за что сидел смоктуновский
Две жизни Иннокентия Смоктуновского
Пятая графа внука ссыльного
Детство без матери, гибель отца на фронте, явное отставание в школе (Смоктуновского неоднократно оставляли на второй год) на всю жизнь оставят у него горький привкус одиночества и заставят всегда держаться в некотором отдалении от людей.
«Я потерял сон, а при виде пищи меня рвало. «
За Полярным кругом
В то время, кроме Иннокентия Михайловича, в Норильске проживало еще 8 актерских семей, в том числе и Георгий Жженов (он-то и спас Смоктуновского в Норильске, где играл тогда во 2-м Заполярном театре), княгиня Эда Юрьевна Урусова с мужем Александром Павловичем, актеры Константин Никаноров, Всеволод Лукьянов, Николай Рытьков. Кстати, только Иннокентий был «вольным» среди них. Так случилось, что он оказался единственным человеком в Советском Союзе, который сам, добровольно, попросился за колючую проволоку.
Сохранилась любопытная расписка того времени: «Даю настоящую подписку Управлению Норильского комбината и Норильлага МВД в том, что нигде не буду сообщать какие бы то ни было сведения, касающиеся жизни, работ, порядков и размещения лагерей МВД, а также и в том, что не буду вступать с заключенными ни в какие частные, личные отношения. Смоктуновский Иннокентий Михайлович».
«Нам электрики не нужны!»
После Норильска Смоктуновский попал в театр Грозного, затем в Махачкалу. Его не замечали.
Но в конце концов его все-таки приняли, правда, взяв честное слово, что он не будет проситься в кино. Слово он держал, надо сказать, до конца жизни: если ему роль не предлагали, сам он ее никогда не просил.
В 1956 году Иннокентий Смоктуновский сыграл лейтенанта Фарбера в фильме «Солдаты», а затем князя Мышкина в БДТ у Георгия Товстоногова. Режиссер увидел его в каком-то фильме и никак не мог отделаться от впечатления, что у этого актера глаза Мышкина. Собственно, с этого и начался тот Смоктуновский, которого знают все. Премьера «Идиота» состоялась 31 декабря 1957 года.
Устроили театр из жизни? Смотрите, это опасно
. В феврале 1994 года у Иннокентия Смоктуновского случился микроинфаркт, но он быстро пошел на поправку. Уже весной он снимался в фильме. Когда работа практически была завершена, ему стало плохо. Прямо со съемок Смоктуновского отправили в больницу, а затем в санаторий, где случился второй инфаркт. Это было 3 августа 1994 года.
Смоктуновский всю жизнь скрывал правду о себе
Он играл гениев и неврастеников, говорил, что его характер сформировали пережитые страдания, считал себя типичным порождением своего времени. «Я – актер космического масштаба», – говорил Смоктуновский. При этом умудрялся быть человеком скромным и скандальным одновременно. Перед камерой в работе над картиной порой робко шептал слова, а в жизни устраивал шумные драки с мордобоем и битьем тарелок, выясняя отношения с любовником первой жены.
Внешность аристократа – крестьянское происхождение – сломанная судьба – еврейская фамилия. Говорили, что он – обласканный властями, успешный советский артист. Но никто не предполагал даже, что все сыгранные им роли замешены на чудовищном личном горе.
На самом деле его фамилия Смоктунович. Писал в анкетах, что белорус, но обманывал. Смоктуновский происходит из семьи польских евреев, его прадед был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Родился актер в селе Татьяновка Томской области. Потом семья переехала в Красноярск, где так сильно голодала, что в пятилетнем возрасте его и брата родители просто выгнали из дома – не могли прокормить. Его приютила и воспитала тетка. Воровал на рынке, чтобы выжить. Брат Иннокентия вскоре умер…
Учился Смоктуновский плохо, оставался на второй год. После школы мобилизовали и сразу отправили на фронт – в самый ад – на Курскую дугу. Уже через несколько месяцев Иннокентий Смоктуновский оказался в… фашистском плену.
Рассказывая позже об этом времени своей жизни, актер говорил, что всегда чувствовал, что его кто-то защищает. Он верил в чудеса. Уверял, что ни разу, побывав в самом пекле войны, не был ранен.
«Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив… Я ведь тогда еще не успел сыграть ни Мышкина, ни Гамлета, ни Чайковского – ничего! Судьба меня хранила».
Рукой провидения он считал и то, что его, сбежавшего от фашистов, умирающего от истощения мальчишку, пустили в дом, спасли, выходили в крестьянской избе совершенно чужие ему люди, которых нашел и отблагодарил после войны.
Он был замкнутым и тревожным. В юности актером быть и не мечтал даже. Приятель поступил в студию при Красноярском драмтеатре, и он пошел за компанию. Профессию, которая стала делом жизни, получал с 1945 по 1946 год, вернее, всего 3 месяца – потом его выгнали за драку с формулировкой «Противопоставил себя коллективу». Сразу же «обнаружились» факты его пребывания в плену. И тогда он сам себя сослал в Норильск. Уехал туда, рассуждая так: дальше, чем этот город-лагерь, ссылать некуда. Именно тогда он и поменял фамилию Смоктунович на Смоктуновский.
Ему предлагали фамилию Славянин – не согласился. В Норильске он узнал, что такое гомосексуализм (среди зэков были люди с нетрадиционной ориентацией). Как позже рассказывал сын актера – Филипп, испытывал к педерастии отвращение всю жизнь.
На Севере Смоктуновский заболел цингой и лишился всех зубов. Чтобы спасти жизнь, уехал из города и год работал дворником. Потом поступил в сталинградский театр, женился в первый раз.
Всю первую половину жизни – юность, молодость – он страдал. От голода и нищеты, от неразделенной любви (первая жена Римма Быкова изменила ему и вскоре оставила), от непонимания окружающих, от неприятия и насмешек коллег. Он дрался, замыкался в себе, учился выживать и, несмотря ни на что, верил в лучшее будущее.
В 1955 году Смоктуновский едет в Москву. Его никто не ждет и не зовет туда. Живет у друзей, пытается найти работу в театре – не берут. Ночует в подъездах на подоконниках. В одном лыжном костюме слоняется неделю на улице – люди, у которых он остановился, уехали в отпуск и не оставили ключей.
И тогда произошло чудо. Он любил его вспоминать: «Как хорошо жить, до удивления хорошо просто жить, дышать, видеть. Я есть, я буду, потому что пришла она». Смоктуновский встретился со своей будущей женой – Суламифью в Ленкоме. Она работала костюмершей. «Я тогда впервые увидел ее… Тоненькая, серьезная, с копной удивительных тяжелых волос. Шла не торопясь, как если бы сходила с долгой-долгой лестницы, а там всего-то было три ступеньки, вниз. Она сошла с них, поравнялась со мной и молча, спокойно глядела на меня. Взгляд ее ничего не выспрашивал, да, пожалуй, и не говорил… но вся она, особенно когда спускалась, да и сейчас, стоя прямо и спокойно передо мной, вроде говорила: «Я пришла!» Ну вот поди ж узнай, что именно этот хрупкий человек, только что сошедший ко мне, но успевший однако уже продемонстрировать некоторые черты своего характера, подарит мне детей, станет частью моей жизни – меня самого».
С этой встречи его жизнь стала другой. У него появились дом, работа, дети – Филипп и Маша. Будущая супруга – 28-летняя Суламифь имела много друзей в столичной артистической среде. Она ни разу не была замужем и не торопилась. Была счастлива и самодостаточна. Смоктуновского представили Ивану Пырьеву, который распорядился пристроить актера в Театр-студию киноактера.
И вот тогда появились настоящие роли. Мышкин в БДТ у Георгия Товстоногова, благородный жулик у Рязанова в «Берегись автомобиля». В амплуа Смоктуновского – Гамлет, Чайковский, Моцарт, Бах… В великих он видел смешное и, по сути, играл в кино и на сцене самого себя. Появились почитатели и завистники.
– Папа мне рассказывал, что некоторые коллеги писали на него доносы то ли в Госкино, то ли в Союз кинематографистов, – рассказывал сын Смоктуновского Филипп. – Так они, как им казалось, защищали интересы советского искусства.
Смоктуновский был актером, нарушающим все правила и совместившим все противоречия. Великим юродивым, своим в доску и не от мира сего. Барином и крепостным. Может, и не советским, но родным.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года. Участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошел до Берлина. Умер 3 августа 1994 года. Сын Филипп (53 года) – переводчик научно-фантастической литературы. Внучка – актриса Анастасия Буцкова (28 лет). Дочь Мария Смоктуновская (45 лет) – балерина, сотрудник музея МХАТа.
Иннокентий Смоктуновский, гений с трудной судьбой
Меня заставил изменить фамилию директор Норильского театра, где я работал. Предложил взять псевдоним Славянин. Я не согласился, он угрожал уволить, тогда с обоюдного согласия поменяли окончание.
Так Смоктунович стал Смоктуновским.
В Музее Художественного театра хранится анкета, заполненная И.М.Смоктуновским:
«Я, Смоктуновский Иннокентий Михайлович, родился 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Шегарского района Томской области в семье крестьянина Смоктуновича Михаила Петровича. По национальности — русский. В 1942 году окончил 8 классов средней школы в г. Красноярске и до января 1943 года работал киномехаником на курсах усовершенствования политсостава запаса. С января 1943 года по август 1943 года — курсант Киевского пехотного училища в г.Ачинске. С августа 1943 года — фронт. 3 декабря 1943 г. попадаю в плен и по 7 января 1944 года нахожусь в лагерях для военнопленных в городах: Житомир, Шепетовка, Бердичев, Славута, Заслав. Побег из лагеря. С февраля 1944 года — партизан партизанского отряда им. В. И. Ленина Каменец-Подольского соединения. В мае 1944 года — соединение отряда с частями Советской Армии: ст. сержант, командир отделения автоматчиков, младший топограф 641-го гвардейского стрелкового полка 75-й гвардейской дивизии.
В октябре 1945 года демобилизовался, поступил в театральную студию при Красноярском городском театре, с 1946 по 1976 год работал актером в городах: Норильск, Махачкала, Волгоград, Москва, Ленинград и опять Москва.
В Московском Художественном театре СССР им. М. Горького работаю с 1976 года. С 1960 г. активно работаю в кинематографе и на телевидении. В 1955 году вступил в брак с гражданкой Шламитой Хаймовной Кушнир (после брака Смоктуновская). Имею двух детей: сын Филипп, рожд. 1957 года, дочь — Мария, рожд. 1965 года. Жена — домохозяйка.
Награжден: шестью медалями Отечественной войны, двумя орденами Ленина, орденом Дружбы народов, орденом Отечественной войны II степени, двумя медалями «За отвагу», лауреат Ленинской премии, Государственной премии РСФСР им. бр. Васильевых.
Звания: Засл. деятель культуры Словакии — 69, Нар. артист СССР.
Отец: Смоктунович Михаил Петрович погиб в 1942 году на фронте,
мать — Смоктунович Анна Акимовна умерла в 1985 году в г. Красноярске».
Отдельно приложена анкета, заполненная для выезда за границу, где перечислены анкетные данные, места работы и жительства близких родственников:
Жена Смоктуновская Шламита Хаймовна (девичья фамилия — Кушнир), 1925, Иерусалим, д. хозяйка, Москва.
Мать Смоктунович Анна Акимовна, 1902, село Киреевское Томской обл., пенсионерка, Одесса.
Сестра Смоктунович Валентина Михайловна, 1923, село Татьяновка Томской обл., Одесса.
Брат Смоктунович Аркадий Михайлович, 1927, село Татьяновка Томской обл., шофер скорой помощи, Одесса
Брат Смоктунович Владимир Михайлович, 1930, Красноярск», старший
преподаватель техникума, Абакан.
Сестра Смоктунович Галина Михайловна, 1933, Красноярск, продавец продуктового магазина, Красноярск
В январе 1943 года Смоктуновский был призван в армию и направлен в Киевское пехотное училище, находившееся в то время в Ачинске. В августе того же года, в срочном порядке, он был отправлен без присвоения офицерского звания рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии.
В должности связного штаба 212-го гвардейского полка этой дивизии он участвовал в боях на Курской дуге, в форсировании Днепра, в операции по освобождению Киева. За то, что под огнём противника вброд через Днепр доставлял боевые донесения в штаб 75-й дивизии, был награждён первой медалью «За отвагу» Но эту медаль Смоктуновский получит лишь через 49 лет, на сцене Художественного театра, после спектакля «Кабала святош».
В декабре 1943 года под Киевом Смоктуновский попал в плен, месяц провёл в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Бердичеве. 7 января 1944 года бежал из плена, и в течение месяца его укрывала в своём доме бесстрашная украинская семья. «Может быть, именно здесь, — напишет позже Раиса Беньяш, — где с риском для собственной жизни люди вернули жизнь обессилевшему солдату, впервые узнал Смоктуновский реальную цену человечности». Связь с членами этой семьи Смоктуновский сохранял до конца жизни. В том же доме он познакомился с заместителем командира партизанского отряда Каменец-Подольского соединения, в который и вступил в феврале 1944 года.
В мае партизанский отряд объединился с 318-м гвардейским стрелковым полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии. С этим полком, в должности командира отделения роты автоматчиков, гвардии младший сержант Смоктунович принимал участие в освобождении Варшавы. Как сказано в приказе о награждении, за то, что в боях при прорыве обороны противника в районе деревни Лорцен 14 января 1945 года, его отделение одним из первых ворвалось в траншеи противника и уничтожило при этом около 20 немцев, был награждён второй медалью «За отвагу». Войну Смоктуновский закончил в Гревесмюлене.
В поселке Дмитровка Иннокентий Михайлович прожил около месяца. Позже он рассказывал: «Разве я могу забыть семью Шевчуков, которая укрывала меня после побега из плена? Баба Вася давно умерла, а ее дочь Ониська до сих пор живет в Шепетовке, и эти дорогие, душевные люди, буквально спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем».
Актриса Римма Маркова рассказывала: «Он ведь чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши, простите за подробность, стало плохо с желудком. И когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы. Так отсутствия Смоктуновского никто и не заметил. А он чуть ли не сутки просидел в сугробе».
После демобилизации в октябре 1945 года Смоутуновский вернулся в Красноярск, где узнал, что некоторые его товарищи, побывавшие в немецком плену, были арестованы и отправлены в сталинские лагеря. Иннокентий Смоктуновский рассказывал: «В Красноярске меня вызвали в военкомат — собралось человек девять. С нами говорили очень грубо. Оказывается, все мы были в плену. И сказали: «Посмотрите на свои паспорта». Мы посмотрели. Действительно, тридцать девять городов минус — мы не имеем права там жить. Красноярск входит в эти тридцать девять городов. Но: «Вы здесь жили до ухода на фронт. И живите. Но чтоб отсюда не уезжать. Каждые два месяца вы должны приходить и отмечаться».
Проработав в норильском Заполярном театре драмы пять лет, из-за сильнейшего авитоминоза, он вынужден был переехать на юг.
В 1952 году актёр приехал в Махачкалу, где работал в Русском драматическом театре, в 1953—1954 годах жил в Сталинграде и выступал на сцене местного Театра им. М. Горького. За эти годы он сыграл много ролей, в том числе роли Белогубова в «Доходном месте» А. Островского и Хлестакова,- в Махачкале и в Сталинграде. Римма Маркова, видевшая его Хлестакова, много лет спустя говорила: «Жаль, что позже Смоктуновский практически не играл комедийные роли, он мог делать это блистательно».
По совету Леонида и Риммы Марковых в 1955 году Смоктуновский переезжает в Москву. С трудоустройством в московских театрах долго не получалось.
Работая в театре им. Ленинского Комсомола, я узнал историю, имеющую непосредственное отношение к Иннокентию Михайловичу. Обратили мое внимание на крупного, немолодого мужчину. В его облике было что-то неприятное. Держался он как-то странно, как будто хотел показать свою независимость. Это был начальник пожарной охраны театра по фамилии Сарайкин. Известность его была скандальной. В 1955 году, когда Смоктуновский работал в театре на разовых выходах, и ему негде было жить, он оставался ночевать в помещении для хранения мягких декораций, так называемой «подвески». Вот из этого склада Сарайкин выгонял его на улицу.
Я снимался тогда в «Ночном госте» на «Ленфильме». И как-то раз, проходя по коридору, увидел среди снующей толпы человека, который стоял и читал книгу. Я «увидел» его спиной. Остановился. Это было как шок — у меня стучало в висках. Я сразу не мог понять, что со мной. Оглянулся — и тогда-то и увидел его. Он просто стоял и читал, но он был в другом мире, в другой цивилизации. Божественно спокоен. Это был одутловатый человек, коротко стриженный. Серые глаза, тяжелый взгляд. К нему подошла какая-то женщина, что-то спросила. Он на нее так смотрел и так слушал, как должен был бы смотреть и слушать князь Мышкин. Потом я спросил эту женщину: кто этот человек, с которым она только что разговаривала? Она долго не могла сообразить, о ком это я, а потом чуть пренебрежительно: «А, этот идиот? Он — эпилептик. Снимается в массовке». И начала мне рассказывать его биографию, но это была биография князя Мышкина (а она не знала, что я репетирую эту роль). Оказывается, он был в лагерях 17 лет. (А князь Мышкин 24 года жил в горах.) Я не слышал, как он говорит, но на следующий день на репетиции заговорил другим голосом… А когда мы еще раз с ним встретились — я поразился, что и голос у него такой же, как я предположил. После этой встречи и роль пошла…»
Из книги Аллы Демидовой «А скажите,Иннокентий Михайлович..»:
— Иннокентий Михайлович, вы ставите из актеров кого-нибудь вровень с собой?
— Нет.
— Когда это чувство появилось?
— С момента рождения Мышкина. Такой тишины в зале, такой власти над зрителями, какие я испытал в Мышкине и в Париже, и в Ленинграде, и в Лондоне,— я не знаю ни у одного актера.
— И вы чувствовали эту власть всегда?
— Я думал, что «синяя птица» у меня в руках! Но это чувство утрачивалось иногда даже в Мышкине. Зал замирал только тогда, когда я был погружен в суть, но знал, что играю, позволяя себе даже развлекаться. Знаете — это двойственное состояние?
— Такую власть над залом вы чувствуете, когда играете своего Головлева?
— Мы сыграли около 30 спектаклей, я почувствовал эту власть только в трех.
— Раз вы знаете секрет «погружения в суть», то почему же утрачивается эта власть?
— Очень трудно удержать. Очень тонко и трудно культивируется это состояние.
— Иннокентий Михайлович, у вас есть какие-нибудь свои секреты перед спектаклем?
— Молчать. Быть одному. Скучное времяпрепровождение. Лежать. Расслабиться. Внутреннее очищение организма.
— А какие-нибудь допинги: чай или кофе, например?
— Нет. Немного кофе — тогда лучше работает сердце. Когда играл Мышкина, приносил с собой на спектакль огромный термос горячего молока. Оно в термосе устаивалось — очень вкусно!
— Устаете после спектакля?
— После Мышкина очень уставал… Но там много сил уходило на сдерживание чувств. До трясучки в руках. После спектакля долго приходил в себя.
— А сейчас?
— Сейчас я устаю от другого. В «Иванове», например, усталость — от трудного рисунка роли, там нужно собой заполнять огромное пространство, в спектакле, мне кажется, неправильно выстроены взаимоотношения персонажей… А в «Чайке» совсем не устаю. Сейчас после спектакля я часто иду пешком домой, а после Мышкина меня ждала огромная толпа зрителей, но на них уже совсем не было сил. Меня почти тайно отвозили на машине. А сейчас после спектакля 2–3 девочки — и все.
— Почему?
— Я думаю, что тогда подкупала новизна открытия, новизна появления неизвестного актера. И, потом, после войны, после разрухи и холода, людей очень интересовал быт, а я в конце 50-х пришел и сказал: «Дух!» — И они откликнулись.
Уйдя из БДТ, Смоктуновский сосредоточился на работе в кино, сыграв Гамлета, Куликова, Деточкина, Чайковского и еще десятки ролей. Собственно приглашение сыграть Гамлета и было непосредственным поводом ухода от Товстоногова. Разобраться же во внутренних мотивах разрыва столь счастливо начатого творческого союза, боюсь, уже никому не удастся. Говоря о Смоктуновском, многие его коллеги до сих пор убеждены: не надо было уходить от Товстоногова. Остался бы — и еще не такие роли, как Мышкин, сыграл бы! Действительно, главный режиссер Советского Союза и первый актер — сочетание импонирующее. Хотя Смоктуновского никогда не называли «актером Товстоногова», скорее уж, отмечали отличия его актерской манеры от стиля БДТ. Да и как бы вписался в этот жесткий режиссерский театр (при всей крупности индивидуальностей, составляющих актерский ансамбль БДТ) актер-самоучка, актер, который годами не выходил на театральные подмостки, предпочитая им кино, актер, воевавший с режиссерами и считавший их губителями актерских дарований, актер-премьер, всегда тянувший «одеяло на себя», актер-солист, всегда и везде выделявшийся из любого ансамбля.
Ситуация ухода Смоктуновского из БДТ прекрасно дешифруется в традиционных романтических ключах: возник ниоткуда, сыграл великую роль, и варианты: умер, исчез, ушел. И уход из БДТ тогда прочитывается как замена ухода окончательного и бесповоротного. Ее вписывали и в бессмертную летопись театральных интриг, отметив черным крестом булгаковского Регистра: зависть, ревность, конкуренция. «В БДТ по его поводу был целый консилиум, что таких актеров без образования мы не должны держать в рядах нашего театра. Там же на Мышкина было подано пятнадцать заявок. Все считали, что они могут, а тут какой-то незнакомец. Какой-то чужой элемент. Они говорили, что в Мышкине он играет самого себя, и ничего другого сыграть не сможет. А тут начались разговоры о Чацком (Товстоногов хотел пробовать его на эту роль). Козинцев пригласил его на роль Гамлета без всяких проб. И тут же пошло возмущение: нельзя играть в кино и БДТ одновременно (при том, что многие актеры БДТ успешно работали в кино). Ну, Иннокентий Михайлович тут же ушел. Он был очень независимым человеком. «Неужели я буду что-то доказывать на их худсоветах, да я лучше фотографом буду или плакаты рисовать пойду!» И Смоктуновский сделал очередной нелогичный и неотразимый «ход судьбы» — совсем ушел из Большого драматического.
— Иннокентий Михайлович, вы давно видели своего «Гамлета»?
— Последний раз — лет пять назад.
— И что? Другое ощущение, чем после премьеры?
— Не помню… Так и напишите, Алла (Демидова), — не помню… После премьеры из 100 — 97 процентов говорили мне, какой я замечательный актер и как я это гениально играю.
— И вы соглашались с такой оценкой?
— Да, это хорошая актерская работа. За исключением некоторых сцен… А есть просто прекрасные: сцена с флейтой, например, или разговор с артистами, встреча с Розенкранцем и Гильденстерном. У меня в этой роли хорошая пластика, я хорошо двигаюсь. Сразу видно — это гибкий человек…
1971 году Иннокентий Смоктуновский был приглашён в Малый театр специально на роль царя Фёдора в трагедии А.К.Толстого, ставшую одной из самых выдающихся его актёрских работ. Об этой роли, коронной для русских трагиков, Смоктуновский мечтал давно: когда-то поставить «Царя Фёдора» он предлагал Товстоногову; Борис Равенских, художественный руководитель Малого театра, за постановку «Царя Фёдора» взялся по просьбе своего любимого актёра — Виталия Доронина, но, узнав из прессы, что Смоктуновский мечтает об этой роли, не побоялся обидеть Доронина ради того, чтобы Фёдора сыграл именно Смоктуновский.
В трагедии А. К. Толстого царь Федор добр не только по природе своей, но и потому, что он «святой», что является чистейшим и кротким христианином, для которого Писание, Евангелие стало естеством и содержанием души. И глаза Федора, взирающие на мир, и уста, произносящие слова, суть очи и уста самой веры.
Но царь Федор в исполнении Смоктуновского открывает нечто большее, чем каноническая христианская кротость. В этом образе предстает человек, в котором содержится космическое, вселенское начало доброты. То начало, что проявилось в человеке и через человека как знак его Божественного происхождения.
«Смоктуновский, — писала М. Рахманова, — играет… со всей проникновенностью, с пугающей почти достоверностью постижения самого естества „последнего в роде“, обречённого царя.
Этот единственный спектакль Смоктуновский играл до лета 1976 года, когда по приглашению Олега Ефремова перешёл во МХАТ им. М. Горького.
Говорят, опыт учит… Вот еще одна звонкая, детская истина. Да, опыт учит.
С годами, например, становишься терпимее к непрофессиональности людей, от которых зависишь в работе, с годами видишь результат с самого начала и понимаешь, какой долгий и трудный путь надо пройти до этого результата и какие неминуемые потери возникают на этом пути, но уже нет сил бороться с ними. С годами понимаешь, что результат — это всего лишь кладбище благих намерений, и все чаще и чаще отказываешься от предлагаемой роли, потому что легче отказаться и потом не мучиться долго несделанным, чем, как в молодости, нырять с головой в работу, не задумываясь.(И.Смоктуновский)
Достаточно было взглянуть на список исполнителей, чтобы убедиться, что здесь был более глубокий подход, чем обычно бывает в комедийных фильмах.
Любовь Добржанская (мать Деточкина), Олег Ефремов (Максим Подберезовиков), Евгений Евстигнеев (режиссер самодеятельного театра), Георгий Жженов (инспектор ГАИ), Андрей Миронов (Дима Семицветов), Анатолий Папанов (тесть Семицветова), Ольга Аросева (Люба),Донатас Банионис (пастор). За каждой фамилией огромный список великолепно сыгранных ролей, и все они были отобраны из огромного количества актеров, знающих и чувствующих комедию.
«Берегись автомобиля» на долгие годы стал одним из самых любимых зрителями фильмов,а Смоктуновский в очередной раз был назван лучшим актером года.
Много и плодотворно Иннокентий Смоктуновский работал на радио.
Он, как чтец, записал главы из романа И. А. Гончарова «Обломов», из «Идиота» Ф. М. Достоевского и «Дон Кихота» М. Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» А.С.Пушкина; полностью записал сказки А.С.Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть А.П.Чехова «Чёрный монах», сказки Г.Х.Андерсена, рассказы И.С.Тургенева, Г.Мопассана, К.Паустовского, Акутагавы и Г.Бёлля, а также стихотворения Ф.Шиллера, Р.Рильке, Б.Пастернака,
А.Твардовского.
Особое место в творчестве Смоктуновского занимает работа над записями произведений Пушкина. Очень интересны размышления артиста:
Спустя полтора века Пушкин нашел – таки своего гениального исполнителя. Смоктуновский читает так, будто это все сиюминутно рождается в нем самом. Мы становимся свидетелями сотворения чуда – явления миру высокой поэзии поразительной глубины, как бы заново открываемого смысла и гармонии. Эти его протяжные вздохи и паузы, такое замедление темпа стиха, что возникает иллюзия замедления хода времени. Он как бы проявляет то, что было написано симпатическими чернилами. Мысль Пушкина становится материальной. Слово само спускается с неба на землю. Как ему это удавалось – уму непостижимо.
И при жизни, и после смерти Иннокентия Смоктуновского награждали самыми высокими эпитетами, какие только можно было найти в русском языке, он был не только «гением», но и «первым, первейшим артистом России»..
Олег Ефремов, который не смог говорить на панихиде, даже после ухода отказывался называть его «великим»: «великих» было много, Смоктуновский для Ефремова был один.
Всю свою любовь и признательность к Иннокентию Михайловичу Смоктуновскому я попытался вложить в это эссе.
Заслуженный артист РСФСР (1964)
Народный артист РСФСР (1969)
Народный артист СССР (1974)
Заслуженный деятель искусств Словакии (1970)
Герой Социалистического Труда (1990) — «за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства»
Три ордена Ленина
Орден Отечественной войны II степени (11 марта 1985)
Орден Дружбы народов
Две медали «За отвагу»
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и последующие связанные с ней юбилейные медали к 20-й, 30-й и 40-й годовщине.
Медаль «За освобождение Варшавы» и другие медали
Ленинская премия (1965) — за исполнение главной роли в фильме «Гамлет»
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1971) — за роль Порфирия Петровича в фильме «Преступление и наказание»
Диплом СК СССР ВКФ (1964) — за главную роль в фильме «Гамлет»
Приз МКФ в Венеции «Золотая доска» журнала «Синема Нуво» (1964) — за лучшую мужскую роль («Гамлет»)
Лучший иностранный актер года (Англия, 1965 год)
Приз «Серебряное блюдо» МКФ в Панаме (1965) — за лучшее исполнение мужской роли («Гамлет»)
Приз МКФ в Картахене (1969) — за лучшее исполнение мужской роли («Берегись автомобиля»)
Приз лучшему актёру МКФ в Сан-Себастьяне (1970) — за главную роль в фильме «Чайковский»
Лауреат Приза на фестивале советских фильмов в Сорренто (1972, «Дядя Ваня»)
Лауреат Приза Киноакадемии «Ника-90» «За лучшую актерскую работу» (1990, «Дамский портной»
Приз МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (1991) — за лучшую мужскую роль («Дамский портной»)
Премия «Ника» (1993) — в номинации «Приз за вклад в киноискусство»
Приз КФ «Созвездие» (1993) — «За выдающийся вклад в профессию»
Одна из малых планет под номером 4926 зарегистрирована в международном каталоге под именем Smoktunovsky
Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии
• 1946 — «Чужой ребёнок» В.В.Шкваркина — Костя
• 1946 — «Машенька» А.Н.Афиногенова — Виктор Туманский
• 1947 — «Старые друзья» Л.А.Малюгина — Семён Горин
• 1947 — «Последние» М.Горького — Пётр
• 1947 — «Дети Ванюшина» С.А.Найдёнова — Алексей
• 1948 — «Разлом» Б.А.Лавренёва — Полевой
• 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А.Галича и К.Исаева — Гришко
• 1949 — «Доходное место» А.Н.Островского — Мыкин
• 1949 — «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина — Моцарт
• 1950 — «Поздняя любовь» А.Н.Островского — Дормидонт
• 1951 — «Шутники» А.Н.Островского — Недоносков
Дагестанский государственный театр драмы им. М. Горького
• 1952 — «Семья» И.Попова — Александр Ульянов
• 1952 — «Свадьба с приданым» Н.М.Дьяконова — Муравьёв
• 1952 — «Её друзья» В.С.Розова — Виктор
• 1952 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — Хлестаков
Сталинградский областной театр им. М.Горького
• 1953 — «Ревизор» Н.В.Гоголя — Хлестаков
• 1953 — «Великий государь» В.Соловьёва — Магнус
• 1953 — «Укрощение строптивой» У.Шекспира — Бионделло
• 1954 — «Снежная королева» Е.Л.Шварца — Сказочник
• 1954 — «Доходное место» А.Н.Островского — Белогубов
• 1955 — «У опасной черты» В.Любимова — Неуспевающий
• 1955 — «Анджело» В.Гюго — Апафесто
• 1955 — «Как он лгал её мужу» Б.Шоу — Генри
• 1955 — «Машенька» А.Н.Афиногенов — Виктор Туманский
• 1955 — «Последние» М.Горького — Пётр
Большой драматический театр им. Горького
• 1957 — «Идиот» по Ф.М.Достоевскому; постановка Г.А.Товстоногова —князь Мышкин
• 1957 — «Кремлёвские куранты» Н.Ф.Погодина; постановка В.Я.Софронова и
И.П.Владимирова — Дзержинский (ввод)
• 1960 — «Иркутская история» А.Н.Арбузова; постановка Г.А.Товстоногова — Сергей Серёгин
• 1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А.К.Толстого; постановка Б И.Равенских — царь Фёдор
МХАТ и МХТ им. Чехова
• 1976 — «Иванов» А.П.Чехова; постановка О.Н.Ефремова — Иванов
• 1977 — «Обратная связь» А.И.Гельмана; постановка О.Н.Ефремова —Сакулин
• 1979 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Часовщик
• 1980 — «Чайка» А.П.Чехова; постановка О.Н.Ефремова — Дорн
• 1983 — «Так победим!» М.Шатрова; постановка О.Н.Ефремова —Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года)
• 1984 — «Господа Головлёвы» по М.Е.Салтыкову-Щедрину; постановка Л.Додина — Порфирий Головлёв
• 1985 — «Дядя Ваня» А.П.Чехова; постановка О.Н.Ефремова —Серебряков и Войницкий (с 1988 года)
• 1986 — «Тамада» А.М.Галина; постановка К.М.Гинкаса — Реваз
• 1988 — «Кабала святош» М.А.Булгакова; постановка А.Я.Шапиро —король Людовик XIV
• 1990 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова; постановка О.Н.Ефремова —Гаев / Фирс
• 1990 — «Эквус» П.Шеффера — Мартин Дайзер
• 1992 — «Возможная встреча» П.Барца;постановка В.Долгачёва —И.С.Бах[106)
Антреприза Н. Шлезингера (США)
• 1992 — «Из жизни дождевых червей» П.У.Энквиста; постановка
И.Смоктуновского и В.Ланского — Андерсен
Работы на телевидении
• 1957 — «Дорогой бессмертия» В.Брагина (телеспектакль); постановка
А.Чигинского и Г.Товстоногова — Юлиус Фучик
• 1963 — «Зима тревоги нашей», по Д.Стейнбеку (телеспектакль); постановка Р.Сироты — Итен Аллен Хоули
• 1971 — «Маленькие трагедии» А. СПушкина; постановка Л.Вивьена, А.Даусона, Л.Пчёлкина — Моцарт
• 1976 — «Вишнёвый сад» А.П.Чехова (телеспектакль); постановка Л.Хейфеца — Гаев
• 1979 — «Цезарь и Клеопатра» Б.Шоу (телеспектакль); постановка
А.Белинского — Цезарь
• 1989 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому (телеспектакль); постановка Л.Цуцульковского — закадровый текст
• 1995 — «Мечтательница» по Ф.М.Достоевскому (телеспектакль)); постановка М.Дубровиной — Карл Фёдорович Мейер
1984 — Болдинская бессонница
1985 — Сестра моя Люся — текст от
1989 — Возвращение Ходжи Насреддина — закадровый текст
1989 — Село Степанчиково и его обитатели — закадровый текст
Как актёр сыграл в радиоспектаклях:
• 1981 — «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда — лорд Генри
• 1982 — «Старая любовь» А.Мишарина — Цаплин
• 1989 — «Мусоргский» — Ведущий
• 1990 — «Бесплодные усилия любви» У.Шекспира — Натаниель
• 1991 — «Эскориал» М.де Гельдерода — Король
• 1994 — «Первая любовь Ходжи Насреддина» Т.Зульфикарова — Толгат-Бек[108]
Библиография (использованы в тексте)
И. М. Смоктуновский. Время добрых надежд. (Вступительная статья А.Свободина)
М.: Искусство, 1979.
И. М. Смоктуновский. Быть! М.: Алгоритм, 1999.
Демидова А.С. А скажите, Иннокентий Михайлович… М., 1989.
Иннокентий Смоктуновский: Жизнь и роли / Авт.-сост. В.Дубровский. М., 2002
О.Егошина. Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского,М.2004.