за что младшие должны уважать старших по возрасту
Ты должен уважать старших?
Меня напрягает глагол «должен». Я предпочитаю глагол «хочу». С ним живётся гораздо счастливее.
Чтобы разобраться с тем, почему идея «ты должен уважать старших» популярна, нужно понять две вещи – что такое уважение и за что конкретно нам предлагают уважать долгожителей.
Начну с первого. Уважение – это признание важности чужих заслуг. Например, я уважаю своего друга Сашу за то, что у него есть сильные убеждения, которые он способен отстаивать. Ещё я уважаю свою подругу Катю за то, что она всегда занималась любимым делом, несмотря на чужое мнение. Или, например, я уважаю Стивена Кинга за то, что старик сделал писательство второй натурой и приучил себя выдавать по 5 страниц в день. Замечу, что я уважаю их по своим причинам. Вам может быть наплевать на писанину Кинга или убеждения Саши. Это нормально. И потому первый тезис – уважение не универсально. Оно основано на том, что важно именно вам.
Теперь о том, за что нам предлагают уважать старших. Сотни лет назад люди в возрасте были источником знаний. Рабы и крестьяне книжек не читали, и знания передавались устно. Соответственно, старшие люди успевали больше услышать, больше узнать и, как следствие, пользовались большим уважением. Работает ли это сегодня? Нет. Вернее, работает в очень редких ситуациях. Восьмидесятилетний старик может дать совет о том, как лучше посадить грядку картошки, потому что знает местные огороды, но в большинстве вопросов гугл даст более полезный совет.
Сегодня сами по себе 40, 50 или 70 лет не дают никакого преимущества. Опыт проще получить из сотен знакомств, книг и чужих историй, доступ к которым открыт нам больше, чем прошлым поколениям.
Нет никакого объективного уважения. Ни старших, ни красивых, ни даже умных. Вы не должны их уважать, если в вашей системе координат та или иная черта человека не стоит на первом месте. Боксёр уважает хорошего спортсмена, писатель уважает хороший слог. Я не предлагаю перестать уважать всех. Я предлагаю обратить внимание на то, как мы выбираем критерии для уважения. И выбираем ли.
В старости я не буду требовать уважения от окружающих, если я действительно его не заслужил. Не просто долгой жизнью. А жизнью, которая чего-то стоила.
Как научить ребенка уважать старших: советы для родителей
Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия у своих детей какого-либо уважения к взрослым. Очень часто встречается, что они и сами не являются авторитетом для своего чада. Он уже не слушает ни тебя, ни других, становится просто неуправляемым. На него жалуются учителя, преподаватели, а твои родственники во время семейного ужина озадаченно улыбаются и косо смотрят в вашу сторону.
«Как научить ребенка уважать старших?» или «Что делать, если ребенок не уважает взрослых?» – это одна из вечных проблем «отцов и детей», которую можно решить, если придерживаться некоторых рекомендаций психологов в воспитании. Давайте подробно разберем их.
Будьте авторитетом
Авторитет и уважение стоят на одной чаше весов в обществе. У детей точно так же. Но сам по себе авторитет не приходит, его приобретение – это кропотливый труд отца и матери.
Авторитетность родителей в глазах ребенка складывается из их отношения друг к другу, к родным, близким, окружающим, из их поведения в кругу семьи, в обществе. Он все это видит и искренне принимает.
В первую очередь, надо с уважением относиться друг к другу и окружающим, избегать всевозможных конфликтов в присутствии детей. У ребенка со временем сформируется аналогичный шаблон поведения и слово «уважение» будет для него не новым.
Родительское слово должно быть неоспоримо, как закон. Для этого необходимо исполнять свои обещания. Пообещали купить игрушку – покупайте. Сказали: «накажу», – наказывайте. Даже, если будет жалко или нет желания, или давно уже простили.
Да. Зато вы будете для него авторитетом, а ваше «слово» будет иметь вес.
Не наказывайте и не унижайте прилюдно
Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».
Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики. Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».
В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.
Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».
В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.
В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.
Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.
Два родителя – одно мнение
Любой человек в рассказе о своей семье может сказать, что у нас мама, допустим, очень строгая, а папа добрый, или наоборот. Да, так случается. У всех разные характеры, все в разной степени принимают участие в воспитании детей.
Несмотря на это, ребенок должен понимать, что у родителей всегда одно мнение и решение. Если тебя похвалил, дал задание, наказал один, второй не должен этого отменять. При спорных моментах лучше наедине обсудить возникший вопрос и договориться.
В противном случае родители занижают собственный авторитет и сами воспитывают противоречивое отношение к себе. В дальнейшем это скажется на уважении к ним и их мнению.
Обучайте этикету
Этикет – это правила поведения людей в обществе, которые существовали уже с древних времен.
Обращаться на «Вы», уступать место, отрывать дверь, уважать старших, манеры поведения за столом, в гостях – это только немногое из правил хорошего тона. Они очень важны для формирования личности.
Обучайте им с детства и со временем получите свои дивиденды. Ребенок научиться вести себя в обществе, знакомиться и ладить с людьми, будет уверенным в себе человеком, с которым приятно общаться и хочется дружить. А вы увидите в своем дитя вежливого, культурного и успешного человека.
Будьте примером
Показывайте на собственном примере как нужно вежливо и уважительно относиться к людям. Это намного ускорит обучение этикету. Дети будут видеть ваш стиль поведения, и копировать его.
Научите говорить «спасибо» и «пожалуйста». Говорите это сами, официанту в кафе, продавцу мороженного. Пусть они за вами повторяют.
Научите извиняться, если толкнул или наступил кому-то на ногу. Не обсуждайте в их присутствии своих родственников, друзей, окружающих. Объясняйте, что им этого делать тоже нельзя, тем более обсуждать старших.
Уступайте место в общественном транспорте или очереди пожилым людям. Поясняйте, что нужно уважать взрослых.
Показывайте на личном примере то, что хотите получить от воспитанника. Будьте хорошим примером.
Труд и забота
Поручите своему сыну или дочери несколько дел по дому. Это может быть уход за животными, уборка, мытье посуды, поливка цветов и т.п. Так они научатся не только содержать дом в порядке, но беречь труд других.
Просите их оказывать вам посильную помощь в различных делах. Поощряйте их инициативу в этом. Разрешайте самим браться за работу. Пусть это станет их обязанностью. Таким образом, вы не только уменьшите свой список дел, но и воспитаете в детях заботу и ответственность перед вами.
Проведите границу
Рассмотрим следующую ситуацию.
Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?
Что же здесь не так?
При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет.
В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.
Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.
Не переусердствуйте
Используя описанные выше рекомендации, важно иметь чувство меры. Воспитание – дело тонкое. И здесь не нужно доходить до крайности.
Необходимо быть строгими и в то же время любящими, наказывать – но не бить и не оскорблять, давать задания, которые только по силам, слушать и уметь договариваться.
Будьте серьезными воспитателями, но не забывайте что это дети. Детство дано человеку один раз, оно должно быть интересным и веселым, а не тяжелым и печальным. Ребенок будет вам только благодарен и будет уважать. Вы воспитаете в нем успешную и сильную личность, сможете им годиться, и опереться в трудную минуту.
Должны ли дети уважать старших?
ПОПЫТКА ВЛАСТВОВАТЬ
«Ты меня уважаешь?» Обычно в классическом варианте «на троих» положительного ответа на этот вопрос оказывается более чем достаточно для продолжительного доверительного общения. Однако в нашей повседневной жизни все не так просто, даже несмотря на то, что мы предпочитаем не спрашивать, а безапелляционно заявлять своему ребенку: «Ты должен уважать своих родителей!»
Как показал опрос, проведенный «Комсомолкой», каждый третий наш читатель уверен в том, что ребенок должен уважать всех взрослых без исключения, а еще 22 процента убеждены, что дети обязаны уважать только родителей.
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Также я не думаю, что родители должны каким-то особенным способом заслуживать уважение детей, лезть из кожи вон и тем более обманывать, чтобы стать чуть выше в глазах ребенка. Дети очень чутко чувствуют фальшь, искусственность, поэтому такие неискренние попытки казаться лучше, чем вы есть на самом деле, ни к чему хорошему не приведут.
КСТАТИ
«Дядя Петя, ты дурак?»
Помните эпизод из старого фильма Данелия и Таланкина «Сережа»? Не очень умный дядя угощает маленького мальчика аккуратно свернутой оберткой от конфеты, а когда ребенок разворачивает пустышку, начинает ржать как конь, очень довольный своей шуткой. Сережа довольно долго наблюдает это безудержное веселье, а потом спокойно спрашивает: «Дядя Петя, ты дурак?»
В ТЕМУ
Билль о личных правах
У каждого человека есть неофициальные, личные права. Они отличаются от юридических прав в первую очередь тем, что когда наши личные права нарушают, мы не можем обратиться за защитой к закону. Мы можем рассчитывать лишь на себя и свои собственные возможности.
Мы хотим привести здесь Билль о правах и обязанностях личности с дополнением главного редактора еженедельника «Школьный психолог» Марка Сартана. Учтите, что все эти права имеют не только взрослые, но и дети!
Вы имеете право:
1. Иногда ставить себя на первое место.
2. Просить о помощи и эмоциональной поддержке.
3. Протестовать против несправедливого обращения или критики.
4. Иметь свое собственное мнение или убеждение.
5. Совершать ошибки, пока вы не найдете правильный путь.
6. Предоставлять людям право самим решать свои проблемы.
7. Говорить «спасибо, НЕТ», «извините, НЕТ».
8. Не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным.
9. Побыть одному, даже если другим хочется вашего общества.
10. Иметь свои собственные, какие угодно, чувства, независимо от того, понимают ли их окружающие.
11. Менять свои решения или изменять образ действий.
12. Добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.
Вы никогда не обязаны:
1. Быть безупречным на 100%.
2. Следовать за всеми.
3. Делать приятное неприятным вам людям.
4. Извиняться за то, что вы были самим собой.
5. Любить людей, которые вам вредят.
6. Выбиваться из сил ради других.
7. Чувствовать себя виноватыми за свои желания.
8. Мириться с неприятной вам ситуацией.
9. Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было.
10. Сохранять отношения, ставшие оскорбительными.
11. Делать больше, чем вам позволяет время.
12. Делать что-то, что вы на самом деле не можете сделать.
13. Выполнять неразумные требования.
14. Отдавать что-то, что вам отдавать не хочется.
15. Нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения.
16. Отказываться от своего «Я» ради чего-то или кого-то.
Вы должны помнить, что:
1. Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
2. Мнение, отличное от вашего, может быть верным.
3. Никто не обязан вести себя так, как того хочется вам.
4. Неприемлемый для вас образ жизни может быть нормой для кого-то другого.
5. Совет, основанный на чужом опыте, может уберечь вас от ошибок.
6. Ваше чувство вины может указывать на недопустимость вашего поведения.
7. Окружающие тоже имеют право ставить себя на первое место.
8. Никакие правила не освобождают вас от ответственности за ваши поступки.
Опрос «КП»
ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ
Оскорблять людей не стоит просто из уважения к себе
Диана ГРИГОРЯН, 16 лет
Я считаю, что взрослых не стоит уважать только за то, что они старше. Немало взрослых демонстрируют трусость, лживость, подлость, предательство, а их невоспитанность и хамство намного сильнее бросаются в глаза, чем детские недостатки. Ведь ребенку проще простить многие недочеты в воспитании, списывая их на детскую непосредственность, неопытность, «ветер в голове» и т.д.
Порой встречаются люди, в которых не найдешь хороших качеств, сколько ни старайся! Так разве должна я их уважать только потому, что они больше меня прожили на свете? На мой взгляд, в этом вопросе возраст не может служить определяющим фактором.
Просто, во-первых, это не имеет смысла: мало кто считает себя нехорошим человеком, и мое мнение его не переубедит. Во-вторых, я считаю, что думать можно все что угодно, но оскорблять людей не стоит хотя бы из уважения к самому себе.
КОМПЕТЕНТНО
«В семье должен быть авторитет родителей»
— Елена, так должны ли дети уважать родителей?
Вообще вопрос о том, что ребенок обязан уважать родителей, чаще всего встает в тех семьях, где уважения как раз и нет. И в приказном порядке здесь уже ничего не добьешься. На самом деле в семье, где присутствует родительский авторитет, где мама и папа уважают и себя, и друг друга, и своего ребенка, подобные вопросы не возникают в принципе: все происходит по умолчанию.
— А почему для родителей так важно, чтобы ребенок их не любил, а именно уважал? Для многих это становится чуть ли не делом принципа!
— Мне не раз приходилось слышать, что дети, которых воспитывают на постулатах «взрослый всегда прав», чаще других становятся жертвами злоумышленников. Они просто не могут сопротивляться взрослому человеку именно в силу воспитания и идут чуть ли не за всеми, кто их позвал…
— Если ребенок идет за всеми, это говорит о том, что либо у него слишком много страхов, либо этих страхов нет вообще. На мой взгляд, все же прямая зависимость между таким поведением и безоговорочным уважением ко всем старшим не прослеживается, скорее дело в неправильном воспитании.
Воспитание у дошкольников уважения к старшему поколению
«Уважение и почитание старших поколений – закон нашей жизни».
«Если ребенка учат добру, в результате будет добро;
учат злу – в результате будет зло –
ибо ребенок не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать».
Каждая эпоха предъявляет к человеку разные требования, тем самым, формируя определенные приоритеты на данный момент. Но есть вневременные ценности- это нравственные качества личности. К ним относится доб рота,
отзывчивость, взаимопомощь и многие другие. Так ли необходимо в наше время, стремительно меняющихся технологий, помнить о нравственности, воспитывать в детях стремление помогать друг другу, совершать добрые поступки, учиться дружить. Возможно, это пережиток прошлого? Я решила разобраться в этом вопросе подробнее.
Дошкольный возраст – время вхождения ребенка в широкий социальный мир, время установления взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Именно в этом возрасте, необходимо задать ориентиры нравственного развития ребенка. В настоящее время многие дети не умеют общаться со взрослыми, друг с другом, не желают принимать и следовать нравственным нормам поведения. Несмотря на это, социологические исследования, проведенные среди родителей и детей, показывают, что самыми ценными качествами детей все-таки являются доброта и отзывчивость.
Уважение, почитание старших поколений – закон жизни. Есть вещи, которые посильны только старости, потому что в ней – мудрость многих поколений. Уважают не седины сами по себе, а то, что за ними, поэтому всеобщим уважением и почетом должны пользоваться старики. Всегда нужно помнить одно из главных правил человеческого общения, которое называют «золотым правилом нравственности». В учении древнекитайского философа Конфуция (VI-V в. до н. э.)золотое правило осмысливается как основа поведения: «Чего сам не желаешь, того не делай другим».Оно в той или иной форме вошло в моральное сознание всех цивилизованных народов: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Традиция почитания старших уходит своими корнями в далекое прошлое. Еще в Библии речь идет о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь.
Уважение к старшим формируется в ребенке годами, поэтому не существует волшебной палочки, способной вызвать в малыше положительное отношение к пожилым людям за пару минут или часов. Это кропотливая и каждодневная работа педагогов и родителей, если мы хотим вырастить личность, которой не чужды такие качества как любовь, милосердие, забота, отзывчивость по отношению к нашим старикам.
Воспитание уважительного отношения к старшим нужно начинать как можно раньше, но не позднее пяти лет. До этого времени дети не обращают внимания на возрастные рамки взрослых людей, они общаются и играют с ними на равных. Постепенно ребенок начинает понимать, что все люди разделяются на молодых, старших и пожилых. Однако их отношение к любой из этих категорий еще не выработалось, и в этом должны помочь родители. Как воспитывать уважение к старшим В процессе воспитания детей нужно внимательно относиться к вопросу своих взаимоотношений с родителями. Несмотря ни на что, необходимо контролировать собственное поведение, проявлять внимание и терпимость. Желательно, чтобы бабушки и дедушки активно участвовали в воспитании внуков, тем самым закладывая фундамент воспитания уважения к старшему поколению.
Большое значение имеет личный пример. Необходимо регулярно подчеркивать теплые чувства к родителям, постоянно говорить им теплые слова, интересоваться состоянием здоровья. В свое время это вернется сторицей в виде такого же отношения собственных детей. Время, проведенное вместе со стариками, должно оставить у ребенка только приятные воспоминания и чувство глубокого уважения к ним. Кроме того, детей с малых лет нужно научить сопереживанию и проявлению доброты к старшим. Здесь недостаточно одного личного примера. Родители должны замечать любые проявления вежливого отношения, добрых чувств и поощрять за это ребенка. Например, нужно обязательно похвалить, если он уступил место пожилому человеку в общественном транспорте и поставить в пример другим детям. Необходимо всячески поощрять желание ребенка помочь по хозяйству и всегда давать ему такую возможность. Если же некоторые дела еще не под силу, то отказывать нужно очень тактично, не обижая малыша. Помощь родителям служит реальным проявлением заботы и уважения детей к старшим. Воспитание доброты и уважительного отношения дает очень хорошие результаты с помощью сказок. Маленькие дети особенно восприимчивы к приключениям сказочных персонажей, а их взаимоотношения со взрослыми прочно откладываются в голове. Таким образом, воспитание уважения к старшим представляет собой длительный и разносторонний процесс. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо проявить терпение, тактичность и настойчивость в этом достаточно сложном вопросе.
В работе с детьми в нашей группе использовались следующие виды работы: занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. Эти занятия способствовали знакомству дошкольника с биографиями близких, историей семьи, своей родословной, воспитание бережного отношения к семейным реликвиям.Примерная тематика таких занятий: «Сколько «Я» в слове семья?», «Ветви и корни», «Сундук старой бабушки» и др.
В группе был проведен конкурс детского рисунка на тему «Мои любимые бабушка и дедушка», затем из лучших работ была устроена выставка с таким же названием. Во время предварительной работы с детьми мы рассматривали подборку работ художников –портретистов «Портреты пожилых людей».
В игровую деятельность детей мы включали такие дидактические игры как – «Письмо бабушке и дедушке», «Что умеют бабушки? Что умеют дедушки?», «Что мы подарим бабушке?» и др., направленные на формирование у детей доброго душевного расположения детей к старшим взрослым.
Чтение произведений художественной литературы (Бабель «У бабушки», Барто «Две бабушки», Благинина «Бабушка-забота», «Наш дедушка», затрагивающих тематику отношений с людьми пожилого возраста позволяют ребенку проникнуться настроением близкого человека, обогатить его опыт личных переживаний.
Во время досуга мы вместе с детьми обсуждали смысловое содержание пословиц о пожилых людях: «Семья стариками держится», «Молодость плечами крепка, старость—головою».
Воспитание уважения детьми людей пожилого возраста невозможно без участия родителей. Чтобы привлечь внимание среднего поколения к этой проблеме нами были проведена консультация на тему «Несколько полезных советов родителям по воспитанию у детей уважения к старшему поколению», акция «Сделаем вместе с ребенком подарок бабушке (дедушке)», совместная деятельность детей со старшим взрослым «Бабушкины пироги», «Дедушкины поделки».
Духовная забота о пожилых людях требует больших усилий, но зато она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потребность и желание общаться, делать приятное для близкого человека, заботиться о нем.
Фотоотчёт «Патриотическое воспитание дошкольников» Велика наша Родина, необъятны ее просторы! А начинается она для каждого из нас с родного края. Мы живем в маленьком, но очень уютном.
Консультация для родителей «Воспитание у детей уважения к старшим» Часто люди пожилого возраста поднимают тему неуважения детьми людей старшего поколения,их расстраивает то,что они посвятили свою жизнь.
Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.
Фотоотчет «Экологическое воспитание дошкольников» Презентация: «Экологическое воспитание дошкольников» Предлагаю вашему вниманию отчет по самообразованию: «Экологическое воспитание дошкольников».
Сенсорное воспитание младших дошкольников Сенсорное воспитание младших дошкольников (из опыта работы Макаровой А. Г.) Сенсорное воспитание- целенаправленное совершенствование, развитие.