за что отчитываются опекуны
За что отчитываются опекуны
Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 495-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.
5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Разъяснены вопросы касающиеся расходования средств опекунами своих подопечных.
Минпросвещения России рассмотрело вопросы, касающиеся расходования средств подопечных и представления отчетов опекунов, попечителей и приемных родителей.
Законодательством предусмотрено требование о зачислении средств подопечного в виде, в частности, алиментов, пенсий и пособий на отдельный номинальный счет. Распоряжение данными средствами осуществляется исключительно в интересах подопечного.
Отчет опекуна или попечителя должен содержать помимо прочего сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет. К отчету должны прилагаться подтверждающие документы (копии товарных чеков, квитанции и т.д.). Данное требование не распространяется в отношении расходов на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
Минпросвещения России обращает внимание органов опеки и попечительства на неправомерность:
требований представлять совместно с отчетом товарные чеки на продукты питания и мелкие бытовые нужды, а также отчет за использование несовершеннолетним подопечным своего заработка, стипендии и иных доходов;
запрета или препятствования в расходовании денежных средств, поступающих в виде пенсий и алиментов, на содержание ребенка.
от 30 января 2020 г. N ВБ-124/07
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
Минпросвещения России в связи с участившимися случаями обращений граждан по вопросу открытия номинальных счетов и представления отчетов опекуна или попечителя сообщает.
Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Следует учитывать, что доходы в виде алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных выплат принадлежат самому подопечному (часть 2 статьи 31 Федерального закона N 48-ФЗ), а опекун или попечитель вправе лишь распоряжаться ими в интересах подопечного.
Для зачисления пенсий в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» родителем, опекуном (попечителем) несовершеннолетнего может быть открыт отдельный номинальный, предусмотренный п. 1 ст. 37 ГК РФ. В случае, если пенсия на ребенка зачисляется на иной, не номинальный счет родителя, опекуна (попечителя) либо вручается законному представителю по его заявлению организацией связи или иной организацией, осуществляющей доставку пенсии, распоряжение средствами такой пенсии, согласно ст. 37 ГК РФ, независимо от величины расходов требует предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Одновременно отмечаем, что номинальный счет открывается опекуну или попечителю на каждого подопечного.
Согласно статье 25 Федерального закона N 48-ФЗ опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 ГК РФ. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.
В соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, утверждена форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.
Специалисты органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации должны проводить разъяснительную работу с опекунами, попечителями и приемными родителями о порядке использования номинального счета, предусмотренном статьей 37 ГК РФ, а также порядке представления отчетов опекуна или попечителя.
Вместе с тем специалистам органов опеки и попечительства субъектов Российской Федерации неправомерно:
требовать от опекунов, попечителей и приемных родителей представления совместно с отчетом опекуна или попечителя товарных чеков на продукты питания и мелкие бытовые нужды, а также отчета за использование несовершеннолетним подопечным своего заработка, стипендии и иных доходов;
запрещать или препятствовать опекунам в расходовании денежных средств, поступающих в виде пенсий и алиментов, на содержание ребенка.
Подобные нарушения прав и законных интересов опекунов, попечителей, приемных родителей и несовершеннолетних подопечных недопустимы.
Минпросвещения России просит довести данную информацию до руководителей и специалистов органов опеки и попечительства, организовать проведение разъяснительной работы по вышеуказанным вопросам с гражданами и специалистами органов опеки и попечительства.
Вместе с тем Минпросвещения России готово рассмотреть предложения по совершенствованию формы отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом в случае их поступления в установленном порядке.
Отчет опекуна об использовании денежных средств
Отчет опекуна – это документ, позволяющий органам опеки отслеживать распоряжение доходами подопечного, полученных от имущества или перечисленных в виде пособий от государства. Он предоставляется ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Опекунам важно знать особенности составления, правила и перечень документов, которые должны быть представлены вместе с ним.
В статье расскажем:
Над кем устанавливается опекунство?
Опека – это одна из форм устройства детей, не достигших 14 лет. Если ребенку более 14 лет, над ним устанавливается попечительство. То же самое касается совершеннолетних недееспособных лиц.
В обоих случаях опекуны и попечители назначаются по решению руководителя органов опеки и попечительства (ООиП). Между ними и гражданином заключается договор, согласно которому он обязуется добросовестно распоряжаться недвижимостью и иными ценностями подопечного, своевременно предоставлять отчеты о тратах, а также соблюдать свои права и обязанности.
Что входит в обязанности опекуна?
Согласно ст.15 ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ, опекун является уполномоченным представителем подопечного.
Дополнительно на него возлагаются следующие обязательства:
Предоставление отчета – еще одно обязательство опекуна, но уже перед ООиП. Если не подать его вовремя, его могут привлечь к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и обязать уплачивать штраф в размере 300 руб.
Для чего предоставляется отчет опекуна или попечителя?
Отчет опекуна позволяет ООиП контролировать правомерность распоряжения имуществом опекаемого. Согласно ст. 37 ГК РФ, представитель вправе пользоваться средствами опекаемого, но исключительно в его интересах. Если отменить отчетность, случаи незаконной траты денег значительно увеличатся.
Какие здесь есть особенности:
Отчет позволяет полностью контролировать все траты: сколько зачислено и израсходовано сумму пособий, сколько денег получено от сдачи жилья в аренду и потрачено впоследствии, и т.д. Для подтверждения трат опекун прикладывает к отчетности чеки. Суммы, указанные в чеках, должны соответствовать суммам из отчета.
Содержание отчета опекуна
Опекуны предоставляют отчеты о тратах по разным формам в зависимости от того, кого опекают – детей до 18 лет или совершеннолетних недееспособных граждан. Рассмотрим обе формы подробно.
Отчет на ребенка
Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423, обязательна к применению.
Документ должен содержать следующие данные:
Освобождающий родителей-опекунов от отчетности закон принят Думой
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении пакет законопроектов, освобождающих родителей взрослых недееспособных инвалидов, которые являются опекунами своих детей, от подачи отчетов о расходовании их пенсий и выплат. Об этом сообщает официальный сайт нижней палаты парламента.
Принятым законом упрощается процедура представления родителями-опекунами совершеннолетних недееспособных инвалидов с детства, равно как усыновителями, отчетов о расходовании средств, причитающихся их подопечным, рассказали в думском комитете по государственному строительству и законодательству.
«В соответствии с действующим законодательством опекун недееспособного подопечного ежегодно представляет в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание подопечного. Речь идет о суммах алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иных средств, зачисляемых на отдельный номинальный счет в кредитной организации на содержание подопечного».
«Принятым законом вносятся изменения в Гражданский кодекс, позволяющие освободить опекуна совершеннолетнего недееспособного подопечного от обязанности представлять такие отчеты при условии, что подопечный является инвалидом с детства, опекуном назначен родитель подопечного, который проживает с ним совместно и воспитывал его с рождения и до достижения возраста 18 лет», — заявил глава комитета, один из инициаторов принятия нового закона Павел Крашенинников.
Также, по его словам, от представления отчетов законом освобождаются и усыновители совершеннолетнего инвалида с детства, проживающие совместно с ним и воспитывающие его с момента усыновления и до достижения совершеннолетия.
«До совершеннолетия ребенка-инвалида его родители, равно как усыновители, расходуют указанные суммы без представления отчетов, — пояснил глава комитета. После достижения ребенком возраста 18 лет родители либо усыновители назначаются судом в качестве его опекунов.
Таким образом, фактически отношения не изменяются, а юридически на ставшего опекуном родителя или усыновителя начинают распространяться дополнительные обязанности. Принятым законом родители-опекуны и усыновители-опекуны освобождаются от этих дополнительных обязанностей», — пояснил глава комитета.
Для вступления нового порядка в силу необходимо одобрение законопроекта Советом Федерации и подписание его президентом.
Отчёт опекуна: чеки на питание и расходование алиментов и пенсий
UPD2: Доклад подготовлен и опубликован! И даже доступен в бумажном виде, если вам это нужно. (ссылка)
И вновь продолжается бой… Органы опеки в регионах, городах и весях по-прежнему уверены, что опекун должен забить чеками на молоко и туалетную бумагу всё помещение органа опеки…
И по-прежнему уверены, что опекун не должен расходовать ни пенсию по потере кормильца, ни алименты…
Часть 2 статьи 25 ФЗ «Об опеке и попечительстве»: «К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.».
Это прямо в законе написано. Соответственно, в форме отчёта опекуна ВООБЩЕ НЕТ НИЧЕГО про расходы на питание, бытовые нужды и т.п.
Что делать, если ваша опека ничего подобного не читала?
Первое. Проверьте, что все выплаты на ребёнка зачисляются вам на номинальный счёт (подробно о номинальном счёте — тут). Далее спокойно тратьте все деньги, которые поступают в качестве алиментов или пенсий ребёнка на этот номинальный счёт. Если это не траты на еду и мелкие бытовые нужды — собирайте чеки.
Второе. Пожалуйста, если в вашем органе опеки по-прежнему требуют чеки на питание и мелкие бытовые нужды, если на вас ругаются, что вы тратите алименты или пенсию ребёнка, угрожают, «запрещают» и т. п. — напишите, пожалуйста, нам в ИСППП ( 001@isppp.site ), что именно незаконно от вас требуют (чеки на еду, запрещают/мешают/пугают тратить алименты и/или пенсию ребёнка), где это происходит (область, край, республика…).
Мы — БЕЗ УКАЗАНИЯ ВАШЕЙ ФАМИЛИИ и иных данных — обобщим всю информацию и попросим официально Минпросвещения это всё безобразие как-то прокомментировать.
Можете заполнить форму прямо на сайте:
Ответы собираем до вечера понедельника 28 января. Надеюсь, что после этого Минпрос даст какой-нибудь «волшебный пинок» на места.
UPD: Мы получили 31 письмо, и в каждом — не просто ответ на анкету, а мини-рассказ о (чаще всего незаконных) действиях органа опеки.
Мы это всё обработали, свели в таблицу, сейчас готовим мини-доклад по этому поводу, и, конечно, отправим, вместе со своими предложениями, в Минпрос. Прямо просится по этому поводу какое-нибудь хоть письмо методическое…
UPD2: Доклад подготовлен и опубликован! И даже доступен в бумажном виде, если вам это нужно. (ссылка)