за что сидел чак берри
Чак Берри: Человек, придумавший рок-н-ролл
Чак Берри был одним из самых влиятельных исполнителей рок-н-ролла в истории музыки. Его песни Maybellene и Johnny B. Goode сформировали новый жанр. Музыку Берри слушало все население США, вне зависимости от цвета кожи.
Чак Берри – Биография
Юный преступник
Будущая звезда рок-н-ролла родилась 18 октября 1926 года в Сент-Луисе, штат Миссури. С музыкой Чарльз Эдвард Андерсон Берри познакомился в школе и церкви.
Чак Берри в детстве
Его мать Марта Берри была одной из немногих чернокожих женщин своего поколения, получивших высшее образование, а отец – Генри Берри был плотником, а также дьяконом в Антиохийской баптистской Церкви.
В то время Сент-Луис был резко сегрегированным городом. Район, где проживала семья Берри, был настолько изолирован, что Чак даже не встречал белого человека до 3-летнего возраста. Это случилось во время пожара, и изначально маленький Чак не поверил своим глазам. «Я думал, что они были так напуганы, что их лица побелели от страха» – вспоминал он.
Мальчик проявлял множество талантов с ранних лет, но самым ярким стал его музыкальный успех. Он брал уроки игры на гитаре у местной легенды джаза Иры Харрис.
Трое молодых людей получили максимальное наказание – 10 лет тюрьмы, несмотря на то, что они были несовершеннолетними и впервые совершили преступление.
Первый раз Чак Берри попал в тюрьму в 17 лет
Берри вышел из тюрьмы в день своего рождения через 3 года за хорошее поведение. Это время не прошло даром – Чак организовал квартет в заключении. Он вернулся в Сент-Луис, где работал в строительном бизнесе своего отца и по совместительству фотографом и уборщиком на местном автозаводе.
Отец рок-н-ролла
В 1951 году его бывший одноклассник Томми Стивенс пригласил Чака присоединиться к своей группе. Они играли в местных черных ночных клубах в Сент-Луисе, и Берри быстро приобрел репутацию зрелищного музыканта. В конце 1952 года он познакомился с Джонни Джонсоном, местным джазовым пианистом, и присоединился к трио сэра Джона.
В начале 1955 года он познакомился с легендарным блюзовым музыкантом Мадди Уотерсом, который привел Берри на Chess Records.
Мадди Уотерс и Чак Берри
Услышав свеже написанную песню Maybellene, Леонард Чесс сразу же предложил ему контракт. Maybellene достиг № 1 в чартах R&B и № 5 в чартах поп-музыки.
Слушайте Maybellene — Chuck Berry на Яндекс.Музыке
Благодаря уникальному сочетанию блюза и кантри, многие историки музыки считают Maybellene первой настоящей рок-н-ролльной песней.
Противник расового разделения
Музыкальная карьера Берри сорвалась на пике в 1961 году. Музыканту выдвинули обвинения в том, что он перевезен несовершеннолетнюю жительницу Мексики через границу «для аморальных целей». Берри получил 3 года тюрьмы, между тем, его песни продолжали занимать первые точки в чартах, а записи раскупались.
Когда Берри был освобожден из тюрьмы в 1963 году он продолжил писать новый материал Nadine, You Can Never Tell, Promised Land и Dear Dad. Но по словам его ближнего окружения, это был уже совсем другой человек, будто в нем что-то умерло. В 1979 году Берри выпустил альбом Rock It, пластинка получила положительные отзывы. Это стал последний релиз музыканта, плоть до 2017 года.
Слушайте Promised Land — Chuck Berry на Яндекс.Музыке
Барри продолжал выступать, он традиционно выходил на сцену своего клуба Blueberry Hill в Сент-Луисе раз в неделю, ездил в туры. Но он никогда уже не мог вернуть магнитную энергию и оригинальность, которые впервые катапультировали его к славе в 50-х и 60-х.
«Человек, который начал все это!»
В 1985 году Чак Берри получил награду «Грэмми». В 1986 году его включили в Зал славы рок-н-ролла. Возможно, лучшим показателем величия Чака Берри является его влияние на других музыкантов. Beach Boys, Rolling Stones и Beatles – все сформировались под музыку Берри.
Представляя музыканта в Зале Славы рок-н-ролла, Кит Ричардс из Rolling Stones сказал:
«Мне очень трудно говорить о Чаке Берри…Это человек, который начал все это!»
Рекомендуем: Лучшие блюзовые исполнители всех времен и народов
Чак Берри
Имя: Чак Берри (Chuck Berry)
День рождения: 18 октября 1926
Кто родился в этот день: узнать
Место рождения: Миссури, Сент-Луис, США
Дата смерти: 18 марта 2017 (90 лет)
Причина смерти: узнать остановка сердца
Где похоронен: узнать Сент-Луис
Карьера: певец, музыкант
Фото: Чак Берри
Биография Чака Берри
Детство
В этот период жизни Берри не забывал о страсти к музыке. Поменяв свою миниатюрную четырехструнную гитару на более серьезный шестиструнный электроинструмент, музыкант тренировался по самоучителям и слушая записи известных гитаристов. Поняв, что это может принести ему неплохой доход, Чак присоединился к местной группе, выступавшей в клубах Сент-Луиса.
Берри было 26 лет, когда он впервые вышел на сцену в качестве певца и гитариста. Группа, состоявшая из трех человек, исполняла чикагские блюзы Мадди Уотерса, блюзы западной Америки, карибские мотивы. Чак Берри добавил в репертуар баллады с кантри-мотивами. Каждый стиль он исполнял по-своему, стараясь удивить, зацепить публику.
В 1953 году музыкант начал сотрудничать с блюзменом Джонни Джонсоном. История сохранила восторженные воспоминания зрителей их выступления в клубе «Cosmopolitan». Берри феерично «зажигал» с гитарой и на ходу сочинял смешные стишки. Публика была в восторге.
После этого он все чаща начал задумываться о том, чтобы бросить работу на заводе и всецело отдаться музыке. Понимая, что одними концертами сыт не будешь, Чак начал искать выходы на музыкантов, которые могли ему помочь в записи дебютного альбома.
Мадди Уотерс посоветовал ему обратиться к владельцу блюзового лейбла Леонарду Чессу. Тот был заинтересован в перспективном исполнителе и предложил Чаку принести что-нибудь на пробу. Из четырех представленных на суд композиций Чесс выделил одну – «Maybelline», в которой удачно сочетались кантри и блюз. 21 мая 1955 года свет увидел одноименный сингл, быстро распроданный миллионным тиражом.
Ушел Чак Берри, или Как умер рок-н-ролл
«Если ты хочешь играть рок-н-ролл или любой быстрый номер, то ты все равно будешь играть, как Чак, потому что нет другого способа играть рок-н-ролл, кроме варианта Чака!» — Эрик Клэптон.
Немногие будут спорить с тем, что время рок-легенд уходит безвозвратно. Так давайте хотя бы проводим последних.
18 марта в США в возрасте 90 лет умер Чак Берри — человек, который считается основоположником рок-н-ролла.
Музыкант, который придумал собственный стиль игры на гитаре, вел себя на сцене и за ее пределами, как рок-звезда, и писал неслыханные по тем временам песни.
Рок-звезда — это когда следом ты получаешь срок за связь с несовершеннолетней проституткой.
Отец Чарльза Эдварда Берри был успешным плотником, а мать директором школы. Взяться за гитару и стать рок-звездой он решил еще в детстве, после того как выступил на конкурсе талантов.
Рок-звезда — это когда ты объясняешь уже немолодому Киту Ричардсу, как правильно играть один кусочек из своей песни.
Это когда ты бьешь Кита Ричардса за то, что тот в гримерке прикоснулся к твоей гитаре. «Это был его главный хит», — шутил потом Ричардс.
Именно Кит организовывал 60-летие Берри, во время которого Чак сыграл на одной сцене и с Ричардсом, и с Клэптоном, и с другими музыкантами, которых сам, по сути, и создал.
Для десятков гитаристов он стал учителем, еще сотни тысяч вдохновил на то, чтобы взять в руки инструмент.
В первую очередь Чак Берри — это, конечно же, гитара. Изучив городской блюз начала 1950-х, Чак вычленил оттуда отдельные приемы, сместил фокус на повторяющиеся фразы в соло-партиях, разработал несколько собственных приемов, как играть заводные и быстрые проигрыши, и создал тем самым современную рок-гитару.
Рок-звезда — это не когда ты летишь в частном самолете, а твоя группа с обычными смертными, это когда у тебя нет группы.
С 1970-х Чак проводил в турах по 100 дней в году, путешествуя в одиночестве, — Берри был уверен, что в любом клубе любого города найдется барабанщик, басист и гитарист, которые знают его песни, и в целом был не далек от истины.
Стоит отметить, что у Берри был особый подход к музыке. Он не раз говорил, что не делит музыку на «черную» и «белую», как это делали многие в послевоенной Америке.
Мог позволить себе такое мнение.
Свой успех Чак объяснял всего лишь искренней любовью к музыке: «Рок добр ко мне. Это мой дед и мой ребенок».
Рок-звезда — это не когда ты написал 3 хита и всю жизнь ездишь с программой The best, это когда ты штампуешь хиты.
Только в 50-х Чак выпустил десятки песен, ставших классикой рок-н-ролла: Thirty Days, Brown Eyed Handsome Man, Roll Over Beethoven, RocknRoll Music, Johnny B. Goode, Sweet Little Sixteen.
Берри можно назвать любимчиком кинорежиссёров. Вим Вендерс использовал отрывок записи концерта музыканта в фильме «Алиса в городах».
Режиссер Роберт Земекис включил в фильм «Назад в будущее» сцену, где Чаку Берри в ноябре 1955 года звонит его кузен Марвин и дает послушать игру Марти Макфлая, исполняющего песню Берри Johnny B. Goode.
Рок-звезда — это когда одна из лучших киносцен в мире сыграна под твою песню. Да, я имею в виду твист Джона Траволты и Умы Турман из фильма «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, который они исполняют под композицию Чака Берри You Never Can Tell.
Рок-звезда — это когда у тебя есть «Грэмми» за особый вклад в музыку, когда ты один из первых музыкантов, включенных в Зал славы рок-н-ролла, когда ты занимаешь пятое место в топ-100 величайших исполнителей всех времен (по версии журнала RollingStone), но тем не менее готовишься выпустить (в свои 90 лет) новый студийный альбом и только после этого «повесить башмаки на стену» или, вернее сказать, гитару.
«Я считаю, что не заслуживаю всех этих слов о моем вкладе в рок-н-ролл», — писал он в своей автобиографии в 1987 году. Скромный парень, на котором выросли Ролинги и Битлы.
Лемми, Принс, Боуи, Коэн, теперь вот Berry. Рок-легенды уходят от нас, оставляя нам прекрасную музыку и ощущение, что такого больше не будет.
Конечно, они оставили великое наследие и воспитали несколько поколений рок-музыкантов, но новых легенд среди них не прорисовывается, не тот уровень, не тот жар.
Прощайте, ребята. Вы были настоящими рок-звездами.
За что сидел чак берри
1. Факт. Образование
Мало кто знает, но знаменитый музыкант имел дипломы парикмахера и косметолога. При том, что он совмещал учебу на парикмахера с полным рабочим днем на автомобилестроительном заводе. Вскоре доход от нескольких работ позволил Чаку приобрести небольшой кирпичный дом из трех комнат.
2. Миф. Дебютный сингл
3. Факт. «Утиная» походка
В 1956 году на концерте в Нью-Йорке Чак Берри впервые представил «утиную походку» широкой публике. Зрители оценили, и Чак продолжил делать это снова и снова. С тех пор «утиная походка» сильно полюбилась зрителям и стала элементом сценического поведения гитаристов. Самым знаменитым последователем duckwalk является Ангус Янг — лидер-гитарист AC/DC.
4.Миф. Первая встреча с лучшим другом
5. Факт. Полёт в космос
В 1977 году в космос из США были отправлены два межпланетных зонда «Вояджер». К его бортам были прикреплены специальные носители с информацией о жизни на планете Земля. В необычный плейлист с приветствиями на разных языках и звуками природы вошел и хит 1950-х годов «Johnny B. Goode».
6. Факт. Саундтреки
7. Факт. Криминальное чтиво Чака Берри
Чак Берри постоянно имел проблемы с законом. В его послужном списке кража, неуплата налогов, прилюдные перепалки. В общей сложности он должен был провести за решеткой почти 16 лет, но всегда выходил раньше срока. При этом Чак ни на день не переставал заниматься музыкой. Благодаря ему, например, в тюрьме Канзаса появился музыкальный квартет.
8. Миф. Двойное дно
Чак Берри, несмотря на свой образ, был очень непростым человеком. Когда Джон Леннон вытащил на сцену Чака Берри, мастер обошелся с ним невежливо, ткнув его пальцем в грудь. Публика была ошарашена таким нескромным обращением с их кумиром. В другой раз Чак Берри записывался с Китом Ричардсом. А после предъявил ему счет за аренду инструментов, работу инженеров и за каждую минуту своего времени.
9. Цифра. Гастроли в России
Чак Берри посещал Россию 4 раза. На концерте в Петербурге в 2013-ом году Чак Берри предложил зрителям заменить его у микрофона. Две девушки из первого ряда исполнили «Sweet Little Sixteen». А потом на сцену попал парень, который исполнил «Johnny B. Goode». Последнее попурри группа доигрывала уже без Чака Берри. Гитарную партию исполнял его сын. А отец рок-н-ролла в это время сидел на краю сцены и оставлял автографы.
10. Факт. Последний альбом
Легенда рок-н-ролла: каким мир запомнит Чака Берри
Элвис Пресли подарил рок-н-роллу чувственность и эротизм, но именно Чак Берри заложил основу нового музыкального направления и стиля жизни. Он же — задолго до появления Боба Дилана — внес социальный подтекст в популярную музыку. «В 50-е, когда все пели «О, детка, я люблю тебя», у Берри были хорошие и интеллигентные стихи», — заметил однажды Джон Леннон.
Sweet Little Sixteen Чака Берри — одна из первых песен о фанатах рок-н-ролла, невинная ода молодым девушкам, которых позже будут называть группиз. Roll Over Beethoven и Rock and Roll Music — это настоящие гимны рок-музыке, причем последний перепели практически все, от The Beatles до Manic Street Preachers. Back in the U.S.A. — трибьют чернокожего человека своей стране (причем Берри чествовал Америку в то время, когда его легко могли не обслужить в придорожных забегаловках и кафе, которые он воспевал).
Johnny B. Goode — история о деревенском парнише-гитаристе, чья мама говорит ему, что он станет звездой. Это, пожалуй, самая известная песня Берри и одно из самых восхитительных творений в истории музыки. На ее создание музыканта вдохновил Джонни Джонсон, пианист, который работал над многими хитами Чака. Но Johnny B. Goode легко может быть песней о самом Берри, о Пресли и о многих других. Коммерческий расчет сделал ее универсальной: в первоначальном варианте текста Берри хотел назвать Джонни «цветным мальчиком», но, чтобы попасть в ротацию на радио, заменил слово «цветной» на «деревенский».
Джонни Би Гуд мог быть только гитаристом. Это инструмент рок-н-ролла, это позывной Чака Берри, за которым последовало не одно поколение музыкантов, от Кита Ричардса из The Rolling Stones, Джорджа Харрисона из The Beatles и Брюса Спрингстина до Пита Таунсенда из The Who.
Чарльз Эдвард Андерсон Берри родился в Сент-Луисе 18 октября 1926 года. В детстве он частенько ходил на полусогнутых, что позволяло ему легко соскользнуть при случае под стол, — эта привычка уже в зрелые годы трансформировалась в его знаменитую «утиную походку». Его мать, как и мать Джонни Би Гуда, говорила ему, что он станет знаменитым.
Берри начал свою музыкальную карьеру в 15 лет, когда впервые вышел на сцену школы, чтобы сыграть собственную версию Confessin’ the Blues Джея МакШенна. Он никогда не забудет оваций, которые тогда получил. «Успех того выступления долгое время вдохновлял меня, помогал мне в программировании песен и даже в их подаче аудитории. Я наблюдал за реакцией зрителей на разные жесты и выбирал песни, которые бы постоянно их стимулировали», — писал Берри в своей автобиографии.
Потом у него начались проблемы с законом. В 1944 году поездка Берри с друзьями в Канзас-Сити обернулась тремя вооруженными ограблениями и угоном машины. Музыкант отбыл три года (из десяти) в исправительном учреждении.
Спустя год после освобождения Берри встретил свою будущую жену Теметту Саггс, которая оставалась с ним до конца его жизни, несмотря на то, что музыкант не раз публично оступался. Затем Берри начал репетировать с местными группами, к 50-м годам освоил шестиструнную электронную гитару и начал делать первые сырые записи на катушечный магнитофон.
В новогоднюю ночь 1952 года ему позвонил Джонсон и предложил заменить на концерте в The Cosmopolitan Club в Ист-Сент-Луисе (штат Иллинойс) заболевшего саксофониста в его группе Sir John Trio. Это был первый коммерческий концерт Чака, на котором он заработал четыре доллара.
Под влиянием Луи Джордана (американский джазмен и саксофонист. — Esquire), блюзового гитариста Ти-Боун Уокера и джазмена Чарли Крисчена, а также на волне популярности стиля кантри Берри в 1955 году подписывает контракт с Chess Records в Чикаго. Первая его запись Maybellene — переработанная версия американской народной песни Ida Red — вошла в десятку национальных поп-чартов, что было редким достижением для чернокожего артиста в то время.
Затем последовало еще несколько хитов, включая Roll Over Beethoven, School Day и Sweet Little Sixteen, а также другие песни: Too Much Monkey Business, Nadine, No Particular Place To Go, Almost Grown и колоритная My Ding-A-Ling, которая возглавила чарты в 1972 году.
Берри также отметился в нескольких фильмах своей знаменитой «утиной походкой». В 1987 году Кит Ричардс спродюсировал документальный фильм Hail! Hail! Rock ‘n’ Roll о концерте в честь 60-летия Чака Берри в Сент-Луисе. В нем приняли участие сам Ричардс, Эрик Клэптон, Литтл Ричард и Джерри Ли Льюис.
Песни Берри перепели многие кантри-, поп- и рок-артисты, включая The Beatles (Roll Over Beethoven), Эммилу Харрис (You Never Can Tell), Бака Оуэнса (Johnny B. Goode) и AC/DC (School Days). Первый сингл The Rolling Stones был кавером на Come On, группа также перепела Around and Around, Let it Rock и другие песни. Гитарные риффы Берри появляются в бесчисленном количестве песен, от хищной роллинговской Brown Sugar до Peaceful Easy Feeling — кантри-рок-баллады от Eagles.
Некоторые артисты обращались с творчеством Берри слишком вольно. Например, The Beach Boys заимствовали мелодию из Sweet Little Sixteen в своей Surfin’ U.S.A., вообще не указав авторство Берри. Песня Джона Леннона Come Together оказалась очень похожей на песню You Can’t Catch Me — в итоге это привело к судебному иску от издателя Чака Берри Морриса Леви. Разногласия удалось разрешить вне суда: Леннон согласился записать и включить You Can’t Catch Me в свой шестой студийный альбом Rock ‘n’ Roll.
Самого Берри тоже обвиняли в краже песен. В 2000 году Джонни Джонсон подал на него в суд, требуя отчислений, которые якобы полагались ему как соавтору в течение 20-летней совместной работы. Два года спустя иск был отклонен. Среди тех, кто считал Джонсона обманутым, был Кит Ричардс. В своих мемуарах «Жизнь» он писал, что многие песни Берри были записаны в нотах, больше подходящих для пианино (Джонсон был пианистом. — Esquire).
Берри был неравнодушен к деньгам. Он владел клубом в Сент-Луисе и небольшим развлекательным центром Berry Park, который включал дом, бассейн в форме гитары, ресторан, коттеджи и концертный зал. Он отказался от постоянной команды, предпочитая работать с местными музыкантами, которые готовы были играть за небольшие деньги. Среди аккомпаниаторов Берри когда-то был Брюс Спрингстин.
Карьера Берри едва не завершилась в 60-е, когда его обвинили в нарушении закона Манна (так называемый «Закон о перевозке белых рабов», был принят для борьбы с проституцией. — Esquire). Присяжные (все были белыми) признали его виновным, но обвинения были сняты после того, как судья сделал расистские комментарии. В 1961-м Берри все-таки приговорили к трем годам тюрьмы, из которых он отсидел полтора. На свободе музыкант продолжил записываться, его наследие должным образом почтили The Beatles и The Rolling Stones, но время настоящих хитов было уже позади.
«Кажется, я делаю большую ошибку раз в 15 лет», — вспоминал Берри в своих мемуарах.
Оригиал статьи опубликован в американском Esquire.