забрюшинная лимфаденэктомия что это такое при онкологии
Лимфаденэктомия
Лимфаденэктомия (лимфодиссекция, удаление лимфатических узлов) означает оперативное удаление лимфатических узлов, которое производится, как правило, в рамках резекции злокачественной опухоли c диагностической и/или терапевтической целью.
Когда и как выполняется лимфаденэктомия при различных онкологических заболеваниях:
Во всех случаях лимфаденэктомия дает важную информацию относительно стадии опухоли и прогнозе лечения.
Терапевтический эффект лимфаденэктомии
Сегодня можно утверждать, что сопутствующая лимфаденэктомия улучшает прогноз лечения при таких видах рака как:
Биопсия сторожевых узлов
В настоящее время перед проведением радикальной диссекции лимфатических узлов проводится так называемая биопсия сторожевых узлов. Сторожевыми называют первые узлы на пути распространения опухоли по лимфатических протокам. Сторожевой узел служит своеобразным индикатором, если он не поражен опухолью, это означает что вероятность ее распространения в следующие лимфатические узлы ничтожно мала. Однако в случае поражения сторожевого узла, выполняется радикальное удаление лимфатических узлов.
Перед проведением биопсии сторожевых узлов, проводится их маркировка красящим или радиоактивным вещевом и помощью сцинтиграфии лимфатических узлов определяется их точное месторасположение.
Способы проведения лимфаденэктомии
Как правило, лимфаденэктомия проводится во время основной операции опухоли. Однако, в случае отдельного оперативного вмешательства процедура может быть проведена миниинвазивно, например, лапароскопически.
Возможные последствия лимфаденэктомии
Наиболее частым осложнением лимфаденэктомии является лимфостаз – застой жидкости в межклеточных пространствах, который вызывается плохим оттоком лимфы по лимфатическим сосудам. Чем больше лимфатических узлов удалено, тем выше риск возникновения лимфостаза.
Лимфаденэктомия — метод диагностики и лечения рака
Лимфаденэктомия – это хирургическое удаление одной или нескольких групп лимфатических узлов. Эта процедура чаще всего выполняется при раке. Лимфаденэктомия может быть 2 видов:
Когда и зачем выполняется лимфоденэктомия?
При этих видах рака своевременное удаление пораженных лимфатических узлов может предотвратить дальнейшее распространение опухоли и привести к полному излечению пациента.
Виды лимфаденэктомии при разных онкологических заболеваниях
Чаще всего при раке выполняются следующие хирургические вмешательства по удалению лимфоузлов:
Что такое биопсия сигнальных лимфоузлов?
Современные онкологи могут прогнозировать, в какие лимфоузлы прежде всего попадут раковые клетки при метастазировании опухоли. Лимфатические узлы, которые первыми окажутся на пути раковых клеток, называют сигнальными. Поэтому при некоторых видах рака хирург удаляет сигнальные лимфоузлы, которые исследуются на наличие раковых клеток. Эта процедура называется биопсией сигнальных лимфоузлов.
Получить консультацию бесплатно
Что дает биопсия сигнальных лимфоузлов при раке молочной железы?
Биопсия сигнальных лимфоузлов в корне изменила тактику хирургического лечения многих видов рака. Она позволила сохранить лимфатические узлы у пациентов с отрицательными результатами этого анализа. Это коснулось прежде всего рака молочной железы. Раньше при этом заболевании даже на ранних стадиях «для профилактики» удалялись подмышечные лимфоузлы. Это приводило к серьезному осложнению – лимфостазу. Из-за сильнейшего отека руки женщина зачастую не могла выполнять даже простейшие действия по самообслуживанию и фактически становилась инвалидом.
По данным статистики, биопсия сигнальных лимфоузлов позволяет избавить от неоправданного удаления лимфатических узлов 65% пациенток со 2-й стадией карциномы молочной железы.
Зачем и как проводится биопсия сигнальных лимфоузлов при меланоме?
При меланоме биопсия сигнальных лимфоузлов выполняется прежде всего для точного определения стадии заболевания и риска метастазирования опухоли.
В развитых западных странах биопсия сигнальных лимфоузлов входит в стандартную программу диагностики меланомы и широко используется для определения тактики лечения.
ЗАБРЮШИННАЯ ЛИМФАДЕНЭКТОМИЯ
История пациента
Вместе с женой мы приехали в Москву на прием к Матвееву. Жили в гостинице на территории онкоцентра Блохина. Всеволод Борисович посмотрел все мои медицинские документы, свой график операций и госпитализаций и назначил мою госпитализацию на 7 июля. Я получил на руки подтверждающий документ, и мы с женой вернулись домой. В Казани при Минздраве Республики Татарстан я получил направление на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Это направление позволяло не только получить бесплатную помощь в онкоцентре в Москве, но и давало право бесплатного проезда на поезде (кроме скорых и фирменных) до места лечения и обратно.
На госпитализацию в онкоцентр Блохина в Москву я поехал с братом. Сопровождение было необходимо, поскольку сам я был еще слаб, и даже с чемоданом и сумками нужна была помощь. Госпитализировался день в день, но операция отложилась на две
недели. Сначала нужно было время для запаса необходимой для операции донорской крови (был риск открытого кровотечения в момент операции), потом я внезапно простудился.
Операцию мне делали 22 июля. Во время операции был поврежден кишечник, потребовалась консультация оперирующего врача абдоминальной хирургии, которого вызвали в момент моей операции. Кишечник мне подшили. Поскольку операция прошла с осложнением, десять суток я не ел, только поддерживающие капельницы — физраствор, глюкоза. Также первые десять дней практически не вставал. Потом были перевязки, сдавал анализы крови, в том числе на маркеры. Показатели маркеров были повышены, поэтому решено было провести два курса закрепляющей химиотерапии, которую проводить сначала не планировали.
Выживаемость пациентов с забрюшинной лимфаденопатией после циторедуктивных операций и химиотерапии
Эффект от лечения всегда должен превышать возможные риски, связанные с лечением. Особенно остро этот тезис стоит при лечении онкологических больных.
Для его соблюдения у пациентов с канцероматозом, развившемся на фоне колоректального рака, L. R. van der Werf и его коллеги провели многоцентровое ретроспективное исследование по результатам лечения данных пациентов с визуализированной на КТ ретроперитонеальной лимфаденопатией.
Одним из основных методов лечения у пациентов с канцероматозом является проведение циторедуктивной операции с последующим введением в брюшную полость химиопрепаратов, нагретых до 41°C, так называемая гипертермическая внутрибрюшинная химиотерапия (HIPEC).
При отсутствии лечения медиана выживаемости у данных пациентов составляет около 6 месяцев. А при выполнении циторедуктивной операции и гипертермической внутрибрюшинной химиотерапии (CRS-HIPEC) некоторыми исследователями указывается медиана выживаемости до 48 месяцев.
Однако данные манипуляции связаны рисками развития тяжелых осложнений, таких как образование межкишечных свищей и несостоятельность анастомозов. Особенно это касается пациентов с внерегионарными метастазами. Сюда же относятся и пациенты с визуализированной забрюшинной лимфаденопатией, поэтому этим пациентам могут отказывать в проведении CRS-HIPEC, ссылаясь на неудовлетворительные результаты лечения. Чаще всего для диагностики забрюшинной лимфаденопатии используется КТ или ПЭТ-сканирование, так как доступ для биопсии затруднен. Но увеличение забрюшинных лимфатических узлов не всегда является точным критерием метастазирования их. Это может быть воспалительный ответ на опухоль или инфекцию. Таким образом, целесообразность исключения данных пациентов для проведения CRS-HIPEC является дискутабельной.
По данным исследования у 25 пациентов из 401 (6,1 %) наблюдалась лимфоаденопатия забрюшинных лимфатических узлов на предоперационной КТ-томографии. В группе с лимфаденопатией одно-, трех- и пятилетняя выживаемость составила 80 %, 59 %, 38 %, а без — 90 %, 50 %, 36 %. Медиана общей выживаемости составила 47 месяцев у группы без поражения лимфатических узлов против 35 месяцев с поражением (p=0,70), а медиана безрецидивной выживаемости составила 15 месяцев против 14 (p=0,81), причем статистически значимо группы не различались между собой. При многофакторном анализе забрюшинная лимфаденопатия не оказывала существенного влияния на выживаемость.
Методика лапароскопической радикальной нефрэктомией с лимфаденэктомией
Видео операции по данной методике проф. Пучкова Вы можете посмотреть здесь
При выполнении радикальной нефрэктомии с использованием лапароскопического доступа выделяем следующие этапы операции:
1. Лапароскопический доступ, ревизия органов брюшной полости, установление операбельности.
2. Обнажение магистральных сосудов, а также сосудов почки (удаляемая паравазальная клетчатка с лимфатическими узлами направляется на плановое гистологическое исследование) – расширенная лимфаденэктомия. Прошивание почечных артерии и вены.
3. Мобилизация и удаление почки с паранефральной клетчаткой и фасциями единым блоком.
4. Дренирование ложа, ушивание раны (через которую удален макропрепарат) и троакарных отверстий.
Таким образом, этапы радикальной нефрэктомии с использованием лапароскопического доступа отличаются от открытого удаления пораженного органа лишь оперативным подходом.
Для выполнения лапароскопических оперативных вмешательств на почках мы используем 5 доступов (рис. 1): 4 по 10 мм и 1 – 5 мм.
Рис.1. Расположение портов при лапароскопических вмешательствах по поводу рака почки: а – опухоль слева, б – справа.
Рис. 2. Мобилизация левой половины ободочной кишки.
Рис. 3. Пересечение селезеночно-ободочной связки аппаратом «LigaSure».
Рис. 4. Мобилизация правых отделов ободочной кишки.
Рис. 5. Регионарная лимфаденэктомия при раке левой (а) и правой (б) почки (лимфатические узлы, подлежащие удалению выделены цветом).
Рис. 6. Электролигирование и пересечение почечной артерии.
Техника лапароскопической радикальной нефрэктомии
При мобилизации левой половины ободочной кишки рассекается снизу вверх брюшина по левому латеральному каналу, при этом сразу обнажается преренальный листок fascia retroperitonealis, тупым и острым путем сравнительно легко отсепаровывается параколон (рис. 2). Постепенно обнажается забрюшинное пространство. Мелкие сосуды коагулируются. Продолжая дальнейшее выделение нисходящей и селезеночного изгиба ободочной кишок, следует быть предельно внимательным, чтобы не повредить расположенные рядом селезенку и хвост поджелудочной железы. Кроме того, встречаются варианты связочного аппарата толстой кишки, когда селезеночный изгиб интимно сращен с нижним полюсом селезенки. При мобилизации селезеночного изгиба и пересечении селезеночно-ободочной связки использование аппарата «LigaSure» значительно упрощает и ускоряет вмешательство (рис. 3). Следует отметить, что фасциальной границей мобилизации забрюшинно расположенных отделов ободочной кишки является fascia Toldti, которая располагается между корнем брыжейки и восходящей (или нисходящей) ободочной кишкой.
При мобилизации правых отделов рассекается брюшина по правому латеральному каналу, и, непосредственно, по преренальному листку fascia retroperitonealis выделяется брыжейка ободочной кишки. Работая в нужном слое, данный этап проходит практически бескровно. При этом обнажается забрюшинное пространство (Рис. 4). Аккуратное, анатомичное оперирование, на наш взгляд, является основным средством профилактики ятрогенных повреждений, расположенных в непосредственной близости от линии диссекции органов. В дальнейшем пересекаются печеночно-ободочная и, при необходимости, желудочно-ободочная связки, затем ДПК мобилизуется по Кохеру для визуализации нижней полой вены и аорты.
Далее начинается выполнение регионарной лимфаденэктомии от бифуркации аорты до диафрагмы, которая включает:
По окончании лимфаденэктомии должны быть видны lig. longitudinalis anterior, ножка диафрагмы и фасция поясничной мышцы (границы резекции).
В начале лимфаденэктомии осуществляется диссекция тканей до уровня fascia endoabdominalis – непосредственно около аорты и до преренального листка fascia retroperitonealis – латеральнее fascia endoabdominalis. Следуя вдоль указанных фасций, снизу вверх отсепаровывается клетчатка в области бифуркации аорты и подвздошных сосудов (если необходимо), а также парааортальная, паракавальная клетчатка. Латеральными границами являются мочеточники, которые окружены фасциальным листком. Этот фасциальный футляр образован двумя листками околопочечной фасции (фасция Герота). Таким образом, дальнейшая лимфодиссекция осуществляется по ходу fascia endoabdominalis, оттесняя fascia retroperitonealis с проходящими в ней мочеточниками латерально. Дорсальной границей лимфодиссекции на этом этапе операции является m. рsoas. Технически лимфодиссекция выполняется двумя инструментами – мягким зажимом и ножницами с использованием монополярной коагуляции, которыми пересекаются ткани максимально отводя от сосудов движениями «от себя» (с целью профилактики повреждения стенок крупных сосудов) или ультразвуковым скальпелем, что более безопасно. Затем пересеченные ткани смещаются в сторону опухоли.
Далее, по мере продвижения вдоль аорты вверх, визуализируются почечная артерия и вена. Необходимо отметить, что этапы создания лапароскопического доступа и лимфаденэктомия являются общими для нефрэктомии и резекции почки.
При выполнении нефрэктомии почечная артерия (диаметр до 7 мм) лигируется аппаратом «Liga SURE» (Tyco), пересекается, при необходимости на культю дополнительно накладываются 2 клипсы (почечная вена, при необходимости, отводится каудально S- образным ретрактором) (Рис. 6). Почечная вена (диаметр до 12 мм) лигируется аппаратом «LigaSure» (Covidien), или перевязывается и дополнительно клипируется. Отметим, что, как правило, необходимо 2-3 аппликации аппарата на сосуд, при этом пересечение сосуда лучше выполнить эндоножницами между зонами коагуляции (Рис. 7,8).
После лимфодиссекции и обработки почечных сосудов выполняется мобилизация почки с опухолью (единым блоком без вскрытия фасции Герота) с использованием монополярной коагуляции и аппарата «LigaSure» (Covidien). Мочеточник выделяется до границы нижней и средней трети и пересекается аппаратом «LigaSure» (Covidien) (Рис. 9).
Препарат извлекается из брюшной полости в пластиковом контейнере, через расширенный до 4-6 см умбиликальный доступ или доступ в любой области брюшной стенки при наличии послеоперационного рубца от предыдущих операций. Вид операционного поля после удаления препарата представлен на рис. 10. Брюшная полость дренируется одним страховым дренажом (к ложу почки).
Таким образом, при выполнении радикальной нефрэктомии по поводу рака почки лапароскопический доступ является альтернативой открытому, обеспечивая соблюдение онкологических требований при более легком течении послеоперационного периода и высоком качестве жизни оперированных пациентов.
Рис. 7. Электролигирование почечной вены аппаратом «LigaSure» (Covidien) (вена предварительно перевязана).
Рис. 8. Пересечение почечной вены эндоножницами после электролигирования аппаратом «LigaSure» (Covidien).
Рис. 9. Пересечение мочеточника.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ ПО ТЕМЕ ЛАПАРОСКОПИЧЕСКАЯ НЕФРЭКТОМИЯ И РЕЗЕКЦИЯ ПОЧКИ
На все ваши письма я отвечаю всегда только сам. Я помню, что вы доверяете мне самое ценное — свое здоровье, свою судьбу, свою семью, своих близких и делаю все возможное, чтобы оправдать ваше доверие. Каждый день я по нескольку часов отвечаю на ваши письма. Направляя мне письмо с вопросом, вы можете быть уверены, что я внимательно изучу вашу ситуацию, при необходимости запрошу дополнительные медицинские документы. Огромный клинический опыт и десятки тысяч успешных операций помогут мне разобраться в вашей проблеме даже на расстоянии.
Многим пациентам требуется не хирургическая помощь, а правильно подобранное консервативное лечение, в то время как другие нуждаются в срочной операции. И в том, и в другом случае я намечаю тактику действий и при необходимости порекомендую прохождение дополнительных обследований или неотложную госпитализацию. Важно помнить, что некоторым больным для успешной операции требуется предварительное лечение сопутствующих заболеваний и правильная предоперационная подготовка.
В письме обязательно (!) укажите возраст, основные жалобы, место проживания, контактный телефон и адрес электронной почты для прямой связи. Чтобы я мог детально ответить на все ваши вопросы, прошу высылать вместе с вашим запросом сканированные заключения УЗИ, КТ, МРТ и консультаций других специалистов. После изучения вашего случая, я направлю вам либо подробный ответ, либо письмо с дополнительными вопросами.
В любом случае я постараюсь вам помочь и оправдать ваше доверие, которое является для меня наивысшей ценностью.