незабываемый опыт общения с нужными людьми в приятной атмосфере и, что критически важно для бизнеса, вы готовы за это платить. В отличие от бизнеса компетенции продажа опытов построена вокруг клиента, его желаний и потребностей. А монетизация опытов клиента — гораздо более выгодный бизнес, чем просто продажа компетенций, так как каждый опыт уникален и его можно оценить гораздо выше, чем стоимость вложенных в него ресурсов, знаний и оборудования.
Именно поэтому задача маркетинга опытов — сделать предлагаемый опыт покупателя более ценным. Например, Dolby Atmos через свой слоган Feel every dimension («Почувствуй каждое измерение») рассказывает о том, что в реальной жизни звук окружает нас со всех сторон и истории, рассказанные с таким звуком, более реалистичны и дают возможность испытать новые ощущения от просмотра фильма. И, кстати, кинозалы с Atmos в среднем на 15% дороже обычных.
Amazon со знаменитым слоганом And you’re done («И все») показывает, как интернет-ретейлер облегчает задачу по покупке любого товара. Несколько кликов, не выходя из дома, и все…
Маркетинг опытов, так же как и сам бизнес, выгодно отличается тем, что главный герой коммуникации — покупатель, а не продукт. Поэтому не требует сумасшедших расходов на рекламу, а ценовая конкуренция значительно ниже, чем в случае с компетенциями.
Авторитет
Третий тип ценности, который можно купить за деньги, — это авторитет. Например, вы покупаете себе дорогие часы или престижный немецкий седан — товары, стоимость которых намного превышает их практическую ценность. Вы делаете это для того, чтобы повысить или поддержать свой авторитет в обществе.
Суть этого свойства человека подробно описал Торстейн Веблен в своей книге «Теория праздного класса». В ней он доказал, что людям недостаточно просто иметь деньги и власть — они хотят это демонстрировать. Это утверждение знаменитого американского социолога XIX века полностью подтверждают данные потребления лакшери, премиум, пафосных безделушек: сумок, ручек, часов и др., продажи которых за последние 20 лет выросли более чем в три раза.
Типичные примеры маркетинга авторитета — это Patek Philippe, заявляющий, что вы на самом деле никогда не владеете часами этой марки, а просто храните их для будущих поколений, или же Mercedes-Benz, который со своим слоганом The best or nothing («Лучшее или ничего») по той же логике отодвигает покупателя на второй план, направляя свет прожекторов на бренд.
Так же, как и в случае с компетенциями, в фокусе маркетинга авторитета всегда продукт и бренд, а покупатель — это человек, который должен чувствовать пиетет от соприкосновения с чем-то великим и прекрасным.
Решение
И на вершине нашей пирамиды ценностей — решение. Решение — это когда происходит объединение нескольких компетенций для решения конкретной проблемы. Например, есть CRM — софт для управления взаимоотношениями с клиентами. Он может быть использован для любого бизнеса, но в каждом отдельном случае требует настройки под требования конкретной компании. И есть CRM для автосервисов — результат объединения компетенций по разработке CRM и внедрения бизнес-процессов в работу автосервиса. Какую CRM можно продать дороже? Вопрос риторический. Решения всегда монетизируются лучше любых других типов продуктов, так как зачастую они дают возможность получить за деньги то, что раньше купить было невозможно (вряд ли вы найдете много автосервисов, которые станут покупать некастомизированную CRM). Однако срок жизни решений, особенно успешных, весьма короткий, так как их начинают копировать и из решений они превращаются в компетенции по производству продукта — см. пункт 1.
История компании GoPro — отличный пример, подтверждающий лучшую монетизацию решений и их недолгий жизненный цикл.
Вы скажете, что парню повезло и он просто попал в тренд роста интереса к категории камер в целом, то есть люди стали покупать больше камер в принципе, включая и GoPro. Однако на самом деле все как раз наоборот: именно с 2010 года продажи камер стали стремительно падать и рынок камер начал проваливаться.