за что по мнению бабушки бог обязательно накажет деда
Бабушкин и дедушкин Бог
Любим мы, хлебом не корми – рационально размышлять об этапах духовного роста ребенка, его становлении в вере и о том, через какие алгоритмы оно достигается. Но каково детское восприятие веры вне наших представлений? Как Господь отражается в чистом роднике младенческой души? Ищем ответы в классике.
Представить себе младенческое мировоззрение можно, вспомнив собственное взросление или обратившись к художественной литературе – книгам о детстве известных русских писателей.
И вот неожиданная находка – и не где-нибудь, а в произведении главного пролетарского писателя молодого советского государства, в честь которого был назван в свое время главный творческий вуз страны Советов, Литературный институт – Максима Горького.
В романе «Детство» обнаружился отрывок, в котором повествуется о молитве простых пожилых людей, деревенских жителей конца 19 столетия. Но ценен он не только и не столько достоверным описанием того, как люди обращались к Богу.
Автором верно угаданы и тончайше переданы два различных типа восприятия веры – чувственно-эмоциональное и рационально-волевое.
В идеале, о чем писали русские религиозные философы, оба типа восприятия должны гармонично сочетаться в человеке.
Но в реальной жизни воля и чувство в восприятии веры проявляются в нас причудливо – так по-разному и не всегда вместе.
Всматриваясь в яркие колоритные образы горьковских персонажей – деда и бабушки, находишь подтверждение истины: человек уподобляется тому, во что он верит, и то, как именно он верит, накладывает отпечаток на его жизнь и характер.
Перечитываешь эти удивительные строки и думаешь: славны дела твои, Господи, вот ведь, не запретила советская цензура и донесла история до наших дней!
Перечитайте вместе с детьми и подростками – у вас появится тема для глубокого разговора, а может быть, и интересной дискуссии о многоликой природе веры.
Максим Горький «Детство»
(отрывок из романа)
Я очень рано понял, что у деда – один Бог, а у бабушки – другой…
Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием… Всегда ее молитва была акафистом, хвалою искренней и простодушной.
Утром она молилась не долго: нужно было ставить самовар, прислуги дед уже не держал, и, если бабушка опаздывала приготовить чай к сроку, установленному им, он долго и сердито ругался.
Иногда он, проснувшись рано, всходил на чердак и, заставая ее за молитвой, слушал некоторое время ее шепот, презрительно кривя тонкие, темные губы, а за чаем ворчал:
– Сколько я тебя, дубовая голова, учил, как надобно молиться, а ты все свое бормочешь, еретица! Как только терпит тебя Господь!
Он поймет, – уверенно отвечала бабушка. – Ему что ни говори – Он разберет…
— Чуваша проклятая! Эх, вы‑и…
Ее Бог весь день был с нею, она даже животным говорила о Нем. Мне было ясно, что этому Богу легко и покорно подчинятся все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; Он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок.
Однажды балованный кот кабатчицы, хитрый сластена и подхалим, дымчатый, золотоглазый, любимец всего двора, притащил из сада скворца; бабушка отняла измученную птицу и стала упрекать кота:
Бога ты не боишься, злодей подлый!
Кабатчица и дворник посмеялись над этими словами, но бабушка гневно закричала на них:
– Думаете, скоты Бога не понимают? Всякая тварь понимает это не хуже вас, безжалостные…
Запрягая ожиревшего, унылого Шарапа, она беседовала с ним:
– Что ты скучен, Богов работник, а? Старенький ты…
Конь вздыхал, мотая головою.
И все-таки Имя Божие она произносила не так часто, как дед. Бабушкин Бог был понятен мне и не страшен, но перед Ним нельзя было лгать, – стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд. И я никогда не лгал бабушке. Было просто невозможно скрыть что-либо от этого доброго Бога, и, кажется, даже не возникало желания скрывать…
Дед, поучая меня, тоже говорил, что Бог – существо вездесущее, всеведущее, всевидящее, добрая помощь людям во всех делах, но молился он не так, как бабушка.
Утром, перед тем как встать в угол к образам, он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку в жилет, осторожно, точно крадучись, шел к образам.
Становился он всегда на один и тот же сучок половицы, подобный лошадиному глазу, с минуту стоял молча, опустив голову, вытянув руки вдоль тела. Как солдат. Потом, прямой и тонкий, внушительно говорил:
– Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мне казалось, что после этих слов в комнате наступала особенная тишина, – даже мухи жужжат осторожнее.
Он стоит, вздернув голову, брови у него приподняты, ощетинились, золотая борода торчит горизонтально; он читает молитвы твердо, точно отвечая урок; голос его звучит внятно и требовательно…
Читает «Верую», отчеканивая слова; правая нога его вздрагивает, словно бесшумно притоптывая в такт молитве; весь он напряженно тянется к образам, растет и как бы становится все тоньше, суше, чистенький такой, аккуратный и требующий…
Однажды бабушка шутливо сказала:
– А скушно поди-ка Богу слушать моленье твое, отец, – всегда ты твердишь одно да все тоже.
– Чего‑о это? – зловеще протянул он. – Чего ты мычишь?
– Говорю, от всей души ни словечка Господу не подаришь ты никогда, сколько я ни слышу!
Он побагровел, затрясся и, подпрыгнув на стуле, бросил блюдечко в голову ей, бросил и завизжал, как пила на сучке:
Рассказывая мне о необоримой силе Божьей, он всегда и прежде всего подчеркивал ее жестокость: вот согрешили люди – и потоплены, еще согрешили – и сожжены, разрушены города их; вот Бог наказал людей голодом и мором, и всегда Он – меч над землею, бич грешникам.
– Всяк, нарушающий непослушанием законы Божии, наказан будет горем и погибелью! – постукивая костями тонких пальцев по столу, внушал он.
Мне было трудно поверить в жестокость Бога. Я подозревал, что дед нарочно придумывает все это, чтобы внушить мне страх не перед Богом, а перед ним…
Дед водил меня в церковь: по субботам – ко всенощной, по праздникам – к поздней обедне. Я и во храме разделял, когда какому Богу молятся: все, что читают священник и дьячок, – это дедову Богу, а певчие поют всегда бабушкину.
Я, конечно, грубо выражаю то детское различие между богами, которое, помню, тревожно раздвояло мою душу, но дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь.
Он не любил никого, следил за всем строгим оком, Он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что Он не верит человеку, всегда ждет покаяния и любит наказывать.
В те дни мысли и чувства о Боге были главной пищей моей души, самым красивым в жизни, – все же иные впечатления обижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и злость.
Бог был самым лучшим и светлым из всего, что окружало меня, – Бог бабушки, такой милый друг всему живому. И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: как же это дед не видит доброго Бога…
С вами читала классику Валентина Киденко
Тест с ответами «Детство» М. Горький для 6 класса
1. В каком году было написано произведение Максима Горького «Детство»:
а) 1913 +
б) 1916
в) 1900
2. Какое задание давали Ивану-Цыганку каждую пятницу:
а) Резать курицу
б) Ездить на рынок за продуктами +
в) Работать в мастерской
3. В каком литературном жанре написано «Детство»:
а) Повесть-воспитание;
б) Роман-воспитание
в) Автобиографическая повесть +
4. Кем был Иван-Цыганок:
а) Подкидышем +
б) Служащим
в) Младшим сыном бабушки
5. К какому литературному направлению относится «Детство»:
а) Модернизм
б) Неореализм
в) Реализм +
6. Кто защищал Алёшу от побоев деда:
а) Мать
б) Иван-Цыганок +
в) Бабушка
7. От имени кого из героев ведется повествование «Детства»:
а) Варвары
б) Акулины Кашириной
в) Алексея +
8. Что делал дед Алёши по субботам:
а) Сёк внуков +
б) Ходил на рыбалку
в) Напивался
9. О ком из героев идет речь в цитате: «двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»:
а) О матери Алексея
б) О соседке Кашириных
в) О бабушке Алексея +
10. Чем был занят нижний этаж дома, где жил Алёша:
а) Столовой
б) Красильной мастерской +
в) Магазином
11. Какая основная идея произведения:
а) В детстве закладывается фундамент будущей счастливой и благополучной жизни +
б) Дети всегда должны поддерживать родителей
в) Главное в жизни – несмотря ни на что стремиться к победе
12. Как звали дядей мальчика Алёши:
а) Юрий и Павел
б) Яков и Михайло +
в) Сергей и Станислав
13. Кому из героев принадлежат слова: «ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди»:
а) Деду Василию +
б) Евгению Максимову
в) Варваре
14. С кем познакомился Алёша сразу же по приезду в дом бабушки:
а) С будущим новым мужем мамы
б) С соседским мальчиком Павлушей
в) С дедушкой Василием Васильевичем +
15. За что Алексей отомстил Василию Каширину – порезал святцы деда:
а) За то, что дед избил бабушку +
б) За то, что выгнал слепого Григория
в) За то, что дед хотел отдать Варвару замуж за часовщика
16. Что делала бабушка, когда мама мальчика страдала от утраты мужа и ребёнка:
а) Рыдала
б) Рассказывала Алёше сказки +
в) Молилась
17. О ком из героев Акулина Каширина рассказывала, что у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер:
а) Об Иване-Цыганке
б) О дяде Михаиле
в) О Максиме +
18. Когда умер младший ребёнок в семье Алёши:
а) Когда умер отец мальчика
б) Когда Алёша с мамой и бабушкой плыли к бабушке домой +
в) Когда Алёша ушёл гулять с ним к реке
19. Кому из героев принадлежат слова: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней»:
а) Деду Василию
б) Евгению Максимову
в) Нахлебнику «Хорошее Дело» +
20. Что случилось в семье мальчика Алёши в день смерти его папы:
а) Бабушка сломала ногу
б) Мама преждевременно родила недоношенного ребёнка +
в) Мама упала с крыльца
21. За что, по мнению бабушки, бог обязательно накажет деда:
а) Что дед выгнал на улицу ослепшего Григория +
б) Что дед не принял отца Алексея
в) Что дед не обеспечил будущее детей
22. Кто приехал к мальчику домой, когда он сильно болел:
а) Доктор Константин Эрнстович
б) Бабушка Акулина Ивановна Каширина +
в) Старший брат Владимир
24. Как звали маму мальчика Алёши:
а) Мария
б) Варвара +
в) Оксана
25. Почему дед и дядья враждовали:
а) Дядья хотели пойти учиться, но дед им запрещал
б) Дядья хотели забрать половину дома деда и продать его
в) Дядьям не нравилось, что дед не хотел отдать им наследство Варвары +
26. Сколько лет было Ивану-Цыганку:
а) 18 лет
б) 17 лет +
в) 14 лет
27. Кто из родственников при первой встрече не понравился Алексею и он «сразу почувствовал в нём врага»:
а) Дед Василий +
б) Дядя Михаил
в) Дядя Яков
28. Кого спасла бабушка во время пожара:
а) Алёшу
б) Маму мальчика
в) Жеребца +
29. Почему Алексей с мамой переехали в Нижний Новгород к деду с бабушкой:
а) Отец Алексея умер +
б) Отец Алексея ушел к другой женщине
в) Мама и отец Алексея развелись
30. За кого мама Алёши вышла замуж:
а) За купца
б) За младшего Максимова +
в) За военного
Краткое содержание повести «Детство» М. Горького
Повесть Максима Горького «Детство» была написана в 1913 году и вошла в сборник рассказов и очерков «По Руси». Краткое содержание «Детства» Горького по главам будет полезно учащимся 7 класса при подготовке к уроку литературы. Повесть относится к литературному направлению «неореализм».
Произведение написано в жанре автобиографической повести, в которой автор по-иному переосмыслил и изобразил многие эпизоды из своего детства. Глазами главного героя – мальчика Алексея Каширина, читатель видит окружающий героя суровый, очень жестокий мир, который, тем не менее, неразрывно связан со сказками, которые Алексею рассказывала бабушка.
Основные персонажи повести
Горький «Детство» в сокращении по плану
Переезд к Кашириным
Главный герой повести, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Мать Варвара и отец Максим воспитывают Алексея в любви и взаимопонимании. После смерти отца Алексей с матерью переезжают в Нижний Новгород. Здесь они поселяются в семье матери – большой семье Кашириных.
Первое время у Кашириных
Каширины – скандальная, неблагополучная семья, в которой вечно происходят ссоры и драки. Глава семьи — дед Василий Каширин – состоятельный, уважаемый, но жестокий старик. С дедом живут два его сына, дядя Яков и дядя Михайло – такие же жестокие люди, как и сам дед. Дед регулярно сечет Алексея розгами. Мальчик с трудом привыкает к тяжелой жизни у Кашириных и мечтает сбежать.
Тяжелые будни у Кашириных
Мать Алексея не выдерживает тяжелой жизни в родительском доме и надолго уезжает куда-то. Воспитанием Алексея занимается бабушка – добрая старушка Акулина Ивановна. Она становится лучшим другом мальчику. У Кашириных царит все та же тяжелая атмосфера, от которой Алексей очень страдает. Мальчик поступает в местную школу. Он неплохо учится, но много хулиганит.
Замужество матери
Мать Алексея возвращается в родительский дом и выходит замуж. У матери и отчима рождаются два сына, один из которых умирает в раннем детстве. Отчим унижает и избивает мать. Алексей однажды видит, как отчим бьет мать ногами. Мальчик кидается на отчима с ножом, но тот отделывается царапиной.
Дед Каширин разоряется и отказывается содержать семью. Чтобы прокормиться, Алексей начинает работать. Мать Алексея серьезно заболевает и умирает. Вскоре дед вынуждает Алексея покинуть дом и начать самостоятельную жизнь. Мальчику в это время около 8 лет.
Короткий пересказ «Детства» Горького
В повести “Детство” М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.
Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.
У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.
Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.
Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.
М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенес Повесть М. Горького “Детство” автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа.
Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.
Алексей увидел впервые бабушку, когда ей “за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли”. Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: “Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего. ” Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, “самым понятным и близким человеком”. “Вся она темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом”.
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа… и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед неправ.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.
А ее героизм во время пожара она была равна стихии. Оба – и пламя, и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.
М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.
Содержание «Детства» по главам с цитатами
Главный герой, мальчик Алексей, жил с матерью и отцом в Астрахани. Повесть начинается с воспоминаний мальчика, как от холеры умирает его отец Максим. От горя у матери Алексея, Варвары, в день смерти мужа начались преждевременные роды. Мальчик все помнил очень смутно, обрывками, так как на тот момент сильно болел.
После похорон бабушка мальчика Акулина Ивановна Каширина забрала дочь с двумя внуками Нижний Новгород. Семья ехала на пароходе, маленький брат главного героя Максим умер по дороге и во время остановки в Саратове женщины вынесли и похоронили мертвого малыша. Чтобы отвлечь Алексея от всего, что происходило, бабушка рассказывала мальчику в дороге сказки, которых знала очень много.
В Нижнем Новгороде бабушку, маму и Алексея встречала многочисленная семья Кашириных. Тут же мальчик познакомился и с главой семейства – строгим, сухоньким старичком – Василием Васильичем Кашириным, а также со своими дядьями – Михаилом и Яковом, двоюродными братьями. Дед мальчику сразу не понравился, так как он «сразу почувствовал в нём врага».
Вся большая семья жила в огромном доме, но все постоянно ссорились и враждовали между собой. Алексея очень пугала постоянная вражда в семье, ведь он привык жить в дружелюбной атмосфере. В нижней части дома находилась красильная мастерская – причина распри между дядьями и дедом (старик не хотел отдавать им часть мастерской – наследство Варвары, которое женщина не получила, так как вышла замуж без благословения деда).
По семейному обычаю каждую субботу дед наказывал всех провинившихся внуков – сек их розгами. Не избежал это участи и Алеша – один из двоюродных братьев подговорил его покрасить парадную скатерть. Дед очень рассердился, узнав об этой шалости. Во время наказания не привыкший к побоям мальчик укусил деда, за что старик, сильно разозлившись, очень сильно отсек его.
После этого Алексей долго болел и в один из дней дед сам пришел к нему мириться, рассказав о своем тяжелом прошлом. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен».
Особое впечатление на Алексея произвел Иван-Цыганок, который также заходил к нему поговорить. Цыганок рассказал мальчику, что во время наказания вступился за него, подставив руку под розги, чтобы они сломались.
Когда Алексей выздоровел, он стал больше общаться с Цыганком и они подружились. Цыганка подкинули как-то зимой к дому бабушки и деда, и женщина, настояв на том, что его нужно оставить, воспитала почти как собственного сына. Бабушка все время была уверена, что Цыганок умрет не своей смертью.
Атмосфера в доме становилась все хуже, единственной отдушиной для героя было общение с бабушкой. Алексею очень нравилось наблюдать за тем, как молилась бабушка. Помолившись, она рассказывала мальчику истории об ангелах, чертях, рае и боге.
В один из вечеров загорелась мастерская Кашириных. Пока дед не мог взять себя в руки, бабушка организовала людей и сама побежала в горящую мастерскую, чтобы вынести бутылку с купоросом, который мог взорваться и разнести весь дом.
«К весне дядьки разделились». «Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом на Полевой улице, с кабаком в нижнем каменном этаже, с маленькой уютной комнаткой на чердаке и садом». Весь дом дед сдавал квартирантам и только на верхнем этаже отвел большую комнату для себя и приема гостей, бабушка же с Алексеем поселились на чердаке. Мать мальчика приходила очень редко и ненадолго.
Бабушка разбиралась в травах и снадобьях, поэтому многие люди обращались к ней за помощью как к лекарке и повитухе. Как-то женщина сокращенно рассказала Алексею о своем детстве и молодости. Мать бабушки была искусной кружевницей, но однажды барин ее напугал и женщина выбросилась из окна. Женщина не погибла, а только лишилась руки, поэтому ей пришлось оставить свое ремесло и ходить с дочерью по людям, прося милостыню. Женщина постепенно обучала девочку всему, что знала – плетению кружева, знахарскому делу. О своем детстве рассказывал и дед, который помнил свои малые годы «от француза». Мужчина делился своими воспоминаниями о войне, о французских пленных.
Через некоторое время дед начал учить Алексея грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным учеником. Гулять на улицу Алексея отпускали очень редко, так как местные мальчишки постоянно били его.
Алексей «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась каждый раз по-другому, словно общаясь с богом, и ее бог был всегда рядом. Ему подчинялось все на земле. «Бабушкин бог был понятен мне и не страшен, но пред ним нельзя было лгать, стыдно». Однажды женщина, поучая внука, сказала ему «памятные слова»: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!». Бог деда, напротив, был жесток, но помогал ему. Старик всегда молился одинаково, как еврей: принимал ту же самую позу и читал одни и те же молитвы.
Когда мастер Григорий ослеп, дед выгнал его на улицу, и мужчине пришлось ходить просить милостыню. Бабушка всегда старалась подать ему. Женщина была уверена, что за это бог обязательно накажет деда.
В конце зимы дед продал старый дом и купил новый, более уютный «по Канатной улице», тоже с заросшим садом. Дед начал набирать квартирантов и вскоре дом был забит незнакомыми людьми, среди которых особенно привлек Алексея нахлебних «Хорошее Дело» (мужчина постоянно произносил эти слова). В его комнате было много странных вещей, нахлебник постоянно что-то изобретал, плавил металлы.
Однажды бабушка рассказывала сказку о Иване-воине и Мироне-отшельнике, в которой Мирон перед смертью начал молиться за весь мир людской, но молитва оказалась настолько длинной, что читает он ее по сей день. В конце нахлебник расплакался, после он просил прощение за свою слабость, оправдываясь, что «Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! Молчишь, молчишь,- и вдруг – вскипит в душе, прорвёт… Готов камню говорить, дереву». Его слова впечатлили Алексея.
Алексей постепенно сдружился с нахлебником, хотя бабушке и деду не нравилась их дружба – они считали Хорошее Дело колдуном, боялись, что он сожжет дом. Постоялец всегда знал, когда Алексей говорит правду, а когда врет. Нахлебник научил мальчика, что «настоящая сила – в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней». Однако через некоторое время «Хорошее Дело» выжили, и ему пришлось уехать.
Однажды Алексей, проходя мимо дома Овсянникова, увидел через щель забора троих мальчиков, которые играли во дворе. Герой стал случайным свидетелем того, как младший мальчик упал в колодец и помог старшим вытащить его. Алексей начал дружить с ребятами, приходил к ним в гости, пока его не увидел полковник, дед мальчиков. Когда Овсянников выставлял героя из своего дома, мальчик назвал его «старым чертом», за что после дед его сурово наказал и запретил дружить с «барчуками». Как-то извозчик Петр заметил, что мальчик общается с ними через забор и доложил деду. С того момента между Алексеем и Петром началась война. Они постоянно пакостили друг другу, пока Петра не убили за то, что он грабил церкви – извозчика нашли мертвым в саду у Кашириных.
Мать Алексей вспоминал редко. Как-то зимой она вернулась и, поселившись в комнате нахлебника, начала учить мальчика грамматике и арифметике. Дед пытался заставить женщину снова выйти замуж, но она всячески отказывалась. Бабушка пыталась заступиться за дочь, дед рассердился и сильно избил жену, после чего Алексей помогал бабушке доставать из головы глубоко вошедшие под кожу шпильки. Видя, что бабушка не обижается на деда, мальчик сказал ей: «ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!». Решив отомстить деду за бабушку, мальчик порезал его святцы.
Дед начал устраивать в доме «вечера», приглашая гостей, среди которых был старый неразговорчивый часовщик. Дед хотел выдать за него Варвару, но женщина, возмущаясь, отказалась выходить за него замуж.
«После этой истории [об отказе часовщику в женитьбе] мать сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». Женщина начала звать в гости братьев Максимовых.
После Святок Алексей заболел оспой. Бабушка начала пить, спрятав у мальчика под кроватью чайник со спиртным. Все время, пока Алексей болел, она ухаживала за ним, рассказывая об отце Алексея. Максим был сыном солдата, по профессии был краснодеревщиком. С Варварой они поженились против воли деда, поэтому тот не сразу принял зятя. Бабушке же сразу понравился Максим, так как у него был такой же, как у нее, веселый и легкий характер. После ссоры с братьями Варвары (они пьяными пытались утопить зятя) Максим с семьей уехал в Астрахань.
Варвара вышла замуж за Евгения Максимова. Алексею отчим сразу не понравился. Мать с новым мужем вскоре уехали. Алексей сделал себе убежище в яме в саду, и там провел почти все лето. Дед продал дом и сказал бабушке, чтобы шла кормиться сама. Старик снял для себя две темные комнаты в подвале, бабушка некоторое время жила у одного из сыновей.
Вскоре приехали Евгений и снова беременная Варвара. Они говорили всем, что их жилье сгорело, но было понятно, что отчим все проиграл. Молодые сняли в Сормове очень скромное жилье и Бабушка с Алешей переехали к ним. Евгений зарабатывал на жизнь тем, что за бесценок скупал у рабочих кредитные записки на продукты, которые им давали вместо денег.
Алексея отправили в школу, но он плохо ладил с учителями: дети осмеивали его бедную одежду, учителям не нравилось его поведение.
Отчим завел любовницу и начал избивать жену, за что Алексей его как-то чуть не зарезал. У матери Варвары родился больной мальчик Саша, который умер вскоре после рождения второго ребенка, Николая.
Алексей с бабушкой снова стал жить у деда. Под старость мужчина стал совсем скуп, поэтому разделил хозяйство пополам, внимательно следя, чтобы они не ели его еду. Бабушка зарабатывала на жизнь плетением кружев и вышивкой, Алеша собирал ветошь и сдавал ее, воровал с другими мальчиками дрова.
Алексей успешно перешел в третий класс, его даже наградили похвальной грамотой и комплектом книг. Вскоре к ним приехала очень больная мать с маленьким, больным золотухой, Николаем, так как Евгений потерял работу. Женщина была очень больна, с каждым днем ей становилось все хуже. В августе, когда отчим вновь нашел работу и только снял жилье, Варвара умерла, так и не попрощавшись с мужем.
После того как Варвару похоронили, дед сказал Алексею, что «ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди».
И мальчик пошел в люди.
Заключение
Произведение Максима Горького «Детство» рассказывает о нелегком детстве маленького Алексея Каширина, который, несмотря ни на что, благодарно принимал свою судьбу: «в детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот был грязен и горек, но всякое знание — всё-таки мед».
Центральной идеей повести, которая прослеживается даже при прочтении краткого пересказа «Детства» Горького является идея, что всегда и во всем нужно искать что-то хорошее: «Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе — человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человечьей».
Сюжет повести «Детство» за 5 минут
Глава I (Смерть отца и переезд)
Главный герой, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Внезапно умирает отец мальчика (Максим Пешков). Накануне похорон мать мальчика (Варвара), рожает сына Никиту. Похоронив отца, Алексей с семьей плывет на пароходе в Нижний Новгород. В пути умирает младенец Никита. Его хоронят в Саратове, где пароход делает остановку. Приехав в Нижний Новгород, мальчик поселяется в большой семье матери – семье Кашириных. Злая и вздорная семья Кашириных, их мрачный дом не нравятся мальчику. Дед Василий, глава семьи — богатый и уважаемый в городе человек. Он владеет мастерской по покраске тканей.
Глава II (Первое наказание)
Однажды за испорченную скатерть дед порет Алексея розгами до потери сознания. Мальчик болеет несколько дней и тяжело переносит эту травму. Отец и мать никогда не били Алексея и жили в любви. Поэтому мальчик с трудом привыкает к жизни у Кашириных, к вечным ссорам и грубости. После этого дед постоянно сечет Алексея розгами за разные провинности. Мать Алексея тоже страдает от жизни в родительском доме. Наконец она уезжает куда-то надолго. Воспитанием Алексея занимается бабушка.
Глава III (Смерть Цыганка)
Алексей дружит с Цыганком, который живет в семье Кашириных. Цыганок – молодой, веселый и добрый парень, подкидыш, которого воспитали старики Каширины. Цыганок любит воровать продукты на рынке. Бабушка не одобряет воровство Цыганка, но не может повлиять на него. У деда работает мастер Григорий. От него Алексей узнает страшную тайну дяди Якова: год назад тот насмерть забил свою жену. В начале зимы братья Каширины и Цыганок несут тяжелый крест на кладбище на могилу к жене дяди Якова. Крест падает на Цыганка и придавливает его насмерть. Дед и бабушка винят в этом злых дядьев Якова и Михайла.
Жизнь у Кашириных становится для Алексея все более невыносимой. Он мечтает сбежать из дома. Однажды у Кашириных случается пожар: горит мастерская. Бабушка ловко руководит тушением, и пожар быстро прекращается. В ту же ночь у тетки Натальи – жены дяди Михайла начинаются роды. В родах она умирает.
Глава V (Разъезд семьи)
Наконец дед покупает себе новый дом. Семья разъезжается: в старом доме остается дядя Яков, а дядя Михаило уезжает жить за реку. В новом доме дед сдает комнаты квартирантам. Из-за этого в доме всегда шумно и суетно. Алексей страдает от этого. Иногда мать Алексея ненадолго приезжает домой, но вскоре снова уезжает куда-то. Дед начинает сам обучать Алексея грамоте. Мальчик учится хорошо, и дед меньше наказывает его розгами. Однажды в ссоре дед бьет бабушку в лицо кулаком. Мальчик все видит. Его ужасает эта очередная жестокость деда.
Глава VI (Война дяди Михайла с дедом)
Глава VII (Ослепший мастер Григорий)
Алексей по-прежнему живет у деда с бабушкой. Дед выгоняет с работы своего старого помощника – мастера Григория. Григорий ослеп и не может работать. Безработный Григорий становится бродягой и просит милостыню. Бабушка кормит его и дает денег. Алексею жаль брошенного старика, которого дед оставил без помощи. Живя у деда и бабушки, Алексей многое узнает о жизни. Но в то же время ужасная атмосфера в семье угнетает мальчика.
Глава VIII (Хорошее Дело)
Дед снова переезжает в другой дом. Здесь он тоже держит квартирантов, среди которых есть мужчина по прозвищу Хорошее Дело. Мальчик и Хорошее Дело становятся друзьями. Дед Каширин не любит Хорошее Дело и бьет Алексея за визиты к жильцу. В конце концов дед выживает Хорошее Дело из дома и тот уезжает куда-то. Алексею очень жаль терять такого друга.
Глава IX (Дядя Петр)
Глава X (Возвращение матери)
Наконец мать Алексея (Варвара) приезжает жить домой. Она учит Алексея читать и заставляет его учить стихи наизусть. Мальчику тяжело даются стихи. Однажды в ссоре дед снова бьет бабушку при Алексее. Устав от жестокости деда, мальчик мстит ему: он портит любимые картинки деда с изображением святых. Дед собирается побить внука, но мать вступается за сына и дает отпор старику. Дед надеется выдать Варвару замуж за часовых дел мастера. Но Варвара наотрез отказывается.
Показав характер, мать Алексея становится главной в доме. Дед боится дочь, ведет себя тише и ласковее с ней. Алексей поступает в школу, но учеба ему не нравится. Отучившись месяц, Алексей заболевает оспой. Во время болезни в бреду он выпрыгивает с чердака и отбивает ноги. Три месяца он не может ходить. Во время болезни он узнает от бабушки много нового о своем покойном отце (Максиме): о том, каким он был хорошим человеком, о том, как злые дядья Яков и Михайло пытались его утопить и т.д.
Глава XII (Неудачное замужество матери)
Мать Алексея выходит замуж за дворянина Евгения Максимова. Тот проигрывает все деньги в карты, и семья живет очень бедно. Дед Каширин разоряется, продает дом и живет один на съемных квартирах. Алексей с матерью, отчимом и бабушкой живут отдельно. Затем все вместе они переселяются к деду. Алексей снова ходит в школу. Он хорошо учится, но ведет себя плохо — озорничает и подшучивает над учителями. У Алексея рождается брат Саша, который умирает спустя 1–2 года. После его смерти рождается брат Николай. Отчим Алексея изменяет матери, жестоко и грубо обращается с ней. Однажды Алексей видит, как отчим избивает мать ногами. Мальчик бросается на отчима с ножом, но не ранит его по случайности.
Алексей живет у деда с бабушкой. Разорившийся жадный дед отказывается содержать бабушку и внука. Бабушка и Алексей вынуждены зарабатывать на жизнь. Алексей собирает старые вещи по дворам и сдает их мешками ветошникам, а также ворует лес на складах, В это время Алексей сближается с другими мальчиками-бедняками. Вместе они работают и вместе гуляют. Прекратив учебу, Алексей продолжает работать. После тяжелой болезни умирает мать Алексея. Дед отправляет его “в люди”. Алексей начинает жить самостоятельно. В это время ему около 8 лет (этот возраст Горький указывает в своей автобиографии).
Видео краткое содержание Детство Горького
М. Горький в своей повести раскрыл многие «вечные» темы: отношения отцов и детей, развития личности ребенка, становления человека в социуме и поиск своего места в мире.