за что романовых причислили к лику святых

Почему царь Николай II причислен к лику святых?

Канонизация Николая II вызывает много вопросов среди православных верующих нашей страны. Прежде, чем это произошло, его биография была тщательно изучена Церковью. С этим вопросом нам помог разобраться Георгий Митрофанов, член Синодальной комиссии по канонизации святых и мучеников в Русской Православной Церкви.

Основные факторы для канонизации членов царской семьи

В русскую синодальную комиссию по канонизации были поданы 5 докладов, подробно рассматривающих церковную и государственную деятельность последнего царя. Выводы комиссии были однозначны, что царская деятельность Николая второго и его семьи, не является достаточным основанием, для его канонизации. Однако позже решение было изменено на положительное, после изучения докладов 6 и 7 «Последний период жизни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

Свидетельства об узниках тобольского и позже ипатьевского домов (о чем упомянуто в докладе «Последние дни царской семьи»), как о людях страдающих, но верных Богу. Государева семья прошла через издевательства и унижения находясь в заточении, несмотря на это они старались вести благочестивую жизнь, не отступая от Священного Писания. Через многие страдания семьи Николая II мы видим свет Христовой любви, побеждающий зло.

Канонизирован ли Николай II, потому что церковь поддерживает основные идеи и политические взгляды последнего монарха?

Церковь никогда не давала активных комментариев по поводу политической деятельности царя. С точки зрения правления государством, отречение от престола было ошибочным актом. Вину императора оправдывают благие мотивы и желание таким образом избежать гражданской междоусобицы.

Если бы царь Николай II подавил бы грядущую революцию силовым путем, то он вряд ли бы стал святым. Перед тем, как подать документы для канонизации последнего царя, комиссия тщательно изучила все годы правления, включая спорные моменты. Император причислен к лику святых за мученическую кончину. В истории Православной Церкви России это единственный случай канонизации в царской семье, почти за 300 лет правления Романовых.

Причастность Николая II к Кровавому воскресенью

Синодальной комиссии достоверно известно, что Романов не отдавал личный приказ о вооруженном подавлении беспорядков в Петербурге, однако церковь его полностью не оправдывает так как правил страной тогда он. Сам Николай II был неправильно информирован по этому вопросу министром внутренних дел, и узнав о происходящем полностью винил себя.

Почему были канонизированы только лишь Романовы, а свита погибшая вместе с ними нет?

Почему Николая II канонизировали после того, как он отрекся от престола?

Потому, что царь отрекся от престола ради своей страны, а не из-за личных амбиций. В свидетельствах его кончины значится, что он официально заявил, что готов не только отречься от власти и передать ее сыну или брату, но и жизнь отдать ради благополучия страны.

Только в 2009 году Генпрокуратурой Российской Федерации были реабилитированы Романовы. Процесс был запущен после подачи документов самой княгиней Марией Владимировной (на сегодняшний день глава дома Романовых).

Источник

Почему лишь Николай II канонизирован РПЦ

Николая II и его семью впервые канонизировала как мучеников Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) в 1981 году. В 2000 году уже РПЦ канонизировала Николая II с его семьей как страстотерпцев. Канонизация произошла не просто так, Московский патриархат желал воссоединения с РПЦЗ, поэтому пришлось сделать семью Романовых святыми. Однако не все одобряли решение церкви. Какие доводы они приводили?

2. Нижегородский митрополит Николай не подписывал документ о канонизации Николая II, потому что считал его изменником. Царь должен до конца жизни быть царем, ибо он был помазан на царство в церкви.

3. Но наиболее подробную критику приводил русский богослов Алексей Ильич Осипов. Он говорит, что при Николае II Русская церковь находилась в униженном состоянии, так как все религиозные организации могли свободно избирать для себя лидеров, проводить соборы. РПЦ лишь после свержения монархии смогла провести поместный собор и назначить себе патриарха.
Осипов задается вопросом: почему в таком случае не канонизировали Александра II и Павла I? Ведь их тоже убили. Павла I принуждали отречься от престола, он не отрекся (в отличие от Николая II) и его убили. Александр II умер мучительной смертью.
В «Материалах к канонизации Николая II и его семьи» говорится, что для бывшего царя перед его смертью Библия не была основной книгой. Он читал светскую литературу: Дюма, Чехов, Лев Толстой. То есть царь жил как обычный светский человек. Возникает вопрос: в чем святость и страстотерпство? Николай II был убит также, как и миллионы других людей в период революции.
Осипов говорит, что святые, которые были современниками царя, ни разу не говорили о его святости и благочестии, таковыми были патриарх Тихон, митрополиты Вениамин, Пётр Крутицкий, Серафим Чичагов, Фаддей, архиепископ Иларион Троицкий.

История жизни царственных страстотерпцев и их канонизации знакома всем в нашей стране, и именно поэтому вокруг их прославления Церковью возникают вопросы, которые могли бы быть заданы и в отношении многих других святых, если бы истории их жизни были известны более широко.

В Синодальную Комиссию по канонизации святых были предоставлены пять докладов, посвященных изучению государственной и церковной деятельности последнего российского государя. Комиссия постановила, что сама по себе деятельность Императора Николая II не дают достаточных оснований, как для его канонизации, так и для канонизации членов его семьи. Однако докладами, определившими окончательное — положительное — решение Комиссии, стали шестой и седьмой: «Последние дни Царской семьи» и «Отношение Церкви к страстотерпчеству».

«Большинство свидетелей говорит об узниках тобольского губернаторского и Ипатьевского екатеринбургского домов, — подчеркивалось в докладе «Последние дни царской семьи», — как о людях страдающих, но покорных воле Божией. Несмотря на все издевательства и оскорбления, перенесенные ими в заточении, они вели благочестивую жизнь, искренне стремились воплотить в ней заповеди Евангелия. За многими страданиями последних дней царской семьи мы видим всепобеждающий зло свет Христовой истины».

Несколько месяцев спустя императрица Александра писала в заточении в Царском Селе: «Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] всё переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной».

Итак, попробуем разобраться, зачем Николай II был прославлен в лике святых. Сначала — небольшая историческая справка.

К февралю 1917 года армия, флот, мелкая и крупная буржуазия, пролетариат, крестьянство были крайне недовольны не только Первой мировой войной, в которой Россия участвовала уже почти три года, но и вообще существующим порядком в стране. В общем, недовольство затрагивало все слои общества. И, что особенно важно, единоличной политикой Николая II была крайне недовольна элита, как политическая и экономическая, так и культурная. Все это и вылилось в Февральскую революцию 1917 года. По сути дела, Февральская революция представляет собой массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, приведшие к свержению российской монархии и созданию Временного правительства.

И вот здесь мы должны будем остановиться и отметить очень важную деталь — к отречению Николая Второго, к свержению монархии и крушению Российской империи большевики не имели никакого отношения.

В то время, когда Николай II во Пскове подписывал свое отречение, Владимир Ильич Ленин находился в Швейцарии, пил кофе, читал Карла Маркса и рассуждал о том, что он, конечно, не доживет до крушения монархии, а вот молодые революционеры доживут. Об отречении Николая он узнал из газет и тут же бросился в Россию. Так что, повторюсь, большевики к Февральской революции, отречению Николая, свержению монархии и крушению Российской империи не имели никакого отношения. На тот момент это была довольно маленькая партия, которую всерьез никто особо не воспринимал. Царя свергла элита с полного согласия и одобрения большинства населения страны.

И действительно, достаточно вспомнить относительно недавнее крушение другой страны — Советского Союза в 1991 году. Да, на следующий день после Беловежских соглашений гражданская война не началась, но механизм был запущен. В 1993 году — танки в Москве стреляют по Белому дому; в 1995 году — первая, потом вторая чеченская войны, взрывы домов в Москве, Беслан, «Норд-Ост», разгул терроризма и преступности. Что это, если не гражданская война? Переворот на Украине в 2014 году, и тут же — гражданская война на Донбассе. Неужели крушение Российской империи могло пройти тихо и незаметно?

Итак, гражданская война не началась сразу, но процесс был инициирован, и отдельные всполохи гражданской войны уже мелькали и набирали силу. Сложилось так, что пока гражданская война разгоралась, большевики сумели перехватить власть в стране — произошла Октябрьская революция, а потом гражданская война разразилась уже в полную мощь. Поэтому в сознании народа закрепилось, что гражданская война началась против большевиков и из-за большевиков. Нет. Началось все с отречения Николая II и крушения Империи, к чему большевики не имели никакого отношения. Они-то как раз смогли, захватив власть, не только ее удержать, но и остановить распад страны и весь тот хаос, который нам хорошо знаком по 90-м годам.

