за что отвечает отдел маркетинга

Привет, коллеги. Сегодня обсудим организацию и работу отдела маркетинга в малом и среднем бизнесе.

В итоге я думаю вы понимаете к чему пришел тот отдел маркетинга.

Есть два сценария развития ситуации:
1. У вас есть 2-3 специалиста, которыми управляете вы лично, требуется расширение.
2. У вас никого нет, но вы их очень хотите.

Разберем первый сценарий.
Вам нужно объединить специалистов и увеличить штат. Для начала вам нужно определиться:
а. У вас есть специалист, который может взять организацию на себя. (Возможно, это маркетолог, который отличился работой, и вы хотите его продвинуть по служебной лестнице, чтобы увеличить мотивацию, + он уже погружен в бизнес)
б. Вам нужно найти директора по маркетингу, который в итоге соберет отдел.

Я на своем опыте чаще сталкивался с предпринимателями, которые выбирают второй вариант. Дальше вам нужно определиться с тем, кого же вы ищите в отдел маркетинга, но для начала нужно понять его функционал.

Отдел маркетинга можно разделить на 4 направления:
1. Аналитика и исследования (в крупном бизнесе это два отдела, но сейчас мы говорим про малый и средний, поэтому можно объединить в один)
2. Маркетинг
3. Интернет-маркетинг
4. Дизайн

Эти 4 направления основные, которые нужны отделу маркетинга в малом и среднем бизнесе. Вы не можете нанять интернет-маркетолога и радоваться, что он сделает за вас всё и будет счастье, стандартный маркетолог тоже не справится со всем.

Источник

За что должна отвечать служба маркетинга

Подготовим 3 досье за 1 500 руб.

Подготовим 3 досье за 1 500 руб.

за что отвечает отдел маркетинга. Смотреть фото за что отвечает отдел маркетинга. Смотреть картинку за что отвечает отдел маркетинга. Картинка про за что отвечает отдел маркетинга. Фото за что отвечает отдел маркетинга

Результатом работы маркетологов является повышение уровня продаж, что и считают основным показателем при оценке отдела маркетинга. Это подразделение выполняет роль буфера между внешней средой — рынком и внутренней средой — компанией. Например, для нашей компании маркетинг — это привлечение и удержание клиента. Привлечение — это реклама, промоу-шен, а удержание — это работа с внутренним ресурсом компании. Изначально мы тратили много денег на рекламу, но получали мало заказов. За последние три года политика компании изменилась: мы больше работаем над удержанием клиента. Если год назад количество клиентов, заказавших у нас окна и заплативших деньги, было примерно 55% от числа клиентов, записавшихся на замер, то сейчас мы увеличили этот показатель до 75%.

Для того чтобы отдел маркетинга успешно реализовал свои задачи, нужно определить его место и полномочия в существующей организационной структуре. Есть несколько вариантов взаимодействия маркетинговой службы с другими подразделениями компании. Отделы маркетинга, рекламы, продаж: могут подчиняться соответствующим директорам (по маркетингу, по рекламе, по продажам). При другом варианте отдел маркетинга и рекламы подчиняется директору по маркетингу, а отдел продаж — директору по продажам.

На мой взгляд, наиболее эффективна структура, в которой отдел маркетинга координирует работу отдела продаж и рекламы. В этом случае маркетологи ставят задачи перед рекламистами и определяют направление их деятельности, а менеджерам по продажам они своими мероприятиями помогают реализовывать товар (услуги). Формирование ассортимента и поддержание необходимого количества товаров на складе отдел маркетинга реализует совместно с отделом продаж. Мы делаем это на основе постоянного анализа ликвидности, сезонности, изменений внешней среды.

Определение должностных обязанностей службы маркетинга

В нашей компании отдел маркетинга был создан с целью повысить эффективность бизнеса. Сейчас основная задача отдела — поддержка продаж: привлечение новых, удержание и повышение лояльности существующих клиентов, а также переориентация клиентов, которые пользуются услугами конкурентов. Возможно, в других компаниях обязанности отдела маркетинга сформулированы иначе и перед ним стоят другие оперативные задачи. Но если обратиться к значению слова «маркетинг», то станет ясно, что главная функция маркетинговой службы — именно повышение продаж.

Функции отдела маркетинга

Рассмотрим более подробно основные функции, которые должен выполнять отдел маркетинга на предприятии.

1. Планирование маркетинговой деятельности

При составлении маркетингового плана в первую очередь формулируется стратегия развития компании. В рамках этой стратегии перед отделом маркетинга ставится основная задача (например, выход в регионы). Определяются сроки, в течение которых компании нужно ее реализовать, а также размеры финансирования. После этого отдел маркетинга разбивает основную задачу на более мелкие, разрабатывает мероприятия по их реализации и составляет общий план, который должен утвердить руководитель компании. Обычный срок планирования — год. Потом более подробно расписываются квартальные планы, и маркетологи в рамках утвержденных планов и бюджетов оперативно подготавливают каждое маркетинговое мероприятие.

Например, если компания запускает акцию, отдел маркетинга должен учесть следующее: сколько времени потратит менеджер по продажам на работу с клиентами, привлеченными в результате акции; какая будет загрузка телефонных линий и смогут ли все клиенты дозвониться; достаточно ли самих менеджеров, обладают ли они необходимой квалификацией; хватит ли замерщиков для обслуживания поступивших заказов; и, наконец, отсутствие какой продукции может помешать выполнению заказа точно в срок.

В плане маркетинговой деятельности в целом и в описании каждой задачи отдела должен быть указан ожидаемый результат будущих мероприятий. Например, если ставится задача повысить продажи, должно быть определено, какого объема продаж в денежном выражении планируется достичь по итогам маркетинговой акции.

2. Исследование рынка

Для того чтобы видеть свои возможности на рынке, нужно иметь представление об основных его составляющих. Рынок можно изучать по двум направлениям: собирая и анализируя информацию о клиентах и исследуя конкурентов.

Сбор и анализ информации о клиентах. Наиболее эффективно изучать потребителя можно совместными усилиями отделов маркетинга и продаж. Нагрузка по сбору информации при этом возлагается на менеджеров по продажам. Например, маркетологи разрабатывают анкеты, а менеджеры по продажам собирают с их помощью информацию на протяжении всей своей работы с клиентами. На основании анкет отдел маркетинга затем корректирует как действия компании на рынке, так и работу с клиентами внутри компании. Для изучения потенциальных потребителей лучше, по моему мнению, обращаться к маркетинговому агентству. Ставить задачу перед ним должен отдел маркетинга. В исследовании надо учесть именно те характеристики клиентов, исходя из которых можно разработать программу продвижения продукта (компании). Результат исследования нередко составляет более ста страниц, и задача маркетолога — проанализировать информацию и дать Генеральному Директору и другим руководителям конкретный совет: что нужно делать в этой ситуации и почему именно сейчас это следует предпринять.

Сбор и анализ информации о конкурентах. Эту задачу кроме отдела маркетинга осуществляют отдел продаж, служба безопасности, иногда участвуют и другие отделы (в зависимости от специфики бизнеса). Задача отдела маркетинга не столько сбор данных о конкурентах, сколько организация поступления информации. Поручите маркетологам находить источники полезных сведений как на рынке, так и внутри компании (например, подразделения, которые могут дать нужную информацию). Отдел маркетинга должен иметь возможность (после согласования с руководством) ставить задачи перед другими отделами компании и мотивировать задействованных сотрудников. В нашей компании информация о конкурентах поступает от них самих. На рынке окон из ПВХ был образован «Оконный союз» — пул крупнейших игроков рынка (12-13 участников). Представители компаний собираются раз в три месяца и открыто делятся информацией. Всего, конечно, там не узнать, но и услышанного для руководителей достаточно, чтобы понять тенденции рынка, сделать вывод о правильности или ошибочности своих ходов.

Что касается внешней информации, то наш отдел маркетинга регулярно просматривает печатные публикации, интернет-сайты компаний, работающих в нашем сегменте рынка, наносит конкурентам визиты. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж:, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет в виде диаграмм, графиков в специально разработанной программе.

Для исследования цен отдел маркетинга выбирает те компании, которые размещают совместно с нами рекламу, и те города, где мы представлены. Получив анализ, мы корректируем свою цену, соотнося ее с рыночной. Происходит это нечасто: в сезон (август-ноябрь), когда цена повышается, и с его окончанием, при понижении цен. Если у кого-то происходит что-то заметное, то маркетологи обязательно принимают это во внимание и иногда используют в работе. Мониторинг цен конкурентов происходит непрерывно. Информацию о ценах предоставляет отдел продаж, маркетологи ее анализируют и выдают еженедельный отчет.

Глава американского рекламного агентства «Огилви энд Маде» Шелли Лазарус определяет маркетинг как попытку представить себе желания людей и дать им желаемое.

Родоначальник менеджмента Питер Друкер под маркетингом понимает весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения его окончательного результата, то есть с точки зрения потребителя.

Сергей Беззубцев в книге «Управление слухами:теория и практика маркетинговых коммуникаций» определяет маркетинг как установление соответствия между деятельностью потребителя, деятельностью продавца и деятельностью производителя.

Автор одной из самых популярных книг о маркетинге «Маркетинг на 100%» Игорь Манн считает, что маркетинг — это все то, что продавцы делать не успевают, не хотят или не могут.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва

Позиционирование компании (продукта) проводят, опираясь на составленный портрет потребителя и анализ конкурентов. Задача отдела маркетинга — разработать комплекс мер, благодаря которым компания (продукт) займет собственное, отличное от конкурентов и выгодное для себя место на рынке. Маркетологи должны найти, увидеть (или придумать) уникальную особенность компании (продукта). Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты (например, отсрочка платежа).

Рассказывает практик: Вячеслав Лавринович | Коммерческий директор 000 «Зенит», Москва

Канцелярское направление нашей деятельности стало развиваться с 2003 года. Мы начинали работать с того, что брали товары у конкурентов, делали необходимую наценку и продавали. Наши клиенты знали и то, что мы берем продукцию у конкурентов, и то, по какой цене она там продается, но покупали у нас: мы выигрывали из-за сервиса и корректной работы каждого сотрудника с клиентом. Огромную роль сыграла репутация менеджеров, их личные отношения с клиентами. Компания выиграла оттого, что на начальном этапе привлекла опытных специалистов, которые уже работали на этом рынке и имели своих клиентов.

Проанализировав свою позицию на рынке, компания может выбрать наиболее подходящие для себя инструменты продвижения и рекламы.

Отдел маркетинга обязательно должен участвовать в формировании ценовой политики. Здесь очень важно тесное взаимодействие между финансовой службой и маркетологами. Экономисты предлагают цену исходя из себестоимости, а маркетологи — с учетом рыночных цен, ценовой политики конкурента и выбранной концепции компании. Задача отдела маркетинга — найти такую цену, при которой конкуренты не смогут вытеснить компанию с рынка и в то же время не изменится в худшую сторону представление клиентов о качестве товара. «Если у Вас нет простой, четко и ясно отличающей Вашу компанию или марку от других и продвигающей ее идеи, Вам остается только иметь »низкие« цены», — Цитата из книги «Новое позиционирование» Джека Траута, гуру маркетинга.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва.

Наш отдел маркетинга участвует в разработке цен как для дилеров, так и для конечных потребителей. Мы стараемся формировать конкурентоспособное по цене предложение в соответствии со спросом, ценами на аналогичные модели конкурентов, сезонностью и с учетом всех преимуществ нашей продукции. В начале нового года по всей России нашими дилерами принимаются единые рекомендуемые розничные цены.

5. Ассортиментная политика

Ассортимент продукции формируется в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Задача отдела маркетинга — выявить (в результате дифференциации клиентов), какие товары и в какой промежуток времени пользуются наибольшим спросом.

Другая задача отдела маркетинга — это поиск новых продуктов. Результаты проведенного анализа показали, что, продавая лишь лодочные моторы и не предлагая ассортимента лодок и катеров, компания много теряет, так как покупка лодки или катера первична. Поэтому задачей отдела маркетинга совместно с менеджерами по продажам было найти наиболее соответствующую требованиям рынка продукцию, реализация которой могла бы вывести компанию на прочные позиции. Так, в прошлом году мы стали продавать пластиковые катера, а в этом представляем «водные внедорожники», а также новые в нашем ассортименте виды лодок — надувные с жестким дном и алюминиевые. Отделу маркетинга нужно четко понимать, чем его компания отличается от других игроков рынка, что заставит клиента выбрать именно ее. Так, при одинаковых ценах на один и тот же товар решающую роль будет играть сервисное обслуживание или условия оплаты.

6. Разработка новых идей

Отдел маркетинга, изучающий тенденции рынка и понимающий его потребности, должен являться генератором идей, помогающих разрабатывать новые продукты. Задача маркетологов — донести до компании, какими качествами должен обладать создаваемый продукт. Совместно с технологическим отделом, отделами продаж, развития и др. маркетологам нужно проводить круглые столы по новой продукции. Задолго до появления товара маркетологам нужно разработать его оформление (например, упаковку), систему дистрибуции, продумать рекламную кампанию.

7. Повышение уровня продаж

Например, наш руководитель отдела маркетинга мыслит так же, как и я. Он подобран мной, его предложения соответствует моему стилю, он разделяет мою точку зрения. До него я поменял пять человек, но теперь точно знаю, что из тысячи вариантов он мне предоставит те десять, которые я выбрал бы сам.

После проведения рекламной кампании отделу маркетинга необходимо ее проанализировать. Анализ может предоставить отдел рекламы, или маркетологи делают его сами, но в любом случае отчет о рекламной активности должен проходить через службу маркетинга.

Мероприятия по продвижению товара или услуги (промоушен). К промоушен можно отнести все, что не входит в рекламу, но способствует продвижению компании (продукта) на рынке и в конечном итоге — увеличению продаж. Сюда входят так называемые BTL-техно-логии (см. Глоссарий). К методам продвижения также относят PR, организацию семинаров, конференций, круглых столов, маркетинговые акции, организацию и проведение выставок, распродаж и т.п.

Задача маркетологов — выбрать тот инструмент, который в большей степени подходит для данного бизнеса, и определить, каким образом с его помощью можно реализовать поставленную задачу. Основа работы отдела — это поиск интересных (иногда нетрадиционных) ходов, позволяющих не только повысить продажи, но и зарекомендовать себя как компанию, не похожую на другие.

Саму реализацию мероприятия можно поручить маркетинговым агентствам или выполнить своими силами (в зависимости от возможностей отдела маркетинга и масштабности мероприятия). Например, наши маркетологи очень часто проводят маркетинговые акции самостоятельно. Одна из наиболее успешных — это предложение клиенту москитной сетки в подарок при заказе окна. При подготовке акции отдел маркетинга в первую очередь учитывает, насколько увеличится доход при дополнительных затратах на проведение мероприятия. Акция должна быть согласована с отделом продаж. Если она не устраивает менеджеров, они объясняют, что именно и почему не может быть реализовано. В результате такого обсуждения у нас нередко появляются новые интересные идеи. Менеджеры, общаясь с клиентами, лучше всех понимают их потребности, и сформулированные ими предложения мы считаем наиболее ценными.

Поддержка лояльности клиентов. Задача службы маркетинга не только привлечь клиента, но и удержать его: какими бы эффективными ни были реклама и промоушен, они бессмысленны без организации работы с клиентами. Для этого отдел маркетинга разрабатывает программы повышения лояльности.

Лояльный клиент — это клиент, который рекомендует Вашу компанию своим друзьям, знакомым, и сам при необходимости повторно обращается к Вам. К примеру, в нашей компании повторные обращения клиентов и обращения по рекомендации составляют до 70% объема продаж. Увеличение этого показателя свидетельствует об успешной работе отдела маркетинга по поддержанию лояльности клиентов.

Организация работы по этому направлению (удержание клиента) также требует подготовки персонала компании и создания внутри предприятия среды, максимально ориентированной на клиента. Маркетологи обязательно должны работать со всеми службами, которые контактируют с клиентами. В первую очередь это отдел продаж;, служба сервиса (техподдержки), службы доставки.

В нашей компании отдел маркетинга оценивает работу всех клиентских подразделений (отдела продаж, службы монтажа, службы доставки, службы замеров) по пятибалльной шкале. Учитываются компетентность, оперативность обслуживания, вежливость, внешний вид, пунктуальность сотрудников. При оценке ниже чем «пять» служба маркетинга обращается в соответствующий отдел и выясняет причины ухудшения качества работы. Если низко оценивается внешний вид работников отдела монтажа, меняют униформу, если упала оперативность обслуживания в службе замеров, выясняют причину и по возможности устраняют ее.

В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж в первую очередь должны нести маркетологи.

8. Анализ маркетинговой деятельности

Маркетинговое мероприятие можно считать завершенным, когда отдел маркетинга представит отчет о его проведении. В этом документе должны содержаться результаты (сколько новых клиентов привлекли, насколько увеличился объем продаж, насколько выросли доходы), а также инструменты, с помощью которых были достигнуты результаты (рекламные кампании, промоушен, другая маркетинговая активность). При долгосрочных мероприятиях Генеральному Директору целесообразно получать промежуточные отчеты, показывающие динамику развития. Если рост заказов падает или замедляется, отдел маркетинга должен определить, на каком этапе компания теряет клиентов: например, уменьшилось количество первоначальных звонков или снизилось число повторных обращений для заказа товара. Если, к примеру, уменьшается число заказов, отдел маркетинга должен проанализировать работу с клиентами внутри компании. Причиной может быть нехватка менеджеров или недостаточная квалификация сотрудников для обработки большего, чем обычно, количества звонков. В этом случае задача отдела маркетинга — совместно с отделом персонала определить, что надо предпринять: повысить квалификацию имеющихся менеджеров (можно ли это сделать, каким образом) или принять дополнительных сотрудников. Например, у нас в прошлом году в разгар сезона был спад заказов. После анализа, проведенного маркетологами, стало ясно, что причина в образовавшихся очередях: увеличивается срок выполнения заказа, и клиенты уходят, не желая долго ждать.

Как оценивать работу отдела маркетинга

Обычно работа отдела маркетинга оценивается по количеству обращений клиентов, по числу повторных обращений для заказов и в конечном счете по размеру доходов, принесенных в результате роста продаж. В зависимости от специфики бизнеса ключевыми могут быть и другие показатели. В каждом случае нужно оценивать, насколько выполнен маркетинговый план и поставленные в нем задачи. Для оценки деятельности отдела маркетинга необходим маркетинговый план, о котором рассказывалось в начале статьи. Например, в нашей компании в начале каждого года мы согласовываем с отделом маркетинга, что они должны будут сделать, какие цифры получить, и составляем маркетинговый план. В течение года я смотрю, совпадают ли результаты с плановыми цифрами. Если нет, значит отдел работает с низкой эффективностью. Мы вместе находим причины и, если они объективны, пересматриваем поставленные задачи.

Наша внутренняя автоматизированная программа позволяет ежедневно отслеживать ситуацию с продажами (за год, за день, за любой период) и моментально на нее реагировать. По отчетам о сделанных заказах я вижу, когда эффективность отдела маркетинга растет, когда падает. Я также оцениваю работу отдела продаж; (по отчетам о числе клиентов, обратившихся с запросом, а затем оформивших заказ). Эти отчеты я смотрю каждый месяц. Проблема доверия к маркетологам

Опрос более тридцати Генеральных Директоров европейских компаний, проведенный консультантами McKinsey в 2004 году, показал, что руководители не доверяют своим маркетологам. Больше половины опрошенных не в восторге от их аналитических способностей и деловой хватки. Почти все Генеральные Директора обеспокоены тем, что маркетологи «не мыслят как деловые люди» и ведут себя, «словно упрямые дети».

Многим руководителям не нравится, что маркетологи, составляя бюджеты, сообщают недостаточно информации о планируемых мероприятиях (или она слишком противоречива), что они не в состоянии предоставить четкое экономическое обоснование своих предложений.

Для повышения доверия к службе маркетинга консультанты McKinsey в первую очередь рекомендуют директорам по маркетингу разработать систему показателей, с помощью которой можно отслеживать эффективность маркетинговых мероприятий.

Рассказывает практик: Алексей Марков | Руководитель отдела маркетинга компании «АкваДрайв», Москва

Рассказывает практик: Инна Майорова | Руководитель отдела маркетинга, рекламы и PR компании «Публичная библиотека», Москва

В нашей системе оценки работы отдела маркетинга основным является ежемесячный отчет о количестве новых клиентов (откуда пришли, какими услугами воспользовались, почему и т. д.). Ежемесячно мы отчитываемся за рекламный и PR-бюджеты, даем данные о размещенной рекламе, количестве опубликованных статей (в прессе, Интернете), новых видах рекламной продукции. Все наши данные рассматриваются в сравнении с отчетами предыдущих периодов. Ежеквартально отдел маркетинга проводит анализ продаж компании и анализ рекламаций клиентов.

В любом случае, при любых формах кооперации отдела маркетинга с другими службами в текущей деятельности, ответственность за положение компании на рынке и за рост продаж: в первую очередь должны нести маркетологи.

Источник

Отдел маркетинга: чем занимается, как устроен и с кем взаимодействует

Отдел маркетинга — это подразделение, которое полностью отвечает за взаимодействие компании со внешней средой. Они создают продукт по правильной цене для нужного потребителя, в нужном месте и в нужное время. Отдел маркетинга также несет ответственность за разработку рекламных акций и управление долгосрочными отношениями с покупателями.

Эту статью мы написали вместе с руководителем маркетингового отдела сети туристических агентств «Розовый Слон», Дарьей Щербаковой. Она рассказала нам не только про цели и задачи отдела маркетинга, но и про так, как и зачем образовался их отдел.

Цель и задачи отдела маркетинга

Глобальная цель любого маркетинга — сделать все возможное, чтобы компания продавала как можно больше товара или услуг и привлекала как можно больше клиентов. Это два параллельно связанных процесса, так как без одного, не будет и другого.

Задачи

Одной из основных задач отдела маркетинга считается формирование отношений между брендом и потребителями. Чтобы достигнуть необходимой цели, прежде всего нужно подружиться с целевой аудиторией: понять боли, предложить решение, сделать из обычного покупателя лояльного и прочее. Для того чтобы эти отношения создать в обязанности отдела маркетинга на предприятии входит большее количество дополнительных задач:

Структуру отдела маркетинга

При масштабировании бизнеса становиться все больше и больше разных процессов и задач, которые нужно кому-то решать. Подразделение маркетинга в крупной компании может состоять из большого количество людей, которые как правило решают одну конкретную задачу. Вот список всех специалистов, которые могут работать в отделе маркетинга:

В малом или среднем бизнесе в маркетинге скорее всего будет 3-4 человека: кто-то занимается только интернет-рекламой и соцсетями, второй — оффлайн мероприятиями, а руководитель – аналитикой, мониторингом конкурентов и постановкой задач. Здесь распространённой ошибкой является передача большого объема задач на некомпетентного сотрудника, который попросту не сможет с ними справиться. Для малого бизнеса доступный вариант — решать часть вопросов самостоятельно силами сотрудников, которые способны их успешно решить, а остальное делегировать соответствующим компаниям и фрилансерам. Например, рекламное продвижение того же среднего бизнеса без проблем сможет курировать агентство на аутсорсинге.

В принципе, векторы у маленьких и больших примерно одни и те же — разница в объемах рекламных кампаний и в бюджете. Плюс в большой организации, скорее всего, будут выделять средства на обучение, повышение квалификации сотрудников, ведь маркетинг — динамичная и относительно молодая в нашей стране отрасль. То, что было эффективно год назад, в этом году уже может не сработать, и хороший маркетолог обязан «держать нос по ветру» и не бояться осваивать новое. В маленьком же бизнесе чаще работают маркетологи-самоучки, выходцы из менеджеров, кураторов, консультантов.

Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами

Продажи

Тесное взаимодействие происходит с отделом продаж. Отдел маркетинга показывает «что обещаем», а отдел продаж делает «как обещали». Если одно из звеньев подводит — вся работа насмарку. Либо о чудесном отделе продаж и качественном продукте никто не узнает, либо воодушевленный покупатель наткнется на некачественную работу продажников. И то, и другое — репутационные и финансовые потери компании.

Для достижения компании необходимого результата и маркетинг и продажи должны плотно сотрудничать друг с другом. Маркетологам необходимо анализировать диалог менеджеров по продажам и давать рекомендации, если что-то идет не так. Отдел продаж в свою очередь учитывать обратную связь маркетинга и применять на деле.

Кадры

Качество работы маркетинга напрямую зависит от специалистов, которых нанимает HR-специалист или рекрутер. Процесс поиска и найма настоящих профессионалов необходимо проводить в тесном контакте с кадровой службой, начиная от удачного размещения объявления о вакансиях и заканчивая организацией дальнейших программ обучения и повышения квалификации сотрудников.

Финансовый отдел

Направление маркетинга взаимодействует с бухгалтерией, так как необходимо распланировать бюджет на рекламу, а также подсчитать прибыль, которую удалось получить за месяц, чтобы проанализировать эффективность работы.

Иногда сложно добиться слаженной работы всех отделов компании из-за человеческого фактора. Начинаются конфликты интересов и каждое направление начинает думать что он лучше знает, как делать свою работу. В этом случае остается надеяться, что в конфликт вступают не руководители. Иначе, исправить ситуацию становиться довольно сложно.

Как оценить эффективность отдела маркетинга

Естественно — один из важных показателем эффективности маркетинга считается рост продаж. Достаточно сверить продажи по отношению с прошлогодней динамикой, чтобы понять насколько отдел маркетинга справляется со своей прямой задачей. Единственное, на показатели могут влиять кризисные моменты во всем мире, например, коронавирус. В таком случае удержание прошлогодней планки считается хорошим результатом. Также, к другим показателям эффективности отдела маркетинга относят:

Как появился отдел маркетинга и что изменилось в компании «Розовый слон»

Отдел маркетинга, который уже пять лет возглавляет эксперт, вырос из кураторской службы, которая координировала работу с B2B партнерами. С ростом числа партнеров стало понятно, что нужно нанимать новых сотрудников и делегировать задачи, так как один человек не в состоянии качественно развивать агентскую сеть, решать сиюминутные проблемы партнеров и заниматься продвижением в СМИ.

С разделением работы «на троих» стало проще, но само разделение далось тяжело. Необходимо давить в себе синдром «дай, я лучше сам», когда ты привлекаешь в команду новых людей. Появляется ощущение, что лучше сделать все самому, чем доверить задачу новому сотруднику. Кажется, что нет смысла вкладывать в развитие сотрудника силы и доверять какие-то сложные задачи, пусть лучше займется чем-то элементарным. Это так не работает.

С проблемами делегирования сталкивается не только маркетинг, но и любая другая сфера. Эксперт вспоминает исключительно свой опыт, так как новый отдел с новыми задачами и неопытным руководителем — это всегда сложно. Но, если держать в уме финальную цель, все постепенно проясняется. Возможно, на постановку какой-то задачи сотруднику и контроль выполнения уйдет больше времени, чем новоиспеченный руководитель изначально привык отводить для этого. Возможно, сотрудник «сделает не так» — это не смертельно, практическую любую задачу можно переделать или исправить. Зато во второй и третий раз этот же сотрудник, вооруженный алгоритмом, понимающий, как добиться результата, справится гораздо быстрее и лучше. А если нет — значит ему не место в вашей компании. Как говорили в одном хорошем фильме — «можно и зайца научить курить, нет ничего невозможного для человека с интеллектом!». Намного хуже все время пытаться сделать все самостоятельно, делегируя только самые простые задачи.

Когда в компании появилось подразделение маркетинга и удалось наладить коммуникацию, фирма из региональной сети турагентств превратилась в федеральную. «Розовый слон» стал на слуху в федеральных СМИ — к ним обращаются за экспертным мнением. Компания наконец смогла больше времени уделять соцсетям и получать таким образом конверсию в заявки, правдивую обратную связь, а также лояльных клиентов. С тех пор как компания расширила штат и построила отдел маркетинга, число постоянных клиентов выросло с 700 до почти 3000.

Статья за 30 секунд, вместо заключения

Построение полноценного отдела маркетинга — сложный и кропотливый процесс. Чтобы действительно получить от отдела маркетинга пользу, давайте еще раз резюмируем все вышесказанное:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *