за счет чего движется торпеда в воде

Торпеда – самодвижущаяся морская мина

История создания торпеды

Надобность в таком вооружении появилась после создания подводных лодок. В это время использовались буксируемые или шестовые мины, которые в подводной лодке не несли требуемого боевого потенциала. Поэтому перед изобретателями встал вопрос о создании боевого снаряда, плавно обтекаемого водой, способного самостоятельно передвигаться в водной среде, и который будет способен топить вражеские подводные и надводные суда.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Когда появились первые торпеды

Торпеда или как её называли в то время – самодвижущаяся морская мина мина, была придумала сразу двумя учеными, находящимся в разных частях мира, не имеющим друг к другу никакого отношения. Произошло это практически в одно и то же время.

В 1865 году, российский ученый И.Ф. Александровский, предложил свою модель самодвижущейся мины. Но воплотить в жизнь данную модель стало возможным лишь в 1874 году.

В 1873 году Уайтхед предложил приобрести схему российскому флоту. После испытаний торпеды Александровского, 1874 году было принято решение, приобрести боевые снаряды именно Уайтхеда, ведь модернизированная разработка нашего соотечественника значительно уступала по техническим и боевым характеристикам. Такая торпеда значительно увеличивала свое свойство плыть строго в одном направлении, не меняя курса, благодаря маятникам, а скорость торпеды увеличилась практически в 2 раза.

Таким образом, Россия стала лишь шестым по счету обладателем торпеды, после Великобритании, Франции, Германии и Италии. Ограничением для покупки торпеды Уайтхед выдвинул лишь одно – хранить схему постройки снаряда втайне от государств не пожелавших купить ее.

Уже в 1877 году торпеды Уайтхеда были впервые использованы в бою.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Устройство торпедного аппарата

Как можно понять из названия, торпедный аппарат – это механизм, предназначенный для выстрела торпедами, а также для их перевозки и хранения в походном режиме. Этот механизм имеет форму трубы, идентичной размеру и калибру самой торпеды. Существует два способа стрельбы: пневматический (с использованием сжатого воздуха) и гидропневматический (с использованием воды, которая вытесняется сжатым воздухом из предназначенного для этого резервуара). Установленный на подводной лодке, торпедный аппарат представляет собой неподвижную систему, в то время как на надводных судах, аппарат возможно поворачивать.

Принцип работы пневматического торпедного аппарата такой: при команде “пуск”, первый привод открывает крышку аппарата, а второй привод открывает клапан резервуара со сжатым воздухом. Сжатый воздух выталкивает торпеду вперед, и в это же время срабатывает микровыключатель, который включает мотор самой торпеды.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Для пневматического торпедного аппарата ученые создали механизм, способный замаскировать место выстрела торпеды под водой – беспузырной механизм. Принцип его действия заключался в следующем: во время выстрела, когда торпеда прошла две трети своего пути по торпедному аппарату и приобретала необходимую скорость, открывался клапан, через который сжатый воздух уходил в прочный корпус подводной лодки, а вместо этого воздуха, за счет разности внутреннего и внешнего давления, аппарат заполнялся водой, до того момента, пока давление не уравновесится. Таким образом, воздуха в камере практически не оставалось, и выстрел проходил незамеченным.

Необходимость в гидропневматическом торпедном аппарате возникла, когда подводные лодки стали погружаться на глубину более 60 метров. Для выстрела было необходимо большое количество сжатого воздуха, а он на такой глубине был слишком тяжелый. В гидропневматическом аппарате выстрел совершается за счет водного насоса, импульс от которого и толкает торпеду.

Виды торпед

В начале 90-ых годов, российский флот обзавелся первой лодкой, способной передвигаться под водой – “Дельфин”. Торпедный аппарат, установленный на этой подводной лодке, был самым простым – пневматическим. Т.е. тип двигателя, в этом случае, на сжатом воздухе, а сама торпеда, по способности наведения, была неуправляемая. Калибр торпед на этой лодке в 1907 году варьировался от 360 мм до 450 мм, с длинной 5,2 м и весом 641 кг.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

В 1935-1936 годах российскими учеными был разработан торпедный аппарат с пороховым типом двигателя. Такие торпедные аппараты были установлены на эсминцах типа 7 и легких крейсерах типа “Светлана”. Боеголовки такого аппарата были 533 калибра, весом 11,6 кг, а вес порохового заряда составлял 900 г.

В 1940 году после десятилетия упорной работы был создан опытный аппарат с электрическим типом двигателя – ЭТ-80 или “Изделие 115”. Торпеда, выстрелянная из такого аппарата, развивала скорость до 29 узлов, с дальностью действия до 4 км. Кроме всего прочего, такой тип двигателя был гораздо тише его предшественников. Но после нескольких происшествий связанных с взрывом аккумуляторов, данным типом двигателя экипаж пользовался без особого желания и не пользовался спросом.

Суперкавитационная торпеда

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Технические характеристики торпеды ВА 111 “Шквал”:

Практически 30 лет не существовало торпеды способной противостоять в совокупности характеристикам “Шквала”. Но в 2005 году Германия предложила свою разработку – суперкавитационную торпеду под названием “Барракуда”.

Принцип ее действия был таким же, как у советского “Шквала”. А именно: кавитационный пузырь и движение в нем. Барракуда может достигать скорость до 400 км/ч и, согласно германским источникам, торпеда способна к самонаведению. К недостаткам так же можно отнести сильный шум и небольшую максимальную глубину.

Носители торпедного оружия

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Легкие торпедные катера времен Второй мировой войны имели практически одинаковые характеристики. В пример поставим советский катер проекта Г-5. Это небольшой быстроходный катер с весом не более 17 тонн, имел на своем борту две торпеды 533 мм калибра и два пулемета 7,62 и 12,7 мм калибра. Длина его составляла 20 метров, а скорость достигала 50 узлов.

Тяжелые торпедные катера представляли собой большие военные корабли с водоизмещением до 200 тонн, которые мы привыкли называть эсминцами или минными крейсерами.

В 1940 году был представлен первый образец ракеты-торпеды. Самонаводящаяся ракетная установка имела 21 мм калибр и сбрасывалась с противолодочных самолетов на парашюте. Поражала эта ракета только надводные цели и поэтому оставалась на вооружение лишь до 1956 года.

В 1953 году в российский флот принял в свое вооружение ракету-торпеду РАТ-52. Ее создателем и конструктором считается Г.Я.Дилон. Эту ракету несли на своем борту самолеты типа Ил-28Т и Ту-14Т.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

На ракете отсутствовал механизм самонаведения, но скорость поражения цели была довольно высока – 160-180 м/с. Ее скорость достигала 65 узлов, с дальностью хода 520 метров. Пользовался российский военно-морской флот данной установкой на протяжении 30-ти лет.

Вскоре после создания первого носителя самолета, ученые стали разрабатывать модель вертолета, способного вооружаться и атаковать торпедами. И в 1970 году на вооружение СССР был взят вертолет типа Ка-25ПЛС. Этот вертолет был оснащен устройством, способным спускать торпеду без парашюта под углом 55-65 градусов. Вертолет был вооружен авиационной торпедой АТ-1. Торпеда была 450 мм калибра, с дальностью управления до 5 км и глубиной ухода в воду до 200 метров. Тип двигателя представлял собой электрический одноразовый механизм. Во время выстрела электролит заливался сразу во все аккумуляторы из одной емкости. Срок хранения такой торпеды составлял не более 8 лет.

Современные виды торпед

Если рассматривать советские военно-морскую оружейную промышленность, то на данный момент, в плане торпедных установок, мы отстаем от мировых стандартов примерно на 20-30 лет. Со времен “Шквала”, созданного в 1970-ых годах, Россия не сделала никаких крупных сдвигов вперед.

Одной из самых современных торпед России является боеголовка, оснащенная электрическим двигателем – ТЭ-2. Ее масса порядка 2500 кг, калибр – 533 мм, масса боевого заряда – 250 кг, длина – 8,3 метра, а скорость достигает 45 узлов при дальности действия порядка 25 км. Помимо этого, ТЭ-2 оснащена системой самостоятельного наведения, а срок ее хранения составляет 10 лет.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

По некоторым данным торпеда “Футляр” должна поступить на вооружение уже в 2018 году. Все ее боевые характеристики не раскрываются, но известно, что дальность ее действия составит примерно 60 км при скорости в 65 узлов. Боеголовка будет оснащена тепловым пропульсивным двигателем – системой ТПС-53.

В это же время, самая современная американская торпеда Mark-48 развивает скорость до 54 узлов при дальности действия 50 км. Данная торпеда оснащена системой многократной атаки, если она потеряла цель. Mark-48 подвергался модификации с 1972 уже семь раз, и на сегодняшний момент, он превосходит торпеду “Физик”, но проигрывает торпеде “Футляр”.

Немного уступают по своим характеристика торпеды Германии – DM2A4ER, и Италии – Black Shark. При длине порядка 6 метров, они развивают скорость до 55 узлов при дальности действия до 65 км. Масса их составляет 1363 кг, а масса боевого заряда – 250-300 кг.

Источник

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Кстати

Вероятней всего, вспоминая о советском опыте, Борис Обносов подразумевал универсальную самонаводящуюся электроторпеду УСЭТ-80 (дальность хода 25 тысяч метров, скорость 40 узлов). Она была принята на вооружение в начале 1980-х годов.

Как бы то ни было, заявление Бориса Обносова воодушевило и заинтриговало военных аналитиков. К примеру, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин заявил, что для ВМФ России это особенное событие.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Как всё начиналось

В Советском Союзе первые электроторпеды появились в конце тридцатых годов прошлого века. Тогда они обладали массой недостатков. Затем по ходу развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) наши системы постепенно совершенствовались.

Справка

К 1942 году советские конструкторы создали электрическую торпеду ЭТ-80. Её батарея из 80 свинцово-кислотных аккумуляторов размещалась в отдельном отсеке, заменившем воздушный резервуар. В ЭТ-80 применялся биротативный электродвигатель ПМ5-2. Дальность торпеды была 4.000 м, скорость хода 29 узлов, масса взрывчатого вещества 400 кг.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Многие специалисты, несмотря на очевидные технические трудности, связанные с поиском наиболее эффективных аккумуляторов, всё-таки полагают, что за торпедами на электрической тяге будущее. Поскольку энергоёмкость топлива для тепловой энергетической силовой установки, в общем, ограничена, и в обозримом будущем резерв будет исчерпан (хотя и этот постулат предполагает исключения). Так что в целом электрические торпеды прогрессивнее, надёжнее и безопаснее тепловых.

Бесшумная, дальнобойная и универсальная. смерть

По мнению ряда экспертов, изделие, о котором говорил Борис Обносов, называется ТЭ-2. Так, к примеру, думают специалисты американского сетевого издания The Drive.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Справка

Американские эксперты полагают, что ТЭ-2 предназначена для уничтожения как подводных лодок, так и крупных надводных судов, а также стационарных надводных целей, в том числе портовой инфраструктуры.

Похоже, у ТЭ-2 есть одна интересная особенность: кроме системы самонаведения, она обладает и возможностью управления по проводам. Причём это только на первый взгляд кажется архаикой. Торпеды с проводным наведением могут изменить курс атаки или же полностью отключиться, если оператор сочтёт это нужным. Кроме того, поскольку оператор может использовать данные гидролокатора корабля или подводной лодки вместо данных бортового гидролокатора торпеды, у ТЭ-2 есть больше шансов добраться до цели.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

А что у США?

Справка

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

Справка

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Справка

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Главным преимуществом этого «ужаса из глубин» является практически стопроцентная неуязвимость от средств противодействия противника. Уникальные возможности аппарата позволят ВМФ бороться с авианосными и корабельными ударными группами вероятного противника на любых направлениях океанского театра военных действий, поражать объекты береговой инфраструктуры на межконтинентальной дальности, подчёркивают эксперты Министерства обороны России.

Само собой, подлинные ТТХ «Посейдона» в открытом доступе не встретишь.

Источник

Торпедный аппарат

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Содержание

Первые пусковые торпедные установки

В 1866 году во время испытаний первых образцов своих торпед Роберт Уайтхед ( англ. Robert Whitehead ) использовал максимально упрощенную пусковую установку, которая представляла из себя наклонный желоб, в который устанавливалась торпеда и после пуска двигателя происходил ее сброс в воду. Такая конструкция могла быть использована во время испытаний и экспериментов, но была слишком ненадежна для применения в боевых условиях. Поэтому Уайтхед параллельно с работами над самой торпедой был вынужден заниматься разработкой торпедных пусковых устройств. В 1870 году, во время демонстрации своих торпед в Великобритании, Уайтхед оснастил колесный пароход Oberon тремя типами пусковых установок: одним рамочным и двумя трубными, для подводного и надводного пусков. Рамочная пусковая установка представляла из себя пространственную конструкцию, к которой подвешивалась торпеда. Для пуска освобождались замки крепления торпеды, которая погружалась в воду и с помощью фала происходил запуск двигателя. Трубные пусковые установки были спроектированы на основе систем пневматического сброса морских мин. Они представляли собой трубы, снабженные передней и задней крышками и курковым зацепом. Торпеда перед пуском помещалась в трубу, в случае использования устройства для подводного пуска труба затапливалась забортной водой. Для пуска в казенную часть трубы подавался сжатый воздух, который выталкивал торпеду. Перед пуском было необходимо произвести раскрутку гироскопа торпеды, который обеспечивал курсовую устойчивость при автономном ходе.
В 1881 году американский изобретатель Джон Эрикссон ( англ. John Ericsson ), ранее сконструировавший метательную мину, разработал пороховое пусковое устройство. Благодаря использованию устройства Эрикссона безмоторная мина могла выбрасываться более чем на 250 метров по поверхности и на 40 метров в подводном положении. Помимо пороховых и воздушных пусковых устройств, были разработаны паровые и механические трубчатые устройства для пуска торпед.
К началу ХХ века установки для пуска торпед приобрели современный вид и их конструктивные особенности и принцип действия стали определяться параметрами самих торпед и особенностями несущих кораблей.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный аппарат Уайтхеда

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Заряжание торпедного аппарата XIX века

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Носовой торпедный порт USS Indiana

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Один из ранних торпедных катеров

Основные конструкции торпедных аппаратов

Рамочный торпедный аппарат

Рамочные торпедные аппараты представляли собой простую пространственную конструкцию, в которой закреплялась торпеда. Одним из первых такую конструкцию использовал Роберт Уайтхед. Как правило, такими аппаратами оснащались малые торпедные катера, размеры которых не позволяли использовать более тяжелые конструкции. Рамочными аппаратами был оборудован первый английский миноносец HMS Lightning. Для пуска торпед рамочный аппарат с помощью балок опускался в воду, после чего производился запуск двигателя торпеды и освобождение фиксирующих торпеду замков. Такая конструкция позволяла производить запуск только из неподвижного положения корабля или при движении самым малым ходом, что в значительной мере ограничивало боевые характеристики. С появлением легких бугельных, желобных и трубных пусковых установок рамочные торпедные аппараты полностью вышли из применения.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Катер Avernus с рамочными торпедными аппаратами

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный аппарат Торникрофта на HMS Lightning

Желобный торпедный аппарат

Желобные торпедные аппараты наряду с рамочными стали одними из первых устройств для пуска самодвижущихся торпед. Аппараты такого типа чаще всего использовались на торпедных катерах и размещались в кормовой части корпуса. Появление желобных аппаратов было связано с ростом скорости торпедных катеров и миноносцев. Таранный миноносец HMS Polyphemus мог развивать скорость до 18 узлов, поэтому при пуске относительно тихоходной торпеды из носового аппарата было необходимо снизить скорость, чтобы дать возможность торпеде отойти на безопасное расстояние. Чтобы избежать нежелательного контакта с запущенной с носовой части корабля торпеды, надо было запускать торпеды либо с борта, либо с кормы. Пуск с кормы осуществлялся желобным торпедным аппаратом. Конструктивно такой аппарат представлял из себя желоб, усиленный с помощью ферм и размещенный внутри корпуса корабля. В носовой части желоба устанавливался специальный толкатель, соединенный с пороховой каморой. Торпеда закреплялась в аппарате с помощью бугеля, который удерживал корпус торпеды по центру тяжести. Фиксация торпеды так же осуществлялась дополнительными стопорами, что позволяло избежать ее перемещения на ходу. При пуске торпеды замки стопоров и бугеля освобождали корпус торпеды, происходило воспламенение пороха, пороховые газы через толкатель выталкивали торпеду по желобу, запуск двигателя торпеды осуществлялся специальным фалом, выполнявшим роль замедлителя. После пуска торпеды катер должен был отвернуть с ее курса и торпеда, набрав заданную глубину и скорость, продолжала самостоятельное движение. Недостатком такой системы пуска являлась демаскировка катера за счет необходимости производить пуск на полном ходу. Несмотря на этот недостаток, желобные торпедные аппараты широко применялись на миноносцах Торникрофта и советских торпедных катерах Г-5 до окончания Второй мировой войны.
В 1936 году в Великобритании компанией British Power Boat были разработаны 60-футовые торпедные катера, в которых использовался безпороховой желобный торпедный аппарат. Торпеда в походном положении размещалась на желобе, перед стрельбой желоб опускался и при освобождении замков соскальзывала в воду под собственным весом по удлиненному транцу.
Пуск торпед с кормы также использовался на немецких легких торпедных катерах серии LS. Эти катера имели водоизмещение всего 11,5 т, поэтому установка обычных трубных аппаратов была невозможна. Торпедные аппараты на катерах LS предусматривали пуск со стороны кормы, но не по желобу, а по наклонной трубе.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Желобный торпедный аппарат катера MAS1

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Желобный торпедный аппарат катера Г-5

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Схема движения торпеды при пуске с кормы катера.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Заряжание желобного торпедного аппарата

Бугельный торпедный аппарат

Бугельный торпедный аппарат состоит из откидной платформы, на которой с помощью бугелей зафиксирована торпеда. Как правило, аппараты такого типа устанавливались вдоль бортов, реже — в кормовой части малых торпедных катеров. Для пуска платформа откидывалась через борт, после чего расцеплялись замки бугелей, происходил запуск двигателя и торпеда начинала автономный ход. Таким образом пуск торпеды мог осуществляться на любой скорости и катер мог производить залповую стрельбу с нескольких аппаратов одновременно. Наибольшее распространение бугельные аппараты получили на катерах итальянской постройки.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Крепление торпеды в бугельном торпедном аппарате

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный катер MAS7 с бугельным торпедным аппаратом

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный катер MAS20 с бугельным торпедным аппаратом

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный катер MAS30 с бугельным торпедным аппаратом

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Бугельный торпедный аппарат

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Пуск торпеды Mk 13

Рамочный торпедный аппарат Джевецкого

Первые подводные лодки имели крайне ограниченные водоизмещение и размеры корпуса. Эти ограничения позволяли устанавливать на них лишь один-два торпедных аппарата, как на британских Holland, американской Plunger и немецкой SM U1. С появлением возможности строить подводные лодки увеличенных размеров торпедные аппараты стали устанавливаться как в носовой, так и кормовой оконечностях корпуса, однако запас торпед все равно оставался ограниченным. Чтобы увеличить его, некоторые конструкторы предлагали установку внешних торпедных аппаратов. Такое решение одновременно решало проблему увеличения числа торпед на борту и позволяло производить их пуск без трудоемкой процедуры перезарядки.
Один из вариантов внешних торпедных аппаратов стала конструкция польско-русского инженера и изобретателя Степана Карловича Джевецкого. Аппарат состоял из верхней и нижней балок, которые закреплялись в нише корпуса лодки. Балки соединялись друг с другом двумя разрезными бугелями. Торпеда опиралась на нижнюю балку и фиксировалась бугелями, верхний конец которых запирался штифтом. При подготовке к выстрелу шток пневмопривода освобождал штифты замков бугелей и торпеда отводилась от корпуса лодки на заданный с помощью специального рычага угол прицеливания. Удерживание осуществлялось специальным зажимом, который фиксировал хвостовую часть торпеды. Когда угол отваливания торпеды совпадал с углом прицеливания, хвостовой зажим освобождался, открывался кран подачи сжатого воздуха в двигатель торпеды и она начинала самостоятельное движение. Рамочные аппараты Джевецкого позволяли осуществлять пуск под углом до 20 градусов относительно курса подводной лодки, имели возможность применения веерной стрельбы, не имели демаскирующего лодку воздушного пузыря и отличались простотой и надежностью. В российском флоте аппараты Джевецкого были установлены на российских подводных лодках типов «Морж», «Барс», «Нарвал», французских Gustave Zede, Brumaire и доказали свою эффективность в боевых условиях, хотя по точности уступали трубным торпедным аппаратам. Однако с ростом глубины погружения аппараты такого типа оказались неэффективны. Корпуса торпед, постоянно контактировавшие с агрессивной морской водой, давали течи, торпеды выходили из строя и к концу Первой Мировой войны использование таких торпедных аппаратов было прекращено.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Подводная лодка Акула, вооруженная торпедным аппаратом Джевецкого

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Подводная лодка Морж

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Рамочный торпедный аппарат Джевецкого

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Принцип работы аппарата Джевецкого

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Аппарат Джевецкого на модели подводной лодки Gustave Zede

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Рамочный торпедный аппарат Джевецкого

Трубные торпедные аппараты

Трубные торпедные аппараты надводного пуска

Трубный торпедный аппарат первоначально использовался для стрельбы как метательными, так и самоходными торпедами. С прекращением производства метательных торпед трубные аппараты стали наиболее распространенными устройствами для пуска торпед, устанавливаемыми на крупные корабли и подводные лодки.
Первые трубные торпедные аппараты имели неподвижную конструкцию. Они состояли из трубы, в которую помещалась торпеда, передней и задней крышки и пневматического, парового или порохового пускового устройства. Торпеда могла свободно скользить внутри трубы на бронзовых роликах, а когда торпеда полностью выходила из аппарата, срабатывал дистанционный запуск двигателя. Так как для пуска торпед, как правило, использовалась энергия расширяющихся газов, зазор между корпусом торпеды и трубой уплотнялся обтюраторами. Трубные аппараты могли производить пуск как ниже, так и выше поверхности воды. В случае подводного пуска перед выстрелом торпедный аппарат затапливался забортной водой через переднюю крышку, которая закрывалась после пуска, а вода из трубы продувалась сжатым воздухом. Загрузка торпед чаще всего производилась через заднюю крышку. Неподвижные торпедные аппараты подводного пуска были легко адаптированы для применения на подводных лодках. Для повышения точности некоторые торпедные аппараты снабжались направляющими балками, которые обеспечивали удерживание торпеды по курсу пуска.
На надводных кораблях достаточного водоизмещения на смену неподвижным трубным аппаратам довольно быстро пришли поворотные аппараты, которые позволяли производить пуск под углом к курсу корабля. Вскоре поворотные аппараты стали изготавливаться многоствольными, что позволяло производить залповые и веерные пуски торпед, что значительно повышало эффективность торпедного вооружения. Первыми стали использоваться сдвоенные торпедные аппараты. В 1915 году на российских эсминцах типа Орфей впервые были установлены строенные пусковые установки, а после Первой Мировой войны на многих крейсерах появились счетверенные установки, что позволило довести суммарный бортовой залп до 32 торпед, а у IJN Kitakami после его переоборудования в торпедный крейсер — до 40. Из за значительной массы и габаритов счетверенные аппараты имели ограниченный до 105 градусов угол поворота.
В 1935 году в состав британского флота был введен эсминец типа G HMS Glowworm, на котором были установлены пятитрубные торпедные аппараты. Такими же аппаратами оснащались последующие типы довоенных британских эсминцев, американские эсминцы типов Benson, Fletcher, Allen M. Sumner и японский супер-эсминец IJN Shimakaze.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Аппарат для стрельбы метательной торпедой

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Трубный торпедный аппарат

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Трубный торпедный аппарат на катере Д-3

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Опорный подшипник поворотного торпедного аппарата

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Трехтрубный торпедный аппарат

Наружные трубные торпедные аппараты подводных лодок

Для освобождения внутреннего пространства подводных лодок их оборудовали внешними трубными торпедными аппаратами. По своему устройству такие аппараты были полностью аналогичными внутренним и состояли из трубы, внутренний диаметр которой соответствовал калибру торпеды, передней и задней крышек а так же устройствами для продувки, затопления и пуска двигателя торпед. В отличии от бугельных и рамочных аппаратов, внешние трубные аппараты позволяли хранить торпеды в сухом состоянии. Внешние трубные торпедные аппараты устанавливались на USS Narwhal (SS-167), USS Nautilus (SS-168), британские подводные лодки типа Т, частично на лодки типа U, немецкие лодки типа VIIA.
Разновидностью внешних трубных аппаратов были поворотные пусковые установки, которые в походном положении были прижаты к корпусу лодки, а при необходимости пуска торпеды могли быть повернуты на произвольный угол. Такая конструкция позволяла производить пуск под произвольным углом к курсу лодки вплоть до перпендикулярного. Как правило, поворотные торпедные аппараты были спаренными и использовались на американских субмаринах AA-1, G-1 (USS Seal), голландских O19, O20, O24, KVII, KXV, польских Orzel и Wilk, французских Saphir, Redoutable и Surcouf.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Наружный торпедный аппарат на подводной лодке

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Подводные лодки Type VIIA с наружными ТА

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Британские подводные лодки типа T

Пятитрубные торпедные аппараты Mark 14 и Mark 15

Пятитрубные торпедные аппараты устанавливались на американские эсминцы типов Benson, Bristol, Fletcher и Allen M Sumner. Аппараты Mark 14 предназначались для установки в носовой части эсминцев, а Mark 15 в кормовой. Конструктивно обе модели были идентичны, но Mark 15 оборудовался стальным щитом, который защищал расчет 152-мм орудия, установленного рядом с торпедным аппаратом. Вес Mark 14 составлял 18,58 т, Mark 15 был на 472 кг тяжелее. Каждый аппарат состоял из пяти труб внутренним диаметром 533 мм, в которых на бронзовых роликах свободно перемещались торпеды. Аппарат имел электрогидравлический привод, но в случае его повреждения наведение могло производиться вручную. Механизм наведения и прицеливания находился на верхней части аппарата. Между командиром торпедного аппарата и наводчиком, находившимся на мостике, была организована телефонная связь. При необходимости расчет торпедного аппарата мог произвести прицеливание вручную.
Для заряжания использовался выдвижной кран, но досылание производилось вручную, так как торпеда внутри трубы скользила по роликам без значительных усилий. Несмотря на простоту перезарядки, экипажи американских эсминцев как правило не производили перезарядку в открытом море и тем более — во время боя. Установленная в аппарат торпеда фиксировалась передней и задней защелками, при этом задняя защелка была связана с задней крышкой трубы и одновременно служила блокиратором пуска торпедного двигателя. Установка глубины хода производилась для всех пяти торпед одновременно, а курсовые углы настройки гироскопов могли попарно и знакопеременно отличаться от углов установки центральной трубы, благодаря чему была реализована возможность автоматической установки углов для веерного пуска.
Каждая из труб имела метательный заряд пороха весом 1 кг. При подрыве пороха торпеда скользила на бронзовых роликах по внутренней поверхности трубы и на момент выхода из аппарата имела скорость 15 м/с. Запуск двигателя производился дистанционно, с помощью фала. Стандартный порядок пуска, позволявший избежать дополнительной нагрузки на аппарат за счет разбалансировки веса был следующим: левый боковой, правый боковой, левый центральный, правый центральный, центральный. Для использования аппаратов в случае отрицательной температуры воздуха они оборудовались устройствами обогрева.
Торпедные аппараты Mark 14 и Mark 15 управлялись с помощью двух директоров Mark 27. Они устанавливались на двух крыльях мостика, каждый директор обслуживался расчетом из 4 человек: офицера, дальномерщика, оператора и связиста.

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Пятитрубный торпедный аппарат Mark 14

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Схема заряжания и пуска торпедного аппарата Mark 14

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

USS Grayson (DD-435) с пятитрубными торпедными аппаратами

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Директор наведения торпед на эсминце USS Bristol (DD-453)

Трубные торпедные аппараты подводного пуска

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Размещение торпедных аппаратов HMS Polyphemus

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Размещение торпедных аппаратов HMS Polyphemus

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Аппараты подводного пуска на переоборудованном траулере

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Носовой торпедный аппарат барка USS Intrepid

Торпедные аппараты подводных лодок

за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть фото за счет чего движется торпеда в воде. Смотреть картинку за счет чего движется торпеда в воде. Картинка про за счет чего движется торпеда в воде. Фото за счет чего движется торпеда в воде

Торпедный отсек британской подводной лодки HMS Holland

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *