за что не любят собянина
Почему москвичи не любят Собянина?
И правда, почему мы, москвичи, не любим Cобянина? А мы действительно относимся к нему очень плохо, если выражаться политкорректно, без использования обсценной лексики, которую всегда очень сильно хочется использовать рядом с фамилиями Ликсутова, Собянина, Хуснуллина, Бирюкова и прочих московских держиморд.
Москвичи не любят Сергея Собянина. Совершенно не обязательно идти в тусовочные кафе, чтобы в этом удостовериться: ругательства в адрес мэра можно услышать по всему городу – достаточно пройтись по перебитому центру или, наоборот, сесть в такси. Эта нелюбовь возникла не вчера – Собянин имел возможность в этом убедиться, когда четыре года назад рискнул пойти на конкурентные выборы и еле выпутался из них (за нынешнего мэра проголосовало около 15% горожан, а его официальный результат оказался подозрительно близок к 50% голосов). Однако за эти четыре года Собянин так выстроил отношения с москвичами, что сегодня ему уже не придет в голову выступить в честной борьбе против Алексея Навального или даже Дмитрия Гудкова. И все равно в «Единой России» опасаются, что мэру будет трудно выиграть выборы в 2018 году.
Москвичи не любят Сергея Собянина, однако причины этой нелюбви почему-то принято искать в самых неожиданных местах. Одни эксперты, к примеру, считают, что жители Москвы попросту не понимают того блага, которое несет им мэр, – у них не хватает урбанистического образования, чтобы понять, что передовые технологии прямо на глазах переносят Москву в клуб передовых мегаполисов. Согласно другой версии, москвичи капризны и обуреваемы особой формой злорадства: что бы ни сделал для них добродетельный мэр, они все немедленно отвергают, строго руководствуясь принципом «выколю себе глаз, чтобы у тещи был зять кривой». Все эти объяснения сводятся к тому, что Собянину просто не повезло с москвичами, а потому неясно, почему же мэр никак не хочет поискать более благодарных горожан где-нибудь еще. Москвичи точно не стали бы возражать.
Так за что же москвичи не любят Собянина? На самом деле упреки в черной неблагодарности, которые защитники мэра выставляют москвичам, лучше всего отвечают на этот вопрос. Московские власти давно ведут себя как заботливая мать, которая упорно хочет облагодетельствовать своего ребенка. Она выбирает ему лучшую школу и лучший университет, находит ему правильную невесту, покупает молодоженам замечательную квартиру и обустраивает ее по лучшим каталогам, мудро руководит воспитанием внуков. Но сын отчего-то недоволен и даже не хочет выказать матери уважение. Разве это справедливо?!
Точно так же московское правительство никак не может взять в толк, что же не устраивает москвичей. Город меняется по самым передовым технологиям, консультантами выступают лучшие архитекторы и урбанисты мира, каждый проект имеет концептуальное обоснование, есть тысяча веских причин, почему плитка лучше асфальта, а пешеходы лучше автомобилистов. Чего им еще, в конце концов, надо?
Причина в обоих случаях очень проста. Точно так же, как ребенок хочет сам распоряжаться собственной жизнью, москвичи желают чувствовать себя хозяевами своего города. Это вовсе не означает, что тот, кто действует самостоятельно, всегда будет действовать наилучшим образом. Просто самая хорошая жизнь, прожитая по чужому сценарию, ничего не стоит – и точно так же никому не нужен город, где горожане чувствуют себя чужими.
В обоих случаях навязанная забота просто прикрывает эгоистичные интересы «родителя». Для Сергея Собянина модные проекты городских преобразований стали превосходным бизнес-решением. Можно сколько угодно ремонтировать одни и те же дороги – достаточно найти экспертов, которые объяснят, что только после четвертого раза Москва сможет наконец выйти на уровень лучших городов мира. Единственный, кто мог бы заявить, что мнение экспертов никого не интересует, если это не нравится жителям, – это сами жители, но как раз у них в сегодняшней Москве голоса нет. И потому собянинская администрация может разворачивать все новые грандиозные проекты, которые перечеркивают старые, но аккуратно наполняют кошельки подрядчиков.
Мировоззрение собянинских строителей вполне целостно. Оно не сводится к личной корысти – напротив, собянинцы верят, что нашли идеальный способ зарабатывать гигантские суммы и при этом благоустраивать город. В самом деле, что может быть более достойным, чем построить или положить что-то новое (особенно если не задаваться вопросом, зачем это новое нужно и всегда ли следует ликвидировать старое)? Горожане в этом мировоззрении выступают исключительно как конечные пользователи, клиенты, которые используют новые объекты строго по назначению и восторженно благодарят мэра. Неслучайно сегодня защитники собянинского способа управления приводят в пример переустройство Парижа бароном Османом. Этот проект стал эталоном авторитарного стиля в градостроительстве и был раскритикован классиком политической антропологии Джеймсом Скоттом за самодурство и твердое следование позиции «мне виднее, как вам лучше».
В то время как московские власти мыслят исключительно в терминах эффективности, претензии москвичей могут быть выражены только на языке демократии. Это разные вещи: демократическое управление городом ценно само по себе, а не только как средство для того, чтобы стать ближе к Нью-Йорку или Парижу (между прочим, мы пока еще не обсудили, хотим ли мы быть похожими на эти довольно проблемные города). Кроме того, все еще живуч миф о том, что демократия обязательно означает эффективность. Но автократические системы могут достигать целей гораздо более успешно – вопрос только в том, что это за цели и кому они нужны.
Москва эффективна абстрактно и неэффективна для москвичей – это неизбежное следствие ее авторитарного устройства. Но каждый, кто берется критиковать московские власти за неэффективность, попадает в глупое положение: ну разве можно спорить с тем, что выделенные полосы хороши для общественного транспорта, а без киосков в подземных переходах красивее и чище? Проблема в том, что москвичи оказываются случайно выигравшими от реформ, а если ты не контролируешь реформу, то завтра она может легко развернуться против тебя. Выделенные полосы дали возможность пользоваться наземным общественным транспортом, но отмена маршруток создала на крупных узлах коллапс. Без палаток в переходах стало чище, но сегодня палатки возвращаются под покровительством мэрии.
Еще один миф патернализма состоит в том, что «сегодня надо потерпеть, чтобы потом стало лучше», или, как это формулируют московские власти, «неудобства на время, комфорт надолго». Сложно не согласиться с тем, что новые дороги лучше старых – но какой прок в ремонте дорог, если из-за этого ремонта по городу который год нельзя гулять летом и передвигаться на машине в любой сезон? Можно сколько угодно спорить с ученым видом о том, должен ли город сначала пойти, чтобы поехать, или наоборот, – но когда невозможно ни проехать, ни пройти, эти теоретические вопросы могут волновать только урбанистов.
Не то чтобы москвичи были так уж нетерпеливы, однако когда наблюдаешь за тем, как второй раз за два года меняют бордюр или плитку там, где и так было неплохо, то понимаешь, что твои неудобства на самом деле никого не волнуют. Обещанное «время комфорта», разумеется, не настанет никогда: время неудобств в Москве продлится ровно до тех пор, пока в бюджете есть деньги на ремонт дорог и московские дорожники будут их осваивать. В Москве горожане стали поводом поменять дороги, а не дороги – средой для жизни горожан.
Москвичи не любят Сергея Собянина, потому что по-прежнему считают хозяевами города себя. Еще недавно могло показаться, что обитатели Москвы потеряли связь с городом и относятся к нему примерно как к неудобному номеру в гостинице – проще переехать, чем что-то пытаться изменить. Однако градоначальник сумел разбудить в жителях столицы это чувство протеста, осознание того, что называется «правом на город». Москве трудно похвастаться длинным списком хороших руководителей, но давно уже никто так прямолинейно не объяснял горожанам, что в их собственном городе их место – в зрительном зале. Москвичам нужен мэр, который поможет им вернуть город себе.
Спаситель столицы. За что москвичи возненавидели Собянина в дни эпидемии
После такого «послабления» уровень лояльности к мэру рухнул ниже бордюра. В соцсетях – шквал сарказма и проклятий. Единодушны в комментариях и читатели Anews (мужчин процитировать не можем по цензурным соображениям):
Нелепо, смешно, безрассудно, безумно
Сразу оговоримся: даже при всех допущенных ошибках в Москве не разразилась эпидемическая катастрофа, какая могла бы быть в многомиллионном мегаполисе. Так что различные авральные меры все-таки дали свой результат.
Только вряд ли это убедит москвичей, для которых Собянин стал ненавистным лицом карантинных запретов и ограничений. Отчасти – незаслуженно, потому что ему, как и всем губернаторам и мэрам пришлось говорить и действовать прямо и жестко, по сравнению с елейными эвфемизмами главы государства: «период нерабочих дней с сохранением зарплаты» и т.п.
С другой стороны, весь карантинный и посткарантинный «жесткач» в Москве оставил впечатление, что дело не в защите людей от вируса, а в стремлении загнать всех под колпак, посадить на «цифровые ошейники» и в дальнейшем контролировать каждый шаг.
Вот что из собянинских мер запомнят?
Режимы: пропускной, масочный, перчаточный, прогулочный – чем дальше, тем более нелепые и абсурдные. О законности уже никто и не вспоминает.
Штрафы, с которыми тоже полный сюр. Слив личных данных оштрафованных из-за дыры в защите госпорталов.
Давка в метро в разгар эпидемии из-за введения пропусков.
Полная нелогичность и противоречия, которые лишь убеждают людей в «тупости» решений.
То твердили, что маски всем подряд не нужны. То вдруг велено даже спортом заниматься на улице в маске.
Или вот с июня открываются продовольственные магазины и ярмарки выходного дня, но «гулять» можно только три раза в неделю по графику. Это как? Сходить на ярмарку считается за прогулку, укладывается в график?
Или почему с июня автосалоны – можно, а куда более востребованные у народа парикмахерские – по-прежнему нельзя?
Всё для людей?
Очередная поблажка – снова для стройки. С июня Собянин разрешил вернуться в офисы работникам архитектурных и проектных бюро, «без которых невозможно полноценное функционирование строительной отрасли».
В соцсетях комментируют:
«Любой бизнес в сфере услуг и торговли с отдельным входом и выходом можно было спокойно открывать в первую очередь. Это сотни тысяч рабочих мест. Да много всего можно, но, видимо, заинтересованности нет».
«Не вяжется. Каршеринг – услуга не первой необходимости для жизнеобеспечения города. Лучше бы парикмахерские открыли».
«Вы со своими бизнесами никому не нужны. Плитка, стройка и маски, остальных в темный лес».
Человек в каске: за что москвичи любят и ненавидят мэра Собянина
Москвичи много раз обижались на мэра Сергея Собянина, но этой весной — из-за программы по сносу пятиэтажек под кодовым словом «Реновация» — недовольство им, кажется, превысило критическую отметку. Time Out с холодным умом и чистым сердцем вспоминает главные достижения и антидостижения мэра, и пытается разобраться, чем Собянин не угодил нам, а какие заслуги перед городом за ним все-таки придется признать.
Хороший Собянин | Плохой Собянин |
Пешеходные улицы Одно из самых заметных изменений в Москве за последние годы — это преображение улиц в центре города. Некоторые (тот же Кузнецкий мост) сделали полностью пешеходными, где-то расширили тротуар, высадили деревья, поставили лавочки и фонари в едином стиле. Москва стала больше похожа на город, в котором можно гулять.
Обновление парков Еще пять лет назад предложение прогуляться на выходных в парке можно было услышать только от случайного знакомого, смахивающего на маньяка. Сейчас же — это нормальная практика. Реконструкция парков началась с Парка Горького и Сергея Капкова, который стал его директором. И очень быстро преображение захватило все зоны отдыха не только в центре города, но и на его окраинах. Тут тебе пинг-понг, моднейший летний кинотеатр по проекту Wowhaus, беговые клубы, музыкальные фестивали – словом, московские парки не просто ожили, а стали главным местом силы в городе.
Развитие общественного транспорта Последние 10 лет Москва упорно двигалась к транспортному коллапсу: число личных авто, как и в любом мегаполисе, неумолимо растет, город погружается в постоянные пробки. Собянин в компании вице-мэра по вопросам транспорта Максимом Ликсутовым начал предпринимать активные меры для того, чтобы этого не произошло. Как и на западе, москвичам предлагают отказаться от личного транспорта в пользу общественного. Чтобы альтернатива была достойной, власти начали активно улучшать автобусы, троллейбусы и метро. Парк наземного транспорта постоянно обновляется, маршруты корректируются с учетом потребности горожан, а в метро вовсю работает Wi-Fi. Изменения коснулись даже такси — теперь по городу колесят только официальные перевозчики, причем с тарифами в несколько раз ниже прежних.
Культурная жизнь Во многом благодаря уже упомянутому выше Капкову в Москве забурлила культурная жизнь. Музеи начали преображаться один за другим: появились электронные билеты, «Гараж» обрел постоянную площадку, москвичи вспомнили о существовании Третьяковки на Крымском валу, появились очереди на выставки. Акция «Ночь в музее» оказалась такой востребованной, что обросла тематическими аналогами. Реформы коснулись даже библиотек, а городские праздники полностью потеряли свою лубочность и лайн-ап из звезд 1990-х.
Развитие велодвижения Еще одним важным пунктом развития общественного транспорта стало активное развитие велодвижения. В Москве впервые за всю историю появились велодорожки и самое главное — настоящий городской велопрокат как в Барселоне, Берлине и Амстердаме.
Вечный ремонт Красивые улицы — это, конечно, хорошо, но как достала эта вечная стройка! Уже третье лето центр Москвы становится похожим на место боевых действий. Меняют коммуникации, плитку, а город покрывается пылевым туманом. Если бы это делали один раз и на годы, но плитку меняют буквально каждые месяцы. Самые предприимчивые жители ЦАО теперь вовсе стараются уезжать на все лето подальше от этого ремонта.
Снос исторических зданий Сначала Сергея Собянина окрестили спасителем старой Москвы и его инициативы в начале мэрского срока действительно были направлены на сохранение исторической застройки и реставрацию памятников архитектуры. Однако достаточно скоро градозащитники схватились за головы: снос (то законный, то незаконный) исторических зданий стал будничным делом. Буквально за пару лет Москва лишилась домов Нирнзее на Садовнической улицы, доходного дома на Тверской, конструктивистского квартала на Погодинской улице, Таганской телефонной станции на Покровском бульваре и последних домов Зарядья. Не помогли ни петиции, ни митинги, ни поддержка местных депутатов.
Установка Владимира и других убогих памятников Вообще установка памятника Владимиру — решение не собянинское, но он как мэр обязан был повлиять. Сначала исполинскую скульптуру по инициативе российского военно-патриотического общества хотели поставить на Воробьевых горах, но в последний момент одумались и прислушались к тревогам геологов – склоны не выдержат. Однако ничего не смогло спасти от Владимира Боровицкую площадь. Массивная скульптура внесла свои коррективы в исторический вид на Кремль и на Дом Баженова. Что еще печальней — теперь в Москве появляются новые памятники каждые несколько месяцев, а их художественные свойства очень на любителя. Взять к примеру, Майю Плисецкую на Большой Дмитровке.
Постоянный фестиваль варенья Центр Москвы захватили постоянные фестивали: торговые палатки и аляпистое украшение не покидает пешеходные улицы практически круглый год. Фестиваль варенья, Пасхальный фестиваль, Путешествие в Рождество, Московские сезоны — жизнь в городе превратилась в настоящий праздник. Только он уже надоел, а за цветами, гирляндами и торговыми шале совсем не видно настоящий город. Добавим к этому хотя бы примерную стоимость организации этих мэрских вудстоков и получим раздражение всех, кто приезжает в Москву не только, чтобы пофотографироваться.
Закрытость Сергей Собянин — личность публичная, но застегнутая на все пуговицы. Это не Борис Джонсон, который любил прикатывать на работу в лондонскую мэрию на велосипеде, это чиновник в самом плохом понимании этого слова — с охраной и абсолютным нежеланием отвечать на вопросы простых граждан.
Почему москвичи не любят Собянина
Быть москвичом, у которого несколько поколений уже жили в Москве и москвичом, который приехал откуда-то в столицу – две большие разницы. Первый помнит не только тот город, который он увидел после своего рождения, но впитывает в себя ещё и рассказы родителей, дедушек-бабушек о том, какой мегаполис знали они. Именно это и называется корнями – историческая память нескольких поколений. Именно поэтому настоящий москвич ценит и лелеет каждый памятный уголок города, связанный с жизнью его рода.
«Пришлый» москвич живёт немного другими критериями. Он изо всех сил пыжится оторваться от своих корней, а потому старательно «забывает» своё происхождение и пытается ассимилироваться в городе, старательно копируя поведение коренных жителей. Ничто в этом городе ему не дорого, а потому он не такой ретроград. Ему нравится, когда вместо «унылых» старых строений ставятся современные здания «как в Европе», а жизнь в Москве больше напоминает существование в Нью-Йорке, среди небоскрёбов и автомобилей. Он не помнит, что вдоль ВСЕХ тротуаров в центре столицы росли тополя и липы, не знает, что летом люди никуда не уезжали, а проводили свой отпуск, гуляя по извилистым переулочкам, среди старых особняков центра города и искренне наслаждались открытиями, которые такие прогулки дарили всякий раз.
Вот именно так и ведёт себя пришлый мэр. Когда он пришёл, сменив на посту Лужкова, люди отнеслись к нему сперва с опаской, а затем вздохнули с облегчением: ну наконец-то! Исчезнут точечные застройки в центре мегаполиса, не будут разрушаться исторические здания. Может быть, вернутся и зелёные насаждения на улицы, и по городу летом можно будет вновь гулять так, как гуляли в детстве… Начал-то вроде хорошо: стал бороться с пробками на дорогах, стали ремонтироваться фасады зданий в центре города, стала исчезать серая краска, которой были выкрашены почти все дома. Но вот потом…
Вот это «потом» началось с тротуарной плитки. Злые язычки начали говорить, что мощение пешеходных зон началось из-за того, что жена мэра (прозванного «оленеводом» за свои узкие глазки и отдалённость пункта, из которого он перебрался в Москву) якобы является владельцем завода, который эту самую плитку лепит. Не знаю, не проверял. Но что-то тут реально не так просто. С тех пор, как началась плиточная эпопея (а это уже лет 5), в центре Москвы находиться стало невыносимо. Ремонт идёт бесконечно. Плитку то укладывают, то отковыривают, снова укладывают, отковыривают, расширяют, укладывают, отковыривают, укладывают коммуникации, снова настилают плитку… И этот процесс идёт БЕСКОНЕЧНО! Прекращается он с началом выпадения первого снега и начинается вновь после высыхания весенней капели. То есть, всё короткое и такое долгожданное лето превращается в пытку, когда москвичи вынуждены с утра до вечера (а то и всю ночь напролёт) слушать тарахтение компрессоров, стук отбойных молотков, вдыхать пары солярки от грузовиков и стряхивать с макушек и ушей белую пыль, висящую туманом.
Автомобилисты должны чертыхаться, упираясь в тупики строительных заборов на улицах, где началось ежегодное мероприятие: замена узенькой плитки на широкую, или широкой на мраморную. Приходится привыкать к вечно меняющимся направлениям движения, новым правилам, новым разворотам, знакам, светофорам. Это в центре. А на окраинах что? А там тоже «не айс»: полным ходом идёт строительство дорожных развязок, выделенных полос, сужается проезжая часть, организуются платные стоянки (которые обещалось не расширять дальше Бульварного кольца).
Мэр, как одержимый, без конца что-то там роет, открывает, переделывает, строит. И его бурная деятельность и обещание что-то там наладить и соорудить к 2030 году уже начинают реально раздражать. Когда ж, блин, нам дадут, наконец, спокойно пожить?
Столица теперь не принадлежит москвичам: каждую неделю проводятся какие-то громкие фестивали с инсталляциями-фигуляциями, фейерверками. Оно бы ничего, но на всю эту красоту, как мухи на говно бабочки на нектар летят толпы туристов со всех концов земли. Пройти сквозь беспорядочное людское море в поисках тихого романтического местечка просто нереально! Посидеть в тихой кафешке, где-нибудь в старом переулочке теперь можно считать мечтой: народ в выходные дни и в периоды проведения очередной «фиесты» забивает все места, несмотря на то, что цены иногда взвинчивают просто до космических пределов! Именно потому у каждого москвича есть своё «потаённое» местечко, где он любит проводить выходные. Обычно оно находится вдалеке от мест массового скопления народа и мэрских мероприятий. Но с каждым новым сезоном количество подобных уютных уголков исчезает, уступая место сетевым обдираловкам-забегаловкам или псевдоэлитным харчевням.
А магазины «шаговой доступности»? При всех недостатках своего «правления», Лужков как-то ухитрялся делать что-то для блага людей. Это маленькие магазинчики в центре плотно заселённых районов, павильончики на автобусных остановках. Да, качество продуктов надо было проверять. Но неужели сейчас, когда всю торговлю загнали в «цивилизованные» центры, всё вдруг стало радужно и безмятежно, а просроченные продукты стали атавизмом «лужковской эпохи»? Проблемы не исчезли, а вот пожилым людям и инвалидам теперь необходимо преодолеть несколько сотен метров до ближайшего гипермаркета, да ещё и здорово побродить по его необъятным просторам в поисках нужного товара. Это как наш мэр назовёт? Развитием паралимпийских видов спорта?
Вот, примерно, дело так и обстоит. Мэр строит какие-то «хорды», благоустраивает «Новую Москву», задолбал всех фейерверками по выходным, велосипедами летом и конструктором из разных видов плитки. Он делает всё, кроме того, что реально нужно народу. Показуха удалась, но вот то, что творится за фасадом, за блеском иллюминаций, знают только те, кто может сравнить исторический облик, который ещё сохранялся в период 60-80 годов с нынешним «закосом» под американские каменные джунгли. И раздражение «оленеводом» растёт по мере возведения очередного пафосного и бесполезного объекта.
Не любят москвичи мэра, ох, не любят…