за что судят серебренникова
Серебренникова признали виновным по делу «Седьмой студии» Режиссер получил три года условно
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Режиссера признали виновным в мошенничестве в особо крупном размере — суд постановил, что он организовал хищение бюджетных средств, выделенных на реализацию проекта «Платформа». Приговор был вынесен в Мещанском суде, возле которого во время вынесения приговора собралась толпа. Других фигурантов дела — Алексея Малобродского и Юрия Итина — также признали виновными в мошенничестве. Суд оправдал обвиняемую Софию Апфельбаум, бывшую чиновницу Министерства культуры России — ее признали виновной только в халатности, постановив, что она ничего не знала о мошеннической схеме. Серебренникова, как и Итина, приговорили к трем годам условного заключения, Малобродского — к двум годам условно. Апфельбаум назначили штраф, однако сняли с нее обязательство его оплачивать из-за истечения срока давности дела.
По версии прокуратуры, обвиняемые нанесли государству ущерб в 128 миллионов рублей — они якобы завышали стоимость спектаклей, проводимых в рамках проекта «Платформа». Хищения проходили под покровительством Софии Апфельбаум, занимавшей пост директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта России. Средства на реализацию проекта выделялись из государственного бюджета. Деньги, по словам стороны обвинения, обналичивались с ведома Серебренникова.
На проект «Платформа», который реализовала руководимая Серебренниковым «Седьмая студия», из федерального бюджета было выделено 216 миллионов рублей. Изначально силовики говорили о хищении 200 миллионов, после чего сумма снизилась до 68 миллионов. Первая судебная экспертиза по уголовному делу оценила ущерб в 133 миллиона рублей, вторая установила, что подсудимые, наоборот, сэкономили бюджетные деньги. Третья экспертиза оценила ущерб в 128 миллионов рублей.
Прокурор запросил для Серебренникова шесть лет лишения свободы и штраф размером 800 тысяч рублей. По версии следствия, Серебренников организовал хищение казенных средств вместе с продюсерами Алексеем Малобродским и Юрием Итиным, а также бывшей сотрудницей Минкультуры Апфельбаум. Для них прокурор запросил от четырех до пяти лет лишения свободы. Никто из обвиняемых вины не признал.
Средства перечислялись на основании соглашения между АНО «Седьмая студия» и Министерством культуры, субсидии были безвозмездными и безвозвратными. Тратить деньги можно было только на покрытие расходов «Седьмой студии», связанных с реализацией «Платформы». За время существования проекта у ведомства претензий к нему не возникало. Куратором между Минкультом и «Седьмой студией» выступала София Апфельбаум, которую следствие обвиняет в соучастии в мошеннической схеме.
Фото: Tsvetkova Ekaterina / East News
Утром 23 мая 2017 года к Серебренникову пришли с обыском. Следственные мероприятия также провели в «Гоголь-центре». Тогда представители СКР говорили об уголовном деле о хищении 200 миллионов рублей. В Следственном комитете заявили, что кто-то из руководства автономной некоммерческой организации «Седьмая студия» в течение трех лет (с 2011-го по 2014 год) похитил бюджетные средства, выделенные государством в соответствии с постановлением правительства на развитие и популяризацию искусства России. Тогда Серебренников проходил по делу в качестве свидетеля.
Нина Масляева, работавшая в организации Серебренникова бухгалтером, была арестована через неделю после обысков у режиссера. «Деньги, которые мне предъявляют, я не брала», — заявила тогда она. Сообщалось, что следователи тогда утверждали о преступном сговоре Масляевой и бывшего гендиректора компании «Седьмая студия» Юрия Итина — якобы в 2014 году они похитили 1,2 миллиона рублей из 66,5 миллиона рублей, выделенных государством на постановку спектаклей, проведение семинаров, творческих лабораторий, организацию гастролей. Итин был отправлен под домашний арест.
19 июня 2017 года в Москве был задержан бывший директор «Гоголь-центра», бывший генпродюсер «Платформы» Алексей Малобродский. Тогда организатором мошеннической схемы называли именно его. Малобродский был арестован 21 июня — его заключили под стражу, не возбудив уголовное дело, о чем позже заявили в прокуратуре.
9 августа Масляева, все это время находившаяся под арестом, заявила о создании «Седьмой студии» для хищения бюджетных средств. По ее показаниям, Серебренников создал эту организацию для того, чтобы украсть деньги, выделенные на развитие современного искусства в России. Из них следует, что «Седьмая студия» занималась отмыванием денег, и в ней была черная касса. Организатором она назвала именно Серебренникова — тот якобы разработал план для хищения средств, выделенных на проект «Платформа». «Серебренников и Малобродский обналичивали средства с моей помощью», — заявила Масляева. Позже благодаря ее показаниям сумма ущерба выросла с 68 миллионов до 133 миллионов рублей. Еще одна сотрудница «Седьмой студии», бывший бухгалтер Лариса Войкина, которая проходит по делу свидетелем, на суде заявила, что Серебренников лично дал распоряжение об уничтожении финансовой документации «Платформы».
Рассмотрение дела «Седьмой студии» о хищении бюджетных средств
Фото: АГН Москва / Global Look Press
В конце августа 2017-го худрука «Гоголь-центра» задержали как подозреваемого в деле о хищении бюджетных средств. Он в то время находился в Санкт-Петербурге, снимал фильм «Лето» о Викторе Цое и Майке Науменко. Режиссера доставили в Москву. Серебренникова назвали организатором мошеннической схемы, сумма хищения тогда оценивалась Следственным комитетом в 68 миллионов рублей. Он провел ночь в СИЗО, после чего его отправили под домашний арест.
Екатерина Воронова, работавшая генпродюсером «Седьмой студии» после того, как Малобродский стал директором «Гоголь-центра», уехала из России еще до возбуждения дела и не вернулась. В опубликованном изданием «Медуза» письме она заявила о своей невиновности и о том, что в работе «Седьмой студии» было много бухгалтерских нарушений, однако никаких хищений быть не могло. Воронова была заочно арестована и объявлена в международный розыск.
В апреле 2019-го ему изменили меру пресечения на подписку о невыезде. Аналогичное решение было вынесено в отношении бывшего генерального директора «Седьмой студии» Юрия Итина и директора Российского академического молодежного театра Софьи Апфельбаум. Малобродскому меру пресечения на подписку о невыезде изменили еще в мае 2018-го по состоянию здоровья и с учетом возраста.
Серебренников успел выпустить фильм «Лето» о Викторе Цое, который стал лидером по числу номинаций на российскую кинопремию «Ника» и победил в четырех («Лучшая режиссерская работа», «Лучшая работа режиссера монтажа», «Лучшая работа звукорежиссера» и «Открытие года») из 12 категорий. Фильм попал в программу Каннского кинофестиваля, где получил приз за лучший саундтрек. Серебренников получил три «Золотые маски» (за постановки «Чаадский», «Маленькие трагедии» и балет «Нуреев», также удостоенный награды международного балетного фестиваля «Бенуа де ла данс»), стал человеком года по версии Ассоциации театральных критиков и лауреатом премии «Европа — театру». Пока режиссер находился под домашним арестом, в Ростове-на-Дону скончалась его 83-летняя мать.
Режиссёра Серебренникова судят не за то, за что следовало бы
Лицемерная ценностная нейтральность государства приводит к тому, что развратителю молодёжи предъявляются лишь финансовые претензии
К нам возвращается «дело Серебренникова». Мещанский суд Москвы сегодня, 1 ноября, заново приступит к рассмотрению уголовного дела «Седьмой студии». Суд решит вопрос о мере пресечения для фигурантов, рассмотрит ряд ходатайств сторон и назначит дату рассмотрения по существу уголовного дела. Серебренникова обвиняют в создании преступной группы с целью хищения около 200 миллионов рублей государственных субсидий, выделенных на реализацию его театральных проектов.
Напомним, режиссёр Кирилл Серебренников учредил в июле 2011 года юрлицо — автономную некоммерческую организацию «Седьмая студия» — для реализации проекта «Платформа», предполагавшего постановку до десяти экспериментальных спектаклей в год, организацию гастролей театров современного танца из регионов России в Москве, мастер-классы по современному искусству… Государство выделило на эти цели 70 миллионов рублей в год.
Однако уже к 2015 году стало ясно, что большая часть денег куда-то делась. В 2015 году было возбуждено уголовное дело, а в 2017-м следователи пришли с обысками в «Гоголь-центр», который возглавляет Серебренников, и к нему на квартиру, после чего на какой-то момент режиссёр даже оказался в СИЗО. Директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества министерства культуры А. Малышев сообщил тогда, что из выделенных 216,5 млн рублей по назначению были израсходованы только 16 млн рублей.
Здание «Гоголь-центра». Фото: Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
Арестованные бухгалтеры и финансисты, в частности Нина Масляева, производство по которой выделили особо ввиду её полного признания и соглашения со следствием, показали, что госденьги, выделенные на «Платформу», выводились на счёт фирм-однодневок, обналичивались, различные услуги оплачивались из «чёрной» кассы. В принципе, всё это юридически преступление, но апологеты Серебренникова утверждают, что без формальных нарушений запустить реальную работу театральной машины было невозможно, и что «все так работают».
Те, кто вступается за Серебренникова, утверждают, что художника нельзя судить по общим законам, в том числе и за хищения, что все возможные нарушения были совершены исключительно для пользы театрального дела, а само уголовное преследование представляет собой тенденциозную идеологическую расправу с создателем «неудобного» искусства. К тому же осмелившегося, несмотря на госсубсидии, иметь недостаточно провластные взгляды. По сему случаю в адрес Серебренникова один за другим следуют акты солидарности творческой интеллигенции, его непрерывно номинируют на престижные премии, он стал своего рода образцом для подражания «театральной молодёжи». В частности в непристойном гомосексуальном шоу, организованном театральным фондом «Территория» на фестивале «Таврида» этим летом, первую скрипку играли ученики Серебренникова — Ромашко и Старцев.
8 мая 2018 г. Франция, Канны. Фото: Stefanie Rex/Globallookpress
И вот здесь становится понятно, что центром общественной дискуссии является не сам по себе факт нецелевого расходования бюджетных средств, выделенных Серебренникову на театральные постановки, а нравственная уместность и эстетическая ценность этих постановок и вопрос, следовало ли вообще выделять на них госденьги?
По большому счёту, водораздел проходит не между теми, кто считает режиссёра вором, и теми, кто его таковым не считает, а между теми, кто считает его постановки гениальными (и тогда неважно, вор он или нет), и теми, кто считает их мерзостью (и тогда тоже неважно).
Главными темами театральных постановок Серебренникова являются гомосексуализм и агрессивная социопатия. Главный объект презентации, присутствующий как фирменное клеймо практически в каждом спектакле, — обнажённый мужской зад, так сказать, «икона» телесности, лишённой всякого духовного измерения. В этих спектаклях герои кривляются, становятся на четвереньки, лают, испражняются, рассматривают свои гениталии, показывают их окружающим. Человеческое начало сведено даже не просто до телесного, а до зоологического. «Человек — это низкоранговое животное, живущее своей никчёмной нежизнью», — говорит практически каждый серебренниковский спектакль. И если в чём-то и проявляется попытка вырваться за этот порочный круг, так это в убийстве себе подобных, через которое «продвинутый» возвышается над обывателями (именно такова философия самого, пожалуй, удачного из произведений режиссёра — фильма «Изображая жертву»).
К. Серебренников. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
В каком бы театре, на какую бы тему ни ставил Серебренников, можно быть уверенным в том, что повод спустить с актера штаны он найдёт. При этом иногда жизнь проделывает унизительные для него повороты. С помпой при сборе почти всей российской альтер-элиты был представлен в Большом театре серебренниковский балет «Нуреев», полностью сфокусированный на теме гомосексуальности великого танцора. Пресса буквально лопалась от рецензий, восхвалявших гомосексуальную пустышку.
А всего спустя два года на экраны вышел шедевральный фильм Ральфа Файнса «Белый ворон», в которой фигура знаменитого артиста, непростой характер, обстоятельства его «прыжка к свободе», яркий и богатый образ русской культуры, в которую он был погружён, раскрыты вообще без обращения к теме его нетрадиционных пристрастий. Фильм Файнса был встречен мировым признанием и буквально истерикой российской прессы, именно потому, что совершенно подрывал образ «серебренниковского» Нуреева. Но как бы там ни было, «Белый ворон» стал фактом большой культуры, проявлением актёрского и режиссёрского мастерства.
Серебренниковские же работы так и остаются не фактом искусства, а продуктом пиара. И главный вопрос, который в связи с этим возникал и возникает: должно ли было государство в таких сумасшедших объёмах финансировать этот дегенеративный сектор театрального мира, разрушительный для русской культуры? Должна ли вообще возникать ситуация, когда коррупционные схемы, позволяющие растратить или присвоить миллионы долларов, оказываются столь легко доступны? Не лучше ли отдать эти деньги сиротам?
Политическая коррумпированность Серебренникова сомнений не вызывает. В 2012 году режиссёр получил «с барского плеча» целый театр имени Гоголя, который расформировал под нуль, разогнал актёров, основав на его месте «Гоголь-центр» с голыми задами и превращениями людей в животных. Тогда же он начал получать те самые огромные субсидии, которые впрок не пошли. Афера с возвышением Серебренникова была частью стратегии власти по подкупу либеральных элит:
Возлюбите и поддержите нас, смотрите, как мы вас ценим — в семизначных цифрах.
При этом настоящее национальное искусство политическую элиту не интересовало вовсе, денег на его поддержку не находилось…
Фото: Friedemann Kohler/Globallookpress
Дело Серебренникова поэтому и получило во многом столь большой резонанс, что стало своего рода поучительной карой для властно-либеральной коррупции. Правда, только для одной стороны, стороны креативных либералов, с другой никто не пострадал. Фактически получилось так, что Серебренникова поймали за те щели, которые предоставили ему его же покровители. Он считал, что играет по одним правилам, а правила изменились.
Но в этом же причина определённой юридической непрочности «дела Серебренникова» — под мощным давлением разнородных общественностей дело идёт если не к оправданию, то к более чем формальному наказанию, потому что «так все работают».
И эта ситуация вскрывает главную системную «дыру» такого рода дел. Взявшись наказывать русофобское зло (а серебренниковский театр голой задницы таковым, несомненно, является), власть не в силах признать и объявить публично, что претензии являются ценностными: пропаганда гомосексуализма, ненависть и презрение к «этой стране» и её народу, проповедь культурной деградации и развращение молодёжи. У нас же в стране нет ни идеологии, ни общепризнанных национальных ценностей, а царит безудержный плюрализм.
А потому, чтобы наказать зло, приходится выискивать соответствия в закорючках и вылавливать чёрные финансовые схемы только для того, чтобы сделать вид, что вопрос не в ценностях, а в деньгах. Однако защитить национальную культуру и не дать утопить её в болоте вульгарной гомоэротики одной лишь сверкой финансовых документов невозможно. Необходим ценностный ответ. И отрицательный: что для нас неприемлемо, и положительный: поддержка тех культурных образцов и проектов, которые действительно выражают творческий дух нашего народа и страны.
Серебренников получил условный срок. Что важно знать о его деле
Мещанский суд Москвы приговорил худрука «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова и других фигурантов дела к условному сроку в три года и штрафу в 800 тыс. руб. по делу АНО «Седьмая студия». Такое решение приняла судья Олеся Менделеева, передает корреспондент РБК.
Бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский получил два года условно и штраф в 200 тыс. руб., экс-гендиректор организации Юрий Итин — три года условно и штраф в 200 тыс. руб., директор Российского академического молодежного театра (РАМТ) и бывшая глава департамента господдержки искусства и народного творчества Минкультуры Софья Апфельбаум — получила штраф в 100 тыс. руб., но суд освободил от его уплаты из-за истечения давности.
Суд признал фигурантов дела виновными в хищении 129 млн руб. из госсубсидии и удовлетворил гражданский иск Минкультуры к Малобродскому, Итину и Серебренникову на 129 млн руб. К Апфельбаум иск был оставлен без удовлетворения. В рамках иска берлинскую квартиру Серебренникова и машину Toyota, автомобиль Малобродского Skoda, имущество Итина, включая принадлежащие его теще украшения Tiffany, суд оставил под арестом до удовлетворения имущественных взысканий.
Также суд запретил Итину и Малобродскому три года занимать административно-хозяйственные должности в государственных учреждениях культуры. На Серебренникова запрет не распространяется, следует из решения суда.
Суд переквалифицировал обвинение Софье Апфельбаум по ч. 1 ст. 293 Уголовного кодекса (халатность), которая предусматривает наказание на срок до трех месяцев. Это преступление небольшой тяжести, срок давности по которому, согласно ст. 78 УК, не превышает двух лет и уже истек. Ранее Апфельбаум обвиняли по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере), которое предусматривает наказание до десяти лет лишения свободы. Апфельбаум «имела реальную возможность должным образом исполнить свои обязанности, обладала высоким уровнем профессиональной подготовки и большим опытом, но отнеслась к своей задаче небрежно, что повлекло ущерб для госбюджета», констатировала судья во время оглашения приговора. Переквалификацию обвинения Апфельбаум судья обосновала отсутствием доказательств умысла и участия в преступной группе.
Деньги, как говорится в приговоре, начали расхищаться руководителями «Седьмой студии» сразу после того, как они получили субсидию. Как полагает суд, это подтверждает, что они составляли преступную группу, созданную именно в этих целях.
Судья во время оглашения мотивировочной части решения заявила, что находит доказательства гособвинения убедительными. По ее словам, они полностью подтверждают как вину Серебренникова, Малобродского и Итина в мошенничестве, так и Апфельбаум в халатности. Никаких существенных процессуальных нарушений следствие и гособвинение не допустили. Экспертиза, на которой основано обвинение, заслуживает доверия, выполнена квалифицированными специалистами, сомневаться в ее качестве оснований нет, заявила судья. «Суд не усматривает предвзятости со стороны правоохранительных органов», — сказала она.
Экспертизу, которая была сделана на первом процессе «Седьмой студии», результат которой был благоприятен для обвиняемых, судья объявляет недопустимым доказательством. Так, ее авторы Марина Андрейкина и Видмантас Силюнас «высказывали заинтересованность в определенном исходе дела», говорится в тексте приговора. В частности, специалист по экономике культуры Андрейкина выступала в защиту Серебренникова в своих публикациях, огласила судья решение.
В то же время все фигуранты дела характеризуются исключительно с положительной стороны, ранее не судимы, сказала судья. Все это суд считает смягчающим обстоятельством.
С чего все начиналось
В течение следующих трех лет «Седьмая студия» получила из бюджета (по госконтракту и в качестве субсидии) около 216 млн руб. и провела, по данным Серебренникова, более 340 мероприятий. По мнению экс-министра культуры Александра Авдеева, общая сумма господдержки была сравнима с бюджетом одного спектакля Большого театра.
На чем строилось обвинение
Обвинение в его итоговой версии строится прежде всего на показаниях Нины Масляевой — ранее судимой экс-главбуха «Седьмой студии». Она утверждала, что руководители «Седьмой студии» завышали финансовый план, обналичивали госсубсидию через подставные фирмы, а наличными пользовались в том числе нецелевым образом. Апфельбаум же со стороны Минкультуры попустительствовала этому.
Помимо Масляевой, обвинительные показания на процессе давали мелкие предприниматели, привлеченные в качестве обнальщиков за 8–12%, а также сотрудники бухгалтерии и кадров «Седьмой студии». При этом одна из них в суде заявила, что дала показания под давлением следователя СКР Александра Лаврова. От своих показаний, связанных с ролью Апфельбаум в деле, в суде отреклись и три сотрудницы Минкультуры из числа свидетелей обвинения. Показания свидетелей обвинения судья во время оглашения решения 26 июня нашла логичными, последовательными, согласующимися между собой. Она подчеркнула, что свидетели давали их «без какого-либо принуждения», а заявления сотрудниц Минкультуры о давлении следователя во время допроса суд объявил голословными, указав, что они были введены в заблуждение и обмануты обвиняемыми.
Другими доказательствами вины Серебренникова и его коллег гособвинитель Михаил Резниченко назвал данные финансовой экспертизы, проведенной по настоянию представителя прокуратуры (взамен исследования, результаты которого были в пользу обвиняемых). Прокурор аргументировал вину фигурантов дела и плохим состоянием отчетности «Седьмой студии», большая часть которой была уничтожена.
Детали дела «Седьмой студии»
Рояль за 5 млн руб. — его приобретение для спектакля было, по версии обвинения, примером неоправданных расходов бюджетных денег. Сейчас инструмент арестован.
«Сон в летнюю ночь» — спектакль «Платформы», который, по одной из первоначальных версий следствия, был заявлен в смете, но не поставлен. В интернете много публикаций, подтверждающих, что спектакль существовал на самом деле. Однако, как выразился в суде представитель прокуратуры, «сама по себе газетная заметка не подтверждает, что мероприятие проводилось». После передачи дела из московского СК в центральный аппарат следствие ушло от версии о фальсификации спектакля.
Медицинский центр «Намасте» был основан Масляевой в период работы в «Седьмой студии» совместно с одним из обнальщиков, Валерием Педченко и, по ее признанию, давно прогорел. Защита обвиняемых намекала, что он мог существовать на средства, выведенные Масляевой из «Седьмой студии». Другому фиктивному контрагенту «Седьмой студии», Валерию Синельникову, Масляева одолжила 1 млн руб. на покупку машины.
Инфаркт Малобродского случился во время заседания суда, на котором рассматривалось повторное ходатайство следователя Лаврова о переводе Малобродского из СИЗО под домашний арест. Суд оставил его под стражей; обвиняемый почувствовал себя плохо и был госпитализирован. Через несколько дней следователь своим собственным постановлением освободил Малобродского под подписку о невыезде, для этого обращения в суд не требовалось.
Исправленный протокол допроса свидетеля обвинения Ларисы Войкиной. Адвокаты обнаружили в деле две разные версии этого документа, причем итоговая содержала более уверенные указания на виновность руководства «Седьмой студии». Впоследствии СКР списал это на ошибку.
Генеральское звание было присвоено следователю СКР Александру Лаврову в конце прошлого года, вскоре после того, как дело «Седьмой студии» повторно дошло до суда.
Что говорила защита
Госфинансы «Седьмой студии» действительно проводились через обнальные схемы, а черная бухгалтерия была уничтожена, указывали обвиняемые. Но о хищениях речи не было, указывали они. «Я не хочу никого убедить, что обналичивание денежных средств — это хорошо. Но для меня нет сомнений, что все обналиченные деньги строго учитывались в кассе «Седьмой студии» и выдавались строго на проекты», — говорил Серебренников до начала судебного процесса.
На скамье подсудимых не было людей, ответственных за серые схемы и беспорядок в отчетности, настаивала защита. Так, Серебренников пояснял, что отвечал только за художественную, а не за финансовую часть работы «Седьмой студии». А Малобродский проработал в организации совсем недолго и уволился, по его словам, до того, как в «Седьмой студии» появились наличные сомнительного происхождения.
Ответственной за нарушения подсудимые называли Масляеву, которую в свое время руководство «Седьмой студии» уличило в хищении нескольких миллионов рублей и уволило. Плохое состояние бухгалтерии, которое привело к уничтожению большей части бумаг, было также результатом работы Масляевой, подчеркивали обвиняемые.
Во время оглашения приговора 26 июня судья указала, что во время процесса также были допрошены свидетели защиты, давшие Серебренникову и его коллегам положительные характеристики. Это в том числе композитор Александр Маноцков, актеры Игорь Костолевский, Виктория Исакова и Никита Кукушкин, кинокритик Марина Давыдова. Но никаких сведений, проливающих свет на существо дела, они не сообщили, сказала судья.
Как дело чуть не развалилось
Судебный процесс, который завершился в пятницу, — второй в деле: первый кончился возвратом дела в прокуратуру для устранения грубых нарушений. Такое решение в сентябре 2019 года приняла судья Ирина Аккуратова. Это произошло после того, как назначенная судом комплексная экспертиза пришла к выводу, что проект, подобный «Платформе», требовал гораздо больших затрат, нежели госсубсидия в 216 млн руб. По мнению защиты, это сводило на нет подозрения в хищениях.
Возвращая дело, Аккуратова указывала, что в обвинительном заключении слишком мало конкретики: неясно, «в чем выразились противоправные действия обвиняемых», какие именно мероприятия не были проведены, какие финансовые документы не соответствовали действительности. К тому же заявленная сумма хищений расходилась с суммой отдельных якобы преступных операций. Такие формулировки, скорее всего, указывают на то, что повторно дело до суда не дойдет и можно говорить о его «тихих похоронах», рассуждали тогда опрошенные РБК эксперты.
Однако спустя два месяца дело дошло до суда снова. По настоянию гособвинителя судья Олеся Менделеева назначила новую экспертизу, выводы которой оказались менее благосклонными к обвиняемым.
В чем проблема с господдержкой культуры
Дело «Седьмой студии» высветило несовершенство порядка госфинансирования в сфере культуры, из-за которого получатели субсидий во многих случаях вынуждены совершать нарушения. Так, Союз театральных деятелей России заявлял, что система финансирования театральных проектов создает «непреодолимые препятствия» для творчества: театры вынуждены составлять планы-графики на годы вперед, что противоречит здравому смыслу.
Во многих случаях финансирование, согласно закону, выделяется постфактум, в порядке компенсации за уже выполненные работы (так было и в случае «Седьмой студии»). Это побуждает менеджеров культурных организаций составлять фиктивные отчеты о еще не выполненных работах, чтобы получить деньги на решение реальных задач, рассуждали собеседники РБК. Кроме того, специфика театра такова: «чтобы купить реквизит на блошином рынке, нужна наличка», говорил РБК адвокат Итина Юрий Лысенко.
«Законодательство устроено психологически так, что оно предполагает, что любой работник и руководитель — это преступник, казнокрад, коррупционер. Мы должны ежедневно доказывать обратное, и это мешает нам оставаться художниками», — говорил РБК один из театральных руководителей.
Бывший министр культуры Владимир Мединский, при котором начиналось дело «Седьмой студии», с таким мнением согласен не был и настаивал, что порядок госфинансирования искусства из-за случая с Серебренниковым менять не стоит.