за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит

Статья 34. Контракт

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 1 июля 2019 г.- Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Информация об изменениях:

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 6 статьи 34 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

6.1. Не действует с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Информация об изменениях:

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Информация об изменениях:

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

Информация об изменениях:

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

Информация об изменениях:

13. В контракт включаются обязательные условия:

Информация об изменениях:

ГАРАНТ:

Положения пункта 1 (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 24 апреля 2020 г., либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до 24 апреля 2020 г.

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Информация об изменениях:

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

16. Заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ статья 34 дополнена частью 16.1, вступающей в силу с 1 сентября 2016 г.

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ часть 18 признана утратившей силу с 1 января 2022 г.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

Источник

Как не платить штраф в госзакупках

За поставку некачественного товара

В госзакупках заказчики обязаны привлекать поставщиков к ответственности за нарушение обязательств по контракту.

В статье расскажу, какая ответственность грозит за поставку товара ненадлежащего качества в госзакупках и как доказать, что поставщик не обязан платить штраф, если заменил товар.

Матчасть: госзакупки и ответственность по госконтрактам

Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.

Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда. Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок. Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.

Выиграть тендер — это полдела. Контракт надо исполнить без нарушений, потому что штрафы в публичных закупках немаленькие. Многие поставщики на этом обжигаются.

В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.

В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.

Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.

Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.

Ответственного за исполнение контракта работника привлекут к дисциплинарной ответственности или лишат премии, а самой организации выдадут предписание привлечь поставщика к ответственности.

Какая ответственность грозит поставщику. Если поставщик срывает контракт, заказчик вправе:

Исключение в 2020 году

Из-за ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса поставщики и исполнители могут избежать ответственности.

Госорганы признали, что ограничительные меры считаются форс-мажором. Если из-за этих мер срывается контракт, поставщики и исполнители могут списать неустойку. Но есть нюансы — подробнее об этом Т⁠—⁠Ж уже писал.

п. 9 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ — можно ссылаться на пандемию

Списать неустойку могут не только из-за форс-мажора. Если обязательства по контракту будут полностью исполнены в 2020 году, то неустойку тоже спишут. Условия такого списания установило правительство. Например, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик спишет штрафы и пени. Причем для заказчика это обязанность, а не право.

Штрафы и пеня

В статье речь пойдет о штрафах и пенях по контракту, поэтому подробно расскажу, в каких именно случаях заказчик может их начислить.

Штрафы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта придется заплатить штраф. Систему штрафов в госзакупках определяет правительство.

Для расчета штрафа обязательства поставщиков и исполнителей делят на две группы:

Еще бывают случаи, когда штраф считают не от цены контракта, а от его начальной максимальной цены. Это цена, которую заказчик определяет до закупки, чтобы не купить товар, работы или услуги дороже их рыночной стоимости. Участники закупки могут предложить свои цены, но не выше этой начальной. Такой механизм позволяет бороться с завышением цен в госзакупках.

Штраф считают от начальной максимальной цены контракта, когда торги после снижения до нуля пошли на повышение. По итогам таких торгов победитель не только поставит товар, но еще и заплатит заказчику за это.

Если по итогам торгов на повышение предложенная победителем цена будет ниже начальной максимальной цены контракта, то штраф будут считать в процентах от начальной цены. Если же цена контракта будет выше начальной максимальной цены, то штраф будут считать от итоговой цены контракта.

Пени. Пеня — это другой вид неустойки. В отличие от штрафа она начисляется не за нарушение контракта, а за просрочку исполнения обязательства — нарушение сроков поставки товара, выполнения работ или оказания услуг. То есть если поставщик не привез груши или привез гнилые, его оштрафуют. А если он привез хорошие груши, но позже срока по контракту — начислят пеню.

Размер пени — 1/300 ключевой ставки Банка России за каждый день просрочки от стоимости неисполненного вовремя обязательства.

Размер пени за день просрочки составит:

800 000 Р × 1/300 × 5,5% = 146,67 Р

За 10 дней просрочки:

146,67 Р × 10 дней = 1466,7 Р

Если же груши оказались гнилые, то за просрочку поставки хороших груш заказчик тоже насчитает пеню. А если поставщик так и не заменит груши, то и штраф.

Заказчики часто требуют от поставщика уплаты и штрафов, и пени, даже если поставщик в итоге привез товар. Это неправильно. В нашем примере, если поставщик все-таки поставит хорошие груши, пусть и с просрочкой, штраф он платить не должен — только пени.

Именно такую ошибку допустил заказчик контракта на поставку мягкого инвентаря, когда пытался взыскать с поставщика одновременно штрафы и пени за поставку товаров ненадлежащего качества.

Вот как поставщику удалось добиться справедливости и не уплачивать лишние штрафы.

Источник

За исключением просрочки исполнения обязательств что это значит

Мы запустили конструктор закупок по 44-ФЗ, где вы можете самостоятельно сформировать закупочную документацию с учетом требований законодательства РФ

Ответить Serafirina 145 145
Ответ написан 19.04.2018 в 17:00

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей».

Возникает вопрос: какова разница между «ненадлежащим исполнением» и «просрочкой исполнения обязательств»? А также какие меры должен предпринять Заказчик в случае просрочки исполнения обязательств?

Ответить Великанов Сергей Владимирович Эксперт 1875
Ответ написан 19.04.2018 в 20:45

Добрый день. По Вашим вопросам сложилась определенная судебная практика.

Как Вы и указали, ПП РФ № 1042, а также ч. 8 ст. 34 Закона 44-ФЗ разделяют понятия просрочки исполнения обязательств и ненадлежащего исполнения контракта.

Штрафы применяются к стороне контракта при неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязательств, но за исключением просрочки исполнения обязательств.

Суды по данному вопросу приходят к выводам, что просрочка исполнения обязательства, исходя из содержания Закона № 44-ФЗ, является видом нарушения срочного обязательства, за которое предусмотрена ответственность за каждый день.

Иные виды нарушений обязательств по контракту расцениваются Законом № 44-ФЗ как неисполнение или ненадлежащее исполнение, за которые также предусматривается ответственность, однако эта ответственность применяется не за каждый день.

Примерами иных нарушений (кроме просрочки) могут быть:

— нарушение объемов поставок, работ (услуг);

— нарушение ассортимента поставляемого товара;

— нарушения качества выполняемых работ (услуг);

— поставка некачественного товара;

— непредоставление отчетных документов;

— заключение надзорных органов, о нарушении технологии производства работ и т.п.

Требование заказчика уплатить и пени и штраф может быть не поддержано судом по причине того, что за нарушение срока выполнения работ фактически предусмотрено два вида ответственности: в виде пени за каждый день просрочки и в виде единовременного штрафа, что противоречит требованиям действующего законодательства.

В случае же, если помимо просрочки исполнения обязательств подрядчиком допущены иные нарушения, то применение штрафных санкций допускается, так как в данном случае, начисление и пени и штрафа за нарушение исполнения обязательств, свидетельствует не о двойной ответственности, а о различных способах исчисления неустойки в зависимости от факта нарушения и длительности просрочки путем комбинации штрафа и пеней.

В Вашем случае, необходимо направить подрядчику требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств. Если помимо просрочки имеют место иные нарушения условий контракта, необходимо потребовать уплаты штрафа, за каждый факт нарушения.

В случае, если кроме просрочки исполнения подрядчиком не нарушены иные условия контракта, то требование и пени и штрафа возможно придется отстаивать в судебном порядке.

В проектах контрактов предстоящих процедур, целесообразно учитывать вышеизложенное в целях избежания спорных ситуаций.

Источник

Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ

за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Смотреть фото за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Смотреть картинку за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Картинка про за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Фото за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит

Штрафы и пени – две формы неустойки – применяются за нарушения контракта. Правила расчета изменились с 2017 года. Размер пеней в большинстве случаев теперь не в пользу заказчика – стал меньше, но формула исчисления стала значительно проще. Вспомним требования, чтобы исключить ошибки в работе

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

Нормативные правовые акты

В этих документах вы сможете найти нужную информацию о неустойках по 44-ФЗ:

Что изменилось в расчете пеней и штрафов?

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о новых правилах расчета пеней и штрафов по государственным контрактам:

за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Смотреть фото за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Смотреть картинку за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Картинка про за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит. Фото за исключением просрочки исполнения обязательств что это значит

Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ напомнила про важные изменения:

«В Постановлении № 1042 дифференцирован размер штрафа в зависимости от цены контракта. Теперь есть отдельные штрафы за очень дорогие контракты, а именно — введены дополнительные оговорки для штрафов, когда контракт превышает 500 млн. рублей. Появилась отдельная градация системы штрафов по итогам закупок среди СМП и СОНКО. Также урегулированы нормы, когда торг идет на повышение, — в этой ситуации защитить нужно в первую очередь заказчика. Совокупная сумма штрафов пеней не может превышать стоимость контракта — и это разумно. И наконец урегулированы споры, которые дились много лет, по вопросу, надо ли сторонам каждый раз выставлять претензии друг другу, — да, за каждое нарушение выставляем соответствующие неустойки, и на это в Постановлении 1042 есть прямая оговорка».

Неустойки по 44-ФЗ: когда пени, а когда штрафы?

В контрактной системе две формы неустоек, которые принципально отличаются между собой и перепутать их критично ошибочно:

Например, когда поставщик должен поставить товар сегодня, а поставляет через неделю — это пени. А если он поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте — это повод применить систему штрафов.

Место и форма описания неустоек

Неустойки в виде штрафов и пеней фиксируют в контракте. Все условия о неустойках должны быть прописаны четко и однозначно еще в проекте контракта. Но в большинстве случае размер неустойки привязан к цене контракта, которую заказчик на стадии проекта еще не знает и не понимает, какая цена станет итоговой. Это не отменяет его обязанность предусмотреть в проекте все возможные условия неустоек.

В проект контракта, контракт надо включить:

Советы заказчикам по 44-ФЗ о том, что прописать в проекте контракта:

Четко понимайте допустимый коридор, ограниченный вашей НМЦК, и пропишите в проекте контракта все возможные развилки, за исключением тех, которые превышают вашу НМЦК.

Поставщик нарушает срок поставки — заказчик обязан выставить требование об уплате неустоек!

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Если обязательства в срок не исполнены, — это основания для квалификации действий поставщика как неисполнение обязательств. Это повод выставить неустойки в виде штрафа. Если поставщик исправится — штраф можно отозвать и выставить пени.

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

Ситуацию с требованием об уплате неустойки комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара про ответственность и штрафы по 44-ФЗ, Школа электронных торгов:

«В первую очередь заказчик должен руководствоваться принципом разумности. Он в равной мере должен переживать за собственные и бюджетные средства. Выставление неустоек и дальнейшие действия по взысканию денежных средств в бюджет — обязанность заказчика»

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Цена контракта (этапа);Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей10%
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей5%
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей1%
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей0,5%
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей0,4%
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей0,3%
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей0,25%
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей0,2%
превышает 10 млрд. рублей0,1%

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Цена контракта (этапа)Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей3%
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно)2%
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно)1%
Пример:
цена контракта составляет 2 млн. руб.штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03)
7 млн. руб.140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02)
12 млн. руб.120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01)

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

НМЦКРазмер штрафа
не превышает 3 млн. рублей10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно)1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контрактаРазмер штрафа
не превышает 3 млн. рублей1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей100 000 рублей

Размер штрафов для заказчиков

Цена контрактаРазмер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно)10 000
превышает 100 млн. рублей100 000

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк)1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци)800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени*9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту270 дней
Количество дней просрочки50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней
ФормулаРасчетРезультат
К = 1/300 × ключевой ставки1/300 × 9%0,0003
П= (Цк-Ци) × К × Д(1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 506 000,00 руб.

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Размер штрафа является фиксированной величиной, размер пени нормативно определен и рассчитывается по стандартной формуле.

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Поступил товар с просрочкой сроков поставки на 10 дней, а собрали товар еще через 10 дней. Как правильно начислять пени за 10 дней или 20 дней? Когда производить оплату, и в какой момент возвратить обеспечение контракта?

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *