за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

Особенности турбинного способа бурения скважин

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном буренииТурбинное бурение скважин представляет собой вид вращательного бурения, где породоразрушающий инструмент вращается трубобуром – гидравлическим забойным двигателем. Применяется для композиционных материалов твердого и сверхтвердого характера. Турбобур подбирается в зависимости от типа бурения скважины:

Данный метод применяется для осуществления бурения нефтяных, разведывательных и газовых скважин, так как имеет свои преимущества:

К недостаткам можно отнести тот факт, что при высокой скорости уменьшается проходка долота. Для того, чтобы увеличить длину рейса, приходится снижать обороты. Тем не менее, характеристики турбин регулярно подвергаются изменениям, что повышает эффективность всей установки. В частности:

В целом, турбинное бурение активно применяется в добыче нефтяных, газовых залежей, а также в ряду других разведывательных и эксплуатационных скважин. Чаще всего этот способ применяется для бурения наклонных скважин.

Особенности турбинного режима

Равно как и любой другой способ, особенности турбинного режима бурения также существуют.

Основной задачей при проведении проектирования режима трубинного бурения является:

Кроме этого, исходя из типа грунта подбираются подходящие долота.

Их корректный выбор очень важен, так как от его правильности зависят показатели бурения качественного характера, а также количественный результат турбинного режима.

Турбинный способ бурения скважин, по сравнению с роторным, гораздо более эффективен, так как коэффициент передачи мощности от источника энергии к долоту в нем на порядок выше. Это позволяет ощутимо повысить производительность и, соответственно, ускорить некоторые этапы работы.

Допускает использование любых промывочных жидкостей, что также снимает определенные ограничения. С точки зрения безопасности, турбинное бурение несет меньшую опасность и менее вредит здоровью персонала.

Правильный подбор долот и режимов работ – это залог эффективного бурения. Крайне важно найти наиболее оптимальные характеристики, которые позволят максимально рационально задействовать как временные, так и топливные и энергетические ресурсы.

При турбинном режиме бурения грамотный подход играет решающую роль. В противном случае, данный способ может оказаться менее эффективным, чем роторный.

Технология турбинного бурения нефтяных скважин

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном буренииТурбинное бурение нефтяной скважины – один из наиболее эффективных способов провести забойные работы. В целом, сам принцип бурения ничем не отличается от других – точно также различные слои грунта бурятся с помощью соответствующих долот, а сам забой продувается или промывается.

Важно отметить, что осевая нагрузка на породоразрушающий инструмент подбирается в зависимости от твердости пород, однако частота вращения также должна корректироваться: чем тверже порода, тем меньше оборотов.

Так, турбинный способ бурения характерен тем, что его колона сама не вращается. Вместо этого она перенимает реактивный крутящий момент, производимый двигателем. По сути, такая колона служит средой передачи гидравлической энергии, которая и приводит в действие бур.

Различается и расположение забойного двигателя. Турбинный метод бурения подразумевает, что турбобур находится прямо над долотом и выполняет функции преобразователя гидравлической энергии в механическую. Первая появляется за счет потока бурового раствора, который проходит через все ступени гидравлической турбины.

Рабочие характеристики турбобура определяются:

В зависимости от режима бурения, различают следующие турбобуры:

Внутри секций могут находиться металлические составные или же цельнолитые турбины. Роме этого, присутсвуют резинометаллические опопры. Иногда они заменяются шаровыми.

Контроль за работой во время забоя производится с помощью манометра и индикатора веса. Важно следить, чтобы при постоянной подаче насосов в турбобуре перепад давления не менялся, или же менялся незначительно. Любые изменения, выходящие за пределы нормы, сигнализируют о возникновении неполадок в процессе работы. К примеру, повышение давления может провоцироваться засоренностью каналов турбины.

Гидравлическая турбина турбобура

Гидравлическая трубина является движущим узлом установки.Любая из её ступеней узла состоит из:

Для того, чтобы их лопатки меньше подвергались износу, их делают одинаковыми по профилю, но располагают их так, чтобы они были направлены в различные стороны.

Важно помнить, что необходимо постепенно понижать подачу буровых насосов для сохранения перепада давления в турбине.

Процесс бурения

Источник

Турбинное бурение

В выборе Q при турбинном бурении также меньше возможностей, чем при роторном бурении, так как основная часть создаваемого в насосах давления расходуется в турбобуре. Таким образом, расход Q является основным параметром, от которого зависят все остальные, и он должен быть достаточным, чтобы двигатель мог развить момент, необходимый для вращения долота при заданном значении Р д :

М≈k т (М уд Р д +М 0 ), (16.51)

Момент, необходимый для вращения, можно вычислить также по формуле

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.52)

Удельный момент определяется опытным путем (например, косвенно с применением турботахометра непосредственно при бурении скважин) либо по формуле

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.53)

Для трехлопастных долот М уд примерно на 35-50% больше, чем для долот типа С.

Значения М 0 при бурении вертикальных скважин в диапазоне изменения ρ б.р = 1200-5-1700 кг/м3 (по данным В.И.Курепина) можно определить из графика ( рис. 16.3 )

При турбинном способе бурения выбранный расход бурового раствора, кроме очистки забоя и выноса шлама, должен обеспечить работу турбобура с заданным для разрушения породы моментом.

При турбинном бурении расход (в м3/с), обеспечивающий необходимый момент, определяется из выражения

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.54)

При разбуривании продуктивных пластов желательно применять те турбобуры, для работы которых необходим возможно меньший расход Q, но не ниже вычисленного по формуле (14.8, а )

При бурении алмазными долотами значение Q выбирается из условия обеспечения нормальной работы турбобура. Рекомендуемые значения Q (в л/с) в зависимости от диаметра долота D (в мм) приведены ниже.

При использовании раствора с низким значение ρ б.р принимается наибольшее значение Q.

Знание Q необходимо для оценки процесса разрушения горных пород в его взаимосвязи с энергетической характеристикой турбобура.
Если значения расхода Q и давления на насосе р н остаются неизменными, то частота вращения и снижается с повышением пластичноста горных пород (т.е. с ростом моментоемкости) и напротив и повышается, если встречаются хрупкие и твердые породы.

Для расчета частоты вращения можно воспользоваться выражением

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.55)

Значения n х и М т определяются с учетом фактических характеристик для данного интервала бурения Q и ρ б.р по зависимостям

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.56), за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.57)

Данные для некоторых типов турбобуров приводятся в табл. 16.10.

Удельный момент на долоте по категориям твердости пород, Нм/кН

Характеристики М уд для долот, не указанных в табл. 16.11 находят методом интерполяции либо по зависимости

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(16.58)

Наибольшая частота вращения (в с-1) долот, вооруженных сверхтвердым материалом (алмазы, славутич и т.д),

n max =ω кр /πD, (16.59)

При таком выборе уменьшается дифференциальное давление на забое, а в ряде случаев и число буровых насосов.

Размер турбобура определяется диаметром скважины и должен быть, как правило, меньше его на 20 мм.

Источник

РЕГУЛИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТУРБОБУРА

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

С целью снижения частоты вращения вала турбобура, в первую очередь на холостом режиме, при сохранении прежних значений крутящего момента, т.е. для увеличения отношения Мт/nх, применяют различные способы регулирования характеристики турбобура. Рассмотрим основные из них, которые используются в опытных конструкциях турбобуров.

Клапанное регулирование. Наиболее эффективное регулирование характеристики турбобура, т.е. максимальное снижение nпри том же значении М,достигается при регулировании расхода жидкости, протекающей через лопатки турбин, с помощью клапанного устройства. При этом в зависимости от схемы забойного двигателя клапан устанавливается в бурильных трубах (при обычном турбобуре) или в полом валу турбобура. Последний вариант представляется наиболее целесообразным, так как часть бурового раствора при этом не сбрасывается в кольцевое пространство скважины над турбобуром, а суммируясь с основным потоком, поступает непосредственно на долото.

Клапанное регулирование применяется только при использовании турбины с уменьшающимся к тормозному режиму перепадом давления. При этом открытие клапана осуществляется автоматически, за счет изменения перепада давления на трубине, в зависимости от режима работы. На тормозном режиме клапан полностью закрыт и вся жидкость поступает на лопатки турбины. По мере разгона турбобура перепад давления увеличивается и через клапан сбрасывается все больше жидкости. Максимальное открытие клапана соответствует холостому режиму работы турбобура.

Частоту вращения на холостом режиме можно определить по формуле:

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.7)

Как видно из формулы (15.7), возможность максимального снижения попределяется значением а, которое для реальных турбин с уменьшающимся к тормозному режиму перепадом давления, например для А7НЧС, составляет 1,95.

Регулирование с помощью ступеней гидродинамического торможения. С целью снижения частоты вращения вала турбобура на холостом режиме применяют ступени гидродинамического торможения (ГТ). Ступени ГТ представляют собой плоскую решетку, профили статора и ротора которой наклонены к плоскости, перпендикулярной оси вала турбобура под одним углом. При вращении такой решетки в среде потока бурового раствора на роторе ступени ГТ возникает крутящий момент, пропорциональный частоте вращения и направленный в сторону, противоположную движению вала. Важной особенностью гидродинамического торможения является то, что при п = 0 крутящий момент на ступенях ГТ не возникает и, следовательно, тормозной момент турбины не уменьшается.

Результирующая частота вращения вала турбобура определяется по формуле

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.8)

Для современных конструкций плоских гидродинамических решеток торможения коэффициент φ = 0,9-1,0.

Перепад давления на ступенях гидроторможения практически не зависит от режима работы турбобура и определяется по эмпирической формуле:

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.9)

Для турбобуров диаметрами 240 и 195 мм, значение ξсоставляет 0,003 и 0,0065 соответственно.

Регулирование путем сочетания турбин разного типа. Этот способ заключается в сборке на одном валу турбобура разнотипных турбин, работающих при одинаковом расходе бурового раствора. Его следует применять в случае, когда в наличии имеются два типа турбин и более, каждый из которых в отдельности не удовлетворяет требованиям технологии бурения.

Так как характеристики турбин разные, то суммарный крутящий момент турбобура образуется в результате сложения моментов, развиваемых каждым типом турбин:

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.10)

где Мi крутящий момент, развиваемый турбиной i-го типа. Суммарный перепад давления:

Результирующая частота вращения на холостом режиме определяется из выражения:

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

В частности, если используются два типа турбин, то параметры результирующей энергетической характеристики определяются по формулам:

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.13)

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении(15.14)

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении
за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

Эффективность применения ступеней ГТ с такими турбинами значительно возрастает, что также объясняется наличием прогиба у линии момента этой турбины.

Источник

Нефть, Газ и Энергетика

Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам

Вращательное бурение скважин

При вращательном бурении разрушение породы происходит в результате одновременного воздействия на долото нагрузки и крутящего момента. Под действием нагрузки долото внедряется в породу, а под влиянием крутящего момента скалывает ее.

Существует две разновидности вращательного бурения – роторный и с забойными двигателями.

Следовательно, при роторном бурении углубление долота в породу происходит при движении вдоль оси скважины вращающейся бурильной колонны, а при бурении с забойным двигателем – невращающейся бурильной колонны. Характерной особенностью вращательного бурения является промывка

При бурении с забойным двигателем долото 1 привинчено к валу, а бурильная колонна – к корпусу двигателя 2. При работе двигателя вращается его вал с долотом, а бурильная колонна воспринимает реактивный момент вращения корпуса двигателя, который гасится невращающимся ротором (в ротор устанавливают специальную заглушку).

В настоящее время применяют три вида забойных двигателей – турбобур, винтовой двигатель и электробур (последний применяют крайне редко).

По мере углубления скважины бурильная колонна, подвешенная к полиспастной системе, состоящей из кронблока (на рисунке не показан), талевого блока 12, крюка 13 и талевого каната11, подается в скважину. Когда ведущая труба 15 войдет в ротор 16 на всю длину, включают лебедку, поднимают бурильную колонну на длину ведущей трубы и подвешивают бурильную колонну с помощью клиньев на столе ротора.

Затем отвинчивают ведущую трубу 15 вместе с вертлюгом 10 и спускают ее в шурф (обсадную трубу, заранее установленную в специально пробуренную наклонную скважину) длиной, равной длине ведущей трубы. Скважина под шурф бурится заранее в правом углу вышки примерно на середине расстояния от центра до ее ноги. После этого бурильную колонну удлиняют (наращивают), путем привинчивания к ней двухтрубной или трехтрубной свечи (двух или трех свинченных между собой бурильных труб), снимают ее с клиньев, спускают в скважину на длину свечи, подвешивают с помощью клиньев на стол ротора, поднимают из шурфа ведущую трубу с вертлюгом, привинчивают ее к бурильной колонне, освобождают бурильную колонну от клиньев, доводят долото до забоя и продолжают бурение.

Для замены изношенного долота поднимают из скважины всю бурильную колонну, а затем вновь спускают ее. Спуско-подъемные работы ведут также с помощью полиспастной системы.

При подъеме БК развинчивают на свечи и устанавливают их внутри вышки нижними концами на подсвечники, а верхние заводят за специальные пальцы на балконе верхового рабочего. Спускают БК в скважину в обратной последовательности.

Таким образом процесс работы долота на забое скважины прерывается наращиванием бурильной колонны и спуско-подъемными операциями (СПО)для смены изношенного долота.

Затрубное пространство цементируют или бетонируют. В результате устье скважины надежно укрепляется.

К окну в трубе приваривают короткий металлический желоб, по которому в процессе бурения буровой раствор направляется в систему емкостей 18 и далее, пройдя через очистительные механизмы (на рисунке не показаны), поступает в приемную емкость 22 буровых насосов.

Трубу (колонну труб) 7, установленную в шурфе, называют направлением. Установка направления и ряд других работ, выполняемых до начала бурения, относятся к подготовительным. После их выполнения составляют акт о вводе в эксплуатацию буровой установки и приступают к бурению скважины.

Пробурив неустойчивые, мягкие, трещиноватые и кавернозные породы, осложняющие процесс бурения (обычно 400-800 м), перекрывают эти горизонты кондуктором 4 и цементируют затрубное пространство 3 до устья. При дальнейшем углублении могут встретиться горизонты, также подлежащие изоляции, такие горизонты перекрываются промежуточными (техническими) обсадными колоннами.

Пробурив скважину до проектной глубины, спускают и цементируют эксплуатационную колонну (ЭК).

После этого все обсадные колонны на устье скважины обвязывают друг с другом, применяя специальное оборудование. Затем против продуктивного пласта в ЭК и цементном камне пробивают несколько десятков (сотен) отверстий, по которым в процессе испытания, освоения и последующей эксплуатации нефть (газ) будут поступать в скважину.

Сущность освоения скважины сводится к тому, чтобы давление столба бурового раствора, находящегося в скважине, стало меньше пластового. В результате создавшегося перепада давления нефть (газ) из пласта начнет поступать в скважину. После комплекса исследовательских работ скважину сдают в эксплуатацию.

Буровые работы должны выполняться с соблюдением законов об охране труда и окружающей природной среды. Строительство площадки под буровую, трасс для передвижения буровой установки, подъездных путей, линий электропередач, связи, трубопроводов для водоснабжения, сбора нефти и газа, земляных амбаров, очистных устройств, отвал шлама должны осуществляться лишь на специально отведенной соответствующими организациями территории. После завершения строительства скважины или куста скважин все амбары и траншеи должны быть засыпаны, вся площадка под буровую – максимально восстановлена (рекультивирована) для хозяйственного использования.

Источник

Эпопея российского турбобура

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

В июне нынешнего года исполняется 120 лет изобретению, которое еще на рубеже веков при благоприятном стечении обстоятельств могло обеспечить российской нефтяной промышленности мощный технологический рывок. В 1895 году департамент торговли и промышленности Министерства финансов выдал инженеру-технологу Кузьме Симченко привилегию № 5892 «на систему бурения кругловращательными машинами», где основу составлял ротационный гидравлический забойный двигатель. Однако внедрение этой инновационной идеи в буровое дело последовало только через несколько десятилетий — и уже в рамках нового государства, Советского Союза

Роторный гамбит

Внедрение технологии механического роторного бурения, при котором вращение долота вместе со всей колонной бурильных труб осуществлялось станком с поверхности, стало одним из знаковых событий на этапе промышленного переворота в нефтяной промышленности в начале ХХ века. До этого наиболее распространенным методом был ударно-канатный. Впервые новую технологию применили американские бурильщики на нефтяных промыслах Техаса в 1901 году, а его производительность удалось существенно повысить после изобретения спустя семь лет (также в Штатах) шарошечного долота.

В России впервые роторное бурение было применено на Апшеронском полуострове в 1911 году, когда подрядчик фон Габер использовал на промысле в Сураханах два станка производства американской Oil Well Supply Co. Они представляли собой несложные механические устройства, в которых осевое усилие создавалось дифференциально-винтовыми, цепными и рычажными системами от парового двигателя. Высокая производительность нового оборудования произвела впечатление на русских нефтепромышленников, и этому примеру последовали инженеры лидера российской нефтяной промышленности «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель», закупившие в США несколько роторных буровых станков, чуть позже к процессу подключились «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество», подрядная фирма «Молот» и другие.

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении В 1913 году на промыслах Апшеронского полуострова работало 20 роторных станков

В 1913 году на промыслах Апшеронского полуострова работало уже 20 роторных станков. Однако вскоре выявились и недостатки этого способа бурения, проявлявшиеся на больших глубинах. Главная проблема — большое отклонение ствола скважины от вертикали, в связи с чем обсадные колонны часто не доходили до проектной глубины. Это заметно приостановило развитие направления.

С установлением советской власти и национализацией отрасли в стране началась реализация госпрограммы технического перевооружения нефтяной промышленности. К 1929 году роторное бурение стало бесспорным лидером: 86,7% применения на Апшеронском полуострове и 73,2% — в Грозненском районе. Буровые станки уже оснащались гидравлической подачей и системами плавного регулирования частоты вращения. Изменения в конструкции оборудования и технологии бурения привели к более чем десятикратному увеличению скорости проходки и снижению себестоимости буровых работ. Однако параллельно с массовым внедрением роторного бурения на советских нефтяных промыслах начались испытания еще более прогрессивного способа бурения скважин, призванного стать открытием новой эпохи в развитии нефтяной промышленности. Ведущая роль в этом процессе принадлежала талантливому российскому инженеру-механику Матвею Капелюшникову.

Турбобур инженера Капелюшникова

Матвей Капелюшников окончил механическое отделение Томского технологического института в 1914 году и был приглашен на работу в британскую компанию «Бакинское общество русской нефти» на Апшеронском полуострове. Уже после национализации нефтяной промышленности, в начале 1922 года инженер Капелюшников был назначен заместителем начальника Технического бюро объединения «Азнефть», и с того времени основным направлением его деятельности стало совершенствование буровой техники. Занявшись исследованием проблем роторного бурения, вскоре он весьма точно определил существенный недостаток этого способа: при значительной длине масса колонны бурильных труб внушительна, и всю эту тяжесть двигатель-ротор, находящийся на поверхности, должен вращать только для того, чтобы сообщить движение небольшому долоту, разрушающему породу на большой глубине. Таким образом, на полезную работу идет лишь малая часть энергии, а большая пропадает бесполезно. Вращаются сами трубы, при этом их наружные стенки истираются от породы, а внутренние повреждаются песком, всегда имеющимся в глинистом буровом растворе, конструкция быстро изнашивается, ломается, скручивается и требует частой замены. Выходом из технологического тупика стала бы разработка надежного и высокопроизводительного забойного двигателя. То есть применение на практике идеи Кузьмы Симченко.

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

Турбобур конструкции Капелюшникова

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

Напряженная работа инженера Капелюшникова и его помощников Семена Волоха и Николая Корнева принесла необходимый результат: впервые в мировой инженерной практике была успешно решена задача создания работоспособного забойного двигателя — редукторного турбобура. Первая опытная конструкция весила около тонны. В цилиндрическом кожухе помещался двигатель — одноступенчатая турбина, приводимая в движение глинистым раствором, накачиваемым насосом через полости бурильных труб. Она была соединена с долотом через зубчатый редуктор, при помощи которого уменьшалось число оборотов долота.

Первую в мире скважину с использованием нового метода пробурили в 1924 году на Сураханском промысле — ее глубина составила около 600 м. Преимущества турбобура стали очевидны практически сразу: при бурении вращается только долото, а тяжелая колонна труб лишь перемещается вдоль скважины по мере ее углубления. Что, соответственно, значительно сокращает количество аварий, особенно при работе на больших глубинах. Сообщение о выдаче патента «на изобретение гидравлического аппарата для бурения скважин вращательным способом при неподвижных трубах» на имя инженера Матвея Капелюшникова было опубликовано в центральной печати 31 августа 1925 года с указанием, что действие патента распространялось от 15 сентября 1924 года на 15 лет.

Изобретение турбобура в СССР вскоре привлекло пристальное внимание иностранного инженерного сообщества. В 1928 году американский журнал Petroleum пригласил Матвея Капелюшникова выступить с докладом о турбобуре на Международной выставке нефтяного оборудования в Талсе (штат Оклахома). В то же время крупные нефтяные компании Standard Oil Company of New York и Texaco Inc. обратились к руководству советской внешнеторговой организации «Амторг» с просьбой продемонстрировать работу турбобура Капелюшникова на американских нефтяных промыслах. Пожелание заокеанских коллег было удовлетворено, и в США отправилась советская буровая бригада во главе с инженером Капелюшниковым и с двумя турбобурами редукторного типа. Показательное турбинное бурение скважины прошло недалеко от городка Эрлсборо, на промысле компании Texas Oil Co. В одних и тех же условиях, на глубине около 700 м, при подаче глинистого раствора 16,5 л в секунду турбобур показал скорость бурения на 60% выше, чем роторный станок, потребляя втрое меньше энергии.

Результаты работы буровой бригады инженера Капелюшникова на американских нефтяных промыслах произвели большое впечатление на мировое деловое и инженерное сообщество, и вскоре ряд зарубежных фирм предложил советским торговым представителям и непосредственно Матвею Капелюшникову продать лицензию на турбобур. Однако советское правительство предпочло самостоятельно совершенствовать технологию, оставляя за собой право исключительного пользования. Правда, вскоре работа зашла в тупик.

Шумиловский прорыв

Главным недостатком турбобура конструкции Капелюшникова было ограничение эффективной работоспособности оборудования всего несколькими часами, и средняя коммерческая скорость турбинного бурения значительно отставала от роторного бурения в тех же условиях. Высокая скорость течения бурового раствора между лопатками турбины вызывала интенсивный эрозионный износ ее проточной части. Низкой была и долговечность маслонаполненного зубчатого редуктора. Его трущиеся части от большого удельного давления и попадания глинистого раствора в картер двигателя сильно изнашивались, и их приходилось менять очень часто. Наработка на отказ турбобура в среднем не превышала 10 часов. Поэтому первый турбобур по основным технико-экономическим показателям все же уступал доминировавшему в то время роторному способу бурения.

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

Несовершенство оборудования привело к тому, что к началу 1930-х годов в СССР турбинное бурение стало терять сторонников среди практиков-буровиков и инженеров. Способствовал этому и очевидный прогресс в роторном бурении, которое благодаря применению мощных насосов, модернизации долот РХ («рыбий хвост») с наплавками из твердых сплавов существенно улучшило основные технико-экономические показатели. Изменить положение дел мог только технический прорыв. Этот прорыв обеспечила в первую очередь творческая группа специалистов Государственного исследовательского нефтяного института (ГИНИ) под руководством Петра Шумилова. Выпускника физико-механического факультета МГУ Шумилова сразу после получения им диплома, в 1928 году, на работу в ГИНИ пригласил академик Иван Губкин. Молодой инженер быстро прошел путь от научного сотрудника до заведующего отделом промысловой механики. В начале 30-х годов ХХ века Петр Шумилов принял активное участие в написании первого полного курса нефтяной гидравлики, который на долгие годы стал базовым учебником для специалистов-нефтяников. В этот же период он занялся главным делом жизни — созданием многоступенчатого турбобура.

Проанализировав работу турбобура Капелюшникова, Петр Шумилов пришел к принципиально новому в нефтяном машиностроении решению — применению многоступенчатой аксиальной турбины. На основании оригинальных теоретических исследований ученый разработал основные принципы теории безредукторного турбобура с многоступенчатой осевой гидравлической турбиной. Результаты этой работы стали основанием для создания в Баку «Экспериментальной конторы турбинного бурения» (ЭКТБ) во главе с самим автором новых подходов.

Реализацию концепции турбинного бурения Петр Шумилов видел в обеспечении максимальной мощности на долоте — забое. Итогом масштабной работы стала разработка конструкции многоступенчатого безредукторного турбобура Т6-150, первое испытание которого состоялось в 1935 году на Апшеронском полуострове на нефтепромысле имени Кагановича. Идеальной конструкция сразу не получилась: например, не была решена проблема надежности бурового долота на повышенных частотах вращения, необходимо было также решить ряд технологических задач, связанных и с режимами бурения, и с промышленным производством турбобура.

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении

В 1940 году коллектив ЭКТБ создал опытный образец турбобура Т10-100 с новой многоступенчатой турбиной, оснащенной одноярусным редуктором усиленного типа, обеспечивающим необходимое для бурения число оборотов непосредственно на валу. К началу Великой Отечественной войны турбобурами ЭКТБ было пробурено несколько опытных скважин на промыслах Азербайджана, Башкирии, Бугуруслана, что позволило найти технические решения, существенно повышающие надежность оборудования, оптимизирующие технологии его изготовления.

за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Смотреть картинку за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Картинка про за счет чего происходит вращение при турбинном бурении. Фото за счет чего происходит вращение при турбинном бурении Пермский машиностроительный завод в 1950-е был одним из центров серийного производства турбобуров

Дело Петра Шумилова достойно продолжили специалисты «Экспериментальной конторы турбинного бурения». В годы Великой Отечественной войны ЭКТБ было эвакуировано из Баку в Молотовскую (Пермскую) область. Здесь и произошло важное событие в истории отечественного бурового дела. На Краснокамском нефтяном месторождении под руководством главного инженера конторы Степана Аликина была разработана и успешно внедрена в производство технология наклонно-направленного турбинного бурения. Сложность бурения наклонных скважин на месторождении определялась необходимостью получать отклонение забоя на 400 м и более при глубинах скважин около 1 тыс. м, причем максимальная кривизна ствола пробуренных скважин должна была составлять В 1943 году 90% всех скважин в Прикамье были пробурены наклонно-направленным способом, что позволило уже в первом квартале года увеличить добычу нефти на 31%, повысить интенсивность бурения на 40%, производительность труда — на 24%. Успешный опыт наклонно-направленного турбинного бурения дал возможность пермским нефтяникам впервые в мире начать промышленное внедрение кустового бурения. При этом методе на одной площадке бурилось несколько наклонных скважин, забои которых направлялись в разные точки нефтяного пласта. Убедительный пример пермских нефтяников положил начало активному применению наклонно-направленного бурения в других районах «Второго Баку», что также решало и одну из серьезнейших проблем, замедлявших нефтедобычу в стране, — дефицита обсадных труб.

На месторождениях «Второго Баку»

После окончания войны в процессе создания новой топливно-энергетической базы страны — «Второго Баку», — Татарская и Башкирская АССР, Куйбышевская и Пермская области стали районами массового применения турбинного бурения, одновременно с которым активно проводились мероприятия по форсированию режима работы. Все это позволило увеличить коммерческую и механическую скорости проходки в раз и за 15 лет (с по объем буровых работ в стране вырос с 927 тыс. м до 6,7 млн м. За это время доля турбинного бурения выросла с 23% до 87%. Локомотивом процесса развития технологии стал Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по бурению нефтяных и газовых скважин (ВНИИбурнефть), созданный 28 февраля 1953 года. С первых дней своего образования ВНИИбурнефть активно включился в освоение новых месторождений Волго-Уральской нефтегазовой провинции. Новым достижением ученых стало создание секционного турбобура ТС-1, состоящего из нескольких самостоятельных корпусов и валов с насаженными на них турбинами. Корпуса секций соединялись между собой при помощи замковой резьбы. Валы секции были взаимно связаны конусными фрикционными муфтами, что позволяло полностью передать гидравлическую нагрузку верхнего ротора на пяту нижней турбины. Испытания турбобура на месторождениях в Башкирской АССР продемонстрировали рост механической скорости бурения на 20% почти при той же проходке на долото. Причем в связи с уменьшением количества прокачиваемой жидкости энергетические затраты на 1 м проходки снижались до 40%.

Для бурения скважин малого диаметра в институте ВНИИбурнефть были спроектированы и изготовлены малогабаритные трехсекционные турбобуры ТС4. К этому же периоду относится разработка коротких турбобуров Т122М2К для направленного бурения, преимущества которых быстро оценили нефтяники.

В 1957 году ВНИИБУРнефть был переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт буровой техники (ВНИИБТ), в институте появились два крупных научно-конструкторских подразделения — «Отдел турбобуров» и «Лаборатория высокомоментных турбобуров». Опытные образцы новых турбобуров изготавливались на «Экспериментальном заводе ВНИИБТ» в подмосковных Люберцах и «Опытном заводе ВНИИБТ» в Котово Волгоградской области. Серийным производством турбобуров, в свою очередь, занимались Кунгурский, Пермский и Павловский машиностроительные заводы в Пермской области. Качество, надежность и высокую производительность советских турбобуров по достоинству оценило и международное сообщество буровиков. В 1958 году на Брюссельской международной выставке турбобур ТС4-5 был удостоен серебряной медали. Вскоре лицензии на изготовление и применение нескольких типов турбобуров были проданы в США, Канаду, Великобританию, Францию, ФРГ, Бельгию, Японию.

В Сибирь

В начале 1960-х годов началось создание новой топливно-энергетической базы Советского Союза в Западной Сибири. Уже к 1970 году на территории Тюменской области было открыто более 80 нефтяных, газовых и нефтегазовых месторождений. Среди них были и крупнейшие в мире: Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское нефтяные месторождения, и Уренгойское, Медвежье, Заполярное — газовые. В крайне тяжелых природных и климатических условиях региона работать обычными методами было крайне сложно, а порой и невозможно. Начался поиск качественно новых подходов к эксплуатации техники, технологии, организации производства. Значимое место в этом процессе заняло и турбинное бурение. Например, в 1970 году бригада бурового мастера Михаила Сергеева, применяя форсированный режим при турбинном бурении, пробурила эксплуатационную скважину глубиной 1500 м с коммерческой скоростью 20 081 м/ст. — мес., что превысило средний показатель по Главтюменнефтегазу почти в семь раз.

14 апреля 1971 году в Западной Сибири впервые в стране было создано специализированное буровое объединение «ЗапСиббурнефть», что дало новый импульс развитию нефтедобычи в регионе. В числе основных направлений работы предприятия значилось и внедрение горизонтального и разветвтленно-горизонтального бурения с использованием турбобуров.

К этому времени в ВНИИБТ впервые в мире был разработан и испытан винтовой забойный двигатель, в котором в качестве рабочих органов был использован многозаходный винтовой героторный механизм. Свое применение в Западной Сибири и в других регионах нашли и секционные шпиндельные турбобуры 3ТСШ. Важная особенность их конструкции — принцип унификации, предусматривающий возможность использования в турбобуре турбин и опор любого типа соответствующего габаритного размера. Кроме того, в ВНИИБТ были разработаны турбобуры с высоколитражными турбинами точного литья 3ТСШ1-195 ТЛ, которые стали основным техническим средством, позволившим в СССР достичь наивысших скоростных показателей бурения скважин.

В 1980-е годы совершенствование техники и технологии турбинного бурения привело к появлению ряда новых направлений в конструировании турбобуров и соответствующих им технических средств. В целом к началу 90-х годов ХХ века в СССР с помощью турбинного бурения проходилось более 32 млн м скважин в год. Да и сейчас в России более 75% объема бурения ведется именно турбобуром.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *