заблокировалась карта водителя на тахограф что делать
Причины блокировки карты водителя
В этой статье мы рассмотрим основные причины, по которым блокируются карты водителя для цифровых тахографов. Если говорить в общем, основная причина блокировки карт водителя, это недостаточная информированность пользователей карт. Но обо всем по порядку.
Основные причины блокировка карт водителя
Карты водителя для тахографов с блоком СКЗИ предусматривают наличие PIN-кода. Это характерно только для этих устройств контроля режимов работы и отдыха. С завода они приходят в специальных конвертах (в таких же конвертах выдают банковские карты и SIM-карты сотовых операторов, не привязанных к номеру) внутри конверта кроме карты есть специальный листок на котором указан PIN-код. Именно этот конверт чаще всего теряется сразу. Карта водителя, это индивидуальный документ как права. И вся информация о ней должна быть у водителя, для которого эта карта изготовлена. Если на вашем предприятии Вам выдали только карту без конверта, требуйте его. Никто кроме Вас самих не будет заботиться о сохранности ваших данных. Не выбрасывайте конверт с PIN-кодом. Используйте карту водителя корректно. Если вы после трех попыток ввести PIN-код, ввели ещё и PUK-код, карта блокируется, разблокировка её в мастерской становиться невозможна. PUK-код вводить должны сотрудники мастерской, с активной картой мастерской.
Не вводите PUK-код самостоятельно.
Эта причина блокировки распространена не меньше чем ввод неправильного PIN-кода три раза. Внимательно изучите инструкцию к тахографу который у Вас установлен. Если её нет, ищите на нашем сайте или на сайте производителей есть подробные видео, где пошагово показано какие команды и в каком порядке вводить. Современные тахографы большинство операций выполняют в автоматическом режиме. И чего-то дополнительно, как правило вводить не нужно. Относитесь ответственно к вводу, команд в устройство, некорректный ввод команд, может заблокировать Вашу карту водителя. Не стоит бездумно «тыкать кнопки», думая, что прибор и сам все сделает. Тахограф с блоком СКЗИ, технически сложное устройство, предусмотренное для эксплуатации в тяжелых условиях (тряска, пыль). Но к сожалению, чаще всего этот прибор выходит из строя по вине неумелого установщика или неправильного использования. Второе случается чаще, пример из жизни, водитель сам рассказал, что нажимал на тахографе что-то что обычно всегда нажимал. Т.е. он не смог объяснить даже, какие именно команды он пытался ввести, просто нажимал на кнопки, прибор выдавал предупреждения на экране, подавал звуковой сигнал (пищал) в итоге выдал карту показал сообщение что карта водителя заблокирована. Естественно водитель, предъявил претензии к плохому качеству прибора, и был очень недоволен тем что ему сказали. Что именно его действия привели к блокировке карты.
Не часто встречающаяся причина блокировки карты, но предостеречь от подобных действий необходимо. Ответственный водитель, зная о том, что информацию с карты необходимо считывать не реже, одного раза в 28 дней, принес свою карту механику на предприятии где трудиться. Механик ответственный за выпуск автомобилей на линию, используя не лицензионное ПО (скаченное где-то на просторах интернета) попытался осуществить считывание информации. Его действия привели к блокировке карты. На сайте производителей тахографов, бесплатно можно скачать лицензионное программное обеспечение, которое позволит корректно считать информацию с карты водителя и не заблокирует её в итоге.
Все перечисленные случаи блокировки, необратимы. После такой блокировки разблокировать карту водителя в мастерской уже нельзя. Её остается только пере выпустить.
Следуя простому алгоритму можно избежать блокировки карты водителя и выхода из строя прибора. При начале рабочей смены, водитель вставляет свою карту водителя в тахограф, после этого устройство просит водителя (отображает на экране) ввести PIN-код. Водитель вводит корректный PIN-код, который должен быть в конверте вместе с которым ему должны были передать карту водителя. Водитель совершает перевозку груза или пассажиров. Как правило, когда наступает время отдыха, тахограф об этом водителю напоминает. Водитель останавливается и отдыхает положенное ему время. Прибор автоматически при остановке автомобиля, переключается в режим отдых. Ничего с устройством в этот момент делать не нужно. Никаких команд вводить не нужно. Карту на время отдыха тоже вытаскивать не нужно. Ничего страшного в этом случае не произойдет, просто при повторном использовании кроме PIN-кода, нужно будет выбрать в меню продолжение смены. После завершения поездки, доставки груза, вытаскивая карту водителя из цифрового тахографа, вы тем самым завершаете смену. Информация о поездке будет сохранена на карте и в приборе контроля режимов работы и отдыха. Вот в общем и все рекомендации.
Если Вы все делали правильно, но карта все-таки заблокировалась, звоните нам мы подскажем как Вам лучше поступить, чтобы в короткие сроки вернуть карту в рабочее состояние.
Самые часто задаваемые вопросы по картам для тахографов
В данной статье собраны ответы на самые распространенные вопросы по картам для тахографов:
1. Можно ли устанавливать карту водителя во второй слот при пустом первом слоте?
Нет. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 №36 «Об утверждении требований к тахографам» тахограф регистрирует режим «Управление» только для карты водителя, которая установлена в левый слот тахографа, тогда как карта второго водителя, не занятого вождением, вставляется в правый слот. Если второй водитель сменяет первого за рулем, то им необходимо переставить карты. Если водитель едет один и вставил карту во второй (т.е. в правый) слот, то тахограф выдаст ошибку «Езда без карты» и данные не будут записываться. Нарушение данного правила может повлечь наложение административного взыскания.
2. Нужно ли считывать информацию с тахографа, если регулярно считываются данные с карт водителей?
Для тахографов СКЗИ – нет. Считывание информации из памяти европейских тахографов (согласно ЕСТР) должно производиться 1 раз в 90 дней. Но документов, которые бы обязывали периодически выгружать данные из памяти российских тахографов, нет.
Единственное требование к тахографам с блоком СКЗИ: после утилизации устройства владелец ТС должен хранить информацию, считанную из памяти тахографа, в течение одного года (Приказ 36, приложение 3, пункт 13.10). При этом выгрузить данные и передать их ему должна мастерская (Приказ 36, приложение 4, пункт 11.1).
Ознакомиться с нашими советами по эксплуатации тахографов вы можете в статье «Как правильно пользоваться тахографом: правила, инструкции, рекомендации»
3. Может ли один человек владеть несколькими картами водителя?
Нет. У каждого водителя должна быть своя индивидуальная уникальная карта. По закону РФ один человек, управляющий транспортным средством, не может иметь более одной карты одного типа. В Приказе №36 об этом сказано так: «Водителю передается одна карта водителя» (приложение 3, пункт 5). В Приказе №145 также зафиксировано это правило: «лицу, претендующему на выдачу карты водителя, выдается только одна карта такого типа» (пункт 5).
4. В каких случаях и сколько дней можно водить автомобиль без карты водителя?
Передвигаться без карты можно не более 15 дней, если она перевыпускается по причине неисправности, утери, кражи. Управлять ТС сверх этого срока без карты в данных ситуациях разрешается, когда необходимо возвратить автомобиль на базу (Приказ №145, п.23). На случай проверок ГИБДД или Ространснадзора водитель должен предъявить справку о том, что карта находится в процессе замены. Этот документ можно запросить в организации, которая занимается переоформлением вашей карты. В Приказе №36 (приложение 3, пункт 11) сказано, что в случае неисправности, утери или кражи, водитель должен сделать запрос на замену карты водителя в течение семи календарных дней. При этом, работая без карты, водителю нужно в конце каждой смены распечатывать из памяти тахографа информацию о режимах работы и отдыха, вручную вносить в чеки личные данные и заверять распечатку своей подписью.
При первичном оформлении карты подобные поблажки не допускаются. Когда же срок действия карты истекает (через 3 года), её владелец должен направить заявление на выдачу новой карты не позже, чем за 15 дней до финальной даты. А организация, занимающаяся оформлением карт, должна обеспечить замену старой карты на новую в течение пяти дней с момента поступления заявления от водителя (Приказ №145, пункт 22). Но в реальности изготовление карты может занять более длительное время. Поэтому лучше как можно раньше приступать к переоформлению карты, а если процесс затягивается, запастись подтверждающими документами и надеяться на понимание надзорных органов.
5. Какой срок действия у карт водителя, мастерской, предприятия и какова их стоимость?
3 года для карт водителя и для карт предприятия, 1 год для карт мастерской. По истечении этих сроков карты считаются недействительными.
Стоимость определяется организациями-изготовителями (ФГУП «НТЦ «Атлас», АО «НТЦ «СПЕЦПРОЕКТ», ПАО «Микрон», ООО «ИНВЕНТА», ООО «ИКЦ Транспортные Технологии»). К этому добавляются затраты на услуги компаний, осуществляющих оформление и выдачу карт. Поэтому итоговая стоимость может везде отличаться. Уточняйте информацию в компаниях своего региона. Список аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте ФБУ «Росавтотранс».
6. Нужно ли менять карту при смене водительского удостоверения?
Нет. Согласно пункту 21 Приказа Минтранса РФ №145: «В случае замены водительского удостоверения в течение срока действия карты замена карты водителя не производится».
7. На какой срок выдается новая карта водителя в случае, если срок действия старой ещё не закончился?
Если до конца срока использования старой карты остается больше полугода, то срок действия карты, выдаваемой взамен, будет таким же, как у предшествующей карты. Но если до истечения срока эксплуатации старой карты остается менее шести месяцев, то новая карта будет оформлена на новые три года (Приказ №145, пункт 26).
8. Когда можно и когда нельзя извлекать карту водителя?
Карту нельзя извлекать из тахографа во время движения ТС. Но её можно изымать во время остановок в течение смены, например, уходя на обед или по требованию ГИБДД. Правда, при каждой очередной вставке карты в слот тахографа нужно вручную с помощью кнопок меню зафиксировать информацию о своих действиях в период её отсутствия. В конце рабочей смены водитель обязан извлекать карту из тахографа (Приказ №36, приложение 3, пункт 9.3).
9. Какой будет штраф, если не считывать информацию с карты водителя?
Для должностных лиц – от 7 до 10 тыс. руб; для юрлиц – от 20 до 50 тыс. руб.; для ИП – от 15 до 25 тыс. руб; для водителя – от 3 до 5 тыс.руб. Если водитель не является собственником ТС и работает по найму, то штрафы ему не грозят, потому что обязанность выгружать каждые 28 дней данные с карт возлагается именно на владельцев транспорта (Приказ №36, приложение 3, пункт 13).
Несоблюдение требований по считыванию данных с карт водителя считается нарушением правил эксплуатации тахографа. Штрафы за это прописаны в Статье 11.23 КоАП.
10. Несут ли должностные и юридические лица ответственность за нарушение правил эксплуатации карты водителя?
Да. Как уже разъяснялось в предыдущем ответе, правила эксплуатации карты включают обязанность владельцев транспорта выгружать данные каждые 28 дней. Эти и другие требования к владельцам ТС перечислены в Приказе №36 (приложение 3, пункт 13). За нарушение требований должностные лица, юрлица и индивидуальные предприниматели могут получить штраф. Непосредственно во время управления автомобилем ответственность за правильное использование карты лежит на водителе.
11. Когда требуется замена карты?
В первую очередь, карту водителя для тахографа необходимо переоформлять каждые 3 года по истечении срока её действия. Внеплановая замена потребуется, если карта утеряна, украдена, сломана (содержит дефекты, делающие её эксплуатацию невозможной). Также карту потребуется переоформить при изменении ФИО и места жительства, которые указывались при выдаче.
Карту для тахографа не нужно менять:
× при смене водительского удостоверения;
× при смене работодателя.
12. Может ли получить российскую карту для тахографа СКЗИ лицо с зарубежными водительскими правами?
Да. В Приказе №145, который регулирует порядок выдачи карт для тахографов, нет запрета на выдачу карт лицам с зарубежными правами, а также с гражданством других государств. Однако в документе есть отдельное требование, о котором надо знать в таких случаях. Карта водителя выдается физлицам, проживающим на территории РФ в течение не менее 185 дней каждого календарного года (Приказ №145, пункт 5).
Однако, в соответствии с Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ, с 01 июня 2017 года вступил запрет на допуск к управлению автомобилем водителей на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением ТС.
13. Что делать, если тахограф не принимает или не распознает карту?
Проверить работоспособность и карты, и тахографа. Для проверки карты нужно проверить её на другом тахографе. Если карта снова не читается, то наверняка она повреждена и её нужно заменить. Если карта воспринимается на другом тахографе, то следует проверить первый тахограф, попробовав в него вставить карты других водителей. Проблема со считыванием любых других карт будет свидетельствовать о том, что нарушена работоспособность самого тахографа. В таком случае оборудованием должны заняться специалисты мастерской.
14. Кто должен оплачивать выпуск карты и кому она в итоге принадлежит: водителю или работодателю?
Карта однозначно принадлежит водителю. Оплачивать расходы должен работодатель. В соответствии с российскими законами, владельцы транспорта N2, N3, M2, M3 обязаны не только устанавливать тахографы, но и обеспечивать их функционирование. Карта является неотъемлемым компонентом тахографического контроля, без неё работодатель не сможет соблюдать требования к эксплуатации тахографа и положения о режимах труда и отдыха водителей. Поэтому руководство автопарка должно брать расходы по оформлению карт на себя и не имеет права требовать с водителя возмещения затрат. Но карта оформляется на конкретное физическое лицо и принадлежит исключительно ему. Следовательно, работодатель не вправе её удерживать при увольнении водителя, так как формально лишит его возможности продолжать работу в другой организации.
15. Может ли один водитель передавать свою карту для работы другому водителю?
В этом нет смысла. Карта выдаётся конкретному водителю, содержит его персональные данные (в памяти и на внешней стороне), используется для контроля именно его действий. Если картой пользуется человек, которому она не принадлежит, работодатель не сможет проконтролировать его режимы труда и отдыха. В свою очередь, уполномоченные сотрудники госорганов не смогут проверить, выполняет ли конкретный водитель требования по использованию тахографов и соблюдаются ли в автопарке по отношению к нему нормы времени управления ТС и отдыха. При отсутствии таких сведений штрафы могут быть выписаны всем, кто перечислен в Статье 11.23 КоАП (водитель, должностное лицо, юрлицо, ИП). Пусть даже формально в Приказе №36 нет запрета на использование карты одного водителя другим водителем, тезис о том, что персональной картой должен пользоваться её владелец, прослеживается на всём протяжении документа. И рассматривая факты поездок по чужой карте, суд, скорее всего, согласится с претензиями ГИБДД и Ространснадзора.
16. Какие документы нужны для оформления карты? Требуется ли ходатайство с работы?
Нет, ходатайство не требуется. С декабря 2019 года в перечне документов, прикладываемых к заявлению на выдачу карты, больше нет справки с места работы. Это связано с тем, что теперь карты оформляются на физлиц и вместо адреса предприятия на них указывается адрес водителя.
Для оформления карты требуется заполнить заявление (актуальный образец вы можете скачать на этой странице сайта ФБУ «Росавтотранс») и приложить к нему документы, перечисленные в пункте 10 Приказа №145 и упоминаемые в самой форме заявления:
1. Копия основного документа, удостоверяющего личность.
2. Копия водительского удостоверения.
3. Копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).
4. Копия свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе на территории РФ (ИНН).
5. Справка об утере или краже карты (при замене карты водителя).
6. Копия ранее выданной карты водителя (если имеется).
7. Надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов (для иностранных граждан).
Также пакет документов должен включать: 1. Заявление о присоединении к регламенту удостоверяющего центра. 2. Заявление на регистрацию пользователя удостоверяющего центра и формирование сертификата ключа проверки. 3. Доверенность на получение ключей и сертификата ключа подписи.
17. Можно ли эксплуатировать карту для тахографа СКЗИ в тахографе ЕСТР и наоборот?
Нет. Вернее, это не имеет смысла. Карта СКЗИ предназначена только для тахографа СКЗИ. Карта ЕСТР предназначена только для тахографа ЕСТР. Если карта вставлена в слот тахографа, который не соответствует её типу, устройство сообщит о вводе недействительной карточки, либо просто её не распознает. В любом случае далее тахограф будет фиксировать движение без карты, что будет считаться нарушением требований по эксплуатации и приведёт к штрафам.
Как разблокировать карту водителя для тахографа
При блокировке тахокарты или ошибке считывания возникает вопрос — как разблокировать карту водителя для тахографа без посторонней помощи. Чтобы не тратить время на ненужные действия, а быстрее вернуть карточку в рабочее состояние, стоит заранее продумать, как поступать в такой ситуации.
В статье разберёмся, как разблокировать карту для тахографа, почему она вообще может быть не принята контрольным устройством и что предпринять, если стандартные рекомендации не помогают. При этом стоит иметь в виду, что с проблемой не всегда можно правиться самостоятельно — иногда придется обращаться в организацию, которая занимается выпуском карт и их активацией.
Почему тахограф не распознает карту?
Для работы с цифровыми контрольными устройствами — тахографами — водитель должен использовать индивидуальную топографическую карту. На электронном чипе такой карты записан уникальный ключ, который обеспечивает идентификацию и открывает доступ к функционалу.
В некоторых ситуациях тахограф не считывает карту, или полностью блокирует ее (т.е. электронный ключ не может быть использован и с другими контрольными приборами). Для блокировки карточки может быть несколько причин:
Во всех этих ситуациях есть общее — управлять транспортным средством, оснащенным тахографом, не получится. Поэтому нужно разблокировать карту тахографа — и только потом выходить в рейс, иначе штраф при проверке сотрудниками ГИБДД или других контролирующих органов неминуем.
Еще одна ситуация связана с попыткой использовать карточку СКЗИ с тахографом ЕСТР или наоборот. Такие электронные ключи не совместимы, потому ошибка обнаруживается довольно быстро (внешне у карт обоих типов достаточно отличий).
Расшифровка служебных сообщений тахографа
Чтобы выбрать оптимальную схему действий при блокировке карты, водителю нужно изучить служебные сообщения тахографа. У разных моделей они сформулированы по-разному, но разобраться в их значениях несложно:
Снятие блокировки по PIN-коду
Ситуация, когда причиной блокировки карточки становится неправильный ввод PIN-кода — одна из самых простых. Если водитель вовремя разберется в причине блокировки, то он сможет самостоятельно снять ее, используя PUK-код. Этот код поставляется вместе с картой, и хранится у водителя. Желательно держать его в машине — тогда в нужный момент разблокировать карту водителя можно будет за несколько минут без посторонней помощи.
Увы, ситуация, когда водитель 3 раза вводит неверный PIN, а PUK утерян — тоже не редкость. В этом случае чтобы восстановить пин код карты водителя нужно обратиться в организацию, которая выпустила карту тахографа. Это может сделать:
При этом предоставляются паспортные данные водителя, и организация высылает код для разблокировки. Используя его, можно восстановить работоспособность карточки — и дальше пользоваться ею без ограничений.
Что можно сделать если карта заблокирована?
Если карточку для тахографа не получается использовать по другим причинам, то самостоятельно справиться с задачей не получится. В любом случае придется обращаться в организации, которые работают с криптографическим оборудованием и имеют на это лицензию:
Если же карта водителя для тахографа перестала считываться в ходе рейса, прерывать его не обязательно. Действующие нормативы разрешают продолжать поездку в течение 15 дней (не более). При этом водитель обязан самостоятельно фиксировать временные интервалы на бумажной ленте, заверяя подписью каждую запись.
С другой стороны, это не касается использования карт водителя с истекшим сроком действия. Если указанный период подходит к концу, то нужно запланировать перевыпуск карточки — иначе любая проверка закончится штрафом.
Куда обратиться для снятия блокировки?
Если самостоятельно решить проблему с блокировкой не получилось, вы можете обратиться в нашу компанию. Опыт решения таких проблем у нас достаточно большой — потому в большинстве случаев мы может быть действительно полезны.
Нам можно поручить:
Ситуации с блокировкой карт или ошибками при их считывании — не редкость. Они могут быть неприятными и стать причиной серьезных задержек в работе. Вот почему к ним нужно быть готовыми и знать, что следует предпринять.
Как разблокировать карту водителя
Искать ответ на вопрос о том, как разблокировать карту водителя, обычно начинают уже после ее блокировки. Тахограф может не принимать карточку по разным причинам, и для разных случаев алгоритм действий будет отличаться.
Чтобы такая ситуация не поставила в тупик, водителю стоит заранее разобраться, почему карта блокируется тахографом, и как ее разблокировать своими силами. Также полезно знать, куда можно обратиться, если самостоятельная разблокировка невозможна.
Причины блокировки карты водителя для тахографа
Индивидуальная карта водителя, оснащенная электронным чипом, содержит уникальный цифровой ключ для идентификации держателя. При установке в гнездо тахографа и активации карты записанная на носителе информация позволяет определить, кто именно в текущий момент управляет транспортным средством.
Самая распространенная причина блокировки — неправильный ввод PIN-кода водителем. Если 3 раза вести неверный код, карточка будет заблокирована самим тахографом: это — одна из мер защиты от ее использования третьими лицами. Чаще всего так блокируются карты в экипажах из двух водителей: шофер случайно устанавливает в прибор карточку напарника, вводит свой PIN-код, повторяет это несколько раз — и после этого карту нужно разблокировать.
Кроме ошибок с вводом PIN-кода тахограф может не считывать карту из-за:
Последствия блокировки карты тахографа
Основная причина, по которой водители интересуются, как разблокировать карту тахографа, связана с запретом на эксплуатацию бортового контрольного прибора без карточки. Если не активировать цифровой ключ перед началом смены, то информация будет зафиксирована некорректно, а нарушение обязательно отобразится в отчете тахографа. Как следствие — при любой проверке это будет обнаружено, и к водителю будут применены штрафные санкции.
Исключение ровно одно — блокировка карты по техническим причинам (не в результате истечения срока службы) в ходе рейса. В этой ситуации у водителя есть время для окончания рейса и возвращения на базу. Режим работы при этом водитель фиксирует сам — используя рулон бумаги для тахографа.
Может ли водитель сам разблокировать карту?
Ситуация с неправильным вводом PIN-кода — не только самая распространенная, но еще и самая простая для разблокировки силами самого водителя. Если причиной блокировки стала невнимательность или плохая память, то восстановить работоспособность карточки можно всего за несколько минут. Для того, чтобы разблокировать чип, достаточно:
Основная сложность описанной ситуации заключается в том, что конверт с документами (а значит, и с PUK-кодом, без которого тахокарту разблокировать не получится) с собой возят не все. Но даже в этом случае можно найти PUK, позвонив домой или на работу — то есть туда. Где этот конверт может храниться. Все равно это будет гораздо быстрее, чем снятие блокировки другими способами.
Кто может разблокировать карточку тахографа
Если PUK-код утерян безвозвратно, или же карта не принимается тахографом по другим причинам, своими силами справиться с задачей не получится. Придется обращаться в специализированную организацию, которой можно поручить:
В обоих случаях нужно собрать и предоставить полный пакет документов, необходимых для изготовления электронного чипа. Срок производства может достигать 15 дней с момента приема заявления.
Если же тахограф заблокирован исправную и не просроченную карточку, то можно получить код для снятия блокировки. Для этого в компанию, которая занимается выпуском тахокарт, обращается либо сам держатель карточки, либо представитель организации, которая заказывала выпуск. После подачи заявления на завод подается запрос на выдачу новых PIN и PUK. После того, как информация будет предоставлена изготовителем, данные передаются водителю, который может их использовать и разблокировать карточку.
Сроки передачи данных заводом-изготовителем зависят от нескольких факторов. Если вы заинтересованы в скорейшей разблокировке — поручить ее можно нашей компании. Мы:
В любом случае до того, как вы сможете разблокировать карту — самим или поручив это нам — эксплуатировать транспортное средство, оборудованное тахографом, не стоит под угрозой штрафов.