за что оштрафовали фольксваген
Volkswagen и BMW наказали за загрязнение планеты
Концерн Volkswagen и компания BMW выплатят Евросоюзу штраф на двоих в размере 1 миллиарда долларов в качестве наказания за сговор, ограничивавший внедрение технологии очистки выбросов выхлопных газов дизельных автомобилей. Помимо них в сговоре участвовала компания Daimler, но ей удалось избежать наказания, сообщает Bloomberg.
Volkswagen за загрязнение планеты заплатит около 502 миллионов евро, BMW — 373 миллиона. BMW удалось снизить штраф в несколько раз с 1,4 миллиарда евро, пообещав не оспаривать решение в суде.
Материалы по теме
Ненасытные.
Час расплаты.
Автоконцерн Daimler не наказали, поскольку он первым сообщил европейским властям о сговоре. Кроме того, все три компании могут столкнуться с исками от покупателей. После публикации новости акции Volkswagen и BMW упали на 1,4 и 1,3 процента соответственно.
В 2019 году Еврокомиссия заподозрила в картельном сговоре BMW, Daimler и Volkswagen, которому также принадлежат марки Audi и Porsche. С 2009 по 2014 годы компании скрывали технологию, позволяющую сократить выбросы вредных веществ, и тем самым ограничили конкуренцию в этой сфере.
В 2015 году Агентство по защите окружающей среды США обвинило Volkswagen в использовании программного обеспечения, занижающего показатели по вредным выбросам при тестировании. Позже выяснилось, что такие программы были установлены на 11 миллионах автомобилей по всему миру. Спустя два года суд в Сан-Франциско оштрафовал Volkswagen на 1,67 миллиарда долларов для выплаты компенсации дилерам компании в США.
В ЕС оштрафовали BMW и Volkswagen на €875 млн за картельный сговор
Еврокомиссия (ЕК) обвинила автомобильные концерны Daimler (выпускает машины Mercedes), BMW и Volkswagen (бренды Volkswagen, Audi и Porsche) в нарушении правил конкуренции Евросоюза и картельном сговоре в области очистки выбросов дизельных автомобилей. Об этом сообщается на сайте ЕК.
«Пять производителей автомобилей Daimler, BMW, Volkswagen, Audi и Porsche обладали технологиями, позволяющими снизить вредные выбросы сверх того, что требуется по закону в соответствии со стандартами выбросов ЕС. Мы не терпим, когда компании вступают в сговор. Это незаконно в соответствии с антимонопольными правилами ЕС», — сказала исполнительный вице-президент ЕК Маргрет Вестагер.
Еврокомиссия наложила общий штраф в размере €875 млн. При этом концерн Daimler не был оштрафован, поскольку сообщил ЕК о существовании этого картеля. Как отметили в Еврокомиссии, штраф для него составил бы €727 млн.
Группа Volkswagen оштрафована на €502 млн, BMW — на €373 млн. Штраф наложен за сговор о технических разработках в области очистки от оксидов азота выбросов дизельных автомобилей, что препятствовало конкуренции на рынке ЕС, уточнили в ЕК.
Компании признали свою причастность к картелю и согласились урегулировать дело. «Автопроизводители на протяжении более чем пяти лет были в сговоре, чтобы избежать конкуренции в области лучшей очистки, чем требуется по закону, несмотря на доступность соответствующих технологий», — отметили в Еврокомиссии.
Расследование в отношении BMW, Volkswagen и Daimler началось еще в сентябре 2018 года. Автопроизводителей заподозрили в нарушении антимонопольного законодательства Евросоюза и сговоре с целью избежать конкуренции в разработке и внедрении технологий очистки выхлопов бензиновых и дизельных двигателей для легковых автомобилей.
В апреле 2019-го ЕК сообщила, что речь идет о выборочном каталитическом восстановлении и системе OPF, которые снижают количество вредных выбросов оксидов азота. В Еврокомиссии отметили, что участники сговора лишали потребителей возможности покупать автомобили с этими системами, несмотря на доступность технологий для производителей.
Грозящий «Фольксвагену» штраф вырос c 18 до 90 миллиардов долларов
Министерство юстиции США по требованию агентства по охране окружающей среды (EPA) предъявило гражданский иск концерну Volkswagen, в том числе входящим в него компаниями Audi и Porsche. Иск связан с «дизельным скандалом», из-за которого немецкую компанию могли оштрафовать на 18 миллиардов долларов. По информации Reuters, теперь штраф может вырасти до 90 миллиардов долларов. Эту сумму Volkswagen выплатит властям США в том случае, если за каждую проданную машину, оснащенную «токсичным» дизелем, будет назначен максимально возможный штраф – 37 тысяч 500 долларов.
«Мотор» разобрался в сути «дизельного скандала» и выбрал десять главных чисел, которыми запомнится это событие
Иск направлен в федеральный суд Детройта против компаний Volkswagen AG, Audi AG, Volkswagen Group of America, Volkswagen Group of America Chattanooga Operations (завод немецкой марки в штате Теннесси), Porsche AG и Porsche Cars North America. Минюст обвиняет «Фольксваген» в намеренном занижении данных об уровне вредных выбросов почти что в 600 тысячах автомобилей.
Установлено, что немецкий концерн занижал показатели в следующих моделях, оснащенных двухлитровым дизельным двигателем: Volkswagen Jetta (2009-2015), Jetta Sportwagen (2009-2014), Beetle, Beetle Convertible (обе 2013-2015), Audi A3 (2010-2015), Volkswagen Golf (2010-2015), Golf Sportwagen (2015) и Passat (2012-2015). Обманное программное обеспечение трехлитровых дизелей устанавливалось на модели Volkswagen Touareg (2009-2016), Porsche Cayenne (2013-2016), Audi A6, A7, A8 и Q5 (все 2014-2016) и Q7 (2009-2015).
EPA обвинило Volkswagen в фальсификации данных о реальном уровне вредных выбросов в сентябре 2015 года. В управляющей электронике моторов применялось специальное программное обеспечение, в десятки раз занижающее количество выбросов диоксида азота при стендовых тестах.
Компании придется отправить на сервис 11 миллионов машин по всему миру. На автомобилях, оснащенных дизельными моторами, поменяют программное обеспечение и, в зависимости от объема двигателя, установят «выпрямитель воздушного потока».
Кроме иска на 90 миллиардов долларов, «Фольксвагену» грозит судебное разбирательство со своими инвесторами. Компании, владеющие акциями концерна, могут потребовать от него компенсацию в размере 40 миллиардов евро.
«Дизельгейт» год спустя. Что произошло с концерном Volkswagen
Ровно год назад мировой автопром потряс мощный скандал – американское Управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. Власти США и некоторых других стран обязали компанию отозвать большое количество уже проданных автомобилей и пригрозили огромными штрафами, а сам концерн понес не только финансовые, но и репутационные протери. Тем не менее, компания устояла, хотя и претерпела в течение года значительные структурные изменения.
Падение капитализации и рекордные штрафы
Всего через три дня после признаний руководства компании в фальсификациях, акции немецкого автоконцерна резко упали, обновив семилетний минимум. В ходе биржевых торгов 21 сентября 2015 г. стоимость ценных бумаг снизилась на 22%, а стоимость компании уменьшилась на 16 млрд евро.
Официальные лица заговорили об огромных штрафах за фальсификации. Власти США требовали 18 млрд долл. компенсации, а европейские аналитики насчитали еще больше. Если в США нелегальными были признаны около 500 тыс. машин, то на территории Германии количество подлежащих отзыву моделей концерна оценивалось в 2,4 млн, а во всей Европе – в 9 миллионов. Таким образом, сумма компенсации могла бы составить 24 млрд долл. для Германии и 90 млрд долл. для всей Европы, что стало бы абсолютным рекордом в истории мирового автопрома. Однако до столь масштабных выплат дело так и не дошло.
Смена руководства и перестановки в топ-менеджменте
В конце сентября с подачи наблюдательного совета Volkswagen в отставку ушел глава группы Volkswagen Мартин Винтеркорн, взяв ответственность за случившееся на себя. Вслед за Винтеркорном концерн покинули еще два топ-менеджера: член совета директоров по техническому развитию Audi Ульрих Хакенберг и член правления Porsche Вольфганг Хатц, которые отвечали за разработку двигателей и программного обеспечения для силовых агрегатов. Новым генеральным директором Volkswagen стал Матиас Мюллер, с 2010 г. возглавлявший Porsche и являющийся членом наблюдательного совета группы. Это назначение многие назвали политическим, поскольку Мюллер прежде конфликтовал с Винтеркорном.
Кроме того, в концерне сменился руководитель научно-исследовательского отделения. Им стал Ульрих Эйхорн, который уже занимал этот пост в начале двухтысячных, входил в состав членов совета директоров Bentley, а с 2012 г. работал управляющим директором Немецкой ассоциации автомобильной промышленности. А чуть раньше в концерне сменился глава дизайн-центра – место Вальтера де Сильвы занял Михаель Маер, который прежде занимался стилистикой некоторых моделей Porsche.
Запрет продаж, отзывы и расследования
Почти сразу после скандала власти Швейцарии и Италии запретили продавать на территории своей страны дизельные автомобили Volkswagen. Впрочем, если в Швейцарии это коснулось порядка 180 тыс. машин, то в Италии – только 2 500 экземпляров. Тогда же власти Южной Кореи объявили о начале собственного расследования. Следом о необходимости расследований заявили официальные лица Франции, впервые упомянув и о возможной проверке других автопроизводителей. А первый отзыв объявило английское подразделение концерна Volkswagen – под действие сервисной акции попало около 1,2 млн машин, реализованных в Великобритании.
Вскоре немецкое Федеральное ведомство по автомобильному транспорту заявило о планах отозвать в странах Евросоюза 8,5 млн автомобилей, а концерн согласился с этим решением. И даже приостановил продажу в Евросоюзе новых автомобилей, хотя речь шла лишь об ограниченном количестве дизельных автомобилей с двигателями Евро-5, которые вернулись в дилерские центры сразу после обновления ПО. Для осуществления масштабной операции по доводке 8,5 млн машин Volkswagen обратился за кредитом в 20 млрд евро, которые должны были покрыть расходы концерна.
План сокращения убытков
Чтобы хоть как-то выйти из финансового пике, концерн принял план сокращения убытков, который предусматривал отказ от некоторых новых разработок (по слухам, первой жертвой пал проект нового Volkswagen Phaeton) и решил сократить количество комплектаций и опций для своих автомобилей. По словам председателя производственного совета Бернда Остерло, экономия на логистике помогла концерну снизить затраты на 1,9 млрд евро. Кроме этого, Volkswagen сократил на 1 млрд евро свою инвестиционную программу. Все меры разом помогли сэкономить около 5 млрд евро в течение года. Запустив план, руководители концерна опровергли слухи о продаже активов. Как и заявлял Мюллер, компания сохранила все 12 брендов и не стала сокращать работников на заводах группы.
Обыски в Renault
Представители европейской ассоциации Transport & Environment, которая занимается контролем влияния транспорта на окружающую среду, заявили, что данные о выбросах занижают и другие производители. В январе 2016 г. в европейских офисах Renault прошли обыски, инициированные французским Министерством экономики. В ходе обысков изымались материалы, связанные с тестированием автомобилей и сертификацией двигателей. После сообщений об обысках акции Renault рухнули на 20% c 85 до 69 долларов. Доказательств фальсификации не нашли, но французы на всякий случай объявили превентивный отзыв 15 тыс. автомобилей для проверки и доработки систем нейтрализации выхлопных газов.
Скидки и выплаты для пострадавших в США
В июле Volkswagen, Министерство юстиции США, Агентство по охране окружающей среды и Федеральная торговая комиссия заключили соглашение, регламентирующее порядок и объемы выплат и компенсаций. В соответствии с документом, компания согласилась выплатить 10 млрд долларов в качестве компенсации владельцам полумиллиона дизельных автомобилей, проданных в США в 2009–2015 годах. Владельцы этих машин получили компенсацию в размере от 5 до 10 тыс. долларов.
Кроме того, 2,7 млрд долларов Volkswagen обязался внести в американский фонд компенсации экологического ущерба, и еще 2 млрд потратить на внедрение в производство «зеленых технологий» нулевого выхлопа. Более того, Volkswagen взял на себя обязательство провести сервисные работы, либо выкупить дефектные автомобили по рыночной цене. А автовладельцы, купившие машину в кредит, получили возможность получить дополнительную выплату в размере до 30% от стоимости машины на погашение долга перед банком. Таким образом, сумма трат на ликвидацию последствий «дизельгейта» в США превысила 15 млрд долларов.
Отказ от штрафов в Европе
Правительство Германии решило не наказывать автопроизводителя денежным штрафом, а просто обязало Volkswagen исправить программное обеспечение и провести незначительные технические доработки. Автовладельцы вместо финансовой компенсации получили приглашения в сервис для устранения неполадок. Официальной причиной такого решения стали различия экологических стандартов в Европе и США – по словам главы концерна, европейские машины привести к нормам гораздо проще и дешевле. По неофициальной версии, правительство Германии просто пожалело крупного налогоплательщика, посчитав, что предположительные затраты в сумме 90 млрд евро потопят концерн и приведут к безработице.
Объявив о начале сервисной компании, концерн в Германии предложил скидки на новые автомобили владельцам машин, в которых было установлено нелегальное программное обеспечение. Речь шла об обмене по системе трейд-ин автомобилей с 1,6-литровыми дизельными двигателями.
Потеря доли европейского рынка маркой Volkswagen
Доля марки Volkswagen на европейском рынке в первом полугодии 2016 г. упала до самого низкого уровня со времен финансового кризиса. Бренд занял 11,2% рынка вместо 12,1% годом ранее. Хуже было только в 2008 году, когда доля концерна составляла 10,4%. Тем не менее, абсолютные объемы продаж даже выросли: с января по июнь на территории ЕС было продано 875 380 автомобилей Volkswagen, что на 0,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом объем европейского рынка вырос на 9,4%.
Возвращение к прибыли
После рекордного убытка, который концерн показал в 2015 г. (чистые потери достигли 1,58 млрд евро), Volkswagen вновь начал приносить прибыль в начале 2016 года. В первом квартале операционная прибыль составила 3,1 млрд евро, что на 5,9% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом чистая прибыль компании упала на 20% до 2,36 млрд евро, а выручка компании снизилась на 3,4% до 50,96 млрд евро, но в минус концерн уже не работал. При этом восточные рынки вообще не заметили «дизельгейта» – операционная прибыль Volkswagen в Китае без учета совместных предприятий выросла на 3,4%, до 3,4 млрд евро.
Сервисная кампания в России
Сразу после начала скандала глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович уверил общественность, что России «дизельгейт» не коснется, поскольку у нас рынок дизельных машин слишком мал, а в действующие экологические нормы немецкие автомобили вписываются с запасом. Тем не менее, в феврале Volkswagen объявил о начале кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателем на 43 тыс. автомобилей концерна, проданных в России в период с 2008 по 2015 гг. и оборудованных дизельными двигателями серии ЕА189 объемом 1,6 и 2,0 литра.
BMW и Volkswagen оштрафованы за сговор (Daimler амнистирован)
Европейская комиссия, высший орган исполнительной власти Евросоюза, раскрыла сговор «большой немецкой тройки», в которую входят концерны BMW, Daimler и Volkswagen. Расследование комиссии показало, что три автопроизводителя находились в картельном сговоре более пяти лет (с июня 2009 года по октябрь 2014-го), чтобы избежать конкуренции при внедрении новых технологий снижения токсичных выбросов, опережающих требования Евросоюза. Хотя такие технологии на тот момент уже существовали.
Как сообщает агентство Reuters, участники сговора сдерживали развитие систем мочевинной нейтрализации SCR для дизельных двигателей, которые снижают выбросы оксида азота (NOx). Договоренности между ними фиксировали средний расход раствора AdBlue и объем бака для него. То есть компании совместно оттягивали переход на более жесткие эконормы. При этом, как выяснила Европейская комиссия, этот сговор не имеет прямого отношения к дизельгейту.
Интересно, что в существовании этого сговора добровольно признался концерн Daimler, поэтому он… освобожден от штрафа. А вот двум другим компаниям придется заплатить. На концерн Volkswagen наложен штраф в размере 502 млн евро, а BMW отдаст 373 млн евро. В Европейской комиссии уточнили, что, если бы Daimler не признался в содеянном, ему бы грозил штраф 727 млн евро.
Кстати, два года назад эту же троицу уже уличили в другом картельном сговоре. Тогда было доказано, что с 2004 по 2013 год они фиксировали закупочные цены на сталь. Штраф достиг 100 млн евро на троих, причем почти половину заплатил Volkswagen.