за что отвечает санитарный врач
О профессии санитарного врача
Потребность в специалистах медико-профилактического профиля определена необходимостью осуществления первичной профилактики в связи с неблагоприятным влиянием техногенного загрязнения окружающей среды на здоровье населения и профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В отличие от деятельности лечащего врача, который лечит одного больного, работа санитарного врача направлена на создание здоровой среды обитания населения и снижение вредного влияния на общество в целом.
Санитарному врачу необходимо обладать такими профессиональными и человеческими качествами, как эрудиция, принципиальность, честность, настойчивость, государственное мышление. Молодой человек, избирающий для себя специальность санитарного врача, должен быть готов к постоянному кропотливому труду, быть способным защитить свои позиции в работе с теми, кто пренебрегает соблюдением санитарных норм и правил, сознательно нарушает санитарное законодательство.
В задачи предупредительного санитарного надзора входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производство промышленными изделиями, качество которых может отразиться на здоровье населения, например контроль за рецептурой новых пищевых продуктов, пищевых красителей, товарами для детей, продукцией машиностроения, полимерными и синтетическими материалами и т.д.
Текущий санитарный надзор это проведение комплексных плановых и направленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.
Текущий санитарный надзор включает:
а) изучение санитарно – гигиенических условий труда и гигиеническую оценку производственной среды на объектах;
б)систематическое изучение заболеваемости и травматизма различных категорий населения;
в)гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы;
Многообразие задач санитарного надзора можно сгруппировать следующим образом:
В санитарном надзоре используются разные методы гигиенических исследований.
Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды. Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.
На протяжении шести лет обучения, будущие санитарные врачи углубленно изучают все разделы гигиены: гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена, военная, радиационная гигиена, социально-гигиенический мониторинг. Выпускники медико-профилактического отделения имеют право работать в лечебно-профилактических учреждениях, на предприятиях различных отраслей промышленности в качестве санитарных врачей или врачей-эпидемиологов. Поэтому отделение «Медико-профилактическое» готовит специалистов, необходимых для работы в современных условиях.
Профессия-врач эпидемиолог
В последние десятилетия эпидемиология из науки, изучающей эпидемический процесс инфекционных болезней, посредством эпидемиологических исследований, расширила границы до изучения любых массовых заболеваний.
Эпидемиологические подходы интегрируют достаточно обширный круг научных направлений в изучении демографической ситуации, инфекционных и неинфекционных болезней, влияния среды обитания на здоровье населения.
В практическом здравоохранении определяют причинно-следственные связи между заболеваемостью и факторами риска, дают возможность оценки используемых медицинских и организационных технологий, прогнозирования ситуации и поиска новых направлений профилактики и лечения.
Мониторинг состояния заболеваемости населения в сочетании с влиянием среды обитания населения являются актуальной проблемой для, специалистов Роспотребнадзора.
Современное развитие эпидемиологии, как науки и практического ее применения позволяет открывать новые области ее применения.
Этими вопросами призваны заниматься врачи эпидемиологи.
Задача эпидемиолога обеспечить функции организации профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Эпидемиология, наиболее связанная с клиническими направлениями отрасль, выпускники школ, медицинских колледжей избирая данное направление деятельности выбирают интересную профессию.
Обязанность отстранять непривитых: законно или нет?
Власти Москвы сообщили, что компании из сфер, для которых главный санитарный врач столицы ввела на прошлой неделе обязательную вакцинацию, обязаны отстранять отказавшихся от прививки сотрудников без сохранения зарплаты. Об этом сообщил 24 июня оперативный штаб по борьбе с коронавирусом. Юристы разошлись в оценке законности таких требований.
Требования главного санитарного врача Москвы касаются сферы торговли (в том числе дистанционной), общепита, культуры, досуга и спорта, общественного транспорта, бытовых услуг, образования, здравоохранения, ЖКХ и госуслуг, а также курьеров, парикмахерских, салонов красоты и клиентских отделений банков и почты. В таких компаниях должно быть привито не менее 60% сотрудников. Как поясняет оперштаб, при расчете их общей численности нужно учитывать и сотрудников, работающих удаленно, и привлеченных по договорам самозанятых. При этом 60% от этого числа должны получить именно вакцины от COVID-19 – в эту долю не входят ранее переболевшие или не подлежащие вакцинации по медицинским показаниям сотрудники. Никакой уровень антител не приравнивается к получению прививки.
Работодатель обязан обеспечить условия для вакцинации персонала. Работник, который не желает вакцинироваться, но не имеет противопоказаний, должен подписать отказ от прививки. Если сотрудник не согласен и на это, работодатель должен зафиксировать это отдельными актом. Работодатель должен отстранить его без сохранения заработной платы и учета этого времени в трудовом стаже. Такому работнику можно предложить перейти на удаленную работу, но это зависит от воли работодателя – законом такие гарантии не предусмотрены.
Как сообщают аналитики портала hh.ru, с начала года на 58% выросло число вакансий, в требованиях к претендентам на которые упомянута сделанная прививка от COVID-19. Упоминания о проведенной вакцинации в резюме растут на 40% каждый месяц.
Достаточно ли постановления санитарного врача?
Постановление главного государственного санитарного врача по городу Москве не утверждено федеральным органом власти и не отвечает требованиям, установленным в законе «Об иммунопрофилкатике инфекционных болезней».
Но мы все знаем, отсутствие правого основания для выполнения незаконных требований санитарного врача Москвы не освобождает работодателя от ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ.
Михаил Кюрджев, адвокат и партнёр компании «А2»
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наделяет главного санитарного врача региона правом вводить ограничения и профилактические прививки при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится COVID-19. В сочетании с бланкетной нормой ст. 76 ТК это позволяет отстранять непривитых работников сфер услуг, которые перечислены в постановлении главного санитарного врача Москвы, полагает Джелиев.
Если работодатель соблюдет требуемые процедуры, перспектив обжалования такого отстранения в суде нет, говорит юрист.
Главным правовым основанием для таких требований является постановление главного санитарного врача, говорит Евгений Корчаго, председатель коллегии адвокатов «Корчаго и партнеры». Оно является ориентирующим для применения соответствующих норм трудового законодательства, которые позволяют отстранять сотрудников по медицинским показаниям. Шанс оспорить отстранение в суде минимален. Обстановка с коронавирусом будет для суда ориентиром при вынесении решения по такому иску. А работодатели сами находятся между молотом и наковальней, отметил адвокат.
Для оспаривания таких мер потребуется признание незаконным постановления главного санитарного врача. Но крайне маловероятно, что суды примут такое решение, указывает Корчаго.
Перекладывание ответственности на работодателя
Получается, что если работник уклоняется от вакцинации, несмотря на предписание властей, то принудительные меры должен принять в отношении него под угрозой приостановления деятельности работодатель. Не думаю, чтобы такие меры соответствовали духу трудового законодательства.
Сергей Водолагин, управляющий партнер юрфирмы Вестсайд
При этом он отмечает, что с точки зрения буквы закона соответствующие требования обоснованы, и у работников мало шансов на успех в случае судебного оспаривания отстранения.
Кандидат юридических наук Михаил Варюшин отметил, что сейчас вводится множество разных ограничений, и среди них есть как «перегибы на местах», так и требования в русле действующих нормативных предписаний. Имеют место и ограничения конституционных, трудовых прав, прав потребителей. «По моему мнению, это меры неправовые», – говорит Варюшин.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Разъяснения по организации вакцинации в трудовых коллективах и порядку учета процента вакцинированных
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (Роспотребнадзор)
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВАКЦИНАЦИИ В ОРГАНИЗОВАННЫХ РАБОЧИХ КОЛЛЕКТИВАХ (ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ) И ПОРЯДКУ УЧЕТА ПРОЦЕНТА ВАКЦИНИРОВАННЫХ
1. Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения РФ, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее – Федеральный закон №157-ФЗ).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 №1307н).
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее – постановления) принимают Главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).
В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия.
В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 по состоянию на 23.07.2021 г. данные постановления приняты в 35 субъектах РФ.
Вакцинация позволяет снизить риски не только для конкретного привитого работника, но и прервать цепочку распространения заболевания и стабилизировать эпидпроцесс, если прививки получило требуемое для достижения коллективного иммунитета количество граждан.
Работодателям рекомендуется организовать во взаимодействии с профсоюзом (при наличии) разъяснительную работу среди трудового коллектива:
Согласно статье 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией РФ, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя. Трудовым законодательством работодателю предоставлены широкие возможности для регулирования вопросов организации труда работников.
Исходя из положений статей 8, 22, 41 Трудового кодекса РФ повышенные или дополнительные гарантии и компенсации, в том числе по предоставлению дополнительного времени отдыха работникам, проходящим вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом.
Например, дополнительные оплачиваемые дни отдыха с сохранением заработной платы, возможность присоединения их к очередному отпуску.
2. Для контроля за эпидемическим процессом и стабилизации ситуации по заболеваемости COVID-19 необходимо обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80% от списочного состава коллектива, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных (не более 6 месяцев назад), не привитые, имеющие медицинские противопоказания, и прочие должны составлять не более 20% от списочного состава работающих.
К прочим, в том числе могут относиться работники:
3. Расчет процента вакцинированных работников организациям рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
а) кадровое подразделение организации составляет список работников (списочную численность, за исключением вакантных должностей), в который включаются наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие заработную плату в данной организации;
б) работник, прошедший вакцинацию представляет информацию о вакцинации в кадровое подразделение организации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению без согласия работника;
в) кадровое подразделение организации соотносит суммарную численность работников, предоставивших информацию о своей вакцинации, к списочной численности работников, учитываемую при оценке процента вакцинированных работников организации, и определяет процент вакцинированных работников организации.
Контроль охвата профилактическими прививками органами исполнительной власти субъектов РФ, органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, может реализовываться различными способами.
Например, на основании информации, размещаемой юридическим лицом в личном кабинете на сайте органов исполнительной власти субъектов РФ и сопоставление в автоматическом режиме данных списочного состава сотрудников организаций с данными о вакцинированных и переболевших, зарегистрированных в государственной информационной системе Минздрава России, а также в рамках выборочного контроля в соответствии с законодательством (в том числе при проведении плановых, внеплановых проверок, эпидрасследованиях и прочее).
Принимаемые Российской Федерацией профилактические и противоэпидемические меры в рамках предотвращения распространения COVID-19 вызваны особыми обстоятельствами, носят временный характер и направлены исключительно во благо сохранения здоровья граждан.
Актуальная информация о вакцинопрофилактике COVID-19 размещается на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «COVID-19. Коронавирус. Информация для граждан» в подразделе «Вакцина для профилактики COVID-19».
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ
Е.В. МУХТИЯРОВА
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека
Е.Б. ЕЖЛОВА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИНЯТИИ ГЛАВНЫМИ САНИТАРНЫМИ ВРАЧАМИ СУБЪЕКТОВ РФ РЕШЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ПО ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПОКАЗАНИЯМ (В ВИДЕ МОТИВИРОВАННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРИВИВОК ГРАЖДАНАМ ИЛИ ОТДЕЛЬНЫМ ГРУППАМ ГРАЖДАН)
Работодателю необходимо:
1. Определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту РФ.
2. Издать приказ об организации проведения профилактических прививок. В приказе необходимо указать:
Основания для издания приказа:
3. Ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись.
4. Организовать прохождение вакцинации работниками централизовано или обеспечить работникам возможность в течение рабочего времени пройти вакцинацию самостоятельно с сохранением за работником заработной платы в период отсутствия на рабочем месте в связи с вакцинацией.
5. Приказом возможно определить меры поддержки работников, прошедших вакцинацию.
6. В случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
Основание абзац восьмой части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно.
В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия).
7. В случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 312.9 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким правом преимущественно необходимо воспользоваться в отношении работников, имеющих противопоказания к проведению профилактической прививки.
8. Ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Надзор за условиями труда
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ
1. Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
2. Предупреждение вредного воздействия на человека вредных и (или) опасных производственных факторов;
3. Профилактика профессиональных заболеваний (отравлений) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.
2. Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в лицензировании отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Управления;
3. Устанавливание причин и выявление условий возникновения и распространения профессиональных заболеваний (отравлений) и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
7. Участие в установленном порядке в информировании органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке в части надзора за
состоянием условий труда и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
8. Подготовка предложений о введении и об отмене ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9. Участие в установленном порядке в ведении социально- гигиенического мониторинга;
10. Осуществление в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства в части надзора за
состоянием условий труда;
11. Обеспечение в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
12. Рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, запросов органов государственной власти, органов местного самоуправления, обеспечение своевременного и полного их
рассмотрения, подготовка по ним ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
13. Участие в осуществлении профессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировке специалистов Управления;
14. Участие в осуществлении в соответствии с законодательством Российской Федерации работ по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе
деятельности отдела;
15. Осуществление иных функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации,
актами Министерства здравоохранения и социального развития, актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Профессия санитарного врача
Профессия санитарного врача
Профессия санитарного врача – одна из самых благородных и гуманных профессий.
Форма обучения – очная, нормативный период обучения – 6 лет.
На протяжении 6 лет студенты изучают проблемы:
Сферами профессиональной деятельности выпускников медико-профилактического факультета являются:
Обучение студентов медико-профилактического факультета проводится в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Подготовка специалистов на факультете обеспечивается качественно высоким уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава, подавляющее большинство из которых составляют профессора и доценты кафедр. Необходимо так же отметить и то, что на факультете на протяжении многих лет проводятся научные исследования по основным направлениям медико-профилактического профиля специальности.
Немаловажное значение имеет тот факт, что в стране отмечается высокая потребность во врачах профилактического направления, а на протяжении последних 7 лет потребность в специалистах превышает количество выпускников медико-профилактического факультета.
Где работают выпускники медико-профилактического факультета?
Учреждения Роспотребнадзора. Государственные служащие Управлений Роспотребназдзора.
К современным особенностям развития нашей страны относится ее постепенное преобразование в современное правовое государство. Очевидно, что именно правовое государство открывает нашей стране путь в будущее. Осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правовых принципов и норм, предусмотренных Российским законодательством, выявление и пресечение нарушений в области санитарии, гигиены и эпидемиологии относится к деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Именно выпускники медико-профилактического факультета готовы работать в этих учреждениях.
Центры гигиены и эпидемиологии, научно-исследовательские институты, противочумные станции, санитарно-эпидемиологические службы министерств и ведомств.Врачи следующих специальностей:
На территории Мурманской области функционируют учреждения Роспотребнадзора, где востребована профессия санитарного врача. Это УправлениеФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области»).
УправлениеРоспотребнадзора по Мурманской области имеет 5 территориальных отделов:
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» имеет 5 филиалов:
Контактная информация:
Адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д.7.
Начальник отдела организации надзора Милошевская Маргарита Васильевна – тел. 47-79-25.
Ведущий специалист – эксперт Васина Инна Викторовна – тел. 47-20-53.
Адрес приёмной комиссии: 195067, Санкт-Петербург, Пискаревский пр., д.47, павильон 9.Режим работы: 10.00 – 16.00, кроме субботы и воскресенья тел. 543-24-23, 543-00-82
Телефон деканата медико-профилактического факультета: 8(812) 543-97-13
Ответственный секретарь приемной комиссии – профессор, д.м.н. Петрова Наталья Николаевна
Единая телефонная справочная Университета: (812) 303-50-00