Как им это удалось? У большевиков была простая и понятная политическая программа: земля — крестьянам, фабрики — рабочим, власть — Советам. Кстати, если вы думаете, что «советы» — это изобретение большевиков, то вы заблуждаетесь. Советы появились во время Первой русской революции 1905–1907 годов, а потом во время и после Февральской революции. По сути дела, «советы» — это орган местного самоуправления, состоящий из избираемых депутатов. Так вот, большевики предлагали землю отдать крестьянам, фабрики — рабочим, а власть — Советам, то есть на места. Это народу было понятно, отвечало его чаяниям, поэтому народ поддержал именно большевиков. И еще предлагали мир народам без аннексий и контрибуций. Это было одно из главный условий победы большевиков, потому что народные массы смертельно устали от никому не нужной войны.

А вот Белое движение для народа было совершенно непонятно. Ни чего они хотят, ни что предлагают. Некоторые умудрились договориться даже до идеи восстановления крепостного права — не понимая ни народа, ни реалий политической и экономической жизни. Поэтому народ их не поддержал, и победили большевики. А белые оказались в эмиграции и стали пытаться осмыслить, как так получилось, что они — элита Российской империи — вынуждены прозябать тут, а Россией правят какие-то большевики.

Горько признавать свои ошибки, не все на это способны. Гораздо проще обвинить в своих бедах кого-то, например, злобных и кровавых большевиков, которые узурпировали власть в стране, угнетают народ и сосут из него все соки, а народ готов подняться на борьбу и ждет не дождется своих «белых освободителей». Очень удобная позиция, можно все логично объяснить и себя оправдать, а учитывая, что заграница всегда была о России невысокого мнения, так еще и денег попросить.

И оказалось, что на роль знамени, вокруг которого можно сплотить всю разношерстную эмиграцию, очень хорошо подходит именно бывший император Николай Второй, которого они сами когда-то и свергли в феврале 1917-го, и которого так опрометчиво расстреляли большевики без суда и следствия.

Русская эмиграция — это сотни и сотни тысяч человек; в подавляющем большинстве — военные, дворяне, предприниматели, интеллигенция, казаки, государственные служащие и члены их семей. А также большое количество духовенства, которое, мягко говоря, не вполне законно организовало Русскую Православную Зарубежную Церковь (РПЦЗ).

И вот эмиграция начинает (как бы мы это сейчас назвали) «генерировать» контент в промышленных масштабах, которым пытается объяснить — и что есть Россия, и кто такой русский народ, и что такое «революция», и кто в России правит и почему. И все это, естественно, со своей точки зрения. Главная задача: себя обелить и оправдать, большевиков обвинить, а Николая II превознести. Длилось все это десятилетиями.

Вся эта пропаганда очень удачно ложилась на мнение Запада о России как о «кровавом Мордоре». По сути, у западной пропаганды появилось доказательство её правоты. Это сыграло свою роль и во время Великой Отечественной войны: была предоставлена возможность Гитлеру преподнести ее как крестовый поход против большевиков, угнетающих русский народ. Конечно, не вся, но все же значительная часть русской эмиграции поддержала Гитлера и радовалась успехам немецкой армии.

Но вернемся к вопросу канонизации. Напоминаю, что я выражаю СВОЮ точку зрения, говорю о том, как на ситуацию смотрю именно я.

Официальной канонизации царской семьи русская эмиграция очень настойчиво требовала от Зарубежной Церкви уже в 1920–30-х годах. Тогда же и там же родились идеи о том, что Николай Второй не просто святой, а искупительная сакральная жертва за русский народ. Возникло целое движение, которое сейчас именуется царебожием, а его последователи — царебожниками. Сторонники этих взглядов утверждают, что Николай Второй является искупителем греха неверности своего народа, учат об особой роли России, русского народа и русского царя-искупителя как «царя-победителя» в грядущих судьбах мира. Конечно, не вся эмиграция была заражена такими идеями, но тенденции были именно таковы.

Под давлением общественного мнения русского зарубежья, а также на основе идеологии, созданной эмигрантами первой волны, в 1981 году Зарубежная Церковь канонизировала Николая Второго в лике святых как мученика. Подчеркиваю — Зарубежная, которая на тот момент с Русской Православной Церковью Московской Патриархии никаких связей не имела. И сразу бросается в глаза некоторая странность: царь прославлен как мученик, хотя формально он таковым не является.

И в исторических записках о Николае II, и в его житии дается достаточно сдержанная, а порой и критическая оценка его государственной деятельности. Что касается отречения, то это было политически безусловно ошибочным актом. Тем не менее, вину государя в какой-то мере искупают мотивы, которые им руководили. Желание императора с помощью отречения не допустить гражданской междоусобицы оправданно с точки зрения нравственности, но не с позиции политики.

Если бы Николай II силой подавил революционное восстание, то он вошел бы в историю как выдающийся государственный деятель, но вряд ли при этом стал бы святым. Подавая документы на прославление, Синодальная комиссия по канонизации не обходила вниманием спорные эпизоды его правления, в которых проявлялись не лучшие стороны его личности. Но канонизован последний российский император не за свой характер, а за мученическую и смиренную кончину.

Кстати, в истории Русской Церкви не так много канонизированных государей. А из Романовых прославлен в лике святых только Николай II — за 300 лет правления династии это единственный случай. Так что никакой «традиции канонизации монархов» не существует.

В июне 2009 года Генпрокуратурой РФ были реабилитированы члены семьи Романовых. В соответствии со ст. 1 и пп. «в», «е» ст. 3 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Генеральной прокуратурой принято решение реабилитировать Романова Михаила Александровича, Романову Елизавету Федоровну, Романова Сергея Михайловича, Романова Иоанна Константиновича, Романова Константина Константиновича, Романова Игоря Константиновича, Романову Елену Петровну, Палея Владимира Павловича, Яковлеву Варвару, Янышеву Екатерину Петровну, Ремеза Федора Семеновича (Михайловича), Калина Ивана, Круковского, доктора Гельмерсона и Джонсона Николая Николаевича (Брайана).

«Анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что все вышеперечисленные лица подверглись репрессии в виде ареста, высылки и нахождения под надзором органов ЧК без предъявления обвинения в совершении конкретного преступления по классовым и социальным признакам», — так сообщила агентству «Интерфакс» официальный представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева. Ранее в Генпрокуратуру с просьбой о реабилитации членов царской семьи обратилась глава дома Романовых великая княгиня Мария Владимировна.

Кто такой мученик? Это человек, которого убили за то, что он христианин. То есть за Христа. А Николая II расстреляли не за то, что он был христианином, — к его вере у стрелявших не было никаких претензий, никто не принуждал его отрекаться от Христа. Николая II расстреливали как тирана и преступника. Я бы сказал так: пули, которые вылетели из солдатских винтовок в мирных безоружных рабочих в воскресенье 9 января 1905 года, пролетели сквозь время и настигли самого Николая и его семью в подвале Ипатьевского дома. Вот что это было за убийство. Но, видимо, Зарубежная Церковь все это представляет себе по-другому.

Никто не сомневался в том, что Николай II был благочестивым христианином и наследовал Царство Небесное, а не прославить покойного монарха уже не могли — общественное мнение в среде эмиграции так высоко вознесло его на пьедестал, что не причислить его к лику святых было уже даже нелогично. Поэтому Зарубежная Церковь в 1981 году Николая II канонизировала. Вот только почему как мученика? На мой взгляд, оснований для этого не было никаких.

Когда началась перестройка, вся накопленная эмигрантская литература хлынула в Россию большим потоком. К тому времени мы были абсолютно уверены, что коммунисты нас во всем и всегда обманывали, историю очень сильно искажали, а тут вдруг была представлена альтернативная точка зрения, причем с Запада, который в то время воспринимался как царство правды, света и истины, где господствует гласность и демократия и ничего невозможно исказить или скрыть. Всю эту эмигрантскую литературу приняли за чистую монету и глотали без какого-либо критического осмысления: наконец-то мы узнаем правду! И мы узнали. Спасибо тем, кто проиграл в гражданскую, за то, что они объяснили победителям, как на самом деле все было. Это, конечно, сарказм.

В девяностые годы мы так сильно хотели понравиться Западу, что готовы были развалить собственную страну. Настолько верили им, что слушались во всем. Так хотели доказать, что мы уже не кровавые упыри, какими были большевики, что облили грязью свою историю. Продали свои заводы, собственную экономику перестроили так, чтобы она питала не нас, а Запад. Лезли из кожи вон, чтоб доказать всем, что мы хорошие.

И так, под давлением извне со стороны Зарубежной Церкви, раскол с которой мы хотели преодолеть, под давлением со стороны государства, которое всеми силами стремилось влюбить в себя Запад — а Церковь немного с этим стремлением диссонировала — и, самое тяжелое, под давлением общественного мнения, которое было сформировано эмигрантской литературой и насквозь пропитано белогвардейской романтикой, Русская Православная Церковь в 1992 году поставила перед собой вопрос о возможности прославления царской семьи в лике святых.

Русский богослов Осипов резонно задается вопросом: почему в таком случае не канонизировали Александра II и Павла I? Ведь их тоже убили. Павла I принуждали отречься от престола, он не отрекся (в отличие от Николая II) и его убили. Александр II умер мучительной смертью. Но можно вспомнить еще и Петра III и Ивана VI, которые умерли насильственной смертью. Только потому, что их убивали представители их класса, дворяне, а не проклятые большевики. Давайте напомним читателям об этих исторических личностях.

Источник

Почему царственных страстотерпцев причислили к лику святых: канонизация Николая II и его семьи

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Святые Царственные страстотерпцы. Фрагмент иконы.

В 2018 году 17 июля был отмечен вековой юбилей одного из самых трагичных эпизодов минувшего века для русской нации, не имеющий никаких оправданий. Ещё за несколько лет до этих страшных событий Иоанн Кронштадтский в своих проповедях предупреждал о надвигающейся угрозе православной монархии:

«Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от безбожия, крайнего упадка нравов. Злые времена! Люди обратились в зверей, даже в злых духов. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами».

Деятельность и личность последнего Царя

Родился Николай II в Царском Селе 19 мая 1868 г.

Он был одним из самых благочестивых российских монархов. Вел честный и достойный образ жизни, воскресные и праздничные дни молился за богослужениями, соблюдал посты, читал Евангелие вместе с домочадцами. И это было для него не обязанностью, а искренней потребностью души и неотъемлемой частью жизни. С точки зрения РПЦ, вся семья Романовых, включая детей, жили согласно христианским заповедям.

Полезные материалы

Император проявлял значительный интерес к потребностям Православной Церкви, делая внушительные пожертвования на строительство храмов.

До восхождения царя на престол в Империи было не многим более 600 монастырей. При Николаевском правлении этот показатель увеличивается практически в два раза. Основывались десятки новых обителей, подвизались тысячи иноков. Ни при одном правителе за всю историю страны не было построено столько храмов, как при последнем Царе. При Государе Николае Церковь обрела право провести созыв Поместного Собора, который не осуществлялся два века.

Умножение количества канонизаций было одним из самых значимых итогов эпохи. При содействии Николая II к сонму святых было причислено столько праведников, сколько не было канонизировано за два прошлых столетия. Император показал личную заинтересованность и небывалое упорство в прославлении Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского и других праведников.

Российский венценосец чрезвычайно уважал Иоанна Кронштадтского. После блаженной кончины отца Иоанна, государь распорядился ежегодно проводить общенародные поминальные молитвы в день его преставления.

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Государь Николай II на железнодорожной станции 30 января 1916 года

Расстрел

Расправа над царской семьей свершилась в Екатеринбурге. Место для заключения и казни искали долго. Наконец, остановились на особняке, в котором проживал Ипатьев Николай. Его выбрали из тех соображений, что отсюда было сложнее всего бежать. Новоиспеченную тюрьму назвали «домом особого назначения». Владелец усадьбы накануне приезда поднадзорных был выселен, а здание обнесли двойным дощатым забором.

В ночь с 16 на 17 июля Романовых разбудили под предлогом эвакуации. Ничего не подозревающую царскую чету попросили спуститься в нижнюю комнату и зачитали приговор. Через мгновение приговор был приведен в исполнение. Первым был убит Царь Николай. Истекавших кровью детей государя докалывали штыками. Всего в эту ночь было казнено 11 человек: Николай II с женой и пятью детьми, двое слуг, семейный доктор Евгений Боткин, повар Иван Харитонов. Не пощадили и собак, которые подняли вой из-за выстрелов.

Тела погрузили в машину и вывезли на северо-запад от Екатеринбурга, в лес к шахте Ганина Яма.

21 июля 1918 г., спустя трое суток после трагедии, митрополит Всероссийский Тихон в Москве возглавил службу об упокоении стратотерпцев. Отслужив Литургию в Казанском соборе, он сказал:

«На днях свершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович… Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».

На протяжении многих лет, после «окончательной победы революции», в Ипатьевский дом водили экскурсии, на которых показывали тот самый подвал и ту самую стенку, у которой была расстреляна царская семья. Для большевиков он был гордостью и «величайшим памятником революции, где уничтожили кровавого царя». Но опасаясь неподдельного интереса иностранцев к семье Романовых и месту их расстрела, в 1977 г. по решению Совета Министров СССР Ипатьевский дом был снесен.

Насаждение мифа о кровавом деспоте

Ещё при его жизни противники царской власти пытались дать ему прозвище «кровавый».

Басни о кровавости активно развивались в советской официальной исторической науке. Обосновывались они весьма вольными толкованиями явлений политики, личности государя, откровенно перевранными трактовками фактов:

Ходынская трагедия случилась 30 мая 1896 г. По случаю празднования возведения царя на престол были устроены торжества. Объявили 3 выходных дня, а на ходынском поле планировалось развернуть массовые гуляния, выдачу бесплатных презентов и угощений.

Накануне праздника на ходынском поле в ожидании подарков собралось почти полмиллиона граждан. Кто-то пустил клич, что подарков на всех не хватит. Толпа ринулась к раздачам. Началась страшная массовая давка. Всего погибло более 1000 человек, примерно столько же было покалечено.
Впоследствии большевики, воспользовавшись страшными событиями, чтобы очернить в глазах народа царя, усвоили ему прозвище «кровавый».

Учебники умалчивали, что сразу после трагедии царь посетил всех раненых в госпиталях. Каждому выплатил компенсации, назначил пожизненные пенсии, которые выплачивались вплоть до его свержения, для осиротевших детей создал приюты, покрыл все расходы на похороны.

Другое событие, которое приписывают Императору – это развязывание Русско-японской войны и неудачный её исход. По существу же нападающей стороной в этом конфликте была Япония, которая 9 февраля 1904 г. без объявления войны захватила российские корабли в Порт-Артуре. Противостояние закончилось в сентябре 1905 г. подписанием мирного соглашения, по которому Россия передавала Японии южную часть Сахалина.

В том же 1905 г. случилось событие, которое трактовалось как подорвавшее репутацию императора и предопределившее массовое революционное движение в народе. Священником Георгием Гапоном в январе была организована забастовка, а затем вполне мирное народное шествие рабочих, в котором участвовало около 150 000 человек. 22 января 1905 г., с крестным ходом рабочие направились к Зимнему дворцу с петицией к царю. Этим решили воспользоваться революционеры и примкнули к шествию. Современные историки говорят об открытой масштабной провокации. Революционеры, совершенно не заинтересованные ни в каком диалоге народа с царем, просто начали из толпы вести огонь по представителям власти, охранявшим правопорядок.

Самого царя в день трагедии не было ни во дворце, ни даже в городе. Несмотря на отсутствие своей личной вины и разгар войны с Японией, царь выделил со своих личных средств приличную денежную сумму на нужды пострадавших.

Почитание

Благоговейное отношение к императору и его родным не прекращалось на протяжении всего существования советского государства. Священники и прихожане ежегодно тайно проводили молебны о поминовении убитых страдальцев 18 мая — в день рождения Николая II и 17 июля в день его расстрела. Невзирая на беспощадное гонение безбожной власти, многие местные жители отваживались помещать фотографии Царственных страстотерпцев в качестве икон в свой домашний иконостас, подвергая опасности свою жизнь. Церковь еще не прославила подвиг Императорской семьи, но всеобщая любовь уже предвещала скорую канонизацию.

Православное понимание миссии искупителя

После революции в обществе русских эмигрантов зародилось убеждение, что пролитие крови царя Николая II стало искупительной жертвой за Россию и всего русского населения. По утверждению сторонников этой идеи, не только те, кто предал государя и одобрил его расстрел, будут подвержены наказанию Божию, но и весь русский народ. Они требовали от людей всеобщего покаяния за совершенное злодеяние над последним российским царем. Святейший Патриарх Кирилл по поводу всенародного покаяния сказал:

«…обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, — есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ».

В России эта идея начала распространяться в 90-е годы. «Царебожники» делали упор на сомнительное «пророчество Авеля», в котором говорится, что Николай II «на венец терновый сменит корону царскую», а также придают особое значение клятве, которую от лица народа произнесли в 1613 г. на Земском соборе.
В 2008 г. некоторые поборники этого движения объединились в «Царскую православную церковь». Они поклоняются Богородице прежде Иисуса Христа, создавая её неканонические образы. «Царебожниками» были составлены богослужебные тексты, акафист «святому царю искупителю», символ веры и другие молитвы, в которых прославляется царь-искупитель.

Канонизация

В России в 1980-х годах стали появляться высказывания о причислении к лику святых семьи Императора. В 1981 году в РПЦЗ царская чета, их дети и слуги были канонизированы как великомученики. В прессе описывались чудеса исцелений по молитвам страстотерпцев. В 1992 году к собору святых была причислена Елизавета Феодоровна — родная сестра императрицы, которая также погибла от рук революционеров. В Екатеринбурге и других областях Советского союза Помазанника Божьего и его родных прославляли как местночтимых святых. Все эти события повысили интерес к теме о прославлении убитого русского императора и его семьи в России.
Синодальной Комиссии по проблемам канонизации в апреле 1992 года дали поручение исследовать заслуги царственных страстотерпцев и приступить к изучению информации о расправе над семьей Романовых. 14 августа 2000 года, после многолетних освидетельствований, был сделан конечный вывод.

Проведена церемония прославления в числе Собора новомучеников и исповедников Российских, явленных и неявленных. Спустя 16 лет Евгений Боткин – врач Романовых также был прославлен как страстотерпец.

Почему прославили: о непонимании и устойчивых мифах советского прошлого

Между тем высказывалось значительное количество и отрицательных доводов по канонизации, особенно Царя. В качестве предлогов приводились его несостоятельность как государственного правителя, обвинения в расправе над демонстрантами, драме кровавого воскресенья и на Ходынке, в провале русско-японской войны 1904-1905 гг., общении с Распутиным. Упрекали Царя в бесхарактерности и слабовольности. Кто-то считал, что отрешение от власти помазанного на царство равняется церковно-каноническому нарушению. Комиссия детально исследовала и оценила все суждения «против» и пришла в выводу, что многие из них были несостоятельны или откровенно ложными.

При обсуждении споров о прославлении Царской семьи в чине святых, Московский Патриархат старался не допустить предлога для государственно-правовых или идеологических разногласий, а наоборот способствовал укреплению боголюбивого народа в вере и благочестии.

Комиссия пришла к заключению прославить царскую семью в лике страстотерпцев: «В страданиях, перенесенных царской семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке. Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих княжон Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».

Почему причислены к лику страстотерпцев, а не мучеников

Дни памяти

Память царственных страстотерпцев совершается:

Храмы

Сразу после канонизации по всей России началось стихийное возведение храмов в честь Царственных страстотерпцев – в Рязани, в Тверской области, в Перми, в Ижевске, Курске, в Москве, в Санкт-Петербурге. Освящены церкви и часовни, где люди просят о защите детей и покровительстве семейной очага.

Но самые главные святыни воздвигнуты в Екатеринбурге, где происходили события столетней давности.
Сейчас там, где была совершена расправа над Романовыми, вместо особняка Ипатьева воздвигнут Храм-на-крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Его строительство закончилось в 2003 году. Он является одним из крупнейших храмов в нашей стране.

В конце 2000 года Патриарх Алексий II дал благословение на начало строительства мужского монастыря в память Страстотерпцев. Местом строительства выбрана местность у заброшенного рудника «Ганина яма», где палачи пытались спрятать трупы невинноубиенных. Обитель — одна из самых молодых в России, возведена в стиле древнерусского деревянного зодчества. Здесь высятся главы семи церквей, по количеству убитых членов семьи императора. Центр монастыря — храм Царственных Страстотерпцев, расположен рядом с шахтой № 7, где были брошены изувеченные тела.

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Ганина яма сегодня

В обители много церковных реликвий, связанных с династией Романовых: крест 1710 года с мощами 40-ка святых, принадлежавший царской семье; крест с частицей мощей прп. Сергия Радонежского; икона небесного покровителя царя, Николая Чудотворца, которая была рядом с ним в дни заключения.
Прямо под монастырской колокольней есть скважина с ключевой водой.

Иконы

Иконы начали появляться ещё до канонизации благочестивого царя. Сначала это были просто фотографии, а затем и освященные изображения. Первые образы имели портретную аналогию со снимками. Позднее их стали отображать по канонам церковной иконописи, в подобающем одеянии. На созданной за границей иконе царственные мученики увековечены со своими слугами.

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Святые царственные страстотерпцы. Фрагмент иконы

В храме Святителя Николая в Пыжах в Москве есть чудотворная икона, которая источает миро и исцеляет страждущих.

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Икона святых Царственных страстотерпцев

В 1998 году в ходе торжественной официальной церемонии произошло перезахоронение останков Романовых. Тем не менее, Русская Православная церковь, невзирая на большое количество экспертиз, не принимает выводы идентификационных исследований останков, выражая надежду, что разногласия о достоверности захоронения и обнаруженных под Екатеринбургом останков впоследствии исчезнут.

за что романовых причислили к лику святых. Смотреть фото за что романовых причислили к лику святых. Смотреть картинку за что романовых причислили к лику святых. Картинка про за что романовых причислили к лику святых. Фото за что романовых причислили к лику святых

Захоронение останков Царской семьи в 1998 году

Сегодня еще существуют противоречивые суждения об императоре Николае II как о правителе. Сказывается 70 лет навязывания официальной псевдоистории о кровавом и слабом царе и болевших сердцем за простой народ храбрых революционерах. Но одни лишь фотографии святых страстотерпцев поражали еще советских школьников. Сегодня всё большее количество русских справедливо видят в царской семье идеал отношений христианских супругов, родителей, икону жертвенной любви, смирения и чистоты сердца.

Автор: Ольга Тимашова.

Молитва

Молитва первая

О, святы́й вели́кий Росси́йский Царю́ и страстоте́рпче Нико́лае! Вонми́ гла́су моле́ния на́шего и вознеси́ ко Престо́лу всеви́дящаго Го́спода стена́ния и воздыха́ния наро́да Ру́сскаго, не́когда богоизбра́ннаго и благослове́ннаго, ны́не же па́дшаго и от Бо́га отступившаго. Разреши́ клятвопреступле́ние, досе́ле тяготе́ющее над наро́дом Русским. Тя́жко бо согреши́хом, отступи́вше от Царя́ Небе́снаго, оста́вльше ве́ру правосла́вную на попра́ние нечести́вых, престу́пльше кля́тву собо́рную и не возбранивше убие́нию твоему́, Семьи́ твоея́ и ве́рных слу́г твои́х.
Не бо послу́шахом повеле́ния Госпо́дня: «Не прикаса́йтеся пома́занным Мои́м» па́ки же Дави́ду глаго́лющу: «И́же простре́т ру́ку на Пома́занника Госпо́дня, не Госпо́дь ли порази́т его́?» И се́ ны́не досто́йная по де́лом на́шим прие́млем, тяготеет бо да́же до дне́ сего́ на на́с гре́х ца́рския кро́ви проли́тия.
Доны́не оскверня́ются святы́ни на́ши. Блу́д и беззако́ние не оскудева́ют от на́с. Ча́да на́ши пре́даны на поруга́ние. Вопие́т к не́бу кро́вь неви́нная, на вся́кий ча́с в земле́ на́шей пролива́емая.
Но ви́ждь сле́зы и сокруше́ние серде́ц на́ших, ка́емся бо, я́коже киевляне не́когда пред князе́м Игорем, и́ми умученным; я́коже владимирцы пред князе́м Андре́ем Боголюбским, и́ми убие́нным, и про́сим: умоли́ Го́спода, да не отврати́тся от на́с до конца́, да не лиши́т наро́д Русский вели́каго избранничества Своего́, но да пода́ст на́м ра́зум спасе́ния, во е́же восстати на́м из глубины́ паде́ния сего́.
И́маши бо, Царю́ Нико́лае, дерзнове́ние ве́лие, ты́ бо кро́вь свою́ пролия́л еси́ за наро́д сво́й, и ду́шу положи́л еси́ не то́кмо за дру́ги, но и за враги́ своя́. Сего́ ра́ди предстои́ши ны́не в Невече́рнем Све́те Царю́ Сла́вы, я́ко ве́рный слуга́ Его́. Бу́ди на́м хода́тай и засту́пник, и охранитель. Не отврати́ся от на́с, и не оста́ви на́с на попра́ние нечести́вых. Да́руй на́м си́лы на покая́ние, и правосу́дие Бо́жие приклони́ на милосе́рдие, да не погуби́т на́с до конца́ Госпо́дь, но да вся́ прости́т и ми́лостивно поми́лует, и спасе́т зе́млю Ру́сскую и наро́д ея́. Да изба́вит же Оте́чество на́ше от постигших бе́д и напа́стей, возроди́т ве́ру и благоче́стие, возста́вит же престо́л Царе́й правосла́вных, е́же сбы́тися пророчествам уго́дников Бо́жиих. И да просла́вят лю́ди Ру́сские по все́й вселе́нней всехва́льное и́мя Госпо́дне и ве́рно послу́жат Ему́ до сконча́ния ве́ка, воспева́я сла́ву Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Видео

Архивная видеозапись. Круглый стол по вопросам канонизации Николая II.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *