за что повышают сотрудника
За что повышают сотрудника
Служба исследований HeadHunter задалась этим вопросом и провела исследование на тему. Выяснилось, что большинство российских работников привыкли просить прибавку к зарплате самостоятельно, не дожидаясь инициативы со стороны начальника или компании. Чаще всего основанием для того, чтобы высказать свои притязания по увеличению заработка, становится добросовестное выполнение своих обязанностей в течение длительного периода времени (56%). Примерно каждый второй просит прибавку в связи с расширением обязанностей в рамках должности (48%). Около трети поднимают наболевшую тему, когда осознают, что получают неоправданно мало (31%), а 28% подталкивают к разговору о материальном инфляция, рост цен и отсутствие индексации.
Стоит отметить, что просьбы работников, предпринявших попытку поднять уровень своего вознаграждения, не увольняясь из компании, удовлетворяются не так уж и редко. Так, 18% указали, что работодатель всегда шел им навстречу и увеличивал зарплату, а 28% в большинстве случаев оказывались в плюсе. Респонденты отмечают, что их инициатива была вознаграждена прибавкой на 10–30%.
В то же время далеко не все получают желаемое: по словам трети опрошенных, работодатель не удовлетворил их просьбу, объяснив свой отказ отсутствием в компании соответствующей статьи бюджета (38%), неблагоприятным финансовым положением компании (26%) и отсутствием весомых оснований для увеличения зарплаты (23%). Четверть тех, кому отказали, выяснили, что не сейчас, так в будущем их просьба будет удовлетворена. 6% получили ценные рекомендации по тому, на чем стоит делать акценты в работе, чтобы в будущем получить повышение зарплаты. А вот 10% сотрудников, заявив о своих притязаниях, получили предложение отправиться на поиски новой работы, потому что на нынешней им ничего не светит — сурово, зато откровенно. Судя по всему, на работе, как и в любых отношениях, тема денег позволяет раскрыть истинную суть вещей и расставить все точки над i. Будет ли удовлетворена просьба работника или нет, в любом случае он получит интересную информацию о том, насколько его ценят, уважают и есть ли у него перспективы в этой компании.
Интересно, что некоторые люди считают неприемлемым просить прибавку — и таких ни много ни мало 44%! Причины называются разные: одни уверены, что это недостойно и некрасиво (26%), вторые считают, что слишком мало проработали на данной позиции, чтобы на что-то претендовать (24%), третьи утверждают, что в компании подобное не принято (24%). Кому-то неудобно задавать такие вопросы (20%), а кто-то считает, что это просто бесполезно (20%).
Согласно результатам исследования, уже проработав в компании год, треть опрошенных получают повышение в зарплате. Уже у каждого второго, проработавшего около двух лет, происходит корректировка зарплаты в сторону увеличения. Однако отметим, что подобные цифры отражают общие усилия, то есть инициативу как компании-работодателя, так и самих сотрудников.
Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 10–15 июля 2013 г. среди 7210 работников компаний.
«Строя карьеру, вы должны защищать себя»: как добиться повышения по работе и не испортить отношения с начальством
Harvard Business Review (HBR), ежемесячный научно-популярный журнал о бизнесе и менеджменте, провел ряд интервью со специалистами Гарвардской школы бизнеса, авторами книг о развитии карьеры и лидерами крупных компаний о секретах успешного построения карьеры. Рассказы экспертов редакторы HBR объединили в книгу, которая рассказывает о наборе инструментов, помогающих поставить перед собой карьерные цели и определить необходимые для их достижения шаги.
Forbes публикует отрывок из книги «Гид HBR. Как управлять своей карьерой», которая выйдет в июле в издательстве «Альпина Паблишер», посвященный тому, как правильно заявить о своем желании получить повышение, выстроить диалог с начальством и добиться своего. С экспертами для этой главы говорила Ребекка Найт — журналист-фрилансер из̀ Бостона; лектор Уэслианского университета, чьи работы публикуют в̀ The New York Times, USA Today и Financial Times.
Перед тем, как попросить начальника о повышении, многие нервничают. Но когда вы готовы к следующему шагу в карьере, важно сказать об этом. Как же подготовиться к разговору с начальником? Какую информацию иметь наготове? И как изложить свои доводы?
Организация не позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете. Нужна определенная доля саморекламы
«Прося о повышении, вы чувствуете себя уязвимыми, — говорит Сабина Наваз, консультант руководителей высшего звена, выступающая и пишущая на тему лидерства. — Вы не контролируете ситуацию, вы отдаете себя в руки начальника, который будет судить о вас и может решить, что вы недостойны повышения». Возможно, вы будете опасаться, что «достаете» своего босса или покажитесь ему жадным или эгоистичным. Но,̀ строя карьеру, вы должны научиться защищать себя, считает Джозеф Уэйнтрауб, основатель программы консультирования по вопросам лидерства и командной работы Колледжа Бабсона. «Нельзя ожидать, что организация позаботится о вас просто потому, что вы хорошо работаете, — говорит он. — Нужна определенная доля саморекламы». Попросту говоря, «не попросишь̀ — не получишь». Вот несколько подсказок относительно того, как обратиться с просьбой о повышении.
Поразмышляйте
Первый этап процесса — решить, что именно вы хотите получить, говорит Уэйнтрауб. «Хотите ли вы больше власти? Больше денег? Больше ответственности?» Есть ли в организации должность, о которой вы мечтаете, или ее нужно создать? Хотите ли вы двигаться вверх или вас может заинтересовать передвижение по горизонтали? Также важно «рассмотреть свой набор навыков и понять, насколько он соответствует задачам организации», добавляет он. Это поможет вам увязать просьбу о повышении и более широкие стратегические цели организации.
Проведите исследование
Полезно запастись и внешними данными, считает Наваз. «Чем выше ваша позиция, тем больше вероятность того, что решение о повышении принимает не только ваш начальник, — отмечает она. — Другие руководители также скажут свое слово». Она рекомендует « попросить об обратной связи наставников», чтобы узнать о своих сильных и слабых сторонах, и поговорить с коллегами, чтобы «проверить, какая у вас репутация в компании».
Прошлый опыт — это прецедент. Выясните, как другие добивались повышения. Это поможет вам найти эффективные стратегии. Также спросите коллег, готовы ли вы, на их взгляд, к повышению. И когда дело дойдет до удовлетворения вашей просьбы, « важны не только бизнес-результаты; вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти».
Приведите аргументы
Поняв свои устремления, подготовьте убедительные аргументы, почему вы заслуживаете повышения. Это особенно важно, если ваша просьба о более высокой должности расходится с графиком повышений. Будьте готовы натолкнуться на отношение, в основе которого лежит вопрос: «А что такого вы сделали в последнее время для меня?», — говорит Наваз. Она рекомендует подготовить записку, где будут «четко изложены ваши достижения». На одной-двух страницах перечислите «конкретные показатели, отражающие ваш вклад», опишите «предложенные вами решения» и финансовые результаты, за которые вы отвечали. Можно также указать «данные из других подразделений или из опросов потребителей или сотрудников», свидетельствующие о вашем успехе. «Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас», — говорит она.
Уэйнтрауб также рекомендует подумать на этом этапе о том, «кто мог бы занять вашу должность» и как поддержать этого человека. Продемонстрируйте боссу, что «вы трудитесь над тем, чтобы развивать других», советует он. «Это не только демонстрирует ваши лидерские способности, но и облегчает задачу вашему начальнику, так как он будет знать, кого можно назначить на ваше место».
Выберите момент
Не существует идеального времени для просьбы о повышении, но все-таки к выбору момента нужно подойти разумно, говорит Уэйнтрауб. Очевидно, что неделя после увольнений в компании или день, когда ваша команда потеряла ключевого клиента, не годится. Лучше просить «после того, как произошло что-то хорошее». Например, вы только что заключили крупную сделку или компания объявила о хорошей квартальной выручке.
Наваз согласна: «Если наблюдается отток клиентов, лучшее, что вы можете сделать, — немедленно взяться за дело, засучить рукава и выполнять свою работу, чтобы стабилизировать ситуацию в компании». Вместе с тем не стоит опускать руки. Если ваше повышение поможет организации достичь ее целей, настаивайте.
Зароните семя
Просьба о повышении не разовый разговор, скорее, серия бесед, говорит Наваз. Она рекомендует, чтобы вы, опираясь на свои записи, начали с чего-то вроде: «Я рад, что работаю здесь и могу влиять на работу компании. Вот чего я уже добился. Я хочу постоянно обсуждать с вами, что требуется, чтобы выйти на следующий уровень». Уэйнтрауб предлагает «вести разговор о стремлении к совершенству», попутно приводя аргументы в пользу вашего повышения. «Скажите своему начальнику: «Я хочу убедиться, что работаю не просто хорошо, а прекрасно». Затем спросите: «Что мне сделать, чтобы убедить вас, что я готов к следующему шагу?» «Продемонстрируйте готовность расти и учиться», — советует он.
Ухаживайте за ростком
Посеяв семя, «ухаживайте за ним», говорит Наваз. Она советует просить начальника об оценке вашей работы «не настолько часто, чтобы это стало раздражать, но,̀ скажем, раз в месяц или квартал». Будьте конкретны. Если, например, ваше повышение связано с ростом ответственности по отношению к клиентам, скажите что-то вроде: «Последний месяц я часто беседовал с нашими ключевыми корпоративными клиентами и вот, что узнал. Как вы можете оценить эти шаги?»
Другой удачной стратегией, по мнению Уэйнтрауба, будет рассказать боссу о том, «как бы вы провели первые 90 дней в новой должности». «Покажите, что подготовились и серьезно настроены» получить повышение.
Вы должны доказать, что уже работаете на уровне, до которого просите повысить вас
Не рискуйте
Наличие у вас предложения перейти в другую организацию может способствовать повышению на вашей текущей работе. В любом случае, такое предложение укрепит вашу уверенность в себе и даст вам больше представления о том, сколько стоит ваш труд на рынке. (Это особенно актуально, если вы стремитесь к повышению, в первую очередь, по финансовым причинам.) Однако, если с помощью такой стратегии вы хотите привлечь начальника на свою сторону, вы рискуете. «Вынуждать к повышению не лучший способ приобретать друзей и влиять на людей», — говорит Уэйнтрауб. «Как правило, люди плохо реагируют на ультиматумы», — вторит ему Наваз.
Подобная тактика часто «отрицательно влияет на отношения» и «ведет к искусственному продвижению людей, которые не готовы к работе в более высокой должности», говорит она. «Разыгрывайте эту карту с особой осторожностью».
Будьте терпеливы (до определенной степени)
Было бы прекрасно, если бы начальник сразу согласился повысить вас, «но не рассчитывайте на это», предупреждает Наваз. Повышения редко случаются моментально, и не следует расстраиваться, если вы не добились успеха немедленно. «Будьте реалистичны», — говорит она. А пока «продолжайте хорошо работать, открыто ищите способы увеличить свое влияние и повышайте свою эффективность».
Но не игнорируйте признаки того, что ситуация развивается не в вашу пользу. «Если вы увидите, что других повышают, а вас нет, поговорите с начальником, — советует Уэйнтрауб. — Спросите: «Вы порекомендуете меня на более высокую должность, когда появится вакансия?«» Осознав, что вы «не входите в шорт-лист босса», «подумайте о том, хотите ли вы оставаться в этой организации или стоит поискать другое место». Но есть и хорошая новость: «по крайней мере, вы знаете, каково положение вещей».
Составьте «резюме достижений»
В какой-то момент карьеры Гретхен Ван Влимен, тогда работавшая менеджером по управлению персоналом в одной чикагской компании, решила, что готова поговорить с начальником насчет повышения. На первом этапе она определила, какую должность хочет получить. «Я выяснила, где в компании есть пробелы, которые необходимо заполнить, — говорит Гретхен. — Мне было очевидно, что, если смогу связать свой карьерный путь с основными целями компании, у руководства будет больше причин повысить меня». В итоге, она выбрала новую должность: вице-президент по кадрам. Эта работа подразумевала управление отделом кадров, а также поиск и прием на работу новых сотрудников для компании.
Важны не только бизнес-результаты. Вы должны быть человеком, за которым люди готовы пойти
Прежде, чем поговорить с начальником, Гретхен составила «резюме достижений», куда включила многочисленные примеры, доказывавшие, что она способна выполнять обязанности, связанные с ее должностью, и готова к следующему шагу. Например, Гретхен описала, как переработала внутренние инструкции для компании, используя как навыки, отточенные в ходе работы консультантом, так и идеи команды, которой она уже руководила. (Инструкции распространили по всей компании.) «Я хотела показать, что сделала для организации помимо того, что требовала моя должность, — поясняет она. — Я также хотела продемонстрировать, как эти усилия повлияли на продуктивность команды и всего отдела и в конечном счете на результаты деятельности компании в целом».
Гретхен также разработала план, как команда будет справляться, если ее повысят. «Я составила список обязанностей, которые легко могла переложить на членов команды, которых специально подготовила», — говорит она. Затем она условилась о встрече с начальником. «Я говорила четко и кратко, опираясь на свое «резюме«», — рассказывает она. Она понимает, что такие вещи не делаются сразу, сказала Гретхен начальнику. И действительно, тот не сказал «да» сразу. Некоторые вещи вызывали у него беспокойство. «Он задавал сложные вопросы о том, как мне удастся найти время для многочисленных новых обязанностей», — говорит она. Встреча закончилась обещанием начальника вернуться к вопросу в течение ближайших месяцев.
«Тем временем, он поставил передо мной несколько краткосрочных задач». Гретхен добилась успеха. Она получила повышение и сегодня работает вице-президентом по кадрам в компании Stratex, оказывающей услуги в области подбора персонала.
Почему вас не повышают: три возможные причины
1. Вы хороши, но в компании нет для вас места
Независимых причин отсутствия карьерного роста бывает много: никто из руководства не собирается увольняться и на корпоративной лестнице просто некуда двигаться наверх, директор готовит место для своего племянника или просто решил не ставить на руководящие должности людей вашего знака зодиака.
Справедливость в таких случаях искать бесполезно — лучше попробовать свои силы в другом месте. Устроиться руководителем без управленческого опыта трудно, но возможно: присмотритесь к стартапам, компаниям с молодым коллективом, небольшим ИТ-проектам. Часто они бывают менее требовательны к кандидатам на руководящие позиции и готовы мыслить шире при подборе. Возможно, вам придется уступить в зарплате, но вы всегда можете рассматривать эту работу как трамплин для будущего.
Если же у вас нет таких козырей, которые в глазах будущего работодателя делают вас ценным даже без управленческого опыта, то в развитии карьеры может помочь специализированное образование. Прокачать важные навыки управленца и подготовиться к успешной работе на должности руководителя помогают, к примеру, программы МВА.
Еще одно важное преимущество такого обучения — новые полезные связи (то, что называется модным словом «нетворкинг»). Вы можете завести деловые знакомства, которые пригодятся при поиске работы на более высокой позиции.
Многие бизнес-школы создают условия для того, чтобы слушателям удобно было совмещать обучение с работой. Так не придется жертвовать доходом для реализации карьерных планов. Например, в Московской школе бизнеса (Moscow Business School), вместе с которой мы делали эту статью, доступен дистанционный формат занятий.
Бывает и по-другому: застоя в компании нет, но вместо вас повысили пробивного новичка. Если он просто оказался более харизматичен — это полбеды (еще социолог Макс Вебер признавал, что основанное на харизме лидерство — самое непрочное). Гораздо хуже, если.
2. Вы хороши, но об этом никто не знает
Скромно ждать продвижения по карьерной лестнице, никак не сообщив о своих чаяниях руководству, — достаточно нелепо. Это же касается и карьерных амбиций — надо периодически давать понять боссу, что текущие задачи вас больше не вдохновляют и вы способны приносить компании больше пользы.
Регулярно демонстрируйте, что вы интересуетесь делами компании за стенами своего отдела, отраслью в целом, следите за трендами и инновациями в вашей и смежных сферах, можете мыслить стратегически, а не в ключе «лишь бы от меня отстали». Предлагайте пути решения проблем, даже когда все молчат, — это выделит вас из общей массы сотрудников и послужит намеком на то, что вам интересны более серьезные задачи, чем те, которыми вы заняты сейчас.
Еще лучше о ваших намерениях сообщат прямые действия. Нет, мы не про подсиживание руководителя, есть вариант лучше: если вы хотите показать потенциал управленца, то учеба — тоже отличный способ это сделать. Делитесь с вашим начальником новыми знаниями в процессе учебы, предлагайте решения текущих проблем на основе новейших подходов, про которые услышали на занятиях. К примеру, учебная программа MBA всегда строится на разборе реальных практических бизнес-кейсов — в их качестве можно использовать текущие проблемы своей компании, а потом показать руководству идеи для решения. Тем самым вы и навыки управленческие прокачаете, и покажете себя на работе с новой стороны. Если вашего руководителя в скором времени продвинут по карьерной лестнице еще выше, у него не будет сомнений, кого оставить вместо себя.
В любом случае дипломом управленца вы дадите сигнал: «Либо я стану руководителем здесь, либо где-то еще». Если и после этого вас не заметят, то остается лишь один вариант.
3. Вы себя переоцениваете
Увы, такой вариант исключать нельзя. Оценить себя — нелегкая задача, и все мы склонны завышать свои способности или недооценивать необходимость тех или иных навыков для желанной должности.
Что, если работа руководителя, о которой вы мечтаете, гораздо сложнее, чем вам кажется со стороны? Даже если вы блестящий специалист, у вас высочайший экспертный уровень, это автоматически не означает, что вы готовы к руководству.
Мало досконально разбираться в своем узком направлении работы. Хорошие руководители получаются из тех, кто обладает системными знаниями о том, как устроен бизнес в целом, а также хорошо развитыми «мягкими навыками» (так называемыми soft skills).
Повышают обычно не тех, кто досконально изучил свою специализацию, а тех, кто способен взглянуть на свой отдел или департамент как на часть общего механизма. Отрывочных знаний из разных областей недостаточно — нужно, чтобы они сложились в единую систематизированную картину. Руководитель должен иметь ясное представление о том, как работают финансовые процессы, что представляет собой маркетинг, знать современные подходы к управлению человеческими ресурсами, владеть методиками стратегического и операционного менеджмента. Самые ценные «мягкие навыки» — это умение выстраивать коммуникации с подчиненными и партнерами, искусство тайм-менеджмента и делегирования полномочий.
Подумайте, действительно ли вы хорошо разбираетесь в том, как функционирует бизнес вашей компании? Достаточно ли у вас знаний в финансах, маркетинге, управлении персоналом, чтобы в этом разобраться? Сможете ли вы не просто находить быстрые решения для внезапных проблем, а разрабатывать стратегию, которая помогла бы исключить такие проблемы в будущем, и постоянно искать, что еще стоит улучшить в работе? Достаточно ли хорошо вы формулируете задачи, сумеете ли вы контролировать работу других людей и правильно давать им обратную связь? Если есть сомнения хотя бы по одному вопросу, возможно, причина карьерного застоя в вас.
Определите, чего вам не хватает для карьерного и профессионального роста. Это зависит от специфики ваших карьерных планов:
В Moscow Business School каждая программа MBA имеет 15 базовых учебных блоков. Они включают все важные дисциплины для руководителя: общий и операционный менеджмент, экономику и маркетинг, бизнес-аналитику и личную эффективность. В процессе обучения сокурсники могут активно обмениваться мнениями, консультироваться с экспертами и обсуждать кейсы из своей практики.
Пора расти? Как просить повышения в должности
⏱ Время прочтения — 5 минут
1. Проанализируйте собственную эффективность и полезность
Если вы хотите получить повышение в должности, в первую очередь вам нужно понять, какие у компании ожидания от вас и какую ценность вы представляете для компании. Проанализируйте собственную эффективность: насколько хорошо вы справляетесь с текущей работой, что можно улучшить? При этом важна не только ваша личная оценка, но и взгляд со стороны. Попросите коллег или руководителя дать обратную связь по вашим профессиональным навыкам и личностным качествам. Возможно, окружающие видят те качества, которые могут помешать повышению в должности, а вы их попросту не замечаете или не считаете критичными.
Например, вы постоянно жалуетесь или сопротивляетесь всему новому, и это совсем не те качества, которые компания хотела бы видеть в будущем руководителе.
Такой анализ поможет провести инвентаризацию своих навыков и качеств, выделить сильные стороны и зоны роста, разработать план повышения эффективности, профессионального и личностного роста.
2. Присмотритесь к сотрудникам, которые уже получили повышение
Присмотритесь к коллегам, которые получили повышение в последнее время. Попробуйте найти между ними что-то общее, возможно, у них есть схожие черты характера и поведения, они проявляли инициативу или достигали чего-то значимого перед повышением.
Эти наблюдения покажут, какие результаты работы и качества важны для руководства компании, когда оно принимает решение о повышении того или иного сотрудника.
Так вы сможете понять, какие навыки вам нужно развивать или на чем сконцентрироваться в работе, чтобы обратить на себя внимание как на перспективного кандидата для повышения.
3. Будьте заметны
Безусловно, упорный труд очень важен, но все ваши усилия могут остаться незамеченными, если коллеги и руководитель о вас не знают. Если вы хотите убедить работодателя в том, что вы заслуживаете повышения, вы должны быть заметны за счет своих инициатив и вклада в компанию.
Ищите ситуации, в которых можно проявить инициативу и продемонстрировать свои знания и навыки, например, на общих собраниях, брейнштормингах, оценках эффективности работы компании. Активно участвуйте в корпоративных проектах и мероприятиях — это отличная возможность продемонстрировать свои лидерские качества, коммуникативные навыки и организаторские способности.
4. Развивайте и демонстрируйте свои лидерские качества
Повышение в должности часто предполагает расширение полномочий в области управления персоналом, поэтому важно постоянно совершенствовать свои лидерские навыки.
Что можно сделать, чтобы развить и продемонстрировать свои лидерские качества:
5. Решайте проблемы и будьте позитивным
В каждой компании есть процессы, которые можно оптимизировать, и проблемы, требующие решения. Выявление таких проблем и процессов, а также разработка (и по возможности реализация) инициатив по их решению и улучшению поможет выделиться в команде, продемонстрировать стремление к повышению эффективности работы и лидерские качества.
Сохранять спокойствие и оставаться позитивным даже под давлением и в периоды кризисов — одно из важнейших качеств хорошего лидера. Старайтесь развить в себе эти качества.
6. Будьте терпеливы
Не всегда повышение можно получить сразу — иногда на это может потребоваться довольно много времени. Важно иметь высокий уровень мотивации, чтобы придерживаться правильного направления. Постоянно напоминайте себе о причинах, почему вы хотите и достойны повышения, чтобы усерднее работать над достижением своей цели.
7. Проведите переговоры
Итак, вы готовы к разговору с руководителем.
В первую очередь выберите подходящее время и место для разговора.
Лучше заранее договориться о встрече, а не начинать разговор спонтанно, например, на корпоративных мероприятиях или в рамках рабочих встреч.
Если в компании практикуется регулярная аттестация или оценка персонала, идеально провести подобный разговор в этот период. Однако, если вы видите, что компания переживает не лучшие времена, маловероятно, что в этот момент вопрос о повышении будет уместен.
Подготовьтесь к разговору. Составьте план того, что вы будете говорить, отрепетируйте свои аргументы и ответы на возражения (можно записать репетицию на видео и провести работу над ошибками).
Плохая идея аргументировать свое желание получить повышение словами: «Я работаю уже три года, ни разу не был в отпуске, никогда не брал больничный, работаю без выходных». Такие аргументы могут вызвать скорее негативную реакцию.
Уж тем более не стоит ставить работодателю ультиматум: «Или вы меня повышаете, или я увольняюсь». Это может только навредить вам, особенно если вы на самом деле не хотите и не готовы увольняться.
В разговоре лучше концентрироваться на том, какую пользу вы принесли компании и почему вы ценный сотрудник. Соберите аргументы, которые подтверждают, что вы заслуживаете повышения: это может быть, например, список ваших достижений (в идеале оцифрованный, с конкретными результатами/цифрами улучшения показателей), предложенных инициатив и реализованных проектов.
Продумайте ответы на возможные вопросы, а также решите для себя, на что вы готовы, а на что — нет. Ведь предложение работодателя может оказаться не совсем таким, как вы ожидали.
Будьте готовы обсуждать компромиссы или услышать «нет»: всегда есть вероятность того, что руководитель ответит отказом. Это не значит, что переговоры на этом заканчиваются: в данном случае можно спросить, что вам нужно сделать, чтобы получить новую должность (тем самым продемонстрировав мотивацию и настойчивость в достижении цели), а также уточнить, когда вы сможете вернуться к разговору о повышении.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в «шапке» статьи ⏫