за что можно попасть в ад в христианстве
Вопросы об аде и рае
На них отвечает кандидат богословия преподаватель СПбДАиС иеромонах Кирилл (Зинковский)
— 90 процентов всех верующих представляют ад и рай именно такими, как их описывал Данте: совершенно материальными. Подобные представления нередко можно встретить и в православной литературе, предназначенной «для широкого читателя». До какой степени такие представления допустимы?
— Прежде всего нужно сказать, что грубые представления средневекового католического Запада ни в коей мере не соответствуют святоотеческому православному Преданию. Святые Отцы Церкви, размышляя о рае и аде, всегда основывали свои рассуждения на безмерной благости Божией и никогда не смаковали в подробностях (как это мы находим у Данте) ни мучения ада, ни блаженства рая. Рай и ад никогда не представлялись им грубо материальными. Не случайно прп. Симеон Новый Богослов говорит: «Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает». Точно так же, по мысли прп. Ефрема Сирина, «сокровенное лоно рая недоступно созерцанию». Рассуждая о тайнах будущего века, Отцы Церкви учат согласно с Евангелием, что геенна уготована не для людей, а для падших и укоренившихся во зле духов, а Святитель Иоанн Златоуст отмечает воспитательное значение, которое имеет ад для человека: «Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе». Современный греческий богослов митрополит Иерофей Влахос вообще говорит об отсутствии в учении Отцов понятия о тварном аде — таким образом, он решительно отрицает те грубые представления, которыми полно франко-латинское предание. Православные Отцы упоминают и о тонких, духовных, «внешних» рае и аде, но основное внимание они предлагают обратить на «внутреннее» происхождение того состояния, что ждёт человека в будущем веке. Духовные рай и ад — это не награда и наказание со стороны Бога, а, соответственно, здравие и болезнь человеческой души, особенно ясно проявляющиеся в ином бытии. Души здоровые, то есть потрудившиеся над очищением от страстей, испытывают на себе просвещающее действие Божественной благодати, а души больные, то есть не соизволившие подъять труд очищения, — действие опаляющее. С другой стороны, мы должны понимать, что, кроме Бога, никто и ничто не может претендовать на совершенную невещественность: ангелы и души, конечно, обладают качественно отличной от видимого мира природой, но всё же они достаточно грубы по сравнению с абсолютным Духом Божиим. Поэтому их блаженство или страдания нельзя представлять чисто идеальными: они увязаны с их природным строем или нестроением.
— Всё-таки есть ли какая-то разница между тем раем, куда попадают праведники после смерти, Царствием Божиим и будущей, вечной жизнью после всеобщего воскресения?
— Очевидно, разница есть, так как, по мысли Святых Отцов, и блаженство, и мучение увеличатся после всеобщего воскресения, когда души праведников и грешников воссоединятся с их восстановленными из праха телами. Согласно Писанию, полноценный человек есть Богом созданное единство души и тела, поэтому разлучение их противоестественно: оно является одним из «оброков греха» и должно быть преодолено. Святые Отцы рассуждали, что само соединение, вхождение души в воскрешённое Богом тело будет уже началом усугублённых радости или страдания. Душа, соединяясь со своими телесными членами, которыми она когда-то творила добро или зло, будет сразу испытывать особые отраду или скорбь и даже отвращение.
— Об аде. Понятно, почему его называют «вечной мукой», но встречается и такое выражение, как «вечная смерть»… Что это? Небытие? Вообще, если всякая жизнь от Бога, то как могут существовать (пусть даже в вечной муке) те, кто отвергнут Богом?
— Вообще-то в Священном Писании нет выражения «вечная смерть», встречается сочетание «вторая смерть» (Деян. 20 и 21). Зато постоянно говорится о тайне «вечной жизни», «вечной славе» спасённых. Понятие «второй» или «вечной» смерти разъясняется у Святых Отцов. Так, поясняя её тайну, свт. Игнатий Брянчанинов отмечал, что «преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни». Это вечное прекращение личного общения с Богом будет главным страданием осуждённых. Свт. Григорий Палама так поясняет соединение внешних и внутренних мук: «при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать надлежащую муку».
Даже в аду нельзя говорить о совершенном отсутствии Бога, Который наполняет Собой весь тварный мир, в то же время не смешиваясь с ним. «Аще сниду во ад, Ты тамо еси», — возглашает богодухновенный Давид. Однако прп. Максим Исповедник говорит о различии благодати бытия и благобытия. Очевидно, что в аду бытие сохраняется, а благобытия быть не может. Происходит таинственное истощание всякого блага, что и может быть названо духовной смертью. Самого дара бытия не может отречься созданное Богом творение, а присутствие Творца становится мучительным для отрекшихся от бытия с Ним, в Нём и по Его законам.
— Почему Церковь говорит о двух судах: частном, случающемся с человеком непосредственно после смерти, и всеобщем, Страшном? Разве не достаточно одного?
— Душа, попадая в загробный мир, понимает со всей отчётливостью, что не может быть согласия между добром и злом, между Богом и сатаной. Пред лицом Божественного Света человеческая душа видит сама себя и ясно осознаёт соотношение света и тьмы в себе. Это и есть начало так называемого частного суда, в котором, можно сказать, человек сам себя судит и оценивает. А окончательный, последний, Страшный суд связан уже со Вторым пришествием Спасителя и окончательными судьбами мира и человека. Этот суд более таинственен, он учитывает как ходатайство Церкви о своих чадах, особенно через безкровную литургическую жертву, приносимую в ходе истории, так и глубинное всеведение Божие о каждом из Его творений и окончательное определение всякой свободной личности в своём отношении к Богу, когда Он явится перед лицом всех и каждого.
— В нашей жизни люди, отрицающие чью-то любовь — Божескую ли, человеческую ли, — живут очень хорошо: они, как говорится, не грузят себя лишними проблемами. Почему же после смерти, отрицая Божескую любовь, они будут мучиться? Другими словами: если человек сам, по своей воле, по своему вкусу выбрал путь противления Богу, почему он от этого будет страдать?
— Страдание человека, отвергшего Бога и Божественную любовь, отвергшего христианское самопожертвование, будет заключаться в том, что ему откроется вся бесконечная красота Бога, который есть Любовь. Откроется ему и уродство собственного эгоистического бытия. До конца осознав истинное положение вещей, человек-эгоист неизбежно ощутит страдание — так страдает уродец и предатель, оказавшийся в обществе благородных и прекрасных героев. «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жёстко это мучение любви!» — так зрит адское мучение бесплодного раскаяния прп. Исаак Сирин. При этом надо подчеркнуть, что самолюбивая гордость, в которой закоснеют обитатели ада, не позволит им признать свою неправоту и уродливость выбранного ими пути, несмотря на его абсурдность. Цель и смысл всякого пути более всего очевидны в его конце, как качество плода понятно при его созревании, а так как ад есть конец и результат богоборческого выбора, то в нём и станут ясны как бытийные основы, так и горькие последствия гордого и нераскаянного противления Творцу.
— Рассуждая по-человечески, не все люди замечательно хороши и не все беспросветно злы. Святых и злодеев мало, основная масса — серая: и добрая, и злая (а может быть, вернее: ни добрая, ни злая). Такое впечатление, что мы не дотягиваем до рая, но и адские мучения — это в нашем случае слишком жестоко. Почему Церковь не говорит ни о каком промежуточном состоянии?
— Опасно мечтать о получении в будущей жизни эдакого лёгкого, среднего местечка, ради которого не нужно особо напрягать свою волю. Человек и так слишком расслаблен духовно. Святые Отцы говорят о разных обителях в раю и аду, но тем не менее ясно свидетельствуют о чётком разделе на Суде Божием, которого никому не избежать. Наверное, многие грехи земной жизни человеческой условно можно назвать «малыми», оправдать слабостью людской. Тем не менее тайна Божиего суда состоит в том, что этот суд всё-таки будет, хотя единственным желанием Бога является общее спасение. Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Строго говоря, мы должны бояться не столько наказания внешнего, сколько наказания внутреннего, не ада как окончательного осуждения, а даже малого оскорбления благости Божией. У старца Паисия Афонского есть мысль, что не многие попадут в ад, но даже если мы избежим его, каково будет нам предстать перед Лицом Божиим с неочищенной совестью? Вот в чём должна быть главная обеспокоенность христианина.
Кроме того, важно понимать, что при вступлении в духовный мир в душе человека происходит молниеносная борьба между живущими в ней тьмой и светом. И непонятно, каков будет результат этой схватки несовместимых сил, обнаживших свою суть, скрытую до смертного исхода под «завесой плоти». Само это внутреннее противостояние уже мучительно для их носителя, а насколько удушлива победа внутренней тьмы над светом, вообще трудно говорить.
— И ещё о «малом грехе». Неужели можно попасть в ад за то, что съел котлету в пост? За то, что курил? За то, что изредка позволял себе некие не вполне пристойные мысли (не дела)? Словом, за то, что не был затянут в струнку каждую секунду своей жизни, а порой позволял себе «немного расслабиться» — по человеческим меркам вполне простительно?
— Дело не в кажущейся жестокости Бога, Который якобы готов послать в геенну за малую человеческую слабость, а в таинственном накоплении силы греха в душе. Ведь «малый» грех хоть и «мал», но совершается, как правило, многократно. Как песок, состоящий из мелких песчинок, может весить не менее большого камня, так и маленький грех набирает силу и вес с течением времени и может тяготить душу не менее «большого» греха, совершённого один раз. Кроме того, очень часто в нашей жизни расслабление «в малом» незаметно подводит к большим и очень серьёзным грехам. Не случайно ведь и Господь сказал: «. верный в малом и во многом верен» (Лк.16:10). Излишние напряжённость и мелочность зачастую даже вредят нашей духовной жизни и к Богу не приближают, но требовательность в отношении к себе, к нашей духовной жизни, в нашем отношении к ближним и к Самому Господу для христианина естественны и обязательны.
Кто попадёт в Ад?
Что такое Ад? Обрекает ли на вечные муки нарушение одной заповеди? Что говорит об Аде Священное писание? Как вымолить душу из Ада?
Отлучена от причастия
Моя знакомая Ирина, дама лет тридцати пяти, всегда была верующей. Но жить по церковным канонам стала несколько лет назад, когда переехала из Москвы в Подмосковье после развода. Мужа у неё увела юная соперница и, наверное, поэтому Ирина стала считать себя старой. Она сдалась обстоятельствам и заявляла, что в её возрасте надо думать только о душе. Но со временем оказалось, что это не совсем так.
Ирина добиралась в церковь на такси, и один водитель, симпатичный брюнет, приглянулся ей. Они говорили о жизни, о политике, и его рассуждения, довольно категоричные, заводили Ирину. Она была неравнодушна к брутальным и остроумным мачо, а Юрий был именно таким. Узнав его телефон, Ирина стала ездить по делам только с ним.
Она снова стала покупать модную одежду, завивать свои длинные русые волосы и соблюдать диету, потому что была склонна к полноте. Затем ей понадобился какой-то ремонт в доме, Юрий ей помог. Постепенно они сблизились и стали любовниками — нелегко хранить целомудрие в наше время.
До поры до времени Ирине казалось, что она нашла своё счастье и вот-вот создаст новую семью. Как христианка она усердно молилась о законном браке и уже представляла, какой эффектный белый костюм купит для венчания. Но вдруг оказалось, что таксист её мечты женат и является отцом двух сыновей.
В смятении чувств Ирина решила исповедаться своему духовнику, пожилому и строгому. Тот выслушал трагический монолог, заявил, что её роман ничто иное, как блуд, и отлучил от причастия.
Разумеется, духовный отец Ирины считал, что эта радикальная мера приведёт её к покаянию, однако, страсть к таксисту оказалась сильней. Ирина пояснила мне так:
— Я перестала ходить в церковь, поститься и молиться, потому что всё равно попаду в Ад. Терять мне нечего. С христианской точки зрения, моя душа обречена, потому что мы с любимым не можем обвенчаться. Но я не в силах отказаться от Юры. Будь что будет!
И я задумалась: действительно, что ждёт человека, который нарушил одну заповедь, но не нарушил остальные?
Каждый из нас небезупречен. Каждый в чём-то грешен: кто-то не всегда почтителен к отцу и матери, кто-то подворовывает на работе, кто-то не может сдержаться от осуждения.
Большинство так и не смогут стать идеальными христианами.
Значит ли это, что все мы попадём в Ад? Но тогда какой смысл ходить в церковь, носить крест, отмечать православные праздники и в беде уповать на Бога?
Пришлось искать ответы.
Что такое Ад?
В Библии про Ад сказано немногое, но основное: это место посмертного мучения грешников. На него есть указания как в Ветхом, так и в Новом завете.
«Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога» (Пс.9,18).
«Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк.13,28).
«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25,41).
«..лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь не умирает и огонь не угасает» (Мк.9,45–46).
Обязательные атрибуты Ада — огонь и дым во тьме, его хозяева — духи зла.
Но не указано, что Бог сотворил это ужасное место. Ад возник, как следствие греха, и его территория непрерывно расширяется, ведь туда поступают всё новые жертвы пороков. Святые полагали, что Ад находится внутри Земли, туда душа нисходит, ввергается, а в Рай, наоборот, поднимается, возносится. Таково мнение Василия Великого, Афанасия Великого, Кирилла Александрийского.
В воображении наших предков Ад обрёл материальную картину. Он напоминает гигантскую средневековую пыточную, где во власти бесов пребывают те, кто не спас свою душу.
Вспомним «Божественную комедию» Данте, подробно описавшего разнообразные муки грешников. Вряд ли поэт лично спускался в бездну, но дал волю фантазии:
«Обрывки всех наречий, ропот дикий,/Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
Плесканье рук, и жалобы, и всклики/Сливались в гул, без времени, в веках,
Кружащийся во мгле неозаренной,/Как бурным вихрем возмущенный прах».
Или «Сошествие во Ад» Юрия Кузнецова:
«Мы приближались к пучине под именем Ада,
К бездне, окутанной тучами страха и смрада.
Полный печали и трепета, я произнёс: — Мы под Землей?
— Под Вселенной! — ответил Христос».
Симеон Новый Богослов говорит, что Ад и тамошние муки каждый воображает по-своему, но каковы они в действительности, никто точно не знает. Ад предстаёт таким, каким может постичь его сам человек, пытаясь отразить загробные муки словами земного мира.
Святые отцы, понимая это, в своих книгах уделяли большее внимание не внешним подробностям Ада, а внутреннему состоянию человека, которое тот стяжает к исходу жизни. Боролся ли ты со страстями? Творил ли добро? Крепко ли верил в Бога?
Кто избежит геенны?
В Евангелии нет точных количественных указаний на то, сколько людей спасётся, но Христос даёт понять, что это сложный процесс:
«Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». (Матф. 7:13-14).
Однако в изображении Страшного суда (Мф. 25) Спаситель не говорит о том, что овец мало, а козлищ много.
В Библии перечислены заповеди, нарушать которые преступно. И указаны душепагубные грехи. Так апостол Павел констатирует:
“Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10).
Тем не менее, разбойнику, уверовавшему во Христа на кресте, Сын Божий обещал: «Ныне же будешь со мною в Раю!» А уж разбойник-то наверняка воровал, убивал, сквернословил, целомудрия не хранил.
Если спасся разбойник, разве нельзя спастись нам, не подстерегавшим жертв на большой дороге?
Путь ко спасению один – чувство всеобъемлющей веры и раскаяние.
Именно они преобразили благоразумного разбойника, сделав его вмиг праведником. Он признал, что осуждён справедливо и смиренно попросил Иисуса вспомнить его в Небесном царствии (Лк. 23:39-43).
В истории христианской Церкви были и другие разбойники, ставшие святыми (Варвар Луканский, Антоний Карейский, Давид Ермопольский). Но спаслись они не столь быстро, как первый, а вследствие длительного покаяния – аскетических подвигов, многолетних молитв и даже намеренного мученичества.
Это даёт надежду и нам, жертвам страстей, найти силы на преодоление слабостей.
Но стоит учесть, что есть особые, смертные грехи, служение которым необратимо истощает душу.
Протоиерей Георгий Климов поясняет:
Возвращаясь к истории о блуднице
Но вспомним рабу Божию Ирину, отлучённую от причастия за связь без венчания. Статистика говорит, что половина российских пар не узаконила брак. Что ждёт таких людей?
Константинопольский Патриарх Геннадий с епископами узнал о смерти известного благотворителя, и долго спорили о его посмертной участи. Одни говорили, что он спасён, благодаря своей щедрости. Другие считали, что, наоборот, он ввержен в геенну огненную за распутство.
Патриарх приказал всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтобы открылась миру участь души почившего. Вскоре некий затворник пригласил к себе патриарха с приближенными и поведал о своём видении:
«В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же — огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям.
И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего «Человек! Что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен от муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая».
Патриарх и его спутники, услышав это, были объяты страхом и сказали: «Истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк бо грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает» (1 Кор. 6, 18).
Значит, блудники могут быть избавлены от адских мучений, если совершали дела милосердия. Но и в рай не попадут, останутся вечно стоять связанными на распутье. Ведь и при жизни такие люди не сделали выбор, чередуя добрые поступки с греховными.
Но это один частный случай, исход может быть разным.
Мы помним, как стала святой бывшая блудница Мария Египетская. Главное, не отворачиваться от Бога, не отвергать его, а пытаться противостоять своим страстям.
Мнение церковнослужителя
Протодиакон Сергий Шалберов прокомментировал:
Протодиакон Сергий Шалберов
«Рай и ад – состояния нашей души по отношению к Богу. Так Писание учит, что Царство Божие – это не географическое понятие и не физическое положение, а духовное состояние: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
И поскольку указано: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк 17:20-21), то верна и альтернатива, что адские муки – тоже наше внутреннее состояние. Наши грехи и страсти подобны тлеющим уголькам, способным разгореться в адское пламя, нестерпимо жгущее душу в вечности – это и есть огненная геенна.
То есть суть вечных мучений не в том, что грешники наказаны по нелюбви к ним, а потому, что они сами оказались неспособны к любви. Не в гневном отвержении оступившихся суть мучений, а в их личном отвержении Бога и обращенной к ним Его любви.
Действительно, как находиться в Раю тому, кто не любит Бога и ничего не сделал для того, чтобы явить эту любовь в собственной жизни? Это и станет для грешника настоящим мучением, адом. Чтобы лучше понять это, представьте себе горького пропойцу, у которого с похмелья “трубы горят”, на блестящем праздничном концерте филармонического оркестра, посаженного с заботливой любовью впереди всех на первом ряду партера. Что он будет чувствовать? Адские муки! Именно в этой способности (или неспособности) души заключается суть и адских страданий, и райского блаженства.
Нет среди людей абсолютных грешников, как нет и абсолютных праведников – потому-то и отпущены каждой душе посмертные сорокадневные поиски “места упокоения”, когда сопоставляются Богом и наши грехи, и наши добродетели.
Но одного осознания греховности своей природы недостаточно – от истинного покаяния обязательно должны происходить достойные плоды. Блаженный Феофилакт так писал о них: «Достойные плоды покаяния составляют не только удаление от зла, но и упражнение в добре; ибо совершение добра есть поистине плод и порождение покаяния». То есть спасительные плоды — это христианские добродетели и добрые дела.
Однако можно и благотворительность, и доброту превратить в “разменную монету”, чтобы таким образом попробовать “откупиться” от посмертного Суда. Такое отношение искажает весь их первоначальный смысл, и в результате такой сверхозабоченности спасением от ада можно начисто лишиться исконно человеческого атрибута – счастья дарения и добра.
Просто надо поглубже заглянуть в себя, чтобы отыскать в себе вечно неудовлетворенный порыв делать безымянное добро просто так, не ожидая никакого воздаяния. Делать добро и тут же забывать об этом, лишь в душе своей оставляя легкий, едва уловимый след истинного, неземного блаженства, которое пока недоступно рациональному «я»…
Как вымолить душу из Ада?
Есть ли надежда на избавление от адских мучений у тех, кто уже умер и оказался во власти сатанинских сил? Богу возможно всё. Именно поэтому мы поминаем за упокой умерших близких. Если бы надежды не было, в церкви не звучали бы молитвы за них, не существовал бы обряд отпевания, чтения Псалтыри. У Бога все живы – говорит народ. А жизнь – это перемены.
Паисий Святогорец много размышлял о посмертной участи простых людей и ему открывались тайны загробного мира. Старец пишет: «Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако Он не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу права сказать: “Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?” Однако, молясь за усопших, мы даем Богу “право” на вмешательство».
Паисий Святогорец отмечал, что больше трогают Бога молитвы за умерших, нежели за живых. Называл заупокойные службы лучшими адвокатами за усопших и утверждал, что они могут вывести душу из Ада.
Есть два-три случая, когда священники или монахи вымаливали даже самоубийц, однако, это был тяжёлый и опасный процесс. Нечистые духи вселяли ужас и тоску в души молитвенников, не желая расставаться со своей добычей. Мирянам молиться за самоубийц смертельно опасно. Лучше уделить внимание ближним, умершим обычной смертью.
Не всегда поминание открывает путь в Рай, но, как правило, несчастные души чувствуют облегчение и получают передышку.
Несколько способов спасти грешника из Ада или уменьшить его страдания:
– Сотворенные им при жизни милости, особенно благотворительность.
– Пожертвования за него, сделанные близкими и друзьями.
– Поминание покойного в Родительские субботы.
– Регулярное чтение Псалтыри, при котором поминается умерший.
– Заказная молитва о упокоении.
– И главное – правильные поступки, которые будут стирать заложенные в генах грехи предков.
Главное понимать, что Бог не компьютер, который карает автоматически, согласно программе. Бог – личность, чувствующая и милосердная, и как любящий Отец он скорее найдёт повод для оправдания своего чада, нежели отвернётся от него навеки.
Хотите узнать как полностью вы можете очистить от негатива весь свой род верными поступками, а не только милостыней и молитвами, чтобы помочь этим душам ушедших предков и тем, кто придет после вас, получите авторский видеокурс «Как вымолить у Бога весь свой род» здесь или нажмите на банер ниже