за что можно поблагодарить бога
Как благодарить Бога, если нет благодарности?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Как благодарить Бога за все, если не чувствую этой благодарности? Когда сильные трудности и кажется, что жизнь идёт под откос, и ты молишься, а Господь как будто не слышит? Я знаю, что и в этом нужно благодарить, но не знаю, как заставить себя — нет сил, нападает ропот. Благодарю за ответ.
Отвечает иерей Сергий Савенков:
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5:16–18)
Дорогая Анна, если вы не чувствуете благодарности, то и благодарить не получится. Притвориться благодарным и быть им на самом деле не одно и тоже. Выше я привёл слова из послания апостола Павла, в которых предельно конкретно сформулирован этот призыв, а значит мы должны как–то это понять и применить к собственной жизни.
Благодарность Богу рождается естественным образом, когда мы видим, как Господь, вмешиваясь в течение нашей жизни, меняет её ко благу. В такой ситуации благодарить вполне просто и естественно. Например, ты опоздал на автобус, но на остановке встретил любовь всей своей жизни.
Далеко не всегда мы видим, что жизненные трудности приводят нас к чему–то хорошему. Призывая к постоянной благодарности, апостол призывает нас верить, что всё находится в руках Божиих. Указанные стихи апостола из послания к Фессалоникийцам можно интерпретировать и так — всегда благодарите, потому что благодаря Господу Иисусу Христу о вас исполняется воля Божия. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Действия Божии сокрыты от нас и не явны, в том числе и для того, чтобы мы выработали в себе навык доверять Богу.
Как быть с тем, что молитва остаётся без ответа? Тут хочется привести пример из жизни. Дети порой очень настойчиво что–то просят у своих родителей: приводят доводы, делают милое лицо, иногда требуют и угрожают, а в крайних случаях даже моют пол, но мудрые родители совершенно не принимают во внимание все вышеперечисленные «аргументы». Если то, что просит ребёнок, ему во вред — он этого не получит. Бывает и иначе. Чадо умоляет не причинять ему боль плачет и вопиет, но лечить зубы всё равно надо и мольбы остаются без ответа. Все эти примеры помогают понять нам, что решающее значение имеют не наши молитвы, а промысел Божий о нас. Господь преподал нам этот урок, когда молился в Гефсиманском саду перед своими крестными страданиями: «А сам отошел от них на расстояние брошенного камня, стал на колени и молился, говоря: “Отче, если Ты хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня! Но не Моя, а Твоя воля да исполнится”» (Лк.22:41–42). Вот «правильное» окончание любой мольбы и просьбы.
Нам есть за что благодарить Бога каждую минуту!
Предлагаем вниманию читателей портала беседу игуменьи Ново-Тихвинского монастыря Домники с сестрами обители о счастье и о том, что мешает нам быть счастливыми.
Пахарь из прошлого. Автор: Радов Лъчезар
В начале беседы хочу прочитать вам отрывок из письма святителя Николая Сербского. Одна его духовная дочь спросила его: «Почему в Евангелии не говорится о счастье?» И вот что ответил святитель Николай:
«Как же, душенька, не говорится? О чём же в Евангелии говорится больше, чем о счастье людей? Мне кажется, что Евангелие можно назвать Книгой счастья, а науку Христову – наукой о счастье. Тебя смутило, что в Евангелии не пишется именно слово ‟счастье”? Но вместо этого слова там есть другие слова, например, ‟радость”, ‟веселье”, ‟рай”, ‟блаженство”. Слово ‟блаженство” и означает наивысшее счастье. Знаешь, какую науку Господь преподал людям в первую очередь? Науку о счастье. Эту науку Православная Церковь всегда повторяет людям в начале литургии пением ‟Блаженны”».
Вот такой ответ дал святитель Николай своей духовной дочери. И действительно, могло ли быть так, чтобы в Евангелии не было сказано о счастье? Как могло Евангелие не дать ответа на самый главный вопрос, который занимает человека: что такое счастье и как его найти? Господь, придя на землю, к людям, начал Свою проповедь именно с ответа на этот вопрос. И Своим ответом Он для каждого человека сделал счастье очень близким, можно сказать, вложил его ему в руки.
Обычно человек представляет себе счастье как то, что наступит, когда изменятся обстоятельства
Обычно человек представляет себе счастье как нечто далёкое, то, что наступит, когда изменятся обстоятельства. Один, например, думает: «Если у меня будет другая работа, тогда я буду счастлив». Другой размышляет так: «Если у меня будут другие соседи, тогда мне будет хорошо». Третий считает, что для счастья ему не хватает какой-нибудь поездки. Бывает и так, что человек, например, мечтает поменять форму носа и думает, что тогда изменится вся его жизнь. И действительно, люди так и делают. Но часто человек, достигая того, чего хочет, видит, что счастья в этом нет. И тогда человек испытывает шок, так что порой даже полностью теряет смысл жизни. Так происходит всегда, когда человек гоняется за какой-либо мечтой, идеей. Этим он, можно сказать, обеспечивает себе несчастье. Старец Эмилиан объясняет, почему так происходит:
«Когда нас что-то занимает, когда мы желаем чего-то земного и упорно этого добиваемся, мы становимся несчастными, потому что думаем о своём желании, о порождении нашего сердца, а не о Боге».
Игумения Домника (Коробейникова) Человек становится несчастным, когда начинает гнаться за тем, что порождает его сердце, то есть его фантазия, его страсти. И это самая трагическая ошибка человека. В погоне за порождениями своей фантазии он упускает подлинное блаженство.
И Господь, зная эту мучительную проблему всех людей, сразу дал им её разрешение. Он сказал: «Не ищите счастья где-то далеко. За ним не надо куда-то бежать, торопиться, добиваться. Блаженство рядом, оно внутри вас». И затем Он рассказал им, в чём подлинное счастье, то есть дал заповеди блаженства. Когда человек их исполняет, тогда и становится счастливым.
Кто-то, может быть, скажет: «Но как же исполнить все эти заповеди? Они так трудны и высоки!» На самом деле есть способ исполнить их все сразу. И этот способ доступен любому человеку. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
Благодарность – это и есть тот способ, с помощью которого человек исполняет все заповеди блаженства и становится счастливым.
Благодарность – способ, с помощью которого человек исполняет заповеди блаженства и становится счастливым
Всё, что нас окружает, всё, что с нами происходит, может стать для нас темой для помыслов: «Почему он/она так себя ведёт? Почему у меня такая работа? Опять снег пошёл, опять дождь, опять всё не так…». И тогда, конечно, никакого счастья и блаженства мы не чувствуем. Но стоит нам начать благодарить, например, произносить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!» – конечно, не только устами, но и всем сердцем, – и мы уже вскоре ощущаем, что мы блаженны. Ведь когда мы благодарим, то в этом выражаем и глубокое смирение, и кротость, и своё стремление к чистоте сердца, то есть всё, что описано в заповедях блаженства.
У святителя Николая Сербского есть такая интересная притча. Он рассказывает о некоем вельможе, который жил во дворце в большой роскоши и неге, всё у него было, но при этом мучила его тяжкая хандра. И вот однажды решил он, чтобы развеяться, отправиться в путешествие. Долго он ехал на своём коне, но не встретил на пути ничего интересного. Пока, наконец, не подъехал он к одному полю, на котором был пахарь с двумя волами. И здесь богач увидел необычную картину. Дальше я зачитаю:
«Видит вельможа: один вол лежит на земле, другой стоит в ярме, а пахарь – в борозде, на коленях, с воздетыми руками непрестанно восклицает: ‟Слава Тебе, Боже! Благодарю Тебя!” В полном недоумении вельможа слез с коня, подошёл к пахарю и спросил:
– За что ты так благодаришь Бога, приятель?
– Пал у меня один вол, – ответил пахарь.
– И ты за это благодаришь Бога? – удивился богач.
– Ничего не понимаю! – сказал вельможа. – Другой бы на твоём месте рыдал, стенал и жаловался на несправедливость неба и земли, а ты благодаришь Бога! Объясни: за что?
Вздохнул пахарь и говорит:
– Я человек грешный, потому и свалилось на меня это несчастье. Вместо того, чтобы наказать смертью меня за мои грехи, Господь взял у меня одного вола. Как же мне не благодарить Его?
Удивился вельможа ещё больше и снова спрашивает:
– Хорошо, но как же ты теперь станешь пахать на одном воле?
– Господь управит! – ответил пахарь, и лицо его осветилось лёгкой улыбкой.
Вельможа подумал, что он, живущий во дворце, годами не улыбался так светло, как этот бедный крестьянин. Тогда богач достал из кармана несколько золотых монет.
– Вот, возьми, – сказал он крестьянину, – купи себе другого вола. Сегодня я научился у тебя многому.
Крестьянин радостно воскликнул:
– Не говорил ли я тебе, господин, что Господь всё управит?
И он опять воздел руки к небу и громко повторил:
– Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
На этом притча могла бы и закончиться. Но у неё есть продолжение. Святитель Николай рассказывает, что после этой встречи вельможа отправился в обратный путь, и когда подъезжал к своему дворцу, увидел, что он объят пламенем. Что же сделал вельможа? Он упал на колени, воздел руки и воскликнул: «Благодарю Тебя, Боже! Благодарю Тебя, Боже!»
А слугам, изумлённым его поступком, он сказал: «Успокойтесь! Я столько лет не благодарил Бога, хотя Он всё мне давал. Начну благодарить теперь, когда Он у меня забирает. Теперь настало для меня время труда, а это и есть то, что мне нужно, чтобы вернуть смысл жизни». И вельможа усердно предался труду, начав строить новый дом. И, как пишет святитель Николай,
«дух его воспрянул, на душе прояснилось, сердце развеселилось. И привык богач изо дня в день благодарить Бога за всё».
Так заканчивает свою притчу святитель Николай. Она звучит как сказка, но описывает реальные вещи. Действительно, ни один человек, который благодарил Бога, не обманулся. Благодарность открывает человеку глаза, так что он начинает видеть, как Бог действует в разных обстоятельствах его жизни, как Он непрестанно изливает на него Свою любовь. И естественно для человека всегда быть благодарным Господу, ибо всякому человеку в любую минуту его жизни есть за что благодарить Бога.
Помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь
Наоборот, тот, кто не благодарит, обманывается постоянно. Такого человека обманывают его собственные помыслы. У него может быть всё прекрасно, всем одарил его Бог. Но есть у него какая-нибудь маленькая особенность, которую он считает недостатком. И вот, человек 30 лет об этом недостатке думает и считает себя несчастным. Например, кто-то думает, что ему не повезло с родителями: «Если бы я родился в другой семье, то был бы счастливым». Кто-то считает, что во всех его трудностях виноваты его рыжие волосы, потому что в детстве его все за это дразнили. Другой сетует, что он учился не в лучшей школе или не получил высшего образования. И вот эти помыслы так застилают человеку глаза, что он не видит даров Божиих, которыми полна его жизнь. И получается очень странная вещь: человек богато одарён от Бога, все любуются им, а он от малейших помыслов делается несчастным! Преподобный Паисий Святогорец говорил об этом:
«Почему мы вместо того, чтобы радоваться и благодарить Бога за все доброе, занимаемся глупостями и соблазняемся от малейшего: почему он сказал мне так, почему он посмотрел на меня не так, почему он взял стакан и пошёл туда, а не сюда. и тысячи других детских вещей».
Так помыслы могут обманывать человека, как бы ослеплять его и делать его жизнь мрачной. И чтобы не допустить этого, важно всегда наблюдать за своим сердцем. Как только заметим, что нас что-то огорчает, приближается к нашему сердцу помысел: «Я несчастный, потому что со мной то и то произошло, или у меня того и того нет…», – будем знать, что самая большая ошибка – поверить этому помыслу. Такие помыслы могут возникать и в каких-то неожиданных повседневных ситуациях, и просто оттого, что мы привыкли носить в себе давнишнюю обиду или огорчение. Будем трудиться, бодрствовать, чтобы не впускать эти помыслы, не беседовать с ними, но всегда хранить в сердце чувство благодарности Богу. Вспомним ещё раз мудрые слова преподобного Паисия Святогорца:
«Пусть всё, что с нами случается, будет для нас не темой для помыслов, а поводом для благодарности».
В этих кратких словах – вся тайна счастья. Не в том блаженство, чтобы иметь что-то внешнее, чтобы переменить обстоятельства, а в том, чтобы за всё благодарить и через это быть в мире с Богом и чувствовать Его любовь. Как говорит преподобный Силуан Афонский:
«Раньше я думал, что вот счастье, на земле: я здоров, красив, богат, и люди любят меня. И я этим тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на всё счастье мира стал смотреть, как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит душу, и она в мире глубоком созерцает Господа».
За что благодарить Бога?
Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов. ( Иак. 1:17 ).
Глупому – «счастье», умному – «Бог дает».
Всё Божие, что ни имеем, кроме грехов.
Для человека создал Бог небо, украшенное звездами, для человека создал Он землю, – и люди возделывают ее для себя.
Господь – наш Творец и Создатель, от Него мы получили самое бытие и жизнь свою. Он сотворил наше тело. Он вдохнул в нас бессмертную душу, животворящую наше тело. Он даровал нам разум, которым мы отличаемся от неразумных животных. Он даровал нам свободную волю, которая делает нас самовластными в наших действиях. Он даровал нам сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией и испытывать в жизни счастье, радость и блаженство.
Господь Бог есть Промыслитель и Хранитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое согревает, освещает и увеселяет нас. Он благотворит нам, посылая подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши ( Деян. 14:17 ). Он заповедал земле взращивать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы, и моря, и реки, птицы, рыбы, земля, воздух – все служит по Божию определению к нашей пользе и наслаждению. Не видеть всех этих благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком.
Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нестерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (р. в 1919).
Мы примечаем наши ничтожные дела по тому самому, что они ограничены и малы, потому что начинаем их и оканчиваем, усиливаемся для них и устаем от них и, напротив, не примечаем иногда благодеяний Божиих по тому самому, что они велики, потому что готовы без усилий, повсеместны, всегдашни. Надобно иногда временное и местное отъятие благотворной руки Божией, чтобы люди справедливее оценили благодеяние Божие, которым долго без внимания пользовались.
Благодарность Богу за полученные от него дары есть сосуд, в который благодать Божия полагает новые.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867).
Плоть и Кровь Сына Божия ежедневно преподаются христианам во очищение и освящение душ и телес их. Одно это Таинство вызывает всегдашнюю, всесердечную благодарность Богу. Потому-то и называется оно – Евхаристией, или благодарением.
Не будем же беспечны, но каждый из нас ежечасно, сколько может, да размышляет не только об общих благодеяниях, но и о частных, ему самому оказанных Богом… чрез это он в состоянии будет возносить Господу непрестанное благодарение.
Случилось ли с тобой хорошее – благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое – благословляй Бога, и худое прекратится. Так и Иов, быв богатым, благодарил, и, быв бедным, славословил.
Если мы за то благодарим, за что другие богохульствуют, от чего приходят в отчаяние, – смотри, какое здесь любомудрие: во-первых, ты возвеселил Бога, во-вторых, посрамил дьявола, в третьих – показал, что случившееся ничто. В то самое время, когда ты благодаришь, и Бог отъемлет печаль, и дьявол отступает.
Наипаче будь благодарен в скорбях, потому что чрез них яснее ощутишь вспомоществующую благодать.
Всякое благо, какое имеем, и всякое добро, какое делаем, есть Божие и от Бога.
Богу не нужны твои благодарения, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище сих благодеяний в тебе есть благодарное сердце.
Позаботься же возгревать в себе чувства благодарения к Богу с первого момента по пробуждении от сна, во весь день и засыпай со словами благодарения на устах, потому что ты погружен в Божии благодеяния, в числе которых и самый сон.
С внутренним действием сознания своего окаянства и смирения себя перед Богом подвигнись и на теплое воспоминание великих милостей, лично тебе явленных Богом и тем оживив в себе любовь к Нему, расположи себя к благодарению и славословию Его, и самым делом возблагодари и восславословь Его тепло из глубины души.
Когда придет тебе на ум какой добрый помысл, обратись к Богу и, сознав, что он Им послан, благодари Его.
Благопризнательный скоро входит в любовь Божию, а неблагодарный пес, схватив хлеб, тотчас оставляет давшего.
Сперва должно поблагодарить Бога за все необходимое для ежедневной потребности, что имеем, а потом уже пользоваться имеемым.
Но да не будет благодарение, как того фарисея ( Лк. 18:11 ), осуждающее других и оправдывающее себя; но, скорее, как более всех находящееся в долгу, и по недоумению благодарящее, и с ужасом рассматривающее неизреченное долготерпение Божие.
Как правильно благодарить Бога, Богородицу и святых?
Согласно практике Православной Церкви, за все благодеяния, о которых мы просили в наших молитвах, полагается благодарить только Самого Бога. И это вполне закономерно, поскольку к святым христиане обращаются как к ходатаям у Бога, имеющим дерзновение перед Ним. Но единственным источником и причиной всего, кроме греха, является Сам Господь.
Существует особый чин — Благодарственный молебен Спасителю. Его можно заказать в любом храме, но обязательным условием является присутствие на молебне того, кто его заказал. Также молиться можно и дома, например, прочитать Акафист Пресвятой Богородице, как главной Ходатаице о нас перед Богом. А вообще Господь, Матерь Божия и все святые радуются тому, когда мы имеем с ними общение в Церкви, причащаемся, исповедуемся, то есть проводим благочестивую христианскую жизнь, — это и будет настоящей, угодной Богу жизнью, которая вся должна быть благодарностью Господу за все Его неисчислимые на нас благодеяния.
иеромонах Дорофей (Баранов)
Когда мы служим молебен святым угодникам Божиим, то, обращаясь к ним, надеемся, что они своей святой молитвой испросят нам от Бога милости, помощь, укрепление. Поэтому, когда священник служит молебен в храме, он обращается к святому и просит его молитвенного предстательства. Например: Святителю отче Николае, моли Бога о нас. Конечным образом нам всегда помогает Сам Господь, Который и является Источником всех благ и милостей для нас. Поэтому благодарение (благодарственный молебен) в храмах всегда возносится Богу, а не святым людям.
Главной радостью для святых является то, что мы обращаемся к ним с просьбой помочь нам своей святой молитвой к Богу. Они при жизни учились молиться и помогать другим, они и оказавшись в вечности и обретя дерзновение пред Господом, продолжают помогать нам, прося для нас у Бога помощи. Поэтому благодарственный молебен всегда служится Богу, а не его святым угодникам.
протоиерей Андрей Туров
Можно ли Богу, Богородице и святым говорить «спасибо»?
Лучше выразить это словами благодарения или хваления, потому что в прямом смысле «спасибо» – это «спаси Боже», и его естественней обращать к людям.
протоиерей Максим Козлов
Можно ли Богородице и святым говорить Помилуй?
Лучше придерживаться традиции Церкви, то есть Богородице и святым говорить «моли Бога о нас», а также обращаться к Богородице «спаси нас».
архимандрит Рафаил
Какие существуют благодарственные молебны?
В Богослужебных книгах Православной Церкви не существует благодарственных последований святым или бесплотным силам, а только благодарственный молебен Спасителю, именуемый: Последование благодарственного молебного пения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
Если мне по жизни не везет, как и почему я должен благодарить Бога?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Благодарность — одно из важных качеств, свойственных человеку. Благодарность Богу — это то, что выводит нас за пределы трехмерного мира и открывает двери Божественной реальности. Поблагодарить Господа — значит преодолеть собственную ограниченность, приникнуть к источнику жизни, добра и любви, преобразить собственное существование, ощутить счастье общения и единения с Творцом. «Самый несчастный человек на свете — это атеист, он видит морской закат, и ему некому сказать спасибо за эту красоту», — писал Гилберт Кийт Честертон.
Благодарность Богу — одна из часто встречающихся тем в Священном Писании. Она составляет основное содержание многих псалмов. Глубоким чувством благодарности наполнены прекрасные библейские гимны: песнь Мариам, воспетая сестрой пророка Моисея после чудесного перехода евреев через Красное море, и песнь трех отроков, которую они вознесли, когда Ангел Божий спас их от смерти в огненной печи. Иисус Христос удивляется неблагодарности исцеленных Им прокаженных, из которых только один пришел Его поблагодарить. А апостол Павел прямо заповедует: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).
Но каким образом может поселиться в сердце благодарность Богу, если жизнь идет под откос, мир вокруг рушится и впереди не видно никакой перспективы? Оказывается, может, но лишь в том случае, если мы посмотрим на обстоятельства нашей жизни и ее смысл под иным углом зрения.
Чаще всего мы сами является причиной как наших бед, так и радостей. Конечно, речь тут не идет о неизлечимой, смертельной болезни или иной напасти, которая обрушивается на человека внезапно и не является следствием его мировоззрения, характера и поведения. Хотя и тут высказываются мнения, что многие заболевания — в том числе рак — имеют психосоматическую природу и берут свое начало во внутреннем устроении человека. Но в любом случае не Бог является причиной наших горестей, а произошедшее в результате грехопадения удаление человечества от Бога и несовершенство нашего лежащего во зле мира (ср. 1 Ин 5:19). Как писал святитель Афанасий Великий, «зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности; но люди, с утратой представления о добре, сами себе, по своему произволу, стали примышлять и воображать не сущее».
Бог, напротив, любит нас и, несмотря на наши грехи и ошибки, предоставляет нам возможность оставить грех и начать новую жизнь, ведущую к счастью. Для этого Он воплотился на земле, пострадал за грехи людей и воскрес вместе с воспринятой Им человеческой природой, исцелив ее от греха и открыв таким образом для каждого из нас путь к Себе. Уже упомянутый выше Афанасий Великий сказал об этом очень ярко и образно: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Понимание того, что, несмотря на мои грехи и заблуждения, Бог все равно любит меня, желает мне спасения и готов при наличии у меня воли и стремления к изменению дать мне благодатные силы и помочь обрести спасение, может стать основой для благодарности. А к этому постепенно добавится и остальное — человек начнет видеть руку Божию в самых разных обстоятельствах жизни, там, где ранее этого не замечал: в красоте и величии природы, дыхании теплого ветра, солнечных лучах, улыбке соседа по лестничной клетке. Так со временем мы научаемся благодарить Бога «за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неведомые благодеяния, совершившиеся для нас», как говорится в молитве, которую священник возносит во время богослужения.
За этот прорыв во времени и пространстве, за возможность усвоить плоды искупительного подвига Спасителя, духовно и физически соединиться с Ним в таинстве Причастия не благодарить невозможно. Невозможно без благодарности и само ощущение жизни, даже если в ней происходят болезненные события — ведь и они тоже позволяют понять что-то важное или избавляют от чего-то ненужного. Эта благодарность нужна не Богу, она нужна нам. Когда мы искренне благодарим Бога, то тем самым приближаемся к Нему, производим очень важное изменение в самих себе, возрастаем в подобие Божие